Урок истории Московская битва 9 класс
методическая разработка (история, 9 класс) по теме

Михалкина Лариса Геннадиевна

Данный урок позволяет учащимся познакомиться с мужеством и героизмом участников битвы за Москву.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_rossii_9_klassa.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Урок истории России 9 класс.

Тема урока: «Московская битва »

Эпиграф: «Сыны Москвы с отвагой несравненной

Вы все расчеты вражьи погребли:

Здесь пробил час душителя вселенной,

Забрезжил здесь рассвет для всей земли»

Э.Вайнерт

Цель урока:

Познакомить учащихся с событиями связанными с битвой под Москвой; показать героизм и патриотизм советского народа в этом сражении; выяснить, в чем причины победы Советской Армии и определить роль Московской битвы в ходе Великой Отечественной войны и второй Мировой войны.

Музыкальный эпиграф:

«Песня защитников Москвы», музыка Б.Мокроусова, слова А.Суркова.

«Моя Москва», музыка И.Дунаевского, слова М.Лисянского.

Оборудование:

Карта «Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 г.г.»; карта «Битва за Москву»; кинофрагмент «Битва за Москву»; плакаты И. Тоидзе. «Родина-мать зовет», Н.Жуков, В. Климатин «Отстоим Москву», портреты З. Космодемьянской, В.Талалихина, членов Ставки Верховного Главнокомандования, военачальников.

События  глазами художника:

К.Юон «Парад в Москве на Красной площади в ноябре 1941г.»; И.Агапов «Москва,1941 год»; В. Панфилов «Гвардейцы-панфиловцы на разъезде Дубосеково»

Основные вопросы:

  1. Операция «Тайфун»
  2. Контрнаступление Красной Армии под Москвой.
  3. Военно-политическое и международное значение разгрома немецко-фашистских войск под Москвой.
  4. Общее наступление Красной Армии зимой 1941-1942 гг.

Ход урока:

I.Звучит фонограмма песни «Моя Москва»

II.Вступительное слово учителя истории о целях и задачах урока.

Логическое задание:

В чем вы видите военно-политическое и международное значение разгрома фашистских армий под Москвой?

Проверка знаний учащихся по изученному материалу.

Вопросы:

  1. Что предусматривал германский план ведения войны «Барбаросса»?

  1. Какие территории СССР были захвачены гитлеровцами к осени 1941 г.

3.Назовите крупнейшие города, которые противнику взять не удалось.

III.Выяснить соотношение сил накануне Московской битвы (ученики анализируют таблицу).

Соотношение сил в битве за Москву.

Советские войска

Противник

Люди

1250 тысяч

1800 тысяч

Орудия и минометы

7600

14000

Танки

990

1700

Самолеты

677

1200

IV. Рассказ учителя об оборонительных операциях Московской битвы 30 сентября 1941 г.- 5 декабря 1941 г. И работа с учащимися по выполнению опережающих заданий.

Учитель:

Фашистские захватчики решили стереть Москву с лица земли. На совещании в штабе группы армий «Центр» осенью 1941 г. Гитлер заявил, что город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель - будь то мужчина, женщина или ребенок – не мог его покинуть. Всякую попытку выхода подавлять силой. Гитлер надеялся затопить Москву и ее окрестности, навсегда закрыть от цивилизованного мира столицу советского народа. План наступления на Москву получил название «Тайфун»: так подчеркивалась сокрушительная сила готовившегося натиска. Против Западного, Резервного и Брянского фронтов, оборонявших московское направление, противник сосредоточил свыше 74 дивизий, из них 14 танковых и 8 моторизованных. Противник превосходил войска трех названных фронтов по численности личного состава  в 1,4 раза, по танкам - в 1,7,по орудиям и минометам – 1,8, по самолетам - в 2 раза. Войсками командовали опытные гитлеровские генералы Бок, Клюге, Штраус, Гудериан, Гот, Гипнер и другие. 30 сентября 1941 года враг начал наступление на Москву. Гитлеровским армиям удалось в первых числах октября прорвать линию фронта, окружить часть советских войск в районах Брянска и Вязьмы и выйти на дальние подступы к Москве.

У стен столицы создалось чрезвычайно опасное положение. Были подняты по боевой тревоге и срочно переброшены к Можайской линии обороны запасные части, курсанты военных училищ, подразделения зенитной артиллерии ПВО. Вступив в тяжелые бои, они помогли задержать врага.

