Методическая разработка урока по истории Древнего мира "Государство на берегах Нила"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Разработка урока по истории
Тема «Государство на берегах Нила»
Цель урока:
· Изучить географическое расположение и природные условия Древнего Египта;
· Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации;
· Продолжить формирование умений работать с исторической картой, документом, текстом учебника.
Оборудование:
· Карта «Древний Египет»;
· Документ «Диодор Сицилийский. Историческая библиотека» (на каждую парту)
· Компьютер с проектором;
· Презентации к теме «Древний Египет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevniy_egipet.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по истории
Тема «Государство на берегах Нила»
Цель урока:
- Изучить географическое расположение и природные условия Древнего Египта;
- Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации;
- Продолжить формирование умений работать с исторической картой, документом, текстом учебника.
Оборудование:
- Карта «Древний Египет»;
- Документ «Диодор Сицилийский. Историческая библиотека» (на каждую парту)
- Компьютер с проектором;
- Презентации к теме «Древний Египет»
Ход урока
1) Вступление в урок (- класс приветствует преподавателя стоя;
- учитель приветствует учащихся)
2) Изучение новой темы.
Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению нового блока из курса «история Древнего мира» - «Древний Египет» - запись на доске.
Тема сегодняшнего урока: «Государство на берегах Нила» (слайд № 1)
План урока:
- Страна Египет
- Разливы Нила
- Объединение Египта (слайд № 2)
Прослушав материал урока, вы в конце урока должны будете ответить на вопрос: «Можно ли Египет назвать даром Нила и почему?» (слайд № 3)
Итак, первый вопрос нашего урока - страна Египет (слайд № 4)
На данный вопрос мы с вами будем изучать, опираясь на документ, который у вас лежит на столах. (См. Приложение № 1)
Кто является автором этого документа? (Диодор Сицилийский)
Идет работа с документом. Учащиеся читают вслух, про себя или жужжащим чтением (на усмотрение учителя). Затем идут ответы на вопросы к документу.
Слайд № 5 –. Вдали от Нила среди песков пустыни лишь изредка встречались островки зелени – оазисы. Там росли пальмы и кустарник вокруг воды, бьющей ключом из-под земли.
Слайд 6
Делаем вывод, что Египет располагался на берегах реки Нил от первого порога до Средиземного моря
Слайд 7-8
Анализ документа Просмотр видеофрагмента
Слайд 9
Государство, охватывающее весь Египет сложилось не сразу. Сначала возникло около 40 небольших царств. Они постоянно воевали между собой – каждое стремилось покорить своих соседей.
Слайд 10
В конце концов долина Нила оказалась поделённой на 2 больших царства: в низовьях реки, то есть в дельте, располагался Северный Египет, а выше по течению –Южный Египет. Но между царями этих двух государств тоже шла ожесточенная война, о чем сохранились специальные свидетельства. посмотрите на египетский рельеф, стр. 35 учебника Вигасина.
Слайд 11
Примерно за 3 тыс. лет до н.э. царь Южного Египта победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном, а столицей стал город Мемфис.
Слайд 12 Основной вопрос урока
Следующие слайды-закрепление
Рефлексия:
- Поставить оценки наиболее активным учащимся.
- Дать домашнее задание (§ 6, карта, термины, даты)
Документ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
Диодор (жил в I. До н.э.) – греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют «Сицилийским»), в течение тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах (до нас дошло 14). В первых книгах описана история Египта, Вавилона, Ассирии.
30. Египет простирался в основном (с севера) на юг … С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние…Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.
31. …Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным) морем, почти не имеющим пристани.
Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой…
32. …Вступив в Египет, Нил имеет ширину десять или менее стадий и течет не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы… ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние…Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями…
36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.
Вопросы к документу:
- Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? (Египет)
- Где находится Египет? (в северо-восточной части Африки)
- Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней)
- Чем защищена восточная часть страны? (рекой и пустыней с болотистыми местами, или «безднами»)
- Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземным)
- О какой реке идет речь в документе? (о р. Нил)
- Где берет свое начало река Нил? (в центральной Африке)
- Куда впадает Нил? (в Средиземное море)
- Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? (начинается разлив Нила)
Документ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
Диодор (жил в I. До н.э.) – греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют «Сицилийским»), в течение тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах (до нас дошло 14). В первых книгах описана история Египта, Вавилона, Ассирии.
30. Египет простирался в основном (с севера) на юг … С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние…Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.
31. …Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным) морем, почти не имеющим пристани.
Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой…
32. …Вступив в Египет, Нил имеет ширину десять или менее стадий и течет не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы… ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние…Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями…
36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.
Вопросы к документу:
- Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский?
- Где находится Египет?
- Чем защищен Египет с запада?
- Чем защищена восточная часть страны?
- Каким морем омывается северная часть страны?
- О какой реке идет речь в документе?
- Где берет свое начало река Нил?
- Куда впадает Нил?
- Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"
Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...
Методическая разработка урока по истории древнего мира
Цель урока: познакомить учащихся с природой занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии, продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты
Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы взаимного обучения.Имеет целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей"
Урок по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения....
Методические разработки урока по истории древнего мира, по системе ФГОС: "Древний Рим"
Урок разработан с учетом требований стандартов 1 и 2 поколения, содержит рекомендации по практическому воплощению методических установок для достижения заявленных целей....
Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Искусство Древнего Египта"
Методическая разработка содержит материал для проведения медийного урока по истории Древнего Египта 5 класс. В материале содержится материал, характеризующий уровень развития искусства в Древнем Египт...