Единые требования организации урока с использованием ИКТ
статья по истории (9 класс) на тему
Статья рассказывает о проектировании урока с использованием ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edinye_trebovaniya_organizatsii_uroka_s_ispolzovaniem_ikt.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Единые требования организации урока с использованием ИКТ
Учитель МОУ СОШ №40 Валькова С.Л.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является также их ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода к образованию.
Требования к результатам обучения и освоения содержания:
- Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности - Метапредметные результаты изучения гуманитарных наук выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий
и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других люд5ей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Технологии достижения личностных и метапредметных результатов
- Компетентностный подход
- Проблемно-ориентированное развивающее обучение
- Личностно-ориентированное развивающее обучение
- Смысловая педагогика контекстного подхода
- Системно - деятельностный подход
ПРИЕМЫ:
- уровневая дифференциация обучения
- создание учебных ситуаций
- проектная деятельность
- информационные и коммуникационные технологии
Деятельностный характер образования:
- Работа с различными источниками информации с использованием современных средств коммуникации (Интернет)
- Критического осмысления информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- Анализ общественных явлений и событий;
- Решения задач, раскрывающих типичные дидактические ситуации;
- Участия в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- Написания творческих работ.
Общие учебные навыки,умения :
1. использование методов наблюдения, измерения, моделирования
2. определение структуры объекта познания
3.умение различать факт, мнение, гипотезу, аксиому
4. использование информационных ресурсов, Интернет.
5.Выполнение проекта, создание творческого продукта в группе
- Самоконтроль, взаимоконтроль
7.Решение задач, составление вопросов, практическая работа
8.Контроль результата
9.Работа с понятиями, определение сути, определение составляющих, выявление признаков
10.Пошаговый контроль
Схема организации урока с использованием средств информационных технологий:
На первом этапе учитель проводит беседу, в процессе которой может вводить новые понятия, определять готовность учащихся к самостоятельной работе с электронными ресурсами. Если необходимо, учитель демонстрирует специфику работы с программными продуктами. Учащимся выдаются индивидуальные задания.
На втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством учителя, после чего приступают к самостоятельной работе. На данном этапе учитель становится наставником, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, консультантом учащихся.
Третий этап предполагает работу учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера). Можно предложить ребятам проблемную ситуацию или задачу, решение которых поможет достижению целей урока.
Разработка
дидактической системы урока
I. Ориентировочно-мотивационный
1.1 Формирование мотива
1.2. Проверка творческого домашнего задания
1.3. Актуализация знаний учащихся
1.4. Построение учебной задачи
1.5. Создание ориентировки в учебном материале
II. Операционно-исполнительский
2.1.Решение учебной задачи
2.2. Формирование общего способа действий
2.3. Моделирование
III. Рефлексивно-оценочный
3.1. Итоговая самооценка
3.2. Предъявление домашнего задания на трех уровнях:
программном, полутворческом и творческом
Проектирование урока. Особенности организации и методики
1-й этап - определяется роль урока в структуре изучения темы. Из роли урока вытекают его цели. Важный момент - выделение ведущей цели, определяющей всю логику будущего урока. Цели должны быть конкретны, четко сформулированы, направлены на продвижение учащегося по ступеням от знания через понимание к творческой деятельности и затем к уровню развития личности, уровню, на котором формируются личностные качества учащегося, и происходит его развитие, изменение его отношения к миру, окружению и к себе.
2-й этап - планирование результатов обучения, определение главных задач урока. Любая задача урока может быть решена на четырех уровнях усвоения.
- Знать (онтологический уровень) - уровень знакомства и понимания основных теорий, концепций, идей.
- Уметь (поведенчески-деятельностный уровень) - уровень применения теорий для решения типовых (стандартных) задач.
- Владеть (уровень способностей) - уровень освоения и применения способов деятельности, мыслительных стратегий для решения нестандартных задач.
- Быть (смысловой уровень)- уровень развития способностей (креативных, мыслительных, коммуникативных, рефлексивных), позволяющих решать стратегические проблемы, а главное, создавать отношение к миру, делу и себе самому (смыслотворчество).
3-й этап - обдумывание организационной схемы урока, отбор средств обучения, приемов педагогической техники. Последний этап связан с имиджем урока: изменения в интерьере учебного помещения, музыкальное сопровождение урока, внешний облик учителя и др.
Конечным результатом проектирования является пакет документов, содержащих схему урока и дополнительные модули, в которые помещено все содержательное наполнение.
Факторы, которые необходимо учитывать при проектировании уроков с использованием ИКТ
Во-первых, проводится детальный анализ ресурсов ЭИОН с позиций принципа генерализации информации, прогнозируется эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяется методика их проведения и проектируются основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе.
