Разработка урока по теме "Межнациональные отношения"
план-конспект урока по истории на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_97_-_2003.doc | 69 КБ |
prez.pptx | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Многие виды живых существ (Львы, ядовитые змеи, осы, пчелы и др.) вооружены столь основательно, что драка между ними привела бы к гибели по крайней мере одной особи. Поэтому у них природа выработала запрет на применение оружия во внутривидовых « разборках»- споры разрешаются в турнирах. Более 50 лет назад австрийский зоолог, Лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц назвал это естественной моралью. Проанализировав поведение многих видов, он пришел к выводу, что сила моральных запретов прямо пропорциональна силе оружия. Человек и его предки были слабо вооружены от природы-даже кусаться толком не могли. Поэтому естественная мораль была изначально слаба. Но в процессе исторического развития человек стал самым вооруженным видом на земле.
Задание: Согласны ли вы с представленной точкой зрения? Обозначьте роль и значение общественной морали. Предложите свой вариант взаимоотношений в обществе.
Представьте себе невероятную ситуацию: корабль, на котором вы плыли, потерпел бедствие, и в спасательной шлюпке оказались люди разных национальностей: армяне, азербайджанцы, узбеки, турки-месхетинцы, грузины, абхазы, русские, чеченцы, украинцы. И вы- в данном случае человек без национальности. В перегруженной лодке имеется большой запас оружия, а еды лишь на сутки. До ближайшего берега плыть 5 дней.
Задание: Прокомментируйте данную ситуацию. С какой речью вы обратились бы к товарищам по несчастью?
«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно - научиться жить на земле, как люди»
Бернард Шоу
Конспект урока по теме: «Этносоциальные отношения в современном мире»
Цель урока:
Раскрыть причинно-следственные связи межэтнических отношений.
Задачи:
- Усвоить основные понятия урока
- Продолжать формировать, развивать умения анализировать, моделировать ситуации, аргументировать; вырабатывать способность делать правильный выбор в конкретной ситуации.
- Воспитывать толерантность.
Форма урока:
Изучение нового материала
Оборудование:
- Раздаточный материал
- Использование ИКТ (презентация, фрагмент фильма)
Основные понятия: этнос, нация, конфликт, межнациональный (этносоциальный) конфликт, национализм, шовинизм, геноцид.
План урока:
- Понятие «этнос», «нация».
- Межнациональные отношения.
- Основные тенденции развития нации.
- Понятие «конфликт», «межнациональный конфликт».
- Причины межнациональных конфликтов.
- Понятие «национализм», «шовинизм», «геноцид»
Ход урока:
(Слайд 2)
1.Организационный момент ( Добрый день. Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, предлагаем вам найти пути решения на некоторые ситуации. Просим разделится вас на группы. Ваши группы должны соблюдать некоторые правила: выбрать( летописца, оратора,держателя времени). Регламент работы 5 минут.
2.Вступительное слово учителя: Мотивационная часть: (работа с раздаточным материалом)
«Последние десятилетия 20 и начало 21 века поставили человечество перед фактом безудержного роста насилия как в отношениях между государствами, так и на бытовом уровне. Нетерпимость присутствует в эмоциональных человеческих реакциях на иной оттенок кожи, другой язык, иные виды пищи, запахи. Английский писатель Б. Шоу как-то заметил: «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно - научится жить на земле, как люди»
Что имел в виду автор? Как этого добиться? Это мы обсудим в итоге нашего занятия.(Опрос по карточкам Просим озвучить ваши ответы. Зачитайте ситуацию и ваш ответ. И почему так решили?)(Слайд 1)
Тема нашего с вами урока «Межнациональные отношения».
Целью урока является: (объявление цели, задач)
А сейчас мы с вами попробуем разобрать и понять что же такое этносоциальные отношения в современном мире. Для того чтобы нам было проще разобраться в этой проблеме давайте вспомним, что же такое (слайд 3)
«Этнос- исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.»
И что же такое « нация- это определенная форма существования этноса. Исторически сложившаяся общность людей, для которой характерны формирование единых экономических связей, общность исторической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, искусства и быта.»
Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности. (Слайд 5)
Межнациональные отношения
1.Отношения между разными национальностями внутри одного государства.
2. Отношения между разными национальностями-государствами
Все это связывает между собой формы отношений и вытекает либо в мирное сотрудничество, либо в этнический конфликт.
Способы мирного сотрудничества довольно многообразны (Работа с раздаточным материалом) Сейчас вы поработаете с текстом. И ответите на вопрос указанный ниже.
Способы мирного сотрудничества
Наименование способа | Его характеристика |
Этническое смешивание | Разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через национальные браки. Таким путём сформировалось латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, местных индейцев и привезённых из Африки рабов. |
Этническое поглощение (ассимиляция – от лат. Assimilation - уподобление) | Представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка – пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом не мирного пути. В одном случае захватчики растворили в себе покорённые народы, в другом – сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает использование родного языка в публичной жизни, прекращает образование на нём, закрывает книжные издательства и средство массовой информации. |
( 5 минут ) Вопрос: в чем заключается различие двух способов мирного сотрудничества?
