Рабочая программа по экономике и законодательству Ленинградской области 10 -11 класс
рабочая программа по экономике (11 класс) на тему

Cтрельникова Татьяна Викторовна

Рабочая программа регионального компонента "Экономика и законодательство Ленинградской области" 10 -11 содержит: пояснительную записку, цели, задачи, основное содержание программы, обязательный минимум содержания образования курса, требования к уровню подготовки выпускников, учебно-методическое обеспечение реализации программы, контрольно-измерительные материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika_i_zakonodatelstvo_lo.rar53.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение     «Средняя общеобразовательная школа «Токсовский

центр образования»

Руководитель

«Согласовано»

МО

«Согласовано»

Заместитель директора школы по ШО

Директор

«Утверждено»

МОУ «СОШ «ТЦО»

Протокол №

от

«       »                       20   г.

Приказ №

от«     »       20    г.

«       »

20   г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОНОМИКЕ   ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

     10  класс

Базовый уровень

Учитель: Стрельникова  Т.В.

2012 - 2013 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЭКОНОМИКЕ  ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

ДЛЯ 10 КЛАССА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

                                                                                  (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана: 

- в соответствии с региональным стандартом в целях выработки единых требований к формированию знаний и умений учащихся общеобразовательных школ в экономико-правовой сфере и использованию этих знаний и умений в практической деятельности.

Содержание программы рассчитано на формирование как самых общих знаний и представлений о региональных экономико-правовых процессах, так и на более глубокое развитие знаний о региональной экономике и законодательстве, об исторических особенностях развития экономики и законодательства Ленинградской области, о современном состоянии региональной экономики и законодательства Ленинградской области, о перспективах экономического развития.

Целями освоения данной программы являются:

 при изучении  «Экономики Ленинградской области» -

  1. освоение   системы   знаний   об   экономических   явлениях,   процессах, происходящих в     Ленинградской области,  различных сферах  экономической деятельности,  формах и  методах регулирования,     способах государственного управления региональной экономики;
  2. овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в экономической сфере Ленинградской области, продолжения экономического обучения;
  3. формирование     способности     и     готовности     к     сознательному     и ответственному действию в сфере экономических    отношений, регулируемых законодательством     Ленинградской    области,     понимания    закономерностей экономического развития региона.
  4. развитие экономического мышления и экономической культуры учащихся старших классов в процессе восприятия экономической информации, способности к профессиональному самоопределению;
  5. воспитание гражданской ответственности, уважительного отношения к экономическим законам, социально-экономическим отношениям, действующим в региональном     сообществе,     в     сфере     индивидуальной        трудовой     и предпринимательской деятельности;

Основные задачи учебного предмета «Экономика Ленинградской области»:

Раздел «Экономика Ленинградской области»:

  1. Развитие экономического мышления, формирование понимания закономерностей экономического развития региона;
  2. Выработка   умения   проводить   различия   между   фактами   и   следствиями, оценивать    значимость    экономических    явлений,     наблюдать    и    объяснять современные экономические ситуации;
  3. Формирование активной жизненной позиции по отношению к происходящим в Ленинградской   области   экономическим   процессам,   умения   видеть  ошибки   в экономической деятельности;
  4. Содействие общественному и профессиональному самоопределению учащихся, выбору ими профессии и траектории дальнейшего образования;
  5. Воспитание  гражданской  ответственности;  уважения  экономических  законов действующих в обществе, в сфере индивидуальной трудовой деятельности.

В соответствии с учебным планом и годовым графиком МОУ «СОШ «Токсовский центр образования» на освоение курса отводится

34 часа, в том числе 1 час контрольных работ, 8 часов  практических работ.

В примерную программу не  внесены следующие изменения.

Преобладающими формами организации учебного процесса являются традиционные уроки, уроки – экскурсии, проблемные уроки.

Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются тестовые работы. Освоение курса предполагает промежуточную аттестацию в форме практических работ, итоговую аттестацию в форме теста или защиты проекта.

Обучение осуществляется по УМК:

  1. З.А. Томанова, М.А.Шаталов, А.Н.Любарский. Экологическое состояние и природопользование Ленинградской области. 10-11 класс. С-Пб. Специальная литература. 2007

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«ЭКОНОМИКА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Раздел   I.   Исторические   особенности   развития   экономики   Ленинградской области – 10 часов.

Тема 1.1. Ленинградская область как социально-экономическая система в историческом измерении.

Экономическое развитие Петербургской губернии в XIX веке. Современное геополитическое положение Ленинградской области. Природные ресурсы и факторы производства. Структура рынков. Уровень жизни населения.

Тема 1.2.. Экономические реформы 90-х годов XX века

Динамика роста и падения промышленного производства. Структурная- перестройка экономики региона. Регулирование регионального развития.

Тема 1.3. Особенности социально-экономического развития региона
Многоотраслевой характер промышленности Ленинградской области Ассортимент продукции  производственного  назначения,  потребительских товаров.  Структура предприятия агропромышленного        комплекса. Развитие  м алого предпринимательства.   Инвестиционная   политика.   Система   социальной   защиты населения.

Практические занятия:

1.        Дать оценку уровню жизни населения города (района).

2.        Обосновать   социально-экономическую   структуру   отраслей,   показать динамику их развития.

3.        Изучить и проанализировать ассортимент продукции, товаров    и услуг региона.

Раздел II. Региональная экономика в системе национального хозяйства - 16 часов.

Тема 2.1. Промышленность Ленинградской области

Отраслевая структура промышленности. Ведущая отрасль промышленности региона. Индексы производства промышленной продукции по отраслям и видам продукции. Динамика объемов производства продукции.

Тема 2.2. Сельское хозяйство Ленинградской области

Производство продукции сельского хозяйства: ассортимент, индексы на душу населения. Динамика объемов производства сельскохозяйственной продукции.

Тема 2.3. Предпринимательство

Структура бизнеса. Число мелких и средних предприятий.

Тема 2.4. Социально-культурная сфера экономики Ленинградской области

Научный потенциал. Образование. Медицина. Культурные ценности.

Практические занятия:

  1. Анализ динамики развития промышленности региона.
  2. Анализ динамики развития сельского хозяйства региона.
  3. Проанализировать программу развития малого и среднего бизнеса региона и дать свои предложения.

Раздел III. Перспективы экономического развития Ленинградской области - 8 часов.

Тема 3.1. Целевые региональные программы по важнейшим направлениям развития региона, их реализация.

Тема 3.2. Экономический, природный; культурно-образовательный потенциал для дальнейшего развития Ленинградской области.

 Практические занятия:

  1. Проанализировать    целевую    региональную    программу    по    развитию экономики Ленинградской области.
  2. Дать предложения по развитию культурно-образовательного потенциала Ленинградской области.

Обязательный минимум содержания образования учебного курса «Экономика Ленинградской области»

  1. Исторические особенности развития экономики Ленинградской области. Ленинградская область как социально-экономическая система в историческом измерении. Экономическое развитие Петербургской губернии в XIX веке.
  2. Современное геополитическое положение Ленинградской области. Природные ресурсы и факторы производства. Структура рынков. Уровень жизни населения. Экономические реформы 90-х годов XX века. Динамика промышленного производства. Структурная перестройка экономики региона. Регулирование регионального развития.
  3. Особенности социально-экономического развития региона. Многоотраслевой характер промышленности Ленинградской области. Ассортимент продукции производственного назначения, потребительских товаров. Структура предприятий агропромышленного комплекса. Развитие малого предпринимательства. Инвестиционная политика. Система социальной защиты населения.
  4. Региональная экономика в системе национального хозяйства. Промышленность Ленинградской области. Отраслевая структура промышленности. Ведущая отрасль промышленности региона. Индексы производства промышленной продукции по отраслям и видам продукции. Динамика объемов производства продукции. Сельское хозяйство Ленинградской области. Производство продукции сельского хозяйства: ассортимент, индексы на душу населения. Динамика объемов производства сельскохозяйственной продукции. Предпринимательство. Структура бизнеса. Число мелких и средних предприятий.
  5. Социально-культурная сфера экономики Ленинградской области. Научный потенциал. Образование, Медицина. Культурные ценности.
  6. Перспективы экономического развития Ленинградской области. Целевые региональные программы по важнейшим направлениям развития региона, их реализация. Экономический, природный, культурно-образовательный потенциал для дальнейшего развития Ленинградской земли.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения экономики Ленинградской области учащийся должен:

Знать и понимать:

  1. структуру   и   характерные   черты   экономики   Ленинградской   области; основные виды экономической деятельности в регионе; содержание и значение методов регулирования экономических процессов в регионе.

Уметь:

  1. репродуцировать   и   интерпретировать   полученные   знания   на уровне    федерального    компонента    стандарта    среднего    (полного)    общего образования по экономике.
  2. использовать экономическую и статистическую информацию для анализа сфер экономической деятельности региона
  3. вычислять и сравнивать постоянные и переменные затраты, производительность, прибыль, номинальную и реальную зарплату хозяйствующих субъектов региона; уровень безработицы и инфляции, суммы налоговых поступлений, другие реальные и номинальные экономические величины, экономический рост, региональные индексы.
  4. пользоваться    законодательством    РФ,    Ленинградской    области, научной и популярной информацией по проблемам региональной экономики, структурировать ее и обобщать.
  5. описывать особенности развития экономики Ленинградской области на разных этапах ее становления, экономику переходного периода, современную концепцию   ценности   и   прав   собственности,   преимущества   региональной экономики; работу основных региональных рыночных институтов, функционирование основных факторов рынков в Ленинградской области, Санкт-Петербурга, других субъектов СЗФО.
  6. объяснять влияние политических решений на развитие экономики государства и Ленинградской области, взаимозависимость решений; основные закономерности развития экономики на микро и макро уровнях; эффективность региональной государственной поддержки в развитии рынка; роль профсоюзов и их влияние на рынке труда.
  7. анализировать  результаты     региональной  экономики  в  периоды экономического роста и спада, поведение потребителя в эти периоды; влияние экономических    результатов  на жизнь индивидов; решения  государственных (муниципальных,   местных)   органов   с  точки   зрения   экономических  законов развития; источники экономического роста Ленинградского региона.
  8. оценить   роль   макроэкономических   прогнозов,   характер   влияния инструментов     экономической     политики        на     стратегическое     развитие Ленинградского региона.

Методические рекомендации преподавателю.

  1. Экономические знания и умения не относятся к категории простых, поэтому содержание регионального стандарта необходимо преподносить последовательно и взаимосвязано с базовым и профильным уровнями экономического образования. Кроме того, в ходе преподавания для закрепления излагаемого материала необходимо также приводить примеры и факты, экономические ситуации выбора, моделировать деловые игры; разнообразить методы решения прикладных экономических задач; стимулирование использование учащим- ся реальной экономической информации, первоисточников и периодических изданий в докладах, выступлениях, рефератах.
  2. В процессе преподавания регионального стандарта целесообразно также предлагать учащимся выполнять индивидуальные задания в виде расчетов экономической эффективности, анализа экономических ситуаций, разработки бизнес - проектов.

         Учебно-методическое обеспечение реализации программы

       Основная литература:

  1. Учебник под редакцией С.Д.Волкова Экономика  Ленинградской области. С-Пб. Специальная литература. 2006
  2. Волков С. Д., Корнейчук Б.В. Экономика. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. СПб. 2002.
  3. Макарова Т.  А.,  Закотнова МЛ.  Применение логических  схем  и таблиц в преподавании экономики. СПб., 2003.
  4. Экономика. Учебник для ОУ, I год обучения (2 издание), СПб.: ЛОИРО, 2004
  5. Экономика. Учебник для ОУ, II год обучения (2 издание), СПб.: ЛОИРО, 2004
  6. Корнейчук Б.В., Симкина Л.Г. Макроэкономика. Тесты и задачи. М., 2003
  7. Корнейчук Б.В., Симкина Л.Г. Микроэкономика. Тесты, задачи, решения. СПб.: Питер, 2003
  8. Преподавание курса основы экономической теории. Под ред.   СИ. Иванова. - М.: Вига-пресс, 2000
  9. Волков С.Д., Корнейчук Б.В., Любарский А.Н. Экономика. Сборник задач.   М: Рольф, 2001
  10. Корнейчук Б.В. Экономика. М.: Экономист, 2004 Ю. Коловангин П.М. Собственность на землю в России. СПб, 2003
  11. П.Экономика. Рабочая тетрадь: учебное пособие для образовательных учреждений. СПб.: ЛОИРО, 2001
  12. Макарова  Т.А., Закотнова  МП.   Применение  логических   схем   и  таблиц  в преподавании экономики: Учебно-методическое пособие. - СПб, 2003 П.Корнейчук Б.В. Микроэкономика. Деловые игры: Уч. пособие - СПб., 2003
  13. Корнейчук Б.В. Экономика. Учебные кроссворды: Уч.пособие. Из-во  СПбГТУ, 2003
  14. Волков С.Д., Дятлов С.А. и др. Инвестиции в человеческий капитал России: состояние проблем, перспективы. СПб., 2003
  15. Рыбаков Ф.Ф., Чистобаев А.Н., Шконда К.В. Северо - Запад России: тернистый путь к рынку. СПб., 2002
  16. Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. Уч. пособие   - Ярославль, 2003 18.Травин Е.Н. Экономика. Ролевые и дидактические игры. Уч. пособие - М.:ЭНАС , 2003

