Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории - МО РФ 2009 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» А.А.Данилова и Л.Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2014г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 40 часов, из расчета 2 часа в неделю. Данная программа предлагает изучение истории на базовом уровне.
Программа ориентирована на учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России с древнейших времен до конца ХVI века для 6 класса и включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI века, в том числе модуль «Народы и государства на территории нашей страны в древности» из резервных часов. 2 часа предполагается на изучение краеведческого материала по пройденному периоду и зачёту по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op_istoriya_rossii_6_skorohodaa.docx | 96.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоорловская средняя общеобразовательная школа»
муниципального района «Агинский район» Забайкальского края
«Согласовано» Руководитель МО ______________________/_______________ ФИО подпись Протокол №___ от «___»__________2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________________/____________ ФИО подпись «___» _______________________ 2015 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Новоорловская СОШ» ________________/__________________ ФИО подпись «___» _______________________ 2015 г. |
Рабочая программа
по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века»
6 класс
Составитель:
Скороход А.А.
учитель истории и обществознания
2015-2016 учебный год
Рабочая программа 6 класс
История России с древнейших времен до конца ХVI века
Структура программы
- Пояснительная записка
- Учебно-тематическое планирование уроков истории в 6 «А» и 6 «Б» классах
- Календарно-тематическое планирование уроков истории в 6 «А» и 6 «Б» классах
- Планируемые образовательные результаты
- Контроль уровня обучения
- Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Приложение. Варианты контрольно-измерительных материалов по теме
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории - МО РФ 2009 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» А.А.Данилова и Л.Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2014г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 40 часов, из расчета 2 часа в неделю. Данная программа предлагает изучение истории на базовом уровне.
Программа ориентирована на учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России с древнейших времен до конца ХVI века для 6 класса и включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI века, в том числе модуль «Народы и государства на территории нашей страны в древности» из резервных часов. 2 часа предполагается на изучение краеведческого материала по пройденному периоду и зачёту по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века»
Цели курса:
- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
- изучать историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в крае, стране.
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:
- работать с исторической картой, читать её, использовать как источник знаний;
- определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
- изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
- анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
- давать оценку отдельным явлениям культуры;
- составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
- составлять характеристику исторических деятелей;
- участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
Учебно-тематическое планирование уроков истории в 6 «А» и 6 «Б» классах (1ч в неделю)
№ п/п | Раздел, учебная тема | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Всего часов | В том числе на: | Творческие работы, проекты | ||
уроки | лабораторно-практические работы | к/работы зачеты, мониторинги | |||||
1 | Введение | История России - часть всемирной истории. Что изучает история Отечества. Источники знаний о прошлом | 1 | 1 | 0,5 | ||
2 | Тема 1. Древняя Русь в 8 – первой половине 12 в. | Древнейшие поселения на территории Восточно–Европейской равнины. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования. Соседи восточных славян. Формирование Древнерусского государства. Первые русские князья. Владимир Святославич. Принятие христианства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Культура Древней Руси. Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси. Урок повторения. | 10 | 9 | 1 | Совместный проект «Современники» | |
3 | Тема 2. Русь удельная в 12 – 13 вв. | Начало раздробленности Древнерусского государства. Главные политические центры Руси. Нашествие монголов на Русь. Нашествие крестоносцев на Русь. Русь и Золотая Орда. Русь и Литва. Культура русских земель в XII-XIII веках. Урок повторения . | 9 | 8 | 1 | Проект «Честь и слава Отечества» | |
4 | Тема 3. Московская Русь в 14 – 16 веках | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Московское княжество и его соседи в конце ХIV – середине ХV вв. Создание единого русского государства и конец ордынского владычества. Московское государство в конце ХV – начале ХVI вв. Церковь и государство в ХV – ХVI вв. Урок повторения | 15 | 14 | 1 | Проект «Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIV –XVI веках» | |
