Разработка урока по теме: " Национальная политика советского государства в период правления Сталина как эпоха эскалации в межнациональных отношениях"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Материал содержит разработку урока, презентацию для урока, пакеты документов для работы в группах, задания для группы экспертов. Урок разработан для проведения в 11 классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Национальная политика СССР в годы правления Сталина как эпоха эскалации межнациональных отношений.

Слайд 2

Эскалация (англ. escalation восхождение при помощи лестницы) – обострение чего – либо, например, конфликта, межнациональных отношений и т.п.

Слайд 3

Национальная политика СССР в годы правления Сталина как эпоха эскалации межнациональных отношений. Цель : выявить основные аспекты и последствия национальной политики Сталина

Слайд 4

Мнение историка: "… никак нельзя оправдать примененные ко многим народам репрессивные насильственные меры. Ведь суровому наказанию подвергались не только виновные, но и народы в целом. Такие меры не могли быть признаны справедливыми…" Н.Ф. Бугай , д.и.н., профессор " … Сталина должны были бы героизировать не столько коммунисты, сколько их ярые оппоненты – украинские националисты… Без Сталина Украины не было бы в нынешних границах. И столько, сколько сделал Сталин для украинизации, нужно было бы поискать подобного деятеля в национальной украинской истории… " В. Корнилов, историк

Слайд 6

СХЕМА ОТВЕТА: Я СЧИТАЮ … ПОТОМУ ЧТО… НАПРИМЕР… ТАКИМ ОБРАЗОМ…

Слайд 7

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Сравните депортации народов в СССР и интернирование японцев в США в годы Второй мировой войны, найдите сходство (не менее двух сходных черт) и различия (не менее двух различий). * В качестве источника информации можно использовать статью в Викепедии «Интернирование японцев в США»

Слайд 8

Составьте синквейн со словом толерантность: Толерантность ______________________________________ ( два слова, прилагательные, описывающие основную мысль ) _________________________________________________________________ ( три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы ) _______________________________________________________________ ( фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме ) _______________________________________________________________ ( резюме, выраженное одним ключевым словом )

Слайд 9

Мне показалось важным … Мне больше всего удалось… Я чувствовал … Мне было трудно … Сегодня на уроке:

Слайд 10

Привлек меня тем… Показался интересным, т.к. … Оставил меня равнодушным… Сегодня урок:

Слайд 11

Выразите свое отношение к услышанному на уроке одним словом: увлечен заинтересован интересно полезно нужно узнал новое



Предварительный просмотр:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ

  - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Владимировна. Сегодня урок истории у вас буду вести я. Я немного волнуюсь, да и вы, наверное, несколько напряжены – незнакомый учитель, гости… Я предлагаю немного расслабиться и посмотреть небольшой видеофрагмент.

                Пока включаю видео, продолжаю говорить:

- Это отрывок из старого советского кинофильма «Цирк», который вышел на экраны в 1936 г. (см. видеофайл)

- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

- Вы абсолютно правы, мы сегодня будем говорить о национальных отношениях, а точнее (вывожу 1-й слайд) о национальной политике советского государства в период правления Сталина как эпохе эскалации в межнациональных отношениях.

- Ребята, скажите, пожалуйста, какие слова-ассоциации у вас возникаю, когда вы слышите понятие «эскалация»?

- Спасибо, мне ясны ваши мнения. Давайте проверим, насколько они верны. Для этого обратимся к словарям и посмотрим, какие определения этому понятию даются там. Возьмите словари, которые лежат у вас на столах и найдите в них определения.

- Итак, зачитайте, пожалуйста, определение понятия «эскалация», которое дает толковый словарь  русского языка

- Теперь, словарь иностранных слов.

- теперь словарь….

- Итак, ребята, вы услышали несколько определений, они довольно близки друг другу. Скажите мне, какое из этих определений больше всего подходит для нас, учитывая тему урока?

-  Я с вами совершенно согласна (вывожу 3-й слайд). Его и запишем в рабочие листы (приложение 1)

- Ну вот, теперь нам понятны все термины в теме урока и вы можете записать ее в рабочие листы (вывожу 3-й слайд)

- Еще раз внимательно посмотрите не тему  и попробуйте сформулировать цель нашего урока.

- Вы абсолютно правы – цель нашей сегодняшней работы (на 3-ем слайде вывожу цель) – выявить основные аспекты и последствия национальной политики Сталина.

- В силу многонациональности нашей страны, национальная политика всегда играла в ее жизни особую роль. Изучение опыта национальной политики СССР важно, так как этот опыт позволяет оценить истоки ряда современных межэтнических конфликтов и проблем в межгосударственных отношениях на пространстве бывшего СССР.

- Я хочу предложить вам сейчас провести небольшое социологическое исследование и выяснить ваше отношение к межнациональным конфликтам в России. Для этого я попрошу каждого из вас ответить на вопросы анонимной анкеты. Анкеты (приложение 2) лежат перед вами и у вас есть минута, чтобы выразить свое мнение. Приступайте.

Пока они заполняют, я говорю:

- Обращаю ваше внимание на то, что анкета анонимна, но вам нужно указать свой пол и поставить метку напротив того высказывания, с которым вы согласны.

- Итак, анкеты заполнены, а мне теперь понадобится помощь трех учащихся, которые хорошо считают. Есть среди вас такие?

- Итак, мы сформировали группу экспертов. Я передаю вам анкеты ваших одноклассников и пакет заданий к ним (приложение 2).  Присаживайтесь и начинайте работать.

- Ну а пока наши эксперты будут работать, мы с вами рассмотрим вопросы национальной политики советского государства в период правления Сталина.

- В историографии есть разный точки зрения на политику Сталина в отношении разных народов.  (вывожу 4 слайд) Ряд историков негативно (Щелчок на 4 слайде) оценивают национальную политику Сталина, указывая на то, что никак нельзя оправдать примененные к разным народам репрессивные меры.

- Другие склонны видеть рациональные причины использования насилия. Подобно тому, как Бисмарк «железом и кровью» объединял немецкие земли в единое государство в XIX веке, столь же жестоко и безжалостно укреплял советское государство и Сталин.

- И сегодня на уроке каждый из вас должен будет определить для себя, какую позицию он поддерживает. Это и будет логическим заданием на урок.

Обратить внимание учеников на логическое задание, которое записано на доске: Как вы оцениваете национальную политику Сталина – преступление или благо для советского государства?

- Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо познакомиться с аспектами национальной политики Сталина и теми последствиями, к которым она привела.

- Работать вы будите в группах. У каждой группы есть свой пакет заданий, на выполнение которых вам дается 7 мин. Можете приступать к работе.

- Напоминаю вам, что вы должны выбрать ответственного, который будет отвечать за работу группы, выбирать выступающих от своей группы и заполнять бланк отметок.

За минуту до окончания: У вас осталась минута, ответственные назначьте, пожалуйста, отвечающих от своих групп.

- Итак, время вышло, я обращаю ваше внимание на то, что по ходу ответов своих одноклассников, вы заполняете таблицу в рабочих листах.

- Итак, первая группа – вам нужно было, проанализировав документы, выделить основные аспекты национальной политики Сталина. Назовите первый аспект, который вы выделили.

 - Совершенно верно, класс!!! Не забывайте заполнять таблицу в рабочих листах.

- Первая группа, перечислите мне основные причины переселения народов, которые вы нашли в официальных документах.

- Вы абсолютно правы. Давайте теперь обратимся ко второй группе. Какие народы подверглись депортации? Выйдите к доске и покажите на карте основные районы, куда переселялись народы.

- Какая национальность понесла наибольший урон? Почему?

- Чем можно объяснить депортации таких народов, как финны, румыны?

- Спасибо за вашу работу, теперь обратимся к третьей группе. Назовите нам последствия для будущего развития страны, которые породили массовые депортации.

- Совершенно верно. Не забывайте про таблицы в рабочих листах.

- Итак, переходим ко второму аспекту национальной политики, который выделила первая группа. Ребята, назовите второй аспект.

- Назовите причины той политики, которую советские власти проводили на этих территория.

- Вторая группа, отметьте на карте метками территории, на которых шла борьба советской власти с национальными движениями.

- Вспомните, почему именно здесь началось такое активное сопротивление советской власти?

- Дайте, пожалуйста, общую характеристику национальным движениям.

- Третья группа, оцените, пожалуйста, последствия этой борьбы.

- Совершенно верно. Ну, и остался третий аспект национальной политики. Первая группа, назовите его, пожалуйста, а остальные запишут его в таблицу.

- Вторая группа, что стало основным содержанием курса на «выравнивание экономического уровня национальных окраин»

-  в чем выражалась помощь, которую советское правительство оказывало союзным республикам?

- ну, и третья группа подведет итоги такой политики советского государства. Перечислите, пожалуйста, основные итоги политики советского государства, направленной на «поднятие уровня экономического развития национальных окраин».

- Итак, мы с вами познакомились с основными аспектами национальной политики советского государства в годы правления Сталина, определили ее последствия и теперь вернемся к нашему логическому заданию.

- У вас есть ровно минута, чтобы обсудить задание в группе, придти к единому мнению и  представить его по следующей схеме (6 слайд)

-  Вы успешно справились с логическим заданием. Спасибо за ваши мнения. А свое отношение к данному вопросу я бы хоте выразить, прочитав  стихотворение Б. Заходера. Послушайте внимательно.

        Я собака - всего лишь собака!

        В голове у меня – пустота.

        Но любую другую собаку, однако,

        Никогда не приму за кота!

 

       Не нужны не условные знаки.

       Ни слова - потому что чутьём

       Брата кровного в каждой собаке

       Мы и так за версту узнаем!

       

      Ни порода , ни масть , ни размеры

      С толку нас никогда не собьют;

      Даже крошечные тойтерьеры

      В сенбернарах своих признают…

 

     Мы вступаем в драки, и в браки.

     Неизменную веру храня:

     Что бы ни было - все мы  собаки.

     Все мы - братья, все мы родня.

     Вы же, умные, вашего брата

     Распознать, неспособны никак…

    Сразу видно – чутьё слабовато.

    В этом вам далеко до собак.

    Если брат ваш – не вашей масти,

    Разве в этом он виноват?

