Конспект урока. Отмена крепостного права в России. Крестьянская реформа 1861г.
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Отмена крепостного права в России. Крестьянская реформа 1861г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Крестьянская реформа 1861г.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории в 8 классе

по теме «Крестьянская реформа 1861 года».

Цель урока:

 Образовательная:  Вооружить учащихся системой знаний о социально-экономическом и политическом положении России накануне и в период 1860-1870-х  гг. Объяснить значение реформ связанных с изменениями в стране, а так же отменой крепостного права.

 Развивающая: Развить у учащихся познавательный интерес к изучению предмета истории и исторических событий второй половины XIX века, а так же активизировать познавательные способности, уметь правильно и грамотно выражать свое мнение, научить аргументировать и доказывать свой ответ, развивать воображение и восприятие.

 Воспитательная: Формировать у учащихся научное мировоззрение об историческом процессе, происходившем в России во второй половине XIX века. Способствовать формированию  нравственных качеств личности, взглядов и убеждений,  направленных на правильное восприятие важнейших исторических событий в истории России.

Оформление доски: 1. Тема

                                   2. План урока

                                   3. Основные понятия

                                   4. Домашнее задание

  Цитата: «В истории человечества редко встречаются столь величественные картины коренного, но мирного преобразования государства, в смысле движения вперед по пути гуманности, просвещения и справедливости, чем та, которую явила из себя эпоха «великих реформ» царствования Александра II».

                                                                                          Историк Н.В. Давыдов

                        Ход урока.

  1. Орг. Момент
  2. Проверка домашнего задания.

  - Каковы были главные особенности развития художественной культуры России в первой половине XIX века?

  - Чем было вызвано появление романтизма?

  - Какое влияние оказывала литература на духовную жизнь русского общества?

  - Какие изменения произошли в науке и культуре и с чем они были связаны?

  - Какие явления в русской науке можно считать главными и почему?

  - Какие явления переживала система образования? И какую роль в этом играло гос-во?

  - Чем отличалась политика образования при Николае I и при Александре II?

  1. Переход к изучению нового материала.

План.

  1. Император Александр II.                                                    

               2.   Подготовка крестьянской реформы.

  1. Основные положения крестьянской реформы.
  2. Итоги крестьянских реформ.

Основные понятия: Рескрипт – письмо монарха в форме конкретного

                                  предписания.

                                  Мировой посредник – должностное лицо из дворян,  

                                  назначавшихся для утверждения уставных грамот

                                  и разбора споров между крестьянами и помещиками.

Основная дата темы – 19 февраля 1861 года – Отмена крепостного права.

  1. Изучение нового материала.

     1.   Император Александр II, Александр Николаевич родился 17 апреля 1818 г. Его воспитание было поручено капитану К. К. Мердеру, боевому офицеру, имевшему множество ранений и наград. Другим наставником наследника престола был поэт В. А. Жуковский, который составил для него «План учения». Педагог стремился ограничить время, отводимое для занятий военным делом, опасаясь, что воспитанник «привыкнет видеть в народе только полк, в Отечестве — казарму». С 1834 г., по достижении наследником совершеннолетия, Николай I стал приобщать Александра к государственным делам. В эти же годы будущему императору тору читали практические курсы высшие государственные сановники, например М. М. Сперанский — юриспруденцию, Е. Ф. Канкрин «краткое обозрение русских финансов».

  Наследник престола совершил два путешествия — по России и Европе. Александр побывал в 29 губерниях Европейской части страны, на Северном Кавказе, в Закавказье, Крыму, Западной Сибири. Он получил от населения 16 тыс. различных просьб, встречался в Сибири с декабристами, проникся к ним состраданием и по возвращении ходатайствовал перед отцом о смягчении их участи. Во время путешествия за границу наследник познакомился со своей будущей женой — принцессой Дарм-штадтской Марией.

  После кончины Николая I Александр II вступил на престол в возрасте 36 лет, вполне сложившимся человеком, хорошо знакомым с государственной деятельностью. Новый император, воспитанный в традициях николаевской системы, не был ни либералом, ни сторонником коренных реформ в стране, более того, ему нравились порядки, установленные отцом. Но все же, как военный человек, осознавший истоки причин поражения в Крымской войне, как государственный деятель, для которого престиж и величие державы были превыше всего, он встал на путь реформ.

 2.  Россия накануне отмены крепостного права. Поражение в Крымской войне свидетельствовало о серьезном военно-техническом отставании России от ведущих европейских государств. Возникла угроза скатывания страны в разряд второстепенных держав. Этого власть допустить не могла. Вместе с поражением пришло понимание, что главной причиной экономической отсталости России являлось крепостное право.

Громадные расходы на войну серьезно подорвали денежную систему государства. Рекрутские наборы, изъятия скота и фуража, рост повинностей разоряли население. И хотя крестьяне не ответили на тяготы войны массовыми восстаниями, они находились в состоянии напряженного ожидания царского решения об отмене крепостного права.

В апреле 1854 г. был издан указ о формировании резервной гребной флотилии («морского ополчения»). В нее с согласия помещика и с письменным обязательством возвратиться к хозяину могли записываться и крепостные. Указ ограничивал район формирования флотилии четырьмя губерниями. Однако он всколыхнул почти всю крестьянскую Россию. В деревнях разнеслась молва о том, что император призывает добровольцев на военную службу и за это навсегда освобождает их от крепостного состояния. Самовольная запись в ополчение вылилась в массовое бегство крестьян от помещиков. Еще более широкий характер это явление приняло в связи с манифестом 29 января 1855 г. о наборе ратников в сухопутное ополчение, охватив десятки губерний.

  Изменилась и атмосфера в «просвещенном» обществе. По образному выражению историка В. О. Ключевского, Севастополь ударил по застоявшимся умам. «Теперь вопрос об освобождении крепостных во всех устах, — писал историк К. Д. Кавелин, — об этом говорят громко, об нем  думают даже те, при которых прежде нельзя было намекнуть на погрешимость крепостного права, не произведя в них нервических припадков». За проведение преобразований выступали даже родственники царя — его тетка, великая княгиня Елена Павловна, и младший брат Константин.

  3. Подготовка крестьянской реформы. Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил 30 марта 1856 г. представителям московского дворянства. При этом он, зная настроение большинства помещиков, подчеркнул, что гораздо лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу.

3 января 1857 г. Александр II образовал Секретный комитет для обсуждения вопроса об отмене крепостного права. Однако многие его члены, бывшие николаевские сановники, были ярыми противниками освобождения крестьян. Они всячески тормозили работу комитета. И тогда император решил предпринять более действенные меры. Б конце октября 1857 г. в Петербург прибыл виленский генерал-губернатор В. Н. Назимов, бывший в молодости личным адъютантом Александра. Он привез императору обращение дворян Виленской, Ковенской и Гродненской губерний. Они просили разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землей. Александр воспользовался этой просьбой и направил 20 ноября 1857 г. Назимову рескрипт об учреждении из числа помещиков губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы. 5 декабря 1857 г. аналогичный документ получил петербургский генерал-губернатор П. И, Игнатьев. Вскоре текст посланного Назимову рескрипта появился в официальной прессе. Таким образом, подготовка крестьянской реформы стала гласной.

  В течение 1858 г. в 46 губерниях были учреждены «комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян» (чиновники боялись включать в официальные документы слово

освобождение»). В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет. Его председателем стал великий князь Константин Николаевич.

  В марте 1859 г. при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии. Их члены занимались рассмотрением материалов, поступавших из губерний, и составлением на их основе общего проекта закона об освобождении крестьян. Председателем комиссий был назначен генерал Я. И. Ростовцев, пользовавшийся особым доверием императора. Он привлек к своей работе сторонников проведения реформ из числа либеральных чиновников и помещиков — Н. А. Милютина, Ю. Ф. Самарина, В. А. Черкасского, Я. А. Соловьева, П. П. Семенова, названных современниками «красными бюрократами». Они выступали за осуждение крестьян с земельным наделом за выкуп и превращение их мелких земельных собственников, помещичье землевладение при м сохранялось. Эти идеи коренным образом отличались от тех, что называли дворяне в губернских комитетах. Они полагали, что уж если освобождать крестьян, то без земли. В октябре 1860 г. Редакционные комиссии закончили свою работу, окончательная подготовка документов реформы была перенесена в  комитет, затем их утвердил Государственный Совет.  

  4.   Основные положения крестьянской реформы. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест «О даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта», а также «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Согласно этим документам крестьяне, ранее принадлежавшие помещикам, были объявлены юридически свободными и получали общегражданские права. При освобождении они наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.

Земельный надел, который помещик предоставлял крестьянину, не мог быть выше установленной законом нормы. Ее размер составлял в различных частях империи от 3 до 12 десятин. Если к моменту освобождения в крестьянском пользовании находилось больше земли, то помещик имел право отрезать излишек, при этом у крестьян отбирались земли лучшего качества.

Согласно реформе крестьяне должны были выкупить землю у помещиков. Они могли получить ее и бесплатно, но лишь четверть определенного законом надела. До выкупа своих земельных наделов крестьяне оказывались в положении временнообязанных. Они должны были платить оброк или отбывать барщину в пользу помещиков.

Размеры наделов, оброка и барщины должны были определяться соглашением между помещиком и крестьянами — Уставными грамотами. Временнообязанное состояние могло продолжаться в течение 9 лет. В это время крестьянин не мог отказаться от своего надела.

Размер выкупа определялся таким образом, чтобы помещик не лишился тех денег, которые он получал ранее в форме оброка. Крестьянин должен был сразу уплатить ему 20-25% стоимости надела. Чтобы дать возможность помещику получить выкупную сумму единовременно, правительство выплачивало ему остальные 75-80%. Крестьянин же должен был отдавать государству этот долг в течение 49 лет с начислением 6% годовых. При этом расчеты велись не с каждым по отдельности, а с крестьянской общиной. Таким образом, земля являлась не личной собственностью крестьянина, а собственностью общины.

Следить за осуществлением реформы на местах должны были мировые посредники, а также губернские присутствия по крестьянским делам в составе губернатора, правительственного чиновника, прокурора и представителей местных помещиков.  

 

  1. Закрепление нового материала и самостоятельная работа.

- Найдем в тексте учебника данные о том, какую роль в деятельности государства сыграли Сперанский и Канкрин?

- Работая с учебником, выпишите в тетради, какие общественные силы поддерживали шаги императора, направленные на отмену крепостного права, а какие выступили против?

- Как вы думаете, почему Александр II добился, чтобы инициатива в отмене крепостного права исходила от помещиков?

  1. Итог урока и выставление оценок.

ИТОГИ:  Реформа 1861 г. ликвидировала крепостничество. Крестьяне стали свободными людьми. Однако реформа сохранила в деревне крепостнические пережитки, прежде всего — помещичье землевладение. К тому же крестьяне не получили землю в полную собственность, а значит, не имели возможности перестроить свое хозяйство на капиталистический лад.

 Домашнее задание: параграф 17, даты наизусть, вопросы к параграфу стр.123.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Отмена крепостного права в России" с интерактивными дидактическими материалами

Материал содержит кнспект урока, лист опроса, задания для интерактивной доски, тестирование по теме....

конспект урока Отмена крепостного права 8 класс

конспект урока Отмена крепостного права 8 класс...

Презентация к уроку "Отмена крепостного права в России".

Презентация к уроку "Отмена крепостного права в России", по истории России для 8 класса, по учебнику Данилова А. А.. В презентации рассматриваются вопросы: личность Александра II, причины отмены крепо...

Методическая разработка урока "Отмена крепостного права в России".

Тема урока: Отмена крепостного права в России. (Урок в рамках темы «Россия при Александре II», Всего уроков по теме: 5; № урока: 2).УМК: УМК «История России. ХIХ век». 8 класс. Данилов А.А., Косулина ...

открытый урок "отмена крепостного права в России"

Отмена крепостного права в России для 9 класса...

Технологическая карта урока «Отмена крепостного права в России».

Класс: 8Тема урока: «Отмена крепостного права в России».Тип урока: формирование новых знаний.Цели: создать условия, при которых обучающиеся смогут сформировать представление об отмене...

презентация плана урока "Отмена крепостного права в России"

презентация содержит план урока "Отмена крепостного права в России"...