Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».
методическая разработка по литературе (9, 10, 11 класс) по теме
Материал представляет собой сопоставительный анализ двух стихотворений - собственно анализ и материал в виде таблицы, помогающей сравнить произведения по разным позициям. Можетиспользоваться как пример при изучении этого вида сочинений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сопоставительный анализ
стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале»
и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».
По каким признакам сравниваем стихотворения | Стихотворение А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» | Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» | Выводы |
Названия стихотворений | «Монастырь на Казбеке» | «Крест на скале» | Сходные синтаксические конструкции |
Тема | Мечта лирического героя «подняться к вольной вышине» | Мечта лирического героя взойти к вершине скалы | Оба стихотворения выражают одинаковую мечту |
Настроение | Самая большая мечта, самое вожделенное желание | Самая большая мечта, самое вожделенное желание | Одинаковое настроение |
Как оно выражено | 3 предложения с восклицательным знаком плюс многоточие | Внешне менее эмоциональное стихотворение, всего один восклицательный знак | У Лермонтова его заветная мечта выглядит мрачнее, но есть ощущение, что он просто реальнее смотрит на жизнь и точно знает, зачем он хочет взойти на скалу (молиться и плакать), а Пушкин, кажется, стремится к свободе и «в соседство бога», где хочет просто «скрыться» |
Композиция | 2 части, 6 и 5 строк. 1 часть – восторг и восхваление Казбека и монастыря; 2 часть – выражение мечты. | 3 катрена. 1 часть – 1-2 четверостишия, в них – рассказ о скале, где на её вершине много лет стоит деревянный крест. 2 часть – 3 четверостишие, где выражена мечта лирического героя. | Сходная композиция. |
Размер, ритм, рифма | Ямб, за счёт пропусков ударных слогов и «лишних» слогов в конце некоторых строк создаётся интересный ритмический рисунок. Рифму можно записать такой формулой: ааббвбвдеде, т.е. начинается стихотворение парной рифмовкой, заканчивается смежной, а в середине наблюдаем, как две строки с одинаковой рифмовкой разбиваются «потерявшейся» строкой, и создаётся впечатление, что стихотворение одновременно и разделено на две части, и – посредством рифмовки – не даёт ему «развалиться». | Амфибрахий, стихотворение звучит очень стройно, никаких «сбоев», всё как будто выверено, продумано, как будто автор произносит его уже не в первый раз, как молитву, давно заученную наизусть, но не теряющую своей актуальности. Способ рифмовки - парное сочетание строк – лишний раз показывает стройность произведения. | Звучат стихотворения по-разному. Пушкин в своём стихотворении более эмоционален, импульсивен и как будто не совсем ясно представляет свою мечту. Лермонтовское стихотворение звучит более размеренно, чётко, методично, но не теряет при этом своей эмоциональности. Та же страстная мечта, но ещё больше трагизма и безысходности. |
Рифмующиеся слова | Лучами - облаками – горами; гор – шатёр (1часть); Ущелью – келью; вышине – мне (2 часть); ковчег – брег (связывает обе части) | Скалу – орлу; над ней (над скалой) – дождей; следов – холмов; рука (крест) – облака (1 часть, лексика также направлена вверх). Туда – тогда; бытия – бы я (2 часть, слова не несут яркой смысловой нагрузки, в этих строках центр смещается на начало строк) | У Пушкина рифмующиеся слова 1 части направлены вверх, к небу; во второй части есть слово ВЫШИНА. Так на уровне рифмующихся слов автор связывает обе части стихотворения. У Лермонтова рифмующиеся слова 1 части так же направлены вверх. |
