Конспект урока истории в 5 классе
план-конспект занятия по истории (5 класс) на тему

Калиненко Юлия Александровна

Разработка урока на тему "Зарождение демократии в Афинах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx41.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 6

Конспект  урока

по истории в 5 классе

на тему:

«Зарождение демократии в Афинах»

Разработала: учитель истории

 и обществознания

Калиненко

Юлия Александровна

с. Донское

2015г.


Тема урока: Зарождение демократии в Афинах.

Программа: Вигасин А.А., Годер Г. И., Свенцицкая И.С. «История Древнего мира», 5 класс. М: Просвещение, 2012 г.

Тип урока: урок новых знаний

Применяемые технологии: проблемный урок-исследование.

Дидактическая цель: обобщение и систематизация знаний

Цель урока:  формирование представления учащихся о предпосылках зарождения демократии в Афинах; на примерах реформ Солона формировать представление учащихся о формах проявления демократии.

Задачи урока: 

Обучающие - 

- познакомить учащихся с понятием «Демократия» и ее первыми признаками;

- повторить и обобщить знания о государственном устройстве Афин и положении демоса;

- формировать умения определять цель чтения, искать и выделять необходимую информацию (познавательное УУД);

- формировать умение планировать учебное сотрудничество, владеть монологической и диалогической формой речи (коммуникативные УУД);

-знать исторических деятелей и их вклад в развитие государства;

Развивающие –  развивать навыки групповой, самостоятельной работы;

- уметь анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное.

Воспитательные –  - воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах;

- воспитывать творческую личность,  стремящуюся к самореализации своих сил.

  1. Организационный момент.

Учитель:  Здравствуйте,  ребята! Сегодня урок истории у вас проведу я, меня зовут Юлия Александровна. Посмотрите, пожалуйста, на экран, что вы видите?

Ответы детей- пустая книга.

Представьте себе, что эта книга ваших знаний, и она пуста, т. к. вы не знаете,  о чем сегодня мы будем говорить. Наша задача заполнить ее знаниями,  полученными на уроке, тема которого звучит «Зарождение демократии  в Афинах». 

Учитель:  откройте тетради. Запишите число и тему урока.

Ребята скажите, пожалуйста, а вы знаете, что такое демократия?

Ответы детей.

Учитель: А что такое «демос»

Ответы детей- простой народ

Учитель: а «кратос»- это власть.  Если мы сложим два этих понятия,  то мы получим «власть народа». Записать в тетради.

Учитель: в чем же проявляется демократия? (изучение схемы на слайде: Выбор, власть, свобода)

- Как вы выбирали старосту в вашем классе?

Ответы детей: сами голосовали.

Учитель: а как в нашей стране избирается президент?

Ответы детей: его выбирает народ.

Учитель: вот видите, дети,  демократия тесно связана с нашим обществом, с нашей страной. Мы с вами живем в демократическом государстве. А зародилась она очень давно,  в 7 в до н. э. в Древней Греции. Вам интересно узнать, как это было?

Ответы детей: да, хотим.

Учитель: так давайте же скорее узнаем. Давайте вместе попробуем выяснить, что нам для этого необходимо сделать.

К доске вызываются три ученика, которые должны выбрать цели урока из 6ти предложенных вариантов. Варианты целей предоставляются детям в разрезанном виде.

  1. Как и при каких условиях зародилась демократия,
  2. Кто является основателем демократии в Древней Греции,
  3. В чем проявлялась демократия.
  4. Прочитать учебник и рассмотреть иллюстрации
  5. Обсудить друг с другом тему урока.
  6. Дождаться звонка.

2.Актуализация знаний.

Учитель: для начала давайте вспомним, основные понятия, которые нам понадобятся на сегодняшнем уроке. У вас на столах лежат карточки с ответами. Я задам вам вопрос, а ваша задача поднять карточку с правильным ответом.

Как назывался совет знати в Афинах?- ареопаг

Как назывались 9 правителей входивших в Ареопаг?- архонты

Как назывались богатые и знатные люди в Афинах?- аристократы

Учитель: отлично, вы молодцы, хорошо справились. Работа со схемой на слайде. Всё население Аттики в VII в. до н.э. делилось на свободных и рабов.

- Как жители Аттики становились рабами? (Из-за долгов.)

-  Кому в Аттике принадлежали земли и власть и суд? (Знати.)

Большую часть демоса составляли бедняки. Некоторые из них могли разбогатеть. Например, сын бедняка с детства любил рисовать. Отец отдал его к владельцу гончарной мастерской. Мальчик научился расписывать глиняные вазы, стал опытным рисовальщиком, накопил денег, открыл свою мастерскую, купил двух рабов для чёрной работы, стал знаменитым художником. Но по-прежнему он принадлежал к демосу, а не к знати, и поэтому не мог стать архонтом. Почему?

Ответ детей:  знаменитые роды (аристократы) вели своё происхождение от богов, героев и древних царей. Знатные роды считали, что им от рождения – по крови, по породе – дано особое благородство тела и души.

Такой порядок порождал ряд проблем в обществе:

1) нехватка земли;

2)долговое рабство;

3)бесчинство знати в управлении и суде.

Как вы думаете, такое положение могло устраивать демос- простой народ.

Ответы детей: нет, не могло.

 3. Изучение нового материала.

    Учитель: Мы вспомнили, какие проблемы были у афинского демоса. Как вы думаете, нерешенность этих проблем к чему могла привести?

Ответы детей: Выступление демоса против знати.

Учитель: А как же разрешить эти проблемы? Наверное, необходимо найти такого человека, который смог бы разрешить все эти проблемы, и такой человек был в Аттике, звали его Солон. Давайте  узнаем об этом человеке, обратившись к тексту учебника.

Перед чтением текста ставятся вопросы:

1. Попробуйте определить, какие качества Солона привлекали к нему людей?

2. За что он был избран архонтом?

Чтение  текста – стр. 137, 2-й абзац.

Дети указывают честность, разносторонние познания, одарённость и талант Солона.

В 594 г. до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона- Став архонтом, Солон приступил к разработке и проведению законов. С целью примирить между  собой знать и демос, он поступал так, чтобы и те и другие остались довольны. Итак,  какие же изменения (реформы) провел Солон.

Заполнение таблицы. 

Учитель: У вас на столах лежат части одной таблицы, которую мы с вами должны вместе собрать. У вас есть название реформы, а ваша задача из предложенных кусочков подобрать вторую часть.  Чтобы правильно  это сделать, вам необходимо будет воспользоваться учебником. Работать мы будем в группах, давайте вспомним правила работы в группе. 4-5 мин. По ходу заполнения таблицы законы записывайте  в тетради. Работа с учебником с 144п. 2 и с145п.3

Таблица «Законы Солона 594 г. до н.э.»

Суть закона

Основное содержание

Прощение долгов

Отменил долговые камни. Людей, имевших на себе долг, запрещалась делать рабами, за свой долг отныне они отвечали только своим имуществом.

Отпустить всех рабов- должников

Все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и вернуть домой за счёт государственной казны.

Учрежден выборный суд

Судьи выбирались из всех афинян независимо от их происхождения и имущественного положения, по жребию.

Появилось Народное собрание 

Архонтом мог стать любой богатый демос. В работе народного собрания принимали участие все афинские граждане.

Обсуждение результатов работы каждой группы.

При обсуждении 1 группы спросить у детей

- Теперь нельзя было делать из должников сделать рабов, это можно назвать демократией?

Ответы детей: Да.

При обсуждении работы 2 группы спросить у детей, используя схему «Жители Аттики».

- Можно ли сказать, что Солон отменил рабство в Афинах?

Ответы детей: Нет, не стало только рабов - должников, рабы чужеземцы остались.

Учитель: То, что жители Афин получали свободу, можно считать проявлением демократии?

Ответы детей: Да.

При обсуждении работы группы №3 рассказать детям об афинском суде  и спросить у детей.

- Выборность судей  может быть проявлением демократии?

Ответы детей: Да.

Учитель: Насколько он справедливее  того суда, что был ранее?

Обратить внимание детей на извлечение из клятвы.

Клятва, которую давали афиняне, избранные судьями лежит на столах

(Извлечения)

«Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести, без пристрастия и ненависти.

Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя, и обвиняемого.

Я как судья не буду брать подарков, и никто не примет их от моего имени».

  1. Почему для судьи так важно выслушивать одинаково и обвинителя, и обвиняемого?
  2. Все любят получать подарки. Почему судьям это было строго запрещено?

А как вы думаете, сегодня действуют эти правила?

Ответы детей: Да. 

Учитель: Да,  действительно, и сегодня, ребята,  эти правила актуальны. Судья должен быть справедливым, перед тем как вынести свой приговор, он должен выслушать обе стороны. В нашем обществе, к сожалению, есть такое явление, как коррупция, поэтому судья должен быть неподкупен.  

При обсуждении результатов 4 группы спросить у детей:

- Что такое «Народное собрание»

Ответы детей: Это орган для решения всех государственных вопросов

Учитель: Теперь простые люди из народа могли принимать участие в «Народном собрании», это можно считать демократией?

Ответы детей: Да.

Учитель: Кто принимал участие в «Народном собрании»?

Ответы детей: Граждане.

Учитель: Кто такие граждане?

Ответы детей: Свободные афиняне.

Учитель: Скажите, пожалуйста, а сегодня в нашей жизни используется слово гражданин, и что оно значит?

Ответы детей: Гражданин – это человек, обладающий правами и обязанностями.

Учитель: Давайте теперь назовем,  в чем же проявлялась демократия в Афинах.

- запрет брать людей в рабство,

-рабы- должники становились свободными,

- судьи выбирались из всех граждан Афин,

- богатый демос мог принимать участие в управлении государством.

Снова возвращаемся к схеме выбор, власть, свобода.

Учитель: скажите, пожалуйста,  теперь у афинских граждан есть выбор, власть, свобода?

Ответы детей: Да, теперь есть.

Учитель: Для того, чтобы вы лучше запомнили законы, которые провел Солон, я раздам памятки, которые вы вклеите в свои тетради и они помогут вам при подготовке к домашнему заданию или к контрольной работе.

Памятка «Зарождение демократии в Афинах»

Законы Солона

Признаки зарождения демократии

Прощение долгов

запрет брать людей в рабство

Отпустить всех рабов- должников

рабы- должники становились свободными

Учрежден выборный суд.

судьи выбирались из всех граждан Афин

Появилось Народное собрание 

Богатый демос мог принимать участие в управлении государством

Вот, ребята, мы познакомились с законами, которые издал Солон в Афинах, а теперь хочу обратить ваше внимание на рисунок в учебнике на с 144.

Работа с рисунком, посвящённым  отмене Солоном долгов (с. 138).

Опишите рисунок. Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие? Кто эти люди?

Ответы детей: Это рабы, они рады, что получили свободу. А знать не довольна тем, что лишилась рабов.

Учитель: Удовлетворил ли своими законами Солон всех жителей Афин?

Ответы детей: Нет.

Учитель: Вышло так, что Солон  не смог угодить, своими законами ни демосу, ни знати. Давайте сопоставим перемены, произошедшие в результате законов Солона, с задачами, стоящими перед демосом.

1.передел земли

2.долговое рабство

3. бесчинство знати в управлении и суде.

Какая проблема осталась нерешенной? 

Ответы детей: Передел земли.

Учитель: А почему же Солон не дал земли людям?

Ответы детей: Потому что боялся внутренней смуты.

Учитель: Не угодив никому, Солон вынужден был покинуть Афины, будто бы по торговым делам и вернулся на родину только спустя несколько лет.

  1. Закрепление

Учитель: Итак, пришло время заполнить страницы нашей книги знаниями.

Что такое демократия - Демократия по-гречески – власть народа. Данная форма правления существует и по сей день во многих странах мира и в России в том числе.

Кто является основателем демократии в Древней Греции

Ответы детей: Солон.

В чем проявлялась демократия?

1)запрет брать людей в рабство,

2)рабы- должники становились свободными,

3)судьи выбирались из всех граждан Афин,

4)появился новый орган управления - Народное собрание.

Почему тема урока «Зарождение демократии»?

Ответы детей: Потому что  в полной мере демократия еще не установилась, а только лишь начала проявляться в жизни граждан. Законы Солона заложили в Афинах основы демократии.

Учитель: Главная перемена после принятия законов Солона состояла в том, что знатное происхождение не давало преимущества в управлении государством. Правителей стали избирать из богатых людей, а судьями по жребию становились все свободные афиняне, независимо от их имущественного положения.

Домашнее задание на выбор:

Параграф № 30 читать.

Вопросы № 1, 2 устно

В тетради отметить на ленте времени дату избрания Солона в архонты.

Задание № 19, 20 в рабочей тетради.

  1. Рефлексия

Давайте окунемся в атмосферу древних Афин и тоже побудем судьями, только судить будем наш урок. Если вам понравился урок, вы узнали что- то новое и полезное,   бросьте в вазу белый жетон, если нет,  то черный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории 5 класса. Прощание с Грецией

Форма урока: "урок игра". Цели: повторить и обобщить изученный материал по истории Древней Греции, привить интерес к самостоятельному изучению истории древности. Урок-игра состоит из 5-и раундов: "Сча...

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

Конспект урока истории 5 класс

Конспект урока истории в 5 классе по образовательной системе «Школа-2100», учебник С.В. Колпаков, В.А. Рогожкин, С.В. Тырин История древнего мира 5 класс М., «Баласс», 2004....

конспект урока истории 7 класс Специальное (коррекционной) школы

конспект урока истории 7 класс Специальное  (коррекционной) школы...

Конспект урока истории 9 класс "Русско-японская война"

Урок раскрывает направления внешней политики России в начале XX века, причины и характер Русско - японской войны 1904-1905 гг , ход военных действий, итоги и последствия Русско - японской войны....

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....