«Национальная политика Советского государства. Образование СССР»
план-конспект урока по истории по теме
Цель урока: охарактеризовать механизм объединения республик в единое государство: установить, как и на каких основах образовался СССР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cel_uroka.docx | 72.24 КБ |
1._obr._sssr.ppt | 2.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок
по теме:
«Национальная политика Советского государства. Образование СССР»
Урок: «Национальная политика Советского государства. Образование СССР»
Цель урока: охарактеризовать механизм объединения республик в единое государство: установить, как и на каких основах образовался СССР.
Задачи урока:
- Охарактеризовать первые шаги национальной политики Советского государства.
- Определить предпосылки образования СССР.
- Рассмотреть различные планы объединения республик.
- Определить принципы построения СССР.
План урока:
- Вступительное слово учителя.
- Первые шаги национальной политики Советского государства.
- Предпосылки образования СССР.
- Проекты объединения республик.
- Образование СССР.
- Конституция СССР 1924 г.
- Заключение.
Понятия: автономия, федерация, суверенитет, советизация
Оборудование урока: слайдовая презентация, карта «Образование СССР 1922–1940», учебник, раздаточный материал (документы), иллюстративный материал (гербы и флаги советских республик, СССР).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок с элементами лабораторной работы.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Распад СССР в 1991 году является одним из самых значительных и драматических событий мировой истории XX века. Тем более истории русского народа второй половины XX века, когда многие стали очевидцами распада СССР – огромного по территории многонационального государства, возникшего в 1922 году. Тогда очевидцами объединения были ваши прабабушки и прадедушки. История граждан СССР – это история людей разных национальностей, вероисповедания, культурных традиций и обычаев.
Цель нашего занятия рассмотреть механизм объединения республик в единое государство: установить, как и на каких основах образовался СССР. А на последующих уроках – узнать, как развивалось это государство и в силу каких причин распалось. Географическое положение России заставляло ее, начиная с XV века, вести непрерывную колонизацию новых территорий и, в конечном итоге, обрекло на «имперскую судьбу». Наряду со славой и величием этот статус принес стране и массу проблем, в том числе – внутренних, в частности, национальных. Российская империя была многонациональной страной. В ней проживало более 100 народов и народностей. Необходимо отметить, что национальный вопрос был одним из важнейших в истории России XX века. В ходе урока мы выясним, как был решен национальный вопрос в Советском государстве.
2. Первые шаги национальной политики Советского государства.
Прежде всего, давайте вспомним из каких представлений исходили большевики в решении национального вопроса в дооктябрьский период:
1) Как была сформулирована программа большевиков по национальному вопросу на II съезде РСДРП в 1903 г.?
- Первая часть программы: право наций на самоопределение и их равноправие.
2) Приведите примеры национальных притеснений в России до октября 1917 г.
Как вы понимаете, что такое автономия?
- самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства.
3) Каковы были шаги партии большевиков по реализации первой части программы после прихода к власти?
- 25-26 октября 1917 г. приход большевиков к власти.
2 ноября 1917 г. была опубликована «Декларация прав народов России»:
- равенство народов России;
- их право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства;
- отмена национальных и религиозных привилегий;
- свободное развитие национальных меньшинств населяющих территорию России.
10 января 1918 г. III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов одобрил «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа»:
Работа с документом № 1
Из «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа»:
Ответ на вопрос: в основе документа лежит принцип федеративного устройства государства – это форма государственного устройства, при которой государство образуют федеральные единицы, имеющие свои органы власти; действуют единые конституция, законы, органы власти.
Федеративное устройство страны закреплялось в Конституции 1918 г. и ее названии – Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР)
Учитель: В 1917-1918 гг. Российская империя распалась: из ее состава вышли Польша, Финляндия, Украина и др. Россия стала называться РСФСР. Однако в ходе Гражданской войны пошли обратные процессы – большевики национальных окраин начали объединяться с российскими для борьбы со своими врагами. Лозунг Белого движения «единой и неделимой России» оттолкнул часть населения. В Гражданскую войну были втянуты все национальные окраины России. После аннулирования Брестского договора 1918 г. началась СОВЕТИЗАЦИЯ, т.е. расширение советской системы путем освобождения оккупированных немецко-австрийскими войсками территорий. Красная армия вступила на территории Белоруссии, Прибалтики, Закавказье, Дальнего Востока, создавались советские правительства.
К 1921 г. политическая карта бывшей Российской империи выглядела следующим образом:
Зона советской власти – формально независимые советские социалистические республики: РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика, Среднеазиатская народная республика – Хорезмская и Бухарская.
Суверенитет у Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии, Польши.
Запись в тетрадь:
Все республики были связаны военно-политическим, дипломатическим союзами, единой Красной армией, партийным руководством, общей экономикой по плану ГОЭЛРО. Власть осуществляла единая КП, руководимая ЦК из Москвы.