Синонимы, близкие по значению слова | Семья гор – царственный шатёр - монастырь – реющий ковчег – вожделенный брег – вольная вышина – заоблачная келья – соседство Бога. | Теснина Кавказа – скала - туда; крест деревянный чернеет – гниёт и гнётся – много лет без следов – каждая кверху подъята рука – хочет схватить облака - | Есть близкие по значению слова (гора, скала), но предмет мечтаний разный: красивый, сияющий монастырь у Пушкина и гниющий деревянный крест у Лермонтова. Между тем, и то, и другое символизирует связь с Богом. В последних строках обоих стихотворений авторы называют себя: «В соседство Бога скрыться мне!..» и «И с бурею братом назвался бы я!» |
цвета | Свет, сияние, призрачность противопоставлены тьме ущелья | Черный крест, буря и дождь, недосягаемые облака, буря | Лермонтовское стихотворение по цветовому составу гораздо мрачнее, чем пушкинское. |
Мысли и чувства автора | У Пушкина лексический ряд начинается высоко, а заканчивается рядом с Богом | У Лермонтова «конечный пункт» мечты не так красив, как у Пушкина. | Не внешняя красота привлекает лермонтовского лирического героя, который глубоко сопереживает какому-то кресту, буквально очеловечивая его страдания. Его главная цель – молиться и плакать, а затем только стать «братом бури», а не соседом бога. (Не хочет быть как у Христа за пазухой) |
Художественное пространство | Точка отсчета – гора, затем – заоблачная высь, небо, Бог. Ущелье лишь упоминается в противовес мечте. | С холмов издалека виден крест. Сам лирический герой его не видел, но откуда-то знает о нём в подробностях, возможно, воображает себе его таким. Мечты зовут вверх, но герой находится на земле. | Пушкинский герой не видел в реальности свой монастырь, да и Лермонтовский герой лишь наслышан о кресте. В этом они похожи. |
Художественное время | Вечность и мечта о вечности | Много лет и мечта помолиться и уйти в вечность | Можно сказать, по сравнению с Пушкиным Лермонтов более реально относится ко времени. |
Сколько предложений в тексте | 5 | 3 | У Лермонтова предложения более длинные |
Какова структура предложений | Панорама монастыря выражена более длинными предложениями (1 часть); мечта звучит достаточно чётко после предложения-вздоха: «Далёкий, вожделенный брег!» | Каждое четверостишие – отдельное предложение. Размеренность, продуманность, конкретика в выражении мыслей. Мечта звучит в словах: «О, если б взойти удалось мне туда…» | Структура предложений, их длина и последовательность лишь подтверждают мысли, высказанные в пункте о размере, рифме и ритме стихотворений. |
Средства художественной изобразительности | Семья гор – метафора; царственный шатёр – метафора; Как в небе реющий ковчег – сравнение; далёкий, вожделенный брег – эпитеты; вольная вышина – эпитет; заоблачная келья – эпитет; дважды встречаются глаголы в условном наклонении; во второй части трижды встречаются риторические восклицания. | Теснина Кавказа – метафора; туда долететь лишь степному орлу – скрытая метафора; И каждая кверху подъята рука – олицетворение, метафора; как будто он хочет схватить облака – развёрнутое сравнение-олицетворение; Риторическое восклицание в последнем четверостишии; 4 раза употреблены глаголы в условном наклонении; цепь бытия – метонимия, в последней строке – инверсия. | Оба поэта употребляют метафоры, сравнения, глаголы в условном наклонении, риторические восклицания. Но у Лермонтова, в отличие от Пушкина, почти нет эпитетов, зато есть олицетворения, которыми автор одушевляет крест – свою мечту. Можно сказать, что для Пушкина важен внешний эффект (образные определения), а для Лермонтова – внутренний мир (олицетворения). |
При первом знакомстве со стихотворениями А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» кажется, будто Лермонтов лишь повторил Пушкина. Действительно, в данных произведениях можно найти много общего, начиная с похожих названий. Авторы используют сходные синтаксические конструкции, но если у Пушкина заголовок звучит громко, торжественно, то Лермонтов использует сниженную лексику: вместо монастыря у него – просто крест, и расположен он не на Казбеке (звучит-то как!), а на скале (холодное, острое слово!)
