ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Люблю Отчизну Я!»
статья (7 класс)

iykatorgina@yandex.ru

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx584.28 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ

ЧЕРТ ХАРАКТЕРА

ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 «Люблю Отчизну Я

Автор: Каторгина Ирина Юрьевна

 классный руководитель

Ачинск, 2015 г.

Введение

«Историческое значение каждого

 человека измеряется его заслугами Родине, а

 человеческое достоинство – силою его

 патриотизма».

                        Н. Г. Чернышевский

В своей работе в качестве классного руководителя определила главную цель: разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой культуры и социальной активностью.

Главной задачей воспитательной деятельности классного руководителя считаю – создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, для самоопределения и самореализации, для удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Для реализации поставленной задачи  с обучающимися основными направлениями воспитательной работы являются:

  1. Гражданско-патриотическое воспитание.
  2. Нравственно-эстетическое воспитание.
  3. Спортивно-оздоровительное воспитание.
  4. Трудовое воспитание.
  5. Работа с родителями.

Считаю, что гражданско-патриотическое воспитание – это залог успешного воспитания подрастающего поколения. Необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Цели работы по патриотическому воспитанию:

  • формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения,
  • Задачи патриотического воспитания
  • сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
  • сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
  • сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
  • вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.

Проблемы в сфере патриотического воспитания

  • отсутствие патриотических чувств;
  • снижение жизненного уровня, которое привело к расслоению общества;
  • подверженность влиянию западных культурных ценностей;
  • обострение национального вопроса, утрата толерантности, перерастание патриотизма в национализм;
  • незнание своих корней;
  • разрушение семейных и коллективных традиций в молодёжной среде;
  • Недостаточно адекватное понимание роли и места России, своего региона, родного города в историческом и культурном развитии общества и государства, своей роли в обеспечении защиты Отечества.

К моменту окончания техникума у обучающихся должны быть сформироваться  качества личности гражданина – патриота, эти качества представлены  в модели:

        

Для построения работы с группой обучающихся по конкретному направлению воспитания используют методы педагогического наблюдения, анкетирования, опросы и тесты. Однако, в педагогике не разработаны конкретные методики для выявления уровня сформированности патриотических черт характера. Поэтому для организации работы в группе по направлению «Патриотическое воспитание» использую метод анкетирования. В рамках классного часа «Знакомство с группой» провела анкетирование «Гражданственность и патриотизм», результаты представлены на  диаграмме № 1.

Проанализировав данные, полученные в ходе анкетирования можно сделать следующие выводы: высокие результаты набрали  30  % обучающихся. Которые  ярко проявляют черты патриотизма. Они интересуются историей и культурой своего Отечества, проявляют активную позицию в жизни города. На среднем уровне находятся 45% обучающихся. У данной  группы недостаточно проявляется интерес к истории и культуры своего Отечества. Низкий уровень сформированности патриотических черт характера преобладает у 25%  обучающихся – мало интересуются историко-культурным прошлым и настоящим своего Отечества.

Результат анкетирования «Мой город родной» показал, что обучающиеся недостаточно знают  историю своего города.

В соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и результатов анкетирования мною была разработана программа гражданско-патриотического воспитания «Люблю Отчизну Я»  для обучающихся 1 курса на базе среднего (полного) образования, сроком реализации 8 месяцев.

Данная программа успешно реализуется на протяжении   6 лет.  

Цель программы способствовать   формированию  у обучающихся  гражданственности и патриотизма,  как важнейших   социальных ценностей,   профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Программа строится на следующих принципах:

  • субъектной позиции обучающихся;
  • воспитания через социально значимую деятельность;
  • интеграции усилий всех заинтересованных организаций и учреждений.

Формы и методы работы по патриотическому воспитанию в ходе реализации программы:

  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны - внеаудиторное мероприятие «Литературно-музыкальный вечер встречи с ветеранами труда, тыла и Великой Отечественной войны "Встреча поколений"»;
  • проведение социальных акций:

1.“Ветеран живёт рядом” (оказание бесплатных  парикмахерских услуг)

2. Общелицейская акция «Компас добра», «Забота»

C:\Users\zamuch\Desktop\IMG_20141004_190424.jpg

Поздравление

 с Днем пожилого человека

Оказание помощи в

заготовках на зиму

Оказание помощи

в уборке помещений

  •  Участие в городской спортивной игре «Снежный барс» (в составе команды техникума):

  • Участие девушек в городском конкурсе патриотической песни (в составе вокальной группы техникума);

J:\конкурс до 20.02.15\фото кл час рязанов\DSCN5053.JPG

  • Классные часы: «Моей душе покоя нет..» по творчеству Э. Рязанова,  «Символика России , «Традиции и праздники русского народа» ;

J:\конкурс до 20.02.15\фото кл час рязанов\DSCN4996.JPG

J:\конкурс до 20.02.15\фото кл час рязанов\DSCN4998.JPG

Классный час

«Моей душе покоя нет..»

Классный час

«Традиции и праздники русского народа»

  • Литературная гостиная «Литературный Ачинск» ;
  • Интеллектуально-познавательная программа «Край мой любимый и родной»  .

У выпускников к моменту окончания техникума  должны быть сформированы общие компетенции:

  • активная жизненная позиция;
  • способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
  • чувство патриотизма, верности Родине и готовность служить Отечеству;
  • духовность, нравственность, личная и общественная ответственность.

По завершению программы обучающиеся  самостоятельно сформулировали Заповеди,  патриотической личности:

  • Цени и оберегай свое отечество;
  • Овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;
  • Дорожи историей своего народа;
  • Свято относись к символике своей страны;
  • Береги красоту своего края.

В результате реализации программы «Люблю Отчизну Я» с помощью повторного анкетирования были получены результаты, которые представлены на диаграмме «Гражданственность и патриотизм» (рис.3)

Как видно из диаграммы, высокий уровень проявления патриотических черт характера повысился  на 9 % , средний уровень  на 6 %, низкий уровень проявляется только у  10%  обучающихся.

Таким образом,  реализация программы  «Люблю Отчизну Я»   способствует формированию качеств  гражданина – патриота, которые  проявляются в активной позиции личности, ее ценностной ориентации, подразумевающей ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой, историей культурой,  достижениями  и ценностями своего народа, олицетворяет уважение к своему Отечеству и готовность к самореализации на благо страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Вам представлена работа, в которой рассматриваются примеры реализации личностно-ориентированного подхода при решении некоторых задач здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе....

Формирование химической компетенции обучающихся через решение практико-ориентированных задач на уроках химии

Описание педагогического опыта.Назначение данной работы: В данной статье освещаются вопросы реализации практико-ориентированных заданий на уроках химии. С помощью проблемно - творческих заданий и ситу...

"Формирование химической компетенции обучающихся через решение практико-ориентированных задач на уроках химии"

Назначение данной работы: В данной теме самообразования освещаются вопросы  реализации практико-ориентированных заданий на уроках химии. С помощью проблемно - творческих заданий и ситуационных за...