Проектная деятельность в преподавании базового курса информатики
статья по информатике и икт (9, 10, 11 класс) на тему
Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он рассказывает о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка.
«Направляемый проект» относится к активным способам обучения. В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах равного партнерства, общение старшего по опыту товарища с младшим с одновременным отсутствием диктата со стороны учителя и достаточной степенью самостоятельности для ученика. Целью организованной учителем деятельности является получение интересного для обучаемого результата – результата работы над проектом – что является сильным мотивантом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_prepodavanii_bazovogo_kursa_informatiki.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ БАЗОВОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ
Методология «Направляемого проекта»
Методология «Направляемого проекта» воспитывает толерантность в ситуациях социализации и самореализации личности человека взаимодействие - терпимость к чужому мнению, обсуждение ценностных приоритетов и философствование. Она способствует развитию индивидуальной позиции при ответе на предлагаемые исследовательские проекты. Эта методика позволяет моделировать и формировать эффективный интеллектуальный процесс при выработке общегруппового решения.
Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он рассказывает о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка.
«Направляемый проект» относится к активным способам обучения. В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах равного партнерства, общение старшего по опыту товарища с младшим с одновременным отсутствием диктата со стороны учителя и достаточной степенью самостоятельности для ученика. Целью организованной учителем деятельности является получение интересного для обучаемого результата – результата работы над проектом – что является сильным мотивантом.
От учителя к ученику идет направленная поддержка процесса созидательного и продуктивного, разумного и творческого становления человеческой индивидуальности и личности в конкретном обществе, помощь в ситуациях социализации и самореализации личности человека (досугово-творческой, нравственно-эстетической, эмоциональной, гражданской, профессионально-трудовой и др.)
Работу по созданию проектов на уроке и внеклассных мероприятиях осуществляю по следующему алгоритму.
Первый этап «Исследование»
Этап очень важен для успеха работы методом «Направляемый проект». В этот момент важно подать идею проекта, но не определить его содержание, как он должен выглядеть. Задача ставится только в общих чертах. Ощущение свободы выбора, участие в выборе и определении направления проектной деятельности обеспечивает сознательную работу учащегося в осуществлении проекта, принятие целей проекта как своих личных целей и в конечном итоге положительную мотивацию работы над проектом, а значит и всей учебной деятельности с ним связанной.
Второй этап «Постановочный»
Заключается в формулировании задачи первого шага по осуществлению проекта. Учитель должен помнить, что задача формулируется так, чтобы, с одной стороны, достичь учебно-воспитательной цели данного шага проекта, а с другой, дать максимальную свободу для творческого ее выполнения учениками.
Третий этап «Мобилизация ресурсов»
На этом этапе идет выстраивание организации будущей проектной деятельности учащихся, в случае коллективной работы распределение задач между группами участников, определение амплуа каждого члена группы и их взаимодействия, планирование работ.
Каждому находится своя ниша, каждый занимается делом, которое ему нравится, в котором он успешен. Каждое действие (особенно в начале) обсуждается коллективно, идут споры, убеждение, согласие. В таких дискуссиях проявлялись ведущие по деятельности ребята, вокруг которых, в свою очередь образовываются рабочие подгруппы.
Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли.
Социальный статус обычно определяется как ранг или позиция индивида в группе или группы, во взаимоотношениях с другими группами. Социальная роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества.
В мои обязанности, как координатора, входит организация работы всей группы, помощь в освоении новых технологий и программных средств, оценка проделанной работы отдельных групп. В этот момент роль учителя многообразна, с одной стороны решение педагогических задач становления личности в условиях интенсивного трудового и творческого процесса, со второй – организация и координация работ большого творческого коллектива. Этот этап важен для решения такой учебно-воспитательной задачи как формирование самостоятельности школьников в целеполагании и планировании своей и групповой деятельности.
Четвертый этап «Проектный шаг»
Здесь организуется и проводится работа над поставленной задачей, создается презентация полученных результатов.
