РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 8 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 68 часов
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ школы №3 ООП ООО, Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденных приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004г. №1089 с изменениями и дополнениями и на основании авторской программы под руководством В.В.Пасечника., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е издание, стереотипное Москва., Дрофа 2010.
Курс рассчитан на 2 час в неделю, всего 68 часа в год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
b-8.docx | 54.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза Н.Ф.Гастелло г. Долгопрудного
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Биология»
8 класс
(базовый уровень)
Составитель: Иванова Лидия Александровна,
учитель биологии,
высшей квалификационной категории
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ школы №3 ООП ООО, Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденных приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004г. №1089 с изменениями и дополнениями и на основании авторской программы под руководством В.В.Пасечника., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е издание, стереотипное Москва., Дрофа 2010.
Курс рассчитан на 2 час в неделю, всего 68 часа в год
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель:
- формирование и развитие знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека;
- гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни для сохранения психического, психического и нравственного здоровьячеловека;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний о своем организме, формирование и развитие интеллектуальных умений и познавательных качеств личности, овладение методами исследования организмачеловека.
- Задачи:
- В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процес сеантропогенеза и формировании социальной среды.
- Определение систематического положення человека в ряду живих существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функцій органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека.
- Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности.
- В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в колектив сверстников и стать личностью
- Распределение уроков по темам изменено с учетом сложности тем, календарных сроков, индивидуальных особенностей класса
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса полностью соответствует авторской программе
Тематический план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Количество контрольных работ (лабораторных, практических или диктантов и т.д.) |
1 | Введение | 1 | |
2 | Раздел 1. Происхождение человека | 3 | |
3 | Раздел 2. Строение и функции организма | 57 | |
4 | Тема. Общий обзор организма | 1 | |
5 | Тема. Клеточное строение организма. Ткани | 5 | 1 |
6 | Тема. Рефлекторная регуляция органов и систем организма | 1 | 2 |
7 | Тема Опорно-двигательная система. | 7 | 6 |
8 | Тема Внутренняя среда организма. | 3 | 1 |
9 | Тема Кровеносная и лимфатическая системы. | 6 | 4 |
10 | Тема Дыхательная система | 4 | 2 |
1 | Тема Пищеварительная система | 6 | 1 |
12 | Тема Обмен веществ и энергии | 3 | 2 |
13 | Тема Покровы организма. Терморегуляция | 3 | |
14 | Тема Органы выделения. | 1 | |
15 | Тема Нервная система. | 7 | 2 |
16 | Тема Анализаторы. Органы чувств. | 5 | 1 |
17 | Тема Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика | 5 | 2 |
18 | Тема Эндокринная система | 2 | |
19 | Раздел 3.Индивидуальное развитие организма | 5 | |
20 | Резерв | 2 | |
21 | Итого | 68+2 резерв | 22 |
Введение (1 час)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Понятия Анатомия, физиология, психология, гигиена, факторы рискаГераклит, Аристотель, Гиппократ, Клавдий Гален, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Андреас Везалий, Уильям Гарвей, Луи Пастер, Илья Мечников
Раздел 1 Происхождение человека (3 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид. Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека
Понятия:Таксоны, рудименты, атавизмы,австралопитек, человек умелый, питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьонец
. Раздел 2 Строение и функции организма (57 часов)
Тема 2.1. Общий обзор организма (1 час) Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Понятия: Уровни организации, полости тела, внутренние органы, системы органов, гормоны, нервные импульсы
Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани (5 часов)
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой. ∙ Лабораторная работа Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Понятия: Клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, хромосомы, гены, органоиды, ЭПС, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи, лизосомы, центриоли
Обоб. работа №1по теме Строение организма человека.
Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений. ∙
Лабораторные работы: Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др
Понятия: Нейроны, дендриты, аксон, нейроглия, нервное волокно, синапс
Тема 2.4. Опорно-двигательная система (7 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы- антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.11 Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах. ∙ Лабораторные работы: Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома). Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.
Понятия: Скелет, мышцы,: надкостница, компактное и губчатое вещество кости, красный костный мозг, желтый костный мозг, типы костей,щсевой скелет, добавочный скелет, мозговой и лицевой отделы черепа, позвонок, отделы позвоночника, грудная клетка, ребра, грудина,плечевой пояс, кости руки, кости кисти, тазовый пояс, кости ноги, кости стопы, непрерывные и прерывные соединения костей,двигательная единица, исполнительный нейрон, тренировочный эффект,
Обобщающий урок№2 по теме : «Опорно-двигательная система »
Тема 2.5. Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина K в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус,_фактор. Пересадка органов и тканей
. ∙ Лабораторная работа Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Понятия: Кровь, тканевая жидкость, лимфа, эритроцит, гемоглобин, лейкоцит, лимфоцит, фагоцитоз, антигены, антитела, тромбоциты, фибриноген, фибрин,Иммунитет и его виды. Иммунная система, воспаление, инфекционные болезни, паразитарные болезни, бацилло- и вирусоносители, интерферон
Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Понятия: Артерии, аорта, кровеносные капилляры, вены, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, лимфатические узлы, Личностные: - воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; - понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; - умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике; кармановидные клапаны,желудочки сердца, аорта, артерии, капилляры, верхняя и нижняя полые вены, легочные артерии, легочные капилляры, легочные вены, артериальная кровь, венозная кровь, венечная артерия
Обобщающий урок №3 по теме : «Кровеносная и лимфатическая системы организма »
Тема 2.7. Дыхательная система (4 часа)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм
Понятия:дыхательные пути: носовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, легочная плевра, альвеолы, голосовые связки, артикуляция, аденоиды, миндалины, гайморит, фронтит, тонзиллит, дифтерия,Ворота легких, легочная плевра, пристеночная плевра, плевральная полость, диффузия, диафрагма, межреберные мышцы, дыхательный центр
Обобщающий урок №4 по теме: «Дыхательная система»
Тема 2.8Пищеварительная система (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Понятия: Пластический обмен, энергетический обмен, пищеварение, питательные вещества, пищевые продукты, Личностные: - воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; - понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; пищеварительный тракт, пищеварительные железы, брыжейка, перистальтика, рацион, ротовая полость, рецепторы вкуса, слюнные железы, зубы, корень, шейка, коронка, зубная эмаль, дентин, зубная пульпа, резцы, клыки, малые и большие коренные зубы, кариес, пульпит, пищевод, желудок, пепсин, сфинктер, двенадцатиперстная кишка, поджелудочная железа, трипсин, печень, желчь, фермент, субстрат, кишечная палочка, дисбактериоз
Обобщающий урок №5 по теме : « Пищеварительная система»
Тема 2.9 Обмен веществ и энергии (3часа)
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим
Понятия: Пластический и энергетический обмен, обмен белков, обмен жиров, обмен углеводов, обмен воды, обмен минеральных солей, макроэлементы, микроэлементы
Тема 3.0 Выделение.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение. Питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.
Понятия: Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, нефрон, первичная и вторичная моча, мочекаменная болезнь
Тема 3.0 Покровные органы. Теплорегуляция (3часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Понятия: Эпидермис, дерма, гиподерма, сальные железы, потовые железы, волосы, ногти
Тема 3.1Нервная система (5часов)
Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Понятия: Центральная и периферическая нервная система, серое и белое вещество, спинной мозг, рефлекторная и проводящая функции, продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг, большие полушария головного мозга, таламус, гипоталамус, извилины, доли мозга
Обобщающий урок №6 по теме : «.Нервная система»
Тема 3.2 Анализаторы (5часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Понятия: Орган чувств, анализатор, рецепторы, нервные пути, галлюцинации, иллюзии
Тема 3.3 Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5часов)
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Понятия: ВНД, безусловное и условное торможение, доминанта,инстинкты, навыки, привычки
Тема 3.4. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета. Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.
Понятия: Железы внутренней, смешанной и внешней секреции, эпифиз, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, Гипофиз, гормон роста, акромегалия, секреции щитовидная железа, базедова болезнь, микседема, кретинизм, половые железы, поджелудочная железа, инсулин, сахарный диабет, адреналин, норадреналин
Раздел 4. Индивидуальное развитие организма (5 часов)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути. Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.
Понятия: Сперматозоиды, семенники, простата, семенная жидкость, яичники, маточные трубы, матка, фолликул, яйцеклетка, овуляция, оплодотворение, зигота, менструация, поллюции
Резерв времени — 2 часа.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Знать/понимать:
- · сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
- · особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
Уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- · изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов;
- · распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- · сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
- · анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
- · проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- · соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- · оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- ·рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- ·проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет: Биология
Класс: 8
ФИО учителя-предметника: Иванова Лидия Александровна
Количество часов в год: 68
Количество часов в неделю: 2
Количество контрольных работ: 0
Количество практических (лабораторных) работ: 22
Учебник: Колесов Д. В., Р.Д Маш, Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016 г
№ уроков | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
1 . | Введение. Наука о человеке. История и методы изучения человека. | ||
СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ. (3ч.) | |||
2 | Систематическое положение человека. | ||
3. | Основные этапы эволюции человека. | ||
4. | Человеческие расы. | ||
Раздел СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. (57ч.) | |||
5 | Обзор систем органов тела человека | ||
СТРОЕНИЕ И СОСТАВ КЛЕТКИ – ТКАНИ.(5ч.) | |||
6. | Клеточное строение организмов. | ||
7. | Жизненные процессы клетки | ||
8. | Ткани, их строение и функции. | ||
9. | Л.р№1 Рассмотрение клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей. | ||
10. | Обоб. работа №1по теме Строение организма человека. | ||
НЕРВНАЯ СИСТЕМА. РЕФЛЕКТОРНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ. (8ч.) | |||
11. | Рефлекторная регуляция | ||
12. | Значение нервной системы. | ||
13. | Строение нервной системы. Спинной мозг. | ||
14. | Строение головного мозга.ЛР№2-Пальценосовая проба (на дом) Строение головного мозга | ||
15. | Функция переднего мозга. | ||
16. | Соматическая нервная система. Автономная нервная система. | ||
17. | Обобщающий урок по теме Нервная система. ЛР №3 Рефлексы продолговатого и среднего мозга. | ||
18. | Обобщ.урок -2 по теме Нервная система | ||
ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА. (2ч.) | |||
19. | Роль эндокринной регуляции. | ||
20. | Строение и функция желез внутренней секреции | ||
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. (7ч.) | |||
21. | Значение ОДС. Строение костей и их состав. ЛР-4.Микроскопическое строение костной ткани. | ||
22. | Общий обзор скелета Человека. Соединение костей. | ||
23. | Соединение костей. | ||
24. | Строение и работа мышц.ЛР-6-7.Мышцы человеческого тела. Утомление при статистической работе. | ||
25. | Заболевание, гигиена, 1-помощи при повреждении ОДС. | ||
26. | ЛР-8-9Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия.Л/Р 10 Самонаблюдение работы основных мыщц, роль плечевого пояса в движениях рук. | ||
27. | Обобщ.урок 3 по теме ОДС | ||
Внутренняя среда организма.-3 часа Кровеносная система- | |||
28. | Кровь и остаточные компоненты внутренней среды.ЛР-11 -12Микроскопическое строение крови . Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. | ||
29. | Иммунитет. Переливание крови. | ||
30. | Иммунология на службе здоровья. | ||
31. | Транспортные системы организма | ||
32. | Органы кровообращения, их строение. ЛР-13-14Функция венозных клапанов. Функциональная проба. | ||
33. | Строение и работа сердца. | ||
34. | Движение крови. Регуляция кровообращения. ЛР15Выявлениескорости кровотока. | ||
35. | Гигиена сердечно – сосудистой системы Лр16 Функциональная проба. | ||
36. | Обоб. урок -4 по теме Внутренняя среда организма. Кровеносная система | ||
Дыхательная система 4 часа | |||
37. | Значение дыхательной системы. Строение органов дыхания и их функции. | ||
38 | Регуляция деятельности дыхательной системы. Механизм вдоха и выдоха | ||
39. | Гигиена органов дыхания. Болезни. ЛР17-18 Изменение обхвата грудной клетки. Функциональная проба. | ||
40 | Обобщ.урок-5 по теме Дыхание. | ||
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. (6ч.) | |||
41. | Строение и функция пищеварительной системы. | ||
42. | Пищеварение в ротовой полости и желудке.ЛР19- Действие слюны на крахмал. | ||
43. | Кишечное переваривание. Всасывание | ||
44. | Регуляция пищеварения.. | ||
45. | Гигиена пищеварения. . Заболевание 1- помощь | ||
46. | Обобщ.урок -6 по теме Пищеварительная система | ||
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. (3ч.) | |||
47. | Взаимосвязь систем органов. Пластический и энергетический обмен .ЛР -20Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена. | ||
48. | Витамины. | ||
49. | Энерготраты человека и пищевой рацион.ЛР-21. Составление пищевого рациона. | ||
ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. КОЖА. (4ч.) | |||
50. | Выделение. | ||
51. | Строение и функция кожи. | ||
52. | Терморегуляция органов. Закаливание. | ||
53. | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | ||
АНАЛИЗАТОРЫ. (5ч.) | |||
54. | Анализаторы. Органы чувств. | ||
55. | Зрительный анализатор. ЛР-22Опыты вызывающие иллюзии. | ||
56. | Гигиена зрения. Предупреждение глазных заболеваний. | ||
57. | Слуховой анализатор. | ||
58. | Органы равновесия, кожно-мышечного чувства, обоняния и вкуса. | ||
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. (5ч.) | |||
59. | Вклад Отечественных ученых в разработке ученых о ВНД. | ||
60. | Врожденные и приобретенные программы поведения. | ||
61. | Сон и сновидение. | ||
62. | Особенности ВНД. Речь, сознание. | ||
63. | Воля, Эмоции. Внимание. | ||
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. (5ч.) | |||
64. | Размножение. | ||
65. | Развитие зародыша. Беременность. | ||
66. | Наследственные и врожденные заболевания. | ||
67. | Развитие ребенка после рождения. | ||
68. | Интересы и склонности. Способности. |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
.1.Программно-методические материалы. Биология. Авторы: В.В.Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д.Маш. 8класс. Человек и его здоровье.
2. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М.Дрофа, 2010. -92,(4) с.
3. Ишкина И. Ф. Биология 8 класс. Поурочное планирование по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева « Биология .Человек. 8 класс». Волгоград: Учитель- АСТ , 2003.- 1104с.
4. .Пепеляева О.В. , Сунцова И. В. Поурочные разработки к учебным комплектам « Биология. Человек», 8 (9)класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева, А.С. Батуева и др. –М.: ВАКО, 2005.-416с.
Учебники и учебные пособия
1. Биология. Человек: учеб. для 8кл. общеобразоват. учреждений/ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев.-7-е изд., стереотип. - М.,Дрофа,2009. - 332,(4)с.: ил.
2.Резанова Е.А. , Антонова И. П., Резанов А.А., Биология человека. В таблицах и схемах. – М. « Издат- школа 2000», 1999г.- 208с.
3 Никишов А.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии 8 класс/ а.И. Никишов.2-е изд. , стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 93 с.
4.Муртазин Г.М.Активные формы и методы обучения биологии: Челоаек и его здоровье 6Кн. Для учителя: Из опыта работы. М- : Просвещение, 1989.- 192 с
5. Биология в таблицах. 6-11 классы :справочноепособие / авт. – сост. Т.А.Козлова, В.С. Кучменко. – 9-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 234, /6/ с.
Ученику:
1.Рохлов В.С. Биология 8 кл. 44 Диагностических варианта/ М.: Национальное образование ,2011. _96с. (ГИА)
2. Лернер Г.И. ГИА 2010 Биология: сборник заданий: 9класс / М. : Эксмо,2009.- 240с.
3. Рохлов В.С ГИА- 2013 Биология: Типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов/ М: .Издательство «Национальное образование», 2012. -128 с
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Рабочее место учителя,
- Компьютер
- Принтер
- Мультимедийное оборудование с экраном
«СОГЛАСОВАНО» Протокол №1 Заседания ШМО учителей математики, физики и информатики, биологии Председатель ШМО ____________ «____» __________2017 года |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ____________Наимова Т.М. «____» __________2017 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа биология 10 класс 2015-2016 год базовый уровень
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии для 10 класса (базовый уровень) ставит целью обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и професс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 9 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 68 часов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ школы №3 ООП ООО, Федеральным ком...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 10 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ школы №3 ООП СОО, Федеральным комп...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 11 класс (базовый уровень) Беляев 2 часа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА· Рабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой среднего общего ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 10 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса Биология .Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 классы В.В.Пасечник А.А., Каменский , Крикскунов Е.А.(сборник «Б...