Использование регионального компонента на уроках истории
статья по истории (11 класс) на тему

Окунева Ирина Вячеславовна

В статье раскрыт методический подход учителя к реализации регионального компонента на уроках истории в вечерней школе, представлен отбор материала, позволяющего наметить основные тенденции исторического развития региона, показать основные достижения материальной и духовной культуры, связи с сопредельными территориями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_regionalnogo_komponenta.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

 НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Проблемам преподавания регионального компонента вообще и на уроках истории, в частности, в настоящее время уделяется большое внимание. В нашей области работа в этом направлении ведётся довольно интенсивно. Только в нынешнем веке издана «История Кузбасса» (История Кузбасса, 2004; История Кузбасса, 2006), разрабатываются программы и учебные пособия. Например, Горелов, 2006; Герасимов, 2008; Герасимов, Герасимова, 2007).

По каждой теме, по каждому периоду истории Кузбасса существует много литературы, монографий, статей. Основная литература, конечно, посвящена новейшей истории. Есть много разноплановых изданий по развитию различных отраслей промышленности, по развитию социальной сферы, политической, духовной, религиозной жизни Кузбасса (Главная шахта России, 2003; Кимеев, Кандрашин, Усольцев, 1996; Коновалов, 2004; Лопатин, 1995). Это не только монографии, но и издания архивных документов, альбомы и т.д.

История Кузбасса богата событиями. При ограниченном количестве часов важно провести научный отбор материала, выбрать такой материал, который позволит наметить основные тенденции исторического развития региона, показать основные достижения материальной и духовной культуры, связи с сопредельными территориями.

На уроке по теме «Кузбасс в древности и в средневековье» обучающиеся имеют возможность познакомиться с историей заселения территории различными племенами, уровнем их социально-экономического развития. Здесь используются материалы, полученные при археологических исследованиях (Окунева, 2005; Окунева, 2006; Окунева, 2007; Окунева, 2011).

При изучении темы «Россия в XVII веке» рассматривается вопрос о присоединении к Российскому государству территории бассейна р. Томи. За умение выплавлять из руды железо русские землепроходцы назвали коренных жителей – шорцев кузнецами, а этот край – Кузнецкой землёй. Отряд томских казаков под руководством Остафия Харламова в 1618 г. заложил Кузнецкий острог, ставший затем центром Кузнецкого уезда.

В рамках темы «Россия в XVIII веке» изучается начало промышленного освоения Кузнецкой земли, зарождение угольной промышленности. Этому предшествовало исследование края. Русские рудознатцы занимались поисками полезных ископаемых. Открытия каменного угля Михайлой Волковым (1718 г.), серебряных руд Дмитрием Поповым (1781 г.), золота Егором Лесным (1827 г.) привели к строительству рудников, приисков, заводов.

При изучении темы «Россия в XIX веке» рассматриваются вопросы активного освоения Кузбасса, превращения Кузнецкой земли в край металлургов и шахтёров. В 1851 г. выдала первый уголь Бачатская копь, а в начале XX века началось строительство крупных заводов.

На уроках новейшей истории изучается развитие промышленности Кузбасса в XX в., вклад Кузбасса в развитие топливно-энергетического комплекса страны.

Особое внимание уделяется развитию угольной промышленности в 80-90-е гг. XX века и в первое десятилетие XXI века. Здесь рассматриваются особенности кризисного развития угольной отрасли Кузнецкого бассейна в 1985-1993 г.г. и вопросы реализации экономической программы реструктуризации угольной промышленности в 1994 г. – начале XXI века. Также рассматриваются проблемы рабочего движения и социальные процессы на угольных предприятиях Кемеровской области.

На уроках используются различные формы организации занятий, различные формы контроля знаний.

По отдельным темам разработаны тесты, например, тест «Кузбасс в XVII веке»:

1. Томский острог был основан в …году.

- 1600

- 1602

- 1604

2. Местных жителей по р. Томи русские называли:

- кузнецами

 -гончарами

- ювелирами

3. Служилые татары – это

- татары на службе у казаков

- местное население, перешедшее под покровительство русского царя.

- солдаты татарского войска

4. Указ о строительстве острога в верхнем течении р. Томи подписал

- Пётр

- Михаил Фёдорович

- Алексей Михайлович

5. Кузнецк стал городом в … году

- 1622

- 1689

- 1715

6. Источником вольной колонизации Кузнецкого края было:

- Центральная Россия

- Поморье, Поволжье, Урал

- Южнорусские степи

7. В 1722-1724 гг. в г. Кузнецке было ревизских душ:

- 972

- 3784

-1363

В преподавании регионального компонента в условиях исправительной колонии существует ряд специфических особенностей и проблем. К таковым можно отнести следующие:

- в отличие от городской школы, где все обучающиеся проживают на одной территории, в вечерней школе при исправительной колонии №5 г. Кемерово обучаются не только уроженцы разных городов и районов Кузбасса, но и других регионов России;

- отсутствует возможность проведения уроков вне стен школы, например, в музеях. Учащиеся не могут видеть документальные и вещественные источники разных исторических периодов. Поэтому возникает необходимость использования большего количества иллюстративного материала (рисунки, фотографии, видеоматериалы).

Литература

  1. Герасимов, А.Н. Древняя и средневековая история Кемеровской области (Археология Кузбасса). Программа элективного курса для 10 (11) класса // Историческое краеведение [Текст]/  Авт.-сост.: С.А. Герасимова, А.Н. Герасимов/ Ответ. ред. С.А. Герасимова: программы элективных курсов: 9-11 классы. – Кемерово: МОУ ДПО «Научно-методический центр», 2008.
  2. Герасимов, А.Н. Кузнецкий край в древности и средневековье. [Текст]/  А.Н. Герасимов, С.А. Герасимова: книга для учителя. – Кемерово: СКИФ–ИПП «Кузбасс», 2007. – 182 с.
  3. Главная шахта России. Шахте Распадская: фотоальбом. – М., 2003. – 496 с.
  4. Горелов, Ю.П. История Кузбасса. [Текст]/  Ю.П. Горелов. – Кемерово, 2006.
  5. История Кузбасса. [Текст]/   Учебное пособие. – Кемерово, 2006. – 351 с.
  6. Кимеев, В.М. Православные храмы Кузбасса. [Текст]/  В.М. Кимеев, Д.Е. Кандрашин, В.Н. Усольцев. – Кемерово, 1996. – 307 с.
  7. Коновалов, А.Б. История Кемеровской области в биографиях партийных руководителей (1943-1991 гг.). [Текст]/  А.Б. Коновалов: текст и фото. – Кемерово, 2004. – 491 с.
  8. Лопатин, Л.Н. История рабочего движения Кузбасса (1989-1991 гг.). [Текст]/  Л.Н. Лопатин. – Кемерово, 1995. – 304 с.
  9. Окунева, И.В. Кузбасс в эпоху раннего средневековья. [Текст]/  И.В. Окунева: альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2007. – № 2. – С. 69-74.
  10.  Окунева, И.В. Кузбасс в начале II тыс. н.э. [Текст]/  И.В. Окунева: альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2011. – № 4. – С. 29-31.
  11.  Окунева, И.В. Поселения Среднего Притомья. [Текст]/  И.В. Окунева:  итоги работ хоздоговорной темы «Волна». //Археология Южной Сибири. – Вып. 24. – Кемерово: Изд-во «Летопись», 2006. – С. 29-30.
  12. Окунева, И.В. Средневековые поселения Кузбасса. [Текст]/  И.В. Окунева.// Археология Южной Сибири. Вып. 23. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. – С. 106-110.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование регионального компонента на уроках немецкого языка

Данная работа представлена по гуманитарному направлению – иностранный язык (немецкий язык). За основу взята тема «Моя Родина». Данная тема изучается в 7 классе.  В работе использована раб...

Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы

Статья об использовании местного языкового материала на уроках гуманитарного цикла...

«Использование регионального компонента на уроках английского языка»

В течение многих лет нами, учителями английского языка  МОУ СОШ № 5 Фроловой Г.М. и Горевой Т.В. собирается материал о родном городе, крае. Ежегодно материал дополняется и совершенствуется. К каж...

Использование национально-регионального компонента на уроках истории.

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001595 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000001579 P { margin-bottom: 0.21cm; } Использование краеведческого материала на уроках истории и общество...

Использование регионального компонента на уроках истории

Основной целью использования регионального компонента на уроках истории является формирование самосознания учеников, воспитание у них патриотических качеств, пробуждение интереса к своему краю и углуб...

Использования регионального компонента на уроках истории, обществознания и во внеурочной работе (из опыта работы).

Планомерное и систематическое использование регионального компонента на уроках истории и обществознания  способствует  укреплению связи с малой родиной, воспитанию патриотов родной земли....