Контрольно - измерительные материалы

Раздел

Вид контроля

Форма контроля

Источник контрольных материалов

Исторические особенности развития экономики ЛО.

Промежуточная аттестация.

П.р.р.1.Дать оценку уровню жизни населения города (района).

Исторические особенности развития экономики ЛО.

Промежуточная аттестация.

П.р.р.2.Обосновать соц.-экон. структуру отраслей, показать динамику их развития.

Исторические особенности развития экономики ЛО.

Промежуточная аттестация.

П.р.р.3.Изучить и проанализировать ассортимент продукции, товаров и услуг.

Региональная экономика в системе национального хозяйства.

Промежуточная аттестация.

П.р.р.4.Анализ динамики промышленности региона.

Региональная экономика в системе национального хозяйства.

Промежуточная аттестация.

П.р.р.5.Анализ динамики развития с/х.

Региональная экономика в системе национального хозяйства.

Промежуточная аттестация.

П.р.р.6.Проанализировать программу развития малого и среднего бизнеса региона и дать свои предложения.

Перспективы социально-экономического развития ЛО.

Промежуточная аттестация.

П.р.р.7.Проанализировать целевую региональную программу по развитию экономики ЛО.

Перспективы социально-экономического развития ЛО.

Промежуточная аттестация.

 П.р.р.8.Дать предложения по развитию культурно- образовательного потенциала ЛО.

Итоговая контрольная работа.

Итоговая аттестация.

Муниципальное общеобразовательное учреждение     «Средняя общеобразовательная школа «Токсовский

центр образования»

Руководитель

«Согласовано»

МО

«Согласовано»

Заместитель директора школы по ШО

Директор

«Утверждено»

МОУ «СОШ «ТЦО»

Протокол №

от

«       »                       20   г.

Приказ №

от«     »       20    г.

«       »

20   г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

     11 класс

Базовый уровень

Учитель: Стрельникова  Т.В.

2012 - 2013 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

ДЛЯ 11 КЛАССА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

                                                                                  (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана: 

- в соответствии с региональным стандартом в целях выработки единых требований к формированию знаний и умений учащихся общеобразовательных школ в экономико-правовой сфере и использованию этих знаний и умений в практической деятельности.

Содержание программы рассчитано на формирование как самых общих знаний и представлений о региональных экономико-правовых процессах, так и на более глубокое развитие знаний о региональной экономике и законодательстве, об исторических особенностях развития экономики и законодательства Ленинградской области, о современном состоянии региональной экономики и законодательства Ленинградской области, о перспективах экономического развития.

Целями освоения данной программы являются:

при изучении «Законодательства Ленинградской области» -

  1. освоение системы знаний о законодательстве Ленинградской области, о принципах, нормах и специфике институтов права, необходимых для ориентации в нормативно-правовом материале России и Ленинградской области; эффективной реализации    прав    и    законных    интересов;    ознакомление    с    содержанием профессиональной   юридической   деятельности   и   основными   юридическими профессиями;
  2. овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере      Ленинградской      области,      продолжения      обучения      в      системе профессионального образования;

  1. формирование     способности     и     готовности     к     сознательному     и ответственному    действию    в    сфере    правовых    отношений;    регулируемых законодательством  Ленинградской  области,  в том  числе  к  оценке  явлений  и
    событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений,     правомерной     реализации     гражданской     позиции     и     несению ответственности;
  2. развитие личности, ориентированное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом
    общества,  имеющим   гарантированные  законом   права  и  свободы;  содействие развитию профессиональных склонностей;
  3. воспитание  любви   к   малой   Родине,   гражданской   ответственности   и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам    другого    человека,    демократическим       правовым      ценностям и институтам, правопорядку.

