конспект урока истории в 9 классе
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
Разработка урока истории в 9 классе на тему "Россия в Первой мировой войне "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya_v_pmv.doc | 740 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«основная общеобразовательная школа № 6»
Урок истории в 9 А классе
по теме
«Россия в Первой Мировой войне»
Подготовила и провела
Калиненко Юлия Александровна
учитель истории и обществознания
С. Донское
2014г.
КОНСПЕКТ УРОКА В 9 КЛАССЕ
ТЕМА:
«РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
Цели урока: На основе исторических документов, изучить ситуацию в России в годы Первой мировой войны, а также выяснить отношение современников к ней, помочь ученикам в определении собственного отношения к данной теме.
а) образовательные:
- проверить уровень усвоения знаний и качество полученных знаний;
- обучение систематизации знаний;
- обучение логическому мышлению и формулированию выводов;
- обучение прогнозированию ситуации;
- закрепление навыков анализа и прогноза;
б) воспитательные:
- формирование негативного отношения к силовому решению конфликтов;
- убежденности, что каждое действие имеет свои последствия;
- воспитание формирование гражданственности и патриотизма.
в) развивающие:
- Развитие логического мышления во время работы с историческими документами;
- Формирование умения делать выводы на основе известных фактов.
Тип урока: лабораторное занятие
Место урока в учебном плане: Данный урок завершает тему «Россия в Первой мировой войне» курса История России.
Техническое и методическое обеспечение урока:
- Компьютерная презентация;
- Карточки с документами по Первой мировой войне;
- Карточки с заданиями для работы в группах;
I. Организационный момент
1. Вступительное слово учителя
Здравствуйте дети! Скажите, пожалуйста, столетие, какого события отмечалось в этом году?
- Первая мировая война.
Давайте вспомним что мы уже знаем о 1МВ? (ответы детей)
Какие военно-политические блоки сложились в годы войны?- Антанта и Тройственный союз.
Какие страны в них входили? Тройственный союз- Германия, Италия, А-Венгрия, Антанта- Франия, Российская империя, Англия.
Какие цели преследовали эти страны- передел мира.
Сегодняшняя тема будет тесно связана с событиями первой мировой войны, т. к. сегодня мы рассмотрим участие России в Первой Мировой Войне.
Тема урока: Россия в Первой мировой войне.- (запишите ее в тетради записывают тему урока)
Выдвижение гипотезы:- первая мировая война для России стала катализатором к саморазрушению
Чтобы доказать гипотезу необходимо поставит цели. Каковы цели нашего урока? – 1) определить роль России в 1МВ, 2) Понять каковы ее последствия для России?
Для того чтобы приступить к изучению темы нам необходимо узнать какие цели ставило перед собой российское правительство вступая в войну, откройте с. 61.абз №3- стать хозяйкой проливов Босфор и Дпрданеллы, покровительницей балкан, воссоединить польские земли и с войной правительство связывало возможность стабилизировать внутреннее положение в стране, отвлечь общество от острых социальных проблем и конфликтов.
В начале войны было сформировано два театра военных действий: западный фронт- во Франции и Бельгии, и восточный- против России.
В ходе урока мы с вами будем заполнять следующую таблицу- зарисовывают таблицу.
Чтобы ответить на вопросы, которые мы сформулировали в начале урока мы разобьем войну на 3 года, и разделимся на группы, внутри группы вы определите историков, которые будут записывать военные события своего года, в которых принимала участие Россия, экономистов- которые определят уровень экономики на данном этапе войны, и политиков, которые определят отношение народа к власти.
В этом задании вам помогут ваши знания, учебник и статьи из газеты «Сельский хозяин» времен первой мировой войны. Хотя основная тема этого журнала – сельское хозяйство, однако практически в каждом номере есть статьи, посвященные Первой мировой войне.
II. Самостоятельная работа учащихся с историческими документами.
1. Работа в группах.
«Хранители» исторических документов получают от учителя пакет с документами и карточку – инструкцию.
Карточка – инструкция № 1.
А. Источники: учебник +документы
Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:
- Используя учебник, сообщение о ходе военных событий в 1914 году, с 63-64
- Прочитайте статью «……..» и учебник п. №2 «Отношение народа и партии к войне» и ответьте на вопросы, записывая их в бланк для ответов:
- Какое настроение царило в народе вначале войны? (учебник с 62)
- Кто такие пацифисты? С 69.уч
- Отношение народа к царю
- В чем автор статьи видит залог победы русского народа в войне?(документ)
- Как характеризуется германская армия? (документ)
3. Положение экономики в начале войны. С 47 «Первые результаты реформ. Развитие кооперации».
4. Творческий отчет. Роль России на данном этапе.
- Оформление бланка для ответов.
Карточка – инструкция № 2.
А. Источники: учебник +документы
Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:
1Используя учебник, подготовьте сообщение о ходе военных событий в 1915 году. В чем причины поражения русской армии?
2 Каков уровень экономики с. 66 «Перестройка экономики».
- Изучите статьи «Война и наш хлебный рынок», и ответьте на вопросы, записывая их в бланк для ответов:
- Как можно охарактеризовать развитие сельского хозяйства в 1915 году?
- Наблюдается ли снижение уровня производства хлеба?
- В чем начал проявляться кризис власти и почему? С 66 «приближения кризиса». Влияние Распутина. Сообщение о нем.
7. Творческий отчет. Роль России в данный период.
- Оформление бланка для ответов.
Карточка – инструкция № 3.
А. Источники: учебник +документы
Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:
- Используя учебник, подготовьте сообщение о ходе военных событий в 1916 году. с 64- 66. Сообщение о Брусилове, понятие «Брусиловский прорыв».
- Работа с документом: «Сколько раз я спрашивал в окопах, из-за чего мы воюем, и всегда неизбежно получал ответ, что какой-то там эрцгерцог с женой были кем-то убиты, а потому австрияки хотели обидеть сербов. Но кто же такие сербы – не знал почти никто, что такое славяне – было также темно, а почему немцы из-за Сербии вздумали воевать – было совершенно неизвестно. Выходило, что людей вели на убой неизвестно из-за чего, по капризу царя» (из воспоминаний А.А. Брусилова).
Вопросы к документу. О чем свидетельствует документ? Предположите, какие последствия могло иметь данное отношение к войне в народе.
Изучите статьи «Мой опыт по применению труда военнопленных», «Новое глумление немцев» и ответьте на вопросы, записывая их в бланк для ответов:
- Как использовался труд военнопленных в России и в Германии?
- Сравните положение русских рабочих и военнопленных в России и в Германии?
- положение экономики в 1916г. с 67- 69. Термин продразверстка. С 69.
- Отношение к власти с. 67 1 абзац. И 69 2 абзац.
3. Творческий отчет.
- Оформление бланка для ответов.
3. Письменное оформление отчетов – ответов
Результаты работы всех членов группы заносятся в бланки для ответов, где подводят итоги по своему направлению. Руководитель группы готовит выступление своей группы и вопросы, которые остались неясными для данной группы (эти вопросы могут быть заданы как другим группам, так и учителю).
Ш. Творческие отчеты групп
Выступление 1 группы: Военные действия в 1914 году
Русская армия оказалась хуже подготовленной к войне, чем Германия, Франция.
Сформировалась 2 фронта:
1.Западный в Бельгии и Франции, и Восточный против России.
2.август 1914- 1и 2 русские армии под командованием Ренненкампфами и Самсоновым Перешли в наступление в Восточной Пруссии- переброс немецких сил с западного фронта на восток- спасение Парижа в битве на Марне.
3.сентябрь 1914- Операции против А.- Венгрии- Заняты Голиция и Часть Буковины.
4. октябрь 1914- Вступление Турции в войну- нападение ее на Россию- обстрел черноморских городов.
5. декабрь 1914- наступление Турции в Закавказье- разгром Турецкой армии отступление к Эрзеруму.
2.
- Взрыв патриотических чувств
- Единение народа- народ считал себя обязанным защитить отечество
- Вера в победу
- Единство всех полит. Партий кроме Социалистов, термин пацифисты, оборонцы и пораженцы.
- Поддержка царя, единение вокруг трона, отклик на мобилизацию.
Автор видит победу в объединении народа, а германскую армию называет насильниками и двуличными.
ПОЛОЖЕНИЕ ЭКОНОМИКИ
Результаты реформы Столыпина:
- Увеличение посевных площадей
- Увеличение хлебного экспорта
- промышленный рост
- общину сменили кооперативы
Вывод: Роль России велика- срыв плана Шлиффена, изменение хода войны. В войну Россия вошла сильной экономической державой.
Выступление 2 группы: Военные действия в 1915 году
Русское командование вступило в 1915 год с твёрдым намерением завершить победоносное наступление своих войск в Галиции.
В 1915 году Германия и её союзники направили свои силы на восточный фронт, против России, рассчитывая нанести ей поражение и вывести её из войны.
Русские войска вытеснены из Галиции и Польши, Прибалтики, Белорусии и Украины.
Причина поражения в нехватке вооружений и боеприпасов и отсутствие союзников.
УРОВЕНЬ ЭКОНОМИКИ
Перестройка экономики на военный лад
Рост темпа экономического развития
Все имеющиеся в стране ресурсы были брошены на укрепление сил фронта.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Наблюдается повышение цен на хлеб,
Есть небольшое снижение уровня производительности
КРИЗИС ВЛАСТИ
Поражение русских войск в 1915г.
Увеличение роли императрицы в принятии гос. Решений, т. к царь был на фронте
Недоверие народа царице из- за близкого общения с Распутиным
Частая смена совета министров
Рост взяточничества и казнокрадства.
Царица- шпионка, измена.
Сообщение о Распутине.
Вывод: В 1915 г. в Росси прослеживается рост экономики на поддержание армии за счет повышения цен, что приводит к снижению роста производительности. Начинается кризис власти.
Выступление 3 группы: Военные действия в 1916 году
- Февраль 1916г. Германия пытается взять крепость Верден, на западном фронте. Российская армия разрабатывает план наступления под командованием Генерала Брусилова. (сообщене о нем).
- 22 мая наступление русских войск на австрийские позиции, фронт был прорван на 340 км. , этот маневр получил название Брусиловский прорыв.
- А- Венгрия на грани катастрофы, Германия вынуждена отступить от Верден и перебросить силы на восточный фронт.
- Война приобретает позиционный характер- определение.
- Запись в тетрадях: 22 мая 1916г- наступление на А- Венгрию
Брусиловский прорыв-
ПОЛОЖЕНИЕ ВОЕННОПЛЕННЫХ
- В России военнопленных держали в хороших условиях, им платили зарплату, хорошо кормили, в праздники они отдыхали, кроме тех, кто работал с лошадьми, условия труда были приравнены к условиям рабочих.
- В германии наоборот пленных унижали, били, работали они бесплатно, а за еду и жилье должны были сами заплатить.
ПОЛОЖЕНИЕ ЭКОНОМИКИ
- Ухудшилась жизнь людей
- Повысились налоги
- Снижение выпуска товаров повышение цен
- Сбой в снабжении городов продуктами питания
- Появляются очереди
- Вновь набирают силу забастовочные движения
- Рабочий кризис- много рабочих ушло на фронт
- Оживление антипомещичьих настроений
- Введена продразверстка (зачитывают термин)
ОТНОШЕНИЕ К ВЛАСТИ
Начало парламентской атаки на власть:
- Милюков критикует военную и хозяйственную политику, вслед за ним Шульгин и Пуришкевич.
- Убеждение народа в негодности власти.
- Снижение дисциплины в армии
- Росло влияние партии большевиков и Ленина
- Растет дезертирство
- Мечты о мире.
Вывод. В 1916 г. Россия сыграла решающую роль, совершив Брусиловский прорыв и вынудила Германию отступить от Вердена, не дав ей осуществить свои планы. Вместе с этим внутри страны наблюдается экономический упадок, вновь начинаются народные волнения, недовольные политикой царя. Кризис власти углубляется.
Коллективное обсуждение результатов. Подведение итогов. Доказательство гипотезы.
Учитель: Спасибо, итак мы рассмотрели ход событий первой мировой войны и роль России на каждом этапе, теперь давайте сделаем общий вывод, какую же роль сыграла Россия в 1МВ, и как война отразилась на экономической и политической жизни. Вспомните цели России и сопоставьте их с итогами.
Общий вывод: Россия сыграла огромную роль в 1 МВ, принимая удары, на себя позволив блоку «Антанта» победить. в ходе затяжной и кровопролитной обострились все имевшиеся в российском обществе противоречия – аграрный, рабочий, национальный вопросы и вопрос о власти. На смену желанию сотрудничать с правительством и вместе с ним сражаться против общего врага пришло озлобление против власти.
После выступления “репортеров” учитель классу задается вопрос: Каковы были итоги правления Николая I? Ответы учащихся.
Достигнуты ли цели урока?
Как работали группы? Что особенно понравилось или не понравилось на уроке? Чем заинтересовались?
Домашнее задание на выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории 5 класса. Прощание с Грецией
Форма урока: "урок игра". Цели: повторить и обобщить изученный материал по истории Древней Греции, привить интерес к самостоятельному изучению истории древности. Урок-игра состоит из 5-и раундов: "Сча...
Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"
Цель урока: формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...
Конспект урока истории 5 класс
Конспект урока истории в 5 классе по образовательной системе «Школа-2100», учебник С.В. Колпаков, В.А. Рогожкин, С.В. Тырин История древнего мира 5 класс М., «Баласс», 2004....
конспект урока истории 7 класс Специальное (коррекционной) школы
конспект урока истории 7 класс Специальное (коррекционной) школы...
Конспект урока истории 9 класс "Русско-японская война"
Урок раскрывает направления внешней политики России в начале XX века, причины и характер Русско - японской войны 1904-1905 гг , ход военных действий, итоги и последствия Русско - японской войны....
Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»
Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...
Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»
Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....