Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Скороход Алеся Анатольевна

Рабочая программа составлена  на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образо­вания по истории - МО РФ 2009 г. и авторской программы  «История России 6-9 кл.» А.А.Данилова и Л.Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2014г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 40  часов, из расчета  2 часа в неделю. Данная программа предлагает изучение  истории  на  базовом уровне.

Программа ориентирована на учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России с древнейших времен до конца ХVI века для 6 класса и включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI века, в том числе модуль «Народы и государства на территории нашей страны в древности» из резервных часов. 2 часа предполагается на изучение краеведческого материала по пройденному периоду и зачёту по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op_istoriya_rossii_6_skorohodaa.docx96.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоорловская средняя общеобразовательная школа»

 муниципального района «Агинский район» Забайкальского края

«Согласовано»

Руководитель МО

______________________/_______________

ФИО                                                подпись

Протокол №___ от  «___»__________2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР __________________/____________

ФИО                                      подпись                                      

«___» _______________________ 2015 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Новоорловская СОШ»

________________/__________________

ФИО                    подпись                                

«___» _______________________ 2015 г.

Рабочая программа

по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века»

6 класс

Составитель:

Скороход А.А.

учитель истории и обществознания

2015-2016 учебный год

Рабочая программа 6 класс

История России с древнейших времен до конца ХVI века

Структура программы

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-тематическое планирование уроков истории в 6 «А» и 6 «Б» классах
  3. Календарно-тематическое планирование уроков истории в 6 «А» и 6 «Б» классах
  4. Планируемые образовательные результаты
  5. Контроль уровня обучения
  6. Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.
  7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
  8. Приложение. Варианты контрольно-измерительных материалов по теме

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена  на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории - МО РФ 2009 г. и авторской программы  «История России 6-9 кл.» А.А.Данилова и Л.Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2014г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 40  часов, из расчета  2 часа в неделю. Данная программа предлагает изучение  истории  на  базовом уровне.

Программа ориентирована на учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России с древнейших времен до конца ХVI века для 6 класса и включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI века, в том числе модуль «Народы и государства на территории нашей страны в древности» из резервных часов. 2 часа предполагается на изучение краеведческого материала по пройденному периоду и зачёту по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» 

Цели курса:

  1. выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
  2. развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
  3. формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
  4. развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
  5. изучать историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем  происходящим в крае, стране.

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:

  • работать с исторической картой, читать её, использовать как источник знаний;
  • определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
  • изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
  • анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
  • давать оценку отдельным явлениям культуры;
  • составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
  • составлять характеристику исторических деятелей;
  • участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

Учебно-тематическое планирование уроков истории в 6 «А» и 6 «Б» классах (1ч в неделю)

№ п/п

Раздел, учебная тема

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Всего часов

В том числе на:

Творческие  работы, проекты

уроки

лабораторно-практические работы

к/работы зачеты, мониторинги

1

Введение

История России - часть всемирной истории. Что изучает история Отечества. Источники знаний о прошлом

1

1

0,5

2

Тема 1.  Древняя  Русь в 8 – первой половине 12 в.

Древнейшие поселения на территории Восточно–Европейской равнины. Влияние географического положения  и природных условий на занятия и образ жизни людей. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования. Соседи восточных славян. Формирование  Древнерусского государства. Первые русские князья. Владимир Святославич. Принятие христианства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Культура Древней Руси. Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси. Урок повторения.

10

9

1

Совместный проект «Современники»

3

Тема 2. Русь удельная в 12 – 13 вв.

Начало раздробленности Древнерусского государства. Главные политические центры Руси. Нашествие монголов на Русь. Нашествие крестоносцев на Русь. Русь и Золотая Орда. Русь и Литва. Культура русских земель в XII-XIII веках. Урок повторения .

9

8

1

Проект «Честь и слава Отечества»

4

Тема 3. Московская Русь в 14 – 16 веках

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Московское княжество и его соседи в конце ХIV – середине ХV вв. Создание единого русского государства и конец ордынского владычества. Московское государство в конце  ХV – начале ХVI вв. Церковь и государство в ХV – ХVI вв. Урок  повторения

15

14

1

Проект «Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIV –XVI веках»

5

Итоговое повторение

3

2

1

6

Резерв

2

Календарно-тематическое планирование уроков истории в 6 «А» и 6 «Б» классах (2ч в неделю)

Тема урока

(кол-во часов)

Дата проведения урока

Основные

понятия

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Задания для совм.работы с родителя ми /домаш нее задание

Предметные

Метапредметные

личностные

регулятивные

коммуникативные

Познавательные

История России Глава I. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В VIII-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII в. (9 часов)

Введение – 1 час

Предмет Отечественной истории

Что изучает история Отечества. История России -  часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины

Тема 1.Древняя Русь в 8 – первой половине 12 в. – 10 часов

Древнейшие народы на территории России

§1

 Урок изучения нового материала

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Зарождение родового строя. Появление людей на территории России. Земледелие, скотоводство, ремесло. Начало распада первобытного общества. Северное Причерноморье. Скифское царство. Тюркские народы и их государства на территории нашей страны.  Жители лесной полосы Восточной Европы.

Понятия: государство, законная (облавная) охота

Научатся определять термины: городище, дань, колонизация, каганат, рось.

Получат возможность научиться: называть соседей славян, показывать на карте Тюркский и Аварский каганат, давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

стр14 «Учимся быть историками» №1, №2

стр9, стр13 красная метка

Восточные славяне

§2

Комбинированный урок 

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт и нравы. Верования. Управление. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.

Понятия: быт, вервь, вече, дань, народное ополчение, нравы, язычник

Научатся определять термины: индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение.

Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

Стр22 «Учимся быть историками» №1, №2

стр15 (племя и  род), стр17(пища в древности), стр19 (боги Древнего Египта)  красная метка

Формирование Древнерусского государства

§3

Урок изучения нового материала

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, развитие критического мышления (фишбоун)

Предпосылки создания Древнерусского государства.  Появление княжеской власти у восточных славян. Образование государственных центров. Образование Древнерусского государства. Его внутренняя организация. Понятия: полюдье  

Научатся определять термины: государство, дружина, князь, воевода

Получат возможность научиться: показывать на карте путь из варяг в греки и русские города, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источников

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий

участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

Стр31 «Учимся быть историками» №2, №3, №4

стр23 (государства существовавшие в древности на территории России), стр24 (взаимосвязь судоходства и торговли), красная метка

Первые киевские князья

§4

Комбинированный урок 

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Деятельность князя Олега (дата его правления: 879-912). Правление Игоря (дата его правления: 912- 945) и Ольги (дата правления: 945-957).  Походы князя Святослава (957- 972)

Понятия: погосты, уроки  

Научатся определять термины: уроки, погосты, реформа

Получат возможность научиться: составлять развернутый план изложения темы, называть имена и деяния первых русских князей, анализировать значение налоговой реформы княгини Ольги, давать личностную характеристику Святослава

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей

договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности

выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

Стр39 «Учимся быть историками» №1, №2

Стр33 (Эссе «Два названия византийской столицы»), стр34 (греческий огонь)  красная метка

Владимир Святославович. Принятие христианства

§5

 Урок изучения нового материала 

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Начало правления князя Владимира (980-1015). Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.

Понятия: епископ, ересь, митрополит, церковный устав

Научатся определять термины: оборонительная система, митрополит, устав

Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, характеризовать политику Владимира Святославовича, понимать значение принятия христианства для дальнейшего развития государства

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Стр46 «Учимся быть историками» №1, №2, №3

стр42 (основные традиционные религии для России ), стр43 (сравнительная таблица византийской и русской православных церквей) красная метка

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

§6

Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя политика Ярослава Мудрого (1019-1054). Управление государством при Ярославе Мудром. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные слои древнерусского населения.

Понятия: боярин, вотчина, династический брак, наместник, общество, политика, усобицы, холопы

Научатся определять термины: правда, посадники, вотчины, смерды, закупы, рядовичи, холопы

Получат возможность научиться: определять причины междоусобиц, характеризовать политику Ярослава Мудрого, называть группы зависимого населения Руси

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

Стр58-59 «Учимся быть историками» №1, №2

стр49 (значение слова «окаянный»)  стр54 (назвать литературные произведения о витязях и богатырях) красная метка

Культура Древней Руси

§7

Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

Понятия: житие, миниатюра, патриотизм, самобытный

Научатся определять термины: былины, зодчество, фрески, мозаика, зернь, скань, эмаль

Получат возможность научиться: давать характеристику культуры Древней Руси, устанавливать причинно-следственные связи между христианством и культурными ценностями

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения

учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

формулируют собственное мнение и позицию

самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Стр68 «Учимся быть историками» №1, №2

Стр64 (самые древние постройки в своей местности) красная метка

Быт и нравы Древней Руси

§8

Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Повседневная жизнь землевладельцев и горожан. Военное дело. Жилище. Одежда.

Понятия: образ жизни, слобода, хоромы

Научатся определять термины: лихие люди, скоморохи, гусляры, шишаки, хоромы, терем, изба, слобода, сени, зипуны, порты, онучи, епанча

Получат возможность научиться: составлять рассказ «Один день жизни крестьянина (горожанина, князя, ремесленника)»

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.

принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Стр78 «Учимся быть историками» №1, №2

Стр74 (главное отличие дружинника от ополченца), красная метка

Подготовиться к к/р стр 78

Повторение и контроль по теме  «Древняя Русь в VIII-  первой половине XII в.» Применение знаний и умений 

Тестовые задания по главе.

Научатся определять термины, изученные в главе «Древняя Русь в VIII-  первой половине XII в.»

Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

стр 76  (летняя и зимняя одежда древности в нашей местности)

Глава II. РУСЬ УДЕЛЬНАЯ В XII-XII ВВ. - 9 часов

Начало раздробленности Древнерусского государства

§9

Урок изучения нового материала

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве (1113-1125). Причины раздробленности Древнерусского государства. Государственное правление в период раздробленности.

Понятия: рать, уделы, экономика,  половцы, эксплуатация.

Научатся определять термины: «Правда Ярославичей», половцы, эксплуатация.

Получат возможность научиться: характеризовать политику Владимира Мономаха, называть причины  политической раздробленности, извлекать полезную  информацию из исторических источников

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

Стр90 №4 «Проверяем свои знания», стр 91 «Учимся быть историками» №1, №2

Главные политические центры Руси. Северо-Восточная Русь

§10-11

Комбинированный урок

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Освоение  Северо-Восточной  Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Юрий Долгорукий (1125-1157), Андрей Боголюбский (1157-1174),  Всеволод Большое Гнездо (1176-1212)

Научатся определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей

Получат возможность научиться: характеризовать государственно-политическое устройство княжества и показывать Владимиро-Суздальское княжество на карте, определять направления деятельности владимиро-суздальских князей

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

Стр93 красная метка

(в каких родственных отношениях состояли Юрий Долгорукий и Ярослав Мудрый)

стр 102 «Учимся быть историками» №1

Главные политические центры Руси. Новгородская земля  и Галицко-Волынское княжества

§10-11 Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Новгородская земля. Политические особенности Новгородской земли. Галицко-Волынское княжество.    

Понятия: мужи, мятеж, республика

Научатся определять термины: боярская республика, посадник, вечевой колокол, владыка, тысяцкий

Получат возможность научиться: свободно излагать подготовленные сообщения по теме, сравнивать политическое устройство Владимиро-Суздальского, Новгородского и Галицко-Волынского княжеств.

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий

участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

Стр98 красная метка (сравнить политические устройства Римской республики и Новгородской земли),

стр 102 «Учимся быть историками» №2

Нашествие с Востока

§12

Урок изучения нового материала

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.  Понятия: стан, фураж

Научатся определять термины: нойон, фураж, стан

Получат возможность научиться: объяснять разницу между обычным набегом степняков и нашествием кочевых племен монголо-татар, анализировать причины завоевания Батыем Руси, называть маршрут завоевания Батыя.

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей

договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности

выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

стр104, 106 красная метка

стр112 «Проверяем свои знания» №2, №3, №4, стр 112 «Учимся быть историками» №1, №2

Борьба Руси с западными завоевателями

§13

Комбинированный урок 

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Шведские, немецкие и датские рыцари в Прибалтике. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

Понятия: ополчение орден крестоносцев, ополченцы

Научатся определять термины: орден крестоносцев, ополченцы, даты Невской битвы и Ледового побоища, имена соратников и противников А. Невского

Получат возможность научиться: рассказывать о Ледовом побоище с опорой на карту, делать вывод об историческом значении побед А. Невского

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Стр120 «Проверяем свои знания» №5 (портрет князя Александра Невского), стр 120 «Учимся быть историками» №1, №2

Русь и Золотая Орда

§14

Комбинированный урок

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Понятия: баскак, владычество, выход, резиденция, ярлык

Научатся определять термины: баскаки, ордынский выход, ярлык, резиденция

Получат возможность научиться: называть политические и экономические признаки зависимости Руси от Золотой Орды и самостоятельно делать вывод о последствиях этой зависимости, извлекать полезную информацию из исторических источников

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

стр124 красная метка

 

Стр127 «Проверяем свои знания» №5 (характеристика русских земель и Золотой Орды)

стр 127 «Учимся быть историками» №1, №2

Русь и Литва

§15

Комбинированный урок

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Формирование Литовского государства. Гедимин (1316-1341). Характер Литовского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.  

Получат возможность научиться: составлять варианты рассказа о Литовском княжестве, делать вывод о значении присоединения Литовского княжества к Русскому государству

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

стр132 красная метка

Стр134 «Проверяем свои знания» №6

стр 135 «Учимся быть историками» №1 (сравнительная таблица), №2 (эссе «Один день в городе Вильне»)

Культура  русских земель  в XII-XIII вв

§16

Комбинированный урок

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Особенности культуры XII-XIII веков. Накопление научных знаний. Литература. Зодчество. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую землю.  

Понятия: архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный

Научатся определять термины: культурные традиции, поучения, зодчество, аскетизм, каноны.

Получат возможность научиться: давать общую характеристику русской культуры XII-XIII веков, называть выдающиеся памятники культуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.

принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Стр139, 141 красная метка

стр 144 «Учимся быть историками» №1

стр 146 подготовиться к к/р

Повторение и контроль по теме  «Русь удельная в 12 – 13 вв.» Применение знаний и умений

Контроль

Тестовые задания по главе.

Научатся определять термины, изученные в главе «Русь удельная  в XII-XII вв»

Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

стр 144 «Учимся быть историками» №2

Глава III. МОСКОВСКАЯ РУСЬ В XIV-XVI ВВ. -15 часов

Предпосылки объединения Русских земель. Усиление Московского княжества

§17

 Урок изучения нового материала

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Предпосылки и причины объединения русских земель. Политическая система Руси. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты (1325-1340). Причины возвышения Москвы.

Получат возможность научиться: называть предпосылки объединения Русского государства, давать оценку личности и политике Ивана Калиты, самостоятельно делать выводы о причинах возвышения Москвы

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

Стр156 «Проверяем свои знания» №6

стр 156 «Учимся быть историками» №1 (письмо правителю о конфликте), №2 (исследование «Какие монеты могли быть в кошельке Ивана Калиты»)

Стр159, 160 красная метка

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

§18

(2 часа) Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Борьба Москвы за политическое первенство. Русь и Орда накануне решающего столкновения. Битва на поле Куликовом. Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы.

Понятия: манёвр

Научатся определять термины: передовой, засадный полк

Получат возможность научиться: делать вывод о неизбежности столкновения Руси с Ордой, реконструировать события Куликовской битвы с опорой на карту

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий

участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

1 урок: стр164 «Проверяем свои знания» №2 (рассказ по картине), №4 (основные этапы Куликовской битвы)

2 урок: стр165 «Учимся быть историками» №1, №2

Стр166, 171 красная метка

Московское княжество  и его соседи в конце XIV-XV в.

§19

Комбинированный урок

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Василий I (1389-1425). Московская усобица. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, белорусской и украинской народностей.   

