Рабочая программа для 10 класса гуманитарного профиля
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Рабочая программа по истории разработана для профильного обучения в гуманитарном классе. Состоит из пояснительной записки, содержания рабочей программы, требований к уровню подготовки обучающихся, перечня учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, календарно-тематического планирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79.1 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) образования по истории на профильном уровне в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ и отвечает определённым в стандарте требованиям к уровню подготовки учащихся старших классов. Программа предназначена для преподавания в 10 классе гуманитарного профиля по модели второго концентра исторического образования.
Примерная программа среднего (полного) образования по истории. Профильный уровень // Сборник нормативных документов. История. Примерные программы по истории / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: «Дрофа», 2008.
Программа А.Н. Сахарова, С.И. Козленко по курсу «История России, 10 кл. Профильный уровень» // Программы общеобразовательных учреждений: История: «Академический школьный учебник». 5 – 11 классы. – М.: «Просвещение», 2008. – С. 96– 106.
Программа Н.В.Загладина, Н.А.Симония по курсу «Всеобщая история» - М.: «Русское слово», 2011.
Цели изучения истории:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
- овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Задачи:
- завершение формирования ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной и культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися основными знаниями по истории России с древнейших времен до конца XIX века, понимание ими мета и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к истории России и гордости за героические свершения предков в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках;
- формирование способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную социальную информацию, различая в ней факты и мнения, описания и объяснения, выявляя историческую и методологическую обусловленность различных точек зрения, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами.
Нормативные правовые документы
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации "
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 г.
- Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования России от 09.03 2004 г.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014/15 учебный год.
Определение места и роли учебного предмета
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры.
Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне, является его непосредственная связь с задачами профилизации образования и организацией довузовской подготовки учащихся. В связи с этим предполагается не только объемное наращивание содержания курса истории, но и, прежде всего, формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе. Одновременно профильная модель исторического образования решает те же воспитательные задачи, которые являются главенствующими на базовом уровне. Изучение истории должно быть направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.
На ступени среднего (полного) общего образования в рамках преподавания интегрированного курса «История России и мира с древнейших времён до сер. ХIХ в.» предполагается синхронно-параллельное изучение материала по истории России и всеобщей истории. Изучение истории на профильном уровне основывается на проблемно-хронологическом подходе и принципах системного исторического анализа. Основным объектом изучения является специфика развития исторически возникших сообществ (цивилизационных, культурных, конфессиональных, национальных), их ментальные и институциональные (политико-правовые, экономические, социокультурные) особенности.
Информация о количестве учебных часов
В соответствии с учебным планом рабочая программа рассчитана на 136 часов, из расчета 4 часа в неделю.
Формы организации учебного процесса
Учебный процесс основан на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся 10 класса (в том числе: проводить поиск информации, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.).
Особое внимание уделено формированию аналитических навыков и умений, умений проводить поиск информации и синтезировать ее. Разнообразны формы уроков: информативно-диалогическая лекция, проблемно-диалогическая лекция, практикум, пресс-конференция, урок-презентация, телемост и др.
Предпочтительная форма организации учебного процесса – комбинированный и проблемный урок.
Используются эвристический, частично - поисковый, проблемный методы обучения. В основу преподавания предмета положен диалогизм и проблемность изложения нового материала.
Формы текущего контроля знаний
Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы: тестирование; тестирование в формате ЕГЭ; выстраивание логического ряда; составление логической цепочки; решение познавательных заданий; выполнение заданий на выявление характерных признаков, на поиск сходства и различия, на выбор критериев для сравнения; решение проблемных вопросов; устные выступления; анализ документов; выполнение заданий на работу с картой; презентация; работа в группе, в паре; составление исторических прогнозов; составление обобщающей таблицы; составление схемы, тезисного плана.
2. Содержание рабочей программы учебного предмета
№ | Тема урока | Элементы содержания . Религиозно-мистические взгляды на историю. | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля |
Тема 1. Пути и методы познания истории (4 часа) | ||||
1 | Введение | |||
2 | Этапы развития исторического знания. | Характерные черты исторической науки на ранних стадиях ее развития | Знать особенности истории как науки. Характеризовать принципы исторического исследования. | Работа с документами |
3 | Закономерности и случайности в жизни народов. | Религиозно-мистические взгляды на историю. Становление и развитие материалистических взглядов на мир. | Характеризовать источники исторического знания, особенности взглядов историков. | Таблица |
4 | Проблемы периодизации всемирной истории | Подходы к периодизации всемирной истории. Этапы развития человечества. | Давать характеристику способам периодизации | таблица |
Тема 2. Первобытная эпоха (2 часа) | ||||
5 | Проблемы происхождения человека. | Человеческое общество и природные сообщества, этапы становления человека, происхождение человеческих рас. | Знать гипотезы происхождения человека, называть факторы, способствовавшие выделению человека из мира природы. Характеризовать направления эволюции человеческого рода. | Работа с документами |
6 | Неолитическая революция и ее значение. | Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Аграрно-скотоводческие культуры. Переход от матриархата к патриархату. | Характеризовать хозяйственную деятельность человека, проблемы в отношениях человека и природы, указывать факторы зарождения имущественного неравенства и появления частной собственности. | Индивидуальные задания |
Тема 3. Цивилизации Древнего мира (8 часов) | ||||
7 | Деспотии Востока. | Принципы периодизации древней истории. Предпосылки возникновения государств. Географическое положение, материальная культура, социальная структура. | Выявлять предпосылки формирования древнейших цивилизаций. | Работа с документами |
8 | Расширение ареала цивилизации. | Особенности развития цивилизаций Древнего Востока. Военные деспотии. | Давать характеристику восточным цивилизациям, культурному наследию Древнего Востока. | Составление таблиц, схем |
9 | Города-государства Греции и Италии. | Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций. | Характеризовать древнейшие цивилизации Греции, особенности хозяйственной деятельности. | Сравнительная таблица, видеоматериалы |
10 | Борьба за господство в Средиземноморье. | Греко-персидские войны, возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры. | Объяснять причины и последствия греко-персидских войн, результаты Пелопонесских войн. А.Македонский. | Решение задач |
11 | Возвышение Рима. Становление Римской империи. | Римская республика и империя. Римское право. Демократия и тирания. | Выявлять причины и результаты Пунических войн, факторы кризиса Римской республики. | Индивидуальные задания |
12 | Изменение условий развития народов Евразии во II-IV вв. н. э. | Народы Европы в начале новой эры, ранняя христианская церковь. | Характеризовать демографические и климатические факторы кризиса эпохи. | Тест |
13 | Закат Римской империи. | Рим: от зол отого века к упадку, падение Западной Римской империи. | Указывать экономические и политические причины кризиса Римской империи | Вопросы |
14 | Повторительно-обобщающий урок: Цивилизационное наследие Древнего мира | Контрольная работа | ||
Тема 4. Европа и Азия в средние века (10 часов) | ||||
15 | Мир эпохи Средневековья. | Принципы периодизации средневековья, «Великое переселение народов». | Характеризовать хронологию средневековья, мировоззрение средневекового европейца. | Обсуждение вопросов |
16 | Исламская цивилизация. | Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. | Характеризовать природные условия Аравийского полуострова, роль ислама в складывании Арабского государства. Указывать причины кризиса Арабского халифата, роль религиозных разногласий. | Сообщения |
17 | Период раннего феодализма в Западной и Центральной Европе. | Традиционное общество на Западе и Востоке. Особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. | Указывать особенности социально-экономических отношений, формирование системы крупного землевладения в раннефеодальных государствах. Отношения между светской и церковной властью. | Работа с текстом учебника |
18 | Византия и Восточная Европа в V-X вв | Византия после крушения Западной Римской империи. Социокультурное и политическое влияние Византии. | Характеризовать внутреннее устройство Византийской империи, особенности императорской власти. | Таблица |
19 | Западная Европа в XI-XIII вв. | Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Особенности хозяйственной жизни. | Объяснять процесс становления средневековых городов, указывать причины обострения конфликтов между церковной и светской властью. | Вопросы к документам |
20 | Общественно-политическое развитие государств Европы. | Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. | Указывать предпосылки усиления королевской власти в Европе, характеризовать особенности развития стран Европы. | Сравнительная таблица |
21 | Государства Азии в период европейского Средневековья. | Цивилизации Востока в эпоху Средневековья. Особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Арабские, монгольские, тюркские завоевания. | Характеризовать особенности общественного устройства и хозяйственной деятельности государств Востока. | Работа в группах |
22 | Международные отношения и войны Средневековья. | Характер международных отношений в средние века. Феномен крестовых походов. Конфликт цивилизаций. | Определять и характеризовать причины крестовых походов, крестьянских восстаний средневековья. | Тест |
23 | Духовная жизнь европейского Средневековья. | Изменения в мировосприятии европейского человека. Религиозная и светская культура. | Характеризовать истоки расхождения путей исторического развития стран Европы и Азии. | Тест |
24 | Повторительно-обобщающий урок: Цивилизационное наследие Средневековья. | Контрольная работа | ||
Тема 5. Новое время: эпоха модернизации (18 ч.) | ||||
25 | Новое время: эпоха перемен. | Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Принципы периодизации Нового времени. | Выявлять предпосылки и признаки модернизации, проблемы периодизации. | Опрос |
26 | Великие географические открытия. | Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. | Характеризовать влияние Великих географических открытий на развитие европейского общества. | Таблица |
27 | Западная Европа: социально-экономические и духовные факторы модернизации. Эпоха Реформации.
