конспект урока по истории России, 9 класс
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Данилова Людмила Николаевна

конспект урока по истории России, тема "Российская империя на рубеже XIX - XX веков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Государство и российское общество в конце XIX – начале XX века

ФИО

Данилова Людмила Николаевна

Место работы

МБОУ СОШ № 139

Должность

учитель

Предмет

история России

Класс

9 класс

Тема и номер урока в теме

Государство и российское общество в конце XIX – начале XX века, урок № 1

Базовый учебник

История России, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт, Москва, «Просвещение», 2010.

8.Цель  урока:

  Рассмотреть  особенности развития Российской империи на рубеже XIX – XX вв., охарактеризовать социальную структуру, политический строй и уровень жизни, используя ЭОР.

9. Задачи:- обучающие

1. Сформировать знания об особенностях развития Российской империи на рубеже XIX – XX вв., используя  ЭОР

  • знать государственное управление и особенности политического развития Российской империи на рубеже XIX – XX вв.
  • знать  основные показатели и факторы, определяющие   динамику  развития Российской империи;
  • знать место России в мире по численности населения, структуру российского общества,  используя данные документов;
  • знать образ жизни городского и сельского населения  Российской империи на рубеже веков.

-развивающие:

1. Развивать умение анализировать графики, картосхемы, находить в них необходимую информацию, выявлять основные признаки.

2. Развивать умения интерпретации исходной информации в новые формы (в схему).

3. Развивать умение работать в группах - эффективно сотрудничать и взаимодействовать, выслушивать  разные точки  зрения о политическом развитии  России.

4. Развивать умения делать умозаключения, выводы по итогам дискуссии, обсуждения проблемных вопросов.

-воспитательные

1. Воспитание российской гражданской идентичности, чувства переживания за судьбы российского народа.

2. Воспитание толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.

Личностные результаты:

- формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе использования ЭОР;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

- освоение социальных норм и правил поведения работы в группах;

- формирование коммуникативной компетентности в учебно – исследовательской деятельности.

Метапредметные  результаты:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, поиска средств ее осуществления;

- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно – коммуникативных технологий как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

- умение извлекать необходимую информацию из различных источников;

- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные  результаты:

- формирование основных теоретических знаний о состоянии российской империи на рубеже веков;

- овладение навыками нахождения и использования исторической  информации на практике;

- формирование умений и навыков использования исторических  знаний  в оценке процессов, протекающих в современной России;

- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.

10. Тип урока - изучение новой темы

11. Формы работы учащихся - частично - поисковая работа, проблемное обучение, работа  в парах.

12. Необходимое техническое оборудование - компьютерный класс, мультимедийная установка

13.Структура и ход  урока


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

I.

Организационный момент-

- Приветствие детей

- Настрой на урок (организация на учебную деятельность)

- Организация на учебную деятельность

2 мин.

II.

Изучение нового материала

Введение проблемного вопроса.

- Российская империя  на рубеже XIX – XX вв. была неограниченной монархией

Вопрос: 

- Если бы в  XIX веке в  Российской империи была принята Конституция, удалось бы избежать революционных событий 1917 года?

- В ходе нашей совместной поисковой деятельности, вы сможете самостоятельно дать ответ на поставленный вопрос.

- Высказывание различных точек зрений: (предположительно)

  • да, возможно;
  • нет, революций избежать не удалось бы;

3 мин

информационный

ЭОР № 1

Интерактивная карта

- Демонстрирует  ЭОР № 1,  интерактивную  карту  «Российская империя  в конце XIX – начале  XX века»

Задание № 1

Работа с интерактивной картой «Российская империя  в конце XIX – начале  XX века»».

- Найдите в списке блоков названий интерактивную карту   «Российская империя  в конце XIX – начале  XX века», покажите:

1.1. границы Российской империи:

1.2.территориальное деление государства

(губернии, автономии)

1.3.народы и народности,

- Изучают  информационный  ЭОР

  № 1 интерактивную  карту  «Российская империя  в конце XIX – начале  XX века »

- Изучают функции интерактивной карты.

1. 1. Находят границы Российской империи, делают вывод, что  Российская империя – крупнейшее государство мира (2 место после Британской империи):

1.2. Находят на карте губернии и автономию – Великое княжество Финляндское:

1.3. Работая с текстом

5 минут

проживавшие на территории государства

учебника (стр № 5), учащиеся узнают:

-  в соответствии с переписью 1897 в России проживало 128 млн человек.(3 место в мире после Британской империи и Китая),

- на территории государства проживало более 100 народов и народностей и население было многоконфессиональное

 

информационный

ЭОР  № 2

Слайд № 2

Демонстрирует информационный ЭОР  № 2,слайд № 1. 1.,схема «Государственное управление на рубеже XIX – начале  XX века »

Задание № 2. Анализ   схемы «Государственное управление на рубеже XIX – начале  XX века ».

Изучите схему,  свои ответы запишите в тетрадь.

2. 1. Сравните политический устройство Российской империи:

А. середина XVIII века.

Б. начало XX века

 Учитель уточняет информацию -

  Российская империя оставалась самодержавной монархией. В руках императора сосредоточивалась вся полнота государственной власти – законодательной, ,исполнительной и отчасти судебной

2.2. Каковы были символы Российской империи?

Работа с документом (стр 6 учебника)

2.3. Сделайте вывод, как  свод  «Основных законов Российской империи» определял место императора в политической жизни России

- Проходит совместная работа с учителем.

-Изучают информационный ЭОР №2

Слайд №1. 1.

- Проводят анализ схемы.

- Выявляют основную тенденцию  развития государства.

- Ответы записывают  в тетрадь:

А. В  середине XVIII сформировалась система абсолютной монархии в России

Б.К началу  XX века политический строй Российской империи значительных изменений не претерпел

- официальными символами государства были государственный герб, гимн и знамя.

- Император – монарх самодержавный и неограниченный.

5 ми

информационный

ЭОР №3

Слайд №3

Демонстрирует ЭОР  № 3, слайд № 2, схему «Государственное управление на рубеже XIX – XX веков»

Задание № 3.Работа со схемой «Государственное управление на рубеже XIX –XX веков»

Учитель дополняет информацию:

- В XIX веке автономией пользовалось Царство Польское, но она была ликвидирована после подавления польского восстания 

- К началу XX века  автономное положение сохранялось только в Финляндии

- на национальных окраинах усилилась централизация управления

-Изучают информационный ЭОР № 3

Слайд № 3

- Интерпретируют схему, предложенную на слайде.

Результат работы:

5 мин

информационный

ЭОР № 4

Слайд № 4 .

Демонстрирует ЭОР  № 4, слайд № 4 ., картосхему  « Местное управление на рубеже XIX – XX веков»

Задание № 4.

Анализ картосхемы  «Местное управление на рубеже XIX – XX веков» Работа в парах.

. * Изучите интерактивную картосхему «Местное управление на рубеже XIX – XX веков», свои ответы запишите в тетрадь.

Изучают информационный

ЭОР  № 4  Слайд № 2. 1.

- Самостоятельная работа с картосхемой, ее анализ.

- Работа в парах.

- Высказывают свое  мнение, заслушивают других.

- Делают выводы, записывают их в тетрадь

 

5 мин

практический

ЭОР № 5

- Демонстрирует ЭОР № 5, диаграммы «Население Российской империи » « Городское население России», «Пять крупнейших городов Российской империи»

-Знакомит с правилами выполнения практической работы и возможностью проведения самооценки и самоанализа.

Задание № 5. Практическая работа

« Социальная структура российского общества»

- Изучают  ЭОР № 6, тест

- Самостоятельно выполняют практическую  работу.

- Проводят самоанализ и самооценку выполненной  работы.

10 мин.

I.

Первичный контроль.

контрольный

ЭОР № 6,

тест 1, 2, 3

- Демонстрирует   ЭОР № 6, тематическую контрольную работу  «Российская империя  в конце XIX – начале  XX века»», тест 1, 2, 3

-Знакомит с правилами выполнения контрольной работы и возможностью проведения самооценки и самоанализа.

- Демонстрирует   ЭОР № 6, тематическую контрольную работу  ««Российская империя  в конце XIX – начале  XX века»  тест 1, 2, 3.

- Проводят самоанализ и самоконтроль выполненной работы

5 мин.

IV

Подведение итогов урока

Подведение итогов, выставление  отметок

Взаимное комментирование результатов работы и отметок

3 мин.

V

Домашнее задание.

§ 1, изучить параграф,

вопросы и задания на с 12,

дополнительное задание

подготовить сообщение об уровне экономического развития Нижнего Новгорода на рубеже веков

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".

Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...

Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"

Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос...

Конспект урока по истории России 11 класс по теме "Внешняя политика России во второй половине XIX в.» ( к учебнику под авторством В.С.Измозик, С.Н.Рудник под общей редакцией Р.Ш.Ганелина; М.: "Вентана-Граф").

Урок содержит подробную разработку с указанием цели и типа , наличие схемы, таблицы, что позволяет облегчить учащимся подготовку к ЕГЭ по истории России....

План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».

План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации».    Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимна...