Рабочая программа по экономике и законодательству Ленинградской области 10 -11 класс
рабочая программа по экономике (11 класс) на тему
Рабочая программа регионального компонента "Экономика и законодательство Ленинградской области" 10 -11 содержит: пояснительную записку, цели, задачи, основное содержание программы, обязательный минимум содержания образования курса, требования к уровню подготовки выпускников, учебно-методическое обеспечение реализации программы, контрольно-измерительные материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika_i_zakonodatelstvo_lo.rar | 53.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Токсовский
центр образования»
Руководитель | «Согласовано» МО | «Согласовано» Заместитель директора школы по ШО | Директор | «Утверждено» МОУ «СОШ «ТЦО» | |
Протокол № | от | « » 20 г. | Приказ № | от« » 20 г. | |
« » | 20 г. | ||||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОНОМИКЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
10 класс
Базовый уровень
Учитель: Стрельникова Т.В.
2012 - 2013 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭКОНОМИКЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
ДЛЯ 10 КЛАССА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана:
- в соответствии с региональным стандартом в целях выработки единых требований к формированию знаний и умений учащихся общеобразовательных школ в экономико-правовой сфере и использованию этих знаний и умений в практической деятельности.
Содержание программы рассчитано на формирование как самых общих знаний и представлений о региональных экономико-правовых процессах, так и на более глубокое развитие знаний о региональной экономике и законодательстве, об исторических особенностях развития экономики и законодательства Ленинградской области, о современном состоянии региональной экономики и законодательства Ленинградской области, о перспективах экономического развития.
Целями освоения данной программы являются:
при изучении «Экономики Ленинградской области» -
- освоение системы знаний об экономических явлениях, процессах, происходящих в Ленинградской области, различных сферах экономической деятельности, формах и методах регулирования, способах государственного управления региональной экономики;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в экономической сфере Ленинградской области, продолжения экономического обучения;
- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере экономических отношений, регулируемых законодательством Ленинградской области, понимания закономерностей экономического развития региона.
- развитие экономического мышления и экономической культуры учащихся старших классов в процессе восприятия экономической информации, способности к профессиональному самоопределению;
- воспитание гражданской ответственности, уважительного отношения к экономическим законам, социально-экономическим отношениям, действующим в региональном сообществе, в сфере индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности;
Основные задачи учебного предмета «Экономика Ленинградской области»:
Раздел «Экономика Ленинградской области»:
- Развитие экономического мышления, формирование понимания закономерностей экономического развития региона;
- Выработка умения проводить различия между фактами и следствиями, оценивать значимость экономических явлений, наблюдать и объяснять современные экономические ситуации;
- Формирование активной жизненной позиции по отношению к происходящим в Ленинградской области экономическим процессам, умения видеть ошибки в экономической деятельности;
- Содействие общественному и профессиональному самоопределению учащихся, выбору ими профессии и траектории дальнейшего образования;
- Воспитание гражданской ответственности; уважения экономических законов действующих в обществе, в сфере индивидуальной трудовой деятельности.
В соответствии с учебным планом и годовым графиком МОУ «СОШ «Токсовский центр образования» на освоение курса отводится
34 часа, в том числе 1 час контрольных работ, 8 часов практических работ.
В примерную программу не внесены следующие изменения.
Преобладающими формами организации учебного процесса являются традиционные уроки, уроки – экскурсии, проблемные уроки.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются тестовые работы. Освоение курса предполагает промежуточную аттестацию в форме практических работ, итоговую аттестацию в форме теста или защиты проекта.
Обучение осуществляется по УМК:
- З.А. Томанова, М.А.Шаталов, А.Н.Любарский. Экологическое состояние и природопользование Ленинградской области. 10-11 класс. С-Пб. Специальная литература. 2007
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«ЭКОНОМИКА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»
Раздел I. Исторические особенности развития экономики Ленинградской области – 10 часов.
