Рабочая программа по внеурочной деятельности "Древнерусские крепости Ленинградской области и Северо-Запада"
рабочая программа по истории (6 класс)
Цель, задачи данной программы
Любовь к родине является мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина.
Программа курса «Краеведение» ориентирована на более глубокое и подробное изучение истории родного края. Постепенно открывая для себя неизвестные страницы истории Ленинградской области, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащиеся формируют целостное представление о взаимосвязи развития своего региона и страны.
Данная программа способствует углублению знаний по истории России с опорой на региональный компонент.
Ведущая идея программы – развитие эрудированности ребенка и интереса к родному краю посредством изучения исторических объектов (средневековых крепостей).
Цели программы:
¾ знакомство учащихся с историко-культурным наследием Ленинградской области;
¾ формирование черт патриотизма и гражданственности через изучение истории строительства крепостей-укреплений; мастерства зодчих; жарких битв и побед, благодаря героизму простого народа;
¾ воспитание духовности;
¾ создание условий для формирования способностей к саморазвитию, самосознанию, самовоспитанию - способствование духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве и социальной адаптации.
Основные направления: программа «Краеведение» включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.
Программа ориентирована на учащихся 6-7 классов, на 12 – 13 летних подростков.
Срок реализации программы– 1 год.
Цели и результат внеурочной деятельности соответствуют целям и результату образования.
Цель организации внеурочной деятельности – обеспечение достижения планируемых результатов Стандарта: создание условий для становления и развития личности обучающихся, формирования их общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, интеллектуального развития, самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
— взаимодействие с социальными партнёрами;
— выявление и развитие способностей обучающихся, включая одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, спортивно-оздоровительных мероприятий, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.
Актуальность программы
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей детей, которые не всегда удается разглядеть в рамках школьных занятий.
Программа «Древнерусские крепости Ленинградской области» способствуют развитию интереса к зодческому наследию страны, умению интересно и с пользой проводить свободное от учебы время.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного, профессионального самоопределения; творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа интегрирована с предметными программами и является дополнением к программам таких предметов, как история и культура города и география.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kraevedenie_batueva_z.e.docx | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 524
Московского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНО: | Принято: | УТВЕРЖДАЮ: |
| |
Заседание МО протокол № ___от _____ | Педагогический совет протокол № ____от_______ | Директор ГБОУ гимназия №524 _______Н.М. Лучкова приказ № ______ от ____________ |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
кружок «Древнерусские крепости Ленинградской области и Северо-Запада»
направление «Общекультурное»
Программа рассчитана для 6-7 классов
Срок реализации – 1 год
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение реализации внеурочной деятельности осуществляется на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .
- Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 N 461-83 (ред. от 17.07.2013) "Об образовании в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 26.06.2013).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12. 2010 г., зарегистрирован в Минюсте России 17 февраля 2011г.)
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312».
- Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.04.2014 № 03-20-1424/14-0 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные образовательные программы, на 2014/2015 учебный год».
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)
- Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 14.05.2014 № 03-20-1905/14-0-0 «О направлении инструктивно-методического письма «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга».
- Устав (новая редакция) ГБОУ гимназия № 524 Московского района СПб (утверждено
КО СПб 07.-9.2011г. № 1757-р)
- Образовательная программа ОУ.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно - воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в общественно полезной жизни.
Цель, задачи данной программы
Любовь к родине является мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина.
Программа курса «Краеведение» ориентирована на более глубокое и подробное изучение истории родного края. Постепенно открывая для себя неизвестные страницы истории Ленинградской области, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащиеся формируют целостное представление о взаимосвязи развития своего региона и страны.
Данная программа способствует углублению знаний по истории России с опорой на региональный компонент.
Ведущая идея программы – развитие эрудированности ребенка и интереса к родному краю посредством изучения исторических объектов (средневековых крепостей).
Цели программы:
- знакомство учащихся с историко-культурным наследием Ленинградской области;
- формирование черт патриотизма и гражданственности через изучение истории строительства крепостей-укреплений; мастерства зодчих; жарких битв и побед, благодаря героизму простого народа;
- воспитание духовности;
- создание условий для формирования способностей к саморазвитию, самосознанию, самовоспитанию - способствование духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве и социальной адаптации.
Основные направления: программа «Краеведение» включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.
Программа ориентирована на учащихся 6-7 классов, на 12 – 13 летних подростков.
Срок реализации программы– 1 год.
Цели и результат внеурочной деятельности соответствуют целям и результату образования.
Цель организации внеурочной деятельности – обеспечение достижения планируемых результатов Стандарта: создание условий для становления и развития личности обучающихся, формирования их общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, интеллектуального развития, самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
— взаимодействие с социальными партнёрами;
— выявление и развитие способностей обучающихся, включая одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, спортивно-оздоровительных мероприятий, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.
Актуальность программы
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей детей, которые не всегда удается разглядеть в рамках школьных занятий.
Программа «Древнерусские крепости Ленинградской области» способствуют развитию интереса к зодческому наследию страны, умению интересно и с пользой проводить свободное от учебы время.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного, профессионального самоопределения; творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа интегрирована с предметными программами и является дополнением к программам таких предметов, как история и культура города и география.
Формы занятий: экскурсии, круглые столы, викторины, виртуальные путешествия.
Режим занятий: 4 часа в неделю (при проведении экскурсий – количество часов в неделю корректируется).
Ожидаемые результаты реализации программы
Внеурочная деятельность направлена на расширение кругозора, установление контакта между учителем и учениками; умение планировать свою деятельность; самостоятельно добывать информацию; приобретение навыков диспута; умения учитывать чужое мнение и соотнесение его к собственному; развитие монологической речи; умение применять знания, накопленные в учебной деятельности, для решения практических задач; умение сотрудничать в процессе творческой деятельности; приобретение навыков проектной деятельности (технических, познавательных, регулятивных, коммуникативных); формирование сознательного отношения к моральным ценностям отечественной истории и культуры; развитие коммуникативных умений, речевой деятельности; приобретение навыков публичной защиты проектов; формирование умения адекватно оценивать личные достижения в проектной деятельности: групповой и индивидуальной.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- овладение обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, регулятивными, коммуникативными), что обеспечивает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
2).умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;
4) в ходе работы с различными источниками информации умение самостоятельно выбирать критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы.
5) приобретение умений создавать, применять, преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
6) приобретение умения по освоению смыслового чтения, работая с различными источниками информации;
7) приобретение умений организовать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; сформировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
8) приобретение умений осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
9) формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) умение читать и анализировать карту города и Ленинградской области;
2) овладение специфическими знаниями, умениями и навыками для изготовления некоторого продукта (открытие социально-культурного знания: представление информации), выступление на заданную тему;
3) опыт самостоятельной деятельности учащихся по изготовлению продукта (проектирование изменений социально – культурного знания);
4) опыт презентации индивидуального продукта. Создание и защита проекта исследовательской деятельности.
На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
- традиции гимназии;
- особенности гимназического образования;
- возможности ОДОД, учреждений дополнительного образования, культуры, спорта района и города;
- запросы школьников и родителей (законных представителей).
Гимназия в реализации общеобразовательных программ основного общего образования обеспечивает дополнительную (углублённую) подготовку по предметам гуманитарного профиля. В связи с этим в рамках внеурочной работы уделяется особое внимание формированию у обучающихся повышенного уровня образованности и методологической компетентности в различных областях гуманитарных знаний.
В таблице 1 представлен учебно-тематический план программы по внеурочной деятельности кружка «Древнерусские крепости Ленинградской области и Северо-Запада».
Таблица 1
Учебно-тематический план программы
№ занятий | Содержание (разделы, темы) | Количество часов (теоретические, практические) | Описание примерного содержания занятий | Дата проведения по плану/по факту | Перечень УУД учащихся |
1-2 | 1.Введение | 2 часа – теория | Вводная лекция о крепостной системе обороны Ленинградской области. (элементы крепости; способы захвата крепости; назначение крепостей) – 2 часа | Сентябрь | |
3 - 10 | 2.Крепостная система обороны | 8 часов - теория | 2.Работа с картами, нанесение географического местоположения крепостей Ленинградской области – 2 часа 3. Презентация в Power Point «Экскурсия по местам крепостей Ленинградской области» - 2 часа 4.Просмотр фильмов: «Легенды старой крепости Ладога» - 25 мин. «Легенды старой крепости Изборск» - 25 мин. «Фильм-экскурсия «Святая года» (Псковская крепость) – 25 мин. «Легенды старой крепости Выборг» (отрывок) - 10 мин. 4. Конкурс на знание составных элементов крепости – 2 часа | Сентябрь | 1. Овладение основами продуктивного чтения. 2. Определение объекта понимания, выделение смысловых частей, переведение смысловой части в тезис 3.Умение работать с различными источниками информации (учебник, карта местности). |
11-16 | 3.Крепости Древней Руси – 6 час. | 6 часов - теория | 1.Лекция о крепостях Древней Руси | Сентябрь | 1. Определение объекта понимания, выделение смысловых частей, переведение смысловой части в тезис |
17-25 | 4.Изучение городов-крепостей Ладога, Изборск – 9 часов | 9 часов - экскурсия | 1. Экскурсия в Ладогу – 4,5 часа 2. Экскурсия в Изборск – 4,5 часа | Октябрь | 1. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно 2. Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. 3. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
26-34 | 5.Изучение городов-крепостей Новгород, Псков – 9 часов | 9 часов - экскурсия | 1. Экскурсия в Новгород – 4,5 часа 2. Экскурсия в Псков – 4,5 часа | Ноябрь | 1. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно 2. Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. 3. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
35-36 | 6. Круглый стол – 2 часа | 2 часа - практика | Доклады учащихся: «Рюриково городище – предшественник Новгорода» «Здесь будет град велик…» (Псков) «Поставиша град Избореск на горе Жарави» (Изборск) «Альдегья-Альдегьюборг-Ладога» (Ладога) | Ноябрь | 1.Умение работать с несколькими источниками информации 2.Умение структурировать ответ. 3.Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
37-52 | 7. Изучение городов-крепостей Новгородского государства: Капорье, Корела, Орешек, Порхов, Ям – 16 часов | 16 часов - экскурсия | 1.Экскурсия в Капорье – 4 часа 2.Экскурсия в Корела – 3 часа 3.Экскурсия в Орешек – 1 час 4.Экскурсия в Порхов – 4 часа 5. Экскурсия в Ям – 4 часа | Декабрь-Январь | 1. Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. 2. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе 3. Практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры. |
53-54 | 8. Круглый стол – 2 часа | 2 часа - практика | Доклады учащихся: «Новгородская крепость в Ижорской земле» (Капорье) «Постави костер камен» (Корела) «Охраняя исток Невы» (Орешек) «Преграда крестоносцам на реке Луге» (Ям) | Январь | 1.Умение работать с несколькими источниками информации 2.Умение структурировать ответ. 3.Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
55-56 | 9.Крепость Московского царства – 2 часа | 2 часа - теория | Презентация «Крепость Московского царства» (Передний город. В годы смуты.) | Февраль | 1. Определение объекта понимания, выделение смысловых частей, переведение смысловой части в тезис 2.Формирование умения систематизировать, сопоставлять, анализировать информацию. |
57-65 | 9.Изучение города-крепости Московского царства (Ивангород) – 9 часов | 9 часов - экскурсия | Экскурсия в Ивангород – 9 часов | Февраль | 1.Практическое освоение обучающимися основ проектно – исследовательской деятельности. 2. Умение эффективно сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач. |
66-67 | 10.Отвоеванная крепость (Выборг) – 2 часа | 2 часа-теория | Презентация «Отвоеванная крепость – Выборг» - 2 часа | Март | 1. Определение объекта понимания, выделение смысловых частей, переведение смысловой части в тезис 2.Формирование умения систематизировать, сопоставлять, анализировать информацию. |