В обоих стихотворениях звучит похожая мечта, но авторы конкретизируют её по-разному: Пушкинский герой мечтает «Подняться к вольной вышине», а Лермонтовский – взойти к вершине скалы. Цели восхождения тоже разнятся: Пушкинского героя прельщает соседство с Богом в «вольной вышине», а Лермонтовский хочет «молиться и плакать». У Лермонтова его заветная мечта выглядит мрачнее, но есть ощущение, что он просто реальнее смотрит на жизнь и точно знает, зачем он хочет взойти на скалу, а Пушкинский герой, кажется, стремится к свободе и «в соседство бога», где хочет просто «скрыться». И в том, и в другом случае герои проникнуты одним настроением, ибо мечта для каждого – самая что ни есть вожделенная. Однако выражено это настроение по-разному. У Пушкина в стихотворении три предложения с восклицательным знаком плюс многоточие, а у Лермонтова внешне менее эмоциональное стихотворение, всего один восклицательный знак.
Сходна композиция двух стихотворений. В первом можно выделить две части, по шесть и пять строк соответственно в каждой из них. В первой части – восторг и восхваление Казбека и монастыря, во второй – выражение мечты. Во втором - те же две части, в первых двух катренах - рассказ о скале, где на её вершине много лет стоит деревянный крест. Вторая часть – это третье четверостишие, где выражена мечта лирического героя.
Рифмующиеся слова несут особую смысловую нагрузку. У Пушкина рифмующиеся слова первой части (лучами - облаками – горами; гор – шатёр) направлены вверх, к небу; во второй части есть слово ВЫШИНА. Так на уровне рифмующихся слов автор связывает обе части стихотворения. У Лермонтова рифмующиеся слова первой части (скалу – орлу; над ней (над скалой) – дождей; следов – холмов; рука (крест) – облака) также направлены вверх.
Близкие по значению слова, контекстуальные синонимы (семья гор – царственный шатёр - монастырь – реющий ковчег – вожделенный брег – вольная вышина – заоблачная келья – соседство Бога - с одной стороны - и теснина Кавказа – скала - туда; крест деревянный чернеет – гниёт и гнётся – много лет без следов – каждая кверху подъята рука – хочет схватить облака - с другой) показывают, что предмет мечтаний разный: красивый, сияющий монастырь у Пушкина и гниющий деревянный крест у Лермонтова. Не внешняя красота привлекает лермонтовского лирического героя, который глубоко сопереживает какому-то кресту, буквально очеловечивая его страдания. Его главная цель – молиться и плакать, а затем только стать «братом бури», а не соседом бога. (Не хочет быть как у Христа за пазухой) Между тем, и монастырь, и крест символизируют связь с Богом.
Важную роль для понимания авторских замыслов играют рифма, ритм, размер стихотворений. У Пушкина стихотворение написано ямбом, за счёт пропусков ударных слогов и «лишних» слогов в конце некоторых строк создаётся интересный ритмический рисунок. Рифму можно записать такой формулой: ааббвбвдеде, т.е. начинается стихотворение парной рифмовкой, заканчивается смежной, а в середине наблюдаем, как две строки с одинаковой рифмовкой разбиваются «потерявшейся» строкой, и создаётся впечатление, что стихотворение одновременно и разделено на две части, и – посредством рифмовки – не даёт ему «развалиться». Лермонтовское стихотворение, написанное амфибрахием, звучит очень стройно, никаких «сбоев», всё как будто выверено, продумано, как будто автор произносит его уже не в первый раз, как молитву, давно заученную наизусть, но не теряющую своей актуальности. Способ рифмовки - парное сочетание строк – лишний раз показывает стройность произведения.
Итак, звучат стихотворения по-разному. Пушкин более эмоционален, импульсивен и как будто не совсем ясно представляет свою мечту. Лермонтовское стихотворение звучит более размеренно, чётко, методично, но не теряет при этом своей эмоциональности. Та же страстная мечта, но ещё больше трагизма и безысходности.
Выявить непохожесть стихотворений помогают слова, так или иначе передающие цвет. Свет, сияние, призрачность противопоставлены тьме ущелья в первом стихотворении. Черный крест, буря и дождь, недосягаемые облака во втором подчёркивают мрачность Лермонтовского стихотворения.
