"Междуречье: рождение цивилизации"
план-конспект урока (история, 5 класс) на тему
План-конспект для 5 класса "Междуречье"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_muzhdureche.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
Урок-игра 5 класс
Тема: «Междуречье: рождение цивилизации».
Цели урока:
- Уметь объяснять географическое положение Древнего Востока, Шумера.
- Уметь делать выводы об особенностях развития данной цивилизации, анализируя факты истории жителей Междуречья.
- Характеризуя отрасли хозяйства жителей Междуречья, уметь объяснять, почему именно орошаемое земледелие и ремесло хорошо было развито на данной территории.
- Расширить рамки учебника, познакомив учащихся со строительством городов и зиккуратов.
Задачи:
1. Образовательная: познакомить с Древним Двуречьем – государством Западной Азии, определить местоположение, климатические и природные условия, изучить культуру и занятия древних шумеров;
2. Развивающая: способствовать развитию логического мышления, речи, воображения, памяти, внимания, расширять словарный запас. Развивать наглядно-образное мышление учащихся. Развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать;
3. Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, самостоятельность.
Межпредметные связи: история, география, литература, изобразительное искусство.
Оборудование: план-конспект, проектор, презентация, учебник: История Древнего мира. 5 класс. В.И. Уколова, Л.П. Маринович., ФГОС., 2012. Атлас: История Древнего мира. 5 класс. ФГОС.
Литература:
- Детская энциклопедия: (Всемирная история) Т.1. – 8 изд-е, 2004г.
- Годер Г.И. Методические пособие по истории древнего мира: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2003г.
- Михайловский Ф.А. История Древнего мира.
Методы: словесный, наглядный, практический
Основные понятия: государство, монархия, казна, налоги, ирригационная система орошения, царь, монархия.
На доске: тема урока, понятия «государство», «монархия», «город-государство», «ирригационная система орошения».
Дом. Зад. П.10, ответить на вопросы с.47.
Ход урока
Этапы урока и время на его проведение | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент (3 мин) | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих, намечает планы урока, предлагает задавать вопросы, на которые дети не смогли найти ответы, имели затруднения в изучении темы «Междуречье» | Приветствуют учителя, готовятся к уроку, заслушивают планы урока, задают вопросы по интересующей их теме предшествующего урока. Готовятся к повторению пройденного материала |
2. Повторение материала (10 мин) | Учитель приносит древнюю шкатулку, но чтобы открыть ее нужно получать ключи в течении урока. Чтобы получить 1 ключ – учащиеся должны разгадать кроссворд по прошлым темам. Тот, кто разгадывает первый и у него все верно, получает первый ключ. Ребята вслух читают вопросы и ответы, сравнивают и обсуждают. Учитель помогает сформулировать новую тему урока и записать ее в тетрадь. | Учащиеся разгадывают кроссворд (раздаточный материал Приложение 1). Ребята вслух читают вопросы и ответы, сравнивают и обсуждают. Ученики формируют тему урока и записывают в тетрадь. |
3. Изучение нового материала. (10 мин) | Учитель : - Я сегодня предлагаю вам отправиться со мной в путешествие? Хотите? Я предлагаю отправиться в далекое путешествие, в прошлое – на Древний Восток. Именно здесь родились первые цивилизации. Понятие «Древний Восток» охватывает Ближний и Дальний Восток, Центральную и Юго-Восточную Азию Я буду вашим гидом и вы можете задавать мне вопросы, которые возникнут в ходе нашего путешествия, а я постараюсь на них ответить. Учитель предлагает посмотреть на карте, где же находится цивилизация. (с. 8-9). Учитель задает вопросы, где находится Древний Восток? Ученики должны были познакомиться заранее с параграфом, поэтому учитель задает вопросы на размышление. Почему в Междуречье использовали систему ирригационную систему орошения? Как она действовала? Что вы запомнили о народе-шумеры? Как они строили свои города? Кто правил страной? Какая форма правления в Междуречье? Что такое государство? 3 ключ находит своего владельца. | Учащиеся следят по карте и отвечают на вопросы. |
3. Рассказ учителя нового материала (5 мин) | Шумеры возводили города из глиняных кирпичей. Правда, обжигать кирпичи им было почти нечем. В их стране нет леса, а поэтому они высушивали их на солнце. Городов было несколько десятков. Особенно большим и знаменитым стал город Ур. В 3 тысячелетии до н.э.он был окружен высокой кирпичной стеной с несколькими воротами и башнями. К центру города возвышалась храм-башня в виде ступенчатой пирамиды – зиккурат. Каждый этаж зиккурат имел свой цвет. В Уре нижний цвет был черный, следующий –красным, а третий- белый. Еще выше находился сам храм, святилище бога. Цвета были не просто украшением, они изображали устройство Вселенной. Затем учитель предлагает учащимся самостоятельно записать в тетрадь, что такое зиккурат и прочитать вслух. | Учащиеся слушают, задают вопросы, а затем записывают в тетрадь услышанное. |
4.Закрепление материала (5 мин) | Учитель предлагает нарисовать в тетради схему власти в Шумере. Учитель пишет царь, а ученики добавляют стрелочки и слова. Затем, один ученик должен по своей схеме кратко рассказать, что он запомнил на уроке, и тем самым закрепить изученный материал, он и получает 4 ключ. | Учащиеся самостоятельно рисуют схему в тетрадь, а один ученик рисует на доске. |
5.Рефлексия (4 мин) | Учащиеся получили 4 ключика, поэтому мы откроем шкатулку, в которой находятся смайлы – они раздаются ученикам. | Учащиеся показывают картинкой, как они усвоили новый материал. |
6.Итог урока (3мин) | Учитель записывает ДЗ на доске. | Учащиеся записывают Д.З. в дневники. Те ученики, которые получили ключики получают 5 (отлично), остальным тоже выставляются оценки, если таковые имеются. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по обществознанию в 11 классе Цивилизация эпохи цивилизации
Это 4-й урок по теме «Цивилизация прошлого»;на уроке отрабатывается знания по курсам истории древнего мира и средних веков, умение сопоставлять и анализировать, навыки аналитического мышления; отрабат...
урок истории 5 класс "Цивилизация в Междуречье"
Урок истории в 5 классе по учебнику Д.Д. Данилова и др. ОС "Школа 2100"...
Рождение европейской средневековой цивилизации.
Данная разработка предназначена для обучающихся 10-11 классов, где идёт углубленное изучение эпохи средневековья. В презентации представлено большое количество иллюстраций, схем и таблиц, позволяющих ...
МХК. 8 класс. Урок 5. Тема. Древнейшие цивилизации. Древнеегипетская цивилизация. Вводный урок.
Предмет МХК...
Презентация "Цивилизация Междуречья"
презентация на тему: "История Древнего мира. Цивилизация Междуречья" для 5 классов...
Презентация "Открываем древние цивилизации. Цивилизация Майя"
Данная презентация является дополнительным материалом при изучении темы "Цивилизация и прогресс" в 10 классе....
Презентация по английскому языку "Открываем древние цивилизации. Цивилизация Викингов"
Данная презентация является дополнительным материалом при изучении темы по английскому языку "Цивилизация и прогресс" в 10 классе....