Разработка урока по теме "Внутренняя политика Екатерины II"
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Методическая разработка урока по теме "Внутренняя политика Екатерины II"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnutrennyaya_politika_ekateriny_ii.doc | 538 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
ИМ. Н.В.КУЗЬМИНА Г.СЕРДОБСКА
Урок по истории России
10 класс
Тема «Внутренняя политика Екатерины II»
Подготовила учитель истории
Дерябина Светлана Анатольевна
Сердобск 2015
Цель урока: ознакомление с внутренней политикой Екатерины II.
Задачи:
Образовательные:
сформировать знания об экономической и социальной политике Екатерины II, политике в области государственного управления.
Развивающие:
развивать умения извлекать знания из различных источников информации, анализировать, делать выводы, формировать умения давать оценку деятельности исторической личности, аргументировать свой ответ.
Воспитательные:
воспитывать интерес к историческому прошлому, развивать навыки сотрудничества, работы в группе.
Оборудование: раздаточный материал, нетбук, мультимедийный проектор, презентация, иллюстративный материал (портрет Екатерины II, фотография памятника Петру I Э.Фальконе).
Тип урока: комбинированный
План урока
1. Организационный момент. 2 минуты
2. Опрос учащихся. 7 минут
3. Изучение нового материала. 30 минут
4. Закрепление изученного материала. 3 минуты
5. Домашнее задание. 1 минута
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. 2 минуты
Приложение 1.
Тест
1. Как назывался документ, определявший вид порядок продвижения на государственной и военной службе:
1) Табель о рангах; 3) Строевое положение;
2) Указ о единонаследии; 4) Регламент адмиралтейств?
2. Верховная, законодательная, исполнительная, судебная власть в России XVIII в, принадлежала:
1) императору; 3) Земскому Собору;
2) Сенату; 4) Государственному Совету?
3. В результате, какой войны Россия получила выход к Балтийскому морю:
1) Ливонской войны 1558 – 1583; 3) Северной войны 1700 – 1721;
2) Смоленской войны 1632 – 1634; 4) Семилетней войны 1756 – 1763?
4. Высшее правительственное учреждение, созданное Указом Петра I в 1711 г называлось:
1) Сенатом; 3) Синодом;
2) Верховным тайным Советом; 4) Государственным Советом?
5.Согласно принятой в 1722 г Табели о рангах продвижение по службе зависело от :
1) знатности рода; 3) богатства;
2) личных заслуг; 4) выслуги лет?
6. Между какими странами был подписан Ништадтский мирный договор 1721 г, которым завершилась Северная война:
1) Россией и Швецией; 3) Россией и Данией;
2) Россией и Польшей; 4) Россией и Англией?
7. Под каким названием вошло в историю правление Анны Ивановны:
1) бироновщина; 3) Смута;
2) пугачевщина; 4) просвещенный абсолютизм?
8. Привилегированное сословие в России, основой экономического господства которого является собственность на землю – это:
1) дворяне; 3) казаки;
2) духовенство; 4) мещане?
Приложение 2.
Приложение 3.
ИЗ НАКАЗА ЕКАТЕРИНЫ II УЛОЖЕННОЙ КОМИССИИ
- Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть не может действовали сходно с пространством столь великого государства. (ст.9)
- Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам... (ст.34)
- Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют.. (ст.38).
- Приговоры судей должны быть народу ведомы, так как и доказательства преступлений... (ст.183)
- Человека не можно почитать виноватым прежде приговора судейского, и законы не могут его лишить защиты своей, прежде нежели доказано будет, что он нарушил оные...
- Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать...
Вопросы к документу: 1) Какую форму правления Екатерина считала наилучшей?
2) Чем оправдывалось существование самодержавной монархии в России?
3) В чём, по мнению Екатерины, состоит равенство?
4) Как Екатерина определяла меру свободы?
5) Чем руководствовалась Екатерина в соблюдении законности?
НАКАЗЫ ДЕПУТАТОВ
Купечество выступало за введение его монополии на торговлю в городах и лишение права торговать там дворян и крестьян. Оно ходатайствовало о распространении на купцов ряда дворянских привилегий: об освобождении от телесных наказаний, о владении крепостными крестьянами.
Депутаты от государственных крестьян жаловались Екатерине на нехватку земли, притеснения со стороны помещиков и заводчиков, высокие налоги.
Представители национальных меньшинств требовали уравнения их в правах с русскими.
А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. «История России. Конец XVI – XVIII вв.»
Дворяне отстаивали | Получили |
1. | |
2. | |
3. | |
4. |
Купечество отстаивало | Получило |
1. | |
2. | |
3. |
ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ДВОРЯНСТВУ 1785 г.
(Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства)
А. О личных преимуществах дворян
15. Телесное наказание да не коснется до благородного.
17. Подтверждаем на вечныя времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу.
18. Подтверждаем благородным, находящимся в службе, дозволение службу продолжать и от службы просить увольнения по сделанным на то правилам.
26. Благородным подтверждается право покупать деревни.
28. Благородным дозволяется иметь фабрики и заводы по деревням.
36. Благородной самолично изъемлется от личных податей.
Б. О собрании дворян, установлении общества дворянскаго в губернии и о выгодах дворянскаго общества.
37. Нашим верноподданным дворянам жалуем дозволение собираться в той губернии, где жительство имеют, и составлять дворянское общество в каждом наместничестве…
39. Собранию дворянства в наместничестве дозволяется избрать губернскаго предводителя дворянства той губернии…
47. Собранию дворянства дозволяется представить генералу-губернатору или губернатору о своих общественных нуждах и пользах.
48. Подтверждается собранию дворянства дозволение делать представления и жалобы чрез депутатов их как Сенату, так и императорскому величеству на основании узаконений.
Вопросы:
- Какие права и привилегии благородного дворянского сословия подтверждала Жалованная грамота?
- Какую привилегию, которой не имело в России никакое другое сословие, получало дворянство?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока на тему "Политика как общественное явление"
Материал для уроков обществознания в 11 классе и уроков политологии в техникумах....
Методическая разработка урока истории по теме "Екатерина II. Личность и эпоха"
Екатерина II - одна из самых известных личностей российской истории. Императрица, немка по происхождению, но русская душой, немало сделавшая для усиления Российского государства и наведения в нем поря...
Урок истории "Внутренняя политика Екатерины II" 7 класс
Урок истории по теме "Внутренняя политика Екатерины II" в 7 классе. Урок построен с использованием приемов технологии развития критического мышления: инсерт, кластер, ПОПС - формула и др....
Методическая разработка урока по истории в 7 классе "Внешняя политика России при Екатерине Великой".
Данный материал представляет собой нетрадиционный урок по истории России. В рамках урока присутствует театрализованное представление участниками которого являются Екатерина II, Румянцев, Потемкин....
Методическая разработка урока истории "Аграрная политика Петра Аркадьевича Столыпина"
Данный материал поможет учителю провести современный урок истории. В материале пояснительная записка и презентация урока....
Разработка урока"Новая экономическая политика"
Конспект урока для 11 класса для изучения темы "Новая экономическая политика".Материал использовался для подготовки и проведения открытого урока в рамках районного этапа конкурса "Учите...
Разработка открытого урока по истории по теме "Внутренняя политика Екатерины 2"
Екатерина 2 одна из центральных женщин в России 18 века, ее политика имеет неоднородную оценку, но как бы там ни было, она имеет прозвище "Великая"....