Тема 1.1. Ленинградская область как социально-экономическая система в историческом измерении.
Экономическое развитие Петербургской губернии в XIX веке. Современное геополитическое положение Ленинградской области. Природные ресурсы и факторы производства. Структура рынков. Уровень жизни населения.
Тема 1.2.. Экономические реформы 90-х годов XX века
Динамика роста и падения промышленного производства. Структурная- перестройка экономики региона. Регулирование регионального развития.
Тема 1.3. Особенности социально-экономического развития региона
Многоотраслевой характер промышленности Ленинградской области Ассортимент продукции производственного назначения, потребительских товаров. Структура предприятия агропромышленного комплекса. Развитие м алого предпринимательства. Инвестиционная политика. Система социальной защиты населения.
Практические занятия:
1. Дать оценку уровню жизни населения города (района).
2. Обосновать социально-экономическую структуру отраслей, показать динамику их развития.
3. Изучить и проанализировать ассортимент продукции, товаров и услуг региона.
Раздел II. Региональная экономика в системе национального хозяйства - 16 часов.
Тема 2.1. Промышленность Ленинградской области
Отраслевая структура промышленности. Ведущая отрасль промышленности региона. Индексы производства промышленной продукции по отраслям и видам продукции. Динамика объемов производства продукции.
Тема 2.2. Сельское хозяйство Ленинградской области
Производство продукции сельского хозяйства: ассортимент, индексы на душу населения. Динамика объемов производства сельскохозяйственной продукции.
Тема 2.3. Предпринимательство
Структура бизнеса. Число мелких и средних предприятий.
Тема 2.4. Социально-культурная сфера экономики Ленинградской области
Научный потенциал. Образование. Медицина. Культурные ценности.
Практические занятия:
- Анализ динамики развития промышленности региона.
- Анализ динамики развития сельского хозяйства региона.
- Проанализировать программу развития малого и среднего бизнеса региона и дать свои предложения.
Раздел III. Перспективы экономического развития Ленинградской области - 8 часов.
Тема 3.1. Целевые региональные программы по важнейшим направлениям развития региона, их реализация.
Тема 3.2. Экономический, природный; культурно-образовательный потенциал для дальнейшего развития Ленинградской области.
Практические занятия:
- Проанализировать целевую региональную программу по развитию экономики Ленинградской области.
- Дать предложения по развитию культурно-образовательного потенциала Ленинградской области.
Обязательный минимум содержания образования учебного курса «Экономика Ленинградской области»
- Исторические особенности развития экономики Ленинградской области. Ленинградская область как социально-экономическая система в историческом измерении. Экономическое развитие Петербургской губернии в XIX веке.
- Современное геополитическое положение Ленинградской области. Природные ресурсы и факторы производства. Структура рынков. Уровень жизни населения. Экономические реформы 90-х годов XX века. Динамика промышленного производства. Структурная перестройка экономики региона. Регулирование регионального развития.
- Особенности социально-экономического развития региона. Многоотраслевой характер промышленности Ленинградской области. Ассортимент продукции производственного назначения, потребительских товаров. Структура предприятий агропромышленного комплекса. Развитие малого предпринимательства. Инвестиционная политика. Система социальной защиты населения.
- Региональная экономика в системе национального хозяйства. Промышленность Ленинградской области. Отраслевая структура промышленности. Ведущая отрасль промышленности региона. Индексы производства промышленной продукции по отраслям и видам продукции. Динамика объемов производства продукции. Сельское хозяйство Ленинградской области. Производство продукции сельского хозяйства: ассортимент, индексы на душу населения. Динамика объемов производства сельскохозяйственной продукции. Предпринимательство. Структура бизнеса. Число мелких и средних предприятий.
- Социально-культурная сфера экономики Ленинградской области. Научный потенциал. Образование, Медицина. Культурные ценности.
- Перспективы экономического развития Ленинградской области. Целевые региональные программы по важнейшим направлениям развития региона, их реализация. Экономический, природный, культурно-образовательный потенциал для дальнейшего развития Ленинградской земли.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения экономики Ленинградской области учащийся должен:
Знать и понимать:
- структуру и характерные черты экономики Ленинградской области; основные виды экономической деятельности в регионе; содержание и значение методов регулирования экономических процессов в регионе.
Уметь:
- репродуцировать и интерпретировать полученные знания на уровне федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования по экономике.
- использовать экономическую и статистическую информацию для анализа сфер экономической деятельности региона
- вычислять и сравнивать постоянные и переменные затраты, производительность, прибыль, номинальную и реальную зарплату хозяйствующих субъектов региона; уровень безработицы и инфляции, суммы налоговых поступлений, другие реальные и номинальные экономические величины, экономический рост, региональные индексы.
- пользоваться законодательством РФ, Ленинградской области, научной и популярной информацией по проблемам региональной экономики, структурировать ее и обобщать.
- описывать особенности развития экономики Ленинградской области на разных этапах ее становления, экономику переходного периода, современную концепцию ценности и прав собственности, преимущества региональной экономики; работу основных региональных рыночных институтов, функционирование основных факторов рынков в Ленинградской области, Санкт-Петербурга, других субъектов СЗФО.
- объяснять влияние политических решений на развитие экономики государства и Ленинградской области, взаимозависимость решений; основные закономерности развития экономики на микро и макро уровнях; эффективность региональной государственной поддержки в развитии рынка; роль профсоюзов и их влияние на рынке труда.
- анализировать результаты региональной экономики в периоды экономического роста и спада, поведение потребителя в эти периоды; влияние экономических результатов на жизнь индивидов; решения государственных (муниципальных, местных) органов с точки зрения экономических законов развития; источники экономического роста Ленинградского региона.
- оценить роль макроэкономических прогнозов, характер влияния инструментов экономической политики на стратегическое развитие Ленинградского региона.
Методические рекомендации преподавателю.
- Экономические знания и умения не относятся к категории простых, поэтому содержание регионального стандарта необходимо преподносить последовательно и взаимосвязано с базовым и профильным уровнями экономического образования. Кроме того, в ходе преподавания для закрепления излагаемого материала необходимо также приводить примеры и факты, экономические ситуации выбора, моделировать деловые игры; разнообразить методы решения прикладных экономических задач; стимулирование использование учащим- ся реальной экономической информации, первоисточников и периодических изданий в докладах, выступлениях, рефератах.
- В процессе преподавания регионального стандарта целесообразно также предлагать учащимся выполнять индивидуальные задания в виде расчетов экономической эффективности, анализа экономических ситуаций, разработки бизнес - проектов.
Учебно-методическое обеспечение реализации программы
Основная литература:
- Учебник под редакцией С.Д.Волкова Экономика Ленинградской области. С-Пб. Специальная литература. 2006
- Волков С. Д., Корнейчук Б.В. Экономика. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. СПб. 2002.
- Макарова Т. А., Закотнова МЛ. Применение логических схем и таблиц в преподавании экономики. СПб., 2003.
- Экономика. Учебник для ОУ, I год обучения (2 издание), СПб.: ЛОИРО, 2004
- Экономика. Учебник для ОУ, II год обучения (2 издание), СПб.: ЛОИРО, 2004
- Корнейчук Б.В., Симкина Л.Г. Макроэкономика. Тесты и задачи. М., 2003
- Корнейчук Б.В., Симкина Л.Г. Микроэкономика. Тесты, задачи, решения. СПб.: Питер, 2003
- Преподавание курса основы экономической теории. Под ред. СИ. Иванова. - М.: Вига-пресс, 2000
- Волков С.Д., Корнейчук Б.В., Любарский А.Н. Экономика. Сборник задач. М: Рольф, 2001
- Корнейчук Б.В. Экономика. М.: Экономист, 2004 Ю. Коловангин П.М. Собственность на землю в России. СПб, 2003
- П.Экономика. Рабочая тетрадь: учебное пособие для образовательных учреждений. СПб.: ЛОИРО, 2001
- Макарова Т.А., Закотнова МП. Применение логических схем и таблиц в преподавании экономики: Учебно-методическое пособие. - СПб, 2003 П.Корнейчук Б.В. Микроэкономика. Деловые игры: Уч. пособие - СПб., 2003
- Корнейчук Б.В. Экономика. Учебные кроссворды: Уч.пособие. Из-во СПбГТУ, 2003
- Волков С.Д., Дятлов С.А. и др. Инвестиции в человеческий капитал России: состояние проблем, перспективы. СПб., 2003
- Рыбаков Ф.Ф., Чистобаев А.Н., Шконда К.В. Северо - Запад России: тернистый путь к рынку. СПб., 2002
- Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. Уч. пособие - Ярославль, 2003 18.Травин Е.Н. Экономика. Ролевые и дидактические игры. Уч. пособие - М.:ЭНАС , 2003
Контрольно - измерительные материалы
Раздел | Вид контроля | Форма контроля | Источник контрольных материалов |
Исторические особенности развития экономики ЛО. | Промежуточная аттестация. | П.р.р.1.Дать оценку уровню жизни населения города (района). | |
Исторические особенности развития экономики ЛО. | Промежуточная аттестация. | П.р.р.2.Обосновать соц.-экон. структуру отраслей, показать динамику их развития. | |
Исторические особенности развития экономики ЛО. | Промежуточная аттестация. | П.р.р.3.Изучить и проанализировать ассортимент продукции, товаров и услуг. | |
Региональная экономика в системе национального хозяйства. | Промежуточная аттестация. | П.р.р.4.Анализ динамики промышленности региона. | |
Региональная экономика в системе национального хозяйства. | Промежуточная аттестация. | П.р.р.5.Анализ динамики развития с/х. | |
Региональная экономика в системе национального хозяйства. | Промежуточная аттестация. | П.р.р.6.Проанализировать программу развития малого и среднего бизнеса региона и дать свои предложения. | |
Перспективы социально-экономического развития ЛО. | Промежуточная аттестация. | П.р.р.7.Проанализировать целевую региональную программу по развитию экономики ЛО. | |
Перспективы социально-экономического развития ЛО. | Промежуточная аттестация. | П.р.р.8.Дать предложения по развитию культурно- образовательного потенциала ЛО. | |
Итоговая контрольная работа. | Итоговая аттестация. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Токсовский
центр образования»
Руководитель | «Согласовано» МО | «Согласовано» Заместитель директора школы по ШО | Директор | «Утверждено» МОУ «СОШ «ТЦО» | |
Протокол № | от | « » 20 г. | Приказ № | от« » 20 г. | |
« » | 20 г. | ||||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
11 класс
Базовый уровень
Учитель: Стрельникова Т.В.
2012 - 2013 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
ДЛЯ 11 КЛАССА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана:
- в соответствии с региональным стандартом в целях выработки единых требований к формированию знаний и умений учащихся общеобразовательных школ в экономико-правовой сфере и использованию этих знаний и умений в практической деятельности.
Содержание программы рассчитано на формирование как самых общих знаний и представлений о региональных экономико-правовых процессах, так и на более глубокое развитие знаний о региональной экономике и законодательстве, об исторических особенностях развития экономики и законодательства Ленинградской области, о современном состоянии региональной экономики и законодательства Ленинградской области, о перспективах экономического развития.
Целями освоения данной программы являются:
при изучении «Законодательства Ленинградской области» -
- освоение системы знаний о законодательстве Ленинградской области, о принципах, нормах и специфике институтов права, необходимых для ориентации в нормативно-правовом материале России и Ленинградской области; эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере Ленинградской области, продолжения обучения в системе профессионального образования;
- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере правовых отношений; регулируемых законодательством Ленинградской области, в том числе к оценке явлений и
событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности; - развитие личности, ориентированное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом
общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей; - воспитание любви к малой Родине, гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку.
