Тема урока: « Научные знания и письменность в Египте»
план-конспект занятия по истории (5 класс) на тему
Тема урока: « Научные знания и письменность в Египте»
Цели урока: - познакомить учащихся с процессом зарождения письменности и научных знаний в Египте; показать, чему и как учили в древнеегипетской школе
- развивать у учащихся умение анализировать, делать логические выводы и умозаключения, сравнивать и сопоставлять историческое воображение и образную речь
- внести вклад в эстетическое воспитание учащихся, способствовать формированию нравственных эмоций и эстетических чувств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема урока: « Научные знания и письменность в Египте» 5 класс | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Научные знания и письменность в Египте»
Цели урока: - познакомить учащихся с процессом зарождения письменности и научных знаний в Египте; показать, чему и как учили в древнеегипетской школе
- развивать у учащихся умение анализировать, делать логические выводы и умозаключения, сравнивать и сопоставлять историческое воображение и образную речь
- внести вклад в эстетическое воспитание учащихся, способствовать формированию нравственных эмоций и эстетических чувств
Оборудование: карта « Древний Египет», картины из альбома по истории культуры Древнего мира, учебник по истории древнего мира, 2 конверта с кроссвордом, 2 карты-путеводителя по Египту, презентация о Древнем Египте ( 8-10 слайдов), презентация по теме урока , аудиокассета с египетской музыкой.
Ход урока
- Подготовка учащихся к усвоению нового материала
Учитель: ребята, сегодня я приглашаю вас продолжить путешествие по Древнему Египту, приглашаю заглянуть в древнеегипетскую школу, познакомиться с ее учениками и узнать, чему и как учили юных египтян. Думаю, что также вам будет интересно узнать, какие научные знания были известны египтянам задолго до нашей эры. Экипажи готовы к путешествию? Тогда я приглашаю агента туристической фирмы « Глобус».
Агент туристической фирмы: здравствуйте, ребята! Я агент турфирмы «Глобус». Наша фирма организовывает поездки в те страны, которые вы изучаете на уроках истории. Сегодня у нас есть возможность побывать в Древнем Египте. А что вы знаете об этой удивительной стране?
Учитель: уважаемый агент! Ребята готовились заранее к путешествию и собрали много интересных сведений о Египте. Наше задание так и называлось « Знаете ли вы, что…»
Выступают учащиеся ( по желанию): знаете ли вы, что…
- Большую часть территории Египта занимают две обширные и жаркие пустыни – Синайская и Сахара. Сахара – самая большая пустыня и самое жаркое место на Земле.
- Когда в пустыне дует ветер, песок может перемещаться, образуя дюны высотой до 150 метров.
- Нил – самая длинная река в мире, ее протяженность составляет 6695 км
- Древние египтяне дрессировали обезьян, обучая их собирать финики с пальм.
- Каждый каменный блок, который использовали египтяне для строительства пирамид, весил около 2,5 тонны – как большой джип. На строительство пирамиды Хеопса , например, ушло2 300 000 таких блоков.
- « Корабль пустыни» верблюд может прожить без питья около 8 недель, но когда он добирается до оазиса, то за несколько минут выпивает более 100 литров воды – почти полную ванну!
Агент туристической фирмы: спасибо, спасибо, ребята! Вы просто молодцы! Я так много узнал нового об этой удивительной стране. Теперь можем отправляться в путь. Однако, мы забыли купить билет. Вы сможете получить его, если разгадаете кроссворд « Пирамида», который находится у вас в конвертах ( кроссворд состоит из 6-8 исторических терминов по теме «Древний Египет». На разгадывание – 3 минуты, и сразу же проверка).
Агент туристической фирмы: вы успешно справились с заданием, поэтому я вручаю вам билеты – карту-путеводитель по Египту. Счастливого пути!
Учитель: дети! Мы совершаем наше воображаемое путешествие на «машине времени». Сядьте удобней и приготовьтесь к полету. Турфирма позаботилась о том, чтобы в полете нас сопровождала музыка и видеосюжеты. ( Звучит египетская музыка , на экране – презентация о Древнем Египте. По окончании презентации учитель спрашивает детей о целях путешествия, т.е каковы цели урока).
- Изучение нового материала
А. Письменность в Древнем Египте
Учитель: на Земле есть две страны, где письменность возникла раньше, чем во всех остальных странах мира. Одна из этих стран расположена на берегах Евфрата и Тигра и называется Двуречье – о ней речь впереди; другая страна – это Египет (слова сопровождаются показом по карте) . Письменность возникла в Двуречье и в Египте примерно в одно время, более 5 тысяч лет назад. Задание: сосчитать, за сколько тысячелетий до н.э. возникла письменность в Египте. Знаний у египтян накопилось больше, чем люди могли удержать в памяти и устно передавать другим. Это привело к изобретению письма. Первыми знаками для письма были рисунки. Их называют иероглифами. ( Слайды - египетские иероглифы). А ключ к египетским иероглифам в1822 году нашел французский ученый Жан Франсуа Шампольон, который сумел их расшифровать, и с тех пор ученым открылись древнеегипетские тексты. ( Слайд – портрет Ф.Шампольона).
( Рассказ учителя об особенностях египетского письма с опорой на слайды презентации)
Вопросы уч-ся: сколько знаков для письма существовало в Древнем Египте? Как они называются? Почему так много знаков? Как вы думаете, трудно ли было учиться египетским детям в школе?
Б. Школы в Египте
Работа с текстом учебника ( чтение текста вслух, анализ текста)
Вопросы: кто ходил в школу? Чему учили детей в школе? Кого готовила школа? Как вы думаете, чем была привлекательна для египтян должность писца? ( Слайд – древнеегипетская статуя писца, письменные принадлежности).
Учитель: египтяне относились к профессии писца с большим уважением.
Учитель читает текст древнеегипетского документа « Поучение Хети»
Вопросы: как, по словам отца, жилось в Древнем Египте земледельцам, ткачам, строителям? А кто в этой стране жил хорошо?
Учитель: итак, в школе детей учили писать и считать. Ученики решали задачи по геометрии и арифметике. Давайте попробуем и мы решить задачу египетского школьника. Но для этого нам нужно знать, как египтяне писали цифры. ( Слайд – обозначение цифр в Египте). Вопрос: какой способ записи цифр удобнее: древнеегипетский или тот, которым пользуемся мы? Чем удобнее?
Задача. Каждый из 7 человек имеет 7 кошек. Каждая кошка съедает по 7 мышек, каждая мышка за одно лето может уничтожить 7 ячменных колосков, а из зерен одного колоска может вырасти 7 горстей ячменного зерна. Сколько горстей зерна ежегодно сохраняется благодаря кошкам?
В. Египетские папирусы
Учитель: на чем же писали в Древнем Египте?
( Слайды – заросли тростника на Ниле, свитки-древнеегипетские книги) Учитель рассказывает об изготовлении папируса.
Вопрос: во многих языках в наши дни бумагу называют словами, происходящими от слова «папирус». Подтвердите эту мысль на примере.
Г. Научные знания в Египте
Учитель: египтяне добились особенных успехов в изучении математики, астрономии, медицины. ( Слайд – постройка пирамиды). Вопрос: какие расчеты нужны были при постройке пирамиды? С постоянными подсчетами был связан и труд ремесленников. Вопрос: почему, например, важно было не ошибиться в счете ремесленникам, выплавляющим бронзу? А что приходилось считать земледельцам?
В соответствии с учебником учитель рассказывает о зарождении астрономических и медицинских знаний в Египте. ( Слайд – древнеегипетские медицинские инструменты).
- Закрепление изученного материала
Тест
- Как называлось египетское письмо?
А) буквы Б) иероглифы В) клинопись
2. Кто из ученых сумел расшифровать египетские иероглифы?
А) Шампольон Б) Геродот В) Эхнатон
3. Писчий материал, изготовленный из стеблей речной травы
А) бумага Б) папирус В)пергамент
4. Какие науки зарождаются в Древнем Египте?
А) астрономия и математика Б) физика и химия В) агрономия и физика
5. Кого готовила школа?
А) писцов и жрецов Б) ткачей и врачей В) земледельцев и писцов
- Рефлексия. Подведение итогов урока
- Что узнали нового на уроке? О чем хотели бы рассказать младшим сестрам или братьям, родителям?
- Что понравилось на уроке, что нет? С каким настроением уйдете на перемену?
5. Задание на дом
Составить кроссворд на тему «Древний Египет» ( на « 5» - 12слов, на «4» - 10 слов, на «3» -8 слов), повторить исторические термины по теме «Древний Египет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Обобщение знаний по теме «Подгруппа азота (Урок – игра « Звёздный час в химии».)
Закрепить знания учащихся о строении и свойствах азота и фосфора как простых веществ, так и их соединений, о промышленных способах производства аммиака,...
тема урока:"Обобщение знаний по теме:"Южные материки"
География.Страноведение.7 класс...
Урок письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»
Конспект урока письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»Тем...
Урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе»
Конспект урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе». Урок закрепления изучаемого материала....
Презентация к уроку производственного обучения по теме: "Изготовление швейных изделий ассортиментных групп". Тема урока: «Обобщение знаний об изготовлении швейных изделий. Познакомиться с петельной машиной полуавтоматического действия».
Презентация к уроку производственного обучения по теме: "Изготовление швейных изделий ассортиментных групп".Тема урока: «Обобщение знаний об изготовлении швейных изделий. Познакомиться с петель...
Конспект урока по активизации познавательной деятельности учащихся. Тема урока. Контроль знаний по теме: «Текстовый редактор».
Цель урока:· проверить и оценить теоретические знания учащихся по теме «Текстовый редактор»;· воспитывать стремление к овладению...
Тема урока: "Из истории русской письменности" Русский родной язык 6 класс
Тема урока: "Из истории русской письменности" Русский родной язык 6 класс...