Единые требования к устной и письменной речи
материал на тему
Модернизация образования, новые государственные стандарты поставили перед школой задачи обеспечения нового, более высокого качества образования выпускников. Формирование же речевой компетентности школьников – вот проблема, которая должна решаться объединенными усилиями всех учителей-предметников в их работе на уроке и во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_edinye_trebovaniya_k_ustnoy.zip | 12.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Единые требования к устной и письменной речи учащихся и педагогического коллектива (выступление на методическом семинаре от 26.03.2012г., заместитель директора по УВР Сорокопытова О.Г.)
Ежегодный анализ результатов ГИА и ЕГЭ, экзаменов в традиционной форме, анализ устных и письменных ответов учащихся, анализ итогов проверки ведения тетрадей и дневников учащимися позволяет нам увидеть типичные ошибки, их массовость, продумать пути их упреждения. Проблема грамотности, владения родным языком становится сегодня не только актуальной педагогической, методической, но и государственной проблемой. Незнание правописных и произносительных норм, недооценка владения правильной грамотной речью в современных условиях становится, к сожалению, проблемой взрослого населения.
Модернизация образования, новые государственные стандарты поставили перед школой задачи обеспечения нового, более высокого качества образования выпускников. Формирование же речевой компетентности школьников – вот проблема, которая должна решаться объединенными усилиями всех учителей-предметников в их работе на уроке и во внеурочное время.
Для успешности в общении коммуникативные, речевые умения в наши дни чрезвычайно важны. Обратите внимание на то, что при приёме на работу не ограничиваются резюме соискателя (его мог написать другой человек) или заочным тестированием, а обязательно проводят собеседование, личную встречу, чтобы увидеть и услышать кандидата на должность, составить о нем всестороннее представление, прежде чем принять решение.
Основы грамотного письма, правила орфографии, построения словосочетаний и предложений, расстановки знаков препинания закладывают учителя начальной школы, затем над этим работают учителя-словесники. Но до тех пор, пока словесник будет работать над этим в одиночку, мы не решим проблемы речевой компетентности выпускников.
Начнем с речевой культуры каждого учителя. Всегда ли он сам отличается речью, отвечающей литературным нормам? Всегда ли он грамотен? (Учителя, преподающие в школе любой предмет, а учителя русского языка и литературы в первую очередь, должны служить для учеников примером, образцом). В. Сухомлинский предупреждал: «Ум воспитывается умом, доброта добротой...» По логике его мысли, следует сказать: «Неграмотный учитель не подготовит ученика грамотного, не сформирует его речевой компетентности». Учитель на каждом уроке демонстрирует собственную нормативную речь, обучая терминологии своего предмета, пониманию, произношению и написанию терминов. Каждый учитель хотя бы раз в месяц должен проверять, как его ученики овладели терминами. Это может быть проведено в разных формах: словарной эстафеты (ученики по очереди выходят к доске и пишут одно слово из терминологической группы), словарного диктанта или орфографического чтения (все хором проговаривают правильное написание слова [долина]). В конце года после такой систематической работы ученики будут не просто знать смысл терминов, но и их написание. Полезно будет составить список слов для терминологических диктантов, обсудить его на методобъединениях и принять как обязательный минимум.
Сегодня проблему накопляемости оценок зачастую принято путем письменного опроса, его проводят почти по всем предметам. Известно, что учащиеся всегда задают учителю, объявляющему о предстоящей работе, вопрос: «А ошибки будут учитываться?» Все ошибки в классных и домашних работах должны быть подчеркнуты и исправлены учителем. Снижения отметок за подобные ошибки ни географами, ни математиками, ни физиками, ни химиками не делается, но надо поощрять, выделять школьников, чьи работы выполнены грамотно. Важно, чтоб учитель периодически или выборочно держал тетрадь ученика в руках, поощрял культуру её ведения, давал советы, например: «Пиши грамотно».
В школах района, где педагогический коллектив руководствуется этим неписаным законом, отмечаются высокие результаты в обучении грамотности.
Знание единых требований к ведению рабочих тетрадей по литературе, по другим предметам в старших классах необходимо каждому учителю. Ведение тетрадей позволяет каждому ученику фиксировать главное, что он берёт на уроке из лекции учителя, из коллективной работы с текстом. Дома – составить план или план-конспект ответа на поставленный учителем проблемный вопрос, сделать самостоятельный анализ текста, выписать материал из дополнительной литературы по определённой теме и т.д. Соблюдаются все требования к письменным работам: писать грамотно, соблюдая поля (для своих дополнительных записей и для записей учителя), выделяя заглавия, абзацы и прочее. В рабочих тетрадях допускаются сокращения с соблюдением правил, использование цветного выделения заголовков, ключевых слов, иллюстрирование (пример). В контрольных тетрадях, в тетрадях для сочинений этой свободы оформления нет.
Проверка тетрадей по русскому языку четко оговорена: ежедневно проверяются тетради учащихся пятого и первого полугодия шестого класса. Но есть много приёмов проверки тетрадей не только учителем. К ним и следует прибегать. Это самопроверка, взаимопроверка, проверка «ассистентами», сильными учащимися, помощниками учителя. Это и выборочная проверка тетрадей с ориентацией на постоянный контроль за работой слабоуспевающих школьников. Без этого нельзя добиться положительного результата.
В свою очередь, профессиональным долгом следует считать выполнение нормативных требований программы, например, по количеству сочинений по русскому языку и литературе. Известны случаи невыполнения практической части программы по русскому языку и литературе, изложения и сочинения еще никто не отменял. В ряде случаев сочинения проверяются слишком долго, возвращаются уже тогда, когда школьники «вышли из материала», «остыли», забыли, о чем писали. Их трогает лишь сама отметка, но не ошибки, замечания...
У родителей и у школьников (иногда даже у самих учителей русского языка) создается мнение о том, что особенно огорчаться по поводу неграмотности школьников не стоит: в век компьютера человеку не придётся писать. Действительно, это большая помощь человеку в его работе, но стоит ли становиться рабом компьютера, который, кстати, не владеет грамматическими и стилистическими тонкостями и не «видит» всех ошибок? А если его и вовсе не будет рядом?
В последние два десятилетия мы очень ослабили внимание к почерку. Даже учителя-предметники, которые должны служить и в этом образцом для учеников, иногда имеют отнюдь не учительский почерк. И не видят в этом своей вины («А у меня такой почерк...») В общем, ни в школе, ни в институте на почерк не обращают внимания, не работают над его выработкой или коррекцией. К счастью, в педагогических училищах этому уделяют внимание. И те, кто начинает свою профессиональную подготовку в них, имеют хороший почерк. И учителю никогда не поздно корректировать свою манеру письма. В общем, подводя итоги в разговоре о почерке, скажем: надо учить школьников писать разборчиво, аккуратно, красиво. Рекомендации по почерку для сочинения-рассуждения, изложения, эссе в рамках ГИА даются. Мы помним времена, когда с целью привлечения внимания к культуре речи проводились вечера русского языка, конкурсы (классные и школьные) на самого грамотного ученика, на самого лучшего оратора, на самую лучшую тетрадь, на самый красивый почерк.
Успех работы по повышению культуры речи и общей культуры учебного труда учащихся зависит от деятельности всего педагогического коллектива школы, от того, как проводятся в жизнь единые требования к устной и письменной речи учащихся всеми учителями и другими работниками школы.
Требования к речи учащихся
Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление. Учащиеся должны уметь:
• давать ответ на любой вопрос, в полной форме, т.е. в форме предложения или маленького текста; односложные ответы необходимо исключить;
• правильно строить сложноподчиненные предложения (недопустимы устные ответы, начинающиеся с придаточного предложения, например, «потому что существительное 3-го склонения»);
• развернутый устный или письменный ответ типа рассуждения должен иметь четкую структуру: тезис, аргумент(ы), вывод;
• говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
• отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной цели высказывания;
• излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
• правильно и точно отбирать логический материал в соответствии со значением и стилистической окраской слова, строить высказывание в определенном стиле
• отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;
• оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:
1) правила произношения и постановка ударений;
2) правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;
3) правила орфографии и пунктуации (не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событии, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и т.д.).
Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи. Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы.
Как должна строиться работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся? Речевая культура школьников может успешно воспитываться только в результате целенаправленных действий всего педагогического коллектива. С этой целью рекомендуется каждому учителю:
• тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок;
• грамотно оформлять все виды записей (на классной доске, в слайдовой презентации, школьном журнале, дневниках учащихся, рабочих планах и т.п.);
• писать разборчивым почерком;
• не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений;
• выбирать соответствующий тон речи (спокойный, доброжелательный, но не резкий, раздражительный...) темп речи, делать акцент на самых главных по значению словах, логические паузы, следить за жестами, мимикой (нам надо поучиться у молодых учителей, например, Торопова А.Е.);
• на всех уроках больше внимания уделять формированию умений учащихся анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;
• на уроках проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи. В ходе этой работы учащимся целесообразно предлагать такие задания, как например, сформулировать тему и основную мысль сообщения учителя, составить план; не увлекаться письменными работами;
• любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, описание физического или химического опыта, рецензия) следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление, исправляя допущенные ошибки;
• шире использовать выразительное чтение вслух, как один из важных приемов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста;
• настойчиво учить школьников работе с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой. Обучать составлению тезисов, конспектов, реферативных работ, цитатного материала, списков литературы и т.д.
• систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении такие слова произносить четко, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи. Использовать таблицы с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной дисциплине. Содержание таких таблиц обновлять по мере необходимости (пример из своей практики);
• следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них, не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.
Учителям начальных классов:
• показывать учащимся образцы устной и письменной речи (обязательное соблюдение орфоэпических, орфографических, грамматических, словообразовательных норм, норм лексической сочетаемости и так далее);
• использовать все виды пересказа для расширения и активизации словарного запаса учащихся, для практического усвоения нормированной устной и письменной речи;
• для совершенствования речи детей использовать такие методические приемы, как самостоятельные задания, направленные на пополнение знаний по различным предметам, работа в постоянных и сменяемых парах.
Всем педагогам школы:
• шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, конференции, собрания и т.п.) для совершенствования речевой культуры учащихся;
• тщательно проверять грамотность лозунгов и плакатов, слайд-презентаций, стенных школьных газет, объявлений, а также документов, выдаваемых на руки учащимся;
• при планировании общешкольных мероприятий и работы классного руководителя необходимо предусматривать беседы с родителями по выполнению единых требований к речи учащихся в школе и дома.
Работникам школы, обслуживающему персоналу:
• не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов, жаргонов, ненормативной лексики, унижающей честь и достоинство учащегося и педагога;
• соблюдать общую культуру речи, единые требования к устной и письменной речи.
Порядок ведения ученического дневника
1. Дневники вводятся со второго класса.
2. Все записи в дневниках должны выполняться по предлагаемым разделам аккуратным, разборчивым почерком синей или фиолетовой пастой, без использования корректирующей жидкости, фломастеров;
3. Недопустимо вырывание листов из дневника;
4. Следует подавать дневник учителю-предметнику во время ответа для проставления отметки или по первому требованию учителя или любого другого сотрудника школы.
5. При заполнении дневника учащиеся:
• руководствуются рекомендациями по заполнению дневника на форзаце;
• единообразно выполняют записи на обложке дневника: номер класса (записывается арабской цифрой), название школы, местонахождение школы, фамилия и полное имя ученика в родительном падеже;
• название предметов записывают с большой буквы в соответствии с программой, правильно сокращая слово, при сокращениях ставят точку, при перечислении – запятую; запись месяца, домашних заданий - с маленькой буквы.
6. Классный руководитель обязан:
• проверять дневники 1 раз в неделю;
• выставлять четвертные, полугодовые, итоговые отметки за успеваемость до каникул, отмечая количество пропущенных уроков.
7. Учителя-предметники обязаны:
• систематически и своевременно выставлять текущие отметки, занося их одновременно в дневник и журнал;
за письменные работы отметки выставляются тем числом, когда проводилась работа.
8. Родители систематически контролируют дневник учащихся, заверяя еженедельной подписью.
9. Администрация школы осуществляет систематический контроль (по плану ВШК) ведения дневников учащихся 2–11-х классов в соответствии с требованиями. При административном контроле дневников проверяется наличие в них:
• информации о педагогах класса;
• расписания уроков на четверть и на текущую неделю;
• времени звонков на уроки;
• расписания работы секций, кружков, проведения элективных курсов, дополнительных занятий и т. п.;
• домашних заданий;
• данных о пропусках и опозданиях на учебные занятия;
• неэтичных замечаний учащимся и обращений к родителям от учителей-предметников и классного руководителя;
• текущих отметок, которые должны выставлять учителя-предметники, а не классные руководители;
• подписей родителей;
• проставленных отметок за письменные работы в день их проведения.
• Дневник ведется только ручкой с синими чернилами (записи карандашом, ручками с чернилами других цветов или маркерами недопустимы).
«Единые требования к устной и письменной речи учащихся» (единый орфографический режим) рекомендуется обсудить на школьных методических объединениях учителей всех дисциплин, чтобы определить конкретные критерии единых подходов, направления работы, сроки обсуждения результатов целенаправленной деятельности по овладению грамотной речью в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.
В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...
Работа учителя математики по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся.
В наше время, в связи с компьютеризацией, большим объемом информации, часто письменными ответами на вопросы, снижается речевая культура учащихся, а также качество оформления письменных работ....
Единые требования к устной и письменной речи учащихся.
Требования к речи учащихся общеобразовательных школ в условиях ФГОС...
Положениео единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей МБОУ «Славгородская СОШ » города Славгорода Алтайского края
. Настоящее положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года, Методического письма Министерства просвещения от 1 сентября 1980 года №364-М,...
Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи.
Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи....
О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.
О единых требованиях к устнойи письменной речи учащихся,к проведению письменных работи проверке тетрадей....
Положение о единых требованиях к устной и письменной речи учащихся
Данное Положение разработано в соответствие с едиными требованиями к устной и письменной речи учащихся и призвано регулировать вопросы, связанные с качеством проверки тетрадей...