конспект урока обществознания в 11 классе "Рыночные отношения в экономике"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
конспетк урока в 11 классе по теме рыночные отношения в экономике, тип урока - урок изучения нового материала. Используется презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_obshchestvoznaniyu.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по обществознанию , 11 класс
Учитель Макарихина Татьяна Викторовна, МОУ ГБОУ С. Курумоч
Дата 18 октября 2015 год
Тема урока: Рыночные отношения в экономике.
Цель урока: формирование экономического сознания и экономического мышления на основе осмысления рыночных отношений в экономике.
Задачи урока:
- Образовательная: сформировать знания об основных чертах рыночной экономики, рассмотреть понятия спрос и предложение, рыночное равновесие.
- Развивающая: развивать способности анализировать экономические факты, события, делать выводы, аргументировано излагать. Продолжить формировать коммуникативные навыки.
3. Воспитательная: Воспитывать активную гражданскую позицию. Способствовать повышению интереса учащихся к экономическим знаниям.
Тип урока: урок изучения новой темы с использованием презентации Power Point.
Основные понятия: типы экономических систем, рынок, спрос, предложение, законы спроса и предложения.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, учебник Обществознание, 11 класс, автор Боголюбов Л.Н., словарь по экономике.
План урока
1.Экономические системы.
2.Рынок и его роль в экономической жизни.
3. Рыночные структуры.
4.Современный рынок.
Ход урока.
1.Организационный момент -2 мин. Проверка готовности к уроку
Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока, целей, задач. Открываются слайды № 1, 2.
Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Рыночные отношения в экономике».
Слайд №3.
2. Изучение нового материала.
Учитель формулирует проблемные вопросы. И организует
беседу по вопросам:
- Что такое экономика? Какие три главных вопроса решает экономика? Рынок – благо или зло? Российская экономика уже рыночная или еще нет?
Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.
- В чем заключаются достоинства и недостатки рыночной системы?
- Почему российская экономика ориентируется на рыночный путь развития?
В ходе урока мы ответим на эти вопросы
1.Рассказ учителя.
Развитие общества показало возможность существования различных вариантов организации экономической жизни.
В зависимости от того как общество решало главные вопросы экономики, выделят следующие типы экономических систем.
1. Традиционная экономическая система. Главные вопросы экономики, что производить, как производить и каким образом распределять она решает в соответствии с традициями, передающимися из поколения в поколение. Малоэффективна.
2.Командная экономика. Все решения по вопросам производства и распределения принимаются центральными органами управления. Командную систему нередко называют централизованной, директивной
или плановой. Такая экономическая система привела экономику СССР к развалу, вводу талонов и карточек на самые необходимые товары, тотальный дефицит, многокилометровые очереди, низкое качество продукции, спекуляции на так называемом черном рынке.
3.Рыночная экономика решает главные вопросы экономики, ориентируясь на соотношение спроса и предложения. Производитель принимает решение самостоятельно, действуя на свой страх и риск.
Характерные черты – частная собственность, высокий уровень предприимчивости, изобилие товаров и услуг, конкуренция.
Давайте определим, что же такое рынок и как он действует ?
Учащиеся в словаре находят понятие рынок и записывают в тетрадь.
Рынок – совокупность всех отношений , а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
Учащиеся самостоятельно работают с текстом параграфа, стр.30-31и отвечают на вопрос, что такое спрос и предложение? От чего они зависят?
Спрос – это желание и возможность купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в определенный период времени.
Зависит от : 1) доходов,2) численности населения, 3) цены на заменяющие или дополняющие товары, 4) моды, вкуса, сезона.
Закон спроса: чем выше цена, тем ниже величина спроса.
Предложение – это желание производителя произвести и предложить к продаже свои товары по конкретным ценам в течение определенного периода времени.
Зависит от : затрат на ресурсы, технологии производства, ожидания динамики цен в будущем.
Закон предложения: чем выше цена, тем выше величина предложения.
Учитель показывает графическое изображение спроса слайд №, слайд № - кривой предложения слайд №
Лекция учителя.
Пересечение кривых спроса и предложения отражает ситуацию рыночного равновесия, то есть весь предложенный товар продан. Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены.
Равновесная цена - это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается.
Если цена товара на рынке выше равновесной, то это побуждает продавца к увеличению предложения. В то же время эта завышенная цена снижает спрос на данный товар. В результате на рынке возникает избыточное предложение (избыток) товара, что в свою очередь приводит к снижению цены до уровня равновесия.
Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара. Слайд №
Вывод: таким образом, рынок сам регулирует производство, «сигнализирует» через цены что, как и для кого производить.
Вопрос учителя. В чем же преимущества рынка?
- Самостоятельная работа по тексту учебника, обучающиеся выписывают достоинства рыночной системы и зачитывают ответы.
Достоинства рынка.
Рынок побуждает :
1)снизить издержки – экономия ресурсов,
2) совершенствовать технику и технологию
3) повысить производительность труда
4) производить товары, пользующиеся спросом.
Вывод: рыночная система более эффективна чем командная, поэтому российская экономика и ориентируется на рыночные отношения.
Рассказ учителя.
Но и рыночная экономика не лишена недостатков, например экономические кризисы, которые сопровождаются инфляцией ( ростом цен0, безработицей, резкие различия между уровнями доходов, поэтому в развитых странах формируется смешанный тип экономической системы, в которой объединились рыночные механизмы с государственным регулированием.
3. Обобщение и закрепление изученного материала. 7мин.
Учащиеся выполняют тестовое задание ( приложение 1).
4. Взаимопроверка работ и выставление оценок. 3 мин.
5. Рефлексия . Что из материала урока ты уже знал, что узнал на уроке новое, что хотел бы узнать. 1мин.
6. Домашнее задание. П. 3 ответить на вопросы
Приложение 1.
А-1 .Экономическая система, в которой механизм рынка дополняется активной ролью государства в
хозяйственной жизни общества называется:
1) рыночной 3) командной
2) смешанной 4) традиционной
А-2. С наступлением лета и школьных каникул в 2 раза возросли доходы фирм-туроператоров. Это результат
1) государственного регулирования
2) повышенного спроса на туристические услуги
3) технический прогресс
4) конкурентной борьбы
А-3. На рисунке отражена ситуация на рынке цветных металлов. Изменение спроса может быть вызвано, прежде всего
- ростом числа производителей цветных металлов
- введением нового налог на производителей
- совершенствованием технологии производства
- ожиданием повышения цен на цветные металлы
А-4. Сущность стимулирующей функции рынка в экономике заключается в том, что он
1) выявляет платежеспособный спрос
2) развивает стремление к снижению затрат
3) придает частному труду предпринимателя общественное значение.
А-5 Количество проданного товара возрастет, если спрос
1) останется неизменным
2) уменьшится, а предложение останется прежним
3) сократится и предложение сократится
4) повысится, а предложение останется прежним
А-6. Какую функцию в рыночной экономике выполняет рынок?
1) ориентирован на производство общественных благ
2) обеспечивает согласование производителей и потребителей
3) гарантирует высокие прибыли производителю
4) нацелен на преодоление внешних факторов.
А – 7. Желание и возможность потребителя купить товар в определенном месте и по конкретной цене называется
1) спросом 3) потребностью
2) предложением 4) стоимостью
В-1. Установите соответствия между факторами влияния (на спрос и предложение) и элементами рыночного механизма.
А) количество товаропроизводителей 1) спрос
Б) уровень доходов 2) предложение
В) количество покупателей
Г) уровень технологий
В-2.
Ниже приведен ряд понятий, все они за исключением двух относятся
к рыночной экономике, найдите два термина, выпадающих из общего ряда.
Инфляция, твердые цены, дифференциация доходов, частная собственность, конкуренция, натуральное хозяйство.
В-3.
Найдите в приведенном списке признаки традиционной системы и укажите их.
- низкий уровень эффективности
- традиционные технологии
- инфляция
- дефицит
- частная собственность
- товарное хозяйство
ключ к тесту
А-1 | А-2 | А-3 | А-4 | А-5 | А-6 | А-7 | В-1 | В-2 | В-3 |
2 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 1 | 2112 | Твердые цены Натуральное хозяйство | 1 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока обществознание по теме "Государство и экономика"
К уроку обществознания по теме "Государство и экономика", мною подготовлена презентация и план урока....
конспект урока обществознание 8 класс А.И. Кравченко «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»
Конспект урока «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»При подготовке данной методической разработки учитывалось то, что с 1 сентября 2012 г. школы Р...
План конспект урока обществознания «Экономика и экология: поиски равновесия»
План-конспект урока обществознания в 11 классе...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА обществознание в 10 классе «Роль экономики в жизни общества»
Урок-исследовательская работа. Учащиеся, работая в группах исследуют взаимосвязь экономики с другими сферами жизнедеятельности. Результаты своей работы представляют графически и создают общий кластер ...
План-конспект урока обществознания в 7 классе по теме "Семейная экономика"
План-конспект урока обществознания в 7 классе по теме "Семейная экономика"...
конспект урока обществознания в 8 классе по теме "Инфляция и семейная экономика"
Данный материал можно использовать при изучении темы "Инфляция и семейная экономика" в 8 классе...
Конспект урока обществознания с использование информационно-коммуникационных технологий. Тема. Трудовое право. Трудовые отношения.
Урок должен содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека. Ожидаемые результаты: учащиеся овладевают знаниями в области трудовых прав ...