Методическая разработка урока по теме"Внешняя политика России в 1801—1812 гг."
методическая разработка по истории (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 62.5 КБ |
prilozhenie_1.doc | 33.5 КБ |
prilozhenie_2.ppt | 472.5 КБ |
prilozhenie_3.doc | 33.5 КБ |
prilozhenie_4.doc | 29.5 КБ |
prilozhenie_5.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Внешняя политика России в 1801—1812 гг.
Цели урока:
показать международное положение России в начале века; определить основные цели, задачи и направления внешней политики страны; оценить ее результативность;
развитие навыков анализа, сравнения, определение главного, работы с картой, историческим источником.
План урока:
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Антифранцузские коалиции.
- Тильзитский мир.
- Война со Швецией.
- Обострение восточного вопроса.
IV. Закрепление материала.
V. Домашнее задание.
VI. Выставление оценок.
Основные понятия: коалиция; конвенция; континентальная блокада; восточный вопрос; сейм.
Основные даты: 1801 г. — добровольное вхождение в состав России Восточной Грузии; 1805 г. — формирование третьей антифранцузской коалиции; 1806 г. — формирование четвертой антифранцузской коалиции; 1804—1813 гг. — война с Ираном; 1806—1812 гг. — война с Турцией; 1807 г. — Тильзитский мир; 1808—1809 гг. — война со Швецией.
Оборудование: ММК (проектор - 1 шт., экран., компьютер - 1 шт.), рабочие листы ученика.
Используемый медиа-ресурс: Microsoft Word , PowerPoint.
Требуемый уровень информационной компетенции учителя: начальные навыки пользователя компьютера программы Word, PowerPoint.
Приложение 1 – проверочные задания.
Приложение 2 – электронная презентация.
Приложение 3 - рабочий лист ученика (пустой).
Приложение 4 - тексты.
Приложение 5 - рабочий лист ученика (заполненный).
- Проверка домашнего задания.
1. Понятийная мозаика.
Проверка усвоения новых понятий производится в форме взаимопроверки. Задание выполняется на отдельных листах или же включается в рабочий лист ученика.
Приложение 1. Задание 1.
2. Работа с вопросами 1 §1.
3. Работа над вопросами 2,3 §1.
- Актуализация знаний.
Слово учителя
- Итак, мы выяснили, какими были первые шаги Александра I во внутренней политике. Сегодня мы ознакомимся с направлениями его деятельности во внешней политике.
Приложение 2. (Слайд 1)
- Вспомните, что такое внешняя политика? (Взаимоотношения с другими государствами).
Работа с картой. Приложение 2. (Слайд 2)
Обведите границы Франции к концу XVIIIвека.
- Как они изменились в первое десятилетиеXIX века? (Территория Франции расширилась, под ее контроль попали многие государства Европы вследствие захватнической внешней политике Франции, возглавляемой Наполеоном).
- Вспомните, как складывались отношения между Россией и европейскими державами в период царствования Павла I? (Первоначально, Россия входила во II антифранцузскую коалицию и провела ряд успешных военных операций. Но вследствие обострения отношений с союзниками (Австрия, Англия) вышла из воны и заключила мир с Францией).
- Изучение нового материала
Слово учителя
- Сегодня на уроке мы выясним, какие направления доминировали во внешней политике Александра I. (Объявляется задание на урок, объясняется технология работы с листом ученика).
Задание на урок.
Выделить основные направления внешней политики.
Определить задачи стоящие перед Россией по данным направлениям.
Определить степень реализации поставленных задач.
В ходе урока учащиеся заполняют рабочий лист, последовательно выполняя задания и заполняя составные части конспекта- схемы.
Приложение 2. (Слайд 3,4)
Работа с текстом учебника. §2, п. 1 , абзац 1.
- Каковы были первые внешнеполитические шаги Александра I? (Возобновилась торговля с Англией, отозваны казачьи части, отправленные в Индию).
Заполнение учащимися рабочего листа по ходу пояснений учителя.
Приложение 3.
Слово учителя
- Одновременно ухудшаются взаимоотношения России и Франции. В 1804г. Россия вступает в III антифранцузскую коалицию. В не входили Англия, Россия, Австрия, Швеция, Неаполитанское королевство. Апогеем ее деятельности стало сражение под Аустерлицем в декабре 1805г.
Приложение 2. (Слайд 5)
Работа с источником. Сражение под Аустерлицем.
(Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994. С. 457.)
- Определите итоги и последствия данного сражения? (Большие потери союзников. Распад коалиции.)
Приложение 4. Текст 1.
