Рабочая программа по истории с использованием регионального компонента
рабочая программа по истории на тему

Рабочая программа по истории составлена в соответствии ФГОС с использованием регионального компонента ХМАО-Югра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_15.01.05_ud_istoriya_reg._komp.doc483.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

(ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ)

БУ  «Урайский политехнический колледж»

по профессии

15.01.05

Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

                                                                Урай, 2014

Одобрена:

Предметной (цикловой) комиссией «Математических дисциплин и информационных технологий»

Протокол №______от «_____»________________201_г.

Протокол №______от «_____»________________201_г.

Протокол №______от «_____»________________201_г.

Председатель  ЦМК :

___________________/__О.Н.Белюшина____________/

___________________/_________Ф.И.О____________/

___________________/_________Ф.И.О____________/

Разработана на основе ФГОС  по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

 

Организация-разработчик: БУ ПО «Урайский политехнический колледж»

Автор: Е.В.Бикушев, преподаватель истории

  Заместитель  директора:

___________________/___________________________/

___________________/_________Ф.И.О____________/

___________________/_________Ф.И.О____________/

Рецензент:        _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБОУ СПО

 

 СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

23


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Область применения программы: реализация среднего общего
образования в пределах
 ППКРС по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

1.1 Рабочая программа разработана в соответствии c
примерной программой по учебной дисциплине «История»
 авторов Гладышев А.В., Чудинов А.В., одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России 2008, ФГОС 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

1.2. Место дисциплины в структуре ППКРС: учебная дисциплина «История» относится к группе общеобразовательных дисциплин        среднего общего образования.        Изучение данной дисциплины направлено на формирование общих компетенций: ОК1.; ОК 2.; ОК 3.; ОК 4.; ОК 5.; ОК 6. ФГОС  15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

1.3.        Цели и задачи учебной  дисциплины - требования к результатам освоения  учебной дисциплины:

Целями дисциплины «История» являются:

  -воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  -развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  -освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  -овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  -формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Личностные результаты освоения программы дисциплины:

   -определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни,           исходя из их исторической обусловленности;

   -использования  навыков исторического анализа  при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

   -соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания  себя как  представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России

Метапредметные результаты освоения программы дисциплины:

   -умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную  деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей;

   -умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;

   -владение навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

   -готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

   -умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;

  -владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

Предметные       результаты       освоения       программы       дисциплины:      

В результате освоения учебной  дисциплины обучающийся должен

уметь:

  -анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  -различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  -устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  -представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

знать:

  -основные    факты,    процессы    и    явления,    характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

  -периодизацию всемирной и отечественной истории;

  -современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

   -особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

   -основные исторические термины и даты;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен приобрести компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

          ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

          ОК 3.  Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

          ОК 4.   Осуществлять поиск  и информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

          ОК 5.  Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

          ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной

учебной дисциплины:

Профильная направленность учебной дисциплины «История» раскрывается при изучении тем программы, посвященных научному прогрессу и важнейшим экономическим вопросам, а так же где рассматривается взаимовлияние важнейших мировых социально-экономических событий и процессов на развитие современной России и имеющие большое значение для понимания мировой истории ХХ - ХХI века: «7.1. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в.»,  «9.10. Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России», «10.3. Научно-технический прогресс на рубеже XIX-XX вв.», «11.5. Строительство социализма в СССР: Модернизация на почве традиционализма»,  « 14.2. Советский Союз в период частичной Либерализации режима», «Тема 13.2. Научно-технический прогресс», «Подготовка презентаций по теме: Роль электрогазосваршиков в становлении экономики округа». Профильная составляющая осуществляется через выделения для изучения на   аудиторных занятиях тем, вызывающих профессиональный интерес у обучающихся по специальности 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

1.5.Региональная и этнокультурная составляющая (направленность) общеобразовательной учебной дисциплины:

Создана с учетом авторского понимания региональной истории, которую нельзя сводить ни к механически вычлененному фрагменту отечественной истории, ни к краеведению. Исходя из этого, Югорская земля рассматривается как органическая целостность, как системный элемент, входивший на разных этапах своего развития в более крупные системы: будь то экопространство древнейшей западносибирской тайги, или меридиально ориентированные политико-экономические и этнические союзы средневековья, или Российское государство X V -XX вв. Целью является обогащение исторического сознания обучающегося знанием истории своего родного края, его роли и места в российской и всемирной истории; воспитание на этой основе осознанной любви к Отечеству, что в итоге подразумевает формирование гуманистического мировоззрения молодого человека

 1.6. Количество часов отведенных на освоение программы учебной  дисциплины:

-максимальная учебная нагрузка - 176 часа.

-обязательная аудиторная учебная нагрузка - 117 часов;

-самостоятельная (внеаудиторная) работа - 59 часов.

                    2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем  часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

176

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

практические работы

-

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

59

в том числе:

составление контрольных вопросов по конспекту;

заполнение таблицы;

создание презентации;

подготовка сообщений;

подготовка вопросов к круглому  столу;

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

ИСТОРИЯ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества

2

Тема 1.1. Введение

Содержание учебного материала: Значение изучения истории. Проблема достоверности исторических знаний. Исторические методы и источники. Концепции исторического развития.Проблема периодизации истории.

1

Тема 1.2

Древнейшая стадия истории человечества

Содержание учебного материала: Выделение человека из животного мира. Проблема антропогенеза. Расселение по земному шару. Археологические памятники каменного века на территории России. Среда обитания. Распределение социальных функций между полами. Мировоззрение первобытного человека. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации, протоцивилизации.

