Урок истории в 8 классе "Бородинская битва".
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме
В 2012 году наша страна отмечала двухсотлетие со дня Бородинского сражения. Трудно переоценить значение этого события для России. Истории суждено было так распорядиться, что Бородинское поле навсегда стало символом ратного подвига Российского солдата. Знаменитое поле, видевшее Кутузова и Наполеона, стало свиделем и участником боев советских войн с фашистскими захватчиками. Прошли годы, но не зарастает народная тропа к памятникам Бородинского поля, не ослабевает интерес к событиям прошлого века, в которых с огромной силой проявились героизм и мужество русского народа. Разработка данного урока в форме заочной экскурсии поможет учащимся понять, прочувствовать, осознать роль Отечественной войны 1812 года и Бородинского сражения как главного события этой войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_v_8_klasse.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока: Патриотическое воспитание учащихся на ярких примерах героизма русской армии, мужества и героизма русских солдат, их высокого понимания своего долга перед Отчизной. Понимание учащимися исторической значимости Бородинской битвы, её стратегического значения в ходе всей войны.
Задачи урока:1. Развивать умение группировать и анализировать исторические факты.
2.Тренировка умения составлять план, используя видеоматериал.
3.Формирование личностной позиции при оценке событий и поступков.
Тип урока: Урок - заочная экскурсия.
Оборудование : Карта Отечественная война 1812 года, мультимедийный проектор , презентация «Бородинская Битва»,учебник А.А.Данилов Л.Г.Косулина История России 8 класс.
Структура урока:1.Организационный момент.
2Актуализация опорных знаний.
3.Изучение нового материала.
4.Рефлексия.
5.Домашнее задание.
2. Сегодня мы с вами познакомимся с событием, которое занимает центральное место в ходе отечественной войны 1812 года - Бородинское сражение. Давайте вспомним:
Каковы причины войны 1812 года?
Какой характер носила война для воюющих стран?
Каковы были планы сторон накануне войны и как они изменились в начале войны?
Почему война для России являлась Отечественной, в чём проявлялся народный характер войны?
3.Изучение нового материала. Постановка познавательной задачи. Бородинское сражение- генеральное сражение войны 1812 года. Кутузов и Наполеон по разному относились к роли генерального сражения. Наполеон рассчитывал разгромить русскую армию в генеральном сражении, вступить в Москву и продиктовать России условия мира. Кутузов не склонен был видеть исход войны в одном сражении, не считал его определяющим окончательную победу.
Сегодня мы с вами совершим заочную экскурсию на Бородинское поле, постараемся представить как развивались события. А вы решите историческую задачу: Кому из полководцев удалось выполнить свой стратегический план? Каковы были последствия этого сражения? Кто победил? Поможет вам в решении видеоматериал, по ходу работы с которым, вы составите план в тетради. Вы можете задавать мне вопросы по ходу нашего «путешествия»,уточнять, рассуждать…
Итак, мы с вами на Бородинском поле…
Слайд 1 Заставка « Недаром помнит вся Россия про день Бородино». На Бородинском поле в 1812 году Российская империи подтвердила право на свое существование. ( военный марш).
Слайд 2 Портрет Кутузова
История навсегда связала Бородинское сражение с именем М.И. Кутузова. Никто, лучше Кутузова не мог дать оценку этому событию 26 августа 1812 года: «Сей день будет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, Кавалерия. Артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего жизнию за свое Отечество» - так доносил Кутузов императору о Бородинском сражении.
Слайд 3 Кутузов на командном пункте.
В день сражения Кутузов М.И. находился На командном пункте в деревне Горки. Участник сражения Ф. И. Глинка вспоминал: « Главнокомандующий взглянул вверх и ,
увидел парящего орла и обнажил свою седую голову. Ближайшие к нему закричали ура! Этот крик повторился всем войском. Орел продолжал парить. Семидесятилетний вождь, принимая доброе предвестие, остался с обнаженной головою».
Слайд 4 Монумент с орлом.(памятник)
А орел и сегодня парит над Бородинским полем, словно замерев на мгновение над острием взметнувшегося к небу обелиска из розового гранита. Этот орел, отлитый в бронзе, венчает памятник Кутузову на высоте в центре нынешней деревни Горки, рядом с командным пунктом предводителя русскими войсками в великий день Бородина.
Слайд 5 Наполеон Бонапарт.
Главнокомандующему русской армией Кутузову противостоял противник, который надеялся решить исход войны в одном сражении. Вот он французский император Наполеон Бонапарт, привыкший к военным триумфам, в окружении своих прославленных генералов Даву, Мюрат, Ней. Здесь, под Бородино, он рассчитывал одержать очередную блестящую победу. Пафосное обращение к своему многонациональному войску подтверждает это: « Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она нам необходима. Она доставит нам все нужное – удобные квартиры и скорое возвращение в Отечество».
