Урок истории в 6 классе
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Комбинированный урок истории в 6 классе на тему" Реформы Избранной рады" с элементами практической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_istorii_6_klass.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 6 классе по истории России с древнейших времен до конца XVI века на тему « Реформы Избранной рады».
Цели:
Обучающая: формирование представлений учащихся о личности Ивана IV, сути и характере реформ второй половины XV в.
Развивающая: создание условий для развития у учащихся активной мыслительной деятельности через активные формы работы с текстом.
Воспитательная: формирование понимания неоднозначности оценки исторических деятелей
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
суть и характер реформ Ивана IV
органы управления государством во второй половине XV в.
Учащиеся должны понимать, что такое:
централизованное государство
Земский собор
Избранная Рада
стрелецкое войско
Судебник
Учащиеся должны уметь:
умения передавать содержание текста в сжатом виде
проводить информационно-смысловый анализ текста
формулировать выводы
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный урок с элементами практической работы.
Дидактическое и методическое оснащение урока: учебник «История России с древнейших времен до конца XVI в.» Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина; раздаточный дидактический материал (отрывки из «Курса русской истории» В.Ключевского), презентация , видеоролик Н.М. Карамзин «История государства Российского».
Оборудование:
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран.
Ход урока
- Проверка домашнего задания (10 минут):
Перед тем как мы начнем новую тему, давайте повторим материал, изученный на прошлом уроке. Внимание на экран. ( слайд 2) Перед вами шесть событий. Ваша задача расставить события в хронологическом порядке от раннего к позднему. На листочке № 1 эти события показаны. Пронумеруйте их сначала на листке. (4 минуты)
Следующее задание: перед вами на экране (слайд 3) даны определения и листок № 2 с понятиями. Ваша задача соотнести понятия с вашего листка с определением на экране. (4 минуты)
- Изучение нового материала (35 минут):
Слайд 4
Введение в тему: на предыдущих уроках мы познакомились с правлением московских князей Ивана III и Василия III. На сегодняшнем уроке мы начнем разговор о последнем представителе династии Рюриковичей – Иване IV, получившем прозвище Грозный.
Запишите число и тему урока.
Слайд 5
Постановка учебной задачи: В ходе урока необходимо будет оценить начало правления Ивана IV.
План
- Боярское правление в начале XVI в.
- Личность Ивана IV.
- Укрепление центральной власти
- Стоглавый собор. Реформы государственной власти сер. XVI века.
- Военная реформа
1. Боярское правление.
Рассказ учителя: Иван IV – будущий царь в ночь с 24 на 25 августа 1530 г.
Посмотрите на форзац учебника, назовите указанные годы правления Ивана (1533 по 1584 г.)
Внимание на экран. Видеоролик о завещании Василия.
Вопрос: Мог ли 3-летний Иван править самостоятельно? Конечно, нет. Отец Ивана Василий III умер в 1533 г, перед смертью назначив опекунский совет из 7 влиятельных бояр над своим сыном Иваном, наказав боярам «беречь» сына и приобщать к государственным делам. Наступило время боярского правления. Это была эпоха беззакония, насилия, вражды и борьбы за власть. Злоупотребления и взяточничество достигли невиданных размеров. Начались народные волнения. Чтобы прекратить народные волнения и восстановить правильную и четкую работу государственного аппарата, необходимы были реформы.
(слайд 6)
Вдова Василия III - Елена Глинская, тяготившаяся боярской опекой, взяла управление государством в свои руки. По легенде, эта женщина происходила из рода Мамая. Но волею судеб оказалась в Великом княжестве Литовском и стала литовской княжной. В 1526 году вышла замуж за Великого князя московского. После смерти мужа фактически стала правительницей при трехлетнем сыне. За время своего правления (менее 5 лет) Елена Глинская сумела провести в стране ряд реформ.
Работа с текстом учебника: Задание: Прочитать 3 абзац п. 1 и дописать название реформ.
Запись на доске:
Реформы Елены Глинской:
- введение … (единой денежной единицы (московский рубль)
- создание … (денежной система: рубль – полтина, полуполтина, гривна, алтын.)
- основание … (Монетного двора)
- введение … (единых единиц длины и веса.)
Допишите конец предложений на листочке № 3
Вопрос: чему способствовало проведения данных реформ ?
Рассказ учителя: После смерти Елены Глинской в стране снова началась ожесточенная борьба за власть: отравления, убийства, заключение в темницу, насильственное пострижение в монахи стало обычным делом при московском дворе. И все это происходило на глазах юного Ивана., в эпоху так называемого «боярского правления». Детство осталось в памяти Иоанна как время обид и унижений, конкретную картину которых он лет через 20 дал в своих письмах к князю Курбскому.
Я предлагаю посмотреть видеоролик с диска Н.М. Карамзин «История государства Российского» (4 минуты)
А теперь давайте познакомимся с личными воспоминаниями Ивана.
Работа учащихся с документом «О боярском правлении» стр. 200 учебника.
(слайд 8)
А теперь давайте выясним какие черты характера Ивана показывал русский историк В.О. Ключевский в своем знаменитом труде «курс русской истории».
2. Личность Ивана IV.
Работа в группах с раздаточным дидактическим материалом
Задание: используя отрывки из документов В.О. Ключевского, русского историка, написавшего знаменитый труд «Курс русской истории», составить характеристику черт характера Ивана IV .
Дидактический материал для работы групп.
1 группа. «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство, рано испортили этот ум, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рано осиротел – на четвертом году жизни лишился отца, а на восьмом потерял мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне».
2 группа. «Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, (он) рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.
3 группа. «Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос (он), были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называют страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, (он) рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность – высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которые чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон.
4 группа. «По природе и воспитанию он был лишен нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотно склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки; он не умел сладить с малейшим неприятным случаем. В 1577 году на улице в завоеванном ливонском городе Кокенгаузене он благодушно беседовал с пастором о любимых своих богословских предметах, но едва не приказал его казнить, когда тот неосторожно сравнил Лютера с апостолом Павлом, ударил пастора хлыстом по голове и ускакал со словами: »Поди ты к черту со своим Лютером». В другое время он велел изрубить присланного ему из Персии слона, не хотевшего стать перед ним на колена».
Проверка выполнения работы: высказывания учащихся о личности Ивана IV.
(слайд 9)
Учитель. Иван Грозный - самый загадочный и самый жестокий царь на Руси, был высокообразованным и просвещенным человеком, сочинял музыку, собрал уникальную, лучшую в мире библиотеку оставил в Москве и истории свой неизгладимый след. Вот такой человек на 17 году жизни заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на царство. (слайд) Это было новшество. До Ивана 4 венчали на великое княжение. В чем же разница?
Работа с текстом учебника: стр. 194, 2 абзац, запись даты – январь 1547 г.
Учащиеся в результате высказываний приходят к выводу: венчание на царство ставило Ивана на одну ступеньку с другими знатными правителями мира и поднимало международный авторитет России. Период боярского правления закончился. Царь Иван стал самодержавным государем.
3. Укрепление центральной власти
Давайте вспомним, как управлялось государство в начале 15 века.
Как назывался правитель в России в 15 веке (Великий князь).
Как назывался совет из представителей старинных боярских родов при князе (Боярская дума).
Как назывались центральные органы управления (приказы).
Как назывались люди, правившие отдельными уездами страны (наместники).
На доске один из учащихся записывает схему органов управления в XV в.
Рассказ учителя. Перед Иваном IV стояли большие задачи: Необходимо было создать единую систему центральных и местных органов управления, утвердить единое законодательство и суд, войско и налоги, преодолеть унаследованные от прошлого различия между отдельными районами. Первое, что сделал царь – это укрепил и расширил органы управления. Царь создал совет, в который вошли близкие царю люди ( А.Ф. Адашев, священник Сильвестр, князь Курбский, Макарий) Этот совет стал называться Избранная рада. Царь и избранная Рада задумали провести в стране реформы. С ними мы сейчас и познакомимся.
(слайд 10)
1549 – первый Земский собор – это орган при царе из представителей различных слоев населения для решения важных государственных дел.
1550 – принятие нового Судебника. Вспомните, когда и кем был введен первый Судебник? Что значит выражение «Юрьев день». (слайд 11)
Появляются новые приказы. Их 80. Каждый ведал определенными государственными делами.
Задание: Предположите, чем занимался каждый из приказов, судя по названию. (слайд 13)
Выслушивание ответов, уточнение, корректировка, заполнение таблицы. (слайд 14)
1551 г. - состоялся церковный собор, получивший название Стоглавый.
Работа с текстом учебника: найдите объяснение данного названия.
Задание: Из пункта «Стоглавый собор» выберите решения собора:
1556 г – реформа местного самоуправления. Учреждены должности губных старост (губа – территориальный округ: уезд, волость) и земские старосты там, где большинство населения составляли черносошные крестьяне
Работа по учебнику: стр. 198 , функции выборных органов.
Запись: выборные органы:
- вершили суд;
- следили за соблюдением законов и порядка:
- собирали подати
Вывод: В целом сохранялись старые органы управления (центральные и местные), но в их деятельность вносились существенные изменения
4. Военная реформа (слайд 15)
Рассказ учителя: Стрельцы вооружались за счет государства огнестрельным оружием (пищалями), были одеты в суконные кафтаны, отделанные на груди поперечными шнурами. На голове носили островерхие суконные шапки с меховой опушкой. Стрелец был вооружен тяжелым гладкоствольным ружьем – пищалью и саблей. За службу стрельцы получали хлебное, денежное и земельное жалование. В мирное время стрельцы несли службу у городских ворот, на крепостных стенах, на улицах. Жили стрельцы в слободах, где в свободное время занимались ремеслом и торговали своими изделиями. Среди стрельцов были сапожники, шорники, оружейники.
Введение даты: в 1556 г. было принято «Уложение по службе», определявшее точные нормы обязательной службы в царском войске от всех землевладельцев.
Иллюстрация стр. 199, «конный воин – дворянин».
Подведение итога работы на уроке: оценка учащимися начала правления царя.
Вывод: Таким образом, реформы 1550-х гг. правления Ивана IV были направлены на усиление центральной власти.
Выставление оценок за активную работу на уроке.
III. Домашнее задание:
- §23
- Творческое задание: подготовить сообщения по иллюстрациям в учебнике (Шапка Мономаха, царский трон Ивана )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"
1. Цель урока: Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...
Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »
Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"
Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...
"Поднебесная империя" План-конспект урока истории,6 класс. Шарипова Зиля Ринатовна,учитель истории и обществознания МБОУ"Лицей№4 г.Азнакаево" АМР РТ
Тема урока: Поднебесная империя....
Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"
Задачи урока:· сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...
презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира
Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...
Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"
Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....