Слово учителя
- В 1806 г. Была создана IV антифранцузская коалиция в составе Англии, России, Пруссии и Швеции. В ответ Наполеон объявил о « континентальной блокаде Англии – запрете на всякие связи между ней и странами Европейского континента». Боевые действия не принесли успеха коалиции. После разгрома Пруссии Франция оказалась у границ России. Принимая во внимание истощение материальных, военных и людских ресурсов Александр I пошёл на переговоры с Наполеоном. Подписанный императорами в июне 1807г. договор назван Тельзитским , т.к. был подписан в г. Тельзит.
Рассказ учителя. Встреча Александра I с Наполеоном в Тильзите.
(Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994, С. 463-464)
Приложение 4. Текст 2.
Заполнение учащимися рабочего листа по ходу пояснений учителя.
Приложение 3.
Работа с текстом учебника. §2,п. 4.
- Выделите основные пункты данного договора, разделите их на имеющие положительные и отрицательные последствия для России. (Примерный ответ – Приложение 5)
Приложение 2. (Слайд 6)
- Какие направления стали главными для России после заключения Тельзитского мира?
(Борьба с Турцией, Ираном, Швецией).
Работа с текстом учебника по рядам. 1 ряд - §2 п. 5.,2 ряд- §2 п. 3,6. 3 ряд - §2 п. 3,7
Заслушивание ответов.
Заполнение учащимися рабочего листа по ходу пояснений учителя.
Приложение 3.
Приложение 2. (Слайд 7)
Слово учителя
- Тельзитский мир был недолгим. Россия терпела из –за континентальной блокады Англии колоссальные убытки, что вызывало недовольство общества. Франция же была недовольна тем, что Россия торгует с Англией посредством нейтральных американцев. Создание Наполеоном Герцогства Варшавского стало явной угрозой суверенитету и территориальной целостности России.
Введенный же Россией новый таможенный тариф (высокие пошлины на предметы роскоши, поставляемые из Франции) больно ударил по казне Франции. Стало ясным, что война неизбежна.
- На основании заполненного Вами конспекта –схемы прошу Вас выполнить на задания поставленные в начале урока и записать ответы. (Примерный ответ – Приложение 6)
Заслушивание ответов.
Приложение 2. (Слайд 8)
IV. Закрепление материала.
Работа с картой.
- Укажите на карте направления и места основных внешнеполитических событий.
Приложение 2. (Слайд 9)
- Работа с текстом.
Приложение 1. Задание 2. Подчеркните правильные фрагменты в тексте.
V. Домашнее задание.
§2. Вопросы к параграфу.
Работа с конспектом - схемой.
Приложение 2. (Слайд 10)
VI. Выставление оценок.
После выполнения задания, учащиеся сдают листы с заданиями 1 и 2. По усмотрению учителя он может оценить или вместе или по отдельности оба задания. Работая в ходе урока, у интерактивной доски учащийся также может получить оценку. При желании учитель может вывести среднеарифметическую оценку.
Литература
Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994, С. 463-464, 457;
Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997 ;
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., Просвещение, 2007;
Киняпина Н. С. Внешняя политика России первой половины XIX века. — М., 1963;
Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX век. – М., Вако, 2004;
Тырин С.В. и др. История Росии XIX век Рабочая тетрадь. 8 кл. – М., Дрофа,2005.
Предварительный просмотр:
Ф.И. ученика__________________________________ класс ___________
Задание 1. Понятийная мозаика.
Соотнесите понятия и определения
| Амнистия | А. Течение, объединяющее сторонников пар ламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений и т. д.) и свободы предпринимательства. |
Либерализм | Б. Торжественное письменное обращение вер ховной власти к населению. | |
Маневр | В. Частичное или полное освобождение от су дебного наказания, производимое верховной властью. | |
Манифест | Г. Передвижение войск на театре военных дейст вий. |
Задание 2. Подчеркните правильные фрагменты в тексте.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I
На внешнюю политику России в начале XIX в. большое влияние оказала рево люция, произошедшая (во Франции, в Англии, в Пруссии). Первоначально Александр I пытался сохранить нейтралитет в борьбе ряда европейских госу дарств с (Францией, Англией, Пруссией). Эту борьбу возглавляла (Россия, Анг лия, Франция). В (1801, 1803, 1804) году Наполеон провозгласил себя (импера тором, королем, директором). Он вел (захватническую, миролюбивую) внешнюю политику. России пришлось вести войны с (Францией, Англией, Пруссией) в со юзе с (Англией и Австрией, Англией и Францией, Турцией и Пруссией). Эти вой ны оказались (удачными, неудачными) для России, поэтому царское правитель ство заключило 1807 г. в (Тильзите, Аустерлице, Эрфурте) мир с (Францией, Англией, Пруссией). По договору (Наполеон, Александр) получал свободу дейст вий (в Западной Европе, на Ближнем Востоке, в Африке), а (Наполеон, Алек сандр) — (на севере и юго-востоке Европы, на севере Соединенных Штатов Аме рики, в Индии). В целом договор был (выгоден, не выгоден) для России, так как она обязывалась присоединиться к континентальной блокаде, направленной против (США, Англии, Японии).