Апрель 1922 г. И.В.Сталин избран Генеральным секретарем ЦК РКП (б), оставался наркомом по делам национальностей.
Он возглавил подготовку к объединению республик.
3. Предпосылки образования СССР.
Каковы же предпосылки объединения республик?
Работа с документом № 3
Текст выступления И.В. Сталина на X Всероссийском съезде Советов 26 декабря 1922 г.
Ответ на вопрос: беседа с классом и запись в тетрадь.
Предпосылки образования СССР:
- Хозяйственное единство, исторически сложившееся взаимозависимость и разделение труда между республиками.
- Стремление к единой внешней безопасности республик.
- Однотипность государственного устройства и единая политическая партия у власти.
- Актуальные идеи и стремления жить в едином сильном государстве.
Вопрос об основах объединения был сложным и дискуссионным.
В октябре 1922 г. Пленум ЦК одобрил ленинский план. Этот проект приняли за основу и на Всесоюзном съезде Советов было принято решение о заключении союзного договора и создании СССР.
5. Образование СССР.
Запись в тетрадь:
30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов провозгласил создание СССР в составе РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.
Первоначально в состав СССР вошли 4 республики. Затем состав СССР постепенно расширялся:
1924 г. в СССР вошли Туркмения и Узбекистан (Таджикистан был тогда его частью);
1929 г. Таджикистан вошел в состав СССР как союзная республика;
1936 г. ЗСФСР разделилась на союзные республики – Грузию, Армению, Азербайджан;
1936г. Казахстан и Киргизия (11 союзных республик закрепила Конституция «победившего социализма» 1936 г.);
1940 г. Литва, Латвия, Эстония, Молдавия.
6. Конституция СССР 1924 г.
31 января 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов утвердил первую Конституцию СССР.
Работа с документом № 3
Из союзного договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик (30 декабря 1922 г.)
Изучите документальный материал и составьте схему высших органов власти и управления СССР (схема)
Союзный договор содержал ст. 22 о флаге и гербе СССР. Сообщение учащегося о государственной символике СССР.
7. Подведение итогов.
Беседа с классом:
Каково значение образования СССР?
Использование цитат «Из речи М.И. Калинина на I съезде Советов СССР»; «Из Обращения Президиума ЦИК СССР ко всем народам и правительствам мира в связи с образованием СССР»:
- в рамках СССР многие народы получили возможность развивать экономику и культуру;
- образование СССР способствовало укреплению коммунистического режима;
- усиление военной мощи страны;
- позволило успешнее решать задачи строительства социализма, противостоять капиталистическому миру;
- сплочение народов, содействие дружественному сотрудничеству.
Учитель: несмотря на то, что за каждой из республик закреплялось право выйти из СССР на практике эти нормы не будут соблюдаться. Не могли республики выйти из СССР - не было юридической процедуры выхода. Невзирая на Конституцию, Сталин в полном объеме реализует свой автономизации. Ущемление прав национальностей и даже переселения, депортации целых народов в эпоху сталинизма будут обычным делом. По сути СССР с самого начала являлся жестко централизованным государством, а власть Советов на деле подменялась властью Коммунистической партии.
Документы и материалы к уроку.
Динамика национальной политики в начале XX века
1899 г. | Ограничение прав финского сейма |
1901 г. | Делопроизводство в государственных учреждениях Финляндии переводилось на русский язык (русификация) бойкот финских чиновников. |
1903 г. | Волнения армянского населения на Кавказе из-за указа о передаче имущества армяно-григорианской церкви в ведение властей. |
1903 г. | Еврейский погром в Кишиневе. |
РУСИФИКАТОРСКАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА – распространение среди населения присоединенных к Российскому государству, земель русского языка, культуры, хозяйственного уклада, православной веры. | |
Смягчение национальной политики после революции 1905-1907 гг.: Расширены конституционные права Финляндии; Разрешено применять родной язык в национальных школах. | |
П.А.Столыпин: основная цель реформ - создание «Великой России». Лозунг предполагал прочность и единство Российской империи при главенстве русской нации. Правительство стремилось ликвидировать те немногие уступки, которые были вырваны национальными окраинами во время революции. | |
1907 г. | Новый избирательный закон в 3 раза сократил польское представительство в Думе. |
1907-1908 гг. | Закрыты все национальные культурно- просветительные общества и учреждения в Польше. Ограничено представительство поляков- помещиков в земском самоуправлении |
1908 г. | Введены жесткие ограничения приема евреев в учебные заведения. Численность студентов евреев в столичных ВУЗах не должна превышать 3%, в других городах вне черты оседлости – 5% и 10% - в черте. |
1909 г. | В Государственной думе создана фракция «русских националистов» с целью дать отпор «инородческому засилью», противопоставить националистическое мировоззрение социалистическому. |
1910 г. | Законопроект «О порядке издания законов, касающихся Финляндии»: законы должны приниматься только Государственной думой и Государственным советом, мнение финляндского сената и сейма могло не учитываться. Финляндская автономия фактически ликвидировалась. |
Россия вступила в Первую мировую войну не имея национального согласия. | |
После Февральской революции 1917 г.: активизация национального движения, национальная элита стремилась к политической самостоятельности в условиях свободы. | |
Март 1917 г. | Обращение Временного правительства «К полякам»: обещание предоставить Польше независимость. Восстановлена автономия (?) Финляндии, но пресекаются попытки перехода полноты законодательной и исполнительной власти к сейму. |
Июнь 1917 г. | Провозглашение автономии Украины (Центральная рада). |
Июль 1917 г. | Образование Белорусской рады. Задача – добиться автономии Белоруссии в рамках Российской республики. |
Документ 2. Из «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа»:
«Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик».
«III съезд Советов приветствует политику Совета Народных Комиссаров, провозгласившего полную независимость Финляндии, начавшего вывод войск из Персии, объявившего свободу самоопределения Армении».
« ...Стремясь создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно, тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, III съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации советских республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях».
Вопрос:
Какие принципы национальной политики лежат в основе документа?
Документ 3. Текст выступления И.В.Сталина на Х Всероссийском съезде Советов 26 декабря 1922 г.:
«Существуют три группы обстоятельств, определивших неизбежность объединения советских республик в одно союзное государство.
Первая группа обстоятельств - это факты, касающиеся нашего внутреннего хозяйственного состояния.
Во-первых, скудость наших хозяйственных ресурсов, оставшихся в распоряжении республик в результате семилетней войны - скудость, которая заставляет нас объединять эти скудные средства для более рационального их использования и развития главных отраслей хозяйства ...
Во-вторых, сложившееся исторически естественное разделение труда ... Например, север снабжает юг и восток мануфактурой; юг и восток снабжают север хлопком, топливом и т.д. Вот это разделение труда, установившееся между областями, не может быть вычеркнуто одним росчерком пера: оно создано исторически всем ходом хозяйственного развития федерации.
В-третьих, единство основных средств сообщений по всей федерации, составляющих нерв и фундамент всякого возможного объединения.
Вторая группа обстоятельств, определивших объединение республик, - это факты, связанные с нашим внешним положением. Я имею в виду наше военное положение. Следует, товарищи, помнить, что, несмотря на счастливый выход наших республик из состояния гражданской войны, опасность нападения извне не исключена. Эта опасность требует того, чтобы наш военный фронт был абсолютно единым, ... могущим обеспечить внешнюю безопасность республики.
Наконец, третья группа фактов, тоже требующих объединения и связанных с характером строения Советской власти, с классовой природой Советской власти. Советская власть построена так, что она, интернациональная по своей внутренней сущности, всячески культивирует в массах идею объединения, сама толкает их на путь объединения.
В мире Советов, где власть не на капитале, а на труде, где власть построена не на частной собственности, а на собственности коллективной ... сама природа власти располагает к тому, чтобы трудящиеся массы естественно стремились к объединению в одну социалистическую семью».
Вопрос:
Какие факторы способствовали сближению республик в первые годы после Октября?
Литература:
- Боффа Дж. История Советского Союза. М., 1994.
- Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества, 1900-1940 гг. М., 1992.
- История национально-государственного строительства в СССР. 1917–1978 гг. М., 1978.
- Кириллов, М.Н. Чернова Поурочные методические разработки и сценарии уроков к курсу истории России XIX–XX веков. М., 2000.
- Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России. М., 2001
- Хрестоматия по истории России. 1917–1940 / Под ред. М.Е.Главацкого. М.,
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: " Национальная политика советского государства в период правления Сталина как эпоха эскалации в межнациональных отношениях"
Материал содержит разработку урока, презентацию для урока, пакеты документов для работы в группах, задания для группы экспертов. Урок разработан для проведения в 11 классе....
Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.
1.Предпосылки и значение образования СССР.2. Образование СССР. Конституция 1924 года3. Национально-государственное строительство4.Политика «коренизации»...
Презентация "Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг."
Данная презентация выполнена на основе учебника Истории России 10 класса под редакцией Торкунова. Презентация поможет учителю провести интересный и наглядный урок при изучении данной темы. Презентация...
Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг. 10 класс.
..................
Презентация по истории России "Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг."
Данная презентация выполнена на основе учебника "История России. 10 класс»" под ред.Торкунова. Презентация поможет учителю провести наглядный, интересный и запоминающийся урок по этой ...
п. 11. Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг. История России 10 класс
Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг....