Рабочая программа по внеурочной деятельности "Древнерусские крепости Ленинградской области и Северо-Запада"
рабочая программа по истории (6 класс)

Батуева Заргана Едиловна

Цель, задачи данной программы

Любовь к родине является мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина.

Программа курса «Краеведение» ориентирована на более глубокое и подробное изучение истории родного края. Постепенно открывая для себя неизвестные страницы истории Ленинградской области, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащиеся формируют целостное представление о взаимосвязи  развития своего региона и страны.

Данная программа способствует углублению знаний по истории России с опорой на региональный компонент.

Ведущая идея программы – развитие эрудированности ребенка и интереса к родному краю посредством изучения исторических объектов (средневековых крепостей).

Цели программы:

¾    знакомство учащихся с историко-культурным наследием Ленинградской области;

¾    формирование черт патриотизма и гражданственности через изучение истории строительства крепостей-укреплений; мастерства зодчих; жарких битв и побед, благодаря героизму простого народа;

¾    воспитание духовности;

¾    создание условий для формирования способностей к саморазвитию, самосознанию, самовоспитанию - способствование духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве и социальной адаптации.

Основные направления: программа «Краеведение» включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.

Программа ориентирована на  учащихся 6-7 классов, на 12 – 13 летних подростков.

Срок реализации  программы– 1 год.

Цели и результат внеурочной деятельности соответствуют целям и результату образования.

Цель организации внеурочной деятельности – обеспечение достижения планируемых результатов Стандарта: создание условий для становления и развития личности обучающихся, формирования их общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, интеллектуального развития, самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

— взаимодействие с социальными партнёрами;

— выявление и развитие способностей обучающихся, включая одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, спортивно-оздоровительных мероприятий, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.

Актуальность программы

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей детей, которые не всегда удается разглядеть в рамках школьных занятий.

Программа «Древнерусские крепости Ленинградской области» способствуют развитию интереса к зодческому наследию страны, умению интересно и с пользой проводить свободное от учебы время.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного, профессионального самоопределения; творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа интегрирована с предметными программами и является дополнением к программам таких предметов, как  история и культура города и география.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kraevedenie_batueva_z.e.docx75 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 гимназия № 524

Московского  района   Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНО:

Принято:

 УТВЕРЖДАЮ:

 

 Заседание МО

протокол

№ ___от _____

 Педагогический совет

протокол

№ ____от_______

 Директор

ГБОУ гимназия №524

_______Н.М. Лучкова

приказ № ______

от ____________

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

кружок  «Древнерусские крепости Ленинградской области и Северо-Запада»

направление «Общекультурное»

                                  Программа рассчитана для 6-7 классов

                                              Срок реализации – 1 год

2014 - 2015 учебный год


                                     

                                           Пояснительная записка

Нормативно-правовое обеспечение реализации внеурочной деятельности осуществляется на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .
  2. Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 N 461-83 (ред. от 17.07.2013) "Об образовании в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 26.06.2013).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования    (приказ Министерства образования и  науки  Российской Федерации  № 1897 от 17.12.  2010 г.,  зарегистрирован в Минюсте России 17 февраля 2011г.)
  4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312».
  6. Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.04.2014 № 03-20-1424/14-0 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные образовательные программы, на 2014/2015 учебный год».
  7. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)
  8. Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 14.05.2014 № 03-20-1905/14-0-0 «О направлении инструктивно-методического письма «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга».
  9. Устав (новая редакция) ГБОУ гимназия № 524 Московского района СПб (утверждено  

      КО СПб   07.-9.2011г. № 1757-р)

  1. Образовательная программа ОУ.

   Внеурочная деятельность является составной частью  учебно -  воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном  досуге, их участии в общественно полезной жизни.

Цель, задачи данной программы

Любовь к родине является мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина.

Программа курса «Краеведение» ориентирована на более глубокое и подробное изучение истории родного края. Постепенно открывая для себя неизвестные страницы истории Ленинградской области, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащиеся формируют целостное представление о взаимосвязи  развития своего региона и страны.

Данная программа способствует углублению знаний по истории России с опорой на региональный компонент.

Ведущая идея программы – развитие эрудированности ребенка и интереса к родному краю посредством изучения исторических объектов (средневековых крепостей).