Сообщение ученика:

Из воспоминаний генерал-лейтенанта артиллерии И. Стрельбицкого о курсантах подольского училища: «Каждое утро мы с  тревогой вслушивались в сводки Совинформбюро.

Тяжелые бои шли на юго-западе. Западный фронт в те дни, в общем, стабилизировался. Мы успокаивали друг друга, но внутренне готовились к новым тяжелым испытаниям. И все-таки беда грянула внезапно».

Учитель:

Советские части, окруженные западнее Вязьмы, не сложили оружия, стояли на смерть,  сковав действия 28 фашистских дивизий и не позволив гитлеровцам развить наступление на Москву.

Гитлеровские командование обрушило на советскую столицу  сильные удары с воздуха, выделив для налетов на Москву лучшие авиационные эскадрильи. Самоотверженно защищали столицу летчики. В московском небе совершил первый в истории авиации ночной таран комсомолец, младший лейтенант В. Талалихин.

Сообщение ученика:

«В ночь на 7 августа 1941 года наши звукоуловители засекли фашистский бомбардировщик, пытавшийся прорвать к Москве с высоты 4500 метров. Навстречу фашистскому пирату вылетел летчик, комсомолец Виктор Талалихин. На высоте  4 км Талалихин настиг врага и зашел ему в хвост. Первая пулеметная очередь – и правый мотор противника начинает дымить.

Фашист делает крутой вираж и устремляется в бегство. К Москве он уже не прорвется. Но Талалихин не хочет упускать врага живым. Он расстреливает его, пока есть боеприпасы, затем таранит его.

«Ястребок приблизился к «Хейнкелю-3» на 15-20 м. Ясно виден черный крест на хвостовом оперении противника. Заговорил крупнокалиберный хвостовой пулемет фашистской машины. Талалихину обожгло руку.

Не обращая внимания на рану, пилот нажимает рычаг, и «ястребок» стремительно врезается в темно-зеленый корпус фашистской машины. Пылающая масса пронеслась мимо Талалихина. Снизу донесся глухой взрыв.

Под обломками «Хейнкеля-3» нашли трупы 4 летчиков и множество зажигательных бомб, которые они не успели сбросить.

Талалихин сел на спокойную поверхность озера в 55 км от Москвы, быстро выбрался на берег и вернулся в свою часть» (Комсомольцы идут в атаку. М., 1969. С. 44)

Более 1300 фашистских самолетов было уничтожено во время налетов врага на Москву. Несмотря на потери, гитлеровские войска продолжали наступление. Они овладели Калинином, Орлом, Брянском, Вязьмой, Можайском, вплотную приблизились к Туле, вели бои в 80-100 км от столицы.

Учитель:

В исключительно тяжелые для столицы дни проводилась напряженная работа по защите Москвы.

Сообщение ученика:

Из воспоминаний Г. К. Жукова: «Когда мы говорим о героических подвигах, совершенных в битвах за Москву, то подразумеваем не только действия нашей армии - героических советских бойцов, командиров и политработников. То, что было достигнуто на Западном фронте в октябре, а затем и в последующих сражениях, стало возможным только благодаря единству и общим усилиям войск и населения столицы и Московской области, той действенной помощи, которую оказали армии и защитникам столицы вся страна, весь советский народ.

Уже в начале июля под руководством городских партийных организаций были сформированы 12 дивизий народного ополчения. В них вступали специалисты самых различных мирных профессий - рабочие, инженеры, техники, ученые, работники искусства. Люди эти, конечно, не обладали военными навыками, многое пришлось познавать уже в ходе боев. Но было нечто общее, что всем им было свойственно,- высочайший патриотизм, непоколебимая стойкость и уверенность в победе. И разве это случайность, что из добровольческих формирований после приобретения ими необходимого боевого опыта сложились великолепные боевые соединения?

Ополченцы составляли ядро многих специальных подразделений разведчиков, лыжников, активно действовали в партизанских отрядах. Западный фронт в своей борьбе опирался на эту неоценимую помощь со стороны населения Москвы.

Сотни тысяч  москвичей круглосуточно работали на строительстве оборонительных рубежей, опоясывающих столицу. Только на внутреннем поясе обороны в октябре и ноябре трудилось до 250 тысяч человек, три четверти которых составляли женщины и подростки. Они соорудили 72 тысячи погонных метров противотанковых рвов, около 80 тысяч метров эскарпов и контрэскарпов, 52,5 тысячи метров надолб и много других препятствий, вырыли почти 128 тысяч погонных метров окопов и ходов сообщения. Своими руками эти люди вынули более 3 миллионов кубометров земли!

Учитель:

Свыше 360 тысяч коммунистов и комсомольцев Москвы и области отправились на фронт. Многие из москвичей вступили в дивизии народного ополчения истребительные батальоны. Только в течение первой половины октября Москва дополнительно послала в помощь фронту почти 50- тысячную армию воинов.

Активными помощниками воинов Красной Армии, оборонявших Москву, были партизаны и подпольщики. На территории Московской области борьбу с оккупантами вели свыше 40 партизанских отрядов и 377 диверсионных групп, объединявших 15 тысяч патриотов. Они наносили врагу чувствительные удары, истребив более 17 тысяч гитлеровцев, уничтожив 6 самолетов, 22 танка и бронемашины, свыше 100 орудий, взорвав 34 склада, 35 мостов и много других объектов противника. Решением Государственного комитета обороны с 20 октября в Москве и ее пригородах было введено осадное положение. Оборона столицы была возложена на командующего Западным фронтом генерала армии Г. К. Жукова.

Сообщение ученика:

Жуков Георгий Константинович - Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза.

Великую Отечественную войну генерал армии Жуков встретил на посту начальника Генерального штаба- заместителя народного комиссара обороны СССР. В первый же день боев- 22 июня – он прибыл на Юго-Западный фронт как представитель Ставки Главного Командования и организовал контрудар механизированных корпусов, который позволил задержать на неделю выход танков фон Клейста на оперативный простор и выиграл драгоценное время. В августе войска  Резервного фронта, которыми командовал Г. К. Жуков, обрадовали Родину первой крупной победой - разгромили в районе Ельни до 5 вражеских дивизий. В сентябре генерал армии - командующий Ленинградским фронтом, где враг вынужден перейти к обороне.

С августа 1942 г. Жуков- заместитель Верховного Главнокомандующего. Он внес большой вклад в разработку и осуществление операций по разгрому гитлеровских войск под Сталинградом, по прорыву блокады Ленинграда. В 1943 г. ему было присвоено высшее звание- Маршал Советского Союза.

Особенно ярко проявилось полководческое искусство Жукова в гигантских битвах 1943-1945гг. 8 мая 1945 г. маршал Жуков от имени и поручению Советского Верховного Главнокомандования принял капитуляцию Германии. В июне того же года прославленный полководец был удостоен чести принимать Парад Победы на Красной площади в Москве.

Учитель:

Хотя враг находился совсем близко, в Москве 6 ноября, как обычно, состоялось торжественное заседание, посвященное 24-ой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Необычным было только место его проведения - зал станции метро «Маяковская». 7 ноября на Красной площади состоялся военный парад. Сразу же после парада воинские подразделения уходили на фронт защищать Москву.

Сообщения ученика:

Из воспоминаний одного из руководителей партизанского движения в Подмосковье Б. Н. Черноусова: «В памяти навсегда останутся дни празднования 24-ой годовщины Великого Октября. О том, что парад состоится на Красной площади 7 ноября, командиры частей узнали в 23 часа 6 ноября. Чтобы ввести противника в заблуждение, парад назначили не на 10 часов, как обычно, а на 8 часов утра.

Поздно ночью началась раздача по районам пропусков на Красную площадь. И у всех, кому мы их вручали, глаза светились радостью.

С 5 часов утра на площадь начали стягиваться колонны войск.

Мы волновались: что предпримет противник? Ведь гитлеровцы на весь мир раструбили, что 7 ноября они устроят на Красной площади парад своих «непобедимых» войск. Следовало быть готовым к любым неожиданностям. В здании ГУМа разместился медицинский эвакопункт.

За пять минут до начала торжества на трибуну Мавзолея В. И. Ленина поднялись руководители партии и правительства…

Парад сорок первого… Мы всматривались в мужественные лица наших воинов, многие из которых шли с парада прямо на фронт. Полыхали алые знамена войсковых соединений. Волнующим моментом парада было прохождение в замыкающей группе пехоты отрядов вооруженных рабочих Москвы. Шли автозаводцы, динамовцы, краснопролетарцы - лучшие представители рабочего класса столицы, шли твердо, уверенно, с винтовками за спиной, готовые выступить на огневые позиции.

И невольно думалось: какая же это огромная силища - советский народ, который в минуту грозной опасности грудью встает на защиту своей Отчизны!

Учитель:

В середине ноября 1941 г. гитлеровские войска возобновили наступление на Москву. В нем участвовала 51 дивизия, в том числе 13 танковых  и 7 моторизованных. На протяжении всего фронта, от Калинина до Тулы, с новой силой развернулись ожесточенные бои. Защитники Москвы сражались за каждый оборонительный рубеж. Бесчисленны примеры мужества и самоотверженности, проявленные ими на подступах к Москве. С исключительной стойкостью оборонялись на Волоколамском шоссе полки 326-й стрелковой дивизии генерала И. В. Панфилова.

Сообщение ученика:

В годы Великой Отечественной войны - участник битвы за Москву.

Он командовал легендарной 316-й (8-й гвардейской) стрелковой дивизией, включавшей представителей всех национальностей среднеазиатских республик. Она обороняла один из трудных и ответственных участков фронта - у Волоколамского шоссе. Дивизия имела задачу преградить путь врагу к столице, до которой оставалось всего лишь несколько десятков километров. В битве за Москву полностью раскрылся полководческий талант генерала Панфилова. Располагая очень скромными силами, он противопоставил сильному и коварному врагу такую оборону, что об нее обломали зубы хваленые гитлеровские дивизии. Родина высоко оценила героический подвиг И. В. Панфилова при защите столицы. Ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Учитель:

5 декабря 1941 г. гитлеровское руководство предприняло последнюю попытку наступления на Москву, но враг был остановлен. В момент, когда наступательные возможности противника иссякли, но он еще не успел перейти к обороне, войска Калининского фронта (командующий И. С. Конев), Западного фронта (командующий Г. К. Жуков) и правого крыла Юго-Западного фронта (командующий С. К. Тимошенко) перешли в контрнаступление  по всему фронту - от Калинина до Ельца.

Иван Степанович Конев родился в деревне Лодейно Подосиновского района Кировской области в семье крестьянина-бедняка. Окончив земскую школу, с 12 лет работал сплавщиком леса. Весной 1916 г. его призвали в царскую армию; после учебной команды молодой унтер-офицер был направлен на Юго-Западный фронт.

 После Октябрьской революции Иван Степанович боролся за установление Советской власти у себя на родине; в начале 1918 года вступил в партию большевиков; был назначен уездным военным комиссаром… Все сильнее разгоралось пламя гражданской войны. Конев окончил курсы усовершенствования высшего начальствующего состава, в 1934 г.- Военную академию им. М. В. Фрунзе. Командовал полком, дивизией, армией, войсками Забайкальского и Северо-Кавказского военных округов.

В 1937-1938 гг. Конев-командующий особой группой советских войск, которые по просьбе правительства Монгольской Народной Республики вступили в братскую страну для прикрытия ее границ от готовившейся японской агрессии.

Великую Отечественную войну генерал-лейтенант И. С.Конев начал командующим 19-й армией. В труднейшие июльские дни 1941 г. 19-я армия Западного фронта, нанеся контрудар на витебском направлении, разгромила вклинившуюся здесь группировку гитлеровцев и оставила продвижение главных сил врага. Беспримерный героизм и стойкость проявила она в знаменитом Смоленском сражении. В битве за Москву Конев командовал Западным и Калининским фронтами. Участвовал в Курской битве, Корсунь-Шевченковской и Львовско-Сандомирской операциях. В 1944 г. Коневу было присвоено звание Маршала Советского Союза. Войска Конева участвовали в Берлинской операции, увенчавшей разгром фашистской Германии.

Выдающийся военачальник был дважды удостоен звания Героя Советского Союза, награжден семью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом «Победа», многими другими орденами и медалями.

Семен Константинович Тимошенко родился в семье крестьянина-бедняка в селе Фурманка Одесской губернии. В годы первой мировой войны сражался пулеметчиком на русско-германском фронте. Активный участник Октябрьской революции. В феврале 1918 года добровольцем вступил в Красную Армию; в 1919 году стал коммунистом. В составе 1-й Конной армии Тимошенко прошел весь ее героический путь. Водил в лихие атаки красных кавалеристов под Воронежем и Касторной, Ростовом и Житомиром, громил белогвардейские банды на Украине. В этих боях ярко проявились его храбрость и талант командира. Отважный командир был 5 раз ранен. Но не покидал строя. За боевые подвиги в годы в годы гражданской войны он был награжден тремя орденами Красного Знамени и почтенным революционным оружием.