    Вы же рвете его на части

    Словно он вам уже и не брат…

- Скажите мне, пожалуйста, почему именно это стихотворение я выбрала для сегодняшнего урока, какая проблема поднимается автором этого стихотворения?

- Актуальна ли эта тема сегодня?  

- Конечно, эта тема очень актуальна для современного общества и не случайно и мы с вами начали наш урок с анкетирования. Давайте послушаем экспертов, которые должны были проанализировать данные, полученные в ходе анкетирования.

- Итак, анкетирование показало, что большинство из вас сочетает позитивное отношение к своему народу с позитивным отношением к другим народам. Отсутствие утвердительных ответов на третий вопрос, говорит о том, что вам не безразличны происходящие вокруг вас межнациональные конфликты, а это значит, что вы имеете активную гражданскую позицию.

- Конечно, будущее нашей страны принадлежит молодежи, и сейчас я предлагаю вам в качестве гостей переместиться на молодежный саммит «Ключи к миру», на котором выступят со своей моделью «Школы мира» ваши одноклассники (назвать по именам). Давайте поддержим участников саммита аплодисментами.

 

Модель :

Что такое школа мира – школа мира объединяет людей всего мира, которые стремятся к сохранению, развитию и процветанию человеческой цивилизации на земле.

Чему учат в школе мира – правилам, по которым должны жить люди всех стран, чтобы мир был прочным и нерушимым

Что обсуждают на занятиях в школе мира – какие глобальные проблемы существуют в современном мире, и решению каких из них может содействовать молодежь

Что станет результатом обучения в школе мира – приобретение опыта, накопленного мировым сообществом для лучшего развития человечества.

- Ну, что ж, по-моему получилась отличная модель Школы мира. Например, в Московском регионе уже 59 школ получили почетное право именоваться Школой мира, так что нам есть куда стремиться. И я очень надеюсь на то, что тот опыт, который вы получили сегодня на уроке, пригодится вам для понимания истоков ряда современных межэтнических конфликтов. Ведь как показало анкетирование, среди вас нет равнодушных к современным межнациональным проблемам.

 - Домашнее задание : Сравните депортации народов в СССР и интернирование японцев с США в годы Второй мировой войны, найдите сходство (не менее двух сходных черт) и различия (не менее двух различий).

             * В качестве источника информации можно использовать статью в Викепедии «Интернирование японцев в США»

           

              Смотрят видео (4 мин.)

Предлагают варианты (2-3 чел.) – если нет желающих, спросить самой => выходят на тему урока

Предлагают варианты (2-3 чел.) – если ученик говорит много, попросить сформулировать его одним словом

Работают со словарями

Один ученик зачитывает определение

Один ученик зачитывает определение

Эскалация – это обострение чего-либо

Пишут определение в рабочие листы

Записываю тему в рабочие листы

Предлагают варианты (2-3 человека)

Заполняют анкеты (1 минута, чтобы заполнить и собрать)

Выбрать троих учеников (если нет желающих, назначить самой)

Эксперты садятся за отдельный стол и работают самостоятельно.

Работают в группах. (пакет документов: приложение 3 – для первой группы; приложение 4 – для второй группы; приложение 5 – для третьей группы)

Называют – депортация народов или политика по переселению народов.

Ответы: сотрудничество с немцами, превентивные меры, участие в бандформированиях.

 Ученик работает с доской и картой – стрелками позывает районы, куда переселялись народы и отмечая их флажками. (немцы – 1941 г – Новосибирская, Омская обл., Алтайский, Красноярский кр., Казахстан., финны – 1941-1942 гг. – Иркутская обл., Красноярский кр., Якутская АССР, чеченцы и ингуши – 1944 г. – Казахстан, Киргизия, карачаевцы – 1943 г. – Казахстан, Киргизия Таджикистан, калмыки – 1944 г. -  Алтайский, Красноярский кр., Новосибирская, Омская обл., турки – 1944 г., крымские татары- 1944 г., = Узбекистан, Урал балкарцы – 1944 г., - Казахстан и Киргизия, турки – 1944 г., - Узбекистан, Казахстан, Киргизия)

Немцы, т.к. в 1941 г. Началась война с Германией.

Финны, румыны во ВМВ были сателлитами Германии – формально независимые государства, но фактически подчинены Германии.

Третья группа отвечает:

- ущерб экономике районов прежнего обитания переселяемых народов, их культуре, традициям.    

- Прерывались устоявшиеся экономические и культурные связи между народами-соседями,

 - деформировалось национальное сознание масс.

- Был заметно подорван авторитет государственной власти.

- Были осуществлены грубейшие нарушения Основного Закона государства

- предпосылки для смешанных браков и межнационального трудового общения.

- образование «внутренних диаспор» практически у каждого репрессированного народа.   –

 - ощутимое количественное сокращение населения оставленных территорий  

Второй аспект – борьба советской власти с национальными движениями на территории З. Украины, З. Белоруссии и Прибалтики.

- Необходимость бороться с национальными движениями, которые хотели независимости от СССР.

- сотрудничество с немцами в годы войны.

Работают с картой, отмечая флажками районы борьбы с национальными движениями.

Эти территории вошли в состав СССР только накануне ВОВ и не все оказались согласны с той политикой, которую советские власти стали проводить на этих территориях.