| Социально-психологичксие, экономические и техногенные факторы развертывания процесса модернизации. Реформация. | Называть предпосылки и последствия перехода к мануфактурному производству. Вероучения Реформации. Значение Контрреформации. | Работа с документами |
28 | Абсолютизм, религиозные войны и новая система международных отношений в Европе. | От сословно-представительной монархии к абсолютизму. Сущность и формы абсолютизма. Возникновение теории естественного права. | Характеризовать причины перехода европейских стран к абсолютизму. Вестфальская система международных отношений. | Сообщения |
29 | Первые буржуазные революции. | Исторические предпосылки и значение, идеология социальных и политических движений. Становление гражданского общества | Характеризовать причины, особенности и значение первых буржуазных революций. | Таблица |
30 | Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм. | Философско-мировоззренческие основы идеологии Просвещения. | Сопоставлять идеи мыслителей эпохи Просвещения на государственное устройство. | Таблица |
31 | Война за независимость в Северной Америке. | Причины и результаты войны за независимость в Северной Америке. Конституциализм. | Характеризовать особенности колонизации, повлиявшие на формирование национального характера и политических традиций американцев. | Работа с документами |
32 | Великая Французская революция и ее последствия для Европы. | Кризис абсолютизма и начало революции во Франции. | Характеризовать исторические условия, сложившиеся во Франции к концу XVIII в. | Работа с дополнительным материалом |
33 | Промышленный переворот в Англии и его последствия. | Социально-экономические предпосылки промышленного переворота. Особенности политического развития Англии в период промышленного переворота. | Называть социально-экономические и политические предпосылки ПП. Характеризовать противоречия ПП и его значение. | Сообщения |
34 | Европа: противоречия промышленной эпохи. | Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. | Характеризовать изменения, произошедшие в промышленном производстве в XIX в., особенности промышленного развития отдельных регионов. | сообщения |
35 | Идейно-политическое развитие стран Западной Европы XIX в. | Возникновение классических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. | Называть и характеризовать общественно-политические течения XIX в. | Составление таблицы |
36 | Страны континентальной Европы в период промышленного переворота. | Особенности динамики развития стран «старого капитализма» | Объяснять влияние и причины замедленной модернизации в странах континентальной Европы. | Работа с документами |
37 | Страны Западного полушария в XIX в. | Освободительное движение и революции в странах Латинской Америки. Гражданская война в США. | Характеризовать основные положения «доктрины Монро», причины и последствия гражданской войны в США. | Опрос |
38 | Наука и искусство в XVIII-XIX вв. | Мировосприятие человека индустриального общества, формирование классической научной картины мира. | Формулировать эволюцию идей Нового времени. | Творческие работы |
39 | Мир Востока в XVIII в.: наступление колониальной системы. | «Периферия» евроатлантического мира. | Характеризовать хозяйственную деятельность, факторы и причины ослабления государств Востока. | Решение проблемных задач |
40 | Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока. | Предпосылки ускоренной модернизации в странах «второго эшелона» | Давать характеристику соперничеству России, Англии и Франции за влияние на Ближнем Востоке. Обострение Восточного вопроса. | Сравнительная характеристика |
41 | Эволюция системы международных отношений в Новое время. | Изменение характера международных отношений в эпоху Нового времени. Зарождение международного права. | Формулировать принципы, определяющие внешнюю политику суверенных абсолютистских государств. | Сообщения |
42 | Повторительно-обобщающий урок: Запад и Восток в эпоху Нового времени. | Контрольная работа | ||
Тема 6. Предыстория народов России. Начало Руси. (11 ч.) | ||||
43 | Введение. | Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и севера Евразии | Беседа | |
44 | Появление человека на территории Восточной Европы. | |||
45 | Формирование народов. | «Великое переселение народов» и его влияние на формирование праславянского этноса. | Знать об этногенезе восточных славян. | Беседа |
46 | Появление славян. | Восточнославянские племенные союзы и их соседи. | Характеризовать отношения славян с соседними племенами и народами. Генезис, этнос, этногенез. | Выводы |
47 | Славяне в V-VII вв. Религия древних славян. | Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли вождей, имущественное расслоение. | Характеризовать главные особенности занятий, общественного строя, быта и верований славян. | сообщения |
48 | Предпосылки образования Древнерусского государства. | Складывание государства у восточных славян | Знать причины и факторы возникновения русской государственности. Теории образования древнерусского государства. | Документ |
49 | Появление государства у восточных славян. | Дискуссия | ||
50 | Русь в правление Игоря, Ольги и Святослава. | Дань и подданство. Князья и их дружины. Торговый путь «из варяг в греки». | Понимать тенденции и динамику развития древнерусского государства. Выделять особенности правления князей. | Исторические задачи |
51 | Русь в правление Игоря, Ольги и Святослава. | Дань и подданство. Князья и их дружины. Торговый путь «из варяг в греки». | Понимать тенденции и динамику развития древнерусского государства. Выделять особенности правления князей. | Исторические задачи |
52 | Русь во времена Владимира Святославича. | Принятие христианства. | Определять причины и оценивать значение принятие христианства при князе Владимире для социально-политического развития государства. | Тест |
53 | Обобщающее повторение по теме « Предыстория народов России. Начало Руси ». | Творческая работа | ||
Тема 7. Русь в XI-XII вв. (11 ч.) | ||||
54 | Правление Ярослава Мудрого. | Развитие норм права на Руси | «Русская Правда» | Работа с документом |
55 | Русское общество в XI в. | Вечевые порядки. Категории населения. Развитие норм права на Руси. | Характеризовать суть раннефеодальных отношений в Киевской Руси. | Таблица |
56 | Русское общество в XI в. | |||
57 | Время новых усобиц. | Политическая раздробленность на западе и востоке Европы. Усобицы на Руси. | Понимать неизбежность княжеских усобиц в данный исторический период. | Схема |
58 | Владимир Мономах – великий киевский князь. | |||
59 | Политическая раздробленность Руси. Киевское княжество. | Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. | Объяснять причины феодальной раздробленности. Характеризовать отдельные земли. | Таблица |
60 | Галицко-Волынское княжество. Новгородская земля. | Крупнейшие земли и княжества Руси в XII-начале XIII вв. | Понимать особенности развития отдельных княжеств, характеризовать их политическое устройство. | Тест |
61 | Северо-Восточная Русь в XII- начале XIII в. | |||
62 | Культура Руси X – начала XIII в. | Культурное развитие русских земель и княжеств. | Знать сущность и своеобразие культуры Руси домонгольского периода. | Доклады |
63 | Культура Руси X – начала XIII в. | Культурное развитие русских земель и княжеств. | Знать сущность и своеобразие культуры Руси домонгольского периода. | Доклады |
64 | Обобщающее повторение по теме «Русь в IX – XII вв.». | Контрольная работа | ||
Тема 8. Русь в XIII – XV вв. (9 ч.) | ||||
65 | Начало монголо-татарского вторжения. | Образование Монгольского государства. Первые монгольские завоевания. Битва на Калке. | Знать особенности историко-социологического, историко-политологического анализа событий и процессов. | Дискуссия |
66 | Монголо-татарское вторжение на Русь. | Орда и Русь. | Знать причины установления монгольского ига и принципы управления Русью. | Работа с документами |
67 | Вторжение крестоносцев. Александр Невский. | Экспансия с Запада. Александр Невский. | Знать особенности историко-социологического, историко-политологического анализа событий и процессов. | Сравнительный анализ |
68 | Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV – XV вв. | Восстановление экономики. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. | Понимать причины подъема экономики. Знать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств. | Сравнительный анализ |
69 | Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской. | Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. | Политические, экономические, социальные и территориальные причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. | Дискуссия |
70 | Образование единого государства – России. | Образование централизованного государства. | Понимать взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского ига. | Таблица |
71 | Иван III. | |||
72 | Культура и быт XIV – XV вв. | Культурное развитие русских земель и княжеств. | Знать особенности русской культуры изучаемого периода, характеризовать ее главные достижения. | Тест |
73 | Обобщающее повторение по теме: «Русь в XIII – XV вв.» | Контрольная работа | ||
Тема 9. Россия в XVI в. (6 ч.) | ||||
74 | Реформы Ивана Грозного. | Установление царской власти. Реформы середины XVI в. создание органов сословно-представительной монархии. | Знать завершающую стадию образования русского централизованного государства. | Тест |
75 | Реформы Ивана Грозного. | Установление царской власти. Реформы середины XVI в. создание органов сословно-представительной монархии. | Знать завершающую стадию образования русского централизованного государства. | Тест |
76 | Внешняя политика Ивана Грозного. Российское многонациональное государство. | Расширение территории государства. | Знать ключевые направления внешней политики. | Решение исторических задач |
77 | В преддверии Смуты. | Второй этап царствования Ивана Грозного. | Сущность опричнины. | Дискуссия |
78 | Культура и быт конца XV-XVI в. | Культура народов Российского государства. | Характеризовать основные тенденции развития культуры данного периода. | Сообщения |
79 | Обобщающее повторение по теме: «Россия в XVI в.» | Контрольная работа | ||
Тема 10. Россия в XVII в. (12 ч.) | ||||
80 | Смутное время. | Пресечение правящей династии Рюриковичей. Обострение социально-экономических противоречий. Восстановление независимости страны. | Характеризовать политику Бориса Годунова. Определять причины Смуты. Давать оценку событиям после смерти Лжедмитрия. Сущность правления бояр во главе с Шуйским. | Решение исторических проблем |
81 | Смутное время. | |||
83 | Смутное время. | |||