68-76 | 11.Изучение города-крепости Выборг – 9 часов | 9 часов - экскурсия | Экскурсия в Выборг – 9 часов | Март | 1.Практическое освоение обучающимися основ проектно – исследовательской деятельности. 2. Умение эффективно сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач. |
77-78 | 12.Круглый стол – 2 часа | 2 часа - практика | Доклады учащихся: «Город музей, город-пограничник» (Ивангород) «Российский Выборг» | Март | 1. Совершенствование умения передавать информацию в устной форме. |
79-84 | 13. Исчезнувшие крепости – 6 часов | 4 часа – теория 2 часа - практика | 1.Лекция «Исчезнувшие крепости» (Крепости Новгородской земли. Великие Луки. Лавуйский острожек. Любшанское городище). - 4 часа 2.Работа с картами, нанесение географического местоположения крепостей – 2 часа | Апрель | 1.Умение работать с различными источниками информации 2. Совершенствование навыка активного слушания |
85-97 | 14.Изучение исчезнувших крепостей Новгородской земли, Псковской земли – 13 часов | 13 часов - экскурсия | Экскурсия по местам исчезнувших крепостей (Великие Луки, Лавуйский острожек, Любшанское городище) – 13 часов | Апрель | 1.Практическое освоение обучающимися основ проектно – исследовательской деятельности. 2. Умение эффективно сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач. |
98-100 | 15.Шведские крепости на территории современного Санкт-Петербурга – 3 часа | 3 часа - теория | Лекция «Шведские крепости территории современного Санкт-Петербурга» (Ландскрона, Ниеншанц) – 1 час 2.Работа с картами, нанесение географического местоположения крепостей – 2 часа | Апрель | 1.Умение работать с различными источниками информации 2.Совершенствование навыка активного слушания. 3.Определение объекта понимания, выделение смысловых частей, переведение смысловой части в тезис |
101-108 | 16. Экскурсия по местам крепостей Ландскрона, Ниеншанц – 8 часов | 8 часов - экскурсия | Экскурсия по местам исчезнувших крепостей (Ландскрона, Ниеншанц) – 8 часов | Май | 1.Практическое освоение обучающимися основ проектно – исследовательской деятельности. 2.Умение эффективно сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач. 3.Обнаружение знаков, их раскодирование |
109-110 | 17.Круглый стол – 2 часа | 2 часа - практика | Подготовка и проведение учащимися викторины на знание крепостей Санкт-Петербурга и Ленинградской области – 2 часа | Май | 1. Умение эффективно сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач. 2.Практическое освоение обучающимися основ проектно – исследовательской деятельности. 3. Умение работать с различными источниками информации 4.Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
101-120 | 18.Защита проектов – 10 часов | 10 часов | Подготовка и защита проектов по изученному материалу | Май | 1. Умение ставить цели и задачи проектной деятельности, умение планировать работу на разных этапах проектирования, умение анализировать результаты своей деятельности. 2.Умение публично презентовать результаты своей деятельности, умение вести дискуссию по заданной проблеме. |
121-133 | 19. Экскурсия в музеи – 13 часов | 13 часов | Экскурсия в музеи – 13 часов | Май | Практическое освоение обучающимися основ проектно – исследовательской деятельности. |
134 | 20.Итоговое заключительное занятие | 1 час | Подведение итогов изученного курса – теория – 1 час | Май | Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
Резерв – 2 часа
В таблице 2 представлен план мероприятий по внеурочной деятельности кружка «Древнерусские крепости Ленинградской области и Северо-Запада»
Таблица 2
План мероприятий
№ | Название и форма мероприятий | Сроки проведения | Ресурсы | Предполагаемый результат | Фамилия и должность ответственного лица |
1-2 | Введение – 2 часа | 09.09 | 1.Лекция учителя «Крепостная система обороны Ленинградской области» 2.Раздаточный материал по теме | Определение цели и задач внеурочной работы | Батуева З.Е., учитель |
3 - 4 | Составление маршрута экскурсий по крепостям Ленинградской области – 2 часа | 11.09 13.09 | 1.Географические карты Ленинградской области. 2.Атлас Ленинградской области | 1.Закрепление навыка работы с географическими картами. 2. Анализ и сопоставление различных карт. | Батуева З.Е., учитель |
5-6 | Просмотр документально-художествнных фильмов по теме – 2 часа | 16.09 | 1. Записи фильмов: «Легенды старой крепости Ладога», «Легенды старой крепости Изборск», «Фильм-экскурсия «Святая года», «Легенды старой крепости Выборг» (отрывок) | Закрепление материала с помощью визуальной передачи данных | Батуева З.Е., учитель |
7-8 | Презентация «Экскурсия по местам крепостей Ленинградской области» - 2 часа | 18.09 20.09 | Презентация учителя в программе Power Point
| Овладение понятиями: ров, вал, детинец, стены, ворота и башни, подошвенный бой | Батуева З.Е., учитель |
9-10 | Конкурс на знание составных элементов крепости и местоположении крепостей Ленинградской области – 2 часа | 23.09 | Раздаточный материал (изображения элементов крепости, макеты карт Ленинградской области). | Закрепление учебного материала | Батуева З.Е., учитель |
11-16 | Лекция «Крепости Древней Руси» – 6 часов | 25.09 | 1.Книга: «Древнерусские крепости Северо-Запада» А.С. Власов, Г.Н. Элькин 2.Дидактические материалы: презентация Power Point | Усвоение учебного материала через подачу учителя | Батуева З.Е., учитель |
17-25 | Экскурсия по по городам-крепостям Ладога, Изборск – 9 часов | 27.09 30.09 02.10 04.10 07.10 09.10 | Города-крепости Ладога, Изборск | Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Батуева З.Е., учитель, экскурсовод |
26-34 | Экскурсия по городам-крепостям Новгород, Псков – 9 часов | 11.10 14.10 16.10 18.10 21.10 23.10 | Города-крепости Новгород, Псков | Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Батуева З.Е., учитель, экскурсовод |
35-36 | Круглый стол «Знаменитые города-крепости Ленинградской области» - 2 часа | 25.10 28.10 | Презентации в программе Power Point, подготовленные учащимися: «Рюриково городище – предшественник Новгорода» «Здесь будет град велик…» (Псков) «Поставиша град Избореск на горе Жарави» (Изборск) «Альдегья-Альдегьюборг-Ладога» (Ладога) | 1.Умение работать с несколькими источниками Информации 2.Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | Учащиеся, Батуева З.Е., учитель |
37-40 | Экскурсия в Капорье – 4 часа | 30.10 01.11 | Крепость Капорье | Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Батуева З.Е., учитель, экскурсовод |
41-43 | Экскурсия в Корела – 3 часа | 08.11 | Крепость Корела | Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Батуева З.Е., учитель, экскурсовод |
44-45 | Экскурсия в Орешек – 2 час | 11.11 | Крепость Орешек | Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Батуева З.Е., учитель, экскурсовод |
46-48 | Экскурсия в Порхов – 3 часа | 13.11 | Крепость Порхов | Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Батуева З.Е., учитель, экскурсовод |
49-52 | Экскурсия в Ям – 4 часа | 15.11 | Крепость Ям | Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Батуева З.Е., учитель, экскурсовод |
53-54 | Круглый стол – 2 часа | 18.11 | Презентации в программе Power Point, подготовленные учащимися: «Новгородская крепость в Ижорской земле» (Капорье) «Постави костер камен» (Корела) «Охраняя исток Невы» (Орешек) «Преграда крестоносцам на реке Луге» (Ям) | Усвоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности Умение устанавливать необходимые контакты с другими людьми, владение техникой общения. | Батуева З.Е., учитель, учащиеся |
55 | Доклад Крепость Московского царства – 1 час | 20.11 | 1.Устный доклад одного из учащихся на тему «Крепость Московского царства – Ивангород» 2.Дидактический материал: изображения крепости Ивангород | Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного язык Умение устанавливать необходимые контакты с другими людьми, владение техникой общения. | Батуева З.Е., учитель, учащиеся |
56 | Просмотр фильма «Легенды старых крепостей Ивангород» - 1 час | 22.11 | Фильм «Легенды старых крепостей Ивангород» | Визуальное усвоение информации | Батуева З.Е., учитель |
57-65 | Экскурсия в город-крепость «Ивангород» - 9 часов | 25.11 27.11 29.11 02.12 04.12 06.12 | Город-крепость «Ивангород» | Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Батуева З.Е., учитель |
66-67 | Лекция «Отвоеванная крепость – Выборг» - 2 часа | 09.12 | 1.Книга: «Древнерусские крепости Северо-Запада» А.С. Власов, Г.Н. Элькин 2.Дидактические материалы: изображение крепости Выборг | Усвоение нового материала учащимися. Определение объекта понимания, выделение смысловых частей, переведение смысловой части в тезис | Батуева З.Е., учитель |
68-76 | Экскурсия в Выборгскую крепость – 9 часов | 11.12 13.12 16.12 18.12 20.12 23.12 | Музей «Выборгский замок» (Крепость Выборг) | Практическое освоение обучающимися основ проектно – исследовательской деятельности. .Умение эффективно сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач. | Батуева З.Е., учитель, экскурсовод |
77-78 | Круглый стол – 2 часа | 25.12 27.12 | Презентации в программе Power Point, подготовленные учащимися: «Город музей, город-пограничник» (Ивангород) «Российский Выборг» | Усвоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности. Умение устанавливать необходимые контакты с другими людьми, владение техникой общения. | Батуева З.Е., учитель |
79-82 | Лекция «Исчезнувшие крепости» (Крепости Новгородской земли. Великие Луки. Лавуйский острожек. Любшанское городище). - 4 часа | 13.01 15.01 17.01 | 1.Книга: «Древнерусские крепости Северо-Запада» А.С. Власов, Г.Н. Элькин 2.Дидактические материалы: изображения крепостей Великие луки, Лавуйский острожек; Любашанского городища. | Совершенствование навыка активного слушания. | Батуева З.Е., учитель |
83-84 | Работа с картами, нанесение географического местоположения крепостей – 2 часа | 20.01 | Географические крепости Новогородской области | Закрепление навыка работы с географическими картами | Батуева З.Е., учитель |
85-97 | Экскурсия по местам исчезнувших крепостей Новгородской земли, Псковской земли – 13 часов | 22.01 24.01 27.01 29.01 31.01 03.02 05.02 07.02 10.02 | Великие Луки, Лавуйский острожек; Любашанского городища | Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Батуева З.Е., учитель, экскурсовод |
98 | Лекция «Шведские крепости территории современного Санкт-Петербурга» (Ландскрона, Ниеншанц) – 1 час | 12.02 | Презентация в программе Power Point на тему: «Шведские крепости территории современного Санкт-Петербурга» | Усвоение нового материала учащимися. | Батуева З.Е., учитель |
99-100 | Работа с картами, нанесение географического местоположения крепостей – 2 часа | 14.02 17.02 | Работа с картами, нанесение географического местоположения крепостей Ландскрона, Ниеншанц | Закрепление навыка работы с географическими картами | Батуева З.Е., учитель |
101-108 | Экскурсия по местам исчезнувших крепостей (Ландскрона, Ниеншанц) – 8 часов | 19.02 21.02 24.02 26.02 28.02 03.03 | Охтинский мыс | 1.Практическое освоение обучающимися основ проектно – исследовательской деятельности. 2.Умение эффективно сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач. | Батуева З.Е., учитель, экскурсовод |
109-110 | Круглый стол – викторина на тему «Санкт-Петербурга и Ленинградской области» - 2 часа | 05.03 07.03 | Дидактические материалы: изображения изученных крепостей, элементов древних крепостей; контуры георгафических карт Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Новгородской области | 1.Умение эффективно сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач. 2.Практическое освоение обучающимися основ проектно – исследовательской деятельности. 3.Умение работать с различными источниками информации 4.Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Батуева З.Е., учитель, учащиеся |
111-120 | Подготовка и защита проектов по изученному материалу – 10 часов | 10.03 12.03 14.03 17.03 19.03 21.03 24.03 | Презентации учащихся в программе Power Point | Практическое освоение обучающимися основ проектно – исследовательской деятельности | Батуева З.Е., учитель, учащиеся |
121-123 | Посещение Музея «Петропавловская крепость» - 3 часов | 26.03 | «Музей истории Санкт-Петербурга» | Практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего инструментария | Батуева З.Е., учитель |
124-129 | Посещение музея «Ниеншанц» - 6 часов | 28.03 | Музей «Ниеншанц» | Практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего инструментария | Батуева З.Е., учитель |
130-133 | Посещение музея «Гранд Макет Россия» - 4 часа | 04.04 11.04 18.04 25.04 | Музей «Гранд Макет Россия» | Практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего инструментария | Батуева З.Е., учитель |
134 | Итоговое заключительное занятие – 1 час | 05.05 | Подведение итогов изученного курса. Планирование будущей деятельности в новом учебном году | Батуева З.Е., учитель |
В таблице 3 представлено содержание программы по внеурочной деятельности кружка «Древнерусские крепости Ленинградской области и Северо-Запада».