Понятия: диалект, уния

Научатся определять термины: феодальная война, уния

Получат возможность научиться: составлять исторический портрет Ивана II, делать вывод об источниках конфликта между князьями, извлекать полезную информацию из исторических источников

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей

договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности

выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

стр174 «Проверяем свои знания» №7 (сочинение-описание яркого события этого времени)

стр175 «Учимся быть историками» №1, №2

стр178, 179 красная метка

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

§20 Комбинированный урок 

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Иван III (1462-1505). Начало борьбы с Новгородом. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Завершение объединения русских земель.

Научатся: показывать на карте территории, присоединенные к Московскому княжеству.

Получат возможность научиться: делать выводы об исторических предпосылках свержения монголо-татарского ига

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

стр184 «Проверяем свои знания» №5 (рассказ по картине)

стр184 «Учимся быть историками» №1, №2

стр189, 191 красная метка

Московское государство в конце XV- начале XVI в

§21

Комбинированный урок 

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Возвышение великокняжеской власти. Органы управления государством. Преобразования в войске. Изменения в порядке владения землёй. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества.  

Понятия: боярская дума, кормление, местничество, налоги, окольничий, пожилое, поместье, помещик, таможенный сбор (пошлина), чин.

Научатся определять термины: боярская дума, уезды, волости, кормления, местничество, помещики, Судебник, пожилое

Получат возможность научиться: давать характеристику политическому устройству Московского государства, самостоятельно проводить исторические параллели между политическими процессами и изменениями, происходившими в системе землевладения

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

стр192 «Проверяем свои знания» №2 (сравнительная таблица), №4  (рассказ по картине)

стр192 «Учимся быть историками» №1, №2

 

стр197 красная метка

Церковь и государство в конце XV- начале XVI в.

§22

Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси.  Нестяжатели и иосифляне. Разработка теории «Москва – третий Рим»

Понятия: благотворительность, дьякон, старец

Научатся определять термины: собор, митрополит, ереси, нестяжатели, иосифляне

Получат возможность научиться: называть изменения, произошедшие в Русской православной церкви, и обозначать еретические движения; давать характеристику взаимоотношениям власти и церкви

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Стр202 «Учимся быть историками» №1, №2

стр205, 207 (какими языками владел Иван IV)  красная метка

Реформы Избранной Рады

§23

(2 часа) Комбинированный урок

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Боярское правление. Укрепление центральной власти. Стоглавый собор. Реформа местного управления. Военная реформа.

Понятия: дворяне, дети боярские, земский собор, приказы, централизованное государство

Научатся определять термины: венчание, Избранная Рада, приказы, стрельцы, дворяне, уложение

Получат возможность научиться: давать характеристику первому этапу царствования Ивана Грозного, называть положительные стороны реформ и находить недостатки государственного управления

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

1 урок: стр210«Проверяем свои знания» №4

2 урок: стр210 «Учимся быть историками» №1, №2, №3

стр212, 220 красная метка

Внешняя политика Ивана IV Грозного

§24

Урок изучения нового материала

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Присоединение Казанского ханства.  Присоединение Астраханского ханства. Значение присоединения Поволжья к России. Оборона южных рубежей. Присоединение Западной Сибири. Начало ливонской войны.  Окончание ливонской войны.

Понятия: острог

Научатся определять термины: ясак, Ливонский орден

Получат возможность научиться: анализировать причины побед и поражений Ивана Грозного во внешней политике

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

стр223 «Учимся быть историками» №1, №2

стр224 «Документ» вопросы 1,2

стр226, 227 красная метка

Опричнина

§25

Комбинированный урок 

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Разрыв Ивана IV с Избранной радой. Расправа царя с приближёнными. Установление опричнины. Итоги царствования Ивана Грозного.

Понятия: всполье, карьера, крепостное право, опала, опричнина, посад, челобитная

Научатся определять термины: опричнина, земщина, заповедные лета

Получат возможность научиться: анализировать причины поворота к опричной политике, давать собственную оценку опричнине, подводить общие итоги царствования Ивана Грозного

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.

принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество

ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

стр232«Проверяем свои знания» №4

стр232 «Учимся быть историками» №1, №2

стр234 красная метка

Просвещение, устное народное творчестволитература в XIV-XVI вв.

§26

Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Особенности развития русской культуры в XIV-XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Устное народное творчество. Литература XIV-XV веков. Развитие литературы  XVI века.

Понятия: публицистика, регалии, энциклопедия, эпос.

Научатся определять термины: культурное возрождение, полуустав, исторические песни, регалии, публицистика, домострой

Получат возможность научиться: называть наиболее значительные произведения художественной и публицистической литературы XIV-XVI вв., проводить параллели между развитием русской литературы и предшествующими историческими событиями

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

стр243 «Учимся быть историками» №1, №2

стр245 красная метка

Архитектура и живопись в XIV-XVI вв.

§27

Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Зодчество в  XIV-XV веках. Архитектура Московского государства в  XVI веке. Русская живопись  XIV века. Феофан Грек. Русская живопись   XV - XVI веков. Андрей Рублёв.    

Понятия: шатровый стиль, юродивый

Научатся: называть самые значительные памятники архитектуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников.

Получат возможность научиться: давать общую характеристику русской архитектуры XIV-XVI вв

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой

определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

стр255 «Проверяем свои знания» №3, №6

 стр255 «Учимся быть историками» №1, №2

стр256 «Документ» вопросы 1,2

стр262 красная метка

Быт в XV-XVI веков

§28

Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Города. Русская изба. Одежда. Еда.

Понятия: административный, административные здания, кафтан, полати, харчевня

Научатся определять термины: административные здания, кафтан, полати, харчевня

Получат возможность научиться: давать характеристику русского дома, называть предметы одежды, составлять рассказ «В ожидании гостей»

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

стр266 «Проверяем свои знания» №3 (внутренний вид русской избы), №6 (традиционные блюда)

Повторение и контроль по теме «Московская Русь в 14 – 16 вв.»

Урок применения знаний и умений

Контроля

Глава 3.

Научатся определять термины, изученные в главе, получат возможность научиться называть главные события, основные достижения истории и культуры.

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия.

участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач.

подготовиться к итоговой контрольной работе

Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.»

Урок комплексного применения знаний

Контроля

курс «История России с древнейших времен до конца XVI в.»

научатся определять изученные в курсе «История России» термины и понятия, получат возможность научиться называть главные события, основные достижения истории и культуры.

определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе.

адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, родителей, одноклассников.

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Защита проектов

Урок комплексного применения знаний 

Проектный

Проект «Современники»

Проект «Честь и слава Отечества»

Проект «Повседневная жизнь разных слоёв населения в  XIV-XVI веках»

научатся проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему, получат возможность научиться выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения.

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия.

участвуют в коллективном решении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Резерв

(2 часа)

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты изучения истории учащимися включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Учащиеся должны знать:

  •  хронологию, работу с хронологией;
  • исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
  • работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
  •  описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов  составлять описание исторических объектов, памятников.
  •  анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие   явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;  сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
  •  работу с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
  • применение знаний и умений в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;  использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Уметь:

  • соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории; указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
  • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; 
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов; 
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
  • применять знания и умения в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде

 

Контроль уровня обучения

       При изучении каждого раздела курса осуществляется диагностика и контроль. Основными формами диагностики и текущего контроля на данном этапе обучения обществознанию с учётом специфики содержания курса являются:

  • словарная работа;
  • понятийный (терминологический) диктант;
  • анализ педагогически адаптированных текстов;
  • решение ситуационных задач;
  • творческие задания-задачи;
  • сочинение-миниатюра, эссе;
  • рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных и деловых играх (как письменная, так и устная);
  • простейшие виды публичных выступлений;
  • тесты

    По итогам изучения курса запланирована контрольная работа в тестовой форме.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.

