Конспект урока 8 класс "Комментарии. События. Факты"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Анна Вячеславовна Васильева

Цели урока: повторить и обобщить знания о публицистике, показать практические умения создания работ в заданном жанре через аспекты формирования учебно-познавательной, коммуникативной, информационной компетенций.

1) Формирование учебно-познавательной компетенции:

А) нахождение, переработка использование информации для решения учебных задач;

Б) применение знаний в нестандартной ситуации;

2) формирование коммуникативной компетенции:

А) Владение письменной коммуникацией (умение работать с текстом);

Б) Владение продуктивной коммуникацией (умение работать в группе);

В) Владение устной коммуникацией (монолог, диалог, умение задавать вопросы, публичное выступление);

3) формирование информационной компетенции:

А) поиск, поучение, обработка, представление и передача информации;

Б) систематизация и превращение информации в знание;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5  г. Надыма»

Конспект интегрированного урока

«Факты. События. Комментарии. Нить времени»

Васильева Анна Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык, литература, история, обществознание

Класс: 8

Место проведения: учебный кабинет 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний  

Форма урока: урок-практикум

Дата проведения: 05 мая 2014 года

 

Цели урока: повторить и обобщить знания о публицистике, показать практические умения создания работ в заданном жанре через аспекты формирования учебно-познавательной, коммуникативной, информационной компетенций.

1) Формирование учебно-познавательной компетенции:

А) нахождение, переработка использование информации для решения учебных задач;

Б) применение знаний в нестандартной ситуации;

2) формирование коммуникативной компетенции:

А) Владение письменной коммуникацией (умение работать с текстом);

Б) Владение продуктивной коммуникацией (умение работать в группе);

В) Владение устной коммуникацией (монолог, диалог, умение задавать вопросы, публичное выступление);

3) формирование информационной компетенции:

А) поиск, поучение, обработка, представление и передача информации;

Б) систематизация и превращение информации в знание;

 

Задачи урока:

Знать: характерные  черты и структуру основных публицистических жанров;

Понимать: как использовать эти знания для построения текста в определенном публицистическом жанре;

Применять: заданную структуру для создания текста;

Анализировать: определять соответствие творческой работы соответствующей структуре;

Синтезировать: выполнить практическое задание, подготовить творческую работу;

Оценивать: результаты своей деятельности, деятельности других учащихся.

Планируемые результаты урока

Личностные результаты:

-развитие доброжелательности и солидарности;

-сформированность учебных мотивов,

-интерес к способу решения и общему способу действия;

-проявлять толерантное отношение к истории, культуре других народов.

Метапредметные

Познавательные:

-структурирование знаний,

-понимание важности отрабатываемых умений в системе изучения русского языка,

-понимание конкретных признаков отдельных жанров публицистики;

-синтез целого из частей;

-выдвижение гипотез и их обоснование;

– устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени. 

Регулятивные:

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

-планирование работы  в группе;

-контролирование затраченного времени на задание;

-оценивание своей работы на уроке;

– планировать решение учебной задачи: выстраивать

последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Коммуникативные:

-эмоционально- позитивное отношение к процессу сотрудничества;

-умение слушать собеседника и давать отзыв;

-учет разных мнений и умение обосновать собственное;

- применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные

точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

- воспринимать учебный материал с учетом поставленной учебной задачи,

находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

- понимать и уметь применять исторические понятия для аргументации своей точки зрения при решении учебной задачи.

Предметные:

-уметь работать с литературой (словари, хрестоматия, учебник)

-уметь мыслить, рассуждать, делать выводы

- уметь работать с текстом;

-уметь составлять публицистические работы в соответствии с заданным жанром;

-показать возможности применения жанров публицистики.

Ход учебного занятия

  1. Оргмомент
  2. Этап актуализации и подготовки к основному этапу
  3. Основной этап (систематизации и обобщения знаний)
  4. Этап рефлексии и подведения итогов

Учитель: Здравствуйте!

Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок русского языка и литературы. Мы выйдем за рамки наших предметов. Каким именно образом-увидите в процессе урока. Внимание на экран.

На экране: видео о событиях в Украине

Учитель: Какие события были продемонстрированы?

Учащиеся: Беспорядки в Украине

Учитель: Лично я не могу оставаться равнодушной к этим кадрам. Был ли кто-то из вас в Украине?

Учащиеся: Да

Учитель: Живут ли у вас там родственники, друзья?

Учащиеся: Да

Учитель: У меня тоже. Вот почему нам с вами всё это так близко.

С чем связаны события, которые происходят в Украине сегодня?

Учащиеся: С неонационализмом

Учитель: Вы правы.

Ребята, считается, что история развивается по спирали. 70 лет назад события, подобные этим, привели к одной из самых страшных трагедий в истории человечества.

Внимание на экран.

На экране: кадры с начала Великой Отечественной войны

Учитель: О каком событии нам рассказывают эти документальные кадры?

Учащиеся: О Великой Отечественной войне

Учитель: Каким образом память тех лет дошла до нас, потомков?

Учащиеся: Из рассказов очевидцев, историй, которые передаются в семье из поколения в поколение.

Учитель: Верно. Но часть информации уходила, часть искажалась. Верной оставалась та, которую фиксировали фотокамеры и газеты - публицистика.

Давайте с вами вспомним основные жанры публицистического стиля

Учитель чертит схему на доске, учащиеся называют основные жанры публицистического стиля: репортаж, заметка, интервью.

Учитель: Назовем их характерные черты

Учащиеся называют характерные черты, учитель фиксирует на доске: -вопросно-ответная форма

-общественная значимость

- позиция героя

-точное указание места и времени

-оперативное сообщение

-позиция корреспондента

-краткость

-злободневность

-авторское отношение

Учитель: Что или кто занимает центральное место во всех трех жанрах?

Учащиеся: Человек

Учитель: Сейчас вы побудите в роли корреспондентов и создадите свой материал.

Итак, выделим цель нашего урока.

Учащиеся: Обобщить полученные ранее знания о жанрах публицистики и применить их на практике.

Учитель: А сделаете вы это проанализировав реальную ситуацию.

Недавно в Интернете выложили вот такое видео. Оно вызвало неоднозначную реакцию. Внимание на экран.

На экране: А. Дмитрук «Никогда мы не будем братьями»

Учитель: Ребята, кто это?

Учащиеся: Школьница

Учитель: Это девочка, ваша ровесница. Ее зовут Анастасия Дмитрук. Она живет в Украине.

Вы поняли, о чем она говорит?

Учащиеся: О неприязни к России

Учитель: Какие чувства у вас возникли? Почему?

Учащиеся: Чувство возмущения, желание ответить

Учитель: Что бы вы ей ответили?

Учащиеся: Что она не права

Учитель: Итак, задание. Представьте, вы переместились в Киев. Ваша группа стала свидетелем съемки этого видеоролика и пишет репортаж с места событий.   Вторая группа составляет заметку о данном ролике, увиденном уже в Интернете.

Вы,3-я группа, составляете план интервью - вопросы, которые вы бы задали вашей ровеснице Анастасии.

На выполнение задания даю 7 минут. Приступайте.

Учащиеся работают, учитель консультирует индивидуально.

Учитель: Прослушаем полученные творческие работы и оценим их согласно оценочным листам.

Оценивание (согласно оценочным листам на партах)

Учитель: Не только у вас, но и у множества других людей возникло желание дать ответ Анастасии на ее стихотворение. Вот один из них. Внимание на экран.

На экране: Стихотворение- ответ

Учитель: Ребята! Мы надеемся и верим, что всё то отрицательное, что нам пытаются внушить-не жизнеспособно. Мы должны помнить о наших братских корнях, о нашей общей истории.

Учитель: Подведем итог нашему уроку. Что было вам известно о жанрах публицистического стиля?

Учащиеся: Разновидности, особенности

Учитель: Что нового дал вам сегодняшний урок?

Учащиеся: практику

Учитель: Для чего вам понадобятся эти умения?

Учащиеся: для удачной сдачи итоговой аттестации в 9-м классе

Учитель: А еще для выполнения творческого домашнего задания. Предлагаю вам ощутить себя проводниками во времени, корреспондентами, патриотами.

В нашей школе открыт проект «Нить времени». На летних каникулах вы, используя знания и навыки, полученные на уроке, создадите свои работы. Они будут основаны на том, что расскажут ваши близкие о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне.

Мы протянем с вами эту нить времени от прошлого к настоящему – я уверена, светлому и доброму.

Урок окончен, можете быть свободны.        

Технологическая карта урока

Действия учителя

Действия учащихся

Способ действия

Здравствуйте!

Сегодня у нас с вами не совсем урок русского языка и литературы. Мы выйдем за рамки наших предметов. Каким именно образом-увидите в процессе урока. Внимание на экран.

Слушают

Осознают коммуникативные цели говорящего (учителя).

1 (монтаж, новости с Украины)

Смотрят

Извлекают необходимую информацию из видео, анализируют общее содержание.

Какие события были продемонстрированы?

Беспорядки в Украине

Адекватно понимают основную и дополнительную информацию, воспринятую зрительно и на слух.

Лично я не могу оставаться равнодушной к этим кадрам. Был ли кто-то из вас в Украине?

Живут ли у вас там родственники, друзья?

У меня тоже да.

Вот почему нам с вами всё это так близко.

Отвечают

Адекватно понимают основную и дополнительную информацию, воспринятую зрительно и на слух.

С чем связаны события, которые происходят в Украине сегодня?

Да, с неонационализмом.

Отвечают

Создают устные монологические и диалогические высказывания

Считается, что история развивается по спирали. 70 лет назад подобные события привели к страшной трагедии в истории человечества.

Внимание на экран.

Слушают

Осознают причинно-следственные связи

2 (кадры с начала Великой Отечественной войны)

Смотрят

Извлекают необходимую информацию из видео, анализируют общее содержание

О каком событии нам рассказывают эти документальные кадры?

Вторая Мировая война, последствия национализма

Создают устные монологические и диалогические высказывания

Каким образом память тех лет дошла до нас, потомков?

Воспоминания очевидцев, письма, рассказы

Создают устные монологические и диалогические высказывания

Верно. Но часть информации уходила, часть искажалась. Верной оставалась та, которую фиксировали фотокамеры и газеты - публицистика.

Давайте с вами вспомним основные жанры публицистического стиля (схема на доске)

Слушают

Систематизируют знания об основных публицистических жанрах

Создают устные монологические и диалогические высказывания

Назовем их характерные черты (Учитель фиксирует на доске)

Отвечают

Выявляют основные характерные черты публицистических жанров: интервью, репортаж, заметка

Что или кто занимает центральное место во всех трех жанрах?

Человек

Создают устные монологические и диалогические высказывания

Сейчас вы побудете в роли корреспондентов и создадите свой материал.

Слушают

Извлекают необходимую информацию из слов учителя

Итак, выделим цель нашего урока.

 обобщить полученные ранее знания о жанрах публицистики и применить их на практике.

Создают устные монологические и диалогические высказывания

А сделаете вы это проанализировав реальную ситуацию. Недавно в Интернете выложили вот такое видео. Оно вызвало неоднозначную реакцию. Внимание на экран.

Слушают

Осуществляют осознанный выбор источника информации

3 (Видео: А. Дмитрук «Никогда мы не будем братьями»)

Смотрят

Извлекают необходимую информацию из видео, анализируют общее содержание

Наблюдают за особенностями

Ребята, кто это?

Это девочка, ваша ровесница. Ее зовут Анастасия Дмитрук. Она живет в Украине.