В процессе работы организуется взаимодействие, взаимопомощь учащихся, учитель поощряет и направляет самостоятельный поиск необходимой информации, помогает сам, когда исчерпаны все возможности самостоятельной работы учащихся, по мере востребованности вводит в арсенал новые знания, организует практическую работу. Каждая шаговая задача приводит к вполне ясному для учеников результату в ясной связи целью всего проекта.
Простейший путь достижения согласованного исполнения обязанностей – разделение всех видов деятельности на множество предписанных ролей и обучение каждой личности заранее определенному набору ролей. После первого ролевого обучения, предписанные роли должны назначаться в соответствии с некоторыми критериями, известными как «путь достижения успеха».
Пятый этап «Завершающий»
На завершающем этапе подводятся итоги работы учеников, дается качественная оценка проделанной работы по осуществлению проекта, всего узнанного и приобретенного. Она, безусловно, положительная, даже если проект осуществлен не на 100% или что-то не получилось. Подводятся итоги воспитательного характера. Групповая работа, совместное взаимодействие, творчество учеников, самостоятельность, проявленная, приобретенная, закрепленная – все это, несомненно, положительные результаты, требующие обобщения и оглашения. Презентация важна в первую очередь для ученика. Ученик сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта или его промежуточных результатов. Не менее весомой для ученика становится оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы (усидчивость, находчивость, воля в преодолении трудностей, аккуратность, кропотливость, сообразительность и другие). Вопросы воспитания и самовоспитания приобретают большую значимость для развивающейся личности. Появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии.
Чувство самоуважения также социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя недостойным и неспособным.
Работа, организованная в рамках технологии «Направляемый проект», интересна и мне и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. В настоящее время все больший объем работы они пытаются выполнять дома. Сам проект до этапа презентации стараются держать в секрете.
Каждый личностный опыт уникален, никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих родителей, близких, знакомых.
Важным компонентом при организации обучения методом «Направляемый проект» является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.
Межпредметные проекты позволяют актуализировать субъектный опыт школьников, ранее приобретенные знания на других предметах и в повседневной жизни, становятся востребованными на различных уроках, учитель реально показывает значимость этих знаний, тем самым, формируя у школьников желание их пополнять и расширять.
Как показывает моя практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации, развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний, у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания.
Итак, основные результаты применения мной технологии «Направляемый проект» —
Многие исследователи и педагоги-практики отмечают что учащиеся, которые проявляют инициативу в образовательном процессе и имеют возможность влиять на его ход, обладают, в конечном счете, многими замечательными качествами. Они ответственны за свою учебу, черпают вдохновение в самой познавательной деятельности, вдумчиво выбирают оптимальные стратегии для решения задач и склонны к сотрудничеству, совместной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа базового курса информатики и ИКТ 10-11класс
Программа соотвествует учебному комплексу Семакина И.Г. Хеннера Е.К....
Программа по базовому курсу информатики в 8-11 классах
Программа разработана на основе рабочей программы Семакина для 8-9 классов с использованием авторских методических разработок...
Модульно-рейтинговая система обучения базовому курсу информатики
Практическая и научная актуальность модульно-рейтинговой технологии (МРТ) обучения.Применение МРТ – способ решения проблемы нехватки учебного времени и объективности оценки знаний.Этапы создания учебн...
Олимпиада по базовому курсу информатики 10-11 кл. (2009 г.)
Задания для проведения олимпиады по базовому курсу информатики для 10-11 кл....
Олимпиада по базовому курсу информатики 8-9 кл. (2008 г.)
Задания для проведения олимпиады по базовому курсу информатики для 8-9 кл....
Олимпиада по базовому курсу информатики 10-11 кл. (2008 г.)
Задания для проведения олимпиады по базовому курсу информатики для 10-11 кл....
Проектная деятельность в преподавании химии и во внеурочной деятельности
Автор статьи делится опытом реализации метода проектов в урочной и внеурочной деятельности с учетом основных положений технологии проектного обучения....