Во-вторых, учитываются санитарные нормы работы учащихся за компьютером. Первоклассникам разрешено проводить за компьютером 10 минут, учащимся вторых - пятых классов не более 15 минут, шестые - седьмые классы могут работать за компьютером 20 минут, восьмые и девятые классы - 25 минут. Учащиеся 10,11-х классов на первом уроке могут находиться за компьютером 30 минут, на втором уроке 20 минут.
В-третьих, продумываются организационные формы урока, так как компьютерный класс располагает в среднем 10-12 компьютерами, в то время как число учащихся в среднем составляет 25 человек. Работа же за компьютером предполагает индивидуальный режим работы.
Интегральная технология
представляет собой целостность четырех направлений:
1.Укрупнение дидактических единиц (П.М.Эрдниев);
2.Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
3.Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов).
4Компьютерные технологии обучения .
Обеспечивает:
- индивидуальный набор задач;
- индивидуальный темп работы;
- полная самостоятельность ее выполнения;
- непрерывный контроль и управление;
Проектирование урока по интегральной технологии:
1.Вводное повторение:
интерактивный информационный режим в форме беседы .
2.Изучение нового материала: форма лекции с компьютерной презентацией, позволяющая компактно передать ученикам укрупненную дидактическую единицу . Составление опорного конспекта и схем.
3.Тренинг – минимум:
Беседа , затем групповая работа по вопросам и
самостоятельная работа (рассказ по опорному конспекту)
Опорный конспект - представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а так же введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала
Основные принципы составления опорного конспекта:
- небольшое количество крупных единиц информации, что соответствует психологическим законам кратковременной памяти;
- конспективное изображение изучаемого материала;
- выбор оптимального варианта изучения темы урока;
- логическая взаимосвязь, последовательность событий;
- указывать главные понятия, их признаки, причинно-следственные связи и факты.
Основные задачи интегрированных уроков
- Развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся на уроках
- Научить школьников самостоятельно анализировать и сопоставлять исторический и литературный материал для более полного осмысления исторического процесса, а также мотивировать их самостоятельность в исследовании общественных процессов
- Обеспечить условия для формирования и развития духовно-нравственной личности, способной к креативному мышлению и самостоятельному умственному труду
Применение интегрированных уроков дает возможность:
- Усилить мотивацию к обучению
- Активизировать внимание школьников
- Научить самостоятельно отбирать и анализировать нужную информацию, уметь интерпретировать ее
- Развивать критическое мышление
- Формировать правильный подход к выбору учащимися морально-нравственных качеств
- Повысить самооценку личности учащихся
Преимущества интегральной технологии:
1.Побуждает к активному познанию Мира в многообразии и единстве
2.Поддерживает внимание
3.Снимает утомляемость, перенапряжение
4.Дает возможность для самореализации творчества учителя
5.Способствует развитию речи, образного мышления
6.Формирует умения обобщать и делать выводы
7.Развивает творческую активность учащихся
Подготовка и проведение
интегрированных уроков
предполагает:
1.применение мультимедийных презентаций;
2.подбор и анализ литературного и исторического материала;
3.использование электронных учебников и пособий;
4.групповая работа над созданием ученических проектов
5.подготовка к итоговой аттестации, требующей аналитической, творческой коммуникативной компетенции.
Различные формы контроля знаний учащихся
Новые информационные технологии создают для учащихся прекрасное пространство для самовыражения в полном объеме. При этом плоды их творчества могут оказаться доступными и востребованными в различных сферах деятельности, что очень важно в условиях социально-экономических требований развивающегося общества. Современная школа не должна отставать от требований времени, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О единых требованиях к проведению письменных работ и проверке тетрадей.
Статья для тех,кто не знаком с требованиями к проведению письменных работ и проверке тетрадей....
ЛИСТ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧИТЕЛЯ и УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА по ВЫРАБОТКЕ ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ к ПОСЕЩАЕМОСТИ и РАБОТЕ с УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ.
И.В. Евдокимова, учитель-логопед, МОУ СОШ №6 г.Богородска ЛИСТ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧИТЕЛЯ и УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАпо ВЫРАБОТКЕ ЕДИНЫХ ТРЕБОВАН...
Классный час: "Единые требования к учащимся"
В работе предлагается содержание классного часа "Единые требования к учащимся". Классный час предлагается провести в форме презентации"....
Единые требования к устной и письменной речи
Модернизация образования, новые государственные стандарты поставили перед школой задачи обеспечения нового, более высокого качества образования выпускников. Формирование же речевой компетентности школ...
Тема: «Режим дня в школе. Единые требования учащихся».
Цель: 1. Познакомить детей с режимом дня в школе, едиными требованиями учащихся, убедить их в необходимости строго их выполнять. 2. Научить школьников планировать свое личное время, опираясь на ...
Единые методические требования к организации урока
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный уч...
Единые требования к оцениванию деятельности учащихся на уроке
Критерии оценивания учащихся, методы и нормативные требования к уровню подготовленности...