Цели программы:

  • знакомство учащихся с историко-культурным наследием Ленинградской области;
  • формирование черт патриотизма и гражданственности через изучение истории строительства крепостей-укреплений; мастерства зодчих; жарких битв и побед, благодаря героизму простого народа;
  • воспитание духовности;
  • создание условий для формирования способностей к саморазвитию, самосознанию, самовоспитанию - способствование духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве и социальной адаптации.

Основные направления: программа «Краеведение» включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.

Программа ориентирована на  учащихся 6-7 классов, на 12 – 13 летних подростков.

Срок реализации  программы– 1 год.

Цели и результат внеурочной деятельности соответствуют целям и результату образования.

Цель организации внеурочной деятельности – обеспечение достижения планируемых результатов Стандарта: создание условий для становления и развития личности обучающихся, формирования их общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, интеллектуального развития, самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

— взаимодействие с социальными партнёрами;

— выявление и развитие способностей обучающихся, включая одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, спортивно-оздоровительных мероприятий, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.

Актуальность программы

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей детей, которые не всегда удается разглядеть в рамках школьных занятий.

Программа «Древнерусские крепости Ленинградской области» способствуют развитию интереса к зодческому наследию страны, умению интересно и с пользой проводить свободное от учебы время.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного, профессионального самоопределения; творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа интегрирована с предметными программами и является дополнением к программам таких предметов, как  история и культура города и география.

Формы занятий: экскурсии, круглые столы, викторины, виртуальные путешествия.

Режим занятий: 4 часа в неделю (при проведении экскурсий – количество часов в неделю корректируется).

Ожидаемые результаты реализации программы

Внеурочная деятельность направлена на расширение кругозора, установление контакта между учителем и учениками; умение планировать свою деятельность; самостоятельно добывать информацию; приобретение навыков диспута; умения учитывать чужое мнение и соотнесение его к собственному; развитие монологической речи; умение применять знания, накопленные в учебной деятельности, для решения практических задач; умение сотрудничать в процессе творческой деятельности; приобретение навыков проектной деятельности (технических, познавательных, регулятивных, коммуникативных); формирование сознательного отношения к моральным ценностям отечественной истории и культуры; развитие коммуникативных умений, речевой деятельности; приобретение навыков публичной защиты проектов; формирование умения адекватно оценивать личные достижения в проектной деятельности: групповой и индивидуальной.

Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  3. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  4. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  5. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  1. овладение  обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, регулятивными, коммуникативными), что обеспечивает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

2).умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;

4) в ходе работы с различными источниками информации умение самостоятельно выбирать критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы.

5) приобретение умений создавать, применять, преобразовывать  знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;

6) приобретение умения по освоению смыслового чтения, работая с  различными источниками информации;

7) приобретение умений организовать  сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать  индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; сформировать умение  формулировать, аргументировать и отстаивать свое  мнение;

8) приобретение умений осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

9) формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

1) умение читать и анализировать карту города и Ленинградской области;

2) овладение специфическими знаниями, умениями и навыками  для изготовления некоторого продукта (открытие социально-культурного знания: представление информации), выступление на заданную тему;

3) опыт самостоятельной деятельности учащихся по изготовлению продукта  (проектирование изменений социально – культурного знания);

4) опыт презентации индивидуального продукта. Создание и защита проекта исследовательской деятельности.

На содержание программы оказали влияние следующие факторы:

  • традиции гимназии;
  • особенности гимназического образования;
  • возможности ОДОД, учреждений дополнительного образования, культуры, спорта района и города;
  • запросы школьников и родителей (законных представителей).

Гимназия в реализации общеобразовательных программ основного общего образования обеспечивает дополнительную (углублённую) подготовку по предметам гуманитарного профиля. В связи с этим в рамках внеурочной работы  уделяется особое внимание формированию у обучающихся повышенного уровня образованности и методологической компетентности в различных областях гуманитарных знаний. 

В таблице 1 представлен учебно-тематический план программы по внеурочной деятельности кружка «Древнерусские крепости Ленинградской области и Северо-Запада».          

Таблица 1

Учебно-тематический план программы

№ занятий

Содержание

(разделы, темы)

Количество часов (теоретические, практические)

Описание примерного содержания занятий

Дата проведения по плану/по факту

Перечень УУД учащихся

1-2

1.Введение

2 часа –

теория

Вводная лекция о крепостной системе обороны Ленинградской области. (элементы крепости; способы захвата крепости; назначение крепостей) – 2 часа

Сентябрь

3 - 10

2.Крепостная система обороны

8 часов - теория

2.Работа с картами, нанесение географического местоположения крепостей Ленинградской области – 2 часа

3. Презентация в Power Point  «Экскурсия по местам крепостей Ленинградской области» - 2 часа

4.Просмотр фильмов:

«Легенды старой крепости Ладога» - 25 мин.

«Легенды старой крепости Изборск» - 25 мин.

«Фильм-экскурсия «Святая года» (Псковская крепость) – 25 мин.

«Легенды старой крепости Выборг» (отрывок) - 10 мин.

4. Конкурс на знание составных элементов крепости – 2 часа

Сентябрь

1. Овладение основами продуктивного чтения.

2. Определение объекта понимания, выделение смысловых частей, переведение смысловой части в тезис

3.Умение работать с различными источниками информации (учебник, карта местности).

11-16

3.Крепости Древней Руси  –

6 час.

6 часов - теория

1.Лекция о крепостях Древней Руси

Сентябрь

1. Определение объекта понимания, выделение смысловых частей, переведение смысловой части в тезис

17-25

4.Изучение городов-крепостей Ладога, Изборск – 9 часов

9 часов - экскурсия

1. Экскурсия в Ладогу – 4,5 часа

2. Экскурсия в Изборск – 4,5 часа

Октябрь

1. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно

2. Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

3. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

26-34

5.Изучение городов-крепостей Новгород, Псков – 9 часов

9 часов - экскурсия

1. Экскурсия в Новгород – 4,5 часа

2. Экскурсия в Псков – 4,5 часа

Ноябрь

1. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно

2. Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

3. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

35-36

6. Круглый стол – 2 часа

2 часа - практика

Доклады учащихся:

«Рюриково городище – предшественник Новгорода»

«Здесь будет град велик…» (Псков)

«Поставиша град Избореск на горе Жарави» (Изборск)

«Альдегья-Альдегьюборг-Ладога» (Ладога)

Ноябрь

1.Умение работать с несколькими источниками

информации

2.Умение структурировать ответ.

3.Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

37-52

7. Изучение городов-крепостей Новгородского государства: Капорье, Корела, Орешек, Порхов, Ям – 16 часов

16 часов - экскурсия

1.Экскурсия в Капорье – 4 часа

2.Экскурсия в Корела – 3 часа

3.Экскурсия в Орешек – 1 час

4.Экскурсия в Порхов – 4 часа

5. Экскурсия в Ям – 4 часа

Декабрь-Январь

1.  Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

2. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе

3. Практическое

освоение методов

познания,

используемых в различных

областях знания и сферах  культуры.

53-54

8. Круглый стол – 2 часа

2 часа - практика

Доклады учащихся:

«Новгородская крепость в Ижорской земле» (Капорье)

«Постави костер камен» (Корела)

«Охраняя исток Невы» (Орешек)

«Преграда крестоносцам на реке Луге» (Ям)

Январь

1.Умение работать с несколькими источниками

информации

2.Умение структурировать ответ.

3.Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

55-56

9.Крепость Московского царства – 2 часа

2 часа - теория

Презентация «Крепость Московского царства»  (Передний город. В годы смуты.)

Февраль

1. Определение объекта понимания, выделение смысловых частей, переведение смысловой части в тезис

2.Формирование умения систематизировать, сопоставлять, анализировать информацию.

            57-65

9.Изучение города-крепости Московского царства (Ивангород) – 9 часов

9 часов - экскурсия

Экскурсия в Ивангород – 9 часов

Февраль

1.Практическое освоение обучающимися основ проектно – исследовательской деятельности.

2. Умение эффективно сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач.

               66-67

10.Отвоеванная крепость (Выборг) – 2 часа

2 часа-теория

Презентация «Отвоеванная крепость – Выборг» - 2 часа

Март

1. Определение объекта понимания, выделение смысловых частей, переведение смысловой части в тезис

2.Формирование умения систематизировать, сопоставлять, анализировать информацию.

               68-76

11.Изучение города-крепости Выборг – 9 часов

9 часов - экскурсия

Экскурсия в Выборг  – 9 часов

Март

1.Практическое освоение обучающимися основ проектно – исследовательской деятельности.

2. Умение эффективно сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач.

               77-78

12.Круглый стол – 2 часа

2 часа - практика

Доклады учащихся:

«Город музей, город-пограничник» (Ивангород)

«Российский Выборг»

Март

1. Совершенствование умения передавать информацию в устной форме.

79-84              

13. Исчезнувшие крепости – 6 часов

4 часа – теория

2 часа - практика

1.Лекция «Исчезнувшие крепости» (Крепости Новгородской земли. Великие Луки. Лавуйский острожек. Любшанское городище). -

 4 часа

2.Работа с картами, нанесение географического местоположения крепостей – 2 часа

Апрель

1.Умение работать с различными

источниками  информации

2. Совершенствование навыка активного слушания

               85-97

14.Изучение исчезнувших крепостей Новгородской земли, Псковской земли  – 13 часов

13 часов - экскурсия

Экскурсия по местам исчезнувших крепостей (Великие Луки, Лавуйский острожек, Любшанское городище) – 13 часов

Апрель

1.Практическое освоение обучающимися основ проектно – исследовательской деятельности.

2. Умение эффективно сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач.

               98-100

15.Шведские крепости на территории современного Санкт-Петербурга – 3 часа

3 часа - теория

Лекция «Шведские крепости территории современного Санкт-Петербурга» (Ландскрона, Ниеншанц) – 1 час

2.Работа с картами, нанесение географического местоположения крепостей – 2 часа

Апрель

1.Умение работать с различными

источниками  информации

2.Совершенствование навыка активного слушания.

3.Определение объекта понимания, выделение смысловых частей, переведение смысловой части в тезис

               101-108

16. Экскурсия по местам крепостей Ландскрона, Ниеншанц – 8 часов

8 часов - экскурсия

Экскурсия по местам исчезнувших крепостей (Ландскрона, Ниеншанц) – 8 часов

Май

1.Практическое освоение обучающимися основ проектно – исследовательской деятельности.

2.Умение эффективно сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач.

3.Обнаружение знаков, их раскодирование

               109-110

17.Круглый стол – 2 часа

2 часа - практика

Подготовка и проведение учащимися викторины на знание крепостей Санкт-Петербурга и Ленинградской области – 2 часа

Май

1. Умение эффективно сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач.

2.Практическое освоение обучающимися основ проектно – исследовательской деятельности.

3. Умение работать с различными

источниками  информации

4.Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

               101-120

18.Защита проектов – 10 часов

10 часов

Подготовка и защита проектов по изученному материалу

Май

1. Умение ставить цели и задачи проектной деятельности, умение планировать работу на разных этапах проектирования, умение анализировать результаты своей деятельности.

2.Умение публично презентовать результаты своей деятельности, умение вести дискуссию по заданной проблеме.

121-133

19. Экскурсия в музеи – 13 часов

13 часов

Экскурсия в музеи – 13 часов

Май

Практическое освоение обучающимися основ проектно – исследовательской деятельности.

               134

20.Итоговое заключительное занятие

1 час

Подведение итогов изученного курса – теория – 1 час

Май

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Резерв – 2 часа

В таблице 2 представлен план мероприятий по внеурочной деятельности кружка «Древнерусские крепости Ленинградской области и Северо-Запада»

Таблица 2

План мероприятий

Название и

форма

мероприятий

Сроки

проведения

Ресурсы

Предполагаемый

результат

Фамилия и должность

ответственного лица

1-2

Введение – 2 часа

09.09

1.Лекция учителя  «Крепостная система обороны Ленинградской области»

2.Раздаточный материал по теме

Определение

 цели и задач внеурочной работы

Батуева З.Е., учитель

3 - 4

Составление маршрута экскурсий по крепостям Ленинградской области – 2 часа

11.09

13.09

1.Географические карты Ленинградской области.

2.Атлас Ленинградской области

1.Закрепление навыка работы с географическими картами.

 2. Анализ и сопоставление различных карт.

Батуева З.Е., учитель

5-6

Просмотр документально-художествнных фильмов по теме – 2 часа

16.09

1. Записи фильмов:

«Легенды старой крепости Ладога», «Легенды старой крепости Изборск», «Фильм-экскурсия «Святая года», «Легенды старой крепости Выборг» (отрывок)

Закрепление материала с помощью визуальной передачи данных

Батуева З.Е., учитель

7-8

Презентация «Экскурсия по местам крепостей Ленинградской области» - 2 часа

18.09

20.09

Презентация учителя в программе Power Point

 

Овладение понятиями:

ров, вал, детинец, стены, ворота и башни, подошвенный бой

Батуева З.Е., учитель

9-10

Конкурс на знание составных элементов крепости и местоположении крепостей Ленинградской области – 2 часа

23.09

Раздаточный материал (изображения элементов крепости, макеты карт Ленинградской области).

Закрепление учебного материала

Батуева З.Е., учитель

11-16

Лекция «Крепости Древней Руси»  –

6 часов

25.09

1.Книга: «Древнерусские крепости Северо-Запада» А.С. Власов, Г.Н. Элькин

2.Дидактические материалы: презентация Power Point

Усвоение учебного материала через подачу учителя

Батуева З.Е., учитель

17-25

Экскурсия по по городам-крепостям Ладога, Изборск – 9 часов

27.09

30.09

02.10

04.10

07.10

09.10

Города-крепости Ладога, Изборск

 Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Батуева З.Е., учитель, экскурсовод

26-34

Экскурсия по городам-крепостям Новгород, Псков – 9 часов

11.10

14.10

16.10

18.10

21.10

23.10

Города-крепости Новгород, Псков

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Батуева З.Е., учитель, экскурсовод

35-36

Круглый стол «Знаменитые города-крепости Ленинградской области» - 2 часа

25.10

28.10

Презентации в программе Power Point, подготовленные учащимися:

«Рюриково городище – предшественник Новгорода»

«Здесь будет град велик…» (Псков)

«Поставиша град Избореск на горе Жарави» (Изборск)

«Альдегья-Альдегьюборг-Ладога» (Ладога)

1.Умение работать с несколькими источниками

Информации

2.Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Учащиеся, Батуева З.Е., учитель

37-40

Экскурсия в Капорье – 4 часа

30.10

01.11

Крепость Капорье

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Батуева З.Е., учитель, экскурсовод

41-43

Экскурсия в Корела – 3 часа

08.11

Крепость Корела

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Батуева З.Е., учитель, экскурсовод

44-45

Экскурсия в Орешек – 2 час

11.11

Крепость Орешек

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Батуева З.Е., учитель, экскурсовод

46-48

Экскурсия в Порхов – 3 часа

13.11

Крепость Порхов

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Батуева З.Е., учитель, экскурсовод

49-52

Экскурсия в Ям – 4 часа

15.11

Крепость Ям

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Батуева З.Е., учитель, экскурсовод

53-54

Круглый стол – 2 часа

18.11

Презентации в программе Power Point, подготовленные учащимися:

«Новгородская крепость в Ижорской земле» (Капорье)

«Постави костер камен» (Корела)

«Охраняя исток Невы» (Орешек)

«Преграда крестоносцам на реке Луге» (Ям)

Усвоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности

Умение устанавливать необходимые контакты с другими людьми, владение техникой общения.

Батуева З.Е., учитель, учащиеся

55

Доклад Крепость Московского царства – 1 час

20.11

1.Устный доклад одного из учащихся на тему «Крепость Московского царства – Ивангород»

2.Дидактический материал: изображения крепости Ивангород

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного язык

Умение устанавливать необходимые контакты с другими людьми, владение техникой общения.

Батуева З.Е., учитель, учащиеся

56

Просмотр фильма «Легенды старых крепостей Ивангород» - 1 час

22.11

Фильм «Легенды старых крепостей Ивангород»

Визуальное усвоение информации

Батуева З.Е., учитель

57-65

Экскурсия в город-крепость «Ивангород» - 9 часов

25.11

27.11

29.11

02.12

04.12

06.12

Город-крепость «Ивангород»

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Батуева З.Е., учитель

66-67

Лекция «Отвоеванная крепость – Выборг» - 2 часа

09.12

1.Книга: «Древнерусские крепости Северо-Запада» А.С. Власов, Г.Н. Элькин

2.Дидактические материалы: изображение крепости Выборг

Усвоение нового материала учащимися.

Определение объекта понимания, выделение смысловых частей, переведение смысловой части в тезис

Батуева З.Е., учитель

68-76

Экскурсия в Выборгскую крепость  – 9 часов

11.12

13.12

16.12

18.12

20.12

23.12

Музей «Выборгский замок» (Крепость Выборг)

Практическое освоение обучающимися основ проектно – исследовательской деятельности.

.Умение эффективно сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач.

Батуева З.Е., учитель, экскурсовод

77-78

Круглый стол – 2 часа

25.12

27.12

Презентации в программе Power Point, подготовленные учащимися:

«Город музей, город-пограничник» (Ивангород)

«Российский Выборг»

Усвоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности.

Умение устанавливать необходимые контакты с другими людьми, владение техникой общения.

Батуева З.Е., учитель

79-82

Лекция «Исчезнувшие крепости» (Крепости Новгородской земли. Великие Луки. Лавуйский острожек. Любшанское городище). -

4 часа

13.01

15.01

17.01

1.Книга: «Древнерусские крепости Северо-Запада» А.С. Власов, Г.Н. Элькин

2.Дидактические материалы: изображения крепостей Великие луки, Лавуйский острожек; Любашанского городища.

Совершенствование навыка активного слушания.

Батуева З.Е., учитель

83-84

Работа с картами, нанесение географического местоположения крепостей – 2 часа

20.01

Географические крепости Новогородской области

Закрепление навыка работы с географическими картами

Батуева З.Е., учитель

85-97

Экскурсия по местам исчезнувших крепостей Новгородской земли, Псковской земли  – 13 часов

22.01

24.01

27.01

29.01

31.01

03.02

05.02

07.02

10.02

Великие Луки, Лавуйский острожек; Любашанского городища

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Батуева З.Е., учитель, экскурсовод

98

Лекция «Шведские крепости территории современного Санкт-Петербурга» (Ландскрона, Ниеншанц) – 1 час

12.02

Презентация в программе Power Point на тему: «Шведские крепости территории современного Санкт-Петербурга»

Усвоение нового материала учащимися.

Батуева З.Е., учитель

99-100

Работа с картами, нанесение географического местоположения крепостей – 2 часа

14.02

17.02

Работа с картами, нанесение географического местоположения крепостей Ландскрона, Ниеншанц

Закрепление навыка работы с географическими картами

Батуева З.Е., учитель

101-108

Экскурсия по местам исчезнувших крепостей (Ландскрона, Ниеншанц) – 8 часов

19.02

21.02

24.02

26.02

28.02

03.03

Охтинский мыс

1.Практическое освоение обучающимися основ проектно – исследовательской деятельности.

2.Умение эффективно сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач.

Батуева З.Е., учитель, экскурсовод

109-110

Круглый стол – викторина на тему «Санкт-Петербурга и Ленинградской области» - 2 часа

05.03

07.03

Дидактические материалы: изображения изученных крепостей, элементов древних крепостей; контуры георгафических карт Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Новгородской области

1.Умение эффективно сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач.

2.Практическое освоение обучающимися основ проектно – исследовательской деятельности.

3.Умение работать с различными

источниками  информации

4.Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Батуева З.Е., учитель, учащиеся

111-120

Подготовка и защита проектов по изученному материалу – 10 часов

10.03

12.03

14.03

17.03

19.03

21.03

24.03

Презентации учащихся в программе Power Point

Практическое освоение обучающимися основ проектно – исследовательской деятельности

Батуева З.Е., учитель, учащиеся

121-123

Посещение Музея «Петропавловская крепость» - 3 часов

26.03

«Музей истории Санкт-Петербурга»

Практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего инструментария

Батуева З.Е., учитель

124-129

Посещение музея «Ниеншанц» - 6 часов

28.03

Музей «Ниеншанц»

Практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего инструментария

Батуева З.Е., учитель

130-133

Посещение музея «Гранд Макет Россия» - 4 часа

04.04

11.04

18.04

25.04

Музей «Гранд Макет Россия»

Практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего инструментария

Батуева З.Е., учитель

134

Итоговое заключительное занятие – 1 час

05.05

Подведение итогов изученного курса.

Планирование будущей деятельности в новом учебном году

Батуева З.Е., учитель

В таблице 3 представлено содержание программы по внеурочной деятельности кружка «Древнерусские крепости Ленинградской области и Северо-Запада».          

Таблица 3

Содержание программы

№ темы

Название

темы

Краткое содержание

Понятия

1

Крепостная система обороны

1.Понятие крепостной системы обороны, составных частей крепости.

Бастион, башня крепостная, бруствер, вал, гаубица, детинец

2

Крепости Древней Руси

1.Изучение тем: Ладога, Изборск, Новгород, Псков.

2.Анализ карт, составление маршрута

3.Работа с различными источниками информации

4.Экскурсии по изучаемым местам

5. Презентации по изученному материалу.

Герса, городище, донжон, заборола

3

Крепости Новгородского государства

1.Изучение тем: Копорье, Корела, Орешек, Порхов, Ям.

2.Анализ карт, составление маршрута

3.Работа с различными источниками информации.

4.Экскурсии по изучаемым местам

5. Презентации по изученному материалу.

Куртина, мортира, контрфорс, захаб, надвратная башня, осадная башня

4

Крепость Московского царства

1. Изучение темы Ивангород.

2.Работа с различными источниками информации.

4.Экскурсия по изученному месту

Раскат, посад, подошвенный бой, порок (каменное орудие), острог

5

Отвоеванная крепость

1. Изучение темы Выборг.

2.Работа с различными источниками информации.

4.Экскурсия по изученному месту.

5. Презентация по теме изученного материала.

Ярус боя, сводчатое перекрытие, рогатка (полевое укрепление)

6

Исчезнувшие крепости

Крепости Новгородской земли

1.Изучение тем: Великие Луки

Лавуйский острожек

Любшанское городище

2.Анализ карт, составление маршрута

3.Работа с различными источниками информации.

4.Экскурсии по изучаемым местам

Частокол, тура, цитадель

7

Исчезнувшие крепости

Крепости Псковской земли

1.Изучение тем: Велье, Владимирец,

Воронич

2.Анализ карт, составление маршрута

3.Работа с различными источниками информации

Таран, траншеи штурмовые, редут

8

Шведские крепости на территории Санкт-Петербурга

1.Изучение тем:

Ландскрона, Лиеншанц

2.Анализ карт, составление маршрута

3.Работа с различными источниками информации

4.Экскурсии по изучаемым местам

5. Викторина по всему изученному материалу

Печура, пищаль, равелин, раскат (крепостная башня)

9

Защита проектов

Результаты работы: 

1) создание и защита проектов. (Критерии защиты проекта содержатся в Положении о проектной деятельности ГБОУ гимназия № 524 Московского района).

         2) усвоение нового материала на тему «Древнерусские крепости Ленинградской области и Северо-Запада».          

Методическое и материально-техническое обеспечение программы:

Печатные пособия:

  1. Власов А.С. Элькин Г.Н. Древнерусские крепости Северо-Запада, СПб.: Паритет, 2007. -  480 с.
  2. Говорухина И.В., Петрова Л.В. Древнерусские крепости Северо-Запада. Переработанное издание. СПб.: НП-Принт, 2012. -  132 с.
  3. Дмитриева Е.В. Пригороды Санкт-Петербурга. Пособие по истории города., 13-е- изд.– СПб.:КОРОНА принт, 2007. – 336 с.
  4. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 1 – СПб.: СМИО Пресс, 2010. – 240 с.
  5. Зимина М.С., Полякова М.М. Санкт-Петербург. Архитектурные стили., 3-е изд. – СПб.:КОРОНА принт, 2006. – 442 с.
  6. Золотоносов М.Н. Бронзовый век: Иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков, городской и декоративной скульптуры Ленинграда–Петербурга в 1985–2003 гг. СПб., 2005. С. 240–241.
  7. Сорокин П.Е. Археологические исследования города Ниена, крепости Ниеншанц и перспективы создания Археологического музея Петербурга // Реликвия. 2008. №18. С. 54–58.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Наглядные пособия.
  4. Раздаточный материал.
  5. Карты города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экономике и законодательству Ленинградской области 10 -11 класс

Рабочая программа регионального компонента "Экономика и законодательство Ленинградской области" 10 -11 содержит: пояснительную записку, цели, задачи, основное содержание программы, обязательный миниму...

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» образовательная область ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 2класс

Рабочая программа  «Английский язык» для 2 класса составлена   на основеФедерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (2009г), Примерной...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности коррекционно - развивающей области «Ритмика»

Рабочая программа по ритмике направлена на реализацию следующих задач:усвоение основ специальных знаний из области сценического движения (пластический тренинг, музыкально- ритмические рисунки, импрови...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Увлекательное путешествие по Архангельской области"

Внеурочная программа для классных руководителей, педагогов-организаторов, библиотекарей, которые заинтересованы в расширении познавательного интереса к родному краю и патриотическом воспитании....

Конструирование сложных предложений из простых. Крепости Ленинградской области. Логопедическое подгрупповое занятие, 7 класс

     Конспект подгруппового логопедического занятия в 7 классе.Тема: Конструирование сложных предложений из простых. Лексическая тема: «Крепости Ленинградской области...

Крепости Ленинградской области (6-7 класс)

Технологическая карта урока (классного часа) на тему Крепости Ленинградской области (6-7 класс)...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...