Инновационные технологии на уроках истории.
статья по истории на тему

Кузнецова Наталия Ивановна

В современных условиях главной задачей образования является не только получение студентами определенной суммы знаний, но и  формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у студентов, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень  самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль преподавателя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_tekhnologii_na_urokakh_istorii.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Инновационные технологии на уроках истории.

Н.И. КУЗНЕЦОВА, преподаватель

ГБОУ СПО ЖИГУЛЁВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ,

г.о. Жигулёвск.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение студентами определенной суммы знаний, но и  формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у студентов, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень  самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль преподавателя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Как научить понимать, представлять, анализировать ситуацию, выстраивать логическую цепочку последовательности событий, если у большинства студентов, приходящих учиться в НПО не сформированы основные общеучебные умения, плохо развиты память, воображение, логика, образное мышление, слабо развиты коммуникативные способности, а познавательный интерес к истории совсем отсутствует. Задачи необходимо соотносить с уровнем развития студентов. Из школ в систему НПО приходят студенты с невысоким уровнем обученности. Но стандарты по предмету история не упрощаются, а значит, необходимо преподавателю совершенствовать методику объяснения, использовать другие формы и средства обучения.

Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе преподаватель и  студенты составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории. Программа дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Презентация позволяет мне, как преподавателю истории, иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации студент должен провести огромную научно- исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Студент при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации студенты приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку студенту, так как  умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Большое значение для развития студентов имеет использование ИКТ в исследовательской  и проектной деятельности. Постигая методику исторического исследования студенты выясняют содержание таких понятий как источник, материал, последовательность, причина-следствие, часть-целое, композиция, логика, аргументация, вывод. Студенты овладевают основными способами познавательной работы, исторической критикой, историческим анализом, развивают умение формулировать сделанные выводы.

Возможности ИКТ можно использовать для закрепления материала, и для контроля. Для этого подойдут тесты, викторины, кроссворды, которые нужно не только отгадывать, но и придумывать самим. При объяснении нового материала я использую графики, схемы, рисунки, различные иллюстрации. Вместе с аудиторией расшифровываем обозначения, решаем кроссворды, сравниваем документы; студенты самостоятельно могут ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы преподавателя.

Систематическое использование ИКТ на уроках приводит к целому ряду важных последствий: резко возрастает уровень использования наглядности, повышается производительность труда преподавателя и студента, устанавливаются межпредметные связи с основами информатики, появляется возможность организации проектной деятельности студентов, преподаватель, создающий или использующий ИКТ, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на повышении уровня знаний студентов, изменяются к лучшему взаимоотношения преподавателя с студентами, далекими от истории, особенно увлеченными ПК, эти студенты  начинают видеть в преподавателе «родственную душу», студенты начинают воспринимать ПК не как дорогую, увлекательную игрушку, а в как универсальный инструмент для работы в любой сфере деятельности.  

Использование ИКТ значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках истории, позволяет во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления  мотивации студентов к учебной деятельности. Даже самые пассивные студенты включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.

Если мы хотим подготовить современного человека, выпускника, готового нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, способного активно и творчески участвовать в общественной жизни, хорошо адаптироваться к условиям меняющегося мира, самостоятельного, толерантного, готового к сотрудничеству, мы, преподаватели, должны строить свою работу на основе педагогики сотрудничества, применять метод проектов, проблемное обучение, основные элементы личностно-ориентированного обучения.

 Среди студентов 2 курса мною было проведено анкетирование по теме: «Изучение познавательных интересов и способностей студентов по истории и обществознанию» и получила следующие данные:

Вопрос: 1.Какие формы уроков вам нравятся? Урок-лекция-65%; Урок защиты проектов-93%; Деловая игра-69%; Мультимедийный урок-97%.

              2. Какая деятельность на уроке вам нравится? Участие в компьютерном тестировании-85%; Взаимопроверка-74%; Работа над проектом-93%; Работа в роли консультанта-45%.

            3.Как вы можете оценить использование  на уроках компьютерных технологий?» 95% ответили положительно.

Таким образом, студент должен получить не законченную сумму знаний, умений, навыков, а некую компетентность, которая позволила бы ему научиться познавать и самореализовываться в быстро меняющемся современном обществе. А в этом и заключена сущность инновационного обучения. Мою работу мне хочется завершить словами  А. Н. Колмогорова, величайшего математика ХХ века: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

Библиографический список

                  1.Белиловская М.Е. Информационные технологии в образовании. -«Информатика ПС» 2009г, № 47 с.29

          2.Иванов Д.А., Митрофанова К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. –М.: 2003.

           3.Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов . «Инновации в образовании». 2002.    № 4. с.38-39.

           4. www.school-collection.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии на уроках истории в современной школе

Работа содержит обобщение опыта учитель по применению на уроках истории деятельностных технологий. Учитель сформировал  цели, задачи и структуру приведённых методов работы....

"Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания"

Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных ...

Презентация "Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания"

Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных ...

Публичная презентация "Инновационные технологии на уроках истории и обществознания. Использование ИКТ"

В презентации помещен материал портфолио учителя истории и обществознания. Он будет полезен тем, кто подает на высшую категорию или собирается участвовать в ПНПО...

Использование инновационных технологий на уроках истории и обществознания

Из опыта работы.  Краткое описание педтехнологий, применяемых учителем на уроках....

Доклад по теме:"Современные инновационные технологии на уроках истории и обществознания"

Данный доклад содержит различние формы и методы инновационных технологий которые можно использовать на уроках истории и обществознания....

Инновационные технологии на уроках истории и обществознания

Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания  Приоритетным направлением исторического образования   считаю формирование у учащихся ключе...