Методическая разработка урока по истории Древнего мира "Государство на берегах Нила"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Ефремова Оксана Станиславовна

Разработка  урока по истории

Тема «Государство на берегах Нила»

 

Цель урока:

·       Изучить географическое расположение и природные условия Древнего Египта;

·       Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации;

·       Продолжить формирование умений работать с исторической картой, документом, текстом учебника.

Оборудование:

·       Карта «Древний Египет»;

·       Документ «Диодор Сицилийский. Историческая библиотека» (на каждую парту)

·       Компьютер с проектором;

·       Презентации к теме «Древний Египет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevniy_egipet.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  урока по истории

Тема «Государство на берегах Нила»

Цель урока:

  • Изучить географическое расположение и природные условия Древнего Египта;
  • Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации;
  • Продолжить формирование умений работать с исторической картой, документом, текстом учебника.

Оборудование:

  • Карта «Древний Египет»;
  • Документ «Диодор Сицилийский. Историческая библиотека» (на каждую парту)
  • Компьютер с проектором;
  • Презентации к теме «Древний Египет»

Ход урока

1) Вступление в урок (- класс приветствует преподавателя стоя;

                                     - учитель приветствует учащихся)

2) Изучение новой темы.

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению нового блока из курса «история Древнего мира» - «Древний Египет»  - запись на доске.

Тема сегодняшнего урока: «Государство на берегах Нила» (слайд № 1)

План урока:

  • Страна Египет
  • Разливы Нила
  • Объединение Египта (слайд № 2)

Прослушав материал урока, вы в конце урока должны будете ответить на вопрос: «Можно ли Египет назвать даром Нила и почему?» (слайд № 3)

Итак, первый вопрос нашего урока - страна Египет (слайд № 4)

На данный вопрос мы с вами будем изучать, опираясь на документ, который у вас лежит на столах. (См. Приложение № 1)

Кто является автором этого документа? (Диодор Сицилийский)

Идет работа с документом. Учащиеся читают вслух, про себя или жужжащим чтением (на усмотрение учителя). Затем идут ответы на вопросы к документу.

Слайд № 5 –. Вдали от Нила среди песков пустыни лишь изредка встречались островки зелени – оазисы. Там росли пальмы и кустарник вокруг воды, бьющей ключом из-под земли.

Слайд 6    

Делаем вывод, что Египет располагался на берегах реки Нил от первого порога до Средиземного моря

Слайд 7-8

Анализ документа                 Просмотр видеофрагмента

Слайд 9

Государство, охватывающее весь Египет сложилось не сразу. Сначала возникло около 40 небольших царств. Они постоянно воевали между собой – каждое стремилось покорить своих соседей.

Слайд 10

В конце концов долина Нила оказалась поделённой на 2 больших царства: в низовьях реки, то есть в дельте, располагался Северный Египет, а выше по течению –Южный Египет. Но между царями этих двух государств тоже шла ожесточенная война, о чем сохранились специальные свидетельства. посмотрите на египетский рельеф, стр. 35 учебника Вигасина.

Слайд 11

Примерно за 3 тыс. лет до н.э. царь Южного Египта победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном, а столицей стал город Мемфис.

Слайд 12     Основной вопрос урока

Следующие слайды-закрепление

Рефлексия:

  • Поставить оценки наиболее активным учащимся.
  • Дать домашнее задание (§ 6, карта, термины, даты)

Документ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека

Диодор (жил в I. До н.э.) – греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют «Сицилийским»), в течение тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах (до нас дошло 14). В первых книгах описана история Египта, Вавилона, Ассирии.

30. Египет простирался в основном (с севера) на юг … С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние…Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.

31. …Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным) морем, почти не имеющим пристани.

Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой…

32. …Вступив в Египет, Нил имеет ширину десять или менее стадий и течет не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы… ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние…Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями…

36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.

Вопросы к документу:  

  • Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? (Египет)
  • Где находится Египет? (в северо-восточной части Африки)
  • Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней)
  • Чем защищена восточная часть страны? (рекой и пустыней с болотистыми местами, или «безднами»)
  • Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземным)
  • О какой реке идет речь в документе? (о р. Нил)
  • Где берет свое начало река Нил? (в центральной Африке)
  • Куда впадает Нил? (в Средиземное море)
  • Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? (начинается разлив Нила)

Документ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека

Диодор (жил в I. До н.э.) – греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют «Сицилийским»), в течение тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах (до нас дошло 14). В первых книгах описана история Египта, Вавилона, Ассирии.

30. Египет простирался в основном (с севера) на юг … С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние…Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.

31. …Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным) морем, почти не имеющим пристани.

Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой…

32. …Вступив в Египет, Нил имеет ширину десять или менее стадий и течет не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы… ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние…Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями…

36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.

Вопросы к документу:  

  • Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский?
  • Где находится Египет?
  • Чем защищен Египет с запада?
  • Чем защищена восточная часть страны?
  • Каким морем омывается северная часть страны?
  • О какой реке идет речь в документе?
  • Где берет свое начало река Нил?
  • Куда впадает Нил?
  • Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Методическая разработка урока по истории древнего мира

Цель урока: познакомить учащихся с природой занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии, продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты

Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы  взаимного обучения.Имеет  целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей"

Урок по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения....

Методические разработки урока по истории древнего мира, по системе ФГОС: "Древний Рим"

Урок разработан с учетом требований стандартов 1 и 2 поколения, содержит рекомендации по практическому воплощению методических установок для достижения заявленных целей....

Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Искусство Древнего Египта"

Методическая разработка содержит материал для проведения медийного урока по истории Древнего Египта 5 класс. В материале содержится материал, характеризующий уровень развития искусства в Древнем Египт...