Информационные технологии на уроках истории и обществознания. Новые подходы к подготовке ГИА и ЕГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс) на тему

Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений. Все это привело к появлению нового типа культуры – информационной. И овладевать ее люди начинают с самого раннего детства. Поэтому использование информационных технологий в школе объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня. Процесс приобщения учителей к компьютеру шел долго, но в настоящее время все поняли, что он настоящий помощник для каждого учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление учителя истории и обществознания МБОУ СОШ № 23

 Можной Т.А. на тему

«Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания»

24.01.2015 г.

Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений. Все это привело к появлению нового типа культуры – информационной. И овладевать ее люди начинают с самого раннего детства. Поэтому использование информационных технологий в школе объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня. Процесс приобщения учителей к компьютеру шел долго, но в настоящее время все поняли, что он настоящий помощник для каждого учителя.

. Во-первых, компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

 Во-вторых, имея компьютер, учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся.

В-третьих, компьютер позволяет вести электронный журнал. Его очень легко создать, используя прикладную программу Microsoft Office — редактор таблиц Excel.

В-четвертых, компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты. Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЕГЭ.

В-пятых, компьютер позволяет творческому учителю создавать свои образовательные ресурсы, то есть создавать собственные презентации, сообщества. С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории и обществознания.

 К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях. Первоначально компьютер дал возможность систематизировать уже имеющиеся методические разработки, перевести их в электронный формат. Тематическое планирование по всем курсам истории, учебные карточки, схемы, варианты тестирования легко обновляются, тиражируются при изменениях в учебных программах, учебниках. В дальнейшей работе в практику работы были включены программы составления тестов, презентации, обучающие компьютерные программы, Интернет-ресурсы, был накоплен огромный материал, который я сейчас использую на уроках истории. В своей педагогической деятельности я использую компьютер на различных этапах урока. Но, как показывает опыт, на уроке истории целесообразнее применять их при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроке-контроле.

Информационные технологии на уроках истории  и обществознания я использую в следующих вариантах:

1) Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. За время работы в школе мною разработаны и накоплены как целые системы уроков, то есть начиная с первого урока и до последнего, так и отдельные мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. На подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит порядка 2-2,5 часов. Зато готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.

 2) Кроме мультимедийных презентаций на своих уроках я использую флеш-фильмы. Они позволяют нам наглядно увидеть то или иное событие, почувствовать свою сопричастность, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие. Особенно полезны флеш-фильмы на уроках истории при изучении военных сражений, битв, так как они наглядно позволяют учащимся увидеть расположение сил противников перед битвой, ход сражение и итоги сражения. Просто на словах или схематично мелом на доске это представить намного сложнее и не даст полного понимания происходящих событий.

3) Следующий вид использование информационных технологий на моих уроках истории это мультимедийные карты.

 4) Так же в своей педагогической деятельности я использую учебно-методические комплекты.

5) Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные учителем в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет. Тесты могут простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов из которых нужно выбрать правильный. Также они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий. Способы работы с тестами также разнообразны – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы. Тренажеры также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности. Например, при первичном контроле ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность ученикам, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.

 6) Во внеклассной деятельности и на уроках обобщения я использую различные викторины. Для примера я выбрала три викторины разного рода и вида:

1. «Средневековый путешественник». При проведении данной викторины я делю класс на две команды. И вывожу на экран задания различного рода на экран, даю командам время для обсуждения и потом переходим к ответам. Такие викторины могут содержать задания – угадай политического деятеля, объясни красивое название, шарады, вопрос-ответ и т.д.

2. «Русь в начале X – XIII вв.». Данная викторина относится к типу «Своя игра». На слайд выводятся Разделы, где содержатся вопросы разные по баллам, которые может набрать команда. Учащиеся выбирают любой уровень сложности заданий, отвечают на вопрос и в случае правильного ответа получают заслуженные баллы. Выигрывает тот игрок, или та команда, которая наберет большее количество баллов.

3. «Отечественная война 1812 года». Данная викторина содержит различного рода задания («расположите по хронологии», «узнай героя», «соотнесите», «почемучка», «исторический словарь», «Вопросы от Ю. Лермонтова»). Каждое задание содержит несколько вопросов и команды по очереди отвечают на них. По желанию учителя могут быть использованы разнообразные виды викторин, которые делают урок красочным, эмоционально насыщенным, интересным и помогает добиваться главной цели – прочного усвоения материала в процессе практической деятельности, что дает лучшие результаты и способствует более прочному усвоению и закреплению материала.

