Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Молитва"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе.
Учитель Петрова О.Л. МОУУСОШ №1
Тема урока: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».
Цели:
- Образовательные:
- Развивать навыки литературоведческого анализа поэтического текста
- Через анализ стихотворений открыть новые черты в характере М.Ю.Лермонтова – поэта и человека
- Развивающие:
- продолжить формирование монологической речи;
- реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать;
- развивать познавательную активность.
- Воспитательные:
- воспитание умения ориентироваться в дополнительной литературе;
- воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок.
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, раздаточное методическое пособие, размноженное к уроку, (прилагается), молитвослов.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Запишем в тетради тему урока, эпиграфом к которому взяты строки М.Ю. Лермонтова: «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала…»
Кроме учебника и тетради нам сегодня в работе понадобятся учебные пособия, которые лежат перед каждым на столе.
2. Актуализация.
Начинаем разговор с темы урока, где есть два ключевых слова, которые нам знакомы: Лермонтов и стихотворение.
· Вспомним, что такое стихотворение как жанр литературы? (ответы ребят) Теперь обратимся к литературоведческому словарю( 2стр. метод. пособия) и прочитаем, что такое стихотворение
Чтобы понять, а потом и выразительно прочитать лирическое произведение, нужно исследовать его: проанализировать его форму и содержание. Обратимся к схеме анализа стихотворения на 2 стр. методички.
· Что мы должны проанализировать, чтобы понять чувства и мысли автора?
( Художественные средства)
· Какие художественные средства помогают автору передать свои чувства и мысли? Ответить на этот вопрос вам поможет литературоведческий словарик на 2 стр. методички.
Итак, исследуя художественные средства, мы с вами поймем чувсва и мысли автора, иными словами, авторский замысел.
· Чей же замысел мы должны понять сегодня? (М.Ю. Лермонтова)
· Что вы можете сказать о личности поэта? (одинокий, печальный, задумчивый, противоречивый …)
Задача ребятам: давайте же продолжим для себя рисовать портрет Лермонтова. Посмотрим, что заставило поэта сказать: «Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала…».
Для этого исследуем стихотворение «Молитва».
3. Анализ стихотворения.
· Какая тема заявлена в заглавии стихотворения?
· О чем будет стихотворение?( о молитве, о боге, о вере…)
· Что такое молитва? (обращение человека к богу, см. методичку)
На доске: По Библии( христианская книга) есть
Бог
| Дьявол | ||||
|
| ||||
Добро Свет |
| Зло Тьма |
· Для чего человек обращается к Богу? (Чтобы обрести добро, свет, душевный покой, чтобы очистить душу…)
· А зачем нужно очищать душу?(см. методичку) По Библии человек имеет
форму | содержание |
Тело | Душа |
смертно | Бессмертна |
умрет | Будет жить вечно |
↓ Попадет в рай или ад |
Чтобы попасть в рай , нужно очищать душу от грехов!
В тетрадь записать: Молитва – обращение к Богу, для очищения души.
Вот одна из таких очищающих молитв, которую дети раньше заучивали в гимназии.
( молитва «Отче наш» , см. методичку) Обратить внимание ребят на молитвослов, который находится на выставке. Прочитать молитву вслух.
· Что просит человек в этой молитве?( хлеба сегодня, прощения грехов, не вводить во искушение(в грех, в нечистое дело)
· От кого просит избавить? (от лукавого, т.е. дьявола)
На доске: Значит, От тьмы к свету
(стремиться)
Молитва – талисман, который охраняет человека от напастей.
Прослушайте «Молитву» М.Ю. Лермонтова(с.93 учебника) и подумайте:
· С какой интонацией читается стихотворение?
· Какие чувства вызывает в нас?
На доске:
интонация | чувства |
Медленная | Нежность |
Плавная | Радость |
Размеренная | Печаль |
Похожа на молитву | Грусть |
· Какие слова «главные» в этом стихотворении? (которые выражают тему веры)
В тетрадь записать цитаты:
молитву чудную |
сила благодатная |
святая прелесть |
· Какое настроение несут эти слова? (светлое, радостное, умиление)
· Понятно ли вам слово «благодатная»?( несущее благо, добро)
См. методичку: Благодать (по Библии) .
Сила благодатная – сила, несущая человеку надежду на спасение души.
3.1. Анализ по строфам.
а)Прочитать выразительно 1 строфу стихотворения (сами ребята)
· Какое состояние души человека отражено в ней? Каких чувств больше? ( грусть, печаль, трудная минута)
· Какие художественные средства передают эти чувства? (метафора: «грусть теснится», эпитет: « в минуту жизни трудную»)
Итак, в первой строфе автор передает состояние печали, грусти, тяжести.
Но есть просвет – «молитва чудная».
· Когда лирический герой Лермонтова обращается к Богу? ( в трудную минуту, когда на душе темно)
б)Перечитаем вторую строфу стихотворения.