Слайд 6 Картосхема Бородинского сражения.
26 августа 1812 года в 110 км от Москвы свыше 250 тыс. человек, одетых в разноцветные мундиры, стояли друг против друга. Позицию при Бородино Кутузов считал наилучшей. Русская амия надежно закрывала основные пути на Москву (старая и новая Смоленские дороги). Фронт и фланги был надежно прикрыт рекой Колочей, Москвой – рекой, Утицким лесом. Противник мог атаковать только в «лоб» на узком участке в 4,5 км, что привело бы к большим потерям. А ведь целью Кутузова было как раз обескровить, ослабить французское войско, остановить его наступательный порыв. Созданы были и дополнительные укрепления: Шевардинский редут, Курганная батарея Раевского, Семеновские или Багратионовы Флеши. – земляные укрепления.
Слайд 7.Багратионовы флеши.
Как и предполагал Кутузов, основные атаки французов были направлены на Багратионовы флеши. Атаки продолжались непрерывно более 6 часов. 8 лобовых атак войска Багратиона встречали ударами с фронта и во фланг противника.
Слайд 8 Смертельное ранение Багратиона.
Во время 8й атаки П. И. Багратион ,сам водивший , своих солдат, был смертельно ранен. Пользуясь возникшим замешательством, французы захватили флеши. Русские отошли за Семеновский овраг. Но дальше французы продвинуться не смогли.
Слайд 9 Дохтуров Д.С.
Но сменивший Багратиона Генерал Дохтуров Д.С. быстро организовал оборону.
« За нами Москва! За нами мать городов русских!» - призывал он стоять насмерть и не отступать.
Слайд 10. Раевский Н.Н.
Не менее упорное сражение происходило и на батарее генерала Раевского – левый фланг. Вместе с генералом на батарее воевали два его сына, одному из которых едва исполнилось 16 лет.
Слайд 11.Бой на батарее Раевского.
Здесь русские воины штыковыми ударами героически отбрасывали противника несколько раз.
Стихи Лермонтова М.Ю.
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!
Слайд 12. Рейд Платова.
Изведали французы в тот день и знаменитый рейд кавалерийского корпуса Уварова Ф.П. и казаков Платова. Этот рейд по тылам противника, вызвал сильный переполох у французов и позволил дольше держаться батарее Раевского.
Слайд 13 Портрет Барклая де Толли.
Необыкновенное мужество в Бородинском сражении проявил М.Б. Барклай де Толли. Офицер Федор Глинка вспоминал: « С ледяным спокойствием он появлялся в самых опасных местах сражения. Его белый конь виден был издали даже в клубах густого дыма. А когда Наполеон сделал последнюю отчаянную попытку разгромить русских и бросил на центр два кавалерийских корпуса, именно Барклай спас положение. Он сумел построить русскую кавалерию в боевой порядок и сам повел ее в бой, в котором рубился как простой кавалерист». В Бородинском сражении под Барклаем пали пять лошадей, были убиты его адьютанты, ему прострелили шляпу и плащ, но смелости у него не убавилось. Барклай остался жив, а вот молодой артиллерийский генерал Кутайсов А. И.погиб, не дожив 4 дня до своего двадцативосмилетия… Он выполнил свой долг до конца, пожертвовал собой и выпустил последний картечный выстрел в упор.
Слайд 14. Памятник Кутузову М. И.
С наступлением темноты, Наполеон отвел свои войска за реку Колочу. Русские заняли свои прежние позиции – Курганную батарею, Семеновские флеши, деревню Утицу «Вот затрещали барабаны и отступили бусурманы!
Тогда считать мы стали раны, товарищей считать» М.Н. Лермонтов.
Из воспоминаний Кутузова: «Баталия 26 числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно. И неприятель ретировался тогда на ту позицию, с которой пришел нас атаковать». Из мемуаров Наполеона; «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали славу быть непобедимыми…» Такую оценку сражения дали великие полководцы. Сама история показала, что Бородино заложило основу будущей победы России в войне.
Слайд 15 Памятник на Багратионовых флешах.(стела)
Бородинское сражение считается самым кровопролитным сражением 19 века. Французы и их союзники потеряли убитыми 58 тыс. Русских погибло 44 тыс. Около Багратионовых флешей находится братское кладбище, где похоронены погибшие под Бородино. 37 – метровая стела стоит в память о погибших (траурная музыка).
Слайд 16 На Бородинском поле в 1839 году был захоронен прах легендарного полководца П. И. Багратиона. Он покоится там, где последний раз поднимал своих солдат в атаку.
Слайд 17 Захоронение Неверовского Д.П.
