Урок истории в 10 классе "Итоги и значение политики царя Ивана Грозного"
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Целью урока является обобщение и систематизация знаний об эпохе царствования Ивана Грозного. В ходе урока учащиеся получат возможность формулировать собственную точку зрения, раскрывать основные направления политики Ивана Грозного, формулировать их оценку и значение, вступать в речевое общение. Тип урока: закрепление знаний и формирование умений и навыков. Технология проведения урока: организация дискуссии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kotrutsa_l.n.zip | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
учителя истории ГКОУ ККК «Ейский кадетский казачий корпус» Краснодарского края
Котруца Л. Н., канд. пед. наук
Предмет: история
Класс: 10
Тема урока: «Итоги и значение политики царя Ивана Грозного»
Тип: закрепления знаний и формирование умений и навыков.
Технология проведения урока: организация дискуссии
Технологическая карта урока №1
Тема урока | Итоги и значение политики Ивана Грозного | |
Тип урока | Закрепления знаний и формирование умений и навыков в форме дискуссии | |
Дата урока | 4.02.2013 | |
Образовательные ресурсы | Учебник Н. С. Борисова «История России с древнейших времён до конца XVII в.» 10 класс; карта «Русское государство во второй половинеXVI веке»;презентации «Эпоха ИванаIV: положительное и отрицательное», «Личность Ивана Грозного в искусстве»; фильм «Иван Грозный» Сергея Михайловича Эйзентштейна. | |
План урока | 1. Историческая обстановка и задачи, выдвигаемые историей перед Россией к началу 16 в. 2. Оценка реформ Избранной рады 3. Результаты внешней политики 4. Значимость формирования централизованного государства для развития культуры 5. Опричнина и её последствия 6. Подведение итогов дискуссии | |
Цель урока | Образовательная: - обобщить и систематизировать знания об эпохе царствования Ивана Грозного; - устранить пробелы в знаниях; - добиться усвоения учащимися понятий: централизованное государство, Земский собор, сословно-представительная монархия, кормление, местничество, приказы, Избранная рада, опричнина, ясак. Развивающая: - способствовать развитию умения анализировать, сопоставлять различные точки зрения и высказывать собственную точку зрения, отвечать на вопросы, делать выводы. Воспитательная: - создать условия для объективной оценки личности царя, осуждения жестоких методов правления | |
Формы и методы обучения | Методы: словесный, проблемное изложение, практический Формы: индивидуальная, фронтальная, коллективная | |
Основные понятия и термины | Централизованное государство, Земский собор, сословно-представительная монархия, кормление, местничество, приказы, Избранная рада, опричнина, ясак. | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Объём освоения и уровень владения компетенциями
| Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность | |
Научатся: раскрывать основные направления политики эпохи Ивана Грозного, формулировать их оценку и значение; работать с тестовыми контрольно-измерительными материалами Получат возможность научиться: формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Умеют: определять понятия, вступать в речевое общение |
Технологическая карта урока №2
ХОД УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА | ТСО |
Целевая установка урока (сообщаемая учащимся) Учитель формирует установку на осмысление и восприятие материала Урок будет проводиться в форме дискуссии. Цель этой дискусии раскрыв положительное и отрицательные стороны политика Ивана Грозного прийти к выводу, какую же историческую роль сыграла политика Ивана Грозного в истории России и дать оценку деятельности Ивана Грозного как государственного деятеля. | Презентация «Эпоха Ивана Грозного» Слайд №1, 2 | |