(Фронтальный опрос участников урока)
Самый цивилизованный путь объединения разных народов – создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций: (слайд 6)
В нашем мире не существует этнически однородных государств. К таковым можно отнести условно только 12 стран, что составляет 9% всех государств мира. Таким образом, людям разных национальностей, так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда. Как указывалось выше нам можно выбрать два пути развития мирный и конфликтный. Все вы конечно же скажете что надо идти мирным путем, но не все так поступают.
Давайте попробуем дать понятие «Конфликт», и что же такое «Межнациональный (этносоциальный) конфликт».
(Слайд 7)
Итак, КОНФЛИКТ- это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
Межнациональный (этносоциальный) конфликт – это одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состояние взаимных претензий, открытым противостояниям, этносов народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя с. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние террористические акты международного масштаба, конфессиональные различия. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культуре будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации- либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства
Современные социологи предлагают следующую классификацию причин межнациональных конфликтов. (слайд 8)
Вопрос: подумайте и ответе, какие причины на ваш взгляд, наиболее часто встречаются в повседневной жизни?
Соответственно вместе с причинами выделяют различные типы межнациональных конфликтов . Сейчас вы поработаете самостоятельно со следующим заданием «Типы межнациональных конфликтов» (работа с раздаточным материалом) Обсуждение. А сейчас мы предлагаем некоторые примеры этносоциальных конфликтов. (слайды с 10-16)
Межнациональные конфликты не возникают на пустом месте. Как правило для их проявления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потерей смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания.
Действие этого социально-психологического фактора реализуется как усиление единства «МЫ» и внешнегрупповой дискриминации и обособления от «НИХ», «ЧУЖИХ». Эти процессы могут привести к национализму. (Слайд 9)
Вопросы на закрепление:
- Что такое «Этнос», «Нация», «Конфликт».
- Какие типы конфликтов вы знаете?
- Назовите причины межнациональных конфликтов.
- Что способствует развитию национализма
Останавливаясь на видах национализма хочется выделить державно – групповой. Почему? Потому что подобная форма вылилась в геноцид Грузии по отношению к Южной Осетии. (Слайд 17)
Мы предлагаем обратить внимание на этот конфликт. (Просмотр фрагмента фильма 10 мин.)
Возвращение к эпиграфу, беседа.
Пути разрешения межнациональных проблем могут быть различными, но хочется сказать следующее и самое важное. Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания языка. Обычаев исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.
Работа в группах
Способы мирного сотрудничества
Наименование способа | Его характеристика |
Этническое смешивание | Разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через национальные браки. Таким путём сформировалось латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, местных индейцев и привезённых из Африки рабов. |
Этническое поглощение (ассимиляция – от лат. Assimilation - уподобление) | Представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка – пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом не мирного пути. В одном случае захватчики растворили в себе покорённые народы, в другом – сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает использование родного языка в публичной жизни, прекращает образование на нём, закрывает книжные издательства и средство массовой информации. |
Задание: дайте характеристику способам мирного сотрудничества.
Вопрос: в чем заключается различие двух способов мирного сотрудничества?
Работа в парах
Задание: Приведите свои примеры конфликтов по каждому типу
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальная работа
Классификация причин межнациональных конфликтов
Причины | Определение |
Социально - экономические | Неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти. |
Этнодемографические | Быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения |
Этнотерриториальные | Несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов |
Конфессиональные | Из – за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения. |
Культурно-языковые | Недостаточное с точки зрения этнического меньшинства использование его языка и культуры в общественной жизни |
Экологические | Ухудшение качества окружающей среды в результате её загрязнений либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы. |
Исторические | Прошлое взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства – подчинения и т.д.) |
Культурные | От особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Теперь , когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди.» Б.Шоу
Цель: Раскрыть причинно-следственные связи межэтнических отношений Задачи: Усвоить основные понятия урока. Продолжить формировать,развивать умения анализировать, моделировать ситуации, аргументировать; вырабатывать способность делать правильный выбор в конкретной ситуации. Воспитать толерантность.
Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. Нация – это определенная форма существования этноса. Исторически сложившаяся общность людей, для которой характерны формирование единых экономических связей, общность исторической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, искусства и быта.
Межнациональные отношения Отношения между разными национальностями внутри одного государства Отношения между разными национальностями-государствами Формы отношений Мирное сотрудничество Этнический конфликт (от лат. Conflictus - столкновение)
Основные тенденции развития нации Межнациональная дифференциация Межнациональная интеграция Процесс разъединения, разделения противостояния различных наций , этносов и народов в самых разных планах Процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни Самоизоляция в целом Протекционизм в экономике Национализм в различных формах в политике и культуре - Религиозный фанатизм, экстремизм Экономические и политические союзы (Европейский союз - ЕС) Транснациональные корпорации (ТНК) Международные культурные инородные центры - Взаимопроникновение религий, культур, ценностей Формы Глобализация (от лат. globus – шар) - это исторический процесс снижения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему
Конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами. Межнациональный (этносоциальный) конфликт – это одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состояние взаимных претензий, открытым противостояниям, этносов народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
Причины межнациональных конфликтов Социально-экономические Культурно-языковые Этнодемографические Этнотерриториальные Конфессиональные Экологические Исторические Культурные
Национализм (от лат. natio - народ) – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономический, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости: недоверие к другим нациям, нередко перерастающая в национальную вражду Виды национализма Этнический Бытовой Державно-государственный
Арабо-израильский конфликт – межрелигиозный Арабы-мусульмане и иудеи (евреи) не могут поделить Святую землю – Палестину, где находятся объекты культа и тех и других. Например, храмовая гора в Иерусалиме – на ней стоял когда-то Храм Соломона – единственного и главного храма иудеев, от него осталась одна стена, а теперь на этом месте стоит мечеть Аль-Акса, на этом месте по легенде пророк Мухаммед молился вместе с Авраамом, Моисеем и Христом, а потом был вознесён на небеса и предстал перед Аллахом.
Представители ЭТА ЭТА – организация, борющаяся за отделение Страны Басков от Испании, в том числе, террористическими методами. Её деятельность пример развития межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Соуэто 1976 г. В Соуэто – пригороде Йоханнесбурга (ЮАР), населённом чёрными африканцами, в 1976 г. состоялась демонстрация протеста учащихся против режима апартеида, который тогда существовал в стране. Режим апартеида (раздельного существования белых, цветных и чёрных жителей ЮАР) обеспечивал господство белого меньшинства. Демонстрация была расстреляна полицейскими. Пример межрасового конфликта.
Бунт цветной молодёжи в Париже (2005 г.) Пример этносоциального конфликта. Родители бунтовщиков приехали во Францию из её бывших африканских колоний в 1950–1960-х гг., когда страна нуждалась в дешёвой малоквалифицированной рабочей силе. В 1990–2000-х гг. ситуация во французской экономике изменилась в связи её переходом в постиндустриальную фазу. Новых рабочих мест в связи с выводом вредных производств в страны Азии и Африки стало создаваться меньше. Семьи эмигрантов были традиционно большими, у детей из этих семей были проблемы с усвоением французского языка и культуры. Таким образом, они оказались невостребованными на рынке труда, многие из них стали добывать себе средства к существованию преступным путём, и соответственно подвергаться преследованиям со стороны полиции.
Бунт цветной молодёжи в Париже (2005 г.) Для полиции, которая состоит преимущественно из коренных французов, все эмигранты – негры или арабы на одно лицо, поэтому допускалось превышение полномочий полицейскими, и просто произвол, который и стал, в конечном счёте, поводом для этого конфликта.
Демонстрация исламистов в Стамбуле Демонстрация направлена против христиан. Демонстранты выступают под лозунгом «Иисус Христос – не Бог, а пророк»
Будущее – визуальная метафора первопричины всех этносоциальных конфликтов в современном мире Бедный юг – страны Азии, Африки, латинской Америки отличается высокой рождаемостью и бедностью. Для богатого севера характерна низкая рождаемость. Бедные люди с юга, по преимуществу цветные, стремятся переселиться на богатый север, чтобы воспользоваться его высоким уровнем жизни. Белые жители севера стараются ограничить эмиграцию цветных, чтобы сохранить свои богатства для себя.
Вооруженный конфликт в Южной Осетии (2008 г.) В ночь с 7 на 8 августа 2008 года грузинские войска начали массированный артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии города Цхинвал и прилегающих районов. Через несколько часов последовал штурм города силами грузинской бронетехники и пехоты. Официальным поводом для атаки на Цхинвал, по заявлениям грузинской стороны, послужило нарушение режима прекращения огня со стороны Южной Осетии, которая, в свою очередь, утверждает, что первой огонь открыла Грузия.
Являются ли этносоциальные проблемы в современном мире глобальными?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по геометрии 8 класс: "Подобные треугольники. Отношение подобных треугольников."
В работе дан развернутый конспект урока геометрии в 8 классе по теме: "Подобные треугольники. Отношение подобных треугольников"....
Разработка урока "Международные отношения в конце 19 - начале 20 в.
Урок по новой истории для 8 класса разработан как модульный урок, ориентирован на самостоятельную работу учащихся. Задания формируют навыки структурирования материала с использованием схем и таб...
Методическая разработка урока "Отношения между людьми" 7 класс
Методическая разработка с использованием краеведческого материала....
Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с акцентом на здоровьесберегающую тему.
Предлагаемый материал был представлен на семинаре по здоровьесберегающим технологиям. Это план урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с авторкой презентацией....
Разработка урока "Уголовно-правовые отношения"
Разработка урока в 9 классе "Уголовно-правовые отношения"....
Разработка урока на тему "Отношения"
Разработка урока на тему "Отношения" 6 класс...
Разработка урока по теме: "Отношения между несовместимыми понятиями"
УМК Босовой Л.Л....