конспект открытого урока "Религия древних греков2
план-конспект занятия по истории (5 класс) на тему
план-конспект открытого урока "Религия древних греков" с использованием технологии развития критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_religiya_dr_grekov.doc | 55.5 КБ |
prilozhenie_no1.doc | 28 КБ |
prilozhenie_no2.doc | 60.5 КБ |
refleksiya.docx | 42.66 КБ |
refleksiya.docx | 42.66 КБ |
skhema.docx | 518.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Республиканский конкурс «Педагогический дебют»
Открытый урок истории в 5 классе
«Религия древних греков»
Учитель истории и обществознания
Павлова Татьяна Васильевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9
г. Йошкар-Олы»
Йошкар-Ола
2014
Тема: Религия древних греков.
Цели:
- Образовательные: создать у учащихся представление об особенностях древнегреческой религии, характерных черт древнегреческого пантеона богов.
- Развивающие: способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей особенностями их сознания, сформировать умения сравнивать, обобщать, систематизировать знания, делать выводы.
- Воспитательные: воспитывать интерес к античной культуре и изучению истории в целом.
Планируемые результаты
Предметные:
1)совершенствовать умения выявлять причинно-следственные связи между условиями жизни древних греков и их знаниями;
2)умение оценивать ключевые события и явления, памятники культуры крупнейших цивилизаций Древней Греции;
3)расширить и привести в систему знания о греческих богах и об их роли в жизни древних греков.
Метапредметные:
1)развитие умений формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
2)развитие мотивов и интереса своей познавательной деятельности;
3)самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
4)формулировать свою точку зрения;
5) выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
6)умения давать определения понятиям, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
7)формирование умений оценивать правильность выполнения учебной задачи, владения основами самоконтроля и самооценки.
Личностные:
1)повышение мотивации к изучению предмета;
2)осознание важности изучения истории;
3)проявление личностных качеств, способствующих успешной социализации.
Тип урока:
Урок открытия новых знаний
(изучение нового материала)
Методы обучения:
- Беседа
- Частично-поисковый
- Методы оценки и контроля
Форма организации деятельности учащихся:
- Фронтальная
- Парная
- Групповая
Технические средства:
- Проектор
- Компьютер
- Презентация
Дидактические средства
- Раздаточный материал
- Учебник А.А. Вигасин и др. История Древнего мира.- М.: Просвещение
Технология, применяемая на уроке:
- технология развития критического мышления, здоровьесберегающая технология
- Планируемый сценарий урока
- 1.Организационный момент(психологический настрой на работу).
- 2.Стадия вызова (определение темы и целей урока).
- 3.Стадия осмысления содержания (повторение теоретических сведений, получение новой информации, работа в группах, решение проблемных вопросов).
- 4.Физкультминутка
- 5.Стадия рефлексии(выполнение заданий на сопоставление в парах, применение полученных знаний, подтверждение информации, полученной на стадии осмысления содержания).
- 6.Итоговая рефлексия(оценивание работы).
- 7.Домашнее задание.
Ход урока:
I .Оргмомент.
Психологический настрой на работу.
II .Актуализация знаний, определение темы урока. СЛАЙД№1 Б
- С какой страной мы начали знакомиться на прошлых уроках?
- Хотели бы вы узнать ещё много интересного о Греции? А для чего?
3.Как вы думаете, какова тема нашего урока? СЛАЙД №2
-4.Почему важна эта тема?
III. Совместное целеполагание и планирование деятельности.
- Что бы вы хотели узнать о богах Древней Греции?
(каким богам поклонялись, почему им поклонялись, с какими силами природы связаны, как выглядели, где жили, чем отличались от богов других стран)
- Какова цель нашего урока?
- С помощью чего бы вы хотели изучать эту тему?
- Итак, сегодня мы познакомимся с религиозными верованиями древних греков.
- Я предлагаю в течение всего урока подумать вам над следующим заданием:
-Какое влияние оказала повседневная жизнь
древних греков на их религиозные верования? СЛАЙД №3
IV .Вводная беседа. СЛАЙД№4 Б
- Что такое религия?
- Почему появляются религиозные верования?
Греки, как и египтяне и другие народы Древнего мира, составили свою мифологическую картину мира. По представлениям греков в их прекрасной стране обитали незнающие старости и смерти боги. Существовало три поколения богов: СЛАЙД №5
- Из Хаоса появились Небо – Уран, Земля – Гея.
- От них произошли шесть сыновей и шесть дочерей – могучие титаны, одноглазые циклопы, великаны .
Титан Крон обманом сверг своего отца Урана и воцарился в мире. Он жил в страхе, так как ему предсказали, что свергнет его младший сын. Поэтому Крон проглатывал своих детей. Жена Крона решила обмануть мужа и последнего сына спрятала на Крите, а Крону дала проглотить завернутый в пелёнки камень. Когда сын Зевс вырос, он сверг отца и заставил его вернуть всех детей. Дети Крона поделили между собой весь мир.
Так появились боги третьего поколения во главе с Зевсом.
V. Изучение материала по намеченному плану.
- Работа в группах. СЛАЙД №6 Б
- Я предлагаю вам сейчас поработать С ТЕКСТАМИ (Приложение №1) И ТАБЛИЦАМИ (Приложение №2) в группах и определить каким богам поклонялись греки, покровителями чего они являлись, с какими предметами их изображали?
- Каждая группа находит своих богов и записывает в таблицу ручкой, а остальных богов определяют при выступлении других групп.
Гр № 1 -1,2,3
Гр №2 – 3,4,5
Гр №3- 5,6,7
Гр № 4 – 8,9,10
Гр № 5 – 11,12,13
- Выступления групп.
- Проверка работы с помощью слайдов. СЛАЙДЫ № 7-9
- Беседа по таблицам, заполненным группами: СЛАЙД №10 Б
- Был ли в Греции единый бог?
- Как называется такая религия?
-Почему именно таким богам поклонялись греки? СЛАЙД №11
- Какие боги покровительствовали силам природы?
- Какие боги покровительствовали занятиям?
- Какие боги покровительствовали отношениям людей?
- Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря?
5. Работа с картой. СЛАЙД №12
Все это боги 3-го поколения. Их называли олимпийскими, почему?
На этот вопрос и на вопрос где жили Олимпийские боги вы сможете ответить, поработав в парах с картой в Атласе по истории Древнего мира и учебником на стр._129__
(работа учащихся)
Беседа по вопросам:
- Почему богов называли олимпийскими? Где они жили?
По представлениям греков, боги обитали на высочайшей горе Греции Олимп (СЛАЙД №13), которая расположена в Северной Греции. Там они жили, влюблялись, женились, у них рождались дети. Они ссорились, сплетничали, завидовали, гневались. Т. Е. вели себя как обычные люди.
6. Работа с учебником на стр.__
- Чем внешний вид греческих богов отличался от внешнего вида египетских богов Анубиса, Тота? СЛАЙД №14
- Почему?
- Выглядели боги древних греков как обычные люди. Одевались как обычные люди.
- Коллективная устная работа «Историческая задача: согласны ли вы с утверждением?»:
1.Главные боги живут на вершине горы Олимпа (да)
2.Богом всех богов является Гефест (нет)
3.Подобно греческой знати, олимпийские боги проводят время в пирах и развлечениях (да)
4.Самая прекрасная богиня – богиня любви Афродита (да)
5.Дионис – бог плодородия (нет)
- Конкурс юных детективов (Кто рассказывает так о себе на пиру?)
1.Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса. (Гера)
2.Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей моё царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. Трехглавый пес Цербер сторожит вход в царство мертвых. (Аид)
3.С колчаном за спиной, с луком в руках я преследую дичь по горам и лесам. Мои любимые спутницы – нимфы и наяды. Охотники приносят мне в жертву первых убитых животных. (Артемида)
7. Задание: собрать мозаику – женский и мужской образ греческих богов. Кто быстрее?
(собирают изображения богов)
Все интересные истории о богах мы узнаем из мифов. У нас на выставке представлены книги из нашей библиотеки, в которых можно найти очень много мифов и пополнить свои знания.
8. Разбор проблемного задания.
Итак, ребята, на все вопросы мы ответили, которые поставили на урок?
А теперь давайте вернемся к заданию, которое я вам дала в начале урока:
- Какое влияние оказала повседневная жизнь древних греков на их религиозные верования? СЛАЙД №15
(ответы учащихся)
Мы выяснили, что религия древних греков была тесно связана с природой.
VI. Закрепление.
А сейчас , я предлагаю вам поиграть в игру «Установи соответствие» и вспомнить всех богов Древней Греции, с которыми мы сегодня познакомились. Я называю чему покровительствовали боги , а вы к картинке с изображением символа подбираете название бога.
- Бог неба, дождя.
- Бог моря.
- Бог подземного царства.
- Богиня охоты.
- Бог света и искусства.
- Богиня мудрости, справедливой войны
- Богиня любви и красоты.
- Богиня земледелия.
- Бог виноделия.
- Бог кузнечного дела.
- Вестник богов, бог путешествий.
- Бог жестокой, безжалостной войны.
VII. Домашнее задание. СЛАЙД №16
п.28 учебника,
на выбор
-найти и прочитать мифы,
- нарисовать рисунки к мифам,
-составить кроссворд по теме.
VIII .Рефлексия. Слайд № 17
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Продолжите предложения:
- сегодня на уроке я ________
- урок_____________________
- своей работой на уроке я___ …
3. Как оцениваете свою работу на уроке? (цветовая рефлексия)
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Главным образом у греков был Зевс – бог дождя, грома и молний. Священной птицей Зевса был орел. Бога изображали могучим мужчиной средних лет.
Взмахнет Зевс рукой – удары грома раскатятся по небу, сверкнет молния, и хлынут потоки дождя на землю.
Бога моря Посейдона изображали могучим мужчиной с горделивой и величавой осанкой. Взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем – вздымаются, словно горы, морские волны, бушует на море свирепая буря.
Бог Аид – брат Зевса и Посейдона – властитель мрачного подземного «царства мертвых». Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь. Точно гонимые ветром, носятся там души умерших, жалуясь на свою судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали.
Богиня Гера – супруга Зевса, верховная богиня. Греки почитали Геру как охранительницу семьи. Считалось, что она помогает женщинам во время родов. В Троянской войне Гера была ярой защитницей греков и противницей троянцев.
Гермес – вестник богов, поэтому его изображали в дорожной шапочке (греки носили головной убор, только находясь в пути), золотых крылатых сандалиях и с золотым жезлом в руке, обладающим волшебной силой, этим жезлом, усыпляющим и пробуждающим людей, Гермес выполняет важную обязанность проводника душ умерших в царство Аида. Гермес – покровитель всех путников, в том числе и купцов. Хитрость и ловкость Гермеса делают его также покровителем воровства.
По всей Греции почитали Афину – богиню мудрости, богиню – воительницу, охранявшую города, верили, что Афина помогает ткачихам, горшечникам и вообще всем ремесленникам. Афину представляли величественной девой в длинном одеянии. На ее голове шлем, а на груди часто изображали козью шкуру с головой сказочного чудища горгоны Медузы. В правой руке Афины копье, у ее ног извивается священная змея.
Бог Дионис был покровителем виноградарства и виноделия. На почвах Греции плохо росли зерновые, зато виноградники давали большие урожаи: греческие земледельцы производили много вина и для себя, и на продажу. Поэтому Дионис особенно почитался земледельцами. Его изображали красивым юношей с гроздьями винограда в руках.
Афродита была богиней красоты и любви. Это ей отдал Парис золотое яблоко. Нежась в своих покоях, расчесывает она золотым гребнем кудри.
А в это время муж ее – самый искусный мастер и самый некрасивый из богов, хромоногий Гефест, трудится у наковальни в своей кузнице. Отцом Гефеста был Зевс, а матерью – Гера. Гефест – бог огня и кузнечного дела.
Арес – бог кровавой войны. Греки называли его «губитель людей, разрушитель городов, запятнанный кровью». Поэт Гомер же называл Ареса самым ненавистным из богов.
Бог Аполлон и богиня Артемида – брат и сестра.
Аполлон – покровитель певцов и музыкантов, вообще всех искусств; он врач, к тому же обладает пророческим даром.
Артемида – богиня-охотница, она вооружена луком и часто пользуется стрелами как орудием наказания. Артемида обладает решительным и жестоким характером. Так, например, один юный охотник, нечаянно подсмотревший купание обнаженной богини, был ею превращен в оленя и растерзан псами.
Деметра – богиня плодородия и земледелия, покровительница материнства. Дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Одно из самых почитаемых олимпийских божеств.
Предварительный просмотр:
Приложение №2
ОЛИМПИЙСКИЕ БОГИ
№ | ИМЕНА БОГОВ | ЧЕМУ ПОКРОВИТЕЛЬСТВОВАЛИ |
1 | ЗЕВС | |
2 | ПОСЕЙДОН | |
3 | АИД | |
4 | ГЕРА | |
5 | АРТЕМИДА | |
6 | АПОЛЛОН | |
7 | АФИНА | |
8 | АФРОДИТА | |
9 | ДЕМЕТРА | |
10 | ДИОНИС | |
11 | ГЕФЕСТ | |
12 | ГЕРМЕС | |
13 | АРЕС |
ОЛИМПИЙСКИЕ БОГИ
№ | ИМЕНА БОГОВ | ЧЕМУ ПОКРОВИТЕЛЬСТВОВАЛИ | С какими символами изображались |
1 | ЗЕВС | БОГ НЕБА, ДОЖДЯ И ГРОМА | КОПЬЕ МОЛНИИ |
2 | ПОСЕЙДОН | БОГ МОРЯ | ТРЕЗУБЕЦ |
3 | АИД | БОГ ПОДЗЕМНОГО ЦАРСТВА | ТРЕХГЛАВЫЙ ЦЕРБЕР |
4 | ГЕРА | БОГИНЯ НЕБА, ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА БРАКА И СЕМЬИ | |
5 | АРТЕМИДА | БОГИНЯ ОХОТЫ | ЛУК И СТРЕЛЫ |
6 | АПОЛЛОН | БОГ СОЛНЕЧНОГО СВЕТА И ИСКУССТВА | КИФАРА |
7 | АФИНА | БОГИНЯ МУДРОСТИ И ЗНАНИЙ, СПРАВЕДЛИВОЙ ВОЙНЫ | ШЛЕМ И КОПЬЕ |
8 | АФРОДИТА | БОГИНЯ ЛЮБВИ И КРАСОТЫ | ГРЕБЕНЬ И ЗЕРКАЛО |
9 | ДЕМЕТРА | БОГИНЯ ПЛОДОРОДИЯ И ЗЕМЛЕДЕЛИЯ | СНОП ПШЕНИЦЫ |
10 | ДИОНИС | БОГ ВИНОДЕЛИЯ | ГРОЗДЬЯ ВИНОГРАДА |
11 | ГЕФЕСТ | БОГ ВЕТРА, ОГНЯ И КУЗНЕЧНОГО ДЕЛА | МОЛОТ И НАКОВАЛЬНЯ |
12 | ГЕРМЕС | БОГ ПУТЕШЕСТВИЙ, ТОРГОВЛИ, ВЕСТНИК БОГОВ | САНДАЛИИ С КРЫЛЫШКАМИ |
13 | АРЕС | БОГ ЖЕСТОКОЙ И БЕЗЖАЛОСТНОЙ ВОЙНЫ | ШЛЕМ И ЩИТ |
ОЛИМПИЙСКИЕ БОГИ
№ | ИМЕНА БОГОВ | ЧЕМУ ПОКРОВИТЕЛЬСТВОВАЛИ | С какими символами изображались |
1 | ЗЕВС | БОГ НЕБА, ДОЖДЯ И ГРОМА | КОПЬЕ МОЛНИЯ |
2 | ПОСЕЙДОН | БОГ МОРЯ | ТРЕЗУБЕЦ |
3 | АИД | БОГ ПОДЗЕМНОГО ЦАРСТВА | ТРЕХГЛАВЫЙ ЦЕРБЕР |
4 | ГЕРА | БОГИНЯ НЕБА, ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА БРАКА И СЕМЬИ | |
5 | АРТЕМИДА | БОГИНЯ ОХОТЫ | ЛУК И СТРЕЛЫ |
6 | АПОЛЛОН | БОГ СОЛНЕЧНОГО СВЕТА И ИСКУССТВА | КИФАРА |
7 | АФИНА | БОГИНЯ МУДРОСТИ И ЗНАНИЙ, СПРАВЕДЛИВОЙ ВОЙНЫ | ШЛЕМ И КОПЬЕ |
8 | АФРОДИТА | БОГИНЯ ЛЮБВИ И КРАСОТЫ | ГРЕБЕНЬ И ЗЕРКАЛО |
9 | ДЕМЕТРА | БОГИНЯ ПЛОДОРОДИЯ И ЗЕМЛЕДЕЛИЯ | СНОП ПШЕНИЦЫ |
10 | ДИОНИС | БОГ ВИНОДЕЛИЯ | ГРОЗДЬЯ ВИНОГРАДА |
11 | ГЕФЕСТ | БОГ ВЕТРА, ОГНЯ И КУЗНЕЧНОГО ДЕЛА | МОЛОТ И НАКОВАЛЬНЯ |
12 | ГЕРМЕС | БОГ ПУТЕШЕСТВИЙ, ТОРГОВЛИ, ВЕСТНИК БОГОВ | САНДАЛИИ С КРЫЛЫШКАМИ |
13 | АРЕС | БОГ ЖЕСТОКОЙ И БЕЗЖАЛОСТНОЙ ВОЙНЫ | ШЛЕМ И ЩИТ |
Предварительный просмотр:
Сегодня на уроке я: | |
Узнал… | |
Научился… | |
Урок: | |
Показался интересным… | |
Заставил задуматься… | |
Показался сложным | |
Своей работой на уроке я: | |
Доволен… | |
Не совсем доволен… | |
Не доволен, потому что… |
Настроение в начале урока:
Настроение в конце урока:
Сегодня на уроке я: | |
Узнал… | |
Научился… | |
Урок: | |
Показался интересным… | |
Заставил задуматься… | |
Показался сложным | |
Своей работой на уроке я: | |
Доволен… | |
Не совсем доволен… | |
Не доволен, потому что… |
Настроение в начале урока:
Настроение в конце урока:
Предварительный просмотр:
Сегодня на уроке я: | |
Узнал… | |
Научился… | |
Урок: | |
Показался интересным… | |
Заставил задуматься… | |
Показался сложным | |
Своей работой на уроке я: | |
Доволен… | |
Не совсем доволен… | |
Не доволен, потому что… |
Настроение в начале урока:
Настроение в конце урока:
Сегодня на уроке я: | |
Узнал… | |
Научился… | |
Урок: | |
Показался интересным… | |
Заставил задуматься… | |
Показался сложным | |
Своей работой на уроке я: | |
Доволен… | |
Не совсем доволен… | |
Не доволен, потому что… |
Настроение в начале урока:
Настроение в конце урока:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по теме "Культура и искусство Древнего Египта
Цель занятия:познакомить детей с культурой и искусством Древнего Египта....
План-конспект открытого урока "Древнейшая Греция" 5 класс
Тема урока: «Древнейшая Греция».Вид урока: обобщающий урок.Форма урока: виртуальная экскурсия, интерактивное конструирование.Цели урока: Обучающие:- на основе полученных ранее знаний систе...
Украшение в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись. Конспект открытого урока.
Украшение в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись. Конспект открытого урока. Разработан учителем изобразительного искусства Морозовой В. А....
конспект открытого урока "Религия древних греков2
план-конспект открытого урока "Религия древних греков" с использованием технологии развития критического мышления...
конспект открытого урока "Религия древних греков2
план-конспект открытого урока "Религия древних греков" с использованием технологии развития критического мышления...
Конспект открытого занятия "Древняя Греция в Санкт- Петербурге"
Древняя Греция в Санкт- Петербурге...
Конспект открытого урока истории в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО с применением здоровьесберегающих технологий и ИКТ "Олимпийские игры в Древней Греции"
Конспект открытого урока истории в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО с применением здоровьесберегающих технологий и ИКТ "Олимпийские игры в Древней Греции" включает в себя все основные эт...