Основные задачи учебного предмета «Законодательство Ленинградской области»:

Раздел «Законодательство Ленинградской области»:

  1. 1.        Развитие личности, ориентированное на формирование правосознания и правовой культуры,     социально-правовой     активности,     внутренней     убежденности     в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества,   имеющим   гарантированные   законом   права   и   свободы;   содействие
    развитию профессиональных склонностей;
  2. Воспитание любви к малой Родине, гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого    человека,    демократическим       правовым      ценностям и институтам, правопорядку;
  3. Освоение   системы   знаний   о   законодательстве   Ленинградской   области,   о принципах, нормах и специфике институтов права, необходимых для ориентации в нормативно-правовом материале России и Ленинградской области, эффективной реализации    прав    и    законных    интересов;    ознакомление    с    содержанием профессиональной    юридической    деятельности    и    основными    юридическими профессиями;
  4. Овладение  умениями,  необходимыми  для  применения  освоенных  знаний  и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере Ленинградской области, продолжения обучения в системе профессионального образования;
  5. Формирование способности и готовности к сознательному  и ответственному действию в сфере отношений; урегулированных законодательством Ленинградской области, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону,    к    самостоятельному    принятию    решений,    правомерной    реализации гражданской позиции и несению ответственности.

В соответствии с учебным планом и годовым графиком МОУ «СОШ «Токсовский центр образования» на освоение курса отводится

34 часа, в том числе 3 часа контрольных работ, 9 часов  практических работ.

В примерную программу не внесены изменения.

Преобладающими формами организации учебного процесса являются традиционные уроки, проблемные уроки.

Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются тестовые работы. Освоение курса предполагает промежуточную аттестацию в форме практических работ, итоговую аттестацию в форме теста или защиты проекта.

Обучение осуществляется по УМК:

  1. Учебник под редакцией С.Д.Волкова Законодательство  Ленинградской области. С-Пб. Специальная литература. 2007

Основное содержание программы  «Законодательство Ленинградской области»

Раздел L Система органов власти и управления в Ленинградской области - 8 часов.

Тема 1.1. Основы государственного управления в Ленинградской области Устав Ленинградской области. Органы государственной власти и управления в Ленинградской области.    Место права в системе социального регулирования государства   и    общества.    Законотворчество    и    законодательная    инициатива. Предметы ведения Ленинградской области как субъекта Российской Федерации. Механизм    правового    регулирования.    Общие    правила    применения    права. Избирательный процесс и референдум в Ленинградской области.

Тема 1.2. Местное самоуправление в Ленинградской области Органы   местного   самоуправления   в   Ленинградской   области.   Закон   «О территориальном    общественном   самоуправлении   в   Ленинградской   области». Выборы   депутатов   представительных   органов   муниципальных   образований   и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области.

Практические задания:

  1. Самостоятельный  поиск,  анализ и использование правовой  информации о законодательстве Ленинградской области.
  2. Сравнительный      анализ      правовых      понятий      и      норм;      объяснение смысла   норм   законодательства   Ленинградской   области;   характеристика содержания текстов нормативно-правовых актов.
  3. Выработка и доказательная аргументация собственной позиции в конкретных
    правовых ситуациях с использованием норм законодательства Ленинградской области.
  4. Самостоятельное составление отдельных видов юридических документов.

Раздел II. Основы правового регулирования жизнедеятельности в Ленинградской области - 16 часов.

Тема 2.1. Безопасность и охрана общественного порядка

Безопасность и охрана общественного порядка. Защита населения от чрез вы чайных ситуаций. Противопожарная безопасность. Правонарушения. Юридическая ответственность. Ответственность за административные правонарушения. Органы и способы рассмотрения административных споров.

Тема 2.2. Окружающая природная среда и природные ресурсы в Ленинградской области

Правовое регулирование использования окружающей природной среды и природных ресурсов в Ленинградской области. Земельные отношения в Ленинградской области. Оборот земель сельскохозяйственного назначения. Экологические правонарушения и ответственность за причинение вреда окружающей среде. Использование недр и минерально-сырьевой базы. Охрана окружающей среды.

Тема 2.3. Жилище и семья

Правовое регулирование жилищных и семейных отношений. Жилищные целевые программы в Ленинградской области. Жилье для молодежи. Градостроительное зонирование. Приватизация земельных участков. Индивидуальное жилищное строительство. Целевая программа «Семья».

