Воспитательная программа по военно-патриотическому направлению
рабочая программа (5 класс)
Комплекс мероприятий, направленных на формирование у учащихся чувства любви и гордости к Родине
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание патриотизма у учащихся Старотябердинской сош | 52.77 КБ |
prezentatsiya_programmy_abulhanovoy.pptx | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Старотябердинская средняя общеобразовательная школа
имени М.К. Кузьмина» Кайбицкого района РТ
Программа
военно-патриотического воспитания
«Я – гражданин России»
Для учащихся средних классов
классного руководителя
Абульхановой Т.В.
«Классный руководитель года»
2019 г.
Паспорт программы
Наименование программы | Программа патриотического воспитания учащихся «МБОУ «Старотябердинская сош им. М.К. Кузьмина Кайбицкого района РТ» «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ» |
Основной разработчик программы | Классный руководитель учащихся 5 класса Абульханова Татьяна Васильевна |
Цель программы | Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. |
Задачи программы |
|
Сроки реализации программы | 2018-2019 и 2019-2020 уч. гг. |
Исполнители мероприятий программы | Обучающиеся 5–8-х классов, педагогический коллектив школы, родители, общественность, органы местного самоуправления. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
|
Форма контроля над реализацией программы | Анализ работы, подведение итогов, внутришкольный контроль |
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте.
И такой фундамент – это патриотизм.
Мы, как бы долго не обсуждали, что может быть фундаментом,
прочным моральным основанием для нашей страны,
ничего другого всё равно не придумаем.
Это уважение к своей истории и традициям,
духовным ценностям наших народов,
нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту
сосуществования сотен народов и языков на территории России.
Нам необходимо в полной мере использовать
лучший опыт воспитания и просвещения,
который был и в Российской империи, и в Советском Союзе».
В.В. Путин
Пояснительная записка
Программа «Я – гражданин России» разработана на основе государственной программы «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года» для несовершеннолетних, воспитательной программы МБОУ «Старотябердинская сош им. М.К. Кузьмина» Кайбицкого района РТ. Ориентирована для учащихся средних классов на 2018 – 2019 и 2019-2020 учебные годы и направлена на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина России – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.
Нормативно – правовые основы Программы:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
2. Конвенция ООН о Правах Ребенка
3. Конституция Российской Федерации;
4. Федеральный Закон РФ и РТ «Об образовании»;
6. Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
7. Семейный Кодекс РФ
Актуальные проблемы патриотического воспитания
Современное состояние общества, смена духовных ценностей, разрушающее воздействие пропаганды в СМИ оказали негативное влияние на общественное сознание большей части молодёжи, привели к потере традиционного российского патриотического сознания. В последнее время подростки всё более становятся криминально активной категорией населения. Значительную часть контингента участников преступлений и правонарушений составляют обучающиеся общеобразовательных школ. Это молодые, социально незрелые люди, которые ещё не понимают, что за любые преступления или правонарушения обязательно наступает ответственность. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания среди несовершеннолетних. В этих условиях школа остаётся основным инструментом, способным остановить распространение данных «болезней». Под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования у учащихся любви к своей Родине, чувства за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Сегодня, для России, нет более важной идеи, чем патриотизм. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство гордости и ответственности за ее могущество, постоянная готовность к её защите, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Понятие патриотизма включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян.
Исходя из вышеизложенного, мною, классным руководителем 5 класса МБОУ «Старотябердинская сош им. М.К. Кузьмина Кайбицкого района РТ, разработана программа «Я – гражданин России». При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных, областных, всероссийских конкурсах.
На мой взгляд, тема малой родины является очень продуктивной для гражданско-патриотического воспитания. Начинать нужно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Уметь в малом увидеть черты большого, в обычном - не простое, но очень важное умение человека. Ведь не случайно в критические минуты своей жизни мы вспоминаем не огромную страну, а Родину своего детства.
Программа воспитания «Я – гражданин России» должна помочь ребенку строить свою жизнь и после окончания школы. Реализация программы позволит создать условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения школьника.
