Разработка урока истории России по теме "Владимир Святославович. Крещение Руси".
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Разработка урока истории в 6 классе содержит конспект урока, тест для проверки знаний обучающихся по теме "Крещение Руси" и текст инсценировка на тему "Выбор религии на Руси".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_6_kl.docx | 37.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории России в 6 классе.
Владимир Святославович. Принятие христианства на Руси.
Цель: охарактеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления
Задачи:
Обучающая:
- познакомить с личностью князя Владимира как реформатора;
- выяснить причины принятия христианства;
- историческое значение принятия христианства;
Развивающая:
- создать условия для развития картографических навыков, умений работать с текстом учебника и документом, публично выступать, систематизировать материал;
- развивать интерес к изучению истории родного государства;
- воспитывать стремление узнавать больше об истории Древней Руси.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию уважения к истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории.
- воспитывать толерантное отношение к религии и религиозным воззрениям
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник: Данилов, Косулина . История России 6 кл.,
элементы одежды представителей различных религий (для инсценировки); карта «Русь в IX – XII вв.»;
иллюстративный материал;
документы (отрывки из “Повести временных лет”):
- о выборе вер (инсценировка);
- о крещении Владимира, киевлян, жителей Новгорода
Основные понятия урока: язычество, пантеон, христианство, церковь, монастырь, ересь, митрополит, государство.
Оборудование: компьютер, экран, учебник, дидактический материал, проектор, карта
Используемые технологии: игровые технологии.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Основные даты: 980 г. – попытка создания пантеона богов;
988 г. – крещение Владимира.
988 – 1015 гг. – крещение Руси
Ход урока:
I этап. Организационный момент
Учитель формулирует тему, задачи урока.
II этап: Повторение пройденного материала: «Ума палата».
1. Правил в Киеве с 882 по 912 г. (Олег)
2. Совершил неудачный поход на Константинополь, потерял ладьи, сожжённые «греческим огнём» (Игорь)
3. Прибил к воротам Царьграда свой щит (Олег)
4. Погиб от рук древлян (Игорь)
5. Вдова Игоря, мать Святослава (Ольга)
6. Княжил в Киеве с 912 по 945 г. (Игорь)
7. Разгромил Хазарский каганат (Святослав)
8. Проведена первая государственная реформа – реформа сбора дани (Ольга)
9. Не нападал на врагов, не готовых к бою, «Иду на Вы», - предупреждал их (Святослав)
10. Отправлено пышное посольство в Царьград, где часть свиты приняла христианство (Ольга)
11. «Если повадится волк к овцам, то унесёт всё стадо, пока не убъют его» (Игорь)
12. Говорил: «Не любо мне в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае, там середина земли моей» (Святослав)
13. Установлен точный размер дани – урок (Ольга)
14. Жестокая месть древлянам (Ольга)
15. Совершил первый грандиозный поход на Царьград (Олег)
16. «Дайте мне от каждого двора по три голубя и три воробья» (Ольга)
17. Правил в Киеве с 962 по 972 г. (Святослав)
18. Третий сын Святослава и рабыни Малуши, отправлен отцом в Новгород с дядей Добрыней (Владимир Святославич)
19. После смерти Святослава участвовал в борьбе за власть и несмотря на то, что был младшим, одержал в ней победу (Владимир Святославич)
III этап. Актуализация опорных знаний:
Беседа по вопросам:
- С деятельностью какого князя мы познакомились на прошлом уроке?
- Какие мероприятия были проведены князем Владимиром?
- С какой целью проводились эти мероприятия? (защита государства)
IV этап. Переход к изучению новой темы:
Всех проведенных князем Владимиром мероприятий оказалось недостаточно.
- Как вы думаете, какое государство прочнее: то, в котором племена объединены силой или в котором племена сами стремятся к объединению?
- А что было на Руси?
(при смене власти племена стремились выйти из под власти киевского князя)
Поэтому князю Владимиру, который тоже столкнулся с этим, пришлось искать выход из этой ситуации.
- А что бы вы сделали на месте князя Владимира?
А теперь давайте посмотрим, что же придумал Владимир.
V этап. Изучение новой темы:
1. Рассказ учителя
Князь Владимир понял, почему племена не боятся князя. У них у всех были свои боги, которым они поклонялись, они были уверены, что их боги их защитят. И князь Владимир решил использовать это и провести языческую реформу.
На высоком холме князь приказал поставить деревянных идолов шести богов, над которыми возвышался грозный Перун с серебряной головой и золотыми усами. Тем самым жителям Руси давали понять, что Перун является главным среди богов.
Но это нововведение не достигло поставленной цели. Многие племена были недовольны приниженным состоянием своих главных божеств и возвышением Перуна.
Владимир понял, что надо действовать по-другому и выбрать новую религию, которая бы решила главную задачу государства, и в первую очередь, укрепление княжеской власти и объединение славянских племен. Какую же религию выбрать?
2. Работа с картой, беседа по вопросам.
- Назовите и покажите территории соседних с Русью государств.
Учащиеся показывают и называют: Хазарский каганат, Византию, Волжскую Булгарию.
- Какие религии исповедовали жители этих государств?
Учащиеся называют: хазары – иудаизм, булгары – ислам, византийцы – православие
Это были религии, в основе которой лежала вера в одного бога
- А какую религию исповедовали жители Руси?
Они были язычниками, т.е. поклонялись многим богам.
Таким образом, Русь была единственной языческой страной, значит нужно было преодолеть изоляцию
- Какую религию могли принять на Руси? Любую
3. Инсценировка «Выбор веры»
Сейчас вы посмотрите инсценировку о выборе веры и ответите на вопрос, как автор объясняет причины принятия православия.
Инсценировка
Автор: Прибыли к Владимиру представители различных стран с рассказами о своей вере: мусульманин из Волжской Булгарии, хазарский иудей, посол папы римского и грек из Византии.
Мусульманин: Ты, князь, мудр, а закона не знаешь. Уверуй в наш закон и чти Мухаммеда.
Владимир: А какова вера ваша?
Мусульманин: Веруем в Аллаха, а Мухаммед, его пророк, учит нас не есть свинины, не пить вина, зато жен иметь можно много.
Владимир: На Руси пить вино - главное веселье.
Католик: Мы посланники римского папы. Земля наша такая же, как ваша, но мы молимся Богу, сотворившему всё живое, а вы – простому дереву.
Владимир: В чем вера ваша?
Католик: Все, что мы делаем – во славу Божию.
Владимир: Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли вашу религию.
Иудей: Наш Бог истинный. Мы не едим свинины и зайчатины. Отдыхаем в божий день субботу.
Владимир: Где же земля ваша?
Иудей: В Иерусалиме была, но Бог разгневался на наших предков и рассеял их по разным странам.
Владимир: Как вы других учите, если сами отвергнуты богом и рассеяны.
Православный: Нет лучше нашей веры, так как она - правильная.
Автор: Задумался Владимир, какую религию принять. И решил отправить послов в различные страны, пусть де испытают веру.
1 посол: Видели мы, как мусульмане молятся в мечети: сидят на коленях, и нет веселья, одна печаль, не добр их закон.
2 посол: Были мы в римских храмах, видели их службу, но нет там никакой красоты.
3 посол: И пришли мы к грекам и ввели нас туда, где они служат своему Богу, и не знали, на небе мы или на земле. И не можем мы забыть красоты той. Если бы плоха была эта вера, не приняла бы её твоя бабка Ольга, мудрейшая из всех людей.
Владимир: Так посему и быть.
4. Вопросы к инсценировке:
1). Почему Владимир решил принять православие?
1. Православные храмы красивые
2. Православие не противоречило русским обычаям
3. На Руси уже были христиане – Ольга, купцы, дружинники.
2). Только ли это могло стать причиной принятия новой веры?
- Необходимость объединения племен
- Укрепление княжеской власти
- Укрепление международного авторитета Руси
5. Рассказ учителя:
Итак, решив принять православие, в 988 году князь Владимир принял крещение. О том, какие события предшествовали этому, вы прочитаете дома самостоятельно.
Прибыв в Киев, он устроил массовое крещение жителей Киева. Как это происходило? Об этом мы узнаем, прочитав документ на стр. 42.
6. Работа с документом:
Стр. 42 учебника и вопросы к этому документу.
7. Рассказ учителя:
Новая религия стала распространяться по всей Руси, частью мирно, а кое-где, например в Новгороде, насильственным путем. Когда дядя Владимира Добрыня и воевода Путята явились в Новгород крестить его жителей, то они встретили их с оружием в руках. И только когда подожгли несколько домов, новгородцы запросили мира. После этого Добрыня сокрушил языческих идолов и заставил новгородцев креститься в Волхове. Память о насильственном крещении новгородцев сохранилась в поговорке: «Путята крести мечем, а Добрыня огнем». Большинство жителей Киевской Руси было крещено на протяжении княжения Владимира, но окончательно новая вера утвердилась к концу XI века. Чтобы облегчить славянам принятия христианства, были сохранены некоторые языческие праздники, например, масленица, праздник Ивана Купалы. Сохранилась и вера в леших, домовых, русалок.
Через некоторое время на Руси сложилась четкая церковная организация. Она представлена следующим образом: во главе церкви стоял киевский митрополит, который присылался из Византии. Русь была разделена на церковные округа во главе с епископами, подчиненными митрополиту. Духовенство подразделялось на белое и черное. К белому относились священники, служившие в городских и сельских церквях. Черное духовенство жило в монастырях.
Митрополит
Епископы
Священники
Монахи
8. Работа с текстом учебника стр.41
Значение принятия христианства:
Изучите материалы страницы и сделайте вывод о значении принятия христианства, заполнив вторую колонку таблицы:
Имелось до 988г. | Появилось после 988г |
Образование: Зачатки письменности, домашнее обучение, устная передача опыта | Распространилась кириллица, возникло летописание, появились монастырские и княжеские школы |
Искусство: Фольклор, языческие песни и танцы, сооружения из дерева -дома, крепости, мосты | Началось каменное храмовое строительство, появилась мозаика фресковая живопись, церковное песнопение |
Ремесло: Развиты дерево- и металлообработка, гончарное, кожевенное, ювелирное производство | Число ремесел выросло до 60. Началась чеканка собственной монеты |
Быт: Многоженство, умыкание невест, относительная свобода женщин | Моногамия, церковный брак, подчинение женщины мужчине, повышение ответственности мужчины за семью и воспитание детей |
Право: Преобладало обычное право | При составлении «Русской Правды» важным источником стало каноническое (церковное)право |
Идеология: У князей — расширение территории и укрепление своей власти | Определение места Руси в мировом историческом процессе, идея сильной княжеской власти, сильного и единого государства |
Ответ можно на доске оформить в виде кластера:
Ответы:
- Укрепление власти князя, сплочение общества.
- Возникала Русская православная церковь
- Появление школ и художественного церковного искусства (создание фресок, икон, мозаик, древнерусская архитектура без единого гвоздя).
- Смягчение нравов: исчезла кровная месть, многоженства, убийства стали реже, ограничена алчность, люди стали помогать бедным.
- Изменился быт наших предков (возможны другие формулировки)
VI . Закрепление нового материала:
Тест:
1. Кто крестил Русь?
А) Святослав Б) Владимир В) Ольга Г) Игорь
2. Что способствовало принятию христианства?
А) Доступность и простота вероисповедания
Б) Многолетние торговые и политические связи с Константинополем
В) Заставила княгиня Ольга
3. Где был крещен Владимир.
А) Херсонес Б) Киев В) Константинополь
4. Из какой страны пришло христианство?
А) Византии Б) Булгария В) Сербия
5. Почему до Х века на Руси не строили храмы?
А) Не умели строить Б) Поклонялись идолам
6. Определите внешнеполитическое значения принятия христианства.
А) Начала распространяться письменность Б) Укрепление связи с Византией В) Социальное расслоение и имущественное неравенство требовало идеологического обоснования.
7. Когда было введено христианство?
А) 988 г. Б) 987г. В)998 г.
8. В чем культурное значение введения христианства?
А) Начала распространяться письменность Б) Усилилась власть Киевского князя В) исчезла кровная месть
VII. Подведение итогов.
Рефлексия: заполнить таблицу: Я знал. Я узнал.
Я знал | Я узнал. |
VIII. Домашнее задание:
§ 5, выучить основные понятия и термины, составить кроссворд из новых слов.
Приложение.
Инсценировка
Участники:
Владимир Автор Православный
Мусульманин 1 посол
Католик 2 посол
Иудей 3 посол
Автор: Прибыли к Владимиру представители различных стран с рассказами о своей вере: мусульманин из Волжской Булгарии, хазарский иудей, посол папы римского и грек из Византии.
Мусульманин: Ты, князь, мудр, а закона не знаешь. Уверуй в наш закон и чти Мухаммеда.
Владимир: А какова вера ваша?
Мусульманин: Веруем в Аллаха, а Мухаммед, его пророк, учит нас не есть свинины, не пить вина, зато жен иметь можно много.
Владимир: На Руси пить вино - главное веселье.
Католик: Мы посланники римского папы. Земля наша такая же, как ваша, но мы молимся Богу, сотворившему всё живое, а вы – простому дереву.
Владимир: В чем вера ваша?
Католик: Все, что мы делаем – во славу Божию.
Владимир: Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли вашу религию.
Иудей: Наш Бог истинный. Мы не едим свинины и зайчатины. Отдыхаем в божий день субботу.
Владимир: Где же земля ваша?
Иудей: В Иерусалиме была, но Бог разгневался на наших предков и рассеял их по разным странам.
Владимир: Как вы других учите, если сами отвергнуты богом и рассеяны.
Православный: Нет лучше нашей веры, так как она - правильная.
Автор: Задумался Владимир, какую религию принять. И решил отправить послов в различные страны, пусть де испытают веру.
1 посол: Видели мы, как мусульмане молятся в мечети: сидят на коленях, и нет веселья, одна печаль, не добр их закон.
2 посол: Были мы в римских храмах, видели их службу, но нет там никакой красоты.
3 посол: И пришли мы к грекам и ввели нас туда, где они служат своему Богу, и не знали, на небе мы или на земле. И не можем мы забыть красоты той. Если бы плоха была эта вера, не приняла бы её твоя бабка Ольга, мудрейшая из всех людей.
Владимир: Так посему и быть.
Тест:
1. Кто крестил Русь?
А) Святослав Б) Владимир В) Ольга Г) Игорь
2. Что способствовало принятию христианства?
А) Доступность и простота вероисповедания
Б) Многолетние торговые и политические связи с Константинополем
В) Заставила княгиня Ольга
3. Где был крещен Владимир.
А) Херсонес Б) Киев В) Константинополь
4. Из какой страны пришло христианство?
А) Византии Б) Булгария В) Сербия
5. Почему до Х века на Руси не строили храмы?
А) Не умели строить Б) Поклонялись идолам
6. Определите внешнеполитическое значения принятия христианства:
А) Начала распространяться письменность Б) Укрепление связи с Византией
В) Социальное расслоение и имущественное неравенство требовало идеологического обоснования.
7. Когда было введено христианство?
А) 988 г. Б) 987г. В)998 г.
8. В чем культурное значение введения христианства?
А) Начала распространяться письменность Б) Усилилась власть Киевского князя
В) Исчезла кровная месть
Значение принятия христианства:
Изучите материалы страницы и сделайте вывод о значении принятия христианства, заполнив вторую колонку таблицы:
Имелось до 988г. | Появилось после 988г |
Образование: Зачатки письменности, домашнее обучение, устная передача опыта | |
Искусство: Фольклор, языческие песни и танцы, сооружения из дерева -дома, крепости, мосты | |
Ремесло: Развиты дерево- и металлообработка, гончарное, кожевенное, ювелирное производство | |
Быт: Многоженство, умыкание невест, относительная свобода женщин | |
Право: Преобладало обычное право-кровная месть | |
Идеология: У князей — расширение территории и укрепление своей власти |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс
Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...
Разработка урока истории "Россия накануне отмены крепостного права"
Комбинированный урок истории России в восьмом классе.Основные вопросы:1. Анализ причин и предпосылок отмены крепостного права2. Характеристи...
Разработка урока истории по теме "Принятие христианства на Руси"
урок истории в 6 классе...
Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).
Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...
Разработка урока истории России для 10 класса "В борьбе за единство и независимость"
Технология проектной деятельности, интерактивного и проблемного обучения на примереурока – семинара по истории России в 10 классе.Тема: «В борьбе за единство и независимость Руси. Куликовская би...
План урока истории России в 10 классе «Культура Руси X-XIIIвв.»
План урока истории в 10 классе «Культура Руси X-XIIIвв.»...