Устный, письменный ответ

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объёме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

  • логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
  •  сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  •  делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
  •  сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
  •  применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
  •  оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  •  раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

  • продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
  • верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно её раскрыл;
  • продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
  •  не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
  •  дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
  •  дал ответы на уточняющие вопросы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

  • демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
  •  делает элементарные выводы;
  •  путается в терминах;
  •  не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
  •  не может аргументировать собственную позицию;
  •  затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
  •  справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

  • не увидел проблему, не смог её сформулировать;
  • не раскрыл проблему;
  • собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);
  •  информацию представил не в контексте задания;
  • отказался отвечать.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методический комплект

  • Содержание Программы по истории средних веков последовательно детализируется в учебнике «История Средних веков» авторов Агибаловой Е. В., Донского Г. М.

Освоение программы реализуется посредством УМК (учебно-методический комплект), электронных (СD) ресурсов и ресурсов интернет-сети. УМК по истории Средневековья составляют:

Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по истории Средневековья.

Список образовательных интернет-ресурсов по истории Средневековья

  1. Интернет-ресурсы портала «Европейское Средневековье»: http:/antoiogy.rchgi.spb.ru/links.htm
  2. http://www.booksite.ru/enciklopedia/ - древнерусская жизнь в картинках
  3. http://old-russian.narod.ru/  - древнерусская литература
  4. http://www.rublev.voskres.ru/  - иконы Андрея Рублёва
  5.   http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/fudal.htm - Исторические источники по отечественной истории до начала XVIII
  6.  http://history.tom.ru/ - История России от князей до Президента
  7. http://www.portal-slovo.ru - Православный образовательный портал «Слово»
  8. http://historydoc.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал (исторические документы)
  9. http://artclassic.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал (мировая художественная культура)
  10. http://history.sgu.ru/ Русская история в зеркале изобразительного искусства
  11. http://www.avorhist.ru/ Русь Древняя и Удельная
  12. http://statehistory.ru Сайт «История государства»
  13. http://a-nevskiy.narod.ru/ Сайт «Александр Невский»
  14. http://feb-web.ru/ Электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
  15. http://www.lectures.edu.ru/ - Циклы лекций по истории Древней и Московской Руси
  16. http://www.tertullian.org/manuscripts apologeticum/ manuscripts apologeticum.htm Манускрипты и рукописи на латыни
  17. http://www.hist.msu.ru/Departments/Medieval/exam.htm - Материалы по курсу «История средних веков» на сайте исторического Факультета МГУ им. М. В.Ломоносова

Список литературы для учителя

Основная литература

Тематическая литература

  1. Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы: борьба за единство Руси. – М., 1992
  2. Беловинский Л.В. С русским воином через века. – М., 1992
  3. Борисов Н.С. Иван Калита. – М., 2005
  4. Борисов Н.С. Иван III. – М., 2006
  5. Великие духовные пастыри России/ под ред. А.Ф.Киселёва. – М., 1999
  6. Горский А.А. Москва и Орда. – М., 2005
  7. Древняя русская летопись в переложении С.М. Соовьёва для детей – М., 1996
  8. Древняя Русь в свете зарубежных источников / под ред. Е.А.Мельниковой
  9. Забылин М.М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. - М., 1997

Медиаресурсы:

  1.  http://lesson-history.narod.ru/ 
  2.  http://2berega.spb.ru/club/historians/list/1-11112-14590/
  3. http://www.sgi72.izmeri.edusite.ru/p33aa1.html (к урокам)
  4.  http://festival.1september.ru/articles/420003/ (Столетняя война)
  5. http://www.rusedu.ru/detail_1720.html (викторина)
  6. http://lesson-history.narod.ru/  Презентации

Приложение

Итоговая контрольная работа по курсу:

«История России» 6 класс

1 вариант

I.Выберите правильный ответ:

1.В 1097 г. собрался общерусский княжеский съезд. В каком городе он происходил?

А) в Киеве

Б) в Новгороде

В) в Любече

Г)  в Ростове

2.Что такое Боярская дума?