Тема 2.4. Образование, Здравоохранение, Культура и Спорт

Правовое регулирование деятельности системы образования в Ленинградской области. Государственные гарантии в сфере здравоохранения и медицинского страхования. Целевые программы в области культуры, туризма и спорта.

Тема 2.5. Социальное обеспечение, гарантии и льготы

Социальное обеспечение, гарантии и льготы в Ленинградской области. Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Система социального обслуживания. Государственная социальная помощь и поддержка семей. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

Практические работы:

  1. Дать    оценку    общественных    событий    и    явлений,    действий    людей с точки зрения их соответствия законодательству Ленинградской области.
  2. Использование норм законодательства Ленинградской области при решении учебных и практических задач; осуществление исследований по правовым темам в учебных целях.
  3. Оформление    и    представление    результатов    самостоятельного    учебного исследования, ведение дискуссии.

Раздел III. Хозяйство Ленинградской области - 10 часов.

Тема 3.1. Хозяйственная и предпринимательская деятельность

Правовое регулирование хозяйственной и предпринимательской деятельности в Ленинградской области. Государство как субъект экономических отношений. Управление государственным имуществом Ленинградской области. Приватизация, инвестиции и аренда. Целевые программы поддержки предпринимательства. Государственный (областной) заказ.

Тема 3.2. Внешнеэкономическая деятельность и международное сотрудничество

Внешнеэкономическая деятельность и международное сотрудничество Ленинградской области как субъекта Российской Федерации. Правовое регулирование экспорта и импорта товаров в Ленинградской области. Использование иностранной рабочей силы. Соглашения о региональном сотрудничестве с субъектами Российской Федерации и иностранный государств.

Тема 3.3. Финансы; бюджетный процесс и налоги

Регулирование финансов и налогов в Ленинградской области. Бюджетный процесс в Ленинградской области. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления. Региональные (областные) налоги. Плата за землю и водные ресурсы. Права и обязанности налогоплательщиков. Применение упрощенных систем налогообложения в Ленинградской области.

Практические работы:

  1. Ознакомление        со        спецификой       профессиональной       юридической деятельности,   основными   юридическими   профессиями;   выполнение  ролей предпринимателя,    адвоката,    судьи,    прокурора,    нотариуса,    следователя, юрисконсульта в смоделированных ситуациях.
  2. Анализ собственных профессиональных интересов и склонностей в правовой сфере.

Обязательный минимум содержания образования учебного курса «Законодательство Ленинградской области».

  1. Основы государственной власти и управления в Ленинградской области. Место права в системе социального регулирования государства и общества. Законотворчество и законодательная инициатива. Предметы ведения Ленинградской области как субъекта Российской Федерации. Механизм правового регулирования. Общие правила применения права. Законные интересы. Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Местное самоуправление в Ленинградской области. Избирательный процесс и референдум в Ленинградской области.
  2. Безопасность и охрана общественного порядка. Защита населения от чрезвычайных ситуаций. Противопожарная безопасность. Правонарушения. Юридическая ответственность. Ответственность за административные правонарушения. Органы и способы рассмотрения административных споров.
  3. Правовое регулирование использования окружающей природной среды и природных ресурсов в Ленинградской области.      Земельные отношения в Ленинградской области. Оборот земель сельскохозяйственного назначения. Экологические правонарушения и ответственность за причинение вреда окружающей среде. Использование недр и минерально-сырьевой базы. Охрана окружающей среды.
  4. Жилище и семья. Жилищные целевые программы в Ленинградской области. Жилье для молодежи. Градостроительное зонирование. Приватизация земельных участков. Индивидуальное жилищное строительство. Целевая программа «Семья».
  5. Правовое регулирование деятельности системы образования в Ленинградской области. Государственные гарантии в сфере здравоохранения и медицинского страхования. Целевые программы в области культуры, туризма и спорта.
  6. Социальное обеспечение, гарантии и льготы в Ленинградской области. Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Система социального обслуживания. Государственная социальная помощь и поддержка семей. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
  7. Хозяйственная и предпринимательская деятельность в Ленинградской области. Государство как субъект экономических отношений. Управление государственным имуществом Ленинградской области. % Приватизация, инвестиции и аренда. Целевые программы поддержки предпринимательства. Государственный (областной) заказ.
  8. Внешнеэкономическая деятельность и международное сотрудничество Ленинградской области как субъекта Российской Федерации. Правовое регулирование экспорта и импорта товаров в Ленинградской области. Использование иностранной рабочей силы. Соглашения о региональном сотрудничестве с субъектами Российской Федерации и иностранных государств.
  9. Регулирование финансов и налогов в Ленинградской области. Бюджетный процесс в Ленинградской области. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления. Региональные (областные) налоги. Плата за землю и водные ресурсы. Права и обязанности налогоплательщиков. Применение упрощенных систем налогообложения в Ленинградской области.
  10. Профессиональное юридическое образование в Ленинградской области. Основные юридические профессии, особенности профессиональной юридической деятельности.

Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения законодательства Ленинградской области учащийся должен

Знать и понимать:

  1. систему и структуру законодательства Ленинградской области;
  2. общие правила применения норм права; содержание прав и свобод гражданина России и жителя Ленинградской области; понятие и принципы государственного устройства и местного самоуправления в Ленинградской области;
  3. основные формы социальной защиты и социального обеспечения; юридические профессии;  

Уметь:

  1.            характеризовать:   право   как   элемент   культуры   цивилизованного общества; систему законодательства Ленинградской области; основные предметы ведения Ленинградской области как субъекта Российской Федерации; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм их реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в Ленинградской области; принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;   формы   социальной   защиты   и   социального   обеспечения   в Ленинградской области; порядок получения образовательных услуг;
  2. объяснять: механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий законодательства Ленинградской области; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных отношений (избирателя,   налогоплательщика,   военнообязанного,   работника,   потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
  3. различать:  формы   (источники)   законодательства   Ленинградской области;   субъектов   права;   особенности   административного   производства   в Ленинградской области; основания и порядок привлечения к административной ответственности; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса;   объекты   гражданского   оборота;   организационно-правовые   формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
  4. приводить       примеры:       различных       видов       правоотношений, правонарушений,        ответственности;        гарантий       реализации       основных конституционных  прав;  экологических правонарушений  и  ответственности за
    причинение    вреда    окружающей    среде;    правоприменительной    практики    в Ленинградской области;
  5. использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической деятельности и повседневной жизни для:

- поиска,     анализа,     интерпретации     и     использования     правовой информации о законодательстве Ленинградской области;

- анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения закона;

- применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

- осуществления   учебных   исследований   и   проектов   по   правовой тематике;

- выбора   соответствующих   закону   форм   поведения   и   действий   в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;

- обращения в надлежащие органы и организации за квалифицированной юридической помощь.     

Учебно-методическое обеспечение реализации программы

Основная литература:

  1. Учебник под редакцией С.Д.Волкова Законодательство  Ленинградской области. С-Пб. Специальная литература. 2007
  2. Волков С. Д., Корнейчук Б.В. Экономика. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. СПб. 2002.
  3. Макарова Т.  А.,  Закотнова МЛ.  Применение логических  схем  и таблиц в преподавании экономики. СПб., 2003.
  4. Экономика. Учебник для ОУ, I год обучения (2 издание), СПб.: ЛОИРО, 2004
  5. Экономика. Учебник для ОУ, II год обучения (2 издание), СПб.: ЛОИРО, 2004
  6. Корнейчук Б.В., Симкина Л.Г. Макроэкономика. Тесты и задачи. М., 2003
  7. Корнейчук Б.В., Симкина Л.Г. Микроэкономика. Тесты, задачи, решения. СПб.: Питер, 2003
  8. Преподавание курса основы экономической теории. Под ред.   СИ. Иванова. - М.: Вига-пресс, 2000
  9. Волков С.Д., Корнейчук Б.В., Любарский А.Н. Экономика. Сборник задач.   М: Рольф, 2001
  10. Корнейчук Б.В. Экономика. М.: Экономист, 2004 Ю.Коловангин П.М. Собственность на землю в России. СПб, 2003
  11. П.Экономика. Рабочая тетрадь: учебное пособие для образовательйых учреждений. СПб.: ЛОИРО, 2001
  12. Макарова  Т.А.,   Закотнова  МП.   Применение  логических   схем   и  таблиц  в преподавании экономики: Учебно-методическое пособие.

- СПб, 2003 П.Корнейчук Б.В. Микроэкономика. Деловые игры: Уч. пособие - СПб., 2003

  1. Корнейчук Б.В. Экономика. Учебные кроссворды: Уч.пособие - Из-во СПбГТУ, 2003
  2. Волков С.Д., Дятлов С.А. и др. Инвестиции в человеческий капитал России:состояние проблем, перспективы. СПб., 2003
  3. Рыбаков Ф.Ф., Чистобаев А.Н., Шконда К.В. Северо-Запад России: тернистый путь к рынку. СПб., 2002
  4. Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. Уч. пособие   -Ярославль, 2003 18.Травин Е.Н. Экономика. Ролевые и дидактические игры. Уч. пособие -М.:ЭНАС , 2003

Контрольно - измерительные материалы

Раздел

Вид контроля

Форма контроля

Источник контрольных материалов

Система органов власти и управления в ЛО.

Промежуточная аттестация.

П.р.р.1. Самостоятельный поиск, анализ и использование правовой информации о законодательстве ЛО.

Система органов власти и управления в ЛО.

Промежуточная аттестация.

П.р.р.2.Сравнительный анализ правовых понятий и норм; объяснение смысла норм законодательства ЛО, характеристика содержания текстов нормативно- правовых актов.

Система органов власти и управления в ЛО.

Промежуточная аттестация.

П.р.р.3. Выработка и доказательная аргументация собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм законодательства ЛО.

Система органов власти и управления в ЛО.

Промежуточная аттестация.

П.р.р.4. Самостоятельное составление отдельных видов юридических документов.

Система органов власти и управления в ЛО.

Промежуточная аттестация.

Тест.

Основы правового регулирования жизнедеятельности в ЛО.

Промежуточная аттестация.

П.р.р.5.Дать оценку общ. событий и явлений, действий людей с точки зрения их соответствия законодательству ЛО.

Основы правового регулирования жизнедеятельности в ЛО.

Промежуточная аттестация.

П.р.р.6.Использование норм законодательства ЛО при решении учебных и практических задач, осуществление исследований по правовым темам в учебных целях.

Основы правового регулирования жизнедеятельности в ЛО.

Промежуточная аттестация.

П.р.р.7. Оформление и представление результатов самостоятельного учебного исследования. Промежуточная аттестация. Промежуточная аттестация.

Основы правового регулирования жизнедеятельности в ЛО.

Промежуточная аттестация.

Тест.

Хозяйство ЛО.

Промежуточная аттестация.

П.р.р.8. Ознакомление со спецификой профессиональной юридической деятельности, основными юридическими профессиями; выполнение ролей предпринимателя, адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта в смоделированных ситуациях.

Хозяйство ЛО.

Промежуточная аттестация.

П.р.р.9. Анализ собственных профессиональных интересов и склонностей в правовой сфере.

Итоговая контрольная работа.

Итоговая аттестация.

Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Губернатор Ленинградской области к урокам по курсу Законодательство Ленинградской области 11 класс

Презентация Губернатор Ленинградской области может быть использована на уроках по курсу Законодательство Ленинградской области. Содержит: информацию о полномочиях губернатора и принципах деятельности....

Презентация "Законодательная власть Ленинградской области" Курс Законодательство Ленинградской области 11 класс

Презентация содержит материал, иллюстрирующий структуру, полномочия Законодательного собрания Ленинградской области. также имеются слайды в перечнем полномочий депутатов Законодательного сорания. През...

Презентация Общественная палата Ленинградской области Курс Законодательство Ленинградской области

Презентация может быть использована как дополнительный материал к уроку "Законодательная власть Ленинградской области". В презентации содержитс информация о полномочиях, стркутуре Общественной палаты ...

Рабочая программа по экономике базовый уровень для 10-11 классов, основного общего образования

1. Пояснительная запискаПрограмма по экономике для 10 -11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, а также авторской программы «Экон...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...

Рабочая программа по экономике ( углубленный уровень) для 10-11 классов по учебнику С.Иванова.

Прграмма разработана в соответствии с ФГОС СОО, расчитана на 3 часа в неделю: 2 часа теории и 1 час -практические занятия для подготовки учащихся к ЕГЭ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономике для 7 предпрофильного класса по направлению «управление и менеджмент» к УМК И.В.Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности»

Программа ориентирована на изучение базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и пр...