· Какое настроение мы наблюдаем здесь? (больше света, радости)
· Какие художественные средства выразительности использует автор? (эпитеты: благодатная, созвучье слов живых, непонятная святая прелесть)
· Что описывается этими эпитетами? (сила и прелесть «живого слова» - молитвы) А может быть стихотворения?
Итак, «живое слово», по мнению Лермонтова, очищает, ведет к Богу, к свету.
На доске: от тьмы к свету
в) Перечитаем третью строфу.
· О чем она нам рассказывает? Какое несет настроение? (радость, легко, светло) Уходят тоска и томление, их сменяет вера, надежда, слезы облегчения.
· Какие художественные средства передают это состояние?
С души как бремя скатится – метафора
Сомненье далеко – эпитет
Легко, легко – эпитет
Верится .плачется – безличные возвратные глаголы
· Итак, о чем рассказывает поэт в этих трех строфах? ( об очищении души молитвой, о движении души человека от Тьмы к Свету ( к Богу), от Зла к Добру)
А кроме этих мыслей, передаваемых нашему разуму, Лермонтов обращается и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы со-переживали с лирическим героем это движение.
· Как меняются чувства? (от грусти и тоски к вере и радости)
· Как это движение души передает строение предложений?( каждая строфа-это одно осложненное сложное предложение. Запятая движет вперед – от тьмы к свету. Это же противопоставление тьмы и света передают антонимы(в1и3 строфах: трудно-легко, теснится грусть-бремя скатится)
· Как называется этот художественный прием? (антитеза)
· Итак, какие же чувства и мысли через форму передает нам автор?
4. А теперь давайте выразительно прочитаем стихотворение, стараясь передать мысли и чувства лирического героя.
5. Что же нового мы узнали о личности М.Ю.Лермонтова? Какие черты можем добавить к его портрету? ( Верящий в Бога, в Добро, в Свет)
Почему он обращается к Богу? (не находит веры в себе, в окружающих, в жизни – «остро одинок». Недаром в 1831году Лермонтов напишет:
Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала…)
И находит он «чудесное» в «живом» слове молитвы и стихов!
О «живом» слове стихов Лермонтова говорят до сих пор. Перед вами слова Д.С.Мережковского (см. методичку)
Кого заинтересовал портрет Лермонтова, поэта и человека, можете почитать книги о нем (Энциклопедический словарь Лермонтова).
6. Задание на дом: стихотворение «Молитва» выразительно читать наизусть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._m.yu_.lermontov.__molitva.docx | 26.99 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе.
Учитель Петрова О.Л. МОУУСОШ №1
Тема урока: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».
Цели:
- Образовательные:
- Развивать навыки литературоведческого анализа поэтического текста
- Через анализ стихотворений открыть новые черты в характере М.Ю.Лермонтова – поэта и человека
- Развивающие:
- продолжить формирование монологической речи;
- реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать;
- развивать познавательную активность.
- Воспитательные:
- воспитание умения ориентироваться в дополнительной литературе;
- воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок.
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, раздаточное методическое пособие, размноженное к уроку, (прилагается), молитвослов.
Ход урока.
- Организационный момент.
Запишем в тетради тему урока, эпиграфом к которому взяты строки М.Ю. Лермонтова: «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала…»
Кроме учебника и тетради нам сегодня в работе понадобятся учебные пособия, которые лежат перед каждым на столе.
- Актуализация.
Начинаем разговор с темы урока, где есть два ключевых слова, которые нам знакомы: Лермонтов и стихотворение.
- Вспомним, что такое стихотворение как жанр литературы? (ответы ребят) Теперь обратимся к литературоведческому словарю( 2стр. метод. пособия) и прочитаем, что такое стихотворение
Чтобы понять, а потом и выразительно прочитать лирическое произведение, нужно исследовать его: проанализировать его форму и содержание. Обратимся к схеме анализа стихотворения на 2 стр. методички.
- Что мы должны проанализировать, чтобы понять чувства и мысли автора?
( Художественные средства)
- Какие художественные средства помогают автору передать свои чувства и мысли? Ответить на этот вопрос вам поможет литературоведческий словарик на 2 стр. методички.
Итак, исследуя художественные средства, мы с вами поймем чувсва и мысли автора, иными словами, авторский замысел.
- Чей же замысел мы должны понять сегодня? (М.Ю. Лермонтова)
- Что вы можете сказать о личности поэта? (одинокий, печальный, задумчивый, противоречивый …)
Задача ребятам: давайте же продолжим для себя рисовать портрет Лермонтова. Посмотрим, что заставило поэта сказать: «Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала…».
Для этого исследуем стихотворение «Молитва».
- Анализ стихотворения.
- Какая тема заявлена в заглавии стихотворения?
- О чем будет стихотворение?( о молитве, о боге, о вере…)
- Что такое молитва? (обращение человека к богу, см. методичку)
На доске: По Библии( христианская книга) есть
Бог | Дьявол | |
Добро Свет | Зло Тьма |
- Для чего человек обращается к Богу? (Чтобы обрести добро, свет, душевный покой, чтобы очистить душу…)
- А зачем нужно очищать душу?(см. методичку) По Библии человек имеет
форму | содержание |
Тело | Душа |
смертно | Бессмертна |
умрет | Будет жить вечно |
↓ Попадет в рай или ад |
Чтобы попасть в рай , нужно очищать душу от грехов!
