Урок по теме "Марафонская битва" (5 класс)
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Тулепова Ольга Григорьевна

Урок по теме "Марафонская битва" (5 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание 1 уровня:

Вставьте подходящие по смыслу слова.

В ______г. до н.э. состоялось Марафонское сражение.  На Грецию напал персидский царь  _____. Только два греческих города выступили против персов: _________ и ____________. Афиняне избрали нового ___________, который руководил войском.  Мильтиад  построил свою армию в виде ___________.

 «Радуйтесь, мы победили!» - сказал юный греческий воин, пробежав от Марафона до Афин. В память об этом подвиге на олимпийских играх проводится спортивное состязание - ___________________.

Задание 2 уровня:

Найдите и исправьте ошибки в тексте.

Летом 490г. до н.э. гонец принес в Афины страшную весть: «В Марафонской бухте показались корабли римлян. Вооружайтесь!».

Все  способные сражаться встали в строй. На должность стратега Народное Собрание избрало стратега Дария, хорошо знавшего военные приемы персов.

Он применил новое построение войска фалангой. Греки так же, как и персы, имели огромную армию, конницу и лучников. Но греки не смогли победить персов.  В память об этой битве на олимпийских играх проводится марафонский бег.



Предварительный просмотр:

Урок истории в 5 классе «Победа греков над персами в Марафонской битве»

Тулепова Ольга Григорьевна, учитель истории МБОУ «СОШ №13»

Урок истории в 5 классе

«Победа греков над персами в Марафонской битве»

ЦЕЛЬ:

Обучающая: познакомить обучающихся с героической борьбой греков против персидской агрессии, подвести обучающихся к пониманию причин победы греков в Марафонской битве, а также установить связь Марафонской битвы с Олимпийскими играми;

Развивающая: развить умение правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные картосхемы, работать с терминами, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательная: способствовать воспитанию у обучающихся таких качеств характера как мужество и стойкость, любовь к Родине  на примере героической борьбы древних греков за свою независимость, а также воспитанию здорового образа жизни.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: мультимедийная презентация, анимационные картосхемы «Марафонская битва», выставка иллюстраций по теме «Марафонская битва»,  подготовленная обучающимися,  листы с уровневыми заданиями, карточки зеленого, синего и красного цвета для самоанализа.

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

(Слайд 1)  ПРЕЗЕНТАЦИЯ

2.Подготовка обучающихся к восприятию новой темы. Целеполагание.

(Слайд 2) Беседа:

- Какова тема прошлого урока? («Олимпийские игры в древности»)

- Что вам больше всего запомнилось из изученного материала? (повторяются сведения по теме)

-   Скоро в России пройдут Олимпийские игры в г.Сочи. Какое значение имеют Олимпийские игры? (проявление патриотизма, воспитание ЗОЖ)

- Какими качествами должен обладать участник Олимпийских игр? (выносливость, смелость, сила, ведение здорового образа жизни)

- Какие виды спортивных состязаний Олимпийских игр вам известны? (плавание, борьба, бег и т.д.)

- Какие разновидности бега вы знаете? (спринт, кросс, марафон)

(Слайд 3)- Марафонский бег. Что это за дистанция? Познакомимся с информацией о марафонском беге. (Чтение статьи)

- Ребята, с чем бы вы познакомились подробнее из этой статьи?

- Свяжите полученную информацию и попробуйте сформулировать тему урока.

(Слайд 4)- Молодцы! Запишите тему в тетрадь. Победа греков над персами в Марафонской битве»)

- Подумайте над целями урока. (Высказываются мнения)

3. Изучение нового материала.

- Давайте вспомним географическое положение Греции и Персии.

(Слайд 5) Работа с картой (у доски учащийся)

- Покажите Персию.

- Какие завоевания совершила Персия?

- Покажите Грецию.

- Сравните территории данных стран. Сделайте вывод.

Беседа:

(Слайд 6)- Сравните персидского воина и греческого воина. Сделайте вывод.

- Так почему же Греция сумела отстоять свою родину? Попробуем разобраться.

Слово учителя: 

(Слайд 7) В V веке до н.э. персидскому царю Дарию I захотелось подчинить себе Грецию. Так начались Греко-персидские войны - войны между Персией и  древнегреческими городами-государствами, отстаивавшими свою независимость. 

В города Эллады прибывали персидские послы. Они нагло заявляли: «Наш повелитель, царь царей, великий царь Дарий, владыка всех людей от восхода до заката, требует от вас земли и воды». Жители многих полисов считали безнадёжным сопротивляться персам и покорились Дарию. Лишь в двух крупнейших городах Афинах и Спарте – поступили иначе. Когда персидские послы прибыли в Афины, горожане в гневе убили их, столкнув со скалы. А спартанцы бросили послов в колодец со словами: «Там на дне вы найдёте достаточно и земли и воды!».

Летом 490 г. до н.э. пришла в Афины страшная весть: «В Марафонской бухте показались корабли персов. Вооружайтесь!»

(Слайд 8)На должность стратега Народное собрание избрало Мильтиада.

Работа со словарем:

Стратег – военачальник. (запись термина)

- В каком значении сейчас употребляется это слово?

- Можно ли олимпийского спортсмена назвать стратегом?

ФИЗМИНУТКА

(Слайд 9) - Свою стратегию выбрал и Мильтиад в Марафонской битве 490 г. до н.э. (запись даты)

(Слайд 10)- Так Мильтиад использовал особое построение своего войска – фалангой.

Работа со словарем:

Фаланга - плотно сомкнутый строй пехоты у древних греков. (запись термина)

- Посмотрим, как же проходило сражение.

(Слайд 11-12) Наблюдение анимационных карт и анализ:

- Подумайте, почему же все-таки греки победили персов? (стратегический план Мильтиада, патриотизм и храбрость греков).

(Слайд 13) Физминутка

        4. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне воспроизведения (работа в парах по алгоритму).

(Слайд 14)                                 Алгоритм

1. Договоритесь в паре, кто будет ученик №1, а кто ученик №2.

2. На основе прослушанного материала ученик №1 рассказывает ученику №2  ход Марафонской битвы, используя карту (стр.156-157).

- покажите на карте владения Персии и Греции;

- покажите на карте г.Марафон, Афины, Платеи;

- покажите путь персидского войска в Грецию;

- покажите место сражения;

- каков итог битвы;

- выделите причины победы греков;

- покажите расстояние между городами, с которым связан марафонский бег.

3. Ученик №2 выделяет новые значимые даты, личности, термины и расшифровывает их.

- дата Марафонской битвы;

- Мильтиад

-Дарий 1

-стратег

-фаланга

4. Совместно выявляются ошибки.

- Молодцы! Возникли ли трудности при работе? На какие факты нужно обратить внимание?

(Слайд 15)5. Систематизация и обобщение новых знаний (уровневое задание).

Задание 1 уровня:

Вставьте подходящие по смыслу слова.

В ______г. до н.э. состоялось Марафонское сражение.  На Грецию напал персидский царь  _____. Только два греческих города выступили против персов: _________ и ____________. Афиняне избрали нового ___________, который руководил войском.  Мильтиад  построил свою армию в виде ___________.

 «Радуйтесь, мы победили!» - сказал юный греческий воин, пробежав от Марафона до Афин. В память об этом подвиге на олимпийских играх проводится спортивное состязание - ___________________.

Задание 2 уровня:

Найдите и исправьте ошибки в тексте.

Летом 490г. до н.э. гонец принес в Афины страшную весть: «В Марафонской бухте показались корабли римлян. Вооружайтесь!».

Все  способные сражаться встали в строй. На должность стратега Народное Собрание избрало стратега Дария, хорошо знавшего военные приемы персов.

Он применил новое построение войска фалангой. Греки так же, как и персы, имели огромную армию, конницу и лучников. Но греки не смогли победить персов.  В память об этой битве на олимпийских играх проводится марафонский бег.

Проверяют консультанты (это те обучающиеся, которые быстро и правильно справились с заданиями).

- Ребята, что нового вы сегодня узнали?

(повторяется материал: выделяется главное, упоминается связь с олимпийскими играми, говорится о роли патриотизма).

- Цели урока совпадают с результатом

(Слайд 16) 6. Организация подачи домашнего задания.

Параграф 34, рассказ по карте.

(Слайд 17) 7. Подведение итогов урока.

- Почему вы так оценили урок?

- Какой вид работы вам понравился больше?

- Что не понравилось?        

- Какие рекомендации вы можете дать одноклассникам, учителю?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы VIII вида "Бородинская битва"

Конспект комбинированного урока по программе 8 класса школ VIII вида. Является частью в изучении темы "Отечественная война 1812 года". Урок рассчитан на 2 часа учебного времени. На уроке используются ...

Урок истории в 6 классе "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва."

Урок помогае топределить факторы, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель, рассмотреть ход и значение Куликовской битвы...

Урок истории Московская битва 9 класс

Данный урок позволяет учащимся познакомиться с мужеством и героизмом участников битвы за Москву....

Урок истории в 8 классе "Бородинская битва".

В 2012 году наша страна отмечала двухсотлетие со дня Бородинского сражения. Трудно переоценить значение этого события для России. Истории суждено было так распорядиться, что Бородинское поле навсегда ...

Технологическая карта урока истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»

Урок представлен в технологической форме, разработан в соотвнтствии с требованиями ФГОС....

Урок Мужества «Великая битва на Волге» (встреча с ветераном ВОВ, участником Сталинградской битвы)

Конспект внеклассного мероприятия в форме урока мужества, посвященного 70-летию Великой Победы. Рассчитан на 45 мин., для 7-8 классов, можно проводить и в страшем звене. Урок можно проводить с ноября ...

Методическая разработка урока истории в 5 классе. Тема урока: "Герои Марафонской битвы"/

Методическая разработка урока истории в 5 классеТема урока: "Герои Марафонской битвы"Учитель: Мамедова Самира ХакимовнаЦель урока: содействовать формированию целостного знания и представления у учащих...