Вы поняли, о чем она говорит?

Какие чувства у вас возникли? Почему?

Что бы вы ей ответили?

Отвечают

Слушают

Отвечают

Адекватно воспринимают информацию

Создают устные монологические и диалогические высказывания

Итак, задание. Представьте, вы переместились в Киев. Ваша группа стала свидетелем съемки этого видеоролика и пишет репортаж с места событий.   Вторая группа составляет заметку о данном ролике, увиденном уже в Интернете.

Вы (3 группа) составляете план интервью, вопросы, которые вы бы задали вашей ровеснице Анастасии.

На выполнение задания 7 минут.

Слушают

Извлекают необходимую информацию из слов учителя

Индивидуальная работа с учащимися

Работа на компьютерах

Создают и редактируют  собственные тексты с учетом заданных структурой требований

Моделирование по заданной структуре

Оценивание (согласно оценочным листам на партах)

Работа в группах

Осуществляют взаимоконтроль творческих работ

Оценивать правильность речи, соответствие заданной структуре

Оценивают собственные и чужие высказывания с точки зрения их соответствия заданным требованиям и нормам литературного русского языка

Выступают перед аудиторией

Не только у вас, но и у множества других людей возникло желание дать ответ Анастасии на ее стихотворение. Вот один из них. Внимание на экран.

4 (Видео: стихотворение- ответ )

Смотрят

Извлекают необходимую информацию из видео, анализируют общее содержание

Ребята! Мы надеемся и верим, что всё то отрицательное, что нам пытаются внушить-не жизнеспособно. Мы должны помнить о наших братских корнях, о нашей общей истории.

Слушают

Извлекают необходимую информацию из слов учителя

Подведем итог нашему уроку. Что было вам известно о жанрах публицистического стиля? (разновидности, особенности)

Что нового дал вам сегодняшний урок? (практику)

Для чего вам понадобятся эти умения?

Отвечают

Формулируют обобщенный вывод

Приводят примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны

Создают устные монологические и диалогические высказывания

А еще для выполнения творческого домашнего задания. Предлагаю вам ощутить себя проводниками во времени, корреспондентами, патриотами.

В нашей школе открыт проект «Нить времени». На летних каникулах вы, используя знания и навыки, полученные на уроке, создадите свои работы. Они будут основаны на том, что расскажут ваши близкие о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне.

Мы протянем с вами эту нить времени от прошлого к настоящему – я уверена, светлому и доброму.

Урок окончен, можете быть свободны.

Слушают

Воспринимают слова учителя

Извлекают необходимую информацию из слов учителя

Устанавливают причинно-следственные связи

Уточняют полученное домашнее адание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новости, события, факты

Цель:пополнять знания детей о своей малой Родине.Ребята, вспомните и скажите, какие сообщения вы должны были приготовить к сегодняшнему занятию "Новости, события, факты" ?(ответы детей)Вот о чем мы и ...

Перепись населения: события, факты, комментарии.

В работе описывается история переписи населения в нашей стране. Более побробно анализируется перепись 2010 года. Ученица провела исследование как проходил этот процесс в своем районе и селе, а также п...

Новости, события, факты "Ковров-мой край родной".

Цель: расшиоение знаний об истории своей малой Родины....

Конспект урока "Виды событий. Относительная частота случайного события"

Виды событий. Относительная частота случайного событияЦель урока: организация деятельности учащихся по усвоению основных понятий теории вероятностей.Задачи урока:образовательные: создать условия для а...

Конспект урока "Великобритания: интересные факты"

Материалы к УМК "New Challenges-3" 7 класс...

ПОЛОЖЕНИЕ о региональной научно - практической конференции «Мой край родной. Люди, события, факты»

Региональная  научно – практическая конференция  проводится в рамках мероприятий Года науки и технологий и празднования 800- летия Нижнего Новгорода. Цель НПК:Формировать патриотическо...