- цель этой борьбы – независимость от СССР

- сочетание методов партизанской войны c террором против тех, кого считали «предателями»

- на территории Прибалтики действовали «лесные братья», на территории Украины – Украинская Повстанческая армия

 - сотрудничество с немцами

- были разгромлены советскими войсками.

- репрессии, которые затронули не только участников, но и многих ни в чем не повинных представителей различных народов.

- Запрещались национальные произведения, ограничивалось книгоиздание на родном языке (за исключением пропагандистской литературы), сокращалось число национальных школ.

 -  Подобная национальная политика не могла не вызвать в перспективе нового всплеска национальных движений у самых разных народов, входивших в состав СССР

выравнивание экономического уровня национальных окраин

- промышленное строительство в национальных районах

- оказание материальной помощи

- материальная помощь республикам, пострадавшим от голода 1946 года, особенно Молдавии.

- материальная помощь Туркмении, когда там в 1948 году произошло сильное землетрясение, хотя на тот момент еще не были полностью решены проблемы по восстановлению западных областей от немецкого нашествия.

- игнорирование национальных особенностей различных регионов СССР,

- национальные районы были втянуты в общий модернизационный процесс, развернувшийся в стране

- огромный шаг вперед в промышленном развитии

 Каждая группа высказывает свое мнение (5 мин)

Толерантности, терпимости людей друг к другу. Автор указывает на то, что людям этого не достает и они бывают очень жестоки друг к другу.

Да, актуальна

Выступает один из экспертов, который анализирует данные диаграммы. (1-2 мин.)

Выступают 3 остальных эксперта с макетом модели (3-4 мин.)



Предварительный просмотр:

ТЕМА: _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Словарь урока:

ЭСКАЛАЦИЯ- ______________________________________________________________

ДЕПОРТАЦИЯ - насильственное переселение или выселение определенной группы населения в пределах или за пределы страны.

Таблица: «Национальная политика СССР в период правления Сталина»

Аспекты национальной политики

Причины

Содержание

Последствия

Домашнее задание:   Сравните депортации народов в СССР и интернирование японцев с США в годы Второй мировой войны, найдите сходство (не менее двух сходных черт) и различия (не менее двух различий).

             * В качестве источника информации можно использовать статью в Викепедии «Интернирование японцев в США»



Предварительный просмотр:

Анкета «Толерантность – путь к культуре мира».

  1. Анкета является анонимной.
  2. Укажите свой пол:          

М

Ж

  1. Определите свое согласие или несогласие с приведенными в таблице

высказываниями:

Я – человек, который…

 СОГЛАСЕН

НЕ СОГЛАСЕН

1.Любит свой народ, но уважает культуру и язык других народов

2.Раздражается при близком общении с людьми других национальностей

3.Никогда серьезно не относился к межнациональным конфликтам

Анкета «Толерантность – путь к культуре мира».

  1. Анкета является анонимной.
  2. Укажите свой пол:          

М

Ж

  1. Определите свое согласие или несогласие с приведенными в таблице

высказываниями:

Я – человек, который…

 СОГЛАСЕН

НЕ СОГЛАСЕН

1.Любит свой народ, но уважает культуру и язык других народов

2.Раздражается при близком общении с людьми других национальностей

3.Никогда серьезно не относился к межнациональным конфликтам

Задания:

  1. Подсчитайте голоса и вычислите в процентном соотношении количество  

утвердительных ответов на 1-й, 2-й и 3-й вопрос, используя формулу

   , где А – это общее число участников анкетирования, В – число  участников, ответивших на 1-й, 2-й и 3-й вопрос.

  1. Заполните таблицу:

Вопрос

Общий %

Из них:

юноши (%)

девушки (%)

1.Любит свой народ, но уважает культуру и язык других народов

2.Раздражается при близком общении с людьми других национальностей

3.Никогда серьезно не относился к межнациональным конфликтам

  1. На основе данных, занесенных в таблицу, составьте диаграмму «Уровень толерантности в классе 11.1» (см. Приложение 1).
  2. Проанализируйте диаграмму и сделайте соответствующие выводы.
  3. Творческое задание:

Во второй половине 90-х годов XX века в Московском регионе зародилось Движение юных миротворцев в результате осознания в педагогической среде важности идей культуры мира, толерантности, сформулированных системой ООН, для воспитания детей и подростков. Движение юных миротворцев представляет собой часть российского и международного движения за культуру мира, возникшего в мире в конце прошлого века и развивающегося в рамках объявленного ООН Десятилетия культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты.

   Задание:

                  Вы решили присоединиться к Движению юных миротворцев.  Вам необходимо создать модель «Школы мира» (см. Приложение 2) и представить ее своим одноклассникам.

   

     


        

100%                                            

90%                                            

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%                                  

  5%

       0

                                             

                      1-й вопрос                          2-й вопрос                    3-й вопрос

Диаграмма

«Уровень толерантности в классе 11.1»

        





Предварительный просмотр:

Задания: 

                         1. Проанализировав официальные документы, определите основные  

                             аспекты национальной политики СССР в годы правления Сталина.

                         2. Каковы были основные причины переселения отдельных народов в

                             отдаленные районы Советского Союза? Назовите не менее трех  

                             типичных причин.

                         3. Определите, каковы были причины той политики, которую советские  

                             власти проводили на территории   Западной Украины, Западной  

                             Белоруссии?  

I-й блок документов:

                                                                                  

Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья»

По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, населенных немцами Поволжья. <…>

<…> Во избежание таких нежелательных явлений и для предупреждения серьезных кровопролитий Президиум Верховного Совета СССР признал необходимым переселить все немецкое население, проживающее в районах Поволжья, в другие районы…<…>

                                                                                                                                        Председатель Президиума

                                                                                                   Верховного Совета СССР подпись М.Калинин

                                                                                                                                              Секретарь Президиума

                                                                                                       Верховного Совета СССР подпись А.Горкин

                                                                                                                                                           28 августа 1941 г.

Указ Президиума Верховного Совета СССР о ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР

Учитывая, что в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории Калмыцкой АССР многие калмыки изменили Родине, вступали в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной Армии, предавали немцам честных советских граждан, захватывали и передавали немцам эвакуированный из Ростовской области и Украины колхозный скот, а после изгнания Красной Армией оккупантов организовывали банды и активно противодействуют органам Советской власти по восстановлению разрушенного немцами хозяйства, совершают бандитские налеты на колхозы и терроризировали окружающее население, Президиум Верховного Совета СССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Всех калмыков, проживающих на территории Калмыцкой АССР, переселить в другие районы СССР, а Калмыцкую АССР ликвидировать. <…>

2. Образовать в составе РСФСР Астраханскую область с центром в гор. Астрахани.

Включить в состав Астраханской области районы бывшей Калмыцкой АССР <…>

                                                                                  Председатель Президиума Верховного Совета СССР

                                                                                                                                                            М. Калинин

                                                                                        Секретарь Президиума Верховного Совета СССР

                                                                                                                                                               А. Горкин

                                                                                                                                                     Москва, Кремль

                                                                                                                                                   27 декабря 1943 г.

Указ Президиума Верховного Совета СССР о ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории

7 марта 1944 года

В связи с тем, что в период Отечественной войны, особенно во время действий немецко-фашистских войск на Кавказе, многие чеченцы и ингуши изменили Родине, переходили на сторону фашистских оккупантов, вступали в отряды диверсантов и разведчиков, забрасываемых немцами в тылы Красной Армии, создавали по указке немцев вооруженные банды для борьбы против Советской власти, а также учитывая, что многие чеченцы и ингуши на протяжении ряда лет участвовали в вооруженных выступлениях против Советской власти и в течение продолжительного времени, будучи не заняты честным трудом, совершают бандитские налеты на колхозы соседних областей, грабят и убивают советских людей, – Президиум Верховного Совета СССР

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Всех чеченцев и ингушей, проживающих на территории Чечено-Ингушской АССР, а также в прилегающих к ней районах, переселить в другие районы СССР, а Чечено-Ингушскую АССР ликвидировать. <…>

                                                                                           Председатель Президиума Верховного Совета СССР

                                                                                                                                                                    М. Калинин

                                                                                                Секретарь Президиума Верховного Совета СССР

                                                                                                                                                                       А. Горкин

                                                                                                                                                            Москва, Кремль

                                                                           

II-й блок документов:

                  Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 1299-526сс «Об изъятии

контрреволюционных организаций в западных областях УССР»

14 мая 1941 г. Сов. секретно

Особая папка

В связи с усилением активности контрреволюционных «организаций украинских националистов (ОУН)» в западных областях УССР, выразившейся в вооруженных налетах оуновцев на сельсоветы, колхозы, убийствах сельских активистов, в целях решительного пресечения преступной деятельности оуновцев, нарушающих мирный труд колхозников западных областей УССР, Центральный Комитет ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:

1. Обязать органы НКГБ и НКВД Украины продолжить изъятие участников контрреволюционных оуновских организаций.

2. Арестовать и направить в ссылку на поселение в отдаленные районы Советского Союза сроком на 20 лет с конфискацией имущества:

а) членов семей участников контрреволюционных украинских и польских националистических организаций… <…>

б) членов семей участников указанных контрреволюционных националистических организаций…  <…>

8. Поручить НКВД и НКГБ СССР и Секретарю ЦК Белоруссии т. Пономаренко обсудить вопрос о проведении аналогичных мер по западной Белоруссии.[20]

                                                                              Секретарь ЦК ВКП(б) и Председатель    

                                                                                                            Совнаркома СССР И. Сталин

 

Из докладной записки НКВД УССР Военному совету Южного фронта о формировании германским командованием «Украинской национальной армии»

23 марта 1942 г.

По имеющимся в нашем распоряжении материалам, германским командованием на территории оккупированных областей Украины формируются вооруженные так называемые «добровольческие» отряды и части.

Эти части и отряды противник формирует для использования их на фронте в борьбе с Красной Армией, для заброски их в наш тыл с диверсионными целями, для выполнения задач по войсковой разведке на фронте, а также для выполнения карательных функций на оккупированной территории по борьбе с партизанами, активными советскими элементами и по охране важных объектов.

Формирование этих частей проводится германским командованием при активном участии украинских националистов под лозунгами создания на Украине Украинской армии «для защиты свободы и независимости Украины», которых для нее добилась германская армия, «для защиты украинской собственности», «для спасения Украины» и т. п.  <…>

       В связи с наличием сведений о формировании противником вышеуказанных отрядов и частей нами проводятся следующие мероприятия: <…>

3. Подготавливаются партизанские отряды для нападения и разгрома сформированных отрядов и частей на оккупированной противником территории. <…>

                                                                            Народный комиссар внутренних дел УССР Сергиенко

 

       <…>   Основная вооруженная борьба после освобождения территории Белоруссии развернулась с польскими националистическими формированиями, наиболее распространенными в Барановичской и Гродненской областях. С освобождением Западной Белоруссии польские организации по указанию эмигрантского правительства в Лондоне начали активную борьбу против советской власти. Отряды Армии Крайовой систематически нападали на сельсоветы, убивали партийно-советских работников, вели активную агитацию среди польского населения, распространяли воззвания и листовки с призывом к населению не подчиняться органам советской власти и угрожали расстрелом тем, кто будет выполнять советские законы. <…>                   

                                                                    Сборник документов  НКВД-МВД СССР в борьбе с бандитизмом

                                                                          и вооруженным националистическим подпольем на Западной                  

                                                                            Украине, в Западной Белоруссии и  Прибалтике (1939–1956).

                                                                         

III-й блок:

№ 45 Резолюция XVI конференции ВКП(б) «О пятилетнем плане развития народного хозяйства»

 29 апреля 1929 г.

 

        <…>  Исходя из изложенных выше данных о пятилетнем плане и принимая во внимание, что этот план вполне обеспечивает:   <…>

ж) хозяйственный и культурный подъем национальных республик и отсталых районов и областей, <…> —

конференция постановляет одобрить пятилетний план Государственной плановой комиссии в его оптимальном варианте, утвержденный Советом Народных Комиссаров СССР как план, полностью отвечающий директивам XV съезда партии.

                                                                        Индустриализация в СССР. 1926-1928 гг. Документы и    

                                                                                                 материалы / под ред. М.П. Ким – М.: Наука, 1969

                                                                                

      <…> Одной из основных задач коллективизации и индустриализации партия провозгласила курс на «выравнивание экономического уровня национальных окраин»…  

                                                                        Индустриализация в СССР. 1926-1928 гг. Документы и    

                                                                                                 материалы / под ред. М.П. Ким – М.: Наука, 1969

 



Предварительный просмотр:

Задания:  1.  Проанализируйте данные таблицы: «Сталинские депортации  

                     накануне и во время Великой Отечественной войны» и карты «Принудительные

                     внутренние миграции в СССР»: и сделайте выводы:

  • какие народы подлежали депортации?
  • на карте  «Республики СССР» покажите основные направления депортации и районы расселения депортированных народов.
  • какая национальность понесла наибольший урон и почему?
  • чем можно объяснить депортации в отношении таких народов, как финны, румыны?

              2. Работа с картой «Республики СССР»

  • предварительно изучив документы, покажите на карте районы, где шла борьба советской власти с национальными движениями.
  • подумайте, почему именно здесь начинается такое активное сопротивление советской власти?

              3.   На примере «лесных братьев» в Прибалтике и Украинской повстанческой

                     армии дайте общую характеристику национальным движениям.

  1. Что стало основным содержанием курса на «выравнивание экономического уровня  

       национальных окраин»

  1. Таблица « Сталинские депортации накануне и во  время Великой Отечественной войны»:

Национальности

Годы депортации

Количество высланных в тыс.

Районы депортации

1.Немцы

1941-1942 гг.

905000

Новосибирская, Омская обл., Казахстан

2.Фины, румыны

1941-1942 гг.

400000

Иркутская обл., Якутская АССР

3.Калмыки

1943-1944 гг.

101000

Новосибирская, Омская обл.,

4.Карачаевцы

1943 г.

70000

Казахстан, Киргизия, Таджикистан

5.Чеченцы

1944 г.

485000

Казахстан, Киргизия

6.Ингуши

1944 г

37000

Казахстан, Киргизия

7.Балкарцы

1944 г

191000

Казахстан, Киргизия

8.Крымские татары,  др. национальности Закавказья

1944 г

100000

Узбекистан, Урал

2. . <…>  Точного и объективного определения «лесным братьям» дать невозможно хотя бы по той причине, что единого организованного движения под таким названием не существовало, а также в связи с тем, что жители прибалтийских республик вступали в эти формирования по самым различным причинам.

Если рассматривать только те вооружённые формирования, которые боролись за независимость от СССР, то можно выделить некоторые общие черты, характерные для «лесных братьев»: отсутствие единого центра, высокая самостоятельность (вплоть до самоизоляции) каждого отряда; отсутствие чётких географических «очагов» вооружённой борьбы. Как и большинство партизанских движений, «лесные братья» сочетали методы партизанской войны c террором против тех, кого считали «предателями»… <…>

Борьба с советским режимом началась в Прибалтике практически сразу после установления там советской власти. Наиболее активно она велась в Литве — как по географическим причинам (лесистая местность удобна для партизанских действий), так и в связи с наличием соответствующих лидеров и организаторов. <…>

С началом вторжения Германии, отряды «лесных братьев» организовали ряд терактов в тылу РККА: они нападали на колонны советских войск, уничтожали мелкие отряды красноармейцев, помогали дезертировать из РККА призванным туда жителям Прибалтики и т. п. <…>

В 1944—1945 годах советские войска занимают Прибалтику. На территории Литвы, Латвии и Эстонии иногда — стихийно, иногда — организованно возникают вооружённые формирования, оказывающие сопротивление Красной Армии и властям. Наиболее сильным вооружённым формированием стала Армия освобождения Литвы, основанная в декабре 1941 года. <…>

<…>… в 1947 году НКВД и Советская Армия провели ряд успешных операций против «лесных братьев».   После 1947 года ни одно из антисоветских вооружённых формирований в Прибалтике не пыталось действовать в открытую и создавать многочисленные отряды. Напротив, «лесные братья» перешли к чисто партизанской тактике. <…>  Примерно к 1952 году, после нескольких крупномасштабных операций   организованное движение «лесных братьев» было разгромлено. В лесах остались только маленькие группы. Борьба с ними велась до 1957 года.

                                                                                                                   Известия ЦК КПСС.-1990.-№ 8.-С.166-177;

                                                                                                                                                            №10.-С.129-139; № 11.-С.112-123.

 3.  <…> … С весны 1943 года на территориях, которые до 1939—1940 годов входили в состав Польши и Румынии, действовала Украинская повстанческая армия (УПА),

В 1943—1944 отряды УПА действовали против советских партизан, отрядов польского подполья (как коммунистического, так и подчинявшегося лондонскому правительству, то есть Армии Крайовой).  <…> С конца 1943 — начала 1944 отряды УПА взаимодействовали с германскими войсками и полицией и действовали в интересах германских спецслужб — Гестапо и Абвера. <…>

С восстановлением советской власти террор был распространен на военнослужащих Красной Армии, внутренних и погранвойск НКВД СССР, сотрудников правоохранительных органов и служб безопасности, советских и партийных работников, колхозных активистов, учителей и других представителей интеллигенции приехавших «с востока», лиц из числа местного гражданского населения и структур ОУН заподозренных в поддержке или лояльности советской власти — в ряде случаев подобная ликвидация проходила вместе с семьями.

Формально деятельность штабов и подразделений была прекращена 3 сентября 1949г[1]. Это, однако, не означало прекращения деятельности антисоветского националистического подполья в западных областях Украинской ССР и Белорусской ССР, которое было фактически ликвидировано только к концу 1953 г., хотя отдельные мелкие группы действовали до начала 1956 г. <…>

                                                                                           Дюков А. Р. Второстепенный враг. — М.:2008.  

4.          <…> …  Четвертой пятилеткой (1946—1950) планировалось поднять сельскохозяйственное производство на 27%, однако планы нарушила засуха 1946 г. В СССР от нее пострадали юго-западные и часть центральных районов. Основной удар пришелся по Курской области РСФСР и по Молдавии, где во всей республике пропала немалая часть урожая. Голод косил людей, губил лишенный корма скот, еще более ослабляя деревню.

      Правительство принимало экстренные меры по поддержке терпящих бедствие районов. Наиболее пострадавшие регионы освободили от обязательных поставок. Курской области выделили 65,5 тыс. т хлеба, Молдавии — 245,7 тыс. т хлеба и кормов, а также многомиллионные денежные дотации. К концу 1947 г. голод удалось преодолеть, но последствия его сказывались еще долго. <…>

                                                                                            Филиппов А. В. Новейшая история России. 1945—2006 гг.

5.     <…>…  В 1948 году произошло катастрофическое Ашхабадское землетрясение, практически уничтожившее столицу Туркмении и ее жителей. Подобные катастрофы в прошлом зачастую приводили даже к потере государственности и утрате независимости. Восстанавливать Ашхабад помогал весь СССР, не смотря на еще остававшиеся, на тот момент, большие проблемы с восстановлением западных районов страны после гитлеровского нашествия. <…>      

                                                                                                              Филиппов А. В. Новейшая история России. 1945—2006 гг.

6.      <…>…в годы первой и второй пятилеток  быстрыми темпами шло промышленное   строительство в национальных районах. В Средней Азии строились новые каналы, хлопкоочистительные заводы, шелкомотальные фабрики, пищевые комбинаты. Сооружались электростанции в Фергане, Бухаре. Начал работать Ташкентский завод сельскохозяйственных машин.

      В РСФСР большое внимание уделялось развитию промышленности в автономных республиках: Башкирской, Татарской, Якутской. <…>

                                                                                                                                                             А.А. Данилов

                                                                                                История. Государство и народы России. – М.: Просвещение, 2007

 

   



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

 

Задания:      1.   Какие последствия для будущего развития страны породили массовые

                       депортации народов СССР?

                      2. Оцените последствия борьбы советской власти с национальными движениями на территории Западной Украины, Западной Белоруссии и Прибалтики.

                      3. Сформулируйте основные итоги политики советского государства, направленной на «поднятие уровня экономического развития национальных окраин».