5 | Итоговое повторение | 3 | 2 | 1 | |||
6 | Резерв | 2 |
Календарно-тематическое планирование уроков истории в 6 «А» и 6 «Б» классах (2ч в неделю)
Тема урока (кол-во часов) | Дата проведения урока | Основные понятия | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС | Задания для совм.работы с родителя ми /домаш нее задание | ||||
Предметные | Метапредметные | |||||||
личностные | регулятивные | коммуникативные | Познавательные | |||||
История России Глава I. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В VIII-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII в. (9 часов) | ||||||||
Введение – 1 час | Предмет Отечественной истории Что изучает история Отечества. История России - часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины | |||||||
Тема 1.Древняя Русь в 8 – первой половине 12 в. – 10 часов | ||||||||
Древнейшие народы на территории России §1 Урок изучения нового материала Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Зарождение родового строя. Появление людей на территории России. Земледелие, скотоводство, ремесло. Начало распада первобытного общества. Северное Причерноморье. Скифское царство. Тюркские народы и их государства на территории нашей страны. Жители лесной полосы Восточной Европы. Понятия: государство, законная (облавная) охота | Научатся определять термины: городище, дань, колонизация, каганат, рось. Получат возможность научиться: называть соседей славян, показывать на карте Тюркский и Аварский каганат, давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них | стр14 «Учимся быть историками» №1, №2 стр9, стр13 красная метка | |
Восточные славяне §2 Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт и нравы. Верования. Управление. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Понятия: быт, вервь, вече, дань, народное ополчение, нравы, язычник | Научатся определять термины: индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение. Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач | Стр22 «Учимся быть историками» №1, №2 стр15 (племя и род), стр17(пища в древности), стр19 (боги Древнего Египта) красная метка | |
Формирование Древнерусского государства §3 Урок изучения нового материала Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, развитие критического мышления (фишбоун) | Предпосылки создания Древнерусского государства. Появление княжеской власти у восточных славян. Образование государственных центров. Образование Древнерусского государства. Его внутренняя организация. Понятия: полюдье | Научатся определять термины: государство, дружина, князь, воевода Получат возможность научиться: показывать на карте путь из варяг в греки и русские города, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источников | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий | участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач | Стр31 «Учимся быть историками» №2, №3, №4 стр23 (государства существовавшие в древности на территории России), стр24 (взаимосвязь судоходства и торговли), красная метка | |
Первые киевские князья §4 Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Деятельность князя Олега (дата его правления: 879-912). Правление Игоря (дата его правления: 912- 945) и Ольги (дата правления: 945-957). Походы князя Святослава (957- 972) Понятия: погосты, уроки | Научатся определять термины: уроки, погосты, реформа Получат возможность научиться: составлять развернутый план изложения темы, называть имена и деяния первых русских князей, анализировать значение налоговой реформы княгини Ольги, давать личностную характеристику Святослава | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей | договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности | выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности | Стр39 «Учимся быть историками» №1, №2 Стр33 (Эссе «Два названия византийской столицы»), стр34 (греческий огонь) красная метка | |
Владимир Святославович. Принятие христианства §5 Урок изучения нового материала Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Начало правления князя Владимира (980-1015). Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства. Понятия: епископ, ересь, митрополит, церковный устав | Научатся определять термины: оборонительная система, митрополит, устав Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, характеризовать политику Владимира Святославовича, понимать значение принятия христианства для дальнейшего развития государства | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. | Стр46 «Учимся быть историками» №1, №2, №3 стр42 (основные традиционные религии для России ), стр43 (сравнительная таблица византийской и русской православных церквей) красная метка | |
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром §6 Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя политика Ярослава Мудрого (1019-1054). Управление государством при Ярославе Мудром. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные слои древнерусского населения. Понятия: боярин, вотчина, династический брак, наместник, общество, политика, усобицы, холопы | Научатся определять термины: правда, посадники, вотчины, смерды, закупы, рядовичи, холопы Получат возможность научиться: определять причины междоусобиц, характеризовать политику Ярослава Мудрого, называть группы зависимого населения Руси | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий | допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач | Стр58-59 «Учимся быть историками» №1, №2 стр49 (значение слова «окаянный») стр54 (назвать литературные произведения о витязях и богатырях) красная метка | |
Культура Древней Руси §7 Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. Понятия: житие, миниатюра, патриотизм, самобытный | Научатся определять термины: былины, зодчество, фрески, мозаика, зернь, скань, эмаль Получат возможность научиться: давать характеристику культуры Древней Руси, устанавливать причинно-следственные связи между христианством и культурными ценностями | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения | учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. | формулируют собственное мнение и позицию | самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера | Стр68 «Учимся быть историками» №1, №2 Стр64 (самые древние постройки в своей местности) красная метка | |
Быт и нравы Древней Руси §8 Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Повседневная жизнь землевладельцев и горожан. Военное дело. Жилище. Одежда. Понятия: образ жизни, слобода, хоромы | Научатся определять термины: лихие люди, скоморохи, гусляры, шишаки, хоромы, терем, изба, слобода, сени, зипуны, порты, онучи, епанча Получат возможность научиться: составлять рассказ «Один день жизни крестьянина (горожанина, князя, ремесленника)» | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий. | принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем | Стр78 «Учимся быть историками» №1, №2 Стр74 (главное отличие дружинника от ополченца), красная метка Подготовиться к к/р стр 78 | |
Повторение и контроль по теме «Древняя Русь в VIII- первой половине XII в.» Применение знаний и умений | Тестовые задания по главе. | Научатся определять термины, изученные в главе «Древняя Русь в VIII- первой половине XII в.» Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера | стр 76 (летняя и зимняя одежда древности в нашей местности) | |
Глава II. РУСЬ УДЕЛЬНАЯ В XII-XII ВВ. - 9 часов | ||||||||
Начало раздробленности Древнерусского государства §9 Урок изучения нового материала Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве (1113-1125). Причины раздробленности Древнерусского государства. Государственное правление в период раздробленности. Понятия: рать, уделы, экономика, половцы, эксплуатация. | Научатся определять термины: «Правда Ярославичей», половцы, эксплуатация. Получат возможность научиться: характеризовать политику Владимира Мономаха, называть причины политической раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них | Стр90 №4 «Проверяем свои знания», стр 91 «Учимся быть историками» №1, №2 | |
Главные политические центры Руси. Северо-Восточная Русь §10-11 Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Юрий Долгорукий (1125-1157), Андрей Боголюбский (1157-1174), Всеволод Большое Гнездо (1176-1212) | Научатся определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей Получат возможность научиться: характеризовать государственно-политическое устройство княжества и показывать Владимиро-Суздальское княжество на карте, определять направления деятельности владимиро-суздальских князей | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач | Стр93 красная метка (в каких родственных отношениях состояли Юрий Долгорукий и Ярослав Мудрый) стр 102 «Учимся быть историками» №1 | |
Главные политические центры Руси. Новгородская земля и Галицко-Волынское княжества §10-11 Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Новгородская земля. Политические особенности Новгородской земли. Галицко-Волынское княжество. Понятия: мужи, мятеж, республика | Научатся определять термины: боярская республика, посадник, вечевой колокол, владыка, тысяцкий Получат возможность научиться: свободно излагать подготовленные сообщения по теме, сравнивать политическое устройство Владимиро-Суздальского, Новгородского и Галицко-Волынского княжеств. | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий | участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач | Стр98 красная метка (сравнить политические устройства Римской республики и Новгородской земли), стр 102 «Учимся быть историками» №2 | |
Нашествие с Востока §12 Урок изучения нового материала Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Понятия: стан, фураж | Научатся определять термины: нойон, фураж, стан Получат возможность научиться: объяснять разницу между обычным набегом степняков и нашествием кочевых племен монголо-татар, анализировать причины завоевания Батыем Руси, называть маршрут завоевания Батыя. | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей | договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности | выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности | стр104, 106 красная метка стр112 «Проверяем свои знания» №2, №3, №4, стр 112 «Учимся быть историками» №1, №2 | |