А) судебный орган при князе

Б) правительственный орган в Новгороде

В) совещательный орган при князе

3. Андрей Боголюбский княжил:

А) в Галицко-Волынском княжестве

Б) в Киевском княжестве

В) в Черниговском княжестве

Г) во Владимиро-Суздальском княжестве

4.В начале 12 века боярская феодальная республика утвердилась в:

А) Киеве

Б) Смоленске

В) Суздале

Г) Новгороде

5. 1223 год-это год …

А) Невской битвы

Б) Куликовской битвы

В) Ледового побоища

Г) битвы на Калке

6. Какой русский город татаро-монголы прозвали «злым городом»:

А) Владимир

Б) Рязань

В) Козельск

Г) Киев

II.Соотнесите князей и годы правления:

А

князь Олег

1.

980-1015 гг

Б

князь Святослав

2.

1019-1054 гг

В

князь Ярослав Мудрый

3.

945-964 гг

Г

князь Владимир

4.

882-912 гг

Д

княгиня Ольга                                    

5.

964-972 гг

III. Объясните понятия :        

А)  древнерусское государство - ___________________________________________________________________

Б)  полюдье - __________________________________________________________________________________

В)  баскак - ___________________________________________________________________________________

IV. Кто лишний и почему?

А) Дмитрий Иванович      Б) Владимир Андреевич       В) Дмитрий Боброк         Г) Нестор

V.Определите, в чем значение Куликовской битвы.

VI. Прочитайте отрывок из сочинения историка  и ответьте на вопросы.

«… ибо никто из потомков Ярослава Мудрого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе Отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления: силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов…

Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за Отечество и ближних?»

Вопросы:

Как историк характеризует князя Дмитрия Донского? По документу определите отношение историка к личности и деятельности Дмитрия Донского

Объясните, почему историк поставил Дмитрия Донского в один ряд с Владимиром Мономахом и  Александром Невским?

2 вариант

I.Выберите правильный ответ:

1.Столицей Владимиро-Суздальского княжества был город :

А)  Киев

Б)  Новгороде

В)  Владимир

Г)  Москва

2.Назовите год основания Москвы князем Юрием Долгоруким.

А) 1047 г

Б) 1147 г

В) 1478 г

3. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате …

А) нашествия хана Батыя

Б)  похода хана Мамая

В) набегов половцев

4.Битва на Чудском озере произошла в :

А)1237 г

Б) 1240 г

В) 1242 г

Г) 1380 г

5. Назовите имя внука Александра Невского- великого князя Московского:

А) Дмитрий Донской

Б) Андрей Боголюбский

В) Иван Калита

6. В каком году произошел сокрушительный разгром монголо-татарских полчищ ?

А) 1350 г

Б) 1370 г

В) 1380 г

Г) 1390 г

II.Соотнесите события и даты :

А

возникновение Древнерусского государства

1.

1072 г

Б

крещение Руси

2.

980 г

В

призвание Рюрика

3.

882 г

Г

создание «Русской Правды»

4.

862 г

III. Объясните понятия:        

А)  феодальная раздробленность - ______________________________________________________________________

Б)  уроки - __________________________________________________________________________________________

В)  ярлык - _________________________________________________________________________________________

IV. Кто лишний и почему?

А) Узбек                Б) Мамай              В) Тохтамыш                Г) Невский

 

V. Определите, в чем значение крещения Руси.

VI. Прочитайте отрывок из сочинения историка  и ответьте на вопросы.

«… ибо никто из потомков Ярослава Мудрого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе Отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления: силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов…

Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за Отечество и ближних?»

Вопросы:

Как историк характеризует князя Дмитрия Донского? По документу определите отношение историка к личности и деятельности Дмитрия Донского

Объясните, почему историк поставил Дмитрия Донского в один ряд с Владимиром Мономахом и  Александром Невским


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по учебному курсу "История России с Древнейших времён до конца XVI века" 6 класс на основе авторской программы А.А. Данилова, Косулиной Л.Г., Бранда М.Ю.

Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся  6    класса.     Рабочая...

Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)

Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в   6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения ...

Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)

Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в   6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения ...

Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)

Тип урока: повторительно-обобщающий. Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в 6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения котор...

Обобщение по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)

Тип урока: повторительно-обобщающий. Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в 6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения котор...

Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)

Задания для проверки знаний по курсу "История России с древнейших времен до конца XVI века" для учащихся 6 класса....

Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века

В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...