7) Так же часто на своих уроках я использую кроссворды, которые готовлю либо сама, либо учащиеся дома, либо использую готовые формы.

8) В связи с тем, что главной задачей в старших классах является качественная подготовка учащихся к ЕГЭ, то такая работа должна быть главной на данной ступени обучения. В своей деятельности я использую тренажеры для подготовки к ЕГЭ и по истории , и по обществознанию. Данные тренажеры приближены к реальным вариантам заданий ЕГЭ, содержат такое же количество заданий типа А, В и С. Ребята читают инструкцию, выполняют весь тест, потом нажимает на функцию «Проверить» и идет обработка результатов. В итоге ученик получает развернутый анализ выполненных заданий, где можно посмотреть - как он ответил и как должен был ответить. В конце дается общее количество правильно выполненных заданий и оценка. Если у ученика возникли затруднения с тем или иным вопросом, то он в любой момент может вернуться к теории и еще раз изучить материал. Такие задания можно выполнять как со всем классом, так и с отдельным учеником. Тренажеры позволяют более эффективно подготовить учащихся к ЕГЭ.

9) И конечно же, важным элементом педагогического процесса является проектная деятельность учащихся. Проектная деятельность – сравнительно новая форма работа, а особенно применительно к компьютерным программам. Во-первых тема проекта должна нести в себе либо исследовательский элемент, либо это должна быть компиляция, которой еще не было в электронном виде. Во-вторых, мультимедийный проект уже по самой сути возникает на стыке как минимум двух дисциплин (в применении к данной работе ИВТ и истории), но реально его выполнении затрагивает гораздо более широкий спектр предметов – русский язык, литературу, мировую художественную культуру и ряд других в зависимости от темы. Поэтому руководителей проекта может быть и два, и три. Важным является определение оптимального количества участников проекта. По опыту могу сказать, что учащиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность и результаты всегда хорошие. Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:

 • психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;

• возбуждает живой интерес к предмету познания;

 • расширяет общий кругозор детей;

• возрастает уровень использования наглядности на уроке;

 • повышение интереса к изучению истории и успеваемости;

 • идет более полное усвоение теоретического материала;

• идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;

• формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.

 • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

 Интернет источники

Алексей Чернов,преподаватель истории ср. шк. № 46 ЮЗАО г. Москвы, лауреат Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации» 2001 г.С автором можно связаться по E-mail: elior@online.ru. Тел.: 936-62-71, 936-62-27.

1. Виртуальная энциклопедия «Династия Романовых» – интернет-вариант энциклопедии был создан на основе CD-ROM «Династия Романовых», выпущенного электронным издательством "Коминфо", и представляет собой усеченный вариант содержимого диска. Представлена информация обо всех царях династии Романовых, их современниках, важнейших исторических событиях, случившихся в годы их правлений, а также изображения некоторых личных вещей монархов http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html

 2.Компьютер на уроках истории, обществознания и права – исторические карты и картинки, исторические гравюры, монастыри и крепости, учебно-методические комплекты, варианты уроков по гуманитарным предметам http://lesson-history.narod.ru 

3. Исторический портал EVIL-GUEST посвящён истории древнего мира. Интересные исторические факты, культура и искусство древних цивилизаций, выдающиеся личности далёкого прошлого, мифы. Древние Славяне, Скифы, Греция, Египет, Вавилония, Рим, Ацтеки, Майя, Инки http://civil.max.ru

 4. Сайт Российские императоры рассказывает о русских монархах от Петра Великого до Николая II  http://rusimper.narod.ru/about.html

5. История России (6 класс) – уроки по истории России VIII-XV вв. с использованием компьютера. Иллюстрации, карты, схемы   http://lesson-history.narod.ru/russia6.htm 

6. История России (7 класс) – уроки с использованием компьютера по истории России XVI-XVII вв. Иллюстрации, схемы, таблицы http://lesson-history.narod.ru/russia7.htm 

7. История России (8 класс) – уроки по истории России XIX века с использованием компьютера. Подобраны интересные иллюстрации, схемы, таблицы http://lesson-history.narod.ru/russia8.htm 

8. История России (9 класс) – уроки по истории России XX века с использованием компьютера. Подобраны интересные иллюстрации, схемы, таблицы   http://lesson-history.narod.ru/russia9.htm 

9. Новая история (7 класс) – поурочное планирование курса "Новая история" для 7-ых классов. Иллюстрации, схемы http://lesson-history.narod.ru/nh7.htm 

10. Новая история (8 класс) – поурочное планирование курса "Новая история" для 8-ых классов. Иллюстрации, схемы http://lesson-history.narod.ru/nh8.htm 

