Мифтахова Надежда Ипполитовна

сайт учителя истории и обществознания

По стандартам к нестандартной личности!

Профессия: учитель истории и обществознания

Профессиональные интересы: "Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания посредством проблемного обучения"

Увлечения: история, путешествия. музыка, чтение

Регион: Республика Марий Эл

Населенный пункт: г. Йошкар - Ола

Место работы: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3 г. Йошкар - Олы"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/miftahova-nadezda
Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков.
Б.Шоу

Сколько же интересных событий было очень и очень давно!

Сколько сделано было открытий, сколько было проблем решено.

Весь багаж этих знаний богатый сохраняет история нам.

А узнать чудеса  мирозданий помогает ребятам школы храм.

О себе

Закончив Марийский Государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской, я уже более пятнадцати лет работаю в средней общеобразовательной школе г. Йошкар-Олы. Профессия учителя трудна, но в то же время интересна и разнообразна. Быть учителем истории и обществознания, значит быть в курсе не только прошлого, но и настоящего, держать "руку на пульсе" современных событий. Я считаю, что именно школа является пространством для новых мыслей, идей и творчества. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Мои любимые книги - это произведения И. Бунина, А. Куприна, В. Набокова, М.Булгакова

Мои достижения

Задача учителя состоит в том, чтобы выбрать такие методы обучения, которые позволили бы  каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Это побуждает меня заниматься самообразованием, и своими творческими находками я с удовольствием делюсь с коллегами, выступая на методическом объединении,  на городских и республиканских семинарах.

С 2011-12 учебного года по настоящее время работаю по разработанному мною элективному курсу «Основы правовой культуры» в 10-11 классах.(утвержден приказом №3 от 29.08.2011г).

В 01.02.2014 участвовала в заседании круглого стола, проводимого в рамках V Республиканской научно - практической конференции «Моя страна – моя Россия»  по теме  «Актуальные проблемы духовно-нравственного образования и воспитания в современной школе» и выступила с докладом на тему  «Воспитание толерантности у обучающихся в условиях современной России».

В сентябре 2014-15 учебного года приняла участие в составлении заданий по обществознанию для Всероссийской олимпиады школьников 9 класса.

С мая 2014 года по настоящее время участвую во Всероссийском образовательном интернет-проекте «Знайка», разрабатывая и записывая видеоуроки по обществознанию для 7 класса.

Разместила публикацию по теме «Роль школы в формировании толерантной личности в условиях современной России»  в сборнике Межрегиональной НПК XIII Глушковские чтения «Гуманизация образовательного пространства: опыт, проблемы, пеорспектива» (02.04.2014г.).

В марте-апреле 2014г., участвовала с обучающимися школы в IV Республиканской НПК «Корифеи» и разместила исследовательскую работу на тему «История в купюрах»  в сборнике «Корифеи. Материалы IVНПК обучающихся».

Разместила конспект урока «Мастер-класс. Воспитание толерантности на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе» на сайте InfoUrok.ru (Свидетельство о публикации (№113948052738) (27.05.2014)).

13.12. 2013г в рамках сотрудничества с юридическим факультетом Марийского Государственного университета провела открытый республиканский интегрированный урок истории и географии на тему «Хочешь жить достойно – знай Конституцию!».

В период 01.06-31.08.2014г. участвовала во Всероссийском педагогическом конкурсе в номинации «Интегрированный урок» с конспектом интегрированного урока английского языка и истории на тему «День независимости США», Диплом ВПК №07107/2014.

В настоящее время перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределённости будущего. Центр тяжести в школьном образовании перемещается с усвоения определённой суммы фактов на формирование умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, а также на развитие коммуникативных навыков, готовности сотрудничать с другими людьми.

Умение учиться, т. е., способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, определяется уровнем развития у ученика универсальных учебных действий. В более узком смысле этот термин «Универсальные учебные действия» (УУД) можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включенность в жизнь общества.

Для развития универсальных учебных действий мною была разработана в 2019 г.программа междисциплинарного курса «Учусь учиться». Она была  включена в структуру основной образовательной программы МБОУ СОШ №3 г. Йошкар-Олы и стала одним из инструментов, обеспечивающих достижение планируемых результатов основного образования в соответствии с ФГОС ООО. Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе основной образовательной программы образовательного учреждения, опирается на основные направления и целевые установки основного общего образования и определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования средствами проектной и исследовательской деятельности.

