Воспитательная программа патриотического воспитания "Память"
рабочая программа по истории на тему
Данная воспитательнаЯ программа отражает работу школьного музея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyat_novoe.docx | 663.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике.
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.
В нашей школе сложилась комплексная система патриотического воспитания детей – воспитательная программа школы «Патриот», которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Традиционно важное место в данной программе занимает деятельность школьного музея. Школьный музей это не только музейные выставки в стенах школы, но и многообразные формы деятельности школьников, включающие в себя поиск и сбор материалов, работу в походах, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок, праздников и встреч.
Компонентом (подпрограммой) воспитательной программы школы «Патриот» является деятельность объединения «Память».
Объединение «Память» - массовое неформальное объединение детей и подростков МАОУ «СОШ №3 с. Алакуртти».
Цели объединения «Память»:
- Социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея.
- Героико-патриотическое воспитание.
- Воспитание чувства гражданского долга.
- Расширение кругозора.
- Изучение истории родного края.
Задачи объединения «Память»:
- Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности социально-нравственных ценностей.
- Воспитание патриотизма, гражданственности, духовности, чувства сопричастности у молодого поколения к истории.
- Приобщение детей и подростков к историческому, культурному, духовному наследию нашего Отечества, малой Родины.
- Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными экспонатами.
- Воспитание музейной культурой, обучение музейному языку, музейной терминологии.
- Формирование научных и профессиональных интересов.
Девиз: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Заповеди:
1. Живи для Родины, и человечества.
2. Не жди от других, но сам делай всё, что можешь.
3. Бережно относись к традициям, культуре и истории своего народа.
4. Пусть твоя первая мысль будет о других, лишь вторая – о себе.
5. Будь верен своему слову. Делай так, чтобы слово не расходилось с делом.
Эмблема:
Автор: Букашкина Анастасия
Программа деятельности объединения ориентирована на сочетание системы работы с предметами, явлениями, ситуациями и системой взаимоотношений людей. Она включает следующее содержание:
- изучение документальных, вещественных (предметов, памятников) истории;
- описание музейных памятников;
- ознакомление на основе документальных материалов с цепью исторических событий, в частности событий Великой Отечественной войны.
- изучение характера этих событий;
- расширение представлений об образе жизни, мыслей свидетелей и участников событий разных периодов жизни страны;
- ознакомление с причинами исторических перемен, их следствиями, подвигами, действиями людей.
Программа соотнесена с программами по истории, географии, краеведению, граждановедению. Возраст занимающихся- 10-15 лет. Программа не ограничена временными рамками.
Музейная работа объединения ведётся по следующим направлениям:
- История школы.
- Довоенная история села.
- Алакуртти в годы войн.
- Алакуртти в послевоенные годы.
- Гордость села.
Структура объединения «Память»
Координатором работы является – АКТИВ.
Он организует работу следующих секций:
- секция исторической информации;
- секция лекторов, экскурсоводов;
- секция оформителей;
Добровольными помощниками являются:
- учителя;
- ветераны;
- представители воинских частей.
Содержание работы секций:
- Секция лекторов и экскурсоводов занимается просветительской работой; разрабатывает и проводит классные часы и экскурсии, посвященные истории села.
- Секция оформителей принимает участие в оформлении школьного музея, организует выставки.
- Секция исторической информации накапливает и систематизирует материал, отражающий историю школы и села; изучает документальные и вещественные свидетельства; описывает музейные памятники; занимается перепиской с ветеранами.
Правила приема и выхода из объединения:
В объединение принимаются учащиеся 5-11 классов. Прием осуществляется на основании устного заявления. Группы одновозрастные и разновозрастные, примерно одинакового уровня подготовки, а также специфические (актив музея, экскурсоводы). Выход осуществляется на основании устного заявления.
Меры поощрения:
Наиболее активные члены объединения поощряются благодарностями, грамотами, экскурсиями.
Примерное содержание работы объединения «Память»:
1. « Здравствуй, музей!»
Цель этого цикла – знакомство с отдельными музейными экспонатами.
Примерные темы занятий:
« Здравствуй, музей».
«О чём рассказала реликвия».
«Моя семья — моя родословная».
«Идёт война народная».
«Рассмотри, запомни, назови».
«Я — музейный хранитель».
Цель всех музейных занятий цикла – ответить на вопросы: « Что такое музей?», «Зачем мы храним там предметы?», «В чём выражается память о людях», «Зачем хранить эту память?», воспитать у ребёнка уважительное отношение к музею, памятникам прошлого, чувство гражданского долга.
Воспитанники усваивают понятия «прошлое», «настоящее», «память», «гражданственность», «патриотизм», приобщаются к музейной культуре, получают знания о понятиях «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод» и т.п.
2. « За страницами школьных учебников»
Основное назначение занятий этого цикла – помочь воспитанникам в самоопределении, побудить их к историческому самообразованию.
В содержании выделяются следующие блоки:
1. Источники знаний:
- письменные источники;
- устные источники.
2. Специальные исторические науки:
- документалистика;
- историография;
- филателия;
- фаллеристика;
- геральдика;
- нумизматика.
3. Методика научного изучения музейных предметов (исследовательская, поисково- собирательская деятельность).
Данный цикл строится на основе интересов школьников, направленных на развитие навыков поисковой, исследовательской работы, изучение специальных исторических дисциплин.
Формы занятий: музейный урок, урок мужества, урок – диспут, урок памяти, историческая игра, викторина, конкурс.
Примерные темы занятий:
« Отзовись, фотография»,
«Исповедь опалённой души»,
« Интересная наука геральдика»,
« Урок трудных дней»
« Рассказы об открытках».
Итогом деятельности являются: краеведческий альбом, коллекционирование предметов музейного значения, подготовка и проведение экскурсии по музею, элементарная исследовательская деятельность, оказание помощи ветеранам и старикам, оформление Книги Памяти, приведение в порядок памятников воинской славы, воинских захоронений.
На занятиях учащиеся самостоятельно анализируют исторические процессы, события, образ жизни людей старшего поколения в связи с понятиями « гражданский долг», «сыновья память».
3.« ЭХО»
Цель данного цикла — изучение истории родного края, села, школы, героических страничек истории.
1. Работа в школьном музее:
- оформление Книги Памяти;
- сбор старинных вещей, исторического материала;
- оформление выставок, фотоальбомов;
- исследовательская работа по краеведению;
- проведение экскурсий, турпоходов по местам боевой славы, историческим местам.
4. Наше «Древо жизни»
Цель этого цикла – воспитание учащихся на традициях русской культуры, использование фольклора в воспитании любви к малой Родине. Развивать и изучать традиции, обряды и обычаи народа, семьи. Возрождать, хранить эти традиции и передавать другим.
1. Изучение исторического и культурного наследия России.
2. Изучение народных игр, песен, сказок, обрядов и обычаев, декоративно- прикладного искусства, одежды, народной медицины и кухни.
3. Подготовка и проведение фольклорных праздников.
4. Создание и оформление этнографического уголка.
5. Знакомство с народными инструментами (балалайка, гармонь, гусли).
6. « Моя родословная».
Принципы программы
1.Принцип междисциплинарности.
2. Принцип гуманизации.
3. Принцип проблемности.
4. Принцип историзма.
5. Личностно – деятельностный принцип.
План работы школьного музея на 2014-2015 учебный год
№ | Направления деятельности | Выполняемые работы | Сроки | Ответственный | Примечание | |||||
1 | Работа со школьным активом музея | - Формирование состава школьного актива музея, рабочих групп и разработка заданий для них; - Обучение школьного актива музея основам музееведения (экскурсионная, фондовая работа, исследовательская и проектная деятельность). | Сентябрь-октябрь | Калошкина О.В. | ||||||
2 | Исследовательская и проектная деятельность | - Изучение возможности реализации инновационных образовательных музейных проектов; - Участие школьного актива музея в исследовательской и проектной деятельности; - Представление результатов исследовательской и проектной деятельности на конкурсах, семинарах. | В течение года | Калошкина О.В., Водяницкая М.Ч. | ||||||
3 | Экспозиционная работа | - Дополнение и совершенствование разделов экспозиций с учётом новых поступлений. | В течение года | Калошкина О.В. | ||||||
4 | Работа с фондами | - Изучение и обработка фондов музея; - Комплектование вещевого, документального и видеофонда музея; - Ведение книг учёта, составление актов, карточек, паспортов на музейные предметы, составление топографических описей (витрины, столы в открытом хранении) | В течение года | Калошкина О.В. | ||||||
5 | Просветительская (экскурсионно-массовая) работа | - Проведение обзорных и тематических экскурсий для учащихся и различных категорий посетителей (жителей района, пенсионеров, учащихся школы, воспитанников детских садов, сотрудников различных организаций, гостей школы); - Участие членов актива школьного музея в различных массовых мероприятиях общешкольного, районного и городского уровня (конкурсах, конференциях, семинарах и т.д.). | В течение года | Калошкина О.В. | ||||||
6 | Методическая работа | - Разработка и составление планов; - Разработка экскурсий (обзорных, тематических), лекций для школьников по экспозиции музея, подбор дидактического материала; - Разработка методических материалов для проведения интегрированных уроков; | В течение года | Калошкина О.В. | ||||||
7 | Информационная, рекламная и издательская деятельность | - Подготовка материалов к публикации в газетах и журналах, привлечение представителей СМИ к проводимым мероприятиям; - Подготовка компьютерных презентаций – сопроводительного иллюстративного материала – к выступлениям с докладами на различных музееведческих конференциях, к экскурсиям, лекциям, проектной деятельности. | В течение года | Калошкина О.В. | ||||||
8 | Организационная работа | - Участие в производственных совещаниях - Составление планово-отчётной документации -Составление заявок на материально-техническое снабжение | В течение года | Калошкина О.В. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы "Патриотическое воспитание"
В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения становится для всех народов и государств одной из самых актуальных.Что такое воспитание? Воспитание — это целенаправ...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА"
Как организовать воспитательную работу в классе? Каким содержанием её наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности? Какими средствами, с опорой на какие ценности восп...
Программа патриотического воспитания "Патриотическая личность" 5-9 класс
Программа патриотического воспитания учащихся с 5 по 9 класс«Патриотическая личность»Автор программы: классный руководитель - Шувалова Наталья СергеевнаСроки реализации: 2005-2010 ...
Программа патриотического и духовно-нравственного воспитания (на основе интегрирования воспитательного потенциала школьного музея, проектной и исследовательской деятельности краеведческой и церковно-краеведческой направленности, кадетского движения)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование его национального мировоззрения - важнейшая задача российской системы образования в начале XXI века. Государственная программа патриотич...
Воспитательная программа по военно-патриотическому направлению
Комплекс мероприятий, направленных на формирование у учащихся чувства любви и гордости к Родине...
ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Люблю Отчизну Я!»
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к в...