Борьба Руси с западными завоевателями §13 Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Шведские, немецкие и датские рыцари в Прибалтике. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Понятия: ополчение орден крестоносцев, ополченцы | Научатся определять термины: орден крестоносцев, ополченцы, даты Невской битвы и Ледового побоища, имена соратников и противников А. Невского Получат возможность научиться: рассказывать о Ледовом побоище с опорой на карту, делать вывод об историческом значении побед А. Невского | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. | Стр120 «Проверяем свои знания» №5 (портрет князя Александра Невского), стр 120 «Учимся быть историками» №1, №2 | |
Русь и Золотая Орда §14 Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. Понятия: баскак, владычество, выход, резиденция, ярлык | Научатся определять термины: баскаки, ордынский выход, ярлык, резиденция Получат возможность научиться: называть политические и экономические признаки зависимости Руси от Золотой Орды и самостоятельно делать вывод о последствиях этой зависимости, извлекать полезную информацию из исторических источников | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий | допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач | стр124 красная метка
Стр127 «Проверяем свои знания» №5 (характеристика русских земель и Золотой Орды) стр 127 «Учимся быть историками» №1, №2 | |
Русь и Литва §15 Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Формирование Литовского государства. Гедимин (1316-1341). Характер Литовского государства. Значение присоединения русских земель к Литве. | Получат возможность научиться: составлять варианты рассказа о Литовском княжестве, делать вывод о значении присоединения Литовского княжества к Русскому государству | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. | учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера | стр132 красная метка Стр134 «Проверяем свои знания» №6 стр 135 «Учимся быть историками» №1 (сравнительная таблица), №2 (эссе «Один день в городе Вильне») | |
Культура русских земель в XII-XIII вв §16 Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Особенности культуры XII-XIII веков. Накопление научных знаний. Литература. Зодчество. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую землю. Понятия: архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный | Научатся определять термины: культурные традиции, поучения, зодчество, аскетизм, каноны. Получат возможность научиться: давать общую характеристику русской культуры XII-XIII веков, называть выдающиеся памятники культуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий. | принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем | Стр139, 141 красная метка стр 144 «Учимся быть историками» №1 стр 146 подготовиться к к/р | |
Повторение и контроль по теме «Русь удельная в 12 – 13 вв.» Применение знаний и умений Контроль | Тестовые задания по главе. | Научатся определять термины, изученные в главе «Русь удельная в XII-XII вв» Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них | стр 144 «Учимся быть историками» №2 | |
Глава III. МОСКОВСКАЯ РУСЬ В XIV-XVI ВВ. -15 часов | ||||||||
Предпосылки объединения Русских земель. Усиление Московского княжества §17 Урок изучения нового материала Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Предпосылки и причины объединения русских земель. Политическая система Руси. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты (1325-1340). Причины возвышения Москвы. | Получат возможность научиться: называть предпосылки объединения Русского государства, давать оценку личности и политике Ивана Калиты, самостоятельно делать выводы о причинах возвышения Москвы | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач | Стр156 «Проверяем свои знания» №6 стр 156 «Учимся быть историками» №1 (письмо правителю о конфликте), №2 (исследование «Какие монеты могли быть в кошельке Ивана Калиты») Стр159, 160 красная метка | |
Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва §18 (2 часа) Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Борьба Москвы за политическое первенство. Русь и Орда накануне решающего столкновения. Битва на поле Куликовом. Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы. Понятия: манёвр | Научатся определять термины: передовой, засадный полк Получат возможность научиться: делать вывод о неизбежности столкновения Руси с Ордой, реконструировать события Куликовской битвы с опорой на карту | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий | участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач | 1 урок: стр164 «Проверяем свои знания» №2 (рассказ по картине), №4 (основные этапы Куликовской битвы) 2 урок: стр165 «Учимся быть историками» №1, №2 Стр166, 171 красная метка | |
Московское княжество и его соседи в конце XIV-XV в. §19 Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Василий I (1389-1425). Московская усобица. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, белорусской и украинской народностей. Понятия: диалект, уния | Научатся определять термины: феодальная война, уния Получат возможность научиться: составлять исторический портрет Ивана II, делать вывод об источниках конфликта между князьями, извлекать полезную информацию из исторических источников | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей | договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности | выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности | стр174 «Проверяем свои знания» №7 (сочинение-описание яркого события этого времени) стр175 «Учимся быть историками» №1, №2 стр178, 179 красная метка | |
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества §20 Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Иван III (1462-1505). Начало борьбы с Новгородом. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Завершение объединения русских земель. | Научатся: показывать на карте территории, присоединенные к Московскому княжеству. Получат возможность научиться: делать выводы об исторических предпосылках свержения монголо-татарского ига | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий | допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач | стр184 «Проверяем свои знания» №5 (рассказ по картине) стр184 «Учимся быть историками» №1, №2 стр189, 191 красная метка | |
Московское государство в конце XV- начале XVI в §21 Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Возвышение великокняжеской власти. Органы управления государством. Преобразования в войске. Изменения в порядке владения землёй. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Понятия: боярская дума, кормление, местничество, налоги, окольничий, пожилое, поместье, помещик, таможенный сбор (пошлина), чин. | Научатся определять термины: боярская дума, уезды, волости, кормления, местничество, помещики, Судебник, пожилое Получат возможность научиться: давать характеристику политическому устройству Московского государства, самостоятельно проводить исторические параллели между политическими процессами и изменениями, происходившими в системе землевладения | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. | учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера | стр192 «Проверяем свои знания» №2 (сравнительная таблица), №4 (рассказ по картине) стр192 «Учимся быть историками» №1, №2
стр197 красная метка | |
Церковь и государство в конце XV- начале XVI в. §22 Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Разработка теории «Москва – третий Рим» Понятия: благотворительность, дьякон, старец | Научатся определять термины: собор, митрополит, ереси, нестяжатели, иосифляне Получат возможность научиться: называть изменения, произошедшие в Русской православной церкви, и обозначать еретические движения; давать характеристику взаимоотношениям власти и церкви | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. | Стр202 «Учимся быть историками» №1, №2 стр205, 207 (какими языками владел Иван IV) красная метка | |
Реформы Избранной Рады §23 (2 часа) Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Боярское правление. Укрепление центральной власти. Стоглавый собор. Реформа местного управления. Военная реформа. Понятия: дворяне, дети боярские, земский собор, приказы, централизованное государство | Научатся определять термины: венчание, Избранная Рада, приказы, стрельцы, дворяне, уложение Получат возможность научиться: давать характеристику первому этапу царствования Ивана Грозного, называть положительные стороны реформ и находить недостатки государственного управления | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий | допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач | 1 урок: стр210«Проверяем свои знания» №4 2 урок: стр210 «Учимся быть историками» №1, №2, №3 стр212, 220 красная метка | |
Внешняя политика Ивана IV Грозного §24 Урок изучения нового материала Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Присоединение Казанского ханства. Присоединение Астраханского ханства. Значение присоединения Поволжья к России. Оборона южных рубежей. Присоединение Западной Сибири. Начало ливонской войны. Окончание ливонской войны. Понятия: острог | Научатся определять термины: ясак, Ливонский орден Получат возможность научиться: анализировать причины побед и поражений Ивана Грозного во внешней политике | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера | стр223 «Учимся быть историками» №1, №2 стр224 «Документ» вопросы 1,2 стр226, 227 красная метка | |
Опричнина §25 Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Разрыв Ивана IV с Избранной радой. Расправа царя с приближёнными. Установление опричнины. Итоги царствования Ивана Грозного. Понятия: всполье, карьера, крепостное право, опала, опричнина, посад, челобитная | Научатся определять термины: опричнина, земщина, заповедные лета Получат возможность научиться: анализировать причины поворота к опричной политике, давать собственную оценку опричнине, подводить общие итоги царствования Ивана Грозного | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий. | принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество | ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем | стр232«Проверяем свои знания» №4 стр232 «Учимся быть историками» №1, №2 стр234 красная метка | |