 Междисциплинарный курс «Учусь учиться» направлен, прежде всего, на метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, построение индивидуальной образовательной траектории. Занятия данного курса будут способствовать развитию навыков контроля и самоконтроля, познавательной активности, повышению творческих и исследовательских способностей школьников, формированию стремлений ребенка к размышлению и поиску, чувства уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

 
 Я считаю, что наиболее перспективной формой организации внеурочной деятельности является проект.
  Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Проектная деятельность прописана в стандарте образования. 
Но и вся наша жизнь – это череда различных проектов. Поэтому задача взрослых людей - научить детей планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. 
В процессе этой работы происходит формирование ключевых компетенций учащихся: умение работать по алгоритму, работать в коллективе, умение самостоятельно находить и обрабатывать информацию. Учащиеся учатся критически мыслить, вести цивилизованную дискуссию, давать собственную оценку событиям. Идет подготовка их к жизни в условиях информационного общества, происходит личностный рост школьник. 
Отмечено, что для обучающегося проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; проект позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. 
Учитель же в проектной деятельности выступает в качестве консультанта, партнера, организатора познавательной деятельности своих учеников. 
Именно такое тесное сотрудничество педагога и детей позволяет создавать новые проектные работы.
Не один год в нашей школе проектной деятельностью ребята с 5 по 9 классы занимались на занятиях междисциплинарного курса “Учусь учиться”. 
  С 2018 года на площадке МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Йошкар-Олы возник кружок “Юный историк”.
Целью кружка стало: пробуждение у ребят интереса к истории родного края
Среди задач кружка можно назвать следующие: 
знакомство обучающихся с различными историческими направлениями;
развитие умения и навыков самостоятельной работы с исторической, справочной, энциклопедической литературой, ресурсами интернета; 
воспитание чувства сопричастности к прошлому нашей Родины
Для достижения поставленных цели и задач использовались различные виды деятельности: лекция; рассказ; дискуссия; экскурсии в музеи.
Так, например в 2022 году обучающиеся 10 класса, после посещения выставки В Национальном музее, посвященной 135-летию Тимофея Евсеева, заинтересовались его личностью и деятельностью. Результатом сотрудничества Национального музея, школы и ребят стала проектная работа “Евсеев - человек, этнограф, педагог”.
Идея разработки исследовательского проекта “Дети Марийского края в годы Великой Отечественной войны” возникла в 2021 году в связи с экспонированием в здании школы по предложению отдела музейной педагогики Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева передвижной выставки плакатов «Дети и война» «Музея Победы» (Москва). Выставка была основана на материалах центральных музеев России, Беларуси и зарубежных музеев.  Ребятам стало интересно, а как жили дети в годы войны в нашем регионе.
Проект выполнили обучающиеся 7–х классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Йошкар-Олы»: Иванов Иван, Трифонов Александр, Царегородцев Сергей. 
Целью исследовательской работы стало -  актуализация исторической памяти и патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Важные итоги проекта: ребята получили опыт исследовательской работы в фотодокументальном фонде Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева и написании исследовательского проекта.
 
 С проектом познакомились обучающиеся 6-9 классов (165 чел.) школы.
Также он был представлен в 2022 г. на Республиканском конкурсе исследовательских и творческих работ обучающихся «Национальный герой» и занял III место в номинации «Мои открытия. Я – исследователь»
В 2021 году с проектом познакомились посетители Национального музея в рамках проведения культурной акции «Ночь в музее – 2021».
 
 Данная исследовательская работа получила дальнейшее развитие уже в новом проекте 2023 года. Он стал называться «Жизнь детей Марийского края в послевоенное время». Круг ребят, работающих над проектом тоже расширился. Теперь над нам работают не только 9-классники, но и обучающаяся 11 класса.
 Проектная работа стала призером (III место) Республиканской научно-практической конференции школьников «Моя страна – Россия», призером (II место) Всероссийского фестиваля-конкурса «Это родина моя», организованного Академией народной энциклопедии. 
Положение детей в годы Великой Отечественной войны освещено и в другом исследовательском проекте “Дети войны”.
 Так как же обеспечить эффективность проектной деятельности обучающихся?
Для этого необходимо: 
1. Провести большую и сложную подготовительную работу: выдвинуть идею, гипотезу, сформулировать цель и задачи. Кроме того, необходимо сформировать умения и навыки проектной работы: построение устного доклада. Ребята должны научиться слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.
2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. 
3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом —  создать мотивацию.
4. Создавать группу не более 5- 8 человек.
5. Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов 
6.Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
7. Нужно помнить, что каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
В заключении хотелось бы сказать, что успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. 
Я могу с уверенностью сказать, что выполняя различные проекты, ребята научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с различными источниками информации. 

 

Таким образом, внеурочная проектная работа  развивает творческий потенциал обучающихся, позитивно влияет на качество образовательного процесса. помогает самореализации, самоопределения личности, её профориентации.

 

Моё портфолио

Методическая тема над которой я работаю в межаттестационный период - это  «Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания посредством проблемного обучения».

В современной школе обучающиеся должны овладевать ключевыми компетенциями, теми, что понадобятся им  в дальнейшем образовании и в будущей взрослой жизни. Ключевые компетенции - это наиболее общие  способности и умения, помогающие человеку понимать  ситуацию, решать проблемные задачи и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях современного общества. Проблемное обучение призвано сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность обучающихся. Проблемное обучение реализуется мною в рамках урочной деятельности, элективных курсов, в рамках  исследовательской и проектной деятельности; на протяжении всего урока или на каком-либо этапе процесса обучения: при объяснении, закреп­лении, контроле знаний обучающихся.

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы