конспект урока и презентация Власть и церковь 7 класс
презентация к уроку по истории (7 класс) на тему
конспект урока и презентация Власть и церковь 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vlast_i_tserkov._tserkovnyy_raskol.docx | 29.83 КБ |
tserkovnyy_raskol.pptx | 725.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока: сформировать у учащихся представление о роли Православной церкви в жизни Российского государства в XVII в.
- осветить проблемы в отношениях между государством и церковью;
- выяснить причины и после6дствия церковного раскола;
Основные понятия: церковь, патриарх, старообрядчество, раскол, протопоп.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Задачи урока:
- воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
- развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
- развитие умений работать с учебником, овладение понятиями: церковь, патриарх, старообрядчество, раскол, протопоп.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения:проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы, доска на задней стене кабинета
Основные понятия: церковь, патриарх, старообрядчество, раскол, протопоп.
.
Технологическая карта
№ п/п | Этап | УУД | Деятельность | |
учитель | учащиеся | |||
1 | I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Уметь подготовиться к работе | Проверяет готовность к уроку | |
2 | Проверка домашнего задания | Уметь оценить выполненные задания | Раздает карточки с текстом. - Ребята, необходимо заполнить пропуски в тексте. | Заполняют карточки |
3 | II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание, осуществлять контроль результатов | Сообщение темы и целей урока. | Начинают Заполнение таблицы |
4 | III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний о роли церкви в жизни человека и общества | Умение строить поиск решения, анализировать результаты | - Давайте вспомним, какую роль играет церковь в жизни человека? - Смута стала суровым испытанием и для церкви. Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы верующих в священнослужителей. 2. Патриарх Филарет. 3. Реформа патриарха Никона. (сл.6) Новым главой Русской православной церкви был избран Никон – митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.
- Как вы думаете, как восприняло население эти нововведения? 4. Усиление разногласий между церковной и светской властью. 4) работа по учебнику: 5) рассказ учителя: Протопоп – обиходное название старшего православного священника. (сл. 10) С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и праведником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь. (сл. 11) Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, пыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти. | Отвечают на вопросы учителя ( Работа с учебником |
7 | Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | Формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений | Проверка заполнения таблицы | Отвечают на вопрос на с. 60. |
11 | Инструктаж домашнего задания | Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж по выполнению домашнего задания § 7, р/т № 1-4 стр. 22-23 | Задают вопросы по тексту заданий |
Карточки с текстом для проверки домашнего задания.
1. Первым русским царём новой династии стал _____________________________________________________________________________
2. Большое влияние на решения молодого царя оказывала его мать ____________________________________________________________________________
3. Новый царь любил _____________________ и тратил большие деньги на их приобретение.
4 .В народе нового царя прозвали _____________________________________________
5. То второго брака с Натальей Нарышкиной у молодого царя родился сын _________________________
6. Постепенно свою роль начинает утрачивать _________________________________
7. Увеличение территорий страны привело к увеличению числа ________________
8. Во главе главных административных единиц царь ставил _____________________
Вариант 2.
1. К началу правления Михаила Фёдоровича ему исполнилось ______________ лет.
2. Вступая на престол, новый царь обещал не править без бояр и _____________________________________________________________________________
3. После смерти Михаила Романова новым царём стал его сын _____________________________________________________________________________
4. ОТ первого брака с Марией Милославской у Алексея родилось 13 детей, в том числе сыновья __________________ и __________________, и дочь ________________
5. Последний Земский собор был созван в ______________ году.
6. Впоследствии из Боярской думы выделилась «_________________________» дума
7. в XVII веке главными административными единицами оставались ______________________, которые делились на более мелкие звенья _________________ и _____________________________.
8. В 1649 г. был создан новый свод законов, который назывался _____________________________________________________________________________.
Ключи:
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1 | Михаил Фёдорович Романов | 1 | 116 |
2 | Марфа | 2 | Земского собора |
3 | Цветы | 3 | Алексей |
4 | Тишайшим | 4 | Фёдор и Иван, Софья |
5 | Пётр | 5 | 1653 г. |
6 | Боярская дума | 6 | Ближняя |
7 | Приказов | 7 | Уезды, станы и волости |
8 | воевод | 8 | Соборным уложением |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Смутное время в России У пал авторитет патриаршества: (п. Игнатий короновал Лжедмитрия I на царство). Церкви и монастыри разграблены и сожжены поляками. Многие священнослужители убиты. Д уховный кризис в обществе: Венчание на царство Марины Мнишек
1619 год Возвращение митрополита Филарета из польского плена . Избрание Филарета патриархом на церковном соборе : У крепил авторитет и власть царя Михаила Федоровича ; Увеличил роль и значение церкви в жизни государства Патриарх Филарет
П атриарх Никон (1652-1666) 1652 г. – избрание Никона новым патрирхом России 1656 г. – основание Новоиерусалиского монастыря под Москвой
Главный вопрос церкви в XVII веке – обновление церковных книг и обрядов: В русских церковных книгах накопилось много ошибок . В церковной службе был обычай многоголосия . Крестились двумя пальцами . Как исправлять ? Каким образцам следовать ? Древнерусским образцам Греческим образцам Ц арь Алексей Михайлович и патриарх Никон ?
Церковный Собор 1654 года (Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А. Д. Кившенко, 1880 г.
1653-1655 гг. – церковная реформа патриарха Никона: К рещение тремя пальцами П оясные поклоны вместо земных И справление по греческим образцам икон и церковных книг ( стары е уничтож ить) . Е диногласие во время церковной службы. « А ллилуйя» во время богослужения произносить трижды , а не дважды . Крестные ходы против солнца, а не навстречу. 1654 год – церковный собор одобрил реформу , но предложил провести действующие обряды в соответствии не только с греческой , но и с русской традицией .
Народное недовольство . Размолвка царя и патриарха : Никон предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета – “ как месяц имеет свет от солнца ”, так и царь получает власть от патриарха , представляющего Бога ”. Царь не согласился с таким предложением . 1653-1655 гг. – церковная реформа патриарха Никона: 1658 год – Никон удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь "Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон"
Суд над патриархом Никоном (С. Д. Милорадович, 1885 год) Осудил Никона , лишил его сана патриарха и отправил на вечное заточение в монастырь . П оддержал церковную реформу . П роклял всех ее противников ( старообрядцев-раскольников и протопопа Аввакума ). Собор 1666-1667 гг . усугубил раскол в Русской православной церкви . Выбор в качестве образца для правки греческих источников делал Москву мировым центром православия. 1666-1667 гг. – церковный собор:
Протопоп Аввакум (1620-1682) – руководитель старообрядцев, выступил против реформы Никона
Глав а старообрядцев . В стретил реформы отрицательно, считая первоосновой веры русские источники. Б ыл сослан в 1653 г. в Сибирь . В 1663 г. после кратковременного возвращение в Москву был отправлен в Пустозерск, где провел 15 лет в земляной тюрьме. В 1682 г. был сожжен вместе со своими соратниками по царскому приказу . Протопоп Аввакум
Григорий Мясоедов . "Сожжение протопопа Аввакума“ .
Раскольник и (старообрядцы) о тказ ывались подчиняться государству, которое поддерживало Никона ; Отказывались платить налоги и выполнять государственные повинности ; Отказывались выполнять повинности в пользу официальной церкви . Суриков В.И. Боярыня Морозова.
Вывод: Церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту церковной и светской власти. П оражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.
Домашнее задание § 7 , р /т № 1- 4 стр. 22-23
Источники и интернет-ресурсы : Данилов А.А. И стория России . Конец XVI-XVIII век . 7 класс . – М.: Просвещение , 2010. Данилов А.А. Рабочая тетрадь . Конец XVI-XVIII век . 7 класс. – М.: Просвещение, 2010. http://ru.wikipedia http://www.leonidzl.com/forum/viewtopic.php Видеофильм “ 343 Раскол ” - http://files.tvspas.ru/Video
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...
конспект урока по истории в 7 классе "Власть и церковь. Церковный раскол"
В данном уроке для мотивации учащихся к познавательной деятельности применяются стихотворения, произведения музыки и изобразительного искусства....
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...