1. Историческая обстановка в России к началу 16 в. и задачи, выдвигаемые историей перед Россией на тот момент Актуализация знаний. Вся вторая половина 15 века ознаменовалась формированием единого государства. Страна шла по пути централизации. Давайте вспомним, как это происходило. Вопрос №1 - При каких князьях произошло формирование единого государства? - Покажите по карте земли, вошедшие в состав Российского государства: (сопровождать показом по карте) Вопрос №2 - Можно ли утверждать, что при Иване и Василии сложилось единое государство? Вопрос №3 - Как называется государство, в котором происходит собирание воедино земель с общим законодательством и складыванием единого рынка? Вопрос №4 - Какое событие нарушило естественный ход складывания централизованного государства? Вывод: при князьях Иване IIIи ВасилииIII страна шла по пути централизации. Иван IV продолжил курс на централизацию, но средства и последствия такой централизации оказались не только положительными, но и губительными для страны. Историческая обстановка в России к началу 16 в. и задачи, выдвигаемые историей перед Россией на тот момент: завершить процесс централизации страны созданием централизованного государственного аппарата власти; уничтожение пережитков периода раздробленности и укрепление международного авторитете России Вопрос №5 - Какие проблемы стояли перед страной в период, когда к власти пришёл Иван IV вы мне скажите после просмотра отрывка из фильма С. М. Эйзенштейна. Вопрос №6 - Для чего ещё нужна сильная власть Ивану IV? Вопрос №7 - Как вы понимаете слова царя Ивана: «Но что же наша отчизна, как не телом по локти и колени отрублена: верховья рек наших Волги, Двины, Волхова под нашей державою, а выход к морю в чужих руках. Земли отцов наших от земли нашей отторгнуты» Вопрос №8 - Кроме бояр, чьи интересы затронул Иван Грозный? Вопрос №9 - Какой орган при царе был создан для решения насущных проблем в стране? - Что такое Избранная рада и кто в неё входил? Задание С6. Дайте политический портрет по выбору одному из членов Избранной рады. | Ответы учащихся Учащиеся включаются в беседу, работают по исторической карте. №1. Предполагаемый ответ. При Иване III и Василии III. Ответ сопровождается показом по карте. При Иване III вошли Ярославское княжество (1463), Пермская земля (1472), Великое княжество Ростовское (1474), Новгородская земля (1478), Великое княжество Тверское (1485), Вятская земля (1489). При Василии III:Псковская земля (1510), Смоленская земля (1514), Рязанская земля (1521) №2. Предполагаемый ответ. В конце 15 в. при Иване III создано единое государство с центром в Москве. Факты, свидетельствующие о создании единого Российского государства: формирование единой территории Российского государства, создание общерусской системы государственного управления; складывание единого общерусского законодательства; концентрация власти в руках великого Московского князя; обретение независимости Руси от Орды; однако окончательно сложилось при первых Романовых, и завершилось формированием абсолютизма при Петре I. №3.Централизованное государство – такое государство, в котором происходит политическое (собирание воедино земель с общим для всех законодательством) и экономическое (складывание единого рынка) объединение вокруг сильной центральной власти, когда устанавливается неограниченная монархия – абсолютизм (самодержавие). (Казна и Двор) №4. Предполагаемый ответ Ранняя смерть Василия III, Елены Глинской. Малолетством Ивана IV воспользовались бояре 1538-1547 гг. – время боярского правления. За власть боролись группировки Шуйских, Бельских, Глинских. Страшные сцены расправ бояр с политическими противниками, свидетелем которых в детстве был Иван IV, развили в нём скрытность, жестокость. Центральное управление разрушено. №5. Предполагаемый ответ - Многовластию боярскому предел положить. - Русскую землю единой держать. - Необходима сила и этой силой будет стрелецкое войско, постоянное. - Гнуть хребты тем, кто единству державы противиться. №6. Предполагаемый ответ. - Только в едином, сильном, слитном государстве внутри твёрдым можно быть и вовне. №7. Предполагаемый ответ ИванIV говорит о возврате старинных русских городов Ям, Копорье, Ивангород на побережье Балтийского моря и необходимости для страны выхода в Балтийское море. №8. Предполагаемый ответ Интересы монастырей: «Святым монастырям великими своими доходами отныне в воинском деле участвовать. Ибо казна их множится, а русской земле пользы с того нет». №9.Предполагаемый ответ. Избранная Рада – неофициальное правительство России при Иване IV в конце 40-х и в 50-е гг. XVI в. (А.Ф. Адашев, Сильвестр, Макарий, А. М. Курбский и др.). За компромисс между разными слоями феодалов, проведение реформ центрального и местного управления, присоединения Поволжья, борьбы с Крымом. С6. Предполагаемый ответ (Приложение № 1) | Карта «Объединение русских земель в 1466-1533гг.» Слайд №3,4,5 Работа учащихся по картам учебника Слайды № 6,7 Слайд №8 Слайд№9 Просмотр отрывка фильмавенчания на царство Ивана IV Время: 00.09.10 Ответ учащихся сопровождать показом по карте Слайды№10, 11 |
2. Оценка реформ Избранной рады Вопрос №1 - С какой целью Иван IVвенчался на царство? Дайте оценку этому событию. Какой он видел природу самодержавной власти? Вопрос №2 - Все великие князья опирались в своей деятельности на Боярскую думу. Что такое Боярская дума? Что изменилось в системе центрального управления? Вопрос №3 - Что такое Земский собор? Когда он появился? Дайте оценку созданию в стране такого органа. Что такое сословно-представительная монархия? Вопрос №4. Чем Боярская Дума отличалась от Земских соборов? Вопрос №5 - Что такое приказы?Дайте оценку этой реформе. Задание Вставьте по смыслу вместо многоточий название приказов Вопрос №6 - Что представляла собой система боярских кормлений? - Каково содержание реформы местного самоуправления?Дайте оценку. Вопрос №7 Каково значение военной реформы? Вопрос №8 - Охарактеризуйте Судебник Ивана Грозного. Дайте оценку - Какие реформы были проведены Избранной Радой в XVI в.? Что было сделано для укрепления государственной власти в середине 50-х гг. 16 в.? Вопрос №9 - Дайте оценку Церковному Собору 1551 г.? Вопрос №10 Назовите органы центральной власти при Иване Грозном | Дискуссия по вопросам. №1. Предполагаемый ответ В 1547 г. Иван Грозный венчался на царство с целью поднять авторитет центральной власти; поднять авторитетвласти в обществе; подготовиться к реформаторскому периоду №2. Предполагаемый ответ Боярская дума - постоянный сословно-представительный законосовещательный орган аристократии при князе или царе. Царь создал Земский собор № 3. Предполагаемый ответ Земский собор появился в 1549 г. Уже первый Земский собор показал стремление царя опереться на мелкопоместных дворян и посадских людей для борьбы с боярством. Таким образом, в политическом плане деление внутри Земского собора произошло не по сословному признаку, а по межсословному на антибоярской основе. Таким образом, царь и не помышлял о том, чтобы отказаться от такого традиционного института, как Боярская дума, он лишь стремился поставить бояр под контроль, опираясь на Земский собор. Положено начало складыванию в России сословно-представительной монархии. №4. Боярская дума - постоянный сословно-представительный законосовещательный орган аристократии при князе или царе. №5. Предполагаемый ответ Приказы – органы центрального управления в России XVI- нач. XVIIIвв., а также местные органы дворцового управления в XVI-XVIIвв. Появление приказов 1. Важней шаг в развитии и завершении централизованного аппарата власти. 2. Складывался профессиональный государственный аппарат – главная опора центральной власти. Ответы на задание. Приказы: Челобитный, Поместный, Разбойный, Земский, Разрядный. Дьяки. №6.Предполагаемый ответ. Наместники, волостели и другие представители местной княжеской администрации получали «корм» обычно 3 раза в году — на Рождество, Пасху и Петров день. При вступлении кормленщика в должность население платило ему «въезжий корм». «Корм» давался натурой: хлебом, мясом, сыром и т. д.; для лошадей кормленщиков поставлялись овёс, сено. Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные и др. За счёт этих сборов они жили и содержали свою челядь. Кормления порождали произвол и злоупотребления местных властей, заинтересованных в обогащении в период пребывания в кормленщиках. В середине 50-х гг. XVI в. кормления были ликвидированы. На местах самими подданнымиизбирали чиновников для несения государственных функций. Выбранные в городах и волостях целовальники (целовали крест на верность царю) и старосты становились «чиноначальными людьми» государства.Выборность и сменяемость этих лиц ставила их деятельность (в пользу государства и контролируемую государством) также и под контроль подданных. №7. Предполагаемый ответ Тысяча дворянских семей получала на условиях воинского служения поместные земли в окрестностях Москвы. Новое столичное дворянство составило своеобразную царскую гвардию, собираемую по призыву государя в сравнительно короткие сроки. Применительно к стрелецким войскам впервые в России устанавливалась система воинских званий: стрелец, десятник, пятидесятник, сотник, полуголова (подполковник), воевода, стрелецкий голова. Каждому полку и сотне вручались специальные знамена. Название «стрельцы» связано с оснащением новых войск огнестрельным оружием - пищалями. №8. Предполагаемый ответ 1. Продолжение совершенствования правовой и судебной системы и законодательства страны. 2. Продолжение процесса централизации. 3. Усиление процесса закрепощения крестьян. 4. Впервые внесено в закон государства наказание за взяточничество. №9.Предполагаемый ответ Продолжение процесса централизации в сфере церковного строительства: 1) формирование единообразия церковных обрядов;2) утвердил единый для всей страны пантеон святых; 3) улучшение нравов духовенства. №10. Предполагаемый ответ Царь, Боярская дума, Земский собор, Приказы, Митрополит, местные органы власти | Слайд № 12 Слайд № 13 Слайд 14 Слайд №15 Слайды №16, 17 Слайд №18 Слайды № 19 Слайды № 20, 21 Слайды №22, 23 Слайд №24 Слайды №25, 26 |
3. Результаты внешней политики Вопрос №1 - Какие два направления во внешней политике, проводимой Избранной радой и Иваном IV вы знаете? Вопрос №2 Каково историческое значение вхожденияКазанского, Астраханского и Сибирского ханств в состав России? Покажите по карте территории вошедшие в состав России. Вопрос №3 Принимали ли казаки участие во взятии Казани и освоении Сибири? Вопрос №4 Какое сословие впервые упоминается в документах Ивана Грозного? | №1. Предполагаемый ответ Восточное направление и западное. №2. Предполагаемый ответ С Ивана Грозного русское государство взяло на себя миссию продвигаться на Восток. Исходным рубежом этого процесса стало присоединение Казанского ханства, а затем и Астраханского. Историческое значение:1. Прекратились опустошительные набеги со стороны Казани на русские земли, что наносило огромный ущерб России. 2. Народы России и Поволжья защищены от плена и рабства.Историческое значение присоединения Сибири: 1. Открылась возможность для более активного хозяйственного освоения Сибири. 2. Размещение на её слабозаселённых просторах новых землепашцев, ремесленников и торговцев. 3. Увеличение податного населения (ясак) ещё один источник дохода для государства. 4. Поиск руд ценных металлов. 5. Строительство русских городов – Тюмень, Тобольск, Верхотурье, Тара. 6. Освоение Сибири способствовало ускорению социально-экономического развития коренных народов №3 . Предполагаемый ответ Да, принимали. При покорении Казани были донские казаки, ходившие туда с атаманом Сусаром Федоровым и многими другими. За добровольное и героическое участие в штурме Казани царем была дарована жалованная грамота донским казакам на «реку Дон со всеми притоками» в вечное пользование, подтверждающая независимый статус донского казачества. Сибирь покоряли тоже донские казаки во главе с атаманом Ермаком. №4. Предполагаемый ответ. Казаки. Первая царская грамота донским казакам относится к 1570 г. | Слайды № 27,28 Работа по карте Учебник, карта №9 Слайды №29, 30 Слайд № 31 Слайды №32, 33 |
4. Значимость формирования централизованного государства для развития культуры Задание по тексту - О каком событии идёт речь в документе Вопрос №1 - Как процессы централизации страны повлияли на культурное развитие? О каком событии идёт речь в этом отрывке и когда оно произошло: «Много храмов строилось на Руси… И повелел царь и великий князь Иван Васильевич покупать святые книги на торгу… Но из них мало оказалось годных, остальные же все искажены несведущими и неразумными переписчиками… И это стало известно царю, и он начал размышлять, как бы издать печатные книги, как у Греков, в Венеции, Италии и иных народов, чтобы впредь святые книги излагались правильно. Повелел царь устроить на средства своей казны дом, где производилось (печатное) дело» Вопрос №2 - Как назывались первые печатные книги в России? Какое значение имело начало книгопечатания для России? Вопрос №3 - Какие ещё памятники культуры созданы при Иване IV? | Чтение текста О необходимости создания Печатного двора №1. Предполагаемый ответ В 1553 году по приказу Ивана IV в Москве был построен Печатный двор. Предполагают, что в этой типографии работал и Иван Фёдоров №2. Предполагаемый ответ Первые печатные книги «Апостол» и «Часовник».Книги по своему содержанию были богословскими, но наряду сними станут издаваться книги, служившие учебниками («Букварь»). Издание книг имело огромное значение для развития просвещения. Было вызвано развитием государства и общества, стало важным условием преодоления известной культурной отсталости и упрочения положения России среди других европейских государств. №3. Предполагаемый ответ По распоряжению царя создан уникальный памятник литературы. Лицево́йлетопи́сный свод - летописный свод событий мировой и особенно русской истории | Слайд № 34 Слайд № 35, 36 Слайд № 37, 38 Слайды № 39, 40, 41 |
5. Опричнина и её последствия Вопрос № 1 Что такое опричнина? Вопрос №2 - Каковы итоги опричнины? | №1. Предполагаемый ответ Опричнина – Иван IV выделил себе личный удел (1565-1572), где установил террористический режим военной диктатуры, проводимой опричниками в борьбе с предполагаемой изменой среди феодалов (репрессии, казни, конфискации и пр.). №2. Предполагаемый ответ Итоги опричнины: 1.Дезорганизован государственный аппарат. 2. Сложилась самодержавная форма правления. 3. Ослабла обороноспособность и безопасность страны. 4. Поступления в казну резко сократились из-за бегства крестьян, 5. Введение «заповедных лет», усиление закрепощения крестьян. 6. Демографический, экономический и духовный кризис. 7. Страна значительно продвинулась по пути централизации: ослабло влияние московского титулованного боярства, со смертью Владимира Старицкого исчезло последнее удельное княжество, с низложением митрополита Филиппа усилилось влияние государства на церковь, с разгромом Новгорода была окончательно подорвана общественная самодеятельность «третьего сословия». | Слайды №42, 43 |
6. Подведение итогов дискуссии Оценка №1 Многие историки дают негативные оценки личности и политики Ивана IV Грозного, подчеркивая деспотизм, жестокость царя, бессмысленность опричной политики, плачевные итоги его правления. Подтвердите фактами Оценка №2 Какие другие оценки личности и общих итогов царствования Ивана Грозного вы знаете? Какую оценку вы считаете более убедительной? Приведите факты и положения, которые могут аргументировать избранную вами точку зрения. Оценка №3 «Его многие судили, очень немногие пытались понять, да и те увидели в нем только жалкое орудие придворных партий, чем Иоанн не был. Bce знают, все помнят его казни и жестокости; его великие дела остаются в тени; о них никто не говорит» | №1. Предполагаемый ответ - политика опричнины вылилась в массовый террор, репрессии, земельные конфискации, погибло огромное количество людей - была проиграна затяжная Ливонская война - разрушена экономика страны: разорены многие крестьянские хозяйства, сокращены пахотные земли - царствование Ивана Грозного завершилось провалом всей его политики, тяжелым экономическим, политическим и династическим кризисом, что привело Россию к Смуте конца XVI – начала XVII вв.Иван Грозный вверг страну в опасный династический кризис. В 1581 г. он в ссоре убил своего старшего сына царевича Ивана Ивановича. Когда в 1584 г. царь умер, он оставил двух сыновей – слабоумного Фёдора и малолетнего Дмитрия – сына седьмой жены Марии Нагой, родившегося в 1582 №2. Предполагаемый ответ - Иван IV – один из крупнейших государственных деятелей российской истории, сыгравший большую роль в укреплении сильной централизованной власти в России. - с царствованием Ивана IV связаны внешнеполитические успехи России на Востоке, расширение территории Российского государства. - Иван IV вместе с Избранной Радой провел реформы, направленные на усиление централизации государства и складывание в России сословно-представительной монархии - с его царствованием связано начало деятельности Земских соборов - реформы в области центрального и местного управления, права, армии отражали интересы многих слоев русского общества и способствовали укреплению Российского государства - в правление Ивана IV к России были присоединены Казанское и Астраханское ханства, начато покорение Сибири. № 3. Выскажите свою точку зрения на высказывание К. Д. Кавелина Возможны следующие точки зрения: Реформы 50-х годов XVI века способствовали укреплению Российского централизованного многонационального государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны, однако сопровождались новым нажимом на русское крестьянство, вели к его дальнейшему закрепощению. Реформы середины XVI века одновременно создали предпосылки для решения внешнеполитических задач, стоящих перед Россией. Россия расширила свою территорию, к ней были присоединены земли от Волги до Иртыша, были приобретены важные торговые пути на Восток. Однако в Ливонской войне страна потерпела поражение и оказалась фактически отрезана от Балтийского моря. За время царствования Ивана IV значительно укрепилась царская власть, стал создаваться центральный аппарат управления, но сделано это было ценной опричнины и кровавого террора. В этот же период были заложены основы крепостного права. | Слайды №44, 45 Слайд №46 Слайд № 47 |
Итоги царствования (оценка деятельности Ивана Грозного)
Заключительные слова учителя: Он действовал, исходя из обстоятельств, а они были в те годы весьма неблагоприятны для страны. Жестокость царя не идёт ни в какое сравнение со зверствами европейских монархов и продиктована главным образом нравами его эпохи. Реформы же его были действительно выдающимися даже по общеевропейским меркам и служат еще одним доказательством того, что власть должна быть сильной и жёсткой. С Кургинян | Историки по-разному оценивают деятельность Ивана Грозного. Так, по словам Н. М. Карамзина, «эта эпоха хуже монгольского ига», философ Н. А. Бердяев писал, что «в атмосфере XVI века задыхалось всё самое святое». | Слайд №48 Слайд № 49 |
Домашнее задание: Политический портрет (С6) Ивана Грозного
Приложение 1
Документ 1
А. Зачем, царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным казням предал и на доброхотов твоих, душу за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах и чародействе и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким? В чём же провинились перед тобою и чем прогневали тебя христиане – соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства? Не сдались ли тебе крепости немецкие, по мудрости их, им от Бога дарованной?..
Не думай, царь, что мы уже погибли и истреблены тобою без вины, и заточены, и изгнаны несправедливо, и не радуйся этому, гордясь суетной победой: казнённые тобой, у престола Господня стоя, взывают об отмщении тебе; несправедливо изгнанные тобой из страны, взвываем день и ночь к Богу, обличая тебя.
Б. Исполненное истинного православия самодержавство Российского царства начиналось по Божьему изволению от великого князя Владимира, просветившего Русскую землю святым крещением, и великого князя Владимира Мономаха, удостоевшегося чести от греков, и от храброго великого государя Александра Невского, одержавшего великую победу над безбожными немцами, и от достойного хвалы великого государя Дмитрия, одержавшего за Доном победу над безбожными агарянами… Мы же… по Божию изволению и по благословению прародителей своих родились на царстве и воспитались. Мы не насилием добыли царства, тем более поэтому кто противится такой власти – противится Богу!.. На это уж воля Господня, коли придётся пострадать. Если же ты праведен, почему не пожелал от меня, строптивого владыки, пострадать и заслужить венец вечной жизни… А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и миловать.
Вопросы:
- Кто авторы этих документов, и в каком веке они созданы?
- В связи с чем возникла переписка между царём и его подданным?
- Что является предметом спора между царём и подданным?
- Чем различаются позиции авторов по обсуждаемому вопросу?
1. Это фрагмент из переписки князя Андрея Курбского и царя Ивана Грозного. Середина XVIв.
2. Переписка возникла в связи с бегством князя в Литву в самый разгар Ливонской войны.
3. В переписке обсуждается право царя на неограниченную власть.
4. Князь Курбский считает, что аристократия, сыгравшая огромную роль в истории государства, имеет право на участие в управлении государством, и царь должен с ней считаться. А царь Иван Грозный считает, что самодержавие дано от Бога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития критического мышления учащихся на уроках истории на примере изучения темы «Внутренняя политика Ивана IV Грозного: реформы и контрреформы».
Проект урока с использованием методики развития критического мышления. Получая новую информацию, современные ученики должны научиться рассма...
Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".
Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...
Разработка урока истории 7 класс по теме Внешняя политика России первой трети XVI века
Данный материал содержит технологическую карту, презентацию и приложение к уроку по теме "Внешняя политика России во второй половине XVI века....
Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II".
Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II"....
Конспект урока истории. 5 класс. Тема: "Персидская держава царя царей".
Урок разработан с учетом нового Федерального Государственного образовательного стандарта, где серьезное внимание уделено вопросу формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных...
Презентация к уроку литературы "Песня про царя Ивана Грозного и молодого опричника и удалого купца Калашникова"
Наглядный материал к уроку...