План - конспект урока по истории для 8 класса по теме: "Реформа отмены крепостного права в России"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
План - конспект урока по истории для 8 класса по теме: "Реформа отмены крепостного права в России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план - конспект урока | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
гимназия №7 г. Новороссийска
«Реформа отмены крепостного права в России»
(Разработка урока истории для 8 класса)
Учитель истории
Миминошвили Е.В.
Тема: Реформа отмены крепостного права в России.
Цели:
-Усвоить причины отмены крепостного права в России.
- Формировать навыки работы с учебником, картой, конспектом
- Способствовать воспитанию исторической информированности учащихся.
Оборудование: учебник, карта, карточки для инд./работы, текст «Манифеста», портрет императора Александра 2.
Ход урока.
I.Сообщение темы и цели урока.
II.Повторение ранее изученного материала.
1. Фронтальная беседа.
1. Почему положение крестьян накануне проведения реформы было тяжелым?
(1-они не обладали правами, 2-помещик мог распоряжаться их жизнью по своему желанию, 3-они вынуждены были работать на него, а сами были бедны).
2.Какой император в этот период времени правил на престоле российском?
Какие шаги он предпринимает?
(Александр II, он создает комитет, который занимается разработкой реформы, затем он подписывает документы об отмене крепостного права в России).
3. Какие документы по крестьянской реформе подписал император?
Где народ услышал о положениях реформы? (5 марта 1861г. Манифест был прочитан в церквях после обедни, Ал.2 лично прочитал его гвардии. Работа над реформой велась открыто, обсуждалась в обществе, что было довольно необычно для России)
III. Объяснение нового материала.
Проблемный вопрос ( В конце урока мы должны ответить на вопрос):
Почему необходимая стране реформа была неоднозначно, воспринята в разных слоях общества? (запись на доске)
- И каким было значение этой реформы для России?
1.Вводная беседа
С момента публикации и оглашения манифеста крестьяне России стали свободными.
Работа с учебником, запись в тетради:
1)Найдите в учебнике, какие права и свободы получили крестьяне? (стр. 188, 3 абзац.)- (запись на доске)
2)Как была организована жизнь крестьян после реформы? (стр. 190, абзац 1)- запись на доске
- Какими же были главные положения реформы? (с. 188,абзац 4)
Работа с документом (читаем положения реформы):
1 абзац: статус императора?
2 абзац: права помещиков?
5 абзац: права крестьян?
6-7 абзац: наделение крестьян землей?
8 абзац: ожидание правительства от реформы?
Работа в тетради:
Вывод (в тетрадь): Права и свободы крестьян: личная свобода, независимость от помещичьего произвола, власти.
Вывод:(в тетрадь):
Изменения в крестьянской общине: изменилось управление, появились сельское общество, волости, волостные сходы, волостные старшины.
2.Рассказ учителя:
Крестьянам приходилось выкупать землю у помещиков, и пока они не выплатят выкупные платежи, они должны были работать на барщине, т.е. на помещичьей земле.
Работа с тетрадью: Крестьяне получили личную свободу, но зависели от помещиков через землю.
(В действительности крестьяне были очень бедны и не могли сразу выплачивать выкупные за землю, а помещики не желали лишаться бесплатной рабочей силы).
Работа с терминами: запись на доске, объяснение, запись в тетрадь.
Временнобязанные- крестьяне, несущие повинности в пользу помещика до начала выкупной операции.
Сообщение учителя: для соблюдения интересов помещиков, в черноземных и нечерноземных губерниях были введены разные нормы наделов на душу населения. В нечерноземных- размер надела был больше, а в черноземных меньше.
Работа с картой в учебнике стр192 №13
В каких губерниях наделы были уменьшены более чем на 40%?
-Почему?
Потому что, черноземных районах, основное богатство составляла земля, основной доход получали от ее переработки. Помещики стремились удержать большую часть земли, и крестьян в качестве рабочей силы.
В каких губерниях наделы были увеличены?
-Почему?
(Земля малоплодородная, тяжело обрабатывалась, поэтому крестьянам увеличивали наделы, а они не могли от нее отказаться, по закону).
Запись в тетрадях:
Отрезки - участки крестьян, которые были отрезаны после крестьянской реформы1861г., в пользу помещиков.
Прирезки - земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он был меньше нормы.
Сообщение учителя: С 1863 г. начинается осуществление выкупных сделок.
Крестьянин должен был выплатить 1/5 стоимости надела.
Другую часть выплачивало государство, а крестьянин возвращал долг государству с процентами, в течение 49 лет.
По закону крестьянин не мог отказаться от надела.
Беседа по вопросам:
-Как вы думаете, зачем была предпринята эта мера?
(Чтобы крестьяне не отказывались платить за плохой надел и не разбежались).
-Как вы думаете, такое положение устраивало крестьян?
Крестьяне воспринимали эту реформу негативно. Они думали, что земля должна принадлежать им без барщины. Это все вызвало волну бунтов.
Работа с картой:
Найдите районы массовых выступлений крестьян?
Найдите важнейшие крестьянские восстания?
- В каких губерниях они проходили? (правительство жестоко расправилось с ними)
-Почему правительство жестоко подавило восстание?
IV.Закрепление:
Работа с учебником: стр.190 найдите и прочитайте главное препятствие успешного проведения крестьянской реформы.
V.Вывод:
Работа в тетрадях:
Пробл.вопрос :Почему необходимая стране реформа была неоднозначно воспринята в разных слоях общества? (запись на доске)
Крестьяне обрели личные права и свободы, но не получили землю в собственность и оставались фактически под властью помещиков.
Реформа отмены крепостного права в России носила половинчатый характер.
Отмена крепостного права послужило толчком в развитии рынка в России.
Минусами реформы стали высокие выкупные платежи, бедность крестьян, и крестьянские волнения.
VI.Домашнее задание: стр.190 прочитать, ответить на вопросы параграфа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока для 9-го класса по теме:"Реформа политической системы:Цели,этапы,итоги". Перестройка 1985-1991 гг.
Презентацию по теме:" Реформа политической системы: цели, этапы, итоги".Перестройка в СССР 1985-1964 гг. Удобно использовать для сопровождения урока в 9-м классе по этой теме.План: 1. Кадровая революц...
План- конспект урока по истории 9 класс с использованием ЭОР
Урок посвящен Гражданской войне и "белому движению" в ее истории. Цель урока- изучение начального этапа гражданской войны. При проведении занятия используются ЭОР. Тип урока- комбинированный. Фо...
план-конспект урока по истории 6 класс
представлен план-конспект урока по теме:"Иван грозный:внутренняя и внешняя политика"...
План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне".
План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне"....
План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом".
План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом"...
План-конспект урока для учащихся 4 класса на тему "Броски набивного мяча правой и левой рукой", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях.
План-конспект урока для учащихся 4 класса на тему "Броски набивного мяча правой и левой рукой", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях....
План - конспект урока по истории 11 класс
Тема урока: Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг....