Крестьянская реформа 19 февраля 1861г. Отмена крепостного права в России.
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Раскрыть причины, содержание и значение реформы.
Выстроить причинно-следственные связи при изучении исторического материала. Сформулировать УУД, провести анализ, обобщение и закрепление материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_8_klass.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развернутый план-конспект урока истории
На тему: Крестьянская реформа 19 февраля 1861г. Отмена крепостного права в
России.
8 класс 1 час
Технология урока: Сочетание элементов проблемно-развивающегося обучения, личностно-ориентированного и интегрированного подхода. Использование ИКТ.
Учитель истории Бодякова
ГБОУ лицея №419 Ирина
Петродворцового района Александровна
Санкт-Петербурга
2014 г.
Тема: Крестьянская реформа 19 февраля 1861г. Отмена крепостного права в
России.
Тип урока: изучение нового материала с элементами систематизации и
обобщения знаний.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права. Выяснить ее основные положения, значения для развития страны.
- Формировать оценочные суждения на основе обобщения событий данного исторического явления.
- Побудить к активной деятельности на уроке, используя различные формы работы.
Задачи урока:
- Раскрыть причины, содержание и значение реформы.
- Выстроить причинно-следственные связи при изучении исторического материала. Сформулировать УУД, провести анализ, обобщение и закрепление материала.
При разработке урока я использовала элементы проблемно-развивающего обучения, личностно-ориентированного и интегрированного подхода, ИКТ.
Целеполагание:
Формулирую тему урока, ставлю перед учащимися задачу объяснить, почему необходима реформа, ее содержание, результаты и значение.
Этапы урока:
- Актуализация знаний (работаем в диалоге)
Называю тему урока, записываем в тетрадь. Задаю вопросы:
- Прошу объяснить слово «реформа».
- Назвать главные причины отмены крепостного права.
Если вопросы вызывают трудности, спрашиваю: (опираясь на знания курса обществознания, четыре сферы жизни общества) «Что тормозило развитие России в экономической, политической, социальной, духовной сферах?». Добиваюсь правильного ответа, прошу записать в тетрадь и еще раз прочитать ответ.
- Постановка проблемы (поиск главного, проблемно-развивающее обучение (технология)).
Ставим проблему, почему именно в эпоху Александра II реформа стала неизбежной. Решаем эту проблему, пользуясь текстом учебника, читаем, обсуждаем, находим ответ в режиме диалога, записываем его в тетради.
а) Первые шаги были сделаны Павлом I, Александром I, Николаем I.
б) Общественное мнение данной эпохи об отмене крепостного права. Мнения Герцена, Белинского и других писателей и государственных деятелей.
в) Учитель: «Процесс подготовки реформы был длительным и трудным». Прошу всех прочитать первую часть &20 и ответить на вопрос, почему он был «длительным и трудным»?
На доске написаны вопросы к тексту:
- Как дворянство относилось к отмене крепостного права?
- Почему Комитет был секретным?
- Адрес генерал-губернатора В.И.Назимова.
- Первые шаги Александра II.
Прошу обратить внимание на фамилии в тексте параграфа и записать в тетрадь: Великий князь Константин Николаевич, Я.И.Ростовцев, В.Н.Панин. Проверяю записи в тетрадях, прошу отдельных учащихся прочитать их вслух.
- Рассказываю содержание Положения от 19.02.1861г. Показываю презентацию по теме «Положение крестьян в России, чтение и обсуждение манифеста» (меняю форму деятельности на элементы лекции с презентацией. Технология: ИКТ.)
Обсуждаем мой рассказ (не уходим от развивающего обучения), записываем основные мысли в тетради, дополнительно обращаясь к тексту учебника. Особое внимание обращаем на гражданские права крестьян.
Обсуждая основные положения реформы, обращаем внимание на противоречие (аналитическое мышление): крестьяне освобождались с землей, а в манифесте говорилось, что помещики сохраняют право собственности на землю. Как это понимать? Делаем вывод, что крестьяне должны были землю выкупить.
Прошу самостоятельно поработать с текстом учебника и определить процедуру выкупа земли. (Самостоятельная работа, промежуточный контроль)
Обсуждаем, выводы записываем в тетради.
- Рефлексия (творческая работа).
а) Ученики получают карточки с понятиями и их значениями. Работают в парах, определяя их соответствие.
б) Обсуждаем, подводим итоги и выставляем оценки.
5. Контроль и оценка знаний
- Что дала реформа?
Обращаемся к литературе, используя отрывок из поэмы Некрасова Н.А. «Кому на Руси жить хорошо?» (творческое задание, интегрирование). Учащиеся не просто анализируют текст, а оценивают исторические событие и выражают свое мнение, закрепляют УУД, учатся анализировать и обобщать (развивающее обучение, личностно-ориентированный подход).
Этап закрепления завершается постановкой главных вопросов:
- значение отмены крепостного права;
- почему реформа стала одним из важнейших событий в истории России?
Обсуждаем в группах (групповая форма работы)
- Организация домашнего задания:
«Порвалась цепь великая, порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину, другим – по мужику…»
а) Анализируем текст с другой точки зрения, преследуя иную цель. Так ли была идеальна реформа, все ли проблемы были решены? (Метапредметные связи).
б) &20, повторить термины и новые понятия.
Подводя итоги урока, мы должны прийти к пониманию, что реформа – причина других исторических событий (причинно-следственное построение истории).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Великие реформы Александра II. Отмена крепостного права.
Тема занятия занимает одно из ключевых мест в изучении истории России XIX века. Материалы данного урока помогут педагогу познакомить учащихся с личностью Александра II, сформировать представление о пр...
Великие реформы Александра II. Отмена крепостного права.
Тема занятия занимает одно из ключевых мест в изучении истории России XIX века. Материалы данного урока помогут педагогу познакомить учащихся с личностью Александра II, сформировать представление о пр...
Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс
Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс Используемые технологии: 1) технологии дифференцированного обучения2) информационно-коммуника...
Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права.
Презентация к уроку истории: "Отмена крепостного права в России"...
Конспект урока. Отмена крепостного права в России. Крестьянская реформа 1861г.
Отмена крепостного права в России. Крестьянская реформа 1861г....
План - конспект урока по истории для 8 класса по теме: "Реформа отмены крепостного права в России"
План - конспект урока по истории для 8 класса по теме: "Реформа отмены крепостного права в России"...