Просвещение, устное народное творчестволитература в XIV-XVI вв. §26 Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Особенности развития русской культуры в XIV-XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Устное народное творчество. Литература XIV-XV веков. Развитие литературы XVI века. Понятия: публицистика, регалии, энциклопедия, эпос. | Научатся определять термины: культурное возрождение, полуустав, исторические песни, регалии, публицистика, домострой Получат возможность научиться: называть наиболее значительные произведения художественной и публицистической литературы XIV-XVI вв., проводить параллели между развитием русской литературы и предшествующими историческими событиями | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера | стр243 «Учимся быть историками» №1, №2 стр245 красная метка | |
Архитектура и живопись в XIV-XVI вв. §27 Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Зодчество в XIV-XV веках. Архитектура Московского государства в XVI веке. Русская живопись XIV века. Феофан Грек. Русская живопись XV - XVI веков. Андрей Рублёв. Понятия: шатровый стиль, юродивый | Научатся: называть самые значительные памятники архитектуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников. Получат возможность научиться: давать общую характеристику русской архитектуры XIV-XVI вв | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой | определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них | стр255 «Проверяем свои знания» №3, №6 стр255 «Учимся быть историками» №1, №2 стр256 «Документ» вопросы 1,2 стр262 красная метка | |
Быт в XV-XVI веков §28 Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Города. Русская изба. Одежда. Еда. Понятия: административный, административные здания, кафтан, полати, харчевня | Научатся определять термины: административные здания, кафтан, полати, харчевня Получат возможность научиться: давать характеристику русского дома, называть предметы одежды, составлять рассказ «В ожидании гостей» | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач | стр266 «Проверяем свои знания» №3 (внутренний вид русской избы), №6 (традиционные блюда) | |
Повторение и контроль по теме «Московская Русь в 14 – 16 вв.» Урок применения знаний и умений Контроля | Глава 3. | Научатся определять термины, изученные в главе, получат возможность научиться называть главные события, основные достижения истории и культуры. | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. | участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач. | подготовиться к итоговой контрольной работе | |
Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.» Урок комплексного применения знаний Контроля | курс «История России с древнейших времен до конца XVI в.» | научатся определять изученные в курсе «История России» термины и понятия, получат возможность научиться называть главные события, основные достижения истории и культуры. | определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе. | адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, родителей, одноклассников. | договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. | ||
Защита проектов Урок комплексного применения знаний Проектный | Проект «Современники» Проект «Честь и слава Отечества» Проект «Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIV-XVI веках» | научатся проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему, получат возможность научиться выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения. | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. | участвуют в коллективном решении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. | ||
Резерв (2 часа) |
Планируемые образовательные результаты
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Учащиеся должны знать:
- хронологию, работу с хронологией;
- исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
- работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
- описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов составлять описание исторических объектов, памятников.
- анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
- работу с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
- применение знаний и умений в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Уметь:
- соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории; указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
- работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
- применять знания и умения в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде
Контроль уровня обучения
При изучении каждого раздела курса осуществляется диагностика и контроль. Основными формами диагностики и текущего контроля на данном этапе обучения обществознанию с учётом специфики содержания курса являются:
- словарная работа;
- понятийный (терминологический) диктант;
- анализ педагогически адаптированных текстов;
- решение ситуационных задач;
- творческие задания-задачи;
- сочинение-миниатюра, эссе;
- рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных и деловых играх (как письменная, так и устная);
- простейшие виды публичных выступлений;
- тесты
По итогам изучения курса запланирована контрольная работа в тестовой форме.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.
Устный, письменный ответ
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объёме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
- верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно её раскрыл;
- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
- дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
- делает элементарные выводы;
- путается в терминах;
- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию;
- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- не увидел проблему, не смог её сформулировать;
- не раскрыл проблему;
- собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);
- информацию представил не в контексте задания;
- отказался отвечать.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методический комплект
- Содержание Программы по истории средних веков последовательно детализируется в учебнике «История Средних веков» авторов Агибаловой Е. В., Донского Г. М.
Освоение программы реализуется посредством УМК (учебно-методический комплект), электронных (СD) ресурсов и ресурсов интернет-сети. УМК по истории Средневековья составляют:
Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по истории Средневековья.
Список образовательных интернет-ресурсов по истории Средневековья
- Интернет-ресурсы портала «Европейское Средневековье»: http:/antoiogy.rchgi.spb.ru/links.htm
- http://www.booksite.ru/enciklopedia/ - древнерусская жизнь в картинках
- http://old-russian.narod.ru/ - древнерусская литература
- http://www.rublev.voskres.ru/ - иконы Андрея Рублёва
- http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/fudal.htm - Исторические источники по отечественной истории до начала XVIII
- http://history.tom.ru/ - История России от князей до Президента
- http://www.portal-slovo.ru - Православный образовательный портал «Слово»
- http://historydoc.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал (исторические документы)
- http://artclassic.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал (мировая художественная культура)
- http://history.sgu.ru/ Русская история в зеркале изобразительного искусства
- http://www.avorhist.ru/ Русь Древняя и Удельная
- http://statehistory.ru Сайт «История государства»
- http://a-nevskiy.narod.ru/ Сайт «Александр Невский»
- http://feb-web.ru/ Электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
- http://www.lectures.edu.ru/ - Циклы лекций по истории Древней и Московской Руси
- http://www.tertullian.org/manuscripts apologeticum/ manuscripts apologeticum.htm Манускрипты и рукописи на латыни
- http://www.hist.msu.ru/Departments/Medieval/exam.htm - Материалы по курсу «История средних веков» на сайте исторического Факультета МГУ им. М. В.Ломоносова
Список литературы для учителя
Основная литература
Тематическая литература
- Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы: борьба за единство Руси. – М., 1992
- Беловинский Л.В. С русским воином через века. – М., 1992
- Борисов Н.С. Иван Калита. – М., 2005
- Борисов Н.С. Иван III. – М., 2006
- Великие духовные пастыри России/ под ред. А.Ф.Киселёва. – М., 1999
- Горский А.А. Москва и Орда. – М., 2005
- Древняя русская летопись в переложении С.М. Соовьёва для детей – М., 1996
- Древняя Русь в свете зарубежных источников / под ред. Е.А.Мельниковой
- Забылин М.М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. - М., 1997
Медиаресурсы:
- http://lesson-history.narod.ru/
- http://2berega.spb.ru/club/historians/list/1-11112-14590/
- http://www.sgi72.izmeri.edusite.ru/p33aa1.html (к урокам)
- http://festival.1september.ru/articles/420003/ (Столетняя война)
- http://www.rusedu.ru/detail_1720.html (викторина)
- http://lesson-history.narod.ru/ Презентации
Приложение
Итоговая контрольная работа по курсу:
«История России» 6 класс
1 вариант
I.Выберите правильный ответ:
1.В 1097 г. собрался общерусский княжеский съезд. В каком городе он происходил?
А) в Киеве
Б) в Новгороде
В) в Любече
Г) в Ростове
2.Что такое Боярская дума?
А) судебный орган при князе
Б) правительственный орган в Новгороде
В) совещательный орган при князе
3. Андрей Боголюбский княжил:
А) в Галицко-Волынском княжестве
Б) в Киевском княжестве
В) в Черниговском княжестве
Г) во Владимиро-Суздальском княжестве
4.В начале 12 века боярская феодальная республика утвердилась в:
А) Киеве
Б) Смоленске
В) Суздале
Г) Новгороде
5. 1223 год-это год …
А) Невской битвы
Б) Куликовской битвы
В) Ледового побоища
Г) битвы на Калке
6. Какой русский город татаро-монголы прозвали «злым городом»:
А) Владимир
Б) Рязань
В) Козельск
Г) Киев
II.Соотнесите князей и годы правления:
А | князь Олег | 1. | 980-1015 гг |
Б | князь Святослав | 2. | 1019-1054 гг |
В | князь Ярослав Мудрый | 3. | 945-964 гг |
Г | князь Владимир | 4. | 882-912 гг |
Д | княгиня Ольга | 5. | 964-972 гг |
III. Объясните понятия :
А) древнерусское государство - ___________________________________________________________________
Б) полюдье - __________________________________________________________________________________
В) баскак - ___________________________________________________________________________________
IV. Кто лишний и почему?
А) Дмитрий Иванович Б) Владимир Андреевич В) Дмитрий Боброк Г) Нестор
V.Определите, в чем значение Куликовской битвы.
VI. Прочитайте отрывок из сочинения историка и ответьте на вопросы.
«… ибо никто из потомков Ярослава Мудрого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе Отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления: силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов…
Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за Отечество и ближних?»
Вопросы:
Как историк характеризует князя Дмитрия Донского? По документу определите отношение историка к личности и деятельности Дмитрия Донского
Объясните, почему историк поставил Дмитрия Донского в один ряд с Владимиром Мономахом и Александром Невским?
2 вариант
I.Выберите правильный ответ:
1.Столицей Владимиро-Суздальского княжества был город :
А) Киев
Б) Новгороде
В) Владимир
Г) Москва
2.Назовите год основания Москвы князем Юрием Долгоруким.
А) 1047 г
Б) 1147 г
В) 1478 г
3. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате …
А) нашествия хана Батыя
Б) похода хана Мамая
В) набегов половцев
4.Битва на Чудском озере произошла в :
А)1237 г
Б) 1240 г
В) 1242 г
Г) 1380 г
5. Назовите имя внука Александра Невского- великого князя Московского:
А) Дмитрий Донской
Б) Андрей Боголюбский
В) Иван Калита
6. В каком году произошел сокрушительный разгром монголо-татарских полчищ ?
А) 1350 г
Б) 1370 г
В) 1380 г
Г) 1390 г
II.Соотнесите события и даты :
А | возникновение Древнерусского государства | 1. | 1072 г |
Б | крещение Руси | 2. | 980 г |
В | призвание Рюрика | 3. | 882 г |
Г | создание «Русской Правды» | 4. | 862 г |
III. Объясните понятия:
А) феодальная раздробленность - ______________________________________________________________________
Б) уроки - __________________________________________________________________________________________
В) ярлык - _________________________________________________________________________________________
IV. Кто лишний и почему?
А) Узбек Б) Мамай В) Тохтамыш Г) Невский
V. Определите, в чем значение крещения Руси.
VI. Прочитайте отрывок из сочинения историка и ответьте на вопросы.
«… ибо никто из потомков Ярослава Мудрого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе Отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления: силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов…
Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за Отечество и ближних?»
Вопросы:
Как историк характеризует князя Дмитрия Донского? По документу определите отношение историка к личности и деятельности Дмитрия Донского
Объясните, почему историк поставил Дмитрия Донского в один ряд с Владимиром Мономахом и Александром Невским
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по учебному курсу "История России с Древнейших времён до конца XVI века" 6 класс на основе авторской программы А.А. Данилова, Косулиной Л.Г., Бранда М.Ю.
Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся 6 класса. Рабочая...
Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)
Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в 6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения ...
Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)
Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в 6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения ...
Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)
Тип урока: повторительно-обобщающий. Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в 6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения котор...
Обобщение по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)
Тип урока: повторительно-обобщающий. Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в 6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения котор...
Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)
Задания для проверки знаний по курсу "История России с древнейших времен до конца XVI века" для учащихся 6 класса....
Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...