33 памятника стоят на поле Бородинском. Вот один из них. Захоронение генерала Д.П. Неверовского, который погиб в этом сражении. Надгробие возведено в виде креста ордена Святого Георгия Победоносца – высшей воинской награды того времени. История сохранила нам имена героев Бородина, солдат и унтер – офицеров – кавалеров военного ордена Георгия – Ефрем Митюхин, Ян Маца, Сидор Шило, Петр Милешко, Игнат Филонов и многие другие…
Слайд18.Спасо – Бородинский Монастырь ( колокольный звон)
« Благодарная Россия своим защитникам»
«Доблесть родителей – наследие детей!»
Эти торжественные надписи на монументе у стен Спасо – Бородинского монастыря говорят о преклонении перед подвигом наших воинов. Сам монастырь был основан в 1838году М.М. Тучковой, вдовой генерала А.А. Тучкова, погибшего в Бородинском сражении. Пять братьев Тучковых – все посвятили свои жизни служению Отечеству.
Слайд19 Спасо-Бородинский Монастырь.
Спасо – Бородинский Монастырь и сегодня напоминает о ратном подвиге тех, кто плечом к плечу стоял на Бородинском поле. Поровну крови и доблести, мужества и самоотверженности положили на весы победы люди разных национальностей - русский Денис Давыдов, грузин Петр Багратион, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашев, турок Александр Кутайсов – России верные сыны! ( Давным – давно - музыка).
Их объединял общий долг и любовь к Отечеству. А монахи Спасо – Бородинского монастыря создали еще один особый памятник героям Бородина. Они испекли новый сорт заварного хлеба с пряностями, который носит гордое имя – Бородинский и пекут его в России до сих пор.
Слайд 20 « Великая Отечественная Война – Бородино»
В 1941 году водном из зданий монастыря располагался передвижной госпиталь. Сейчас – музейная экспозиция. В октябре 1941 года воины 5 – й армии на 6 дней задержали на Бородинском поле , рвавшихся к Москве немцев. Документы, фотографии, вооружения, трофеи повествуют о том периоде войны, который маршал Жуков Г.К. назвал самым трудным в битве за Москву.
Дальше следует рассказ учителя с использованием презентации «Недаром помнит вся Россия про день Бородино…»(можно заранее подготовить экскурсоводов заочной экскурсии из учащихся).По ходу рассказа идет работа с картой и схемой сражения(они есть на слайдах).
Завершая рассказ, обращаю внимание учащихся на то, что Кутузов утром собирался продолжить битву. Но большие потери, отсутствие резервов, определили решение командующего отвести армию от Бородина.
4.Рефлексия. Проверяется, как учащимся удалось выполнить познавательное задание об итогах сражения и составление плана. В ходе обсуждения выясняем, что , Наполеон не достиг своей цели-разгрома русской армии, впервые не смог одержать окончательную победу в генеральном сражении. По словам генерала А.Ермолова ,«французская армия расшиблась о русскую».
5.Домашнее задание: параграф 4.Корректировка плана в тетради.
Список информационных источников:
1.Учебник История России 19 век для 8 класса .Данилов А.А. Косулина Л.Г. М.Просвещение 2004 год.
2.История.Внеклассные мероприятия 5-11 классы. Издательство «Учитель» Волгоград 2004 год.
3.Игры на уроке истории Л.П. Борзова . Издательство «Владос-Пресс» Москва 2001 год.
4.В.Н Балязин « История России в Занимательных рассказах, питчах и анекдотах».Дрофа. М.»2007 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс
Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...
презентация к уроку истории 6 класс по теме "Куликовская битва"
Презентация позволяет красочно рассказать учащимся о куликовской битве и её историческом значении для русского народа....
Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы VIII вида "Бородинская битва"
Конспект комбинированного урока по программе 8 класса школ VIII вида. Является частью в изучении темы "Отечественная война 1812 года". Урок рассчитан на 2 часа учебного времени. На уроке используются ...
Презентация к уроку истории "Недаром помнит вся Россия""Битвы 1812 года"
Презентация к Единому уроку истории, посвященная 200-летию Отечественной войне1812 года «Битвы 1812 года» содержит материал о Смоленской и Бородинской битвах, и о героях войны. Может испол...
Методическая разработка урока истории в 5 классе. Тема урока: "Герои Марафонской битвы"/
Методическая разработка урока истории в 5 классеТема урока: "Герои Марафонской битвы"Учитель: Мамедова Самира ХакимовнаЦель урока: содействовать формированию целостного знания и представления у учащих...
Методическая разработка урока истории в 6 классе (базовый уровень). Тема: «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» (урок изучения нового материала)
Данная методическая разработка позволяет успешно достичь следующих целей:В предметном направлении:формирование у учащихся представления о сущности исторического периода его важности и необ...
урок истории Тема: Сталинградская битва
образовательное событие, участники 8-11 класс...