84 | Первые Романовы. | Ликвидация последствий Смуты. Земский собор 1613 г. и восстановление самодержавия. | Характеризовать внутреннюю политику Михаила и Алексея Романовых. Понимать причины реформ государственного управления и формирование сословий. | Схемы |
85 | «Священство» и «царство». | Церковный раскол и его значение. | Причины и сущность раскола. | Опрос |
86 | Хозяйство и сословия. | Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике. | Знать сущность крепостного права. Понимать уровень экономического развития страны. | Таблица, выводы |
87 | «Бунташный век». | Социальные движения XVII в. | Характеризовать народные выступления периода правления Алексея Михайловича. | Таблица |
88 | Внешняя политика России в XVII в. | Расширение территории государства в XVII в. вхождение Левобережной Украины в состав России. | Знать основные направления внешней политики и дальнейшие ее тенденции. | Таблица |
89 | Присоединение Сибири. Нерусские народы. | Расширение территории России. | Таблица, сообщения | |
90 | Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны. | |||
91 | Культура и быт XVII в. | Особенности русской традиционной культуры. | Определять общие черты и особенности развития культуры. | Таблица |
92 | Обобщающее повторение по теме: «Россия в XVII в.». | Контрольная работа | ||
Тема 11. Россия в конце XVII – XVIII в. (14 ч.) | ||||
93 | Начало славных дел Петра. | |||
94 | Эпоха Петра Великого. Северная война и преобразования. | Реформы армии и флота. Роль России в развитии системы международных отношений. Превращение России в мировую державу. | Характеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия в начале XVIII столетия, понимать причины Северной войны и превращения России в европейскую державу. | Тест |
95 | Продолжение Северной войны. | Таблица | ||
96 | Реформы Петра Великого. | Создание промышленности. Новая система государственного управления. Формирование чиновничьего аппарата. | Знать причины преобразований. Характеризовать социально-экономическое положение России в годы правления Петра. | Таблица |
97 | Окончание Северной войны. Личность Петра Великого. | Победа в Северной войне. Провозглашение империи. | Дискуссия | |
98 | Эпоха дворцовых переворотов. | Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества. | Внутренняя политика преемников Петра. | Обсуждение исторических проблем |
99 | Семилетняя война. | Внешняя политика преемников Петра. | Карта | |
100 | «Золотой век Екатерины II». | Просвещенный абсолютизм | «Золотой век» русского дворянства. | План |
101 | Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Великие русские полководцы и флотоводцы. | Знать приоритетные направления внешней политики, понимать ее задачи, способы их реализации. | Опрос | |
102 | Русская православная церковь в XVIII в. | |||
103 | Хозяйственное развитие России в XVIII в. Сословия и социальные группы. Народы России. | Уметь анализировать соц.-экономиче развитие страны и определять положение народов, входящих в состав Российской империи. | Таблица | |
104 | От Булавина до Пугачева. | Восстание Е.Пугачева | Понимать причины, повод, социальный состав и ход народного движения. | Тест |
105 | Культура, духовная жизнь и быт в XVIII в. | Особенности российского Просвещения. | Знать основные достижения и направления духовной жизни русского народа, а также его бытовую культуру. | Таблица |
106 | Обобщающее повторение по теме: «Россия в XVIII в.» | Контрольная работа | ||
Тема 12. Россия в первой половине XIX в. (14 ч.) | ||||
107 | Россия в начале XIX в. | |||
108 | Правление Павла I. Начало царствования Александра I. | Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в.Реформы системы государственного управления. | Знать причины переворота. Понимать особенности правления Павла I и Александра I. | Решение исторических задач |
109 | Отечественная война 1812 г. | Россия в системе международных отношений. Война 1812 г. | Понимать ключевые задачи внешней политики России в начале XIX в. и способы их достижения. | Таблица |
110 | Освободительный поход русской армии. | Заграничный поход русской армии. Венский конгресс. | ||
111 | Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны | Влияние Отечественной войны на общественное сознание. | Уметь участвовать в исследовательской работе | Работа в группах |
112 | Выступление декабристов. | Влияние Отечественной войны на общественное сознание. | Уметь участвовать в исследовательской работе | Работа в группах |
113 | Начало правления Николая I. | Характеризовать личность императора, уметь осуществлять анализ его внутренней политики | Таблица | |
114 | Попытки укрепить империю. | |||
115 | Общественная жизнь России при Николае I. | Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. | Знать суть российской консервативной идеологии. | Сравнительная таблица |
116 | Крымская война. | Причины и последствия. | Уметь анализировать ход войны и ее последствия. | Таблица |
117 | Образование и наука в первой половине XIX в. | Культура народов России в первой половине XIX в. | Характеризовать развитие русской культуры. | сообщения |
118 | Золотой век русской культуры. | |||
119 | Русская православная церковь в первой половине XIX в. | |||
120 | Обобщающее повторение по теме: «Россия в первой половине XIX в.» | Обобщать и систематизировать знания. | Контрольная работа | |
Тема 13. Россия во второй половине XIX в. (16 ч.) | ||||
