ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Люблю Отчизну Я!»
статья (7 класс)
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 584.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ
ЧЕРТ ХАРАКТЕРА
ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Люблю Отчизну Я!»
Автор: Каторгина Ирина Юрьевна
классный руководитель
Ачинск, 2015 г.
Введение
«Историческое значение каждого
человека измеряется его заслугами Родине, а
человеческое достоинство – силою его
патриотизма».
Н. Г. Чернышевский
В своей работе в качестве классного руководителя определила главную цель: разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой культуры и социальной активностью.
Главной задачей воспитательной деятельности классного руководителя считаю – создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, для самоопределения и самореализации, для удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Для реализации поставленной задачи с обучающимися основными направлениями воспитательной работы являются:
- Гражданско-патриотическое воспитание.
- Нравственно-эстетическое воспитание.
- Спортивно-оздоровительное воспитание.
- Трудовое воспитание.
- Работа с родителями.
Считаю, что гражданско-патриотическое воспитание – это залог успешного воспитания подрастающего поколения. Необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Цели работы по патриотическому воспитанию:
- формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения,
- Задачи патриотического воспитания
- сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
- сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
- сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
- сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
- вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Проблемы в сфере патриотического воспитания
- отсутствие патриотических чувств;
- снижение жизненного уровня, которое привело к расслоению общества;
- подверженность влиянию западных культурных ценностей;
- обострение национального вопроса, утрата толерантности, перерастание патриотизма в национализм;
- незнание своих корней;
- разрушение семейных и коллективных традиций в молодёжной среде;
- Недостаточно адекватное понимание роли и места России, своего региона, родного города в историческом и культурном развитии общества и государства, своей роли в обеспечении защиты Отечества.
К моменту окончания техникума у обучающихся должны быть сформироваться качества личности гражданина – патриота, эти качества представлены в модели:
Для построения работы с группой обучающихся по конкретному направлению воспитания используют методы педагогического наблюдения, анкетирования, опросы и тесты. Однако, в педагогике не разработаны конкретные методики для выявления уровня сформированности патриотических черт характера. Поэтому для организации работы в группе по направлению «Патриотическое воспитание» использую метод анкетирования. В рамках классного часа «Знакомство с группой» провела анкетирование «Гражданственность и патриотизм», результаты представлены на диаграмме № 1.
Проанализировав данные, полученные в ходе анкетирования можно сделать следующие выводы: высокие результаты набрали 30 % обучающихся. Которые ярко проявляют черты патриотизма. Они интересуются историей и культурой своего Отечества, проявляют активную позицию в жизни города. На среднем уровне находятся 45% обучающихся. У данной группы недостаточно проявляется интерес к истории и культуры своего Отечества. Низкий уровень сформированности патриотических черт характера преобладает у 25% обучающихся – мало интересуются историко-культурным прошлым и настоящим своего Отечества.
Результат анкетирования «Мой город родной» показал, что обучающиеся недостаточно знают историю своего города.
В соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и результатов анкетирования мною была разработана программа гражданско-патриотического воспитания «Люблю Отчизну Я» для обучающихся 1 курса на базе среднего (полного) образования, сроком реализации 8 месяцев.
Данная программа успешно реализуется на протяжении 6 лет.
Цель программы способствовать формированию у обучающихся гражданственности и патриотизма, как важнейших социальных ценностей, профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Программа строится на следующих принципах:
- субъектной позиции обучающихся;
- воспитания через социально значимую деятельность;
- интеграции усилий всех заинтересованных организаций и учреждений.
Формы и методы работы по патриотическому воспитанию в ходе реализации программы:
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны - внеаудиторное мероприятие «Литературно-музыкальный вечер встречи с ветеранами труда, тыла и Великой Отечественной войны "Встреча поколений"»;
- проведение социальных акций:
1.“Ветеран живёт рядом” (оказание бесплатных парикмахерских услуг)
2. Общелицейская акция «Компас добра», «Забота»
Поздравление с Днем пожилого человека | Оказание помощи в заготовках на зиму | Оказание помощи в уборке помещений |
- Участие в городской спортивной игре «Снежный барс» (в составе команды техникума):
- Участие девушек в городском конкурсе патриотической песни (в составе вокальной группы техникума);
- Классные часы: «Моей душе покоя нет..» по творчеству Э. Рязанова, «Символика России , «Традиции и праздники русского народа» ;
Классный час «Моей душе покоя нет..» | Классный час «Традиции и праздники русского народа» |
- Литературная гостиная «Литературный Ачинск» ;
- Интеллектуально-познавательная программа «Край мой любимый и родной» .
У выпускников к моменту окончания техникума должны быть сформированы общие компетенции:
- активная жизненная позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовность служить Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность.
По завершению программы обучающиеся самостоятельно сформулировали Заповеди, патриотической личности:
- Цени и оберегай свое отечество;
- Овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;
- Дорожи историей своего народа;
- Свято относись к символике своей страны;
- Береги красоту своего края.
В результате реализации программы «Люблю Отчизну Я» с помощью повторного анкетирования были получены результаты, которые представлены на диаграмме «Гражданственность и патриотизм» (рис.3)
Как видно из диаграммы, высокий уровень проявления патриотических черт характера повысился на 9 % , средний уровень на 6 %, низкий уровень проявляется только у 10% обучающихся.
Таким образом, реализация программы «Люблю Отчизну Я» способствует формированию качеств гражданина – патриота, которые проявляются в активной позиции личности, ее ценностной ориентации, подразумевающей ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой, историей культурой, достижениями и ценностями своего народа, олицетворяет уважение к своему Отечеству и готовность к самореализации на благо страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирования экологической культуры обучающихся через физическое воспитание в условиях реализации ФГОС
Долгосрочный проект по туризму....
Формирование гражданской позиции обучающихся через реализацию социальных проектов в рамках Всероссийской акции "Я- гражданин России"
Тема гражданственности начинает играть осбую роль ......
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СУДЕЙСТВУ ШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ
Обобщение опыта...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Вам представлена работа, в которой рассматриваются примеры реализации личностно-ориентированного подхода при решении некоторых задач здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе....
Формирование химической компетенции обучающихся через решение практико-ориентированных задач на уроках химии
Описание педагогического опыта.Назначение данной работы: В данной статье освещаются вопросы реализации практико-ориентированных заданий на уроках химии. С помощью проблемно - творческих заданий и ситу...
"Формирование химической компетенции обучающихся через решение практико-ориентированных задач на уроках химии"
Назначение данной работы: В данной теме самообразования освещаются вопросы реализации практико-ориентированных заданий на уроках химии. С помощью проблемно - творческих заданий и ситуационных за...