Цель программы
Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
Ценности:
Любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
Задачи:
- формировать представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важных Законах нашей страны;
- формировать представление об историческом прошлом России и ее героизме;
- пробуждение интереса к малой Родине;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;
- знание о символах государства — Флаге, Гербе, Гимне России, Татарстана, Кайбицкого района;
- изучение прав и обязанностей гражданина России;
- формировать знания о национальных традициях своего народа и уважение к ним, воспитание толерантности, культуры общения;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
- создавать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формировать потребность в здоровом образе жизни;
- умение отвечать за свои поступки;
Содержание программы «Я – гражданин России»
Программа включает в себя следующие направления:
1. Духовно-нравственное направление, включающее в себя:
- формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
- воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
- формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
- воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья.
2. Культурно-историческое направление, предполагающее:
- воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;
- вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
- формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на:
- изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России;
- формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
- формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
- развитие реально действующего школьного самоуправления.
4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:
- изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
- сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
- формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.
5. Направление Семья и семейные ценности, предполагающее:
- организацию и совместное проведение досуга детей родителей;
- организацию психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
- обучение родителей умению быть родителем, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.
Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1. Проведение памятных дней:
- День Победы;
- День вывода войск из Афганистана;
- День защитников Отечества.
- Исторические даты
2. Участие в акциях:
- «Солдатские письма»;
- «Герои живут рядом»;
- «От сердца к сердцу».
3. Проведение спортивно-массовых мероприятий:
- легкоатлетический кросс «Золотая осень»;
- «Лыжня России»
- «А ну-ка, мальчики!»;
- «Веселые старты»;
- смотр строя и песни;
- проведение спортивных секций;
4. Участие в акции «Вахта памяти»:
- встречи с ветеранами Вов и тружениками тыла;
- линейки, посвященные памятным датам истории;
- организация помощи ветеранам, вдовам ветеранов, матерям погибших воинов при исполнении служебных обязанностей;
- проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, конференций.
5. Изучение родного края:
- экскурсии в музеи;
- туристические поездки;
- экскурсии по родному краю;
- изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств;
- благоустройство территории школы;
6. Организация конкурсов:
- «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека;
- конкурс чтецов;
- конкурс патриотической песни;
- конкурс рисунков «Защитники Отечества».
Мероприятия по реализации основных направлений Программы
№ | Наименование мероприятий | Сроки реализации | Исполнитель | |
Духовно-нравственное направление | ||||
«Что такое милосердие», занятие познай людей и самого себя | октябрь | Учитель обществознания | ||
Проведение уроков мужества, посвященных Дню Героев, Дню Защитника Отечества и Дню Победы | В течение года | ЗДВР Кл.рук-ль | ||
«Чем я отличаюсь от другого. Право выбора», «Я – человек. Я и окружающий мир», беседы | В течение года | Классный руководитель | ||
Кл час «Что такое честь и порядочность?» | март | Кл. рук-ль | ||
Организация и проведение тренингов и деловых игр, формирующих социальную активность, целеустремлённость, предприимчивость | В течение года | Психолог ЗДВР Кл. рук-ль | ||
Благотворительная акция «Доброе сердце» | декабрь | Кл. рук-ль | ||
«А ну-ка, мальчики!» | февраль | ЗДВР Кл. рук-ль | ||
«А ну-ка, девочки!» | март | ЗДВР Кл. рук-ль | ||
Тимуровские рейды | В течение года | Кл. рук-ль | ||
Кл. час «Я и мои поступки» | сентябрь | Кл. рук-ль | ||
«Урок России» | декабрь | Учитель истории Кл. рук-ль | ||
Кл. час «Мои жизненные приоритеты и ценности» | март | Кл. рук-ль | ||
Кл. час «Посмотрю на себя со стороны» | май | Кл. рук-ль | ||
Культурно – историческое направление | ||||
