Перепись населения: события, факты, комментарии.
материал по географии (8 класс) по теме
В работе описывается история переписи населения в нашей стране. Более побробно анализируется перепись 2010 года. Ученица провела исследование как проходил этот процесс в своем районе и селе, а также провела школьную перепись. Сделаны выводы. Составлена презентация. На районном конкурсе "Старт в науку" Алина заняла второе место.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_perepis_naseleniya.docx | 625.63 КБ |
perepis.zip | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Гулёновка
Перепись населения: события, факты, комментарии.
Научно-практическая конференция
«Старт в науку»
Выполнила: ученица 8 класса Дурнова Алина Руководитель: учитель географии Тимошина Н.С.
Содержание:
Введение
Теоритическая часть: 5-9
- Из истории переписи населения
Практическая часть 11-20
- Последняя перепись населения в селе Гулёновка 10-13
- Сердобского района Пензенской области
- Результаты переписи 13-16
- Школьная перепись 16-19
Заключение
Список использованных источников 21
Приложение
Введение
Совсем недавно, в 2010 году в нашей стране прошла очередная перепись населения. До этого у нас в школе прошла игра "Школьная перепись". Меня заинтересовало, когда в нашей стране была первая перепись населения, что даёт этот процесс, как он проходит в стране, как проходил в нашем селе... На все эти вопросы я попыталась ответить в своей работе.
Целью работы я поставила: узнать, для чего и как проводится перепись населения. Какие особенности жизни общества перепись выявляет?
Задачи работы:
1. Изучить историю переписи населения в России
2. Ознакомиться с проведением переписи 2010 года и её результатами
3. Сформировать представление о статистических исследованиях, обработки данных и интерпретации результатов на примере своего села
4. Собрать статистической информации о семьях школы, обработать и проанализировать результаты с точки зрения, что семьи отдельно взятой школы – это частица населения России.
5. Сделать выводы о необходимости переписи населения
Перепись населения — единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определенное время ко всем лицам в стране или четко ограниченной её части. В понятие переписи населения иногда включают также процессы сводки, обработки и публикации данных. Всероссийская перепись населения является основным источником формирования официальной статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории Российской Федерации в сочетании с социально - экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем с целью определения перспектив социально-экономического развития страны.
Данные переписи населения уникальны, их невозможно получить при текущем учете или использовании данных административных источников. Информация о численности и составе населения необходима для формирования бюджетов всех уровней, на их основе производится расчет параметров социально-экономического развития России и ее регионов. В связи с этим требуется регулярное обновление информации о населении.
Результаты Всероссийской переписи населения 2010 года позволят увидеть практические результаты той созидательной работы, которая формировала облик России в последнее десятилетие, включая позитивные итоги национальных проектов. Актуальным представляется то, что мы увидим, как повлиял на жизнь страны мировой экономический кризис. Степень его влияния можно будет определить на основе статистических показателей, например таких, как занятость населения, необходимость трудиться сразу на двух или нескольких работах. Целый блок вопросов позволит увидеть изменения ситуации в жилищной сфере, в уровне образования.
Итоги переписи имеют долгосрочную перспективу. Они будут способствовать принятию решений не только по выходу России из кризиса, но и повышению уровня жизни уже в послекризисный период.
Велико культурно-историческое значение каждой переписи. Ведь она является своего рода портретом общества, мгновенной фотографией всей России. Благодаря переписи 2002 года и переписи 2010 года будущие поколения получат поистине бесценную информацию, о том, как живем мы – россияне начала XXI века.
Школьная же перепись также важное мероприятие. Во время его проведения ребята ни просто играли и развлекались, но еще и получали неплохие навыки работы с документами, стали задумываться над важностью Всероссийской переписи населения.
Актуальность данной работы определяется тем, что в последнее время в нашей стране остро стоят демографические проблемы, которые отражаются и на нашем ученическом коллективе. Перепись населения позволяет не только отслеживать демографические процессы,но и заставляет компетентные органы серьезно задумываться над данными проблемами и решать их.
Методы проведения исследования:
– гипотеза, анализ и синтез статистических данных, который даёт чёткую картину исследуемой темы;
-анкетирование и сравнительный анализ.