Основные задачи учебного предмета «Законодательство Ленинградской области»:
Раздел «Законодательство Ленинградской области»:
- 1. Развитие личности, ориентированное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие
развитию профессиональных склонностей; - Воспитание любви к малой Родине, гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
- Освоение системы знаний о законодательстве Ленинградской области, о принципах, нормах и специфике институтов права, необходимых для ориентации в нормативно-правовом материале России и Ленинградской области, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
- Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере Ленинградской области, продолжения обучения в системе профессионального образования;
- Формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений; урегулированных законодательством Ленинградской области, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
В соответствии с учебным планом и годовым графиком МОУ «СОШ «Токсовский центр образования» на освоение курса отводится
34 часа, в том числе 3 часа контрольных работ, 9 часов практических работ.
В примерную программу не внесены изменения.
Преобладающими формами организации учебного процесса являются традиционные уроки, проблемные уроки.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются тестовые работы. Освоение курса предполагает промежуточную аттестацию в форме практических работ, итоговую аттестацию в форме теста или защиты проекта.
Обучение осуществляется по УМК:
- Учебник под редакцией С.Д.Волкова Законодательство Ленинградской области. С-Пб. Специальная литература. 2007
Основное содержание программы «Законодательство Ленинградской области»
Раздел L Система органов власти и управления в Ленинградской области - 8 часов.
Тема 1.1. Основы государственного управления в Ленинградской области Устав Ленинградской области. Органы государственной власти и управления в Ленинградской области. Место права в системе социального регулирования государства и общества. Законотворчество и законодательная инициатива. Предметы ведения Ленинградской области как субъекта Российской Федерации. Механизм правового регулирования. Общие правила применения права. Избирательный процесс и референдум в Ленинградской области.
Тема 1.2. Местное самоуправление в Ленинградской области Органы местного самоуправления в Ленинградской области. Закон «О территориальном общественном самоуправлении в Ленинградской области». Выборы депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области.
Практические задания:
- Самостоятельный поиск, анализ и использование правовой информации о законодательстве Ленинградской области.
- Сравнительный анализ правовых понятий и норм; объяснение смысла норм законодательства Ленинградской области; характеристика содержания текстов нормативно-правовых актов.
- Выработка и доказательная аргументация собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием норм законодательства Ленинградской области. - Самостоятельное составление отдельных видов юридических документов.
Раздел II. Основы правового регулирования жизнедеятельности в Ленинградской области - 16 часов.
Тема 2.1. Безопасность и охрана общественного порядка
Безопасность и охрана общественного порядка. Защита населения от чрез вы чайных ситуаций. Противопожарная безопасность. Правонарушения. Юридическая ответственность. Ответственность за административные правонарушения. Органы и способы рассмотрения административных споров.
Тема 2.2. Окружающая природная среда и природные ресурсы в Ленинградской области
Правовое регулирование использования окружающей природной среды и природных ресурсов в Ленинградской области. Земельные отношения в Ленинградской области. Оборот земель сельскохозяйственного назначения. Экологические правонарушения и ответственность за причинение вреда окружающей среде. Использование недр и минерально-сырьевой базы. Охрана окружающей среды.
Тема 2.3. Жилище и семья
Правовое регулирование жилищных и семейных отношений. Жилищные целевые программы в Ленинградской области. Жилье для молодежи. Градостроительное зонирование. Приватизация земельных участков. Индивидуальное жилищное строительство. Целевая программа «Семья».
Тема 2.4. Образование, Здравоохранение, Культура и Спорт
Правовое регулирование деятельности системы образования в Ленинградской области. Государственные гарантии в сфере здравоохранения и медицинского страхования. Целевые программы в области культуры, туризма и спорта.
Тема 2.5. Социальное обеспечение, гарантии и льготы
Социальное обеспечение, гарантии и льготы в Ленинградской области. Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Система социального обслуживания. Государственная социальная помощь и поддержка семей. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
Практические работы:
- Дать оценку общественных событий и явлений, действий людей с точки зрения их соответствия законодательству Ленинградской области.
- Использование норм законодательства Ленинградской области при решении учебных и практических задач; осуществление исследований по правовым темам в учебных целях.
- Оформление и представление результатов самостоятельного учебного исследования, ведение дискуссии.
Раздел III. Хозяйство Ленинградской области - 10 часов.
Тема 3.1. Хозяйственная и предпринимательская деятельность
Правовое регулирование хозяйственной и предпринимательской деятельности в Ленинградской области. Государство как субъект экономических отношений. Управление государственным имуществом Ленинградской области. Приватизация, инвестиции и аренда. Целевые программы поддержки предпринимательства. Государственный (областной) заказ.
Тема 3.2. Внешнеэкономическая деятельность и международное сотрудничество
Внешнеэкономическая деятельность и международное сотрудничество Ленинградской области как субъекта Российской Федерации. Правовое регулирование экспорта и импорта товаров в Ленинградской области. Использование иностранной рабочей силы. Соглашения о региональном сотрудничестве с субъектами Российской Федерации и иностранный государств.
Тема 3.3. Финансы; бюджетный процесс и налоги
Регулирование финансов и налогов в Ленинградской области. Бюджетный процесс в Ленинградской области. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления. Региональные (областные) налоги. Плата за землю и водные ресурсы. Права и обязанности налогоплательщиков. Применение упрощенных систем налогообложения в Ленинградской области.
Практические работы:
- Ознакомление со спецификой профессиональной юридической деятельности, основными юридическими профессиями; выполнение ролей предпринимателя, адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта в смоделированных ситуациях.
- Анализ собственных профессиональных интересов и склонностей в правовой сфере.
Обязательный минимум содержания образования учебного курса «Законодательство Ленинградской области».
- Основы государственной власти и управления в Ленинградской области. Место права в системе социального регулирования государства и общества. Законотворчество и законодательная инициатива. Предметы ведения Ленинградской области как субъекта Российской Федерации. Механизм правового регулирования. Общие правила применения права. Законные интересы. Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Местное самоуправление в Ленинградской области. Избирательный процесс и референдум в Ленинградской области.
- Безопасность и охрана общественного порядка. Защита населения от чрезвычайных ситуаций. Противопожарная безопасность. Правонарушения. Юридическая ответственность. Ответственность за административные правонарушения. Органы и способы рассмотрения административных споров.
- Правовое регулирование использования окружающей природной среды и природных ресурсов в Ленинградской области. Земельные отношения в Ленинградской области. Оборот земель сельскохозяйственного назначения. Экологические правонарушения и ответственность за причинение вреда окружающей среде. Использование недр и минерально-сырьевой базы. Охрана окружающей среды.
- Жилище и семья. Жилищные целевые программы в Ленинградской области. Жилье для молодежи. Градостроительное зонирование. Приватизация земельных участков. Индивидуальное жилищное строительство. Целевая программа «Семья».
- Правовое регулирование деятельности системы образования в Ленинградской области. Государственные гарантии в сфере здравоохранения и медицинского страхования. Целевые программы в области культуры, туризма и спорта.
- Социальное обеспечение, гарантии и льготы в Ленинградской области. Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Система социального обслуживания. Государственная социальная помощь и поддержка семей. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
- Хозяйственная и предпринимательская деятельность в Ленинградской области. Государство как субъект экономических отношений. Управление государственным имуществом Ленинградской области. % Приватизация, инвестиции и аренда. Целевые программы поддержки предпринимательства. Государственный (областной) заказ.
- Внешнеэкономическая деятельность и международное сотрудничество Ленинградской области как субъекта Российской Федерации. Правовое регулирование экспорта и импорта товаров в Ленинградской области. Использование иностранной рабочей силы. Соглашения о региональном сотрудничестве с субъектами Российской Федерации и иностранных государств.
- Регулирование финансов и налогов в Ленинградской области. Бюджетный процесс в Ленинградской области. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления. Региональные (областные) налоги. Плата за землю и водные ресурсы. Права и обязанности налогоплательщиков. Применение упрощенных систем налогообложения в Ленинградской области.
- Профессиональное юридическое образование в Ленинградской области. Основные юридические профессии, особенности профессиональной юридической деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения законодательства Ленинградской области учащийся должен
Знать и понимать:
- систему и структуру законодательства Ленинградской области;
- общие правила применения норм права; содержание прав и свобод гражданина России и жителя Ленинградской области; понятие и принципы государственного устройства и местного самоуправления в Ленинградской области;
- основные формы социальной защиты и социального обеспечения; юридические профессии;
Уметь:
- характеризовать: право как элемент культуры цивилизованного общества; систему законодательства Ленинградской области; основные предметы ведения Ленинградской области как субъекта Российской Федерации; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм их реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в Ленинградской области; принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; формы социальной защиты и социального обеспечения в Ленинградской области; порядок получения образовательных услуг;
- объяснять: механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий законодательства Ленинградской области; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных отношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
- различать: формы (источники) законодательства Ленинградской области; субъектов права; особенности административного производства в Ленинградской области; основания и порядок привлечения к административной ответственности; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за
причинение вреда окружающей среде; правоприменительной практики в Ленинградской области; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации о законодательстве Ленинградской области;
- анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения закона;
- применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
- осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
- обращения в надлежащие органы и организации за квалифицированной юридической помощь.
Учебно-методическое обеспечение реализации программы
Основная литература:
- Учебник под редакцией С.Д.Волкова Законодательство Ленинградской области. С-Пб. Специальная литература. 2007
- Волков С. Д., Корнейчук Б.В. Экономика. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. СПб. 2002.
- Макарова Т. А., Закотнова МЛ. Применение логических схем и таблиц в преподавании экономики. СПб., 2003.
- Экономика. Учебник для ОУ, I год обучения (2 издание), СПб.: ЛОИРО, 2004
- Экономика. Учебник для ОУ, II год обучения (2 издание), СПб.: ЛОИРО, 2004
- Корнейчук Б.В., Симкина Л.Г. Макроэкономика. Тесты и задачи. М., 2003
- Корнейчук Б.В., Симкина Л.Г. Микроэкономика. Тесты, задачи, решения. СПб.: Питер, 2003
- Преподавание курса основы экономической теории. Под ред. СИ. Иванова. - М.: Вига-пресс, 2000
- Волков С.Д., Корнейчук Б.В., Любарский А.Н. Экономика. Сборник задач. М: Рольф, 2001
- Корнейчук Б.В. Экономика. М.: Экономист, 2004 Ю.Коловангин П.М. Собственность на землю в России. СПб, 2003
- П.Экономика. Рабочая тетрадь: учебное пособие для образовательйых учреждений. СПб.: ЛОИРО, 2001
- Макарова Т.А., Закотнова МП. Применение логических схем и таблиц в преподавании экономики: Учебно-методическое пособие.