Организация экскурсий в школьный краеведческий музей. | октябрь | Кл.рук-ль | ||
Кл.час «История села в истории Кайбицкого района» | апрель | Кл.рук-ль учитель истории | ||
«История нашей школы» | ноябрь | Кл.рук-ль | ||
Участие в днях экологической безопасности | Апрель-июнь | Зам. директора по ВР, Кл. руководитель | ||
Конкурс фотографий «Родные просторы» | Январь | Зам. директора по ВР | ||
Празднование народных праздников | В течение года | ЗДВР Кл. рук-ль | ||
Фестиваль народного творчества «Кряшены» | декабрь | Зам. директора по ВР Педагог-организатор | ||
Организация походов, экскурсий по родному краю. | Май - июнь | Зам. директора по ВР Кл. руководитель | ||
Изучение истории области и района на уроках истории, географии, краеведения. | в течение года | Учитель географии, биологии, истории | ||
«История России», исторический экскурс, занятие, викторина | март | Кл.рук-ль Учитель истории | ||
Кл. час «Год экологии – 2019 год в РФ» | март | Кл. рук-ль | ||
Акция «Чистый двор», «Чистая улица»; | апрель | Администрация Кл. рук-ль | ||
Гражданско – правовое направление | ||||
Продолжение изучения основ государственной системы РФ, конституции РФ, государственной символики, прав и обязанностей граждан России, Республики Татарстан | В течение года | Учитель обществознания кл. рук-ль | ||
Проведение правовой декады | (конец ноября – начало декабря) | Учитель обществознания, классный руководитель | ||
Беседа «Я - гражданин России | ноябрь | Кл. рук-ль | ||
«А ну-ка, мальчики!» | февраль | ЗДВР Кл. рук-ль | ||
«А ну-ка, девочки!» | март | ЗДВР Кл. рук-ль | ||
«Отвечаю ли я за свои поступки», беседа | В течение года | социальный педагог ЗДВР | ||
Классный час «День согласия и примирения» | ноябрь | Кл.рук-ль | ||
«Урок России» | декабрь | |||
Кл. час «Имею право» | апрель | Кл. рук-ль | ||
Парламентский урок, посвященный государственным символам Российской Федерации и Республики Татарстан | апрель | Учитель обществознания | ||
«Село, в котором мы живём», творческий проект | май | Кл. рук-ль | ||
Военно – патриотическое направление | ||||
Проведение Уроков мужества в дни воинской славы России с участием ветеранов Вооружённых Сил, Великой Отечественной войны, участников локальных военных конфликтов | В течение года | Классный руководитель ЗДВР Учитель истории | ||
Организация книжных выставок «Военная история России» | январь | Библиотекарь | ||
«История воинства Российского», историческая викторина | декабрь | Учитель истории | ||
Организация и проведение выставок рисунка «Защитники Отечества» | февраль | Педагог-организатор | ||
Торжественное проведение мероприятия, посвящённого Дню Победы | май | Заместитель директора по учебно – воспитательной работе | ||
«Ленинградская трагедия» беседа | декабрь | Кл. рук-ль | ||
«А ну-ка, мальчики!» | февраль | ЗДВР Кл.рук-ль | ||
«Песни военных лет», музыкальный вечер | февраль | ЗДВР Кл. рук-ль | ||
Беседа «Защитник Родины. Каким ему быть?» | январь | Кл.рук-ль | ||
Организация и проведение мероприятий, посвящённых Дню Победы | май | Заведующий музеем | ||
Кл. час. «Полководцы Великой Отечественной Войны» | февраль | Учитель истории Кл. рук-ль | ||
Военно-спортивная игра «ЗАРНИЦА» | апрель | Учитель ОБЖ ЗДВР | ||
Кл. час «Подвиг народа в Великой Отечественной войне» | май | Кл. рук-ль | ||
Возложение венка памятнику | 8 мая | ЗДВР Кл. рук-ль | ||
Подготовка и проведение месячника патриотического воспитания | Февраль | Кл. рук-ль | ||
Направление Семья и семейные ценности | ||||
1. | Работа по формированию у учащихся уважительного отношения к семье, семейным традициям (День семьи, тематические вечера, праздники для мам, бабушек, пап, классные часы) | В течение года | ЗДВР Кл. рук-ль Учителя-предметники | |
2. | Кл. час «Семья – мой дом родной» | ноябрь | Кл. рук-ль | |
4. | «Моя семья», оформление фотоальбома о своей кровной семье | январь | Кл. рук-ль | |
5. | «Домашний труд, распределение обязанностей в семье», практические занятия; | апрель | Кл. рук-ль Родители | |
6. | Совместный поход учащихся и родителей | май | Кл. рук-ль Родители | |
7. | Празднование праздника «День Матери» | ноябрь | Кл. рук-ль | |
8. | «О браке, семье и детях», беседа за круглым столом; | декабрь | Кл. рук-ль | |
9. | Конкурс сочинений «Какой я вижу свою семью» | октябрь | Кл. рук-ль | |
10. | Беседа «Я берегу свою семью» | декабрь | Кл. рук-ль |
Ожидаемые результаты реализации программы
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
В результате осуществления программы ожидается:
- повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
- формирование гражданской грамотности учащихся;
- внедрение новых форм работы в и повышение эффективности патриотической работы;
- возрождение духовных ценностей школьников;
- улучшение условий для формирования патриотических чувств.
- обеспечение духовно-нравственного единства в классе и школе;
- развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего народа;
- сформированность у учащихся школы идеала жизни и идеала человека.
Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотизм обучающихся, как основа личности гражданина России.
Список литературы
- Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.
- Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред.Н.Л. Селиванова. М. 2005 год.
- Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2004 год. №1
- Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год
- Г.А. Коновалова. Патриотическое воспитание школьников в современных условиях. Новокузнецк, 2003г.
- Под редакцией Е.В. Бускиной, Л.А. Фоминой, Л. Г. Батраковой. Творческая образовательная среда в современной школе: внеклассные мероприятия и научно-исследовательская работа обучающихся. Новокузнецк МАОУ ДПО «ИПК», 2011г.
- Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. Москва, 2008г.
Интернет-ресурсы
http://festival.1 september.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго не обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе». В.В. Путин
Патриотизм Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу (толковый словарь Ожегова)
Понятие патриотизма включает в себя: Чувство привязанности к тем местам, где родился и вырос Уважительное отношение к языку своего народа Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества) Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине Гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ Уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям Ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины
Школа – это дом, где формируется и проектируется будущая личность, обладающая качествами гражданина и патриота своей страны
« Я – гражданин России» Цель : воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу
Направления программы: Духовно-нравственное Культурно-историческое Гражданско-правовое Военно-патриотическое Семья и семейные ценности
Формы реализации программы: Проведение памятных дней Участие в акциях Проведение экскурсий Проведение спортивно-массовых мероприятий Организация конкурсов
Духовно-нравственное направление
Культурно-историческое направление
Гражданско-правовое направление
Военно-патриотическое направление
Семья и семейные ценности
Результат программы «Я – гражданин России»: активная гражданская позиция и патриотизм обучающихся, как основа личности гражданина России
Спасибо з а внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы военно-патриотического клуба "Арго"
К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важным условием реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необход...
Программа по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности 2012-2015г.
Развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, формирование у них моральных и духовных качеств гражданина и патриота (мужество, ч...
Программа обучения военно-патриотических клубов «Альфа» и «Омега» на 2014-2015 учебный год
Программа обучения военно-патриотических клубов «Альфа» и «Омега» на 2014-2015 учебный год...
Программа по военно-патриотическому воспитанию "Мы - Россияне"
Программа по военно-патриотическому воспитанию "Мы - Россияне"...
Рабочая программа кружка "Военно-патриотического клуба "Паринт" на 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа кружка "Военно-патриотического клуба "Паринт"...
Программа по военно-патриотическому обучению и воспитанию допризывной и призывной молодежи по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности и начальной военной подготовки».
Программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности и начальной военной подготовки» предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки молодежи допризывного и ...
Рабочая программа объединения военно-патриотического направления "Югорская звезда"
Рабочая программа объединения военно-патриотического направления "Югорская звезда"...