В тетрадь записать: Молитва – обращение к Богу, для очищения души.
Вот одна из таких очищающих молитв, которую дети раньше заучивали в гимназии.
( молитва «Отче наш» , см. методичку) Обратить внимание ребят на молитвослов, который находится на выставке. Прочитать молитву вслух.
- Что просит человек в этой молитве?( хлеба сегодня, прощения грехов, не вводить во искушение(в грех, в нечистое дело)
- От кого просит избавить? (от лукавого, т.е. дьявола)
На доске: Значит, От тьмы к свету
(стремиться)
Молитва – талисман, который охраняет человека от напастей.
Прослушайте «Молитву» М.Ю. Лермонтова(с.93 учебника) и подумайте:
- С какой интонацией читается стихотворение?
- Какие чувства вызывает в нас?
На доске:
интонация | чувства |
Медленная | Нежность |
Плавная | Радость |
Размеренная | Печаль |
Похожа на молитву | Грусть |
- Какие слова «главные» в этом стихотворении? (которые выражают тему веры)
В тетрадь записать цитаты:
молитву чудную |
сила благодатная |
святая прелесть |
- Какое настроение несут эти слова? (светлое, радостное, умиление)
- Понятно ли вам слово «благодатная»?( несущее благо, добро)
См. методичку: Благодать (по Библии) .
Сила благодатная – сила, несущая человеку надежду на спасение души.
- Анализ по строфам.
а)Прочитать выразительно 1 строфу стихотворения (сами ребята)
- Какое состояние души человека отражено в ней? Каких чувств больше? ( грусть, печаль, трудная минута)
- Какие художественные средства передают эти чувства? (метафора: «грусть теснится», эпитет: « в минуту жизни трудную»)
Итак, в первой строфе автор передает состояние печали, грусти, тяжести.
Но есть просвет – «молитва чудная».
- Когда лирический герой Лермонтова обращается к Богу? ( в трудную минуту, когда на душе темно)
б) Перечитаем вторую строфу стихотворения.
- Какое настроение мы наблюдаем здесь? (больше света, радости)
- Какие художественные средства выразительности использует автор? (эпитеты: благодатная, созвучье слов живых, непонятная святая прелесть)
- Что описывается этими эпитетами? (сила и прелесть «живого слова» - молитвы) А может быть стихотворения?
Итак, «живое слово», по мнению Лермонтова, очищает, ведет к Богу, к свету.
На доске: от тьмы к свету
в) Перечитаем третью строфу.
- О чем она нам рассказывает? Какое несет настроение? (радость, легко, светло) Уходят тоска и томление, их сменяет вера, надежда, слезы облегчения.
- Какие художественные средства передают это состояние?
С души как бремя скатится – метафора
Сомненье далеко – эпитет
Легко, легко – эпитет
Верится .плачется – безличные возвратные глаголы
- Итак, о чем рассказывает поэт в этих трех строфах? ( об очищении души молитвой, о движении души человека от Тьмы к Свету ( к Богу), от Зла к Добру)
А кроме этих мыслей, передаваемых нашему разуму, Лермонтов обращается и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы со-переживали с лирическим героем это движение.
- Как меняются чувства? (от грусти и тоски к вере и радости)
- Как это движение души передает строение предложений?( каждая строфа-это одно осложненное сложное предложение. Запятая движет вперед – от тьмы к свету. Это же противопоставление тьмы и света передают антонимы(в1и3 строфах: трудно-легко, теснится грусть-бремя скатится)
- Как называется этот художественный прием? (антитеза)
- Итак, какие же чувства и мысли через форму передает нам автор?
- А теперь давайте выразительно прочитаем стихотворение, стараясь передать мысли и чувства лирического героя.
- Что же нового мы узнали о личности М.Ю.Лермонтова? Какие черты можем добавить к его портрету? ( Верящий в Бога, в Добро, в Свет)
Почему он обращается к Богу? (не находит веры в себе, в окружающих, в жизни – «остро одинок». Недаром в 1831году Лермонтов напишет:
Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала…)
И находит он «чудесное» в «живом» слове молитвы и стихов!
О «живом» слове стихов Лермонтова говорят до сих пор. Перед вами слова Д.С.Мережковского (см. методичку)
Кого заинтересовал портрет Лермонтова, поэта и человека, можете почитать книги о нем (Энциклопедический словарь Лермонтова).
- Задание на дом: стихотворение «Молитва» выразительно читать наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская "Сравнительный анализ стихотворения "Молчание" Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама
Мастерская для 11 кл....
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.
Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Анализ стихотворения «Воробей»
Задание для самостоятельной работы...
Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Три пальмы". Обучение анализу стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. К уроку РР в 6 кл.
Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски....
Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)
Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...
Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар» (по статье Ю.М. Лотмана «Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»)
Анализ стихотворения "Анчар"...