1. Из истории переписи населения
/Теоретическая часть/
История переписей населения в России уходит корнями в глубокую древность. О самом раннем периоде этой истории имеется, к сожалению, очень мало письменных свидетельств. В летописях, относящихся к IX – XI вв., есть лишь упоминания о сборе дани князьями. Вероятно, при сборе дани учитывалась и численность облагаемого населения, но подробности этого учета неизвестны. Более достоверны летописные свидетельства об учетах населения в XIII в., в период татаро-монгольского нашествия. С целью сбора дани татарские ханы провели перепись населения в 1246г. в Киевской Руси, в 1255-1256 гг. - в Суздальской земле, в 1256-1259 гг. – в Новгородской. Переписи в то время, скорее всего, были похозяйственными, как и в других странах, т.е. единицей наблюдения было хозяйство ("дом"). Учет же населения имел второстепенное значение. Во всяком случае, общее число жителей по этим переписям установить не удалось.
В XIV – XVI вв. по мере становления централизованного российского государства развивалось и учетно-статистическое дело. Единицей налогового обложения стали земельные участки, поэтому и переписи были поземельными. Но в них наряду с описанием земельных владений указывалось число дворов и людей. Результаты переписей фиксировались в писцовых книгах, которые велись постоянно и служили юридическими документами на право владения землей и крепостными.
В XVII веке в связи с развитием ремесел и торговли единицей налогообложения становиться хозяйство ("двор"), а учеты населения именуются подворными переписями. Такие описания проводились часто. Число и масштабы переписей расширились настолько, что в Москве был образован Счетный приказ.
Перепись велась, прежде всего, силами писцов и подьячих, служивших в московских приказах – органах центральной власти, ответственных за тот или иной участок государственных дел.
Прежде всего, писец снабжался наказом – инструкцией о том, как проводить перепись. Непосредственная работа переписчиков начиналась с того, что, приехав в станы и волости, в монастырские вотчины и поместья, они должны были "в тех вотчинах и поместьях… государев указ (о переписи) вычитать… чтоб дворяне и дети боярские и их приказчики и старосты и целовальники приносили к ним сказки…". "Сказками" в данном случае называли отчеты о численности крестьян в крепостнической вотчине или посадских людей на тяглом дворе. В соответствии с налоговыми целями повторные переписи охватывали только податное, в основном мужское население. Однако в некоторых подобных переписях учитывались и женщины, и часть неподатного населения, давалось распределение по возрастным группам, брачному состоянию, иногда указывались даже род занятий, чин и профессия. (4)
Следующим шагом в становлении учета населения в России был переход к системе петровских ревизий. Учеты XVII – начала XVIII веков давали слишком приблизительный результат - так велика была погрешность. Между тем реформы Петра I и беспрерывные войны требовали увеличения армии и огромных средств. Получить солдат и деньги можно было только при условии более или менее точного знания о количестве потенциальных рекрутов и налогоплательщиков. Вот почему Петр I решился на кардинальную реформу налоговой системы. За уклонение от переписи или "утайку душ" указ предусматривал жестокие кары, вплоть до смертной казни. Этим указом было положено начало целой серии подушных переписей ("ревизий"), которые с различными изменениями проводились в России в течение последующих 140 лет, с 1719 по 1859г., вплоть до отмены крепостного права. Всего было 10 ревизий, каждая из которых продолжалась в течение нескольких лет.
Ревизии дали богатый материал для изучения населения России. Они и сегодня не потеряли своей научной ценности как исторический материал. (2)
После отмены в 1861 г. крепостного права в отдельных городах и даже целых губерниях Российской империи начали проводиться учёты населения. Они имели целью подготовиться к первой Всеобщей переписи населения, которую планировалось провести на научной основе.
Позднее переходят к научно организованным переписям, которые регулярно проводились в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.
12 декабря 1871 года была проведена первая однодневная перепись населения в Москве под руководством статистика М. А. Саблина.
Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897
Всеобщая перепись населения Российской империи проведена по состоянию на 28 января (9 февраля) 1897 под руководством П. П. Семёнова.