В 1806—1812 гг. Россия вела (русско-иранскую, русско-турецкую, русско-шведскую) войну, которая завершилась подписанием мира в (Гюлистане, Буха ресте, Фридрихсгаме). Россия присоединила к себе (Финляндию до реки Торнео; Ганджийское, Карабахское, Ширванское, Дербентское, Кубинское, Бакинское ханства; Бессарабию). В 1813 г. (русско-иранская, русско-турецкая, русско-шведская) война закончилась подписанием мирного договора в (Гюлистане, Бу харесте, Фридрихсгаме), по которому к России были присоединены (Бессарабия; Гандоквйекое,—Карабахское, Ширванское, Дербентское, Кубинское, Бакинское ханства; Финляндия до реки Торнео).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Антифранцузские коалиции. Тильзитский мир. Война со Швецией. Обострение восточного вопроса . План урока:
Задание на урок. Выделить основные направления внешней политики. Определить задачи стоящие перед Россией по данным направлениям. Определить степень реализации поставленных задач. Заполнить конспект – схему.
Антифранцузские коалиции III коалиция 1804г. -1805гг. Англия, Россия, Австрия, Швеция, Неаполитанское королевство. Итог: Поражение коалиции при Аустерлице,1805г. Распад коалиции. IV коалиция 1806 – 1807гг. Англии, России, Пруссии и Швеции Итог: Распад коалиции. 1807г. Тельзитский мир.
Тельзитский мир. Наполеон Александр I 1807г. Россия и Франция Условия: Присоединение к континентальной блокаде Англии. Создание Герцогства Варшавского. Военный союз с Францией. Возможность благоприятного завершения борьбы с Турцией, Ираном, Швецией
Ближневосточный вопрос. В состав России вошли: Восточная Грузия 1804г., Западная Грузия 1803-1804гг 1804-1813 – Русско – иранская война. Итог. 1813г. Гюлистанский мир. К России присоединен Северный Азербайджан 1806-1812 – Русско- турецкая война Итог. 1812г. Бухарестский мир Россия получила Бессарабию.
Основные направления внешней политики России 1801-1812гг. Западное Задачи: Борьба с Францией Итог: Не реализовано. Подготовка к войне Восточное Задачи: Укрепление позиций в Закавказье, на Черном море, Балканах Итог: Полностью реализовано. Прирост территорий .
Домашнее задание §2. Вопросы к параграфу. Работа с конспектом –схемой.
Предварительный просмотр:
Внешняя политика России в 1801—1812 гг.
Цель:
III коалиция (состав, год):
Итог, последствия.
.
Цель:
IV коалиция (состав, год):
Итог, последствия:
Тельзитский мир (дата, стороны пункты).
«-»
«+»
- .
Русско –шведская война (даты, итоги).
Закавказье
сфера интересов:
В состав России вошли
(даты)
1804-1813 –
186-1812 – .
Название
Задачи
Итог.______________________________
Название :
Задачи
_Итог.___________________________
Основные направления
Предварительный просмотр:
Текст I.
Сражение под Аустерлицем.
2 декабря 1805 г. недалеко от деревни Аустерлиц ив 120 км севернее
Вены произошла кровавая битва. Наполеон лично руководил сражением с начала и до конца. При нем были все его маршалы, четко и быстро исполнявшие указания своего полководца. Поражение союзников определилось с первых же утренних часов боя. Умело спланировав свои действия и использовав, уязвимые стороны союзнической армии, Наполеон сумел оттес нить её к замерзшим прудам и дал приказ артиллерии бить ядрами, а лед. Лед трескался, солдаты тонули в ледяной воде. Под Аустерлицем русско - австрийская армия потерпела не просто поражение, а полный разгром. Союзники потеряли 15 тыс. убитыми и 20 тыс. пленными. Остатки армии, побросав почти вся артиллерию, весь обоз с провиантом и боевыми запасами, бежали. Французы из 80 тыс. потеряли меньше 9 тыс. человек. Оба императора, Франц и Александр, покинули поле битвы задолго до 1 окончательной катастрофы. Свита, спасаясь, бросила своих высокочтимых государей. Перепуганные монархи скоро разлучились, унесенные лошадьми в разные стороны.
«Короткий зимний день склонялся к вечеру, солнце, ярко светившее весь день, зашло, а Александр и Франц в темноте спасались от плена. Алек сандр дрожал, как в лихорадке, и плакал, потеряв самообладание. Его бы строе бегство продолжалось и в следующие дни. Раненый Кутузов едва спасся от плена».
(Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994. С. 457.)
Текст II.
Встреча Александра I с Наполеоном в Тильзите.
Свидание императоров состоялось 25 июня и было обставлено необычайной, поразившей воображение современников условностью. Чтобы не затрагивать престижа ни той, ни другой стороны, т. е. чтобы Наполеону не
заходить на русскую территорию, а Александру не появляться в лагере французов, посередине Немана у Тильзита был установлен огромный плот, на нем сооружен обтянутый белым полотном павильон с фронтонами, ук рашенными вензелями Александра и Наполеона. Во втором часу дня к пло ту от противоположных берегов реки одновременно причалили две лодки, из которых вышли Александр, нарядившийся в этот знаменательный день с особой изысканностью, и Наполеон в скромном мундире и треуголке. Им ператоры скрылись в павильоне и в течение двух часов вели беседу наеди не. О содержании их разговора современники могли только догадываться.
На другой день Александр I по приглашению Наполеона посетил Тельзит. Днем оба монарха принимали парады, совершали конные прогулки и давали торжественные обеды, а вечером до глубокой ночи без свидетелей и даже без секретарей вели переговоры о судьбах своих империй и всей Ев ропы. Объективности ради следует заметить, что при этой Дипломатиче ской дуэли расчетливый и скрытный Александр показал себя более силь ным противником, чем первоначально думал о нем Наполеон.
(Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994, С. 463-464)
Предварительный просмотр:
Внешняя политика России в 1801—1812 гг.
Цель: Борьба с Францией
III коалиция (состав, год):
1804г. Англия, Россия, Австрия, Швеция, Неаполитанское королевство.
Итог, последствия.
Поражение коалиции при Аустерлице,1805г.
Распад коалиции.
Цель: Борьба с Францией
IV коалиция (состав, год):
1806г. Англии, России, Пруссии и Швеции
Итог, последствия:
Распад коалиции. Тельзитский мир
Тельзитский мир (дата, стороны пункты).
1807г. Россия и Франция
«-»
- Присоединение к континентальной блокаде Англии.
- Создание Герцогства Варшавского.
- Военный союз с Францией.
- Падение авторитета Александра I.
«+»
- Возможность благоприятного завершения борьбы с Турцией, Ираном. Швецией.
Русско –шведская война (даты, итоги).
1808-1809гг. Получение Россией Финляндии и Аландских островов.
Закавказье
сфера интересов:
В состав России вошли Восточная Грузия 1804г., Западная Грузия1803-1804гг.
(даты)
Турция
Иран
Россия
1804-1813 – Русско – иранская война.
Итог.
1813г. Гюлистанский мир
К России присоединен Северный Азербайджан
186-1812 – Русско- турецкая война
Итог.
1812г. Бухарестский мир
Россия получила Бессарабию.
Название Восточное
Задачи
Укрепление позиций в Закавказье, на Черном море, Балканах
Итог.______________________________
Полностью реализовано. Прирост территорий.
Название : Европейское
Западное
Задачи
Борьба с Францией
_Итог.___________________________
Не реализовано. Подготовка к войне
Основные направления
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "Внешняя политика России в XVII веке". 10-й класс
Цель:1.Показать непосредственную связь улучшения внутриполитической и экономической ситуации в России с её успехами во внешней политикой; познакомить с целями, направлениями, основными событиями и ито...
Методическая разработка урона на тему "Внешняя политика СССР накануне второй мировой войны (1939 – 1945 г.г.)."
Цель урока: формирование исторических знаний о сути изменений во внешней политике СССР накануне второй мировой войны.Задачи урока:1.Обучающая-: обеспечить в ходе урока усвоение:1)факторов, повлиявших ...
Внешняя политика России в 1801-1812 гг.
Презентация...
Методическая разработка урока по теме: "Внешняя политика Александра I в 1801-1812гг."
В ходе урока учащиеся должы узнать, какое международное положение занимала Россия в начале XX века, определить основные задачи западного направления внешней политики....
Внешняя политика России в 1801—1812 гг.
Актуализация знаний; показать международное положение России в начале века; определить основные цели, задачи и направления внешней политики страны; оценить ее результативность....
Тест "Внешняя политика России в 1801-1812 гг."
Тест "Внешняя политика России в 1801-1812 гг."...
План конспект урока по теме "Внешняя политика России во второй половине 16 века."
Разработка конспекта урока по истории России 7 класс...