Великие реформы Александра II. Отмена крепостного права.
методическая разработка по истории (10 класс)
Тема занятия занимает одно из ключевых мест в изучении истории России XIX века. Материалы данного урока помогут педагогу познакомить учащихся с личностью Александра II, сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права, путём анализа основных положений реформы выявить её значение в экономической и социально-политической жизни страны. Работая с документами, учащиеся развивают навыки анализа и обобщения данных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pril0_1.ppt | 481.5 КБ |
dokument.docx | 15.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Урок истории "Великие реформы Александра II. Отмена крепостного права"
Панфиленко Галина Петровна, преподаватель истории и обществознания
Статья отнесена к разделу: Преподавание истории и обществознания
Цель урока: раскрыть важность реформы, ее основные положения и значение в экономической и социально-политической жизни страны.
Тип урока: урок лекция с элементами беседы.
Оборудование: В.И. Буганов, П.Н.Зырянов "История России конец XVII - XIX века". М., Просвещение, 2005 г., исторические документы, компьютер и проектор, презентация
Ход урока
I. Император Александр II.
Сообщение учащегося: «Император Александр II». (Прил.1, слайд 2)
II. Подготовка реформы.
Работа с документом: отрывок из письма Я.И. Ростовцева Александру II, в котором содержится обзор мнений помещиков о способах освобождения крестьян. Учащиеся должны определить, какие мнения принадлежат помещикам черноземных, нечерноземных губерний, и тем и другим, (ответы: черноземные - а, б, в, г; нечерноземные - д, е). (Прил.2, слайды 3, 4)
III. Манифест 19 февраля 1867 года.
Знакомство с условиями «Манифеста» и «Положения». Оглашение Манифеста 5 марта.
«Положения» 19 февраля 1861г. включали в себя 17 законодательных актов, в которых подробно расписана вся процедура освобождения. (Слайды 5, 6, 7, 8, 9)
IV. Крестьянские наделы.
Работа со статистическими данными и картой «Отмена крепостного права в России в 1861г.»
в учебнике. Работа с текстом учебника (стр. 232-233). С помощью текста дать определения терминам: «временнообязанные», «отрезки», «прирезки». (10, 11)
V. Выкупные сделки.
Работа с учебником (стр.233). Прочитав текст ответить на следующие вопросы: Какие дополнительные ограничения были введены? Как называется такая система коллективной ответственности? (Слайд 12)
VI. Отношения крестьян к реформе.
Работа с документом «Конец крепостничества в России: документы, письма, мемуары, статьи». Прочитать документ и ответить на следующий вопрос. - Как крестьяне восприняли реформу 1861 года? (Прил.3)
Рассказ учащегося о событиях в Бездне и Кандеевке.
-С чем связана такая жестокость властей?
VII Историческое значение реформы.
Работа с текстом учебника (стр.234-235)
- В чем историческое значение реформы?
- Правомерно ли назвать эту реформу Великой? (Слайд 13)
VIII. Закрепление изученного материала
Перечислите термины и понятия, связанные с отменой крепостного права. (Один учащийся называет, другой дает определение). (Редакционные комиссии, отрезки, мировой посредник, прирезки и т.д.).
Работа с репродукцией картины Г.Г. Мясоедова «Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г.» (Слайд 14)
- Когда происходят изображенные на картине события?
- Кто изображен на картине?
- Как вы думаете, о чем думают изображенные на картине люди?
IX. Подведение итогов урока. Объявление оценок.
Исторический диктант. (Прил.4)
(Ответы: временнообязанные, мировой посредник, «отрезки», Государственная ссуда, «прирезки», реформа, уставная грамота, «дарственный надел»).
Литература.
- В.И. Буганов, П.Н.Зырянов "История России конец XVII - XIX века". М., Просвещение, 2005 г.
- Е.В. Колганова, Н.В. Сумакова. Поурочные разработки по истории России XIX в. М., «ВАКО», 2004 г.
- В.Г. Петрович, Н.М. Петрович. Уроки истории. М., Творческий центр «Сфера», 2002 г.
- Н.И. Дорожкина. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций. М., «ВАКО», 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Великие реформы Александра II. Отмена крепостного права.
Тема занятия занимает одно из ключевых мест в изучении истории России XIX века. Материалы данного урока помогут педагогу познакомить учащихся с личностью Александра II, сформировать представление о пр...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ «АЛЕКСАНДР II. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА»
Технологическая карта урока по истории Россиитема: «Александр II. Отмена крепостного права»8 класс Цели для ученика:Выяснить историческую необходимость отмены крепостного права.Понять истор...
Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс
Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс Используемые технологии: 1) технологии дифференцированного обучения2) информационно-коммуника...
Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права.
Презентация к уроку истории: "Отмена крепостного права в России"...
Вступление на престол Александра II. Отмена крепостного права
В первый день восшествия на престол Александр Николаевич был одушевлён самым искренним намерением сделать всё для устранения недостатков русской жизни. ...
План-конспект урока по истории России Тема: «Александр II. Отмена крепостного права.» Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: «Александр II. Отмена крепостного права.»Класс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия ...
Технологическая карта урока по теме "Александр II. Отмена крепостного права"
Технологическая карта урока по теме "Александр II. Отмена крепостного права"...