- СПб, 2003 П.Корнейчук Б.В. Микроэкономика. Деловые игры: Уч. пособие - СПб., 2003
- Корнейчук Б.В. Экономика. Учебные кроссворды: Уч.пособие - Из-во СПбГТУ, 2003
- Волков С.Д., Дятлов С.А. и др. Инвестиции в человеческий капитал России:состояние проблем, перспективы. СПб., 2003
- Рыбаков Ф.Ф., Чистобаев А.Н., Шконда К.В. Северо-Запад России: тернистый путь к рынку. СПб., 2002
- Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. Уч. пособие -Ярославль, 2003 18.Травин Е.Н. Экономика. Ролевые и дидактические игры. Уч. пособие -М.:ЭНАС , 2003
Контрольно - измерительные материалы
Раздел | Вид контроля | Форма контроля | Источник контрольных материалов |
Система органов власти и управления в ЛО. | Промежуточная аттестация. | П.р.р.1. Самостоятельный поиск, анализ и использование правовой информации о законодательстве ЛО. | |
Система органов власти и управления в ЛО. | Промежуточная аттестация. | П.р.р.2.Сравнительный анализ правовых понятий и норм; объяснение смысла норм законодательства ЛО, характеристика содержания текстов нормативно- правовых актов. | |
Система органов власти и управления в ЛО. | Промежуточная аттестация. | П.р.р.3. Выработка и доказательная аргументация собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм законодательства ЛО. | |
Система органов власти и управления в ЛО. | Промежуточная аттестация. | П.р.р.4. Самостоятельное составление отдельных видов юридических документов. | |
Система органов власти и управления в ЛО. | Промежуточная аттестация. | Тест. | |
Основы правового регулирования жизнедеятельности в ЛО. | Промежуточная аттестация. | П.р.р.5.Дать оценку общ. событий и явлений, действий людей с точки зрения их соответствия законодательству ЛО. | |
Основы правового регулирования жизнедеятельности в ЛО. | Промежуточная аттестация. | П.р.р.6.Использование норм законодательства ЛО при решении учебных и практических задач, осуществление исследований по правовым темам в учебных целях. | |
Основы правового регулирования жизнедеятельности в ЛО. | Промежуточная аттестация. | П.р.р.7. Оформление и представление результатов самостоятельного учебного исследования. Промежуточная аттестация. Промежуточная аттестация. | |
Основы правового регулирования жизнедеятельности в ЛО. | Промежуточная аттестация. | Тест. | |
Хозяйство ЛО. | Промежуточная аттестация. | П.р.р.8. Ознакомление со спецификой профессиональной юридической деятельности, основными юридическими профессиями; выполнение ролей предпринимателя, адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта в смоделированных ситуациях. | |
Хозяйство ЛО. | Промежуточная аттестация. | П.р.р.9. Анализ собственных профессиональных интересов и склонностей в правовой сфере. | |
Итоговая контрольная работа. | Итоговая аттестация. | Тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Губернатор Ленинградской области к урокам по курсу Законодательство Ленинградской области 11 класс
Презентация Губернатор Ленинградской области может быть использована на уроках по курсу Законодательство Ленинградской области. Содержит: информацию о полномочиях губернатора и принципах деятельности....
Презентация "Законодательная власть Ленинградской области" Курс Законодательство Ленинградской области 11 класс
Презентация содержит материал, иллюстрирующий структуру, полномочия Законодательного собрания Ленинградской области. также имеются слайды в перечнем полномочий депутатов Законодательного сорания. През...
Презентация Общественная палата Ленинградской области Курс Законодательство Ленинградской области
Презентация может быть использована как дополнительный материал к уроку "Законодательная власть Ленинградской области". В презентации содержитс информация о полномочиях, стркутуре Общественной палаты ...
Рабочая программа по экономике базовый уровень для 10-11 классов, основного общего образования
1. Пояснительная запискаПрограмма по экономике для 10 -11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, а также авторской программы «Экон...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...
Рабочая программа по экономике ( углубленный уровень) для 10-11 классов по учебнику С.Иванова.
Прграмма разработана в соответствии с ФГОС СОО, расчитана на 3 часа в неделю: 2 часа теории и 1 час -практические занятия для подготовки учащихся к ЕГЭ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономике для 7 предпрофильного класса по направлению «управление и менеджмент» к УМК И.В.Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности»
Программа ориентирована на изучение базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и пр...