1

2

Самостоятельная работа:

1.Составление контрольных вопросов по конспекту: .Древнейшая стадия истории человечества

1

Раздел 2.

Цивилизации древнего мира

4

Тема 2.1. Ранние цивилизации, и их отличительные черты

Содержание учебного материала: Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Традиционное общество: специфика социальных связей, экономической жизни, политических отношений. Социальная пирамида. Основные сословия и социальные группы в древних обществах. Роль аристократии и жречества. Категории трудового населения. Политический строй. Типы государств древности. Общее и особенное в развитии древних цивилизаций. Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Доколумбова Америка. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология. Менталитет.

Новоегипетская держава: экономика, общество, государство. Шедевры древнеегипетской культуры. Вавилон времен Хаммурапи. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии. Эгейский мир эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите, ее отличительные черты. Ахейские государства. Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Империя Маурьев. Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань.

2

2

Тема 2.2

Античная цивилизация. Религии древнего мира

 

Содержание учебного материала: Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Сущность греческого полиса. Великая колонизация, ее причины, направления и последствия. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира. Греческая культура классической эпохи. Александр Македонский  и  эллинизм.   Древний Рим:  этапы  становления  общества и  государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Особенности римской культуры. Повседневная жизнь в эпоху Античности. Жилище, одежда, пища греков и римлян. Семья и семейный быт. Частная и общественная жизнь. Образование и воспитание. Роль женщины в античных обществах. Религиозные верования. Праздники, развлечения и зрелища. Менталитет людей Античной эпохи.

Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе. Мифологическое сознание и его специфические черты. «Осевое время». Возникновение мировых религий. Буддизм и его распространение. Конфуцианство. Религия древних евреев. Раннее христианство. Культурное наследие древних цивилизаций. Роль древности в становлении современного  мира.  Эстафета культурных достижений.  Восток и Запад.  Античность и европейская цивилизация.

2

2

Самостоятельная работа: 

1. Составление контрольных вопросов по конспекту: Античная цивилизация. Религии древнего мира

2. Подготовка сообщений по теме:  Ранние цивилизации, и их отличительные черты.

4

Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в средние века

6

Тема 3.1.Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века

 Содержание учебного материала: Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические рамки периода для разных стран. Сохранение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни как главная черта восточных цивилизаций.

Периодизация средневековой истории Китая. Преемственность государственных, общественных, культурно-этических и религиозных форм жизни. Нашествия на Китай в ІV—ХІІІ вв.:

Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века.

2

2

Тема 3.3. Арабо-мусульманская цивилизация

Содержание учебного материала: Возникновение ислама. Мухаммад.  Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу ХV в

1

2

Тема 3.4. Становление и  расцвет западноевропейской средневековой цивилизации

Содержание учебного материала: Хронологические рамки западного Средневековья. Встреча античной цивилизации и варварского мира. Великое переселение народов и его исторические результаты. Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы VIII—XІ вв. Политическая раздробленность и ее причины. Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий.  Аграрный характер средневековой цивилизации. Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество.  Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения.

1

2

Тема 3.6. Восточно-христианская  цивилизация.

 Запад и Восток в эпоху  средневековья

К. Т.  № 1 по разделам 1-3  

Содержание учебного материала: Роль античных традиций в развитии восточно-христианской цивилизации. Византийские государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Культура и православие. Внутренние и внешние причины гибели Византии.  

Крестовые походы. Встреча восточно-христианской, мусульманской и западно-христианской цивилизаций. Взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре.

 Проверочная работа.

2

2

Самостоятельная работа: 

1.составление контрольных вопросов по конспекту: Становление и  расцвет западноевропейской средневековой цивилизации

2

Раздел 4. История России с древнейших времен до конца XVII века

26

Тема 4.1. Племена и народы Восточной Европы в древности природная среда и человек

Содержание учебного материала: Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей. Выделение языковых семей. Индоевропейская языковая общность. Племена и народы Восточной Европы в древности. Заселение Восточной Европы.  

Споры о происхождении и прародине славян. Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.). Его причины. Германские и славянские племена в Европе. Распад славянской общности. Основные пути миграции славян. Готы. Гунны. Тюрки. Аварский и Хазарский каганаты. Финно-угорские племена. Византия и народы Восточной Европы. Заселение славянами Балканского полуострова. Империя и славянство: мир цивилизации и мир варваров.

2

2

Тема 4.2. Восточные славяне VII-VIII вв. Формирование основ государственности

Содержание учебного материала: Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды. Разложение первобытно-общинного строя. Формирование союзов племен. Славяне в Восточной Европе. Особенности ее хозяйственного освоения. Первые славянские государства Европы (Первое Болгарское царство, Великоморавская держава, Польша). Крещение южных и западных славян.

Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус.

2

2

Тема 4.3. Рождение Киевской Руси

Содержание учебного материала: Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. Свободные и несвободные. Религия и мифологические представления о природе и человеке. Хозяйство и быт, повседневная жизнь. «Путь из варяг в греки». Споры о происхождении и роли варягов. Точки зрения на природу государственности на Руси.

Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество. Владимир  Святой.  Введение  христианства.  Культурно-историческое значение христианизации. Синтез язычества и православия как особенность культуры и мировоззрения Древней Руси.

2

3

Тема 4.4. Формирование основ государственности древней Югры

Содержание учебного материала: Традиционное хозяйство народов Югры. Религии севера. Общественные отношения, Разложение первобытно-общинного строя. Формирование союзов племен. Западносибирская прародина венгров. Югра в системе мировой торговли. Первое упоминание о Югре в русских летописях. Образование Югорских княжеств.