11. Новая история (9 класс) – поурочное планирование курса "Новая история" для 9-ых классов. Иллюстрации, схемы http://lesson-history.narod.ru/nh9.htm 

12. История средних веков (6 класс) – поурочное планирование курса "История средних веков" для 6-ых классов. Иллюстрации, схемы http://lesson-history.narod.ru/sv.htm



Подписи к слайдам:

4ЕГЭ портал
http://www.4ege.ru/
Виртуальная энциклопедия «Династия Романовых»
http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html
исторические карты и картинки, исторические гравюры, монастыри и крепости, учебно-методические комплекты, варианты уроков по гуманитарным предметам
http://lesson-history.narod.ru
Исторический портал EVIL-GUEST посвящён истории древнего мира.
http://civil.max.ru
Сайт Российские императоры рассказывает о русских монархах от Петра Великого до Николая II http://rusimper.narod.ru/about.html
История России (6 класс) – уроки по истории России VIII-XV вв. с использованием компьютера. Иллюстрации, карты, схемы
http://lesson-history.narod.ru/russia6.htm
Интернет -ресурсы
Информационные
технологии

в учебном процессе.

Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей ученика. Компьютер используется как самое совершенное информационное средство, на уроках гуманитарного цикла, наряду с использованием книги, телевизора, видеомагнитофона. Арсенал методов обучения, используемый в современной школе, разнообразен: от традиционных педагогических до современных компьютерных технологий.
Компьютерный диафильм с использованием элементов анимации
Россия на рубеже третьего тысячелетия" дает возможность познакомиться с Россией, получить впечатления от ее колоссального экономического и интеллектуального потенциала
Три века истории российского военно-морского флота вместили многое: блестящие победы, открытие неведомых земель, выдающиеся научно-технические достижения, героизм и мужество моряков и флотоводцев.
CD-ROM "Флот во славу России" откроет для Вас увлекательный мир истории отечественного флота. Диск содержит уникальные фото и видеоматериалы, в том числе кинохронику 1913 года, репродукции старинных гравюр и картин.
Пояснительный текст и речевой комментарий подготовлен научно-исследовательской исторической группой ВМФ.
Сайт «Всем кто учиться»
http://www.alleng.ru/
Сайт «Решу ЕГЭ»
http://soc.reshuege.ru/
Информационные технологии на уроках истории и обществознания.
Новые подходы к подготовке ГИА и ЕГЭ.
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 23
Можная
Татьяна Александровна
Сайт «ЕГЭ. Подготовка к единому государственному экзамену»
http://www.ctege.info/
Основные типы программы презентации (
Power Point)
1.Компьютерный диафильм с использованием элементов анимации.
2.Программы для повторительно - обобщающих уроков.
3.Классические компьютерные презентации.
Использование на уроках

флеш-фильмов
Информационные технологии в преподавании истории,
обществознания в
школе
.

Применение компьютерных технологий в преподавании истории позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся. А также, использовать педагогические методы: репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, проблемно-поисковый.
На уроках истории с применением ИКТ продолжается работа по закреплению учебных навыков и формированию умений осуществлять исследовательскую деятельность.
У учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.
Сайт «ЕГЭ с лучшим учителем России»

http://egewin.ru/
Классические компьютерные презентации.
Спасибо за внимание!
Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
Коммуникативная (дискуссионная)
Особенностью этой технологии является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Рефлексивная
Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие".
Деятельностная
Психологическая (
самоопределен-ческая
)
Имитационного моделирования (игровая)
Исследовательская (проблемно-поисковая)
Программы для повторительно - обобщающих уроков.

Теоретическая часть курса
"Готовимся к Единому государственному экзамену. История"
включает справочные сведения в объеме, необходимом для подготовки к ЕГЭ. В полный курс входят электронные рабочие тетради, а также справочные и теоретические материалы. Гипертекстовые ссылки и инструменты поиска помогают лучше ориентироваться в материале.

Портал школы «Хочу знать»
http://vseoege.ru/video

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии на уроках истории ( из опыта работы)

представлен опыт работы с использованием ИКТ на уроках истории...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ

Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.Использование информационно-коммуникационных техноло...

«Использование информационных технологий на уроках истории»

Главная задача образования сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки и...

Использование информационных технологий на уроке истории (на примере урока в 8 классе «Отечественная война 1812 г.)

Данный урок истории показывает практическое использование информационных технологий на различных этапах урока. Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода. В разработке подробно описаны...

Использование информационных технологий на уроках математики в условиях компетентностного подхода

Использование информационных технологий на уроках математики в условиях компетентностного подхода...