В ходе переписи учитывались три категории населения: наличное, оседлое (постоянное) и приписное. Использовались три формы переписных листов: форма А (для крестьянских хозяйств сельских обществ), форма Б (для владельческих хозяйств и частных домов и дворов внутри селений), форма В (для городских жителей).
Программа переписи включала 14 признаков: отношение к главе хозяйства и к главе своей семьи; возраст; пол; брачное состояние; сословие; состояние или звание; место рождения; место прописки; место постоянного жительства; отметка об отсутствии или временном проживании; вероисповедание; родной язык; грамотность и обучение; занятие, ремесло, промысел, должность или служба (с выделением главного и побочного занятий и положения по воинской повинности); делалась отметка о физических недостатках.
Всероссийская перепись населения 1920 года
Перепись осуществлена до создания СССР, в границах Советской России. Перепись населения проведена под руководством В. Г. Михайловского по состоянию на 28 августа 1920 года одновременно с Всероссийской сельскохозяйственной переписью (сентябрь-октябрь 1920 года) и кратким учётом предприятий.
В ходе переписи учитывались наличное население, а в городах также постоянное население. В качестве основной формы использовался личный листок. В городских поселениях также использовались квартирная карта и подворная ведомость. В сельской местности использовался поселённый список домохозяйств. Проводился учёт занятости в сельском хозяйстве, влияния на неё войны, способность к труду по своей профессии и к труду вообще.Численность населения страны (с доисчислением по территориям, не охваченным переписью) составила 136,8 млн человек, в том числе городского — 20,9 млн (15 %).
Первая Всесоюзная перепись населения 1926 года
Первая Всесоюзная перепись населения была проведена по состоянию на 17 декабря 1926 под руководством В. Г. Михайловского и О. А. HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%BA%D0%B8%D0%BD,_%D0%9E%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87&action=edit&redlink=1"Квиткина.
В ходе переписи учитывалось наличное население (по личным листкам), а в городах семейная карта давала возможность получить сведения и по постоянному населению.
Использовались три формы: личный листок, семейная карта (только в городах) и владенная ведомость.
Всесоюзная перепись населения 1937 года
Перепись населения проведена по состоянию на 6 января 1937 года.
В ходе переписи учитывались наличное население.В качестве основной формы впервые использован бланк списочной формы на 8 человек, заполнявшийся на квартиру.
Программа переписи включала 14 признаков: пол; возраст; национальность; родной язык; религия; гражданство; грамотность; название учебного заведения; класс или курс; окончил ли среднюю или высшую школу; род занятия (службы); место работы; общественная группа; состоит ли в браке.
Данные переписи не соответствовали ожиданиям партийного руководства, а потому содержащаяся в ней информация была засекречена.
Всесоюзная перепись населения 1939 года
Проведена по состоянию на 17 января 1939 года.
Численность населения страны составила 170,6 млн человек, в том числе городского — 56,1 млн (33 %). Разработка основных предварительных материалов переписи была механизирована и осуществлена за срок в 15 месяцев. Окончательной обработке материалов переписи помешала начавшаяся война. Неполная разработка ряда показателей была завершена уже после войны.
Всесоюзная перепись населения 1959 года
Общая численность населения СССР составила 208,8 млн человек. Доля городского населения — 48 %.
Всесоюзная перепись населения 1970 года
Программа переписи 1970 года состояла из следующих форм:
форма 1 — переписной лист сплошной переписи;
форма 2 — переписной лист выборочной переписи;
форма 3 — опросный лист для лиц в трудоспособном возрасте, занятых в домашнем и личном подсобном сельском хозяйстве;
форма 4 — бланк учёта передвижения населения от места жительства до места работы или обучения.
Всесоюзная перепись населения 1979 года
Признаки в переписном листе сплошной переписи: отношение к главе семьи, пол, причина и время отсутствия в месте переписи , возраст, семейное положение, национальность, гражданство (для иностранцев), родной язык, другой язык народов СССР, которым опрашиваемый свободно владеет, образование, тип учебного заведения (для учащихся), источник средств существования.
Признаки в переписном листе выборочной переписи: место работы, занятие по этому месту работы, общественная группа, продолжительность непрерывного проживания в месте переписи, число рождённых детей (для женщин).
Всесоюзная перепись населения 1989 года
Последняя перепись в СССР проводилась 12 января 1989 года. По данным последней переписи, численность населения Советского Союза была 286,7 млн человек, в том числе городское население — 188,8 млн человек, или 66 процентов. Численность населения РСФСР составляла 147,4 млн человек. Отличительной её особенностью явилось то, что впервые, наряду со сведениями о населении, были собраны сведения о жилищных условиях. (1)
Переписи населения в Российской Федерации
Всероссийская перепись населения 2002 года была первой в истории новой России. По итогам переписи были получены данные о численности населения, возрасте и поле, брачном состоянии, национальном составе, уровне образования, домохозяйствах, источниках средств к существованию и занятости, жилищных условиях, как в целом по стране, так и для каждого субъекта Российской Федерации.
Всероссийская перепись населения 2010 года
Проходила с 14 по 25 октября 2010 года.
По предварительным итогам переписи, оглашённым в марте 2011, население России составило 142 905 200 человек. За время, прошедшее с переписи 2002 года, Россия перешла по численности населения с 7 на 8 место в мире.
В Пензенской области проживает 1 миллион 386 тысяч 200 человек. Причем большая часть населения, а это 930 тысяч человек относится к городскому и только 456200 - к сельскому. (5)
Подведение окончательных итогов переписи запланировано в четвёртом квартале 2013 года.
Как часто проводится перепись?
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Всероссийской переписи населения» Всероссийская перепись населения проводится не реже чем один раз в десять лет.
Дело в том, что десять лет – это как раз такой период, за который успевает подрасти и выйти во взрослую жизнь новое поколение. Кроме того, большинство государственных программ развития стран рассчитаны на десять лет, и итоги переписи отражают их результаты. (1)
2. Последняя перепись населения в селе Гулёновка Сердобского района Пензенской области
/Практическая часть/
Всероссийская перепись населения 2010 года — мероприятие, проводимое на всей территории Российской Федерации по единой государственной статистической методологии в целях получения обобщённых демографических, экономических и социальных сведений. Основной тур переписи прошёл с 14 по 25 октября 2010 года. Цель переписной кампании — сбор сведений о лицах, находящихся на определённую дату на территории Российской Федерации. Подготовка к проведению переписи была начата в 2007 году. Обработка полученных сведений, формирование итогов, их публикация и распространение будут осуществлены до 2013 года.
В переписи могли участвовать все желающие. На перепись было привлечено более 600 тысяч человек, с которыми территориальные органы государственной статистики (ТОГС) заключали договор подряда. Всего было создано около 62 тыс. рабочих мест с занятостью в год и около 700 тыс. временных рабочих мест с занятостью в месяц. Оплата труда работников составила две трети средств федерального бюджета, предусмотренного на проведение Всероссийской переписи населения 2010 года.
На официальном сайте администрации Сердобского района , я нашла такие сведения: на территории области было создано 213 переписных, 851 инструкторский и 4114 счетных участков. Средняя норма нагрузки на счетные участки – 400 человек. Для проведения переписи потребовалось 279 заведующих переписными участками, 979 инструкторов, 4731 переписчик.
В том числе на территории города Сердобска было создано 6 переписных участков, 22 инструкторских, 97 счетных, 22 стационарных участков.
Из интервью с жительницей нашего села Старостиной Г.В. я узнала, что в нашем селе переписью населения занималось 4 человека. Она объяснила мне, что
вся территория страны была разбита на переписные участки. Во главе каждого из них работает заведующий переписным участком. Заведующей переписным участком, куда входило наше село, была жительница с. Мещерское Поляева Р.К.
Каждый переписной участок был поделён на инструкторские участки; их возглавляли инструкторы. У нас инструктором была библиотекарь Старостина Г.В.
Каждый инструкторский участок разделён на счётные участки. За каждым счётным участком закреплён переписчик, который проводит сбор сведений обо всех нас.
Интервью с заведующей переписным участком Поляевой Р.К.
- Какая подготовка предшествовала вашей работе как заведующей переписным участком?
-Я прошла обучение по организации подготовительных работ, порядку проведения Всероссийской переписи населения 2010 года и заполнения переписных документов. В мои обязанности также входило проведение предпереписной проверки и проверки готовности к переписи населения на переписном участке. Я руководила работой инструкторов и переписчиков, комплектовала переписные документы по инструкторским участкам, организовывала дежурства в помещении переписного участка.
Я обучала переписчиков порядку проведения переписи, опроса населения и заполнения переписных документов, ежедневно контролировала работу инструкторов и переписчиков, принимала готовый материал, подводила итоги. В конце сдала материалы уполномоченному по вопросам.
- Какие сёла охватывал Ваш переписной участок?
- Это населенные пункты: Кирово, Школьный, Мещерское, Долгоруково, Песчанка.
Интервью с инструктором Старостиной Г.В.
- Какая подготовка предшествовала Вашей работе как инструктору, что входило в Ваши обязанности?
- Я прошла обучение по организации подготовительных работ, порядку проведения Всероссийской переписи населения 2010 года и заполнения переписных документов.
Провела подготовительную работу к переписи на инструкторском участке (в библиотеке). В мои обязанности входило комплектование переписной документации по счетным участкам, организация работы стационарных переписчиков и дежурства в библиотеке.
Я руководила работой переписчиков и оказывала им помощь в опросе населения,
проверяла заполненные переписные листы.
В итоге сдавала полученный материал заведующему переписным участком.
Интервью с переписчиком счётного участка Усановой Л.Н.
- Какая подготовка предшествовала Вашей работе, как переписчику и что входило в Ваши обязанности?
- Нас, переписчиков было трое: я, Сезина Е.М. и Кондрашкина Р.П.
Мы прошли обучение порядку проведения переписи населения и заполнению переписных документов. У каждой из нас был свой счётный участок, мы посетили каждого жителя села и заполнили переписные документы. Нам помогала переписчик стационарного участка Кузнецова Е.В.
Кроме того, были организованы стационарные счётные участки, куда люди (не имеющие жилья, не желающие пускать переписчика домой и т. п.) могли прийти и ответить на вопросы переписного листа.
- Какие формы переписных листов Вы использовали?
- Л — Переписной лист — содержал 25 вопросов и заполнялся на лиц, постоянно проживающих в помещении. На каждого человека заполнялась отдельная форма Л
П — Переписной лист — содержал вопросы, характеризующие жилище (дом) в целом , каждое жилое помещение и жилищные условия каждого домохозяйства, проживающего в этом жилом помещении.
В — Переписной лист — по сокращенной программе, содержащейся в форме В, опрашивались те, кто временно находился на территории России на момент счета населения и постоянно проживал за границей.
В нашем селе не пришлось использовать данную форму, так как проживающих за границей нет.
Кроме переписных листов использовались контрольные и сопроводительные документы.
С — Список лиц — содержит адрес жилого помещения и список лиц, подлежащих Всероссийской переписи населения 2010 года.
КС — Список лиц — для контроля за заполнением переписных листов. Необходим для того, чтобы избежать двойного счета населения. Он составляется, если у человека два места жительства и для переписи выбрано то место жительства, где переписчик проводит опрос
СПР — Справка — о прохождении переписи. Она выдавалась нами по окончании опроса и заполнения переписного листа всем, кто не имеет места постоянного жительства — бездомным (они переписываются по форме Л), всем, на кого составлена форма В, а также тем лицам, имеющим не одно место жительства (на кого составлена форма КС), которые заявят, что в период до окончания переписи населения и контрольного обхода оказывались в другом месте жительства. Если во время переписи человек предъявит переписчику справку о том, что он уже переписан в другом месте, переписчик не должен опрашивать таких людей повторно и вносить информацию о них в переписные листы на своем счетном участке.
-Какие отличительные знаки были у Вас, как у переписчиков?
- Сумка переписчика, шарф, свисток. Всё это нам подарили.
3. Результаты переписи
Результаты в течение недели отсылали каждый день, сводные данные (по формам) Сколько подворий и сколько людей в каждом подворье
По результатам переписи мы видим, что население в нашем селе по сравнению с предыдущими годами стало еще меньше. В целом такая тенденция прослеживается почти во всех сёлах РФ, их становится меньше. Доля же городского населения увеличивается.
Таблица 1
Год | 1987 | 1993 | 1996 | 1998 | 2001 | 2002 | 2005 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Численность населения | 662 | 690 | 736 | 677 | 670 | 622 | 624 | 570 | 566 | 550 | 532 | 539 |
Рис.1
Это мы видим по диаграмме «Соотношение городского и сельского населения».
В Гулёновской сельской администрации я получила информацию, кто прописан в нашем селе с адресами и датами рождения. Остальную информацию я составила сама, обращаясь в трудных случаях за уточнениями в администрацию. Получилась следующая картина: всего в селе прописано 516 человек, из них в селе фактически не проживают и работают за его пределами 60 человек. Есть переселенцы – это армяне, приехавшие с Северного Кавказа. Всего в селе их проживает 19 человек, прописан только один, остальные прописаны в селе Мещерское, так как ранее проживали там. Из детей - армян один мальчик посещает школу, первый класс, двое детей посещают детский сад.
Все сведения далее идут по населению, фактически проживающему в нашем селе.
Национальность
В нашем селе большинство жителей – русские. На втором месте - армяне и в небольшом количестве представители других национальностей.
Таблица 2
Национальность | ||||
Русские | Татары | Мордва | Украинцы | Армяне |
430 | 2 | 3 | 1 | 19 |
Рис.2 Рис.3
Круговая диаграмма населения России и населения нашего села схожи.
Браки и разводы
В законном браке состоят 128 человек, т.е. 64 семьи. Так называемым гражданским браком живут 16 человек. В разводе состоят 29 человек.
Главную роль в повышении рождаемости играет семья. Если проанализировать количество браков и разводов за последние 10 лет, то мы видим, что число браков сокращается, а число разводов растёт. И эта ситуация отрицательно сказывается на приросте населения. Большинство разводов, в том числе и в семьях с детьми, происходит по инициативе женщин. Чаще всего разводы вызваны пьянством мужа, его нежеланием работать. Разводы случаются и из-за того, что один из супругов систематически выезжает на заработки за пределы района.
Половозрастной состав населения
Рис.4 Рис.5
Анализируя структуру населения по половозрастной пирамиде России, бросается в глаза небольшое количество детей от 0 до 5 лет. То же самое можно увидеть и на половозрастной пирамиде нашего села. Детей в возрасте от 0 до 5 лет - 13 человек. Преобладает население в возрасте от 20 до 40 лет и затем в возрастной группе от 50 до 60 лет по России. В нашем селе самая большая возрастная группа от 40 до 50 лет – 70 человек. А также возрастная группа от 50 до 60 лет – 66 человек. Самая малочисленная группа населения от 18 до 25 лет и от 0 до 5 лет. Это говорит о том, что в селе мало молодёжи из-за нехватки рабочих мест, бесперспективности. По этой же причине - малая рождаемость. Хотя в 2010-2011 году она больше, чем в предыдущие годы. Сказывается воздействие демографической политики.
Анализируя половой состав населения России можно сделать вывод, что количество мужчин и женщин примерно одинаковое до 65 лет, затем женщин становится больше. В нашем селе количество женщин несколько преобладает почти во всех возрастных группах, кроме возрастной группы 50-60 лет.
Занятость населения села
Одной из причин сокращения населения в селе (даже главной причиной) является нехватка работы. Больше всего рабочих в КФХ «Ильинов» - 35 человек. В школе работает 15 человек, в детском саду- 4 человека, в ЖКХ – 8 человек, в магазинах занято 7 человек, на почте – два работника, в сберкассе и библиотеке – по одному.
За пределами района работает 12 человек, в Сердобске – 7 человек, на газопроводе (в 3 км от села) – 5 человек.
В селе 160 пенсионеров. Студентов 18 лет и старше – 11. В армии в настоящее время служат 3 человека.
4.Школьная перепись
Кроме переписи населения нашего села я решила составить демографический портрет нашей школы. В настоящее время ученики проводят больше времени в школе, поэтому необходимо знать, чем они интересуются, кем мечтают стать, кто они? Изучить национальный, половой состав школьников, узнать, чем занимаются учащиеся в свободное от учёбы время, какие любят школьные предметы, любят ли ходить в школу, привлечь внимание учащихся к изучению своей родословной, к выбору профессии. Подобная перепись в нашей школе уже была в прошлом году. Мы активно участвовали в разных конкурсах: лучший переписчик, конкурсы рисунков, плакатов. Количество обучающихся за текущий период изменилось, и я вновь провела перепись в школе.
Были составлены переписные листы со следующими вопросами:
1. Как тебя зовут? (имя, фамилия)
2. Сколько тебе лет? (дата и год рождения)
3. Где ты родился? (название страны, города, области, края)
4. Где ты живёшь сейчас? (название города, села, деревни, поселка)
5. С кем ты живешь дома? (перечислить членов семьи без указания ФИО)
6. Есть ли у тебя сестры или братья? Сколько им лет?
7. Чем занимаются взрослые члены твоей семьи? (ответ на вопрос - по желанию)
8. Как далеко от школы ты живешь? Сколько времени в среднем у тебя занимает дорога от твоего дома до школы?
10. Посещал (а) ли ты детский сад? (да, нет)
11. Какие телепередачи ты любишь смотреть?
12. Твоё любимое занятие в свободное от учёбы время?
13. Какие кружки, клубы или другие детские объединения ты посещаешь?
14. Кем ты хочешь стать в будущем по профессии?
15. Участвовали ли взрослые члены твоей семьи в проведении в 2010 году Всероссийской переписи населения?
Таблица 3
Таблица анализа собранных данных: опрошено:29 человек
1.Самое распространенное имя в классе | Девочки: Анна | Мальчики: Александр, Иван |
2.Возраст ребят школы | 6 лет - нет 7 лет-4 человека 8 лет-4 человека 9 лет - нет 10 лет- 4 человека 11 лет- 6 человек 12 лет- 2 человека 13 лет-4 человека 14 лет- 4 человека | |
3. Место рождения | Село Гулёновка – 19 человек Другое:Сердобск-6 человек,Пенза-1 человек,с.Николаевка-2 человека,с.Кирово-1 человек. | |
4. Количество членов семьи | Два-22 семьи Три-1 семья Остальные- 5 семей | |
3. Есть ли братья и сестры | Есть-23 человека | Нет-7 человек |
4. Сколько времени занимает дорога от дома до школы | От 5 до 15 минут | |
5. Посещали детский сад | Всего человек-20 человек | |
6. Любимые телепередачи | Про животных, мультфильмы | |
7. Занятия в свободное время | Играть, гулять | |
8. Кружки, клубы или другие детские объединения | Волейбол, «Романтик»-туристическое объединение, «Художник», «Калейдоскоп»- танцевальное объединение, вокал, Подвижные игры. Внеурочная занятость первоклассников: оригами, этика и эстетика. | |
9.Профессиональный интерес ребят | Летчик, археолог, дизайнер, врач, работа на таможне, милиционер, педагог, газоэлектросварщик, экономист, проводница, парикмахер. | |
10.Национальный состав школы | Русские: 28 человек | Другие национальности:1 человек |
11. Участвовали ли взрослые члены твоей семьи в проведении в 2010 году Всероссийской переписи населения? | Да. | |
12.Знаю,что такое перепись населения | 10 из 29 человек | |
13.Есть компьютер с выходом в интернет | У 17 человек |
Итак, в школьной переписи приняли участие 29 учащихся – 100 % от общего числа учащихся 1-9 классов. В школе 14 девочек и 15 мальчиков. Вопросы переписного листа позволили сделать следующие выводы.
Ученики школы имеют 20 различных имен. Самыми популярными именами среди учащихся оказались: Александр – 3 человека, Иван-3 человека.
В Школьной переписи принимали участие ребята от 7 до 14 лет. Большинство учащихся школы 11 - летние.
При обработке переписных листов выяснилось, что ученики школы имеют следующую географию мест своего рождения. 65 % школьников родились в Гулёновке, и только 35% - в других населенных пунктах России.
Демографическая ситуация в нашей стране непростая. Но я выяснила, что 23 ученика школы, а это 60 %, имеет родных братьев, сестер. В школе в большинстве семей по одному и по два ребенка. Одна семья – многодетная.
Вопрос «Сколько времени занимает дорога от дома до школы?» позволил узнать, что большинство учащихся проживают близко от школы: от 5 до 15 минут затрачивают на дорогу школьники.
Только девять опрошенных отметили, что не посещали детский сад.
Один из вопросов переписи был: «Кем вы хотите стать в будущем по профессии?» Оказалось, что ученики хотят овладеть различными профессиями. Самая популярная из них: дизайнер.
Не определились с будущей профессией 20 % опрошенных.
Обработанные данные школьной переписи можно использовать: для работы классных руководителей с семьей, для практического применения на уроках математики, географии, биологии, обществознания, истории и других, для руководителей школы.
Вывод
Я изучила историю переписи населения России. Проанализировала на примере своего села её ход, её результаты. Школьная перепись позволила мне выступить в роли переписчика.
Моя работа помогла мне многое узнать, ответить на вопросы, которые меня интересовали. Я поняла, что благодаря переписям населения, мы лучше знаем историю нашей страны. Наше поколение россиян тоже должно внести свой вклад в эту историю.
Я надеюсь, что итоги переписи будут способствовать принятию решений по повышению уровня жизни людей. Реальную отдачу от переписи получил и каждый конкретный ее участник. Данные о численности детей и школьников помогут корректировать планы по строительству детских садов, школ, спортивных площадок. Ответы незанятых и безработных будут способствовать созданию новых рабочих мест. Сведения о количестве проживающих в том или ином населенном пункте должны сказаться на финансировании медицинских, образовательных и культурных учреждений, развитии транспортной инфраструктуры. Мне бы также хотелось, чтобы наше правительство обратило внимание на проблемы сёл и приняло определенные меры по их поддержке. Не хотелось бы, чтобы закрывались школы, а сёла умирали.
Перепись населения необходима. России важен каждый!
Список использованных источников:
Список литературы:
1. Володарский Л. М. Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР = Большая Советская энциклопедия / Под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1971. — Т. 4.
2. Медков В. М. Демография: Учебник. – Ростов-н/Д., 2002. – 189с.
3. Переписи школьные // Статистический словарь / Боярский А. Я., Ежов А. И. — М.: Статистика, 1965.
Электронные ресурсы:
4. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Переписи населения в России. Режим доступа: http://www.perepis-2010.ru/news/detail.php?ID=6243
5. Официальный сайт ГМЦ Росстата http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/5.
Интервью:
6.Интервью с Интервью с заведующей переписным участком Поляевой Р.К.
7. Интервью с инструктором переписного участка Старостиной Г.В.
8. Интервью с переписчиком счётного участка Усановой Л.Н.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Перепись населения как важнейшая форма его учета"
Этот материал можно использовать при прохождении темы: "Население России"...
Деловая исследовательская игра "Школьная перепись населения"
2010 год – год переписи населения в России. Эту информацию ребята слышали не раз, как на уроках географии, так и из средств массовой информации. Но показать всю актуальность данного проце...
проект "Перепись населения в школе №3 г. Гусь-Хрустальный"
Данный проект мы выполняли с учениками 9 классов, было интересно узнать о том, какие мы разные. Также окунулись в истории переписи в России, и изучали статистические данные о переписях населения...
Конспект интегрированного урока (география + информатика) 9 класс "Перепись населения нашей школы"
Интегрированный урок по защите проектов....
Всероссийская перепись населения – не игра
29 сентября 2010 годабыл проведен классный час в 6 Б классе на тему «Всероссийская перепись населения – не игра»....
Презентация для мероприятия «Всероссийская перепись населения – не игра».
Наглядное сопровождение для мероприятия...
Конспект урока 8 класс "Комментарии. События. Факты"
Цели урока: повторить и обобщить знания о публицистике, показать практические умения создания работ в заданном жанре через аспекты формирования учебно-познавательной, коммуникативной, информационной к...