Конспект урока истории 9 класс "Русско-японская война"
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
Урок раскрывает направления внешней политики России в начале XX века, причины и характер Русско - японской войны 1904-1905 гг , ход военных действий, итоги и последствия Русско - японской войны. На уроке показаны личности этого события, а также отображение войны в литературе и кинематографе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus.-yap._voyna.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 9-м классе.
Тема: Внешняя политика. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.
Учитель: Васильева М.Н.
Цели урока:
Образовательные :
- проанализировать основные направления внешней политики России в начале XX века,
- выяснить причины, характер, основные этапы, итог Русско-японской войны.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, умение добывать информацию,
- работа над историческими понятиями, датами,
- развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы,
- формировать навыки работы с текстом, документами, исторической картой, таблицами,
- развитие навыков грамотной устной речи.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма и гуманизма даже на примере трагических страниц отечественной истории,
- воспитывать интерес к истории.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Методы: репродуктивный, наглядный, частично-поисковый ( самостоятельная работа с документами).
Формы работы: рассказ учителя, индивидуальные задания, работа с документами.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, документы, тесты.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка темы и цели урока.
В тетрадях записать тему урока.
III. Решение учебных целей урока.
Учитель: Сейчас очень немногое может напомнить о той далекой войне. Несколько строчек из песен о гордом "Варяге", вальс "На сопках Маньчжурии", отдельные эпизоды исторических романов - вот, пожалуй, и все. Между тем русско-японская война 1904-1905 г. серьёзно повлияла на весь дальнейший ход российской истории и надолго определила отношение России со Страной восходящего солнца.
1. План урока:
Для этого мы разберем следующие вопросы на уроке.
- Внешняя политика России в начале XX века.
- Причины и характер Русско - японской войны 1904-1905 гг.
- Ход военных действий.
- Итоги и последствия Русско - японской войны.
- Личности.
- Отображение войны в литературе и кинематографе.
_________________________________________________________________
2. Работа с эпиграфом
"Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война:" В. Плеве
Знакомство с картой военных действий. (Приложение 1)
3. Основные направления внешней политики.
Объяснение учителя с опорой на иллюстративный материал
Активность России на Дальнем Востоке:
-1894 г-японско-китайская война, ультиматум России;
-1896 г-русско-китайский оборонительный союз; строительство КВЖД;
-1898 г-аренда у Китая Порта-Артура;
-1900 г-ввод русских войск в Маньчжурию под предлогом охраны КВЖД;
-1902 г-англо-японский союз против России;
- 5 января 1904 г -разрыв дипломатических отношений Японии и России;
-ночь, 26 августа 1904 г.- Япония без объявления войны напала на русскую эскадру в Порт-Артуре.
4. Причины и характер Русско - японской войны 1904-1905 гг.
(документы на столах у каждого)
беседа с уч-ся; работа с документами "Из воспоминаний Б.Л.Романова и Л.И. Деникина" о соотношении сил; анализ документов; выводы;запись причин и характера войны в тетрадь:
Причина Русско - японской войны - столкновение российских и японских интересов на Дальнем Востоке. Характер войны - захватнический с обеих сторон.
5. Ход военных действий
Анализ таблицы с опорой на иллюстративный материал
Запись в тетрадь хронологической цепочки (26.01.1904г.>Варяг>Ляоян>Шахэ>Порт-Артур>Мукден>Цусима> >Портсмут(23.08.1905г.)
Объяснение учителя I этапа войны (Приложение 1)
Учитель: 26 января 1904 г. одновременно с нападением на Порт - Артур японцы атаковали находящиеся в корейском порту Чемульпо крейсер "Варяг" и кайнонерскую лодку "Кореец".