2

2

Тема 4.5. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности

Содержание учебного материала: Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности. Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие. Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство. Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком.

2

2

Тема 4.6. Борьба Руси с

иноземными

завоевателями

Содержание учебного материала: Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь. Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство. Политическое и культурное значение распространения ислама. Русь под властью Золотой Орды. Прибалтика в начале XIII в. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму. Объединение литовских земель и становление   литовского   государства.   Русские   земли   в   составе   Великого   княжества Литовского. Распространение католицизма на территории Литвы.

2

2

Тема 4.7. Русь на пути к возрождению

Содержание учебного материала: Политическая и конфессиональная карта Восточной Европы в XIV-XV вв. Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения. Князь и его приближенные. Роль боярства. Формирование дворянства. Город и ремесло. Церковь и духовенство. Роль монастырей в хозяйственном освоении Северо-Восточной Руси. Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение. Церковь в период объединения Руси. Перенос митрополии в Москву. Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. Флорентийская уния. Обособление западных территорий Руси. Великое княжество Литовское и Польша. Борьба Руси, Литвы и Орды за политическое господство в Восточной Европе. Особое   положение   Новгородской   республики.   «Вольности»   новгородские.   Еретические движения. «Стригольники» и «жидовствующие». Отношения с Москвой.

2

2

Тема 4.8. От Руси к России

Содержание учебного материала: Социальная   структура   русского   общества.   Соотношение   социальных,   экономических,   внутри- и внешнеполитических факторов, единство культуры. Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства. Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и великокняжеская власть. Иосифляне и нестяжатели. Церковно-политическая теория «Москва — третий Рим» и ее роль в противостоянии распространению западных идей. Вклад православной церкви в укрепление единого государства.

2

3

Тема 4.9. Россия в царствовании Ивана Грозного

Содержание учебного материала: Территория и население России в XVI в. Категории населения. Власть и собственность, закон и право. Города. Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования. Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество. Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558-1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.). Поражение и территориальные потери России.

2

2

Тема 4.10. Вхождение Сибири в состав России

Содержание учебного материала: Государства сибирских татар. Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства. Первые русские города Сибири. Югорские княжества в составе русского государства XVII столетия.

2

2

Тема 4.11. Смута в России начала XVII в.

Содержание учебного материала: Предпосылки Смуты в России.  Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны. Причины и условия становления сословно-представительной монархии и ее особенности в России.

2

3

Тема 4.12. Россия в середине и второй половине XVII

К. Т.  № 2 по разделу 4  

Содержание учебного материала: Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля. Политика протекционизма. Внутренний рынок. Рост влияния и значения дворянства. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия. Политический строй России. Церковный раскол. Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и земских соборов. Характер и особенности российского самодержавия. Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Характер российской колонизации.

Проверочная работа.

2

2

Тема 4.13. Русская культура в XIII-XVII вв.

Содержание учебного материала: Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия. Новые жанры в литературе. Симеон Полоцкий. Протопоп Аввакум.

Основные понятия: индоевропейская общность, крещение, племенные союзы, вече, князь, дружина, дань, данничество, боярство, национальная культура, раздробленность, междоусобицы, иго, экспансия, основы национального самосознания, уния, митрополит, патриарх, объединительный процесс, централизованное государство,

1

2

Тема 4.14. Россия с древнейших времен до конца  XVII в

Содержание учебного материала: Повторительно-обобщающий урок.  Восточная Европа: природная среда и человек. Племена и народы Восточной Европы в древности. Рождение Киевской Руси.  Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. Борьба Руси с иноземными завоевателями. Русь на пути к возрождению. Россия в царствовании Ивана Грозного. Смута в России начала XVII в. Россия в середине и второй половине XVII.

 

1

3

Самостоятельная работа:

1. Составление контрольных вопросов по конспектам: Древняя Русь в эпоху политической раздробленности, От Руси к России, Смута в России начала XVII в.

2.Подготовка презентаций по темам:  Восточная Европа: природа, среда и человек. Восточные славяне VII-VIII вв. Карта Восточной Европы к началу IX века Рождение Киевской Руси. Крещение Руси.

Право Древней Руси. Вхождение Сибири в состав России.

7

Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI – XVIII  вв.

8

Тема 5.1.  Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу

Возрождения и Реформации

 

Содержание учебного материала: Запад и Восток в XVI–XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия — «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона.  

 Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности. Готовность человека нового типа к познанию, освоению и покорению окружающего мира.

2

         3

Тема 5.3.  Великие географические открытия. и начало европейской колониальной экспансии

Содержание учебного материала: Великие географические открытия. Карта мира. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада. Формирование нового пространственного восприятия мира.

1

2

Тема 5.4.  Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации

Содержание учебного материала: Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм.   Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России.

1

2

Тема 5.5.  Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время.

Содержание учебного материала: Складывание «европейского концерта» и распределение «ролей» между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах — войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне. «Османский фактор» европейской политики; вклад России в борьбу с турецкой угрозой.

1

2

Тема 5.6.  Технический прогресс и Великий промышленный переворот

 Содержание учебного материала: Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе. Изобретатели и предприниматели. Работающие машины. Паровой двигатель. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно-коммуникационной системы. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. Изменения в социальном составе общества.

1

2

Тема 5.7. Век Просвещения Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества

Содержание учебного материала: Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор».  Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество. Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституции.  

1

2

Тема 5.8.  Становление индустриальной цивилизации

Содержание учебного материала: Повторительно-обобщающий урок. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации. Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах.

 

1

2

Самостоятельная работа: 

1.Составление контрольных вопросов по конспектам:  Век Просвещения Революции XVIII в. и их значение; Технический прогресс и Великий промышленный переворот

2.Подготовка презентаций по теме: Становление индустриальной цивилизации

4

Раздел 6. Россия в XVIII веке

8

Тема 6.1. Россия в период реформ Петра I

Содержание учебного материала: Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России. Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей. Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство». Культурный переворот петровского времени. Просвещение   и  наука.   Архитектура  и  градостроительство.   Искусство.   Реформа  быта. Восприятие «преображенной России» современниками.

2

3

Тема 6.2. Внутренняя и внешняя политика приемников Петра (1725-1762 гг.)

Содержание учебного материала: Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина. Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.

2

3

Тема 6.3. Россия в XVIII в.

К. Т.  № 3 по разделам 5-6

Содержание учебного материала: Повторительно-обобщающий урок. Россия в период реформ Петра I. Внутренняя и внешняя политика приемников Петра (1725-1762 гг.). Россия во второй половине XVIII в.

  Проверочная работа.

1

3

Тема 6.4. Россия во второй половине XVIII в

Содержание учебного материала: «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Оценка личности императрицы и итоги екатерининского царствования. Павел I характеристика личности и основные направления политики. Павел I — характеристика личности и основные направления его политики. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.

2

2

Тема 6.5. Культура России в середине и во второй половине XVIII в

Содержание учебного материала: Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России. Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества. Итоги развития русской культуры в XVIII в.

1

1

Самостоятельная работа:

1. составление контрольных вопросов по конспекту: Россия в период реформ Петра I, Внутренняя и внешняя политика приемников Петра (1725-1762 гг.)

2

Раздел 7. Становление индустриальной цивилизации. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

4

Тема 7.1. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в.

Содержание учебного материала: Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан.

1

2

Тема 7.2. Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществ

Содержание учебного материала: Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность.  Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. Славянское Возрождение и Россия.

1

2

Тема 7.3. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии

Содержание учебного материала:Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи.

1

2

Тема 7.4.  Попытки модернизации в странах Востока

Содержание учебного материала: «Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица».

1

2

Самостоятельная работа: 

1.Составление контрольных вопросов по конспекту. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии; Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществ.

2.Подготовка сообщений по темам: Европейские революции середины XIX в.  Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в.

5

Раздел 8. Россия в XIX в.

16

Тема 8.1. Власть и реформы в первой половине XIX в.

Содержание учебного материала: Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин. Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы. Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия.

2

2

Тема 8.2. Внешняя политика Александра I и Николая I

Содержание учебного материала: Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г. Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и польская Конституция. Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война. Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России. Россия и европейские революции 1830–1831 гг., 1848–1849 гг. Крымская война и крах «Венской системы».

2

2

Тема 8.3. Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX в.

Содержание учебного материала: Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Политические идеалы: иллюзии и реальность. Общественно-политическая борьба и поиск национально-политической идентичности. Славянофилы. Западники. Правительственная идеология и рождение теории «официальной народности». Развитие науки и техники в России в первой половине XIX в.  Открытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание. Стили и направления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм. Музыкальная культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр.

1

2

Тема 8.4. Россия в первой половине XIX в.

К. Т.  № 4 по разделам 7-8

Содержание учебного материала: Повторительно-обобщающий урок .

Проверочная работа.

 

1

3

Тема 8.5. Россия в эпоху великих реформ Александра II

Содержание учебного материала: Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение. Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно-политического консерватизма второй половины XIX в. Российский либерализм. Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия.

2

2

 Тема 8.6. Россия в системе международных отношений второй половины XIX в.

Содержание учебного материала: Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат.  Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства.  Общественное движение: спад и новый подъем.  

2

2

Тема 8.7. Пореформенная Россия

Содержание учебного материала: Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

1

2

Тема 8.8. Повседневная жизнь населения России в XIX в

Содержание учебного материала: Крестьянство. Крестьянская община. Бытовой уклад. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Трудовая этика. Городское население. Пролетариат: быт, воззрения, психология. Формирование русской буржуазии. Духовенство. Священнослужители и общество. Дворянство. Права, привилегии, обязанности. Просвещенный дворянин и «дикий» помещик. Офицерство. Значение дворянской культуры в истории России. Чиновный мир. Высшая бюрократия и «маленький человек»: материальное положение и духовные запросы.

1

2

Тема 8.9. Преобразования административно-территориальной системы Сибири, экономика, культура, быт в XIX в.

Содержание учебного материала: Реформирование местных органов власти. Деятельность М.М. Сперанского на посту Сибирского генерал-губернатора. «Устав об управлении инородцев в Сибири». Рыбный промысел, изменения в организации охотничьего промысла. Пушная торговля и развитие местных рынков. Успехи в опытном земледелии. Бытовые традиции народов земли Югорской. Православная церковь и местные религиозно-культурные традиции. Образование.

2

2

Тема 8.10. Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России

Содержание учебного материала: Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты.  Развитие науки и техники.   Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр

1

2

Тема 8.11 Россия в XIX в.

К. Т.  № 5 по разделу 8

 Повторительно-обобщающий урок. Власть и реформы. Внешняя политика. Интеллектуальная и художественная жизнь. Повседневная жизнь.

  Проверочная работа.

1

3

Самостоятельная работа:

1.составление контрольных вопросов по конспектам:  Россия в эпоху великих реформ Александра II;   Преобразования административно-территориальной системы Сибири, экономика, культура, быт в XIX в.

 2.заполнение таблицы: Россия в системе международных отношений второй половины XIX в.

3.Подготовка презентаций по теме: Власть и реформы. Россия в эпоху великих реформ. Россия в системе международных отношений. Повседневная жизнь.

7

Раздел 9.От новой истории к новейшей

13

Тема 9.1. Международные отношения в начале XX в.

Содержание учебного материала: Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв.  Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии. Россия в системе международных отношений. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Начало борьбы за передел мира. Испано-американская, англо-бурская и русско-японская войны. Складывание двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав — Тройственного союза и Антанты.

1

2

Тема 9.2. «Прекрасная эпоха»: западное общество в начале ХХ в.

Содержание учебного материала: Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран. Урбанизация. Снижение доли аграрного населения.  Рост экономического веса сферы услуг.  Повышение  образовательного уровня населения. Новшества в повседневной жизни. Изменения в положении рабочих. Профсоюзное движение.

         1

2

Тема 9.3. Россия в начале XX века

Содержание учебного материала: Социальный и демографический состав российского общества. Кризис сословного деления. Социальные стереотипы.   Особенности   российской   монархии.   Система   министерств.   Становление российского парламентаризма. Государственная дума и Государственный совет. Региональная структура управления. Местное самоуправление. Общественная жизнь.  Либерализм и консерватизм.  Революция  1905-1907  гг.:  народнические и марксистские партии.

Экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Россия в системе международных отношений. Русско-японская война. Военно-политические блоки. Плюсы и минусы российской национальной политики

2

1

Тема 9.4. Научно-технический прогресс на рубеже XIX-XX вв.

Содержание учебного материала:

 Энергетическая революция. Новая физика и распад «неделимого атома». Расширение границ познаваемого мира. Новые скорости информационных потоков. Транспорт — кровеносная система индустриального общества. Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства. Индустрия и среда обитания.

1

2

Тема 9.5. Первая мировая война

Содержание учебного материала: Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в XX в.: техносфера против человечества. Тотальный характер войны. Гибель традиционных военно-административных империй. Версальская система. Первый общий кризис либерализма. Трансформация традиционных идеологий в тоталитарные.  

1

2

Тема 9.6. Россия в первой мировой войне

Содержание учебного материала: Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменение правовой системы. Чрезвычайное законодательство и его восприятие обществом.  

1

2

Тема 9.7. Февральская революция в России. Приход большевиков к власти в России.

Содержание учебного материала: Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного   правительства.   Причины  радикализации   общества.   Учредительное   собрание: ожидание, деятельность, результат. Споры об Октябре 1917 г.: логическое развитие февральских событий или «заговор»? Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918 г

1

2

Тема 9.8 Советская Россия в 1920-е годы.

Содержание учебного материала: Советская Россия в 20-е годы. Государственное устройство. «Советская демократия» и партийные органы. Замена конституционных органов власти чрезвычайными. Централизация власти. Однопартийная система: от демократии внутри партии до «демократии» внутри руководства. Экономика. «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма». Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция. Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенции стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн. «Экспорт революции». Советская Россия и бывшие окраины Российской империи.

2

3

Тема 9.9. На переломном этапе (конец  XIX в.  - 1921г.)

Содержание учебного материала: Падение монархии и создание земских учреждений в крае. Березовский комитет по введению земств и его деятельность. Борьба за власть весной 1918 г. Действия большевиков и левых эсеров. Создание ревкомов. Причины слабости позиций большевиков и недовольства населения их мероприятиями. Гражданская война на севере Обь-Иртышья (лето 1918 — весна—лето 1921 г.). Антибольшевистское восстание марта 1921 г. и его подавление.

2

2

 Тема 9.10. Мир в начале ХХ века.

 К. Т.  № 6. по разделу 9

Содержание учебного материала: Повторительно-обобщающий урок. Международные отношения в начале ХХ века. Россия в начале ХХ века. Первая мировая война. Приход большевиков к власти. Советская Россия в 20-е гг.

 Проверочная работа.

1

3

Самостоятельная работа: 

1.заполнение таблицы: Россия в первой мировой войне.

2.Подготовка сообщений по темам: Международные отношения в начале XX; Научно-технический прогресс на рубеже XIX-XX вв; Россия в начале XX века; Российская правовая система; Антибольшевистское восстание  1921 г. и его подавление.

5

Раздел 10. Между мировыми войнами

7

Тема 10.1. Страны Запад

 в 20-е -30-е годы ХХ века

Содержание учебного материала: Послевоенный   кризис   Запада.   Социальные   теории.   Упадок  консерватизма.   Малые   страны перед необходимостью  ускоренной   модернизации.   Система  догоняющего   развития.   Маргинализация масс. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925-1929 гг. Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. Военная конъюнктура и стихийная реструктуризация экономики ведущих мировых держав. Кейнсианство  и компромиссная схема Рузвельта. Крушение Веймарской республики и германский национал-социализм.

1

2

Тема 10.2. Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в.

Содержание учебного материала: Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху. Первая мировая война и процесс «старения» традиционных военно-административных империй. США и доктрина «открытых дверей». Мандатная система. Китай: путь к обретению самостоятельности. Антиколониальная борьба народов Азии и Африки: ненасилие или вооруженное сопротивление? Латинская Америка на путях модернизации: каудильизм или демократия?

1

2

10.3. Международные отношения в 20-30 годы XX века

Содержание учебного материала: Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Последствия мирового экономического кризиса на международной арене. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншистского блока. Внешняя политика СССР в 20-30-е годы: от конфронтации к поиску контактов. Попытки возврата к границам Российской империи: советско-финляндская война; присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. «Культурная революция». Создание советской системы образования. Достижения и потери в сфере науки и искусства. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова—Риббентропа.

1

2

Тема 10.4. Строительство социализма в СССР: Модернизация на почве традиционализма

Содержание учебного материала: Кризис   «военного   коммунизма».   Новая  экономическая  политика  (нэп):   сущность   и направления. Диспропорция экономического и социально-правового статуса личности.

Образование СССР. Конституция СССР  1924 г. Централизация государственного аппарата. Общественно-политическая жизнь в СССР в 20-30 годы. Внутрипартийная борьба: Становление единоличной   власти   И.В.   Сталина.   Культ   личности.   Массовые репрессии. План ГОЭЛРО. Национально-культурная унификация населения. Рождение образа советского человека. Развитие советской культуры.. Развитие экономики СССР в конце 20-30-х годов. Форсированная модернизация. Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация. Успехи и недостатки

2

2

Тема 10.5. Административная система и национальная политика в первые десятилетия советской власти

Содержание учебного материала: Поиски новой административной системы. Первая конференция коренных народов Севера (1922 г.). Создание Остяко-Вогульского национального округа (1930 г.). Изменения в системе управления и судопроизводства. Замена родовых советов на территориальные. Форсированная коллективизация аборигенных народов и ее политические последствия. Переход к тоталитарной экономике. Политика сплошной коллективизации. Спецпереселенцы, их роль и место в экономической жизни округа. Медицинское обслуживание и культурно-просветительские учреждения. Становление национальных средств массовой информации, литературы и искусства.

2

2

Самостоятельная работа:

1.составление контрольных вопросов по конспектам: Запад в 30-е годы ХХ века, Строительство социализма в СССР: Модернизация на почве традиционализма; Административная система и национальная политика в первые десятилетия советской власти

4

Раздел 11. Вторая Мировая война

7

Тема 11.1. Вторая мировая война: причины, ход, значение    

Содержание учебного материала: Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира.

2

2

Тема 11.2. СССР в годы

Великой Отечественной войны

Содержание учебного материала: Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов. Советская культура и идеология в годы войны. Повседневная жизнь на фронте и в тылу. Население на оккупированных территориях. Партизанское движение. Национальная политика. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла. Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой в военное время. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных действий.

2

3

Тема 11.3. Великая война в судьбе края

К. Т.  № 8 по разделам 10-11

Содержание учебного материала: Участие северян в боевых действиях. Жители округа — Герои Советского Союза, орденоносцы Великой Отечественной войны. Мобилизация населения округа в действующую армию. Военное обучение. Производственная деятельность в округе на нужды обороны. Добыча и переработка рыбы. Охотничий промысел в годы войны. Лесная промышленность. Сельское хозяйство. Помощь фронту на общественных началах.

2

3

Тема 11.4. Решающая роль СССР в разгроме нацизма

 

Содержание учебного материала: Повторительно-обобщающий урок. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.    

 Круглый стол

1

3

Самостоятельная работа: 

1.Заполнение таблицы: Вторая мировая война: причины, ход, значение.    

2. Подготовка вопросов к круглому  столу: Решающая роль СССР в разгроме нацизма;

6

Раздел 12. Мир во второй половине XX века

3

Тема 12.1. Холодная война

Содержание учебного материала: Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира.

Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Информационные войны. Техногенная цивилизация «на тропе войны». Крах биполярного мира. Последствия «холодной войны».

1

2

Тема 12.2. Научно-технический прогресс

Содержание учебного материала: К «Общему рынку» и «государству всеобщего благоденствия». Европейская интеграция. «Государство благоденствия». Роль политических партий. Христианская демократия. Массовые движения: экологическое, феминистское, молодежное, антивоенное. Мир потребителей. Культура как способ стимуляции потребления. Новый взгляд на права человека. Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство. Индустрия и природа. Формирование новой научной картины мира. Дегуманизация искусства. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.

1

2

Тема 12.3. Страны Азии, Африки и Латинской Америки

Содержание учебного материала: Вторая мировая война — кризис метрополий. Американский «Великий проект» и «старые» империи. Советский антиколониализм. Разрушение колониального мифа. Исчерпание мандатных сроков в странах Ближнего Востока. Китай в числе победителей. Национально-освободительная борьба в японской «сфере сопроцветания» и ее последствия в бассейне Тихого океана. Освобождение Индии. Ближневосточный конфликт. Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка. Социализм в Западном полушарии. Основные понятия:  сверхдержава, локальные конфликты,  «холодная война»,  информационная война, техногенная цивилизация, научно-технический прогресс, интернационализация, «консервативная волна», экуменизм,   биотехнология,   экология,   модернизм,   технократизм,   иррационализм, антиколониализм, национально-освободительная борьба, движение неприсоединения.

1

1

Самостоятельная работа:

1.Заполнение таблицы Страны Азии, Африки и Латинской Америки.

2

Раздел 13. СССР в 1945-1991 годы

8

Тема 13.1. СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе

Содержание учебного материала: Восстановление хозяйства. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида. Апогей культа личности И.В. Сталина. Усиление традиционализма в общественной жизни. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этно-культурной унификации. Политические процессы.

2

2

Тема 13.2. Советский Союз в период частичной

Либерализации режима

Содержание учебного материала: Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности.   XX  съезд  КПСС.   Культурная жизнь общества. «Оттепель». Экономические реформы 1950-1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве. Внешняя политика СССР.  Международные кризисы.

2

2

Тема 13.3.  СССР в конце 1960-х — начале 1980-х годов.

Содержание учебного материала: Общественно-политическое развитие СССР. «Теория развитого социализма. Политическая апатия общества.  Диссидентское и правозащитное движение. «Самиздат». Экономика СССР. Попытки модернизации: реформа А. Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем. Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х — начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны».