В годы мирного социалистического строительства Тимошенко окончил Высшие военно-академические курсы и курсы командиров-единоначальников; командовал войсками Северо-Кавказского, Харьковского и Киевского особого военных округов. В мае 1940 года был назначен наркомом обороны СССР.

В годы Великой Отечественной войны Маршал Советского Союза Тимошенко занимал посты главнокомандующего Западного, Юго-Западного, Северо-Западного фронтов; как представитель Ставки, координировал действия ряда фронтов и Черноморского флота.

Дважды удостоен звания Героя Советского Союза, награжден пятью орденами Ленина, Орденом Октябрьской Революции, пятью орденами Красного Знамени, орденом «Победа» и другими орденами и медалями.

Учитель:

Контрнаступление советских войск ошеломило гитлеровцев своей внезапностью и мощью. Пожалуй, немного найдется в истории примеров, когда после пятимесячной трудной обороны войска, не имея численного превосходства над противником, без паузы, без передышки, еще до полного сосредоточения сил фронтов, прямо из обороны переходили в решительное наступление. Благодаря дальновидности советского командования, возросшему мастерству и решительным действиям войск, массовому героизму наших воинов хваленая немецко-фашистская армия впервые была обращена в бегство и отброшена от Москвы. Контрнаступление переросло в общее наступление на фронте в две тысячи километров и продолжалось до 20 апреля 1942 года.

V. Просмотр видеофильма о наступательных операциях Московской битве 5 декабря 1941-20 апреля 1942 г.

VI.Подведение итогов - ответы учащихся на логическое задание. Ученики делают записи в тетрадях:  Значение Московской битвы;

1. Красная Армия, разгромив и отбросив противника на 150-400 км., устранила непосредственную угрозу столице.

2. Поражение немецко-фашистских войск зимой 1941-1942гг. коренным образом изменило обстановку на советско-германском фронте, заложило фундамент последующих успехах, которые были достигнуты в других битвах.

3. Разгром гитлеровских войск под Москвой явился их первым стратегическим поражением во второй мировой войне, был развеян миф о непобедимости немецко-фашистской армии.

4. Окончательно рухнул план «Барбаросса», война приобрела затяжной характер.

5. Победа над Москвой еще выше подняла политико-моральное состояние Красной Армии, боевой дух воинов, веру советских людей в Красную Армию, воодушевила на новые усилия в помощь фронту.

6. Разгром гитлеровцев под Москвой всколыхнул всё прогрессивное человечество, усилия симпатии к СССР, резко возросло движение Сопротивления.

 

7. Победа советского народа в битве под Москвой изменила соотношение сил во второй мировой войне в пользу антигитлеровской коалиции. У. Черчилль и Ф. Рузвельт дали высокую оценку событий зимы 1941-1942гг.

Домашнее задание: Подготовить сообщения о Луховичанах - участниках Московской битвы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы VIII вида "Бородинская битва"

Конспект комбинированного урока по программе 8 класса школ VIII вида. Является частью в изучении темы "Отечественная война 1812 года". Урок рассчитан на 2 часа учебного времени. На уроке используются ...

Методическая разработка урока истории в 5 классе. Тема урока: "Герои Марафонской битвы"/

Методическая разработка урока истории в 5 классеТема урока: "Герои Марафонской битвы"Учитель: Мамедова Самира ХакимовнаЦель урока: содействовать формированию целостного знания и представления у учащих...

Урок истории Московский салон в 11 классе

Урок истории Московский салон 20-30 годов XIX века урок театрализованное представление и подготовка к ЕГЭ 2016 года к 25  заданию по написанию исторического сочинения, для повторения материала Ни...

Урок истории в 6 классе по теме "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"

Педагогические цели:·         образовательная: раскрыть предпосылки и причины объеди­нения русских земель в единое государство, сформировать представление о пол...

Методическая разработка урока истории в 6 классе (базовый уровень). Тема: «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» (урок изучения нового материала)

Данная методическая разработка позволяет успешно достичь следующих целей:В предметном направлении:формирование  у учащихся представления о сущности  исторического периода его важности и необ...

Урок памяти. "Московская битва"

Москва в годы ВОВ. Битва за столицу.История ее обороны. О стойкости советских бойцов рассказала Тестоедова Лидия Максимовна - ветеран тыла, вдова участника ВОВ....