1. <…> Всего в годы войны подверглись переселению народы и группы населения 61 национальности.  <…>  Необходимо подчеркнуть, что депортация населения наносила ущерб стране, в первую очередь экономике районов прежнего обитания переселяемых народов, их культуре, традициям. Прерывались устоявшиеся экономические и культурные связи между народами-соседями, деформировалось национальное сознание масс. Был заметно подорван авторитет государственной власти. <…>

<…> Были осуществлены грубейшие нарушения Основного Закона государства - Конституции СССР, попраны не только права народов, но и их государственность, поскольку ликвидировались автономные республики, области.  

                                                                                                                                Николай Бугай               Статья опубликована в сборнике: Война и общество, 1941-1945 книга вторая. - М.: Наука, 2004.

 

2. <…> Принудительные миграции такого масштаба не могли не оказать — и оказали  весьма заметное влияние на всю систему населения бывшего Советского Союза. Резко нарушив или задержав в свое время естественный ход демографического развития этносов, они определенно сказались на макропропорциях расселения страны и способствовали последовательному смещению центра тяжести населения СССР— сначала в северном, а затем в восточном и юго-восточном направлениях.

 

Депортации народов …<…>… имели неизбежные последствия и для остального населения мест выселения и вселения…<…>… создавая предпосылки для смешанных браков и межнационального трудового общения.

Принудительные миграции привели к образованию «внутренних диаспор» практически у каждого репрессированного народа. <…> Впервые в истории насильственных миграций в СССР они привели к столь ощутимому количественному сокращению населения оставленных территорий <…>

                                                                                                                                 Павел Полян

                               Не по своей воле… История и география принудительных миграций в СССР.

 3.     <…>  всплеск национальных движений вызвал и новую волну репрессий. Она «накрыла» не только участников националистического подполья, но и многих ни в чем не повинных представителей различных народов.

          В мае 1948 года МВД провело операцию «Весна» по депортации из Литвы в Сибирь «членов семей литовских бандитов и бандпособников из числа кулаков». Всего по «весеннему призыву» было отправлено 400 тыс. человек. Аналогичные акции прошли в отношении латышей и эстонцев.. Самыми массовыми были репрессии против населения западных областей Украины и Белоруссии, где общая численность пострадавших составила более 500 тыс. человек.

          Преследования осуществлялись не только в форме арестов, ссылок и расстрелов. Запрещались национальные произведения, ограничивалось книгоиздание на родном языке (за исключением пропагандистской литературы), сокращалось число национальных школ.

          Подобная национальная политика не могла не вызвать в перспективе нового всплеска национальных движений у самых разных народов, входивших в состав СССР. <…>

                                                                                                                              А.А. Данилов

                                                          История. Государство и народы России. – М.: Просвещение, 2007

4. <…> Начавшаяся в стране экономическая модернизация изменила облик национальных республик. В Белоруссии строились в основном деревообделочные, бумажные, кожевенные и стекольные предприятия. Уже в годы первой пятилетки она стала превращаться в индустриальную республику…<…>

На Украине в годы первой пятилетки было введено в строй 400 предприятий, среди них такие гиганты, как Днепрогэс, Харьковский тракторный, Краматорский  завод тяжелого машиностроения и др. <…>

В Коми АССР была создана мощная деревообрабатывающая промышленность, началась промышленная эксплуатация нефтяных и угольных богатств края, построены нефтескважины на Ухте. Началась разработка запасов нефти в Башкирии и Татарстане. <…>

                                                                                                                              А.А. Данилов

                                                          История. Государство и народы России. – М.: Просвещение, 2007

5. <…> Для поднятия уровня экономического развития национальных окраин использовались одни и те же универсальные методы, которые зачастую совершенно не учитывали национальные традиции и особенности хозяйственной деятельности разных народов.

Показательным был пример Казахстана, где коллективизация прежде всего была связана с усиленными попытками заставить кочевой народ перейти к пахотному земледелию. В 1929-1932 гг. скот, и особенно овцы, был в Казахстане буквально уничтожен.   <…> Действия властей настолько не соответствовали национальным традициям, что ответом на них стало ожесточенное вооруженное сопротивление. <…>

                                                                                                                               А.А. Данилов

                                                           История. Государство и народы России. – М.: Просвещение, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме"Внешняя политика России в 1801—1812 гг."

В данной методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта – схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелки...

«Национальная политика Советского государства. Образование СССР»

Цель урока: охарактеризовать механизм объединения республик в единое государство: установить, как и на каких основах образовался СССР....

Разработка урока по теме "Внутренняя политика Екатерины II"

Методическая разработка урока по теме "Внутренняя политика Екатерины II"...

Методическая разработка урока по теме: "Внешняя политика Александра I в 1801-1812гг."

В ходе урока учащиеся должы узнать, какое международное положение занимала Россия в начале XX века, определить основные задачи западного направления внешней политики....

Разработка урока по теме "Межнациональные отношения"

Данный урок разработан для учащихся 10-11 классов. Может быть предназначен и подработан как урок изучения нового материала, так и для закрепления и обобщения темы....

Методическая разработка урока по теме "Финансовая политика государства"

Методическая разработка урока будет полезна при изучении темы "Финансовая политика государства" в 11 классе на уроках обществознания. Материал хорошо структурирован, обозначены цели и задачи...