Таблица 3
Содержание программы
№ темы | Название темы | Краткое содержание | Понятия |
1 | Крепостная система обороны | 1.Понятие крепостной системы обороны, составных частей крепости. | Бастион, башня крепостная, бруствер, вал, гаубица, детинец |
2 | Крепости Древней Руси | 1.Изучение тем: Ладога, Изборск, Новгород, Псков. 2.Анализ карт, составление маршрута 3.Работа с различными источниками информации 4.Экскурсии по изучаемым местам 5. Презентации по изученному материалу. | Герса, городище, донжон, заборола |
3 | Крепости Новгородского государства | 1.Изучение тем: Копорье, Корела, Орешек, Порхов, Ям. 2.Анализ карт, составление маршрута 3.Работа с различными источниками информации. 4.Экскурсии по изучаемым местам 5. Презентации по изученному материалу. | Куртина, мортира, контрфорс, захаб, надвратная башня, осадная башня |
4 | Крепость Московского царства | 1. Изучение темы Ивангород. 2.Работа с различными источниками информации. 4.Экскурсия по изученному месту | Раскат, посад, подошвенный бой, порок (каменное орудие), острог |
5 | Отвоеванная крепость | 1. Изучение темы Выборг. 2.Работа с различными источниками информации. 4.Экскурсия по изученному месту. 5. Презентация по теме изученного материала. | Ярус боя, сводчатое перекрытие, рогатка (полевое укрепление) |
6 | Исчезнувшие крепости Крепости Новгородской земли | 1.Изучение тем: Великие Луки Лавуйский острожек Любшанское городище 2.Анализ карт, составление маршрута 3.Работа с различными источниками информации. 4.Экскурсии по изучаемым местам | Частокол, тура, цитадель |
7 | Исчезнувшие крепости Крепости Псковской земли | 1.Изучение тем: Велье, Владимирец, Воронич 2.Анализ карт, составление маршрута 3.Работа с различными источниками информации | Таран, траншеи штурмовые, редут |
8 | Шведские крепости на территории Санкт-Петербурга | 1.Изучение тем: Ландскрона, Лиеншанц 2.Анализ карт, составление маршрута 3.Работа с различными источниками информации 4.Экскурсии по изучаемым местам 5. Викторина по всему изученному материалу | Печура, пищаль, равелин, раскат (крепостная башня) |
9 | Защита проектов |
Результаты работы:
1) создание и защита проектов. (Критерии защиты проекта содержатся в Положении о проектной деятельности ГБОУ гимназия № 524 Московского района).
2) усвоение нового материала на тему «Древнерусские крепости Ленинградской области и Северо-Запада».
Методическое и материально-техническое обеспечение программы:
Печатные пособия:
- Власов А.С. Элькин Г.Н. Древнерусские крепости Северо-Запада, СПб.: Паритет, 2007. - 480 с.
- Говорухина И.В., Петрова Л.В. Древнерусские крепости Северо-Запада. Переработанное издание. СПб.: НП-Принт, 2012. - 132 с.
- Дмитриева Е.В. Пригороды Санкт-Петербурга. Пособие по истории города., 13-е- изд.– СПб.:КОРОНА принт, 2007. – 336 с.
- Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 1 – СПб.: СМИО Пресс, 2010. – 240 с.
- Зимина М.С., Полякова М.М. Санкт-Петербург. Архитектурные стили., 3-е изд. – СПб.:КОРОНА принт, 2006. – 442 с.
- Золотоносов М.Н. Бронзовый век: Иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков, городской и декоративной скульптуры Ленинграда–Петербурга в 1985–2003 гг. СПб., 2005. С. 240–241.
- Сорокин П.Е. Археологические исследования города Ниена, крепости Ниеншанц и перспективы создания Археологического музея Петербурга // Реликвия. 2008. №18. С. 54–58.
Оборудование:
- Компьютер.
- Проектор.
- Наглядные пособия.
- Раздаточный материал.
- Карты города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экономике и законодательству Ленинградской области 10 -11 класс
Рабочая программа регионального компонента "Экономика и законодательство Ленинградской области" 10 -11 содержит: пояснительную записку, цели, задачи, основное содержание программы, обязательный миниму...
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» образовательная область ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 2класс
Рабочая программа «Английский язык» для 2 класса составлена на основеФедерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г), Примерной...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности коррекционно - развивающей области «Ритмика»
Рабочая программа по ритмике направлена на реализацию следующих задач:усвоение основ специальных знаний из области сценического движения (пластический тренинг, музыкально- ритмические рисунки, импрови...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Увлекательное путешествие по Архангельской области"
Внеурочная программа для классных руководителей, педагогов-организаторов, библиотекарей, которые заинтересованы в расширении познавательного интереса к родному краю и патриотическом воспитании....
Конструирование сложных предложений из простых. Крепости Ленинградской области. Логопедическое подгрупповое занятие, 7 класс
Конспект подгруппового логопедического занятия в 7 классе.Тема: Конструирование сложных предложений из простых. Лексическая тема: «Крепости Ленинградской области...
Крепости Ленинградской области (6-7 класс)
Технологическая карта урока (классного часа) на тему Крепости Ленинградской области (6-7 класс)...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...