1

2

Тема 13.4. Новая страница в истории округа: середина 1960-х -  начало  1980-х гг.

Содержание учебного материала: Становление нефтегазового комплекса. Пуск в эксплуатацию крупнейших нефтегазовых месторождений. Формирование производственной инфраструктуры. Нефтяной бум 1970-х гг. Формирование единого энергетического комплекса края. Демографические изменения и их последствия. Источники прироста населения. Резкая урбанизация округа. Противоречия социального и культурного развития. Жилищная проблема. Отставание развития сферы обслуживания от темпов экономического роста. Проблемы национальной политики и экологии. Вопрос этнического выживания коренных народов окру

1

2

Тема 13.5. СССР в период перестройки

Содержание учебного материала: Причины  реформ   М. С.   Горбачева.   Первый этап реформ: ускорение экономического развития. Причины неудач. Второй этап: реформирование политической системы. Углубление экономических реформ. Сопротивление аппарата. Третий этап: неуправляемый процесс реформирования. Векторы реформирования «сверху» и «снизу». Готовность общества к переменам. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма. СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира. Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия. Основные понятия: наукоемкие технологии, волюнтаризм, идеологизация, рентабельность, экстенсивное и интенсивное развитие, ротация кадров, разрядка.

2

2

Самостоятельная работа: 

1.Составление контрольных вопросов по конспекту СССР в период перестройки.

2.Подготовка сообщений по темам: СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе. Апогей культа личности И.В. Сталина

3.Подготовка презентаций по теме: Роль электрогазосваршиков в становлении экономики округа

6

Раздел 14. Россия и мир на рубеже XX-XXI веков

6

Тема 14.1 Российская Федерация на современном этапе

Содержание учебного материала: Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический   кризис   осени   1993   г.   Конституция  РФ.   Система  разделения   властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма. Российское общество. Либеральные идеи и социальная инерция. Социальное расслоение. Попытка компромисса между прозападной либеральной экономической модернизацией и социально-политическим  традиционализмом.   Президентские   выборы   2000   и   2004   гг.   Курс   на укрепление государственности,   экономический   подъем,   социальную   и  политическую   стабильность, укрепление национальной безопасности. Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.

2

3

Тема 14.2 Становление округа как субъекта Российской Федерации. Социальный портрет  современной Югры.

Содержание учебного материала: Ситуация в социальной сфере. Отток населения в конце 1980-х — начале 1990-х гг. как реакция на неблагоприятные условия жизни в округе. Постепенное преодоление кризисных процессов в социальной сфере. Новый статус округа в структуре Федерации как основа выхода из кризиса. Относительный рост уровня жизни населения округа в конце 90-х гг. Современное состояние системы образовательных и культурных учреждений в округе. Развитие собственной системы высшего образования и средств массовой информации.

1

2

Тема 14.3. Мир в XXI веке

Содержание учебного материала: Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Индустриализм «бежит» на Восток. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего. Социальная дифференциация в масштабе планеты и рост политических рисков. Новая мировая иерархия и международный терроризм.

Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Борьба за перераспределение ролей в мировой экономике. Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях.

1

3

Дифференцированный зачет

2

3

Самостоятельная работа: 

1.Составление контрольных вопросов по конспекту Российская Федерация на современном этапе.

2.Создание презентаций по темам: Российское общество. Либеральные идеи и социальная инерция.

4

                                              Всего : 176 часов. Аудиторная нагрузка : 117 часов

Уровни освоения:

  1.  - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «История».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий по истории.

Технические средства обучения:

  • компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением
  • аудио- и видеоаппаратура

3.3. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Артемов В.В., Лубченков  Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия,  2012.
  2. Артемов В.В., Лубченков  Ю.Н. История: Дидактические материалы: Учебное пособие для студентов учреждений СПО. – М.: Академия,  2009.
  3. Левандовский А.А. История России ХVIII-XIX веков.- М. Просвещение – 2012
  4. Левандовский А.А. История России ХХ начало ХХI века.- М. Просвещение-2012.
  5. Уколова В.И. Ревякин А.В. Всеобщая история с древнейших времен до конца ХIХ века. М. Просвещение 2011.
  6. Улунян А.А. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история новейшая история. М. Просвещение – 2010.

                      Дополнительные источники:

  1. Анисимов Е. В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. — СПб., 2003.
  2. Дуршмид Э. Победы, которых могло не быть. — М., 2000.
  3. Зайончковский А.М. Первая мировая война. — М., 2000.
  4.  Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб. пособие. — М., 2006.
  5.  Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2006.
  6.  История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней- Е.2000.
  7. Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVIII век. — М., 2006.
  8. Лавренев С., Попов В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. — М., 2002.
  9. Мезин С. А. История русской культуры X — XVIII вв. — М., 2003.
  10.  Метивье Ю. Франция в XVI—XVIII вв. от Франциска I до Людовика XV. — М., 2005.
  11.  Мир Просвещения. Исторический словарь. — М., 2003.
  12.  Мыльников А. С. Петр III: Повествование в документах и версиях. — М., 2002.
  13. Национальная идея в Западной Европе в Новое время. — М., 2005.
  14.  Озуф М. Революционный праздник: 1789—1799. — М., 2003.
  15.  Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 1—3. — М., 1994—2000.
  16. Павленко Н. И. Екатерина I. — М., 2004.
  17. Павленко Н. И. Екатерина Великая. — М., 2003.
  18. Посконина О.И. История Латинской Америки (до ХХ века). — М., 2005.
  19. Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола, 1555—1648. — СПб., 2002.
  20. Смирнов А. Арабо-израильские войны. — М., 2002.
  21.  Типельскирх К. Вторая мировая война (любое издание)
  22. Тольятти П. Лекции о фашизме. Ч. 1—3. — М., 1991.
  23. Хеншелл Н. Миф абсолютизма. — СПб., 2003.
  24. Черников И. Гибель империи. — М., 2002.
  25. Чудинов А.В. Французская революция: история и мифы. — М., 2007.
  26.  Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2005.
  27. Элиас Н. Придворное общество. — М., 2002.
  28. Валлерстайн И. Миро-системный анализ.

Интернет-ресурсы

1.  http:www/nsu.ru/filf/rpha/papers/geoecon/waller/htm

  1. Народы и религии        мира. Интернет-ресурс:
    http:/www/cbook.ru/peoples/index/welcome/shtml

Периодические издания

1. Преподавание истории в школе: научно-методический журнал. Учрежден Министерством образования РФ

2. Родина: исторический журнал.

3.3. Спецификация учебно-методического комплекса

Наименование

Количество

Тип носителя

1.

 Комплекты тестов по темам:

- «Древнейшая стадия истории человечества»;

- «Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов»;

- «Рождение Киевской Руси»;

- «Россия в царствовании Ивана Грозного»;

- «Смута в России начала XVII в.»;

- «Россия в середине и второй половине XVII в.»;

- «Становление индустриальной цивилизации»;

- «Россия в период реформ Петра I»

«Россия в XVIII веке»

- «Становление индустриальной цивилизации»

- «Процесс модернизации в традиционных обществах Востока»

- «Россия в XIX в.»

- «От новой истории к новейшей»

- «Между мировыми войнами»

- «Вторая Мировая война»

- «Мир во второй половине XX века

 - «СССР в 1945-1991 годы»

1

1

3

2

1

3

1

2

1

1

1

1

1

1

электронный вариант

электронный вариант

электронный вариант

электронный вариант

электронный          вариант

электронный вариант

электронный вариант

электронный вариант

электронный вариант

электронный вариант

2.

Комплекты для промежуточной аттестации по темам:

- «Россия с древнейших времен до конца  XVII в.»;

- «Россия в XVIII в.»;

- «Россия и мир в ХХ в.»

1

1

2

электронный вариант

электронный вариант

3.

Комплект для итоговой аттестации

2

4

1

диск

5.

Комплект тестов для входного контроля

1

электронный вариант

6.

Комплекты тренинговых учебно-тренировочных упражнений по темам:

- «Цивилизации древнего мира»

- «Цивилизации Запада и Востока в средние века»

- «История России с древнейших времен до конца XVII века»

- «Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI – XVIII  вв.»

 

1

1

1

1

электронный вариант

электронный вариант

электронный электронный вариант

7.

Учебные фильмы история с древнейших времен до конца 18 века

500

 электронный вариант

8.

Комплекты исторических карт

10

бумага

9.

Атласы история отечества 19-20 век

40

бумага

3.4. Используемые педагогические технологии:

Ведущие педагогические технологии, используемые при реализации дисциплины – традиционная с элементами проблемного обучения, активного обучения и личностно-ориентированная , обеспечивающие подход, основанный на компетенциях, формирование самостоятельных навыков овладения знаниями, публичного представления результатов своей  деятельности

           4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Знать:

-основные    факты,    процессы    и    явления,    характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

  -периодизацию всемирной и отечественной истории;

  -современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

   -особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

   -основные исторические термины

 и даты;

ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6.

Экспертная оценка:

устного ответа

письменных работ (тесты, терминологические диктанты, хронологические диктанты)

выполнение практических заданий по учебнику с использованием материала исторических хрестоматий, дидактического материала для обучающихся

дополнительной (самостоятельной) работы с рекомендованными историческими источниками

Уметь:

-анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  -различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  -устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  -представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

 ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6.

 

 

 

Экспертная оценка:

устного ответа;

письменной работы (рабочая тетрадь);

Наблюдение за деятельностью обучающихся (работа с историческими картами, схемами, дидактическими материалами

Экспертная оценка:  

защиты сообщений,

заполнение таблиц, создание презентаций



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование регионального компонента на уроках истории

В статье раскрыт методический подход учителя к реализации регионального компонента на уроках истории в вечерней школе, представлен отбор материала, позволяющего наметить основные тенденции историческо...

Рабочая программа по истории (интегрированный курс) для 9 класса с учетом регионального компонента

РП составлена для использования в преподавании истории 9 класса при 2 часах в неделю. Интегрирование курсов Всемирной истории и Истории России позволяет не дублировать материал и, соответственно, выде...

Рабочая программа по истории (интегрированный курс) для 8 класса с учетом регионального компонента

Рабочая программа, составленная как интегрированный курс Всемирной и отечественной истории, предназначена для всех, кто преподает историю в 8 классах. Высвобождение часов из-за отсутствия дублирования...

Рабочая программа по математике 10 класс (региональный компонент)

Рабочая программа по математике 10 класс (региональный компонент)...

Использование регионального компонента на уроках истории

Основной целью использования регионального компонента на уроках истории является формирование самосознания учеников, воспитание у них патриотических качеств, пробуждение интереса к своему краю и углуб...

Рабочая программа по математике 10 класс(региональный компонент)

В связи с модернизацией российского образования, введение нового Федерального и Регионального базисного плана обновлены требования к уровню подготовки учащихся в выпускных классах полной (средней) шко...

Рабочая программа по математике 11 класс(региональный компонент)

Данная программа предлагает использование часов, выделяемых в региональном компоненте, с целью усиления федерального компонента учебного предмета «математика», что связано с подготовкой вы...