24 февраля 1904 г. в Порт - Артур прибыл новый командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал С.О.Макаров под его руководством Тихоокеанская эскадра перешла к активным действиям, но 31 марта разыгралась трагедия. В ходе, которой адмирал погиб. Эти события привели в шоковое состояние все русское командование. Они имели фатальное последствие для дальнейшего хода войны. Новый командующий эскадрой отказался от активных действий на море. Это сказалось на результатах военных операций на суше.
Анализ эпизода из книги А.Степанова "Порт -Артур" и песня "Варяг"
":Между тем "Варяг медленно опрокидывался на левый бок. Сотни глаз с затаенным дыханием следили за гибелью героического корабля. Русские матросы, эвакуированные на иностранные суда, с тоской и болью в сердце смотрели на родной "Варяг", которым они привыкли гордиться и на котором только что пережили трагические минуты неравного боя, ежесекундно рискуя своей жизнью: Медленно погружавшийся корабль вдруг на мгновение замер и, вздрогнув всем своим огромным телом, быстро пошел под воду. Все матросы сняли фуражки и закрестились. Многие плакали, не стыдясь своих слез:"
Впоследствии о подвиге "Варяга" была написана песня. В честь погибшего боевого корабля один из крейсеров военно-морского флота России обязательно носит гордое имя "Варяг".
Объяснение учителя II этапа войны
Оборона Порт - Артура оттягивала значительные силы японцев. 7 месяцев длилась осада, японцы предпринимали многократные штурмы, не прекращали бомбардировок. Но 20 декабря 1904 г. крепость была сдана. По признанию японцев, это стало для них приятным "новогодним сюрпризом".
Знакомство с фрагментом "Энциклопедия для детей" Аванта +,т. 3 о сдаче Порт - Артура
Фрагмент "Энциклопедия для детей АВАНТА+, т.3" -
":Русское общество было потрясено вестью о падении Порт-Артура. Его героическая оборона приковала к себе внимание всего мира . Защитники крепости мужественно отражали все атаки. Только с августа по ноябрь они отбили четыре общих штурма; при этом японцы понесли большие потери.
Душой обороны крепости был талантливый военачальник генерал Роман Кондратенко. Он понимал, что, пока держится Порт-Артур и сохранён флот, Россия может рассчитывать на победу в войне, поэтому делал всё возможное, чтобы отстоять крепость. 2 декабря Кондратенко погиб. Вскоре после этого начальник Квантунского укреплённого района Стессель, невзирая на протесты многих офицеров и недовольство солдат, подписали акт о капитуляции, хотя возможности обороны не были исчерпаны.
157 дней держалась крепость. Она отвлекала огромные силы противника, не давая ему возможности продолжить наступление в Маньчжурии. В боях за Порт-Артур погибли многие представители старинных самурайских принцев. Немалые потери понес при осаде и неприятельский флот. Падение Порт-Артура вызвало взрыв негодования в России, приблизив начало первой русской революции."
Беседа по фрагменту
Знакомство с III этапом войны
После сдачи Порт - Артура война уже была проиграна, однако царизм настаивал на продолжении бессмысленного похода 2-ой Тихоокеанской эскадры под командованием Рожественского из Кронштадта во Владивосток. Последним сражением русско-японской войны стало морское сражение, происшедшее 14-15 мая 1905 г. в Корейском проливе у острова Цусима.
К утру, русская эскадра перестала существовать как боевая единица. Во Владивосток сумели прорваться лишь один крейсер и два эсминца. Никогда еще русский флот не подвергался такому разгрому.
6. Итоги и последствия Русско - японской войны.
Беседа, выводы учащихся;
Запись результатов в тетрадь:
Причины поражения России в русско - японской войне:
-Экономическая и военно-техническая отсталость России.
-Бездарность командования.
-Помощь Японии со стороны Англии и США.
-Нестабильность в стране в связи с революцией.
Последствия поражения России в войне с Японией:
- Общественное недовольство самодержавием, позорно проигравшем войну с Японией;
- Ослабление позиций России на Дальнем Востоке;
-Дестабилизация внутриполитической обстановки в России - рост революционной борьбы.Сражения
Потери русских Потери японцев
Оборона Порт-Артура 27000 чел.убитыми и ранеными 90 000 чел.убитыми и ранеными
Сражение под Ляояном 16500чел. 24000чел
Сражение под Мукденом 89000чел 71000 чел
Цусима 5000чел. _________
Работа с документом "Мирный договор между Россией и Японией" и вопросы к документу
Мирный договор между Россией и Японией
Портсмут, 23 августа 1905 г.
":Статья III. Россия и Япония взаимно обязуются: 1)эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова, согласно постановлениям дополнительной I статьи, приложенной к сему договору, и :2)возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Манчьчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории..
СтатьяV. Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие её часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда:
Статья VI. Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству, без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-чун(Куан-чен-цзы) и Порт-Артуром и все её разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в её пользу:
Статья IX. Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории..."
(Кирьянов И.К. Россия. 1900-1917. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. С.143-145.)
Вопросы к документу:
Где и когда произошло подписание мирного договора между Россией и Японией?
Чего лишилась Россия в результате этой войны?
7. Личности.
Знакомство с участниками войны. (Приложение 1)
СТЕССЕЛЬ АНАТОЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ (1848-1915) - Российский военачальник, генерал-лейтенант (1901.В русско-японскую войну начальник Квантунского укрепленного района, проявил бездарность и трусость, сдал Порт-Артур противнику, хотя возможности обороны исчерпаны не были. Приговорен военным судом к смертной казни, но помилован царем.
КОНДРАТЕНКО РОМАН ИСИДОРОВИЧ(1857-1904) - Генерал-майор, военный инженер. С начала войны назначен командующим сухопутной обороной крепости Порт-Артура, организатор и герой её защиты. Погиб в декабре 1905 г, защищая крепость.
МАКАРОВ СТЕПАН ОСИПОВИЧ(1848/49-1904) - Российский флотоводец, океанограф, вице-адмирал (1896). Руководитель двух кругосветных плаваний (в 1886-89 на "Витязе" и 1894-96). В начале русско-японской войны командовал Тихоокеанской эскадрой в Порт-Артуре. Погиб на броненосце "Петропавловск", подорвавшемся на мине 31 марта 1904 г.
АЛЕКСЕЕВ ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ (1843-1918), российский военный и государственный деятель, адмирал (1903). С 1899 главный начальник и командующий войсками Квантунской области и морскими силами Тихого океана. В русско-японскую войну главнокомандующий сухопутными и морскими силами (по октябрь 1904). С 1905 член Государственного совета.
ВЕРЕЩАГИН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЕВИЧ(1842-1904), русский живописец. Был близок к передвижникам. Погиб при взрыве броненосца "Петропавловск" в Порт-Артуре.
РОЖЕСТВЕНСКИЙ ЗИНОВИЙ ПЕТРОВИЧ (1848-1909), российский вице-адмирал (1904). В русско-японскую войну командовал 2-й Тихоокеанской эскадрой, совершившей переход из Балтийского моря на Дальний Восток и разгромленной в Цусимском сражении (1905).
ВИТТЕ СЕРГЕЙ ЮЛЬЕВИЧ (1849-1915), граф (1905), российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892, финансов с 1892, председатель Кабинета министров с 1903, Совета Министров в 1905-06. Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Сибирской железной дороги. Подписал Портсмутский мир (1905).
РУДНЕВ ВСЕВОЛОД ФЕДОРОВИЧ - (1855-1913), российский контр-адмирал (1905). В русско-японскую войну 1904-05 командир крейсера "Варяг", героически сражавшегося с превосходящими морскими силами противника.
КУРОПАТКИН АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ(1848-1925) - российский генерал от инфантерии (1901). В 1898-1904 военный министр. В русско-японскую войну командовал войсками в Маньчжурии. Куропаткин - один из виновников неподготовленности России к войне с Японией. Во время русско-японской войны после отставки Алексеева стал командующим всеми вооруженными силами на Дальнем Востоке. Показал себя безвольным и бездарным военачальником, смещен с поста в марте 1905 года после поражения русской армии под Мукденом.
8. Отображение войны в литературе и кинематографе
Объяснение материала (Приложение1)
Многие писатели-современики откликнулись на русско-японскую войну. Свое "простое слово" сказал В.Гаршин, который сам был на войне. В Англии была опубликована антивоенная статья
Л.Толстого "Одумайтесь!". Своей бессмысленной жестокостью поразила русско-японская война
Леонида Андреева, своё негодование он выразил в рассказе "Красный смех" (первоначально "Война").
На тему русско-японской войны в советское время были созданы следующие произведения: "Цусима" Новиков-Прибой, "Путь к Цусиме" Худяков П.К., "Расплата" Семёнов В., "Порт-Артур" Степанов А., "Доблесть русского флота" Озерецкая Е. и многие другие.
Просмотр киноотрывка, 1904 г. о Русско - японской войне (Энциклопедия Кирилл и Мефодия, на 3-х дисках)
IV. Закрепление
Устный опрос учащихся:
Нужна ли эта война была России, несмотря на то, что войну начала Япония? Какие цели преследовало царское правительство в этой войне? При ответе используйте эпиграф. ("Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война:").
Каковы последствия Русско-японской войны?
После серии крупных военных поражений в 1904 г. российское общество не могло не задаться вопросом: как могло случиться, что маленькая Япония взяла верх над могучей Россией? Как бы вы ответили на этой вопрос?
Индивидуальный тест:
Тест: Внешняя политика России в начале XX века.
1. Укажите даты русско-японской войны:
1)1903-1905гг;
2) 1904-1905 гг;
3) 1905-1906 гг;
4) 1906-1907 гг.
2. Укажите, какое событие выпадает из общего логического ряда
1) гибель крейсера "Варяг";
2) оборона Порт-Артура;
3) Цусимская битва;
4) Брусиловский прорыв;
5) Портсмутский мир.
3. Во время русско-японской войны погиб выдающийся русский художник:
1) В.В.Верещагин;
2) И.К.Айвазовский;
3) А.И.Куинджи.
4. Расставьте следующие события в хронологической последовательности:
1) сражение под Ляояном;
2) падение Порт- Артура;
3) сражение у реки Шахэ;
4) Цусимская битва;
5) сражение под Мукденом.
5. Портсмутский мирный договор предусматривал:
1) возмещение Россией материальных потерь Японии;
2) оккупацию японскими войсками острова Сахалин;
3) Передачу Японии Южного Сахалина.
V. Домашнее задание.
Параграф 4; вопросы. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока истории "Начало Великой Отечественной войны"
разработка урока истории для 9 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Начало Великой Отечественной войны"....
Конспект урока истории "Подготовка Советского Союза и Германии к войне"
Тема урока: "Подготовка Советского Союза и Германии к войне"В прикрепленном материале расположен конспект урока, раздаточный материал и презентация....
Конспект урока истории " Истоки "холодной войны" и создание военно-политических блоков"
Урок "Истоки "холодной войны" и создание военно-политических блоков".В прикрепленном файле конспект урока, раздаточный материал и презентация....
Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Гражданские войны в Риме"
Игровой урок по истории....
Конспект урока истории по теме "Гражданская война: белые. Адмирал Колчак" (9-й класс)
Цели:Показать, что в любой войне главную роль занимает человек.Осмыслить трагизм гражданской войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей.Способствовать проявлению чувств сопереживания,...
Конспект урока истории в 8 классе "Из истории войн".
Урок истории в 8 классе проводится в мае в рамках недели истории, посвященной Дню Победы. На уроке внимание уделено следующим войнам: Отечественной войне 1812 г., Крымской войне...
Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"
Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"...