Методическая разработка урока по истории Древнего мира (с сопровождающей презентацией) с учетом требований ФГОС "Жители и боги Шумера"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Веселова Евгения Александровна

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс  (с учетом требований ФГОС). "Жители и боги Шумера". с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Жители и боги Шумера»

Цель урока:  познакомится с природными условиями, бытом жителей и религией Междуречья и сравнить их с Древним Египтом.

На уроке выполняетсясь основная цель: сформировать у учащихся начальные знания о Двуречье, которая реализовывалась через  задачи:

 Учебная:  усвоение учащимися сведений о природно-климатических условиях Передней Азии,  особенностях жизни древних шумеров.

 Развивающая:  дальнейшее развитие у учащихся навыков практического  мышления: умения анализировать, осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме, сравнивать, анализировать.

 Воспитательная:  способствовать, развитию навыков культуры общения,  социального кругозора.

 Тип урока:  Урок изучения нового материала

Краткое описание:  Основной используемый подход к реализации цели - системно-деятельностный, предполагающий создание условий для развития учащегося с учетом биологических возможностей и социальных условий. На уроке применяются различные методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный. Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность. Урок состоит из 8 этапов, логически связанных между собой.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Мы начинаем изучать новую главу: Древние цивилизации Азии.

  Посмотрите на карту на с. 49. Территория. Которую мы будем изучать называется Междуречье, или Двуречье или Месопотамия (как называли ее греки).

Некоторые ученые считают. Что природные и климатические условия Междуречья, занятия и верования жителей очень близки к египетским. Так ли это, мы с вами сегодня узнаем.

Записываем в тетради дату и тему урока: «Жители и боги Шумера».

Двуречье или Месопотамия стала заселятся в 4 тыс до н.э. В северной части Междуречья располагалась страна Аккад, в в северной – Шумер, т.к. сюда пришли шумеры, что в переводе означает «черноголовые». До сих пор между учеными идут споры, откуда пришли они в междуречье: с севера. С юга, с берегов персидского залива? Шумеры преобразили этот край. Они построили сеть каналов, создали водохранилища, соорудили дамбы и плотины. Записываем в тетради: Двуречье (Междуречье) – государство Передней Азии между реками Тигр и Евфрат, которые впадают в персидский залив

Слушают, смотрят карту

 

 

 

 

 

Записываем в тетради: Двуречье (Междуречье) – государство Передней Азии между реками Тигр и Евфрат,  которые впадают в персидский залив

Познавательные УУД

Анализировать (выделять главное).

Регулятивные УУД

Определять цель – проблему.

II. Версии.

Природные условия Древнего Междуречья очень похожи на природу Древнего Египта: обилие солнечного света, разливы рек. Плодородный ил. Как вы думаете, какие основные занятия были у жителей Месопотамии?

Записываем занятия древних шумеров:

1)земледелие;

2)скотоводство;

В Южном Двуречье, которое в древности называли страной Шумер, не хватало строительного камня и леса, но в избытке выращивали зерно, финики, производили шерсть. Как называется занятие, в ходе которого производится обмен товаров при помощи денег?

3)торговля

Ученики могут выдвинуть любые версии.

Записываем: Занятия древних шумеров:

1.земледелие

2.скотоводство

3.торговля

Познавательные УУД

Выявлять причины и следствия, мотивы поступков людей прошлых эпох.

Регулятивные УУД

Выдвигать версии

III. Актуализация знаний

Как же мы узнали о том, как жили шумеры? Во-первых из раскопок, во-вторых из древне-шумерских записей. А вот как появилось письмо у шумеров мы узнаем на с 51.

Итак, особая письменность шумера называется? Клинопись. Запишем это в тетради.

Записывают: Клинопись – вид письма Древнего Междуречья.

Регулятивные УУД

Оценивать степень и способы достижения цели.

IV. Планирование деятельности.

Так же как и египтяне, древние шумеры были язычниками, то есть поклонялись многим богам. Каким? С 51.

Но, несмотря на огромное значение в жизни шумеров божественного начала, они занимались и научными открытиями. Занимались астрономией, математикой, письмом.

Бог

Чему покровительствовал

Энлиль

Отец всех высших сил

Шамаш

Бог Солнца

Иштар

Богиня любви и плодородия

Эа

Бог воды

Чертим таблицу

Регулятивные УУД

Планировать деятельность.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Посмотрите  на записи в тетради, на таблицу, скажите, в Древнем Междуречье люди пытались подчинить себе природу, как-то повлиять на климатические условия или полагались на нее, подчинялись ей? Как мы это можем доказать?

Высказывают собственное  мнение.

Личностные УУД

Умение оценивать события

VI. Выражение решения проблемы.

Итак, можно ли сказать, что природные условия Двуречья, в частности Южного, который называется Шумер, занятия населения очень схожи с Древним Египтом? Почему?

Вывод по проблеме. Древний Шумер и Египет находятся недалеко друг от друга, поэтому их природно-климатические условия похожи, то и другое государство находятся на берегах рек. Развитие государств происходило примерно в одно и тоже время.

Познавательные УУД

Делать выводы

VII.      Рефлексия.

1.Двуречье расположено между реками … (Тигр и Евфрат)

2. Климат Двуречья был (жарким, засушливым)

3. Двуречье условно делится на 2 части: …. (север- Аккад и юг -Шумер)

4. Реки Тигр и Евфрат впадают в ….( Персидский залив)

5. Основные занятия древних шумеров: …(скотоводство, земледелие, торговля)

Религия шумеров была … ( языческой)

6. Материалом для строительства была … (глина)

7. Письмо шумеров называлось … (клинописью)

Высказывают свои версии, анализируют мои пословицы

VIII. Домашнее задание.

П.11. читать.  Вопрос 1 письменно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Методическая разработка урока по истории древнего мира

Цель урока: познакомить учащихся с природой занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии, продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты

Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы  взаимного обучения.Имеет  целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей"

Урок по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения....

Методические разработки урока по истории древнего мира, по системе ФГОС: "Древний Рим"

Урок разработан с учетом требований стандартов 1 и 2 поколения, содержит рекомендации по практическому воплощению методических установок для достижения заявленных целей....

Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Искусство Древнего Египта"

Методическая разработка содержит материал для проведения медийного урока по истории Древнего Египта 5 класс. В материале содержится материал, характеризующий уровень развития искусства в Древнем Египт...