121 | Накануне отмены крепостного права. | Личность Александра II. Реформы 1860-1870 гг. и их значение. | Знать причины отмены крепостного права; выделять этапы подготовки данного процесса; оценивать характер мер правительства; анализировать основные положения реформ. Знать их последствия и значение. | Таблица, тест |
122 | Отмена крепостного права в России. | |||
123 | Основные положения реформы 19 февраля 1961 г. | |||
124 | Либеральные реформы 60-70 гг. XIX в. | |||
125 | Внешняя политика России в 60-70-е гг. XIX в. | Знать основные направления внешней политики. Характеризовать итоги войны. | Таблица | |
126 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | |||
127 | Промышленность и транспорт в пореформенной России. | Сельское хозяйство и промышленность после реформ. | Уметь анализировать экономическую ситуацию. | Беседа |
128 | Сельское хозяйство после отмены крепостного права. | |||
129 | Общественное движение в 60-70-е гг. XIX в. | Проводить сравнительный анализ основных направлений общественного движения, их идеологии, социального состава, способов деятельности | Тест | |
130 | Внутреннее положение России после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. | Политика контрреформ. | Уметь анализировать социальное развитие империи, внутреннюю политику правительства | Таблица |
131 | Россия в конце XIX в. | Самодержавная монархия. | Дискуссия | |
132 | Промышленный подъем 90-х гг. XIX в. | Утверждение капиталистической модели экономического развития; завершение промышленного переворота. | Знать динамику развития пореформенной России | Таблица |
133 | Россия в первые годы правления Николая II. | |||
134 | Культура России во второй половине XIX в. | Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. | Знать основные достижения культуры России в обозначенный период. Уметь самостоятельно работать с различными источниками информации. | Сообщения, презентации |
135 | Обобщающее повторение по теме: «Россия во второй половине XIX в.» | Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа. Обосновывать свою точку зрения. | Контрольная работа | |
136 | Итоговое повторение. | Знать факты, явления, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность и целостность исторического процесса. | Творческий отчёт |
3. Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения истории на профильном уровне выпускник должен
знать/понимать
- факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
- принципы и способы периодизации всемирной истории;
- важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
- особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
- историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
- взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;
уметь
- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
- классифицировать исторические источники по типу информации;
- использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
- различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
- формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
- участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
- представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
- учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
- осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
4. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебник(и) | Учебное пособие для учащихся | Методические пособия для учителя | Мониторинговый инструментарий |
1. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца ХVII века. 10 кл.: Учебник для общеобр. учреждений (профильный уровень) / Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: «Просве-щение», 2008. 2. Буганов В.И., Зырянов П.Н., Сахаров А.Н. Исто-рия России, конец ХVII – ХIХ век. 10 кл.: Учебник для общеобр. учреждений (профильный уровень) / Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: «Просвещение», 2008. 3. Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история с древнейших времён до конца ХIХ в. Учебник для 10 кл. общеобр. учрежд. – М.: «Русское слово», 2008. | 1. Барабанов В.В. Исто-рия России с древней-ших времён до к. ХХ в. Сравочник школьника. – М.: «Астрель», 2004. 2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Уч. пособие. – М.: Изд-во «Проспект», 2009. 3. Захаров В.Ю. Исто-рия России. Трудные вопросы на экзамене: уч. пособие для школь-ников старш. кл. и поступающих в вузы. – М.: «Дрофа», 2007. 4. Семеникова Л.И. Отечественная история: Конспект лекций. – М.: «Айрис-пресс», 2004. | 1. Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до к. ХIХ в. (К учебному комплекту Сахарова, Буганова, Зырянова, 10 кл.). – М.: «ВАКО», 2005. 2. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 10 кл. – М.: «ТЦ Сфера», 2007. 3. Захарова Е.Н. Методические рекомен-дации к изучению истории в 10 кл. – М.: «ВЛАДОС», 2001. | 1. Чернова М.Н. Работа с докумен-тами на уроках истории. 10 класс (Серия «Подготовка к ЕГЭ. Домашний репетитор»). – М.: Айрис-пресс, 2008. 2. Варианты ЕГЭ по истории России разных лет. 3. Контрольно-обоб-щающие тесты по разделам курса. 4. Демоверсия ЕГЭ по истории России 2014 г. |
5. Календарно-тематическое планирование
Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата прохождения | Формы контроля | |||
№ | всего | Контрольные Практические | ||||
Тема 1 Пути и методы познания истории | 4 | |||||
1. | Введение | 1 | ||||
2. | Этапы развития исторического знания. | 1 | таблица | |||
3. | Закономерности и случайности в жизни народов. | 1 | Опрос | |||
4. | Проблемы периодизации всемирной истории | 1 | Схема | |||
Тема 2. Первобытная эпоха | 2 | |||||
5. | Проблемы происхождения человека. | 1 | Схема | |||
6. | Неолитическая революция и ее значение. | 1 | ||||
Тема 3. Цивилизации Древнего мира | 10 | |||||
7 | Деспотии Востока. | 1 | 1 | Лаб.работа | ||
8 | Расширение ареала цивилизации. | 1 | Дискуссия | |||
9 | Города-государства Греции и Италии. | 1 | Опрос | |||
10 | Борьба за господство в Средиземноморье. | 1 | Опрос | |||
11 | Возвышение Рима. Становление Римской империи. | 1 | Дискуссия | |||
12 | Изменение условий развития народов Евразии во II-IV вв. н. э. | 1 | Вопрос проблема | |||
13 | Закат Римской империи. | 1 | ||||
14 | Повторительно-обобщающий урок: Цивилизационное наследие Древнего мира | 1 | 1 | Контрольная работа | ||
Тема 4. Европа и Азия в средние века | 10 | |||||
15 | Мир эпохи Средневековья. | 1 | Вопрос | |||
16 | Исламская цивилизация. | 1 | Дискуссия | |||
17 | Период раннего феодализма в Западной и Центральной Европе. | 1 | Схема | |||
18 | Византия и Восточная Европа в V-X вв. | 1 | Опрос | |||
19 | Западная Европа в XI-XIII вв | 1 | 1 | Таблица | ||
20 | Общественно-политическое развитие государств Европы. | 1 | Таблица | |||
21 | Государства Азии в период европейского Средневековья. | 1 | Дискуссия | |||
22 | Международные отношения и войны Средневековья. | 1 | 1 | Таблица | ||
23 | Духовная жизнь европейского Средневековья. | 1 | ||||
24 | Повторительно-обобщающий урок: Цивилизационное наследие Средневековья. | 1 | 1 | Контрольная работа | ||
Тема 5. Новое время: эпоха модернизации | 18 | |||||
25 | Новое время: эпоха перемен. | 1 | Схема | |||
26 | Великие географические открытия. | 1 | Таблица | |||
27 | Западная Европа: социально-экономические и духовные факторы модернизации. Эпоха Реформации. | 1 | 1 | тест | ||
28 | Абсолютизм, религиозные войны и новая система международных отношений в Европе. | 1 | Таблица | |||
29 | Первые буржуазные революции. | 1 | Сравнение | |||
30 | Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм. | 1 | Проблема | |||
31 | Война за независимость в Северной Америке. | 1 | Таблица | |||
32 | Великая Французская революция и ее последствия для Европы. | 1 | 1 | Проблема | ||
33 | Промышленный переворот в Англии и его последствия. | 1 | Схема | |||
34 | Европа: противоречия промышленной эпохи. | 1 | Опрос | |||
35 | Идейно-политическое развитие стран Западной Европы XIX в. | 1 | Таблица | |||
36 | Страны континентальной Европы в период промышленного переворота. | 1 | Схема | |||
37 | Страны Западного полушария в XIX в. | 1 | ||||
38 | Наука и искусство в XVIII-XIX вв. | 1 | Сообщение | |||
39 | Мир Востока в XVIII в.: наступление колониальной системы. | 1 | Таблица | |||
40 | Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока. | 1 | Схема | |||
41 | Эволюция системы международных отношений в Новое время. | 1 | ||||
42 | Повторительно-обобщающий урок: Запад и Восток в эпоху Нового времени. | 1 | 1 | Контрольная работа | ||
Тема 6. Предыстория народов России. Начало Руси. | 11 | |||||
43 | Введение. | 1 | ||||
44 | Появление человека на территории Восточной Европы. | 1 | ||||
45 | Формирование народов. | 1 | Схема | |||
46 | Появление славян. | 1 | Опрос | |||
47 | Славяне в V-VII вв. Религия древних славян. | 1 | Сообщения | |||
48 | Предпосылки образования Древнерусского государства. | 1 | Логич.цепочка | |||
49 | Появление государства у восточных славян. | 1 | 1 | Схема | ||
50 | Русь в правление Игоря, Ольги и Святослава. | 1 | Таблица | |||
51 | Русь в правление Игоря, Ольги и Святослава. | 1 | Таблица | |||
52 | Русь во времена Владимира Святославича. | 1 | ||||
53 | Обобщающее повторение по теме « Предыстория народов России. Начало Руси ». | 1 | 1 | Практикум | ||
Тема 7. Русь в XI-XII вв. | 11 | |||||
54. | Правление Ярослава Мудрого. | 1 | Документ | |||
55 | Русское общество в XI в. | 1 | Таблица | |||
56 | Русское общество в XI в. | 1 | ||||
57 | Время новых усобиц. | 1 | Дискуссия | |||
58 | Владимир Мономах – великий киевский князь. | 1 | ||||
59 | Политическая раздробленность Руси. Киевское княжество. | 1 | 1 | таблица | ||
60 | Галицко-Волынское княжество. Новгородская земля. | 1 | Сообщения | |||
61 | Северо-Восточная Русь в XII- начале XIII в. | 1 | ||||
62 | Культура Руси X – начала XIII в. | 1 | Твор.задание | |||
63 | Культура Руси X – начала XIII в. | 1 | Презентации | |||
64 | Обобщающее повторение по теме «Русь в IX – XII вв.». | 1 | 1 | Практикум | ||
Тема 8. Русь в XIII – XV вв. | 9 | |||||
65 | Начало монголо-татарского вторжения. | 1 | Опрос | |||
66 | Монголо-татарское вторжение на Русь. | 1 | 1 | Таблица | ||
67 | Вторжение крестоносцев. Александр Невский. | 1 | ||||
68 | Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV – XV вв. | 1 | Дискуссия | |||
69 | Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской. | 1 | Опрос | |||
70. | Образование единого государства – России. | 1 | Опрос | |||
71 | Иван III. | 1 | ||||
72 | Культура и быт XIV – XV вв. | 1 | Сообщение | |||
73 | Обобщающее повторение по теме: «Русь в XIII – XV вв.» | 1 | 1 | Тест | ||
Тема 9. Россия в XVI в. | 6 | |||||
74 | Реформы Ивана Грозного. | 1 | 1 | Тест | ||
75 | Реформы Ивана Грозного. | 1 | ||||
76 | Внешняя политика Ивана Грозного. Российское многонациональное государство. | 1 | Таблица | |||
77 | В преддверии Смуты. | 1 | ||||
78 | Культура и быт конца XV-XVI в. | 1 | Сообщения | |||
79 | Обобщающее повторение по теме: «Россия в XVI в.» | 1 | 1 | Тест | ||
Тема 10. Россия в XVII в. | 12 | |||||
80 | Смутное время. | 1 | 1 | Таблица, тест | ||
81 | Смутное время. | 1 | ||||
82 | Смутное время. | |||||
83 | Первые Романовы. | 1 | Опрос | |||
84 | «Священство» и «царство». | 1 | Опрос | |||
85 | Хозяйство и сословия. | 1 | Таблица | |||
86 | «Бунташный век». | 1 | 1 | Таблица | ||
87 | Внешняя политика России в XVII в. | 1 | Вопрос | |||
88 | Присоединение Сибири. Нерусские народы. | 1 | ||||
90 | Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны. | 1 | ||||
91 | Культура и быт XVII в. | 1 | Сообщение | |||
92 | Обобщающее повторение по теме: «Россия в XVII в.». | 1 | 1 | Тест | ||
Тема 11. Россия в конце XVII – XVIII в. | 14 | |||||
93 | Начало славных дел Петра. | 1 | Таблица | |||
94 | Эпоха Петра Великого. Северная война и преобразования. | 1 | ||||
95 | Продолжение Северной войны. | 1 | ||||
96 | Реформы Петра Великого. | 1 | 1 | Тест | ||
97 | Окончание Северной войны. Личность Петра Великого. | 1 | Дискуссия | |||
98 | Эпоха дворцовых переворотов. | 1 | 1 | Таблица, сравнение | ||
99 | Семилетняя война. | 1 | ||||
100 | «Золотой век Екатерины II». | 1 | Опрос | |||
101 | Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Великие русские полководцы и флотоводцы. | 1 | Таблица | |||
102 | Русская православная церковь в XVIII в. | 1 | ||||
103 | Хозяйственное развитие России в XVIII в. Сословия и социальные группы. Народы России. | 1 | Таблица | |||
104 | От Булавина до Пугачева. | 1 | Дискуссия | |||
105 | Культура, духовная жизнь и быт в XVIII в. | 1 | Сообщения | |||
106 | Обобщающее повторение по теме: «Россия в XVIII в.» | 1 | 1 | тест | ||
Тема 12. Россия в первой половине XIX в. | 14 | |||||
107 | Россия в начале XIX в. | 1 | ||||
108 | Правление Павла I. Начало царствования Александра I. | 1 | Опрос | |||
109 | Отечественная война 1812 г. | 1 | 1 | Тест | ||
110 | Освободительный поход русской армии. | 1 | ||||
111 | Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны. | 1 | Сообщения | |||
112 | Выступление декабристов. | 1 | ||||
113 | Начало правления Николая I. | 1 | Таблица | |||
114 | Попытки укрепить империю. | 1 | 1 | |||
115 | Общественная жизнь России при Николае I. | 1 | Таблица | |||
116 | Крымская война. | 1 | 1 | Дискуссия | ||
117 | Образование и наука в первой половине XIX в. | 1 | Сообщение | |||
118 | Золотой век русской культуры. | 1 | Сообщение | |||
119 | Русская православная церковь в первой половине XIX в. | 1 | ||||
120 | Обобщающее повторение по теме: «Россия в первой половине XIX в.» | 1 | 1 | Тест | ||
Тема 13. Россия во второй половине XIX в. | 16 | |||||
121 | Накануне отмены крепостного права. | 1 | Опрос | |||
122 | Отмена крепостного права в России. | 1 | Опрос | |||
123 | Основные положения реформы 19 февраля 1961 г. | 1 | Таблица | |||
124 | Либеральные реформы 60-70 гг. XIX в. | 1 | 1 | Тест | ||
125 | Внешняя политика России в 60-70-е гг. XIX в. | 1 | Таблица | |||
126 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 1 | ||||
127 | Промышленность и транспорт в пореформенной России. | 1 | Опрос | |||
128 | Сельское хозяйство после отмены крепостного права. | 1 | опрос | |||
129 | Общественное движение в 60-70-е гг. XIX в. | 1 | Таблица | |||
130 | Внутреннее положение России после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. | 1 | Опрос | |||
131 | Россия в конце XIX в. | 1 | Обобщение | |||
132 | Промышленный подъем 90-х гг. XIX в. Достижения и просчеты. | 1 | Дискуссия | |||
133 | Россия в первые годы правления Николая II. | 1 | Сравнение | |||
134 | Культура России во второй половине XIX в. | 1 | Сообщение | |||
135 | Обобщающее повторение по теме: «Россия во второй половине XIX в.» | 1 | 1 | Тест | ||
136 | Итоговое повторение. | 1 | Творческий отчёт |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 11 класс гуманитарный профиль (4 часа)
Рабочая программа по математике 11 класс гуманитарный профиль по учебникам Мордковича и Атанасяна, рассчитана на 4 часа в неделю...
рабочая программа 10 класс гуманитарный профиль алгебра
алгебра 10 класс гуманитрный профиль...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/25/picture-75647-1577292662.jpg)
Рабочая программа 10 класс обществознание профиль
Рабочая программа по обществознанию 10 класс (профиль)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-251402-1415190687.jpg)
рабочая программа 10 класс, гуманитарный профиль (Угринович Н.Д.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего обра...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-251402-1415190687.jpg)
рабочая программа 10 класс, математический профиль (Угринович Н.Д.)
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Ку...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-251402-1415190687.jpg)
рабочая программа 11 класс, гуманитарный профиль (Угринович Н.Д.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост.Э.Д.Дне...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-251402-1415190687.jpg)
рабочая программа 11 класс, математический профиль (Угринович Н.Д.)
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Ку...