Интересно организовано в стихотворениях художественное пространство. У Пушкина точка отсчета – гора, затем – заоблачная высь, небо, Бог. Ущелье лишь упоминается в противовес мечте. Пушкинский герой не видел в реальности свой монастырь, да и Лермонтовский герой лишь наслышан о кресте, который виден издалека с холмов. При этом лирический герой знает о нём в подробностях. Возможно, он вообразил себе его таким. Мечты зовут вверх, но герой находится на земле. В этом стихотворения похожи.
Если охарактеризовать художественное время, то и здесь мы обнаружим разночтения. Вечность и мечта о вечности звучат в стихотворении о монастыре. Можно сказать, по сравнению с Пушкиным Лермонтов более реально относится ко времени. Он говорит о многих годах, а мечтает помолиться, поплакать и затем уйти в вечность.
По количеству и длине предложений произведения тоже не совпадают. Панорама монастыря выражена более длинными предложениями (1 часть); мечта звучит достаточно чётко после предложения-вздоха: «Далёкий, вожделенный брег!» В стихотворении о кресте каждое четверостишие – отдельное предложение. Размеренность, продуманность, конкретика в выражении мыслей. Мечта звучит в словах: «О, если б взойти удалось мне туда…»
Особо следует сказать о средствах художественной изобразительности, которые используются в текстах. Оба поэта употребляют метафоры, сравнения, глаголы в условном наклонении, риторические восклицания. Но у Лермонтова, в отличие от Пушкина, почти нет эпитетов, зато есть олицетворения, которыми автор одушевляет крест – свою мечту. Можно сказать, что для Пушкина важен внешний эффект (образные определения), а для Лермонтова – внутренний мир (олицетворения).
И что в итоге? Стихотворения имеют много точек пересечений: сходные по структуре и семантике названия, похожее внутреннее состояние лирических героев, одна на двоих мечта; композиция, ключевые слова, организация художественного времени и пространства, использование одних и тех же средств художественной изобразительности позволяют говорить о том, что тексты, написанные разными авторами в разное время, действительно очень близки.
Но при детальном рассмотрении мы находим массу различий в двух текстах. В первую очередь, находим отличия в настроениях героев, в из взглядах на жизнь, у них отличаются цели; деталями различаются художественное пространство и время, не всегда совпадают ключевые слова, у каждого поэта есть свой набор излюбленных средств художественной изобразительности, а ритм, рифма, размер стихотворений не совпадают совсем.
Так и должно быть! Два поэта – два гения! Каждый хотел сказать что-то своё. А каждый читатель может прочитать эти стихотворения по-своему.
Монастырь на Казбеке
Высоко над семьёю гор,
Казбек, твой царственный шатёр
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.
Далёкий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство бога скрыться мне!..
Пушкин
Крест на скале
В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниёт он и гнётся от бурь и дождей.
И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далёких холмов.
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.
О, если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я б сбросил бы цепь бытия,
И с бурею братом назвался бы я!
Лермонтов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»
Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры. Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, раз...
Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале»
Предлагается сравнительный анализ двух лирический произведений, связанных одной темой....
Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».
В данной работе дан сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова "Крест на скале" и А.С.Пушкина "Монастырь на скале". Предназначена для учащихся и учителей....
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
Орган живой (сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений Тютчева и Лермонтова, посвященных гибели Пушкина)
Материалы к уроку включают в себя план-конспект, презентацию, раздаточный материал....
Размышления и наброски. Сопоставительный анализ стихотворений.(«Кавказ» А.С.Пушкина и «Кавказ» М.Ю.Лермонтова).
Размышления и наброски. Сопоставительный анализ стихотворений.(«Кавказ» А.С.Пушкина и «Кавказ» М.Ю.Лермонтова)....
Опыт сопоставительного анализа стихотворений Ф.Тютчева и А.С. Пушкина.«Нежней мы любим и суеверней…» Урок литературы в 10 классе
Опыт сопоставительного анализа стихотворений Ф.Тютчева и А.С. Пушкина.«Нежней мы любим и суеверней…» Урок литературы в 10 классе...