История 6 класс Культура XV -XVI в.
план-конспект занятия по истории (6 класс) на тему

Елисеева Вера Ивановна

Разработано интерактивное занятие в нескоьких вариантах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_6.doc64 КБ
Office presentation icon kultura_rossii_xv_veka.ppt1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 г. Поронайска

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ИСТОРИЯ РОССИИ 6 КЛАСС

АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ В  XIV – XVI В.В.

Выполнила:                          

                    Елисеева Вера Ивановна

 

Поронайск, 2015

ТЕМА УРОКА «АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ В  XIV – XVI В.В.»

Дата разработки: 24.05.2015 г.    Количество времени  1 урок (45 мин.)

        Тип урока: урок усвоения нового материала

        Форма урока: урок экскурсия

        Вид урока: 1 вариант – виртуальная экскурсия с использованием презентации «АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ В  XIV – XVI В.В.»

            2 вариант – киноэкскурсия  с использованием кинофильма «Московский кремль»

            3 вариант – виртуальная экскурсия с использованием Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия

             4 вариант – виртуальная экскурсия с использованием электронного приложения к учебнику «История России: с древнейших времён до конца XVI века: учебник для 6 класса ОУ.А. А. Данилов, Л. Г. Косулина М. : Просвещение, 2009.

        Цель урока: организовать познавательную деятельность учащихся 6 класса, в ходе которой они получат представление об архитектуре и живописи XIV – XVI веков.

        Задачи урока:

обучающая  содействовать тому, чтобы учащиеся в ходе урока при работе с электронным ресурсом учебника получили представление об архитектуре Москвы XIV -  XVI  вв., живописи А.Рублёва, Ф. Грека;

развивающая  содействовать становлению навыка планирования деятельности, пользования печатными и электронными средствами информации, адекватно воспринимать информацию, связно излагать информацию, анализировать свою деятельность;

воспитывающая  создать на уроке ситуацию, в которой будет идти воспитание уважительного отношения к достижениям русской культуры, духовно-нравственного, патриотического воспитания, эстетического вкуса

          Ожидаемые результаты: у учащихся будет сформировано представление о шедеврах мировой культуры:  Московский кремль, Успенский, Благовещенский, Архангельский , Покровский соборы, церковь Вознесения, иконопись А. Рублёва, Ф. Грека.

ОПИСАНИЕ ИДЕИ ЗАНЯТИЯ

        1 вариант: самостоятельная поисковая работа по заданиям в группах или индивидуально с использованием электронного ресурса «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» с последующим рассказом с показом слайдов презентации учителя.

       2 вариант: урок экскурсия с использованием презентации учителя

       3 вариант: урок экскурсия с использованием кинофильма «Московский Кремль»

        4 вариант: урок экскурсия с использованием электронного приложения к учебнику «История России: с древнейших времён до конца XVI века: учебник для 6 класса ОУ.А. А. Данилов, Л. Г. Косулина М. : Просвещение, 2009.

         Методы: словесный, наглядный

         Оборудование: мультмедийный проектор, ПК с ПО

СТРУКТУРА УРОКА

1. Организационный этап. Целевая направленность (1 мин)

             Проверить: наличие учебников, рабочих тетрадей, тетрадей для записей на уроке, дневников у учащихся.

             Включить мультимедийный проектор с презентацией.

             Включить ПК с соответствующим ПО

2. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.(2 мин)

     1 вариант: § 27, задание  в рабочей тетради к § 27.

     2 вариант: по электронному ресурсу § 27, Контроль к § 27

     Сообщения о храмах, иконописцах из i

3.Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний (3 мин)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Действия учителя

Действия учеников

Показать слайд 1

Слайд 2

Почему такое название?

Слайд 3

Слайд 4. В ходе экскурсии ответьте, так ли было и есть?

«Москва утверждала своё величие силой красоты и духовности»

Запись в тетради. Путевой дневник

«Хождение в град Москов»

В тетради сделать таблицу со слайда

4. Этап. Этап усвоения новых знаний (36 мин)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Действия учителя

Действия учеников

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Открыть § 27

Открыть  «Каталог»

Первая остановка

Открыть «Фотоизображения»

В.Васнецов «Московский кремль»

Беседа: тезисы материал ?

              украшение или крепость

              когда построен?

              кто зодчий

Открыть «Интерактивную модель»

Московский кремль

Беседа о плане Кремля

Вторая остановка

Открыть «Интерактивную модель»

Соборная площадь

Третья остановка

Успенский собор

Открыть «Фотоизображение»

Вход в Успенский собор

Интерьер Успенского собора

Беседа: западная сторона, купола, абсиды, неф, мир земной, фрески

Четвёртая остановка

Открыть «Фотоизображение»

Грановитая палата

Пятая остановка

Открыть «Интерактивную модель»

Грановитая палата

Шестая остановка

Открыть «Фотоизображение»

Церковь Вознесения»

Говорю о шатровом стиле

Седьмая остановка

Открыть «Фотоизображения»

Покровский собор

Крыльцо Покровского собора

Открыть i

Тайны Покровского собора

Восьмая остановка

Открыть слад-шоу

Андрей Рублёв

Даю пояснения о духовном смысле иконы

Открывают «Фотоизображения»

Донская богоматерь

Даю пояснения о духовном содержании иконы

Подведение итогов экскурсии

Как вы понимаете после экскурсии высказывание

Вывод:

Москва утверждала своё величие силой красоты и духовности

Два клика

Два клика

Запись в «Хождении …»

Учебник § 27

Выводы: крепость, величественная, просматривается готика.

Узнают и записывают названия храмов Соборной площади: Успенский, Благовещенский, Архангельский; Грановитая палата

Два клика.

Находят информацию о времени построения, зодчем, духовном значении собора

Рассматривают Благовещенский собор,

Грановитую палату, делают записи

Два клика

Рассматривают интерьеры Грановитой палаты. Фрески.  Находят информацию о зодчем и времени построения

Рассматривают, находят информацию о церкви, записывают

Рассматривают, делают записи в дневнике

Рассматривают икону.

Рассматривают икону

Дети высказывают свои суждения

Тезисы: да, красиво

               да, величественно

               высокий духовный смысл

5. Этап закрепления новых знаний. (3 мин)

       Дети заполняют путевой дневник «Хождение в град Москов», используя все источники информации, сотрудничая друг с другом. Можно оценить полноту ответов в дневниках

6. Результативность достижений на уроке.(1 мин – 2 мин )

          а) По полноте заполнения путевых заметок

          б) Рефлексия по слайду  в процентном отношении

Спасибо за урок. До свидания

ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ УРОКА

Этапы

Форма и методы

Ожидаемые результаты

Формы контроля и оценивания

Мотивационный

Словесный: рассказ

Наглядный: презентация

Осознание цели урока и проблемы

Устные ответы, путевой дневник

Проблемный

Словесный: рассказ

Наглядный: презентация

Осознание  проблемы урока

Устные ответы

Информационный

Наглядный: презентация, электронный ресурс

Представление о достижениях архитектуры и живописи XIV – XVI вв., знание имён, понимание духовного смысла

Устные ответы, полнота заполнения путевого дневника

Аналитический

Словесный: эвристическая беседа,

Ответы учащихся на проблему урока

Устные ответы

Рефлексивный

Наглядные.

Словесные: суждения учащихся

Положительные эмоции учащихся

Нет оценок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Архитектура и живопись в XIV – XVI вв. Авторы: Елисеева В.И., 2010 г

Слайд 2

Урок-экскурсия Заполните путевой журнал «Хождение в град Москов…» Что видел Когда построено, написано Кто автор Впечатление

Слайд 3

Проблема урока В ходе экскурсии ответьте, так ли было и есть? «Москва утверждала своё величие силой красоты и духовности»

Слайд 4

Архитектура Строительство Московского Кремля. Миниатюра из летописи. Стены и башни Московского Кремля.

Слайд 5

«Кремль – алтарь России» М.Ю. Лермонтов Спасская башня — главная башня Московского Кремля (проездная). Антонио Солари в 1491. Благовещенская башня Московского Кремля.

Слайд 6

Архитектура Успенский собор Московского Кремля (1475-1479; архитектор Аристотель Фьораванти). Общий вид со стороны Соборной площади.

Слайд 7

Архитектура Интерьер Успенского собора. Вид на главный иконостас Южный вход в Успенский собор. Видны перспективный портал и аркатурно-колончатый пояс.

Слайд 8

Архитектура Архангельский собор был возведен в 1505-1508 гг. в честь архангела Михаила Алевизом Новым на Соборной площади. Постройка началась при Иване III и была закончена при его сыне, великом князе Василии Ивановиче.

Слайд 9

Архитектура Благовещенский собор Московского Кремля был построен в 1484-1489 гг. псковскими мастерами. Это один из личных домовых храмов великих московских князей, а затем и русских царей. архитектуры и живописи. Огромную ценность представляет его иконостас, выполненный в 15-18 вв.

Слайд 10

Архитектура Покровский собор Строительство храма Василия Блаженного. Миниатюра из летописи

Слайд 11

Архитектура Покровский собор Внутреннее убранство Покровского собора

Слайд 12

Архитектура Грановитая палата построена в 1487–1491 гг. русскими мастерами под руководством итальянских архитекторов Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Это часть царского двора, построенного в конце 15 в. Иваном III, его парадный тронный зал. На протяжении веков здесь отмечались многие крупные события в жизни Русского государства: заседали земские соборы и боярская дума.

Слайд 13

Андрей Рублёв «Троица»

Слайд 14

Андрей Рублёв . «Спас в Силах». . «Апостол Павел».

Слайд 15

Феофан Грек «Богоматерь» Икона из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского кремля. Фрагмент. Конец 14 в.

Слайд 16

Феофан Грек «Троица». Фреска церкви Спаса на Ильине в Новгороде.

Слайд 17

Феофан Грек « Богоматерь Донская» Икона. Фрагмент. 1390-е гг. Третьяковская галерея, Москва.

Слайд 18

Сердце России Московская держава пожелала подчеркнуть внешним блеском и пышностью высокое положение, занятое ею в мире

Слайд 19

Ваше впечатление от путешествия ? А Б В

Слайд 20

Спасибо за урок До свидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по историии в 9 классе "История отечественной культуры X-XVIII вв.

В работе представлена программа элективного курса, ее цели и задачи, поурочное планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...

История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга

   В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...

Программа курса внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга.5 класс". Базовый уровень (34 часа, 1 час в неделю).Включена в региональный компонент учебного плана предметной области "История".

Важным компонентом образования на территории  Российской Федерации является региональный компонент, который предусматривает изучение истории и современной проблематики народов, регионов. Данная р...

Интегрированный урок в 7 классе по истории России и истории Татарстана «Культура и архитектура в XVI-XVIII веках ».

Когда-то Иоганн Вольфганг Гете сказал: «Архитектура – это музыка, застывшая в камне». Величайшие умы на протяжении всей истории пытались разга...