Урок обществознания "Труд в системе правовых отношений"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме
Урок составлен в соответствии с программой курсов обществознания для 8 – 9 и 10 -11 классов общеобразовательных учреждений/автор А.И. Кравченко.
С понятием «труд» обучающиеся нередко встречаются в жизни. Трудятся их родные. Посильный труд знаком ученикам. В будущем им предстоит серьёзно заняться трудом. Эта тема актуальна всегда.
Урок нацелен на расширение, обобщение и систематизацию знания обучающихся об отраслях права, роли трудового права в жизни человека, на создание условий для формирования понимания необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов человека и способа самореализаци
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obshchestvoznaniya_9_klass._trudovoe_pravo.doc | 67.5 КБ |
trud_i_pravov._otnosh..ppt | 1 МБ |
prilozhenie_1_-_5.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Апатиты
средняя общеобразовательная школа № 10
Конспект урока обществознания
в 9 классе по теме
«Труд в системе правовых отношений».
Учитель: Осипова
Елена Александровна.
г. Апатиты
Конспект урока обществознания
«Труд в системе правовых отношений».
Учитель МБОУ СОШ № 10 г. Апатиты
Осипова Е.А.
Труд в системе правовых отношений. | |
Вид организации деятельности. | Урок. |
Учебный предмет. | Обществознание. |
Класс. | 9. |
Тема. | Труд в системе правовых отношений. |
Цель. | Расширить, обобщить и систематизировать знания обучающихся об отраслях права, роли трудового права в жизни человека. Создать условия для формирования психологической установки и понимания необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов человека и способа самореализации человека |
Задачи: Воспитательная. | Способствовать воспитанию правовой культуры обучающихся. |
Образовательная. | Уточнить, закрепить умения обучающихся ориентироваться в системе трудовых отношений, используя нормативно-правовые акты. Закрепить, актуализировать знания о порядке приёма на работу |
Развивающая. | Создать условия для развития интереса к общественным наукам, мыслительных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся. |
Основные понятия. | Право, отрасли права, Трудовой Кодекс Российской Федерации, трудовые отношения, трудовой договор, работодатель работник, безработный, отрасли права. |
Оснащение урока. Материалы. | Учебник А. И. Кравченко «Обществознание» 9 класс, статья 37 Конституции РФ, статья 60 Конституции СССР 1977 года, статья 23, 24 Всеобщей декларации прав человека, видеоролик «Трудоустройство подростков летом», презентация «Труд в системе правовых отношений», карточки с заданиями. |
Оборудование. | Экран, проектор, компьютер, |
Тип урока. | Обобщающий урок - консультация. |
План урока. |
|
Эпиграф. | Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды. Вольтер. |
Ход урока. | |
I, Организационный момент. Актуализация знаний. | Учитель, сообщая цель урока, уточняет, что подходит к завершению обучение в 9 классе. Впереди – экзамены. В предстоящий летний период у подростков появляется желание устроиться на работу. Этот урок поможет ребятам уточнить знания о труде, стать более уверенным в том, что ни один работодатель их не обманет. |
Работа с эпиграфом: Формирование эмоционального настроя. (слайд 1) | Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды. Вольтер .Высказывания учеников:
|
II. Закрепление изученного на предыдущем уроке. 1. Право. Отрасли права. (слайды 2,3,4) | Учитель: - Что такое право? (уточнить признаки права) Труд – понятие, которое входит в систему правовых отношений. - Какие отрасли права известны? Предложить выполнить задание «Вставьте пропущенные термины», проверить его выполнение. Закрепить названия отраслей права и их характеристики |
III. Основная часть урока. Изучение нового материала. 2. Трудовые отношения в документах. Использование материала опережающего домашнего задания. Работа с источниками. (слайд 5). Практическая работа. | -Какие источники трудового права вы знаете? Обучающиеся поясняют, в каких нормативно-правовых документах. отражены вопросы трудового процесса, анализируют статьи 37 Конституции РФ, статей 23, 24 Всеобщей декларации прав человека, - Что такое трудовые отношения? В каких документах зафиксированы положения о трудовых отношениях? (В наши дни государство законодательно их регламентирует, Таким образом, в нашей правовой системе существует такая отрасль права как «Трудовое право») - Не всякая трудовая деятельность регулируется правом. Юриспруденция вторгается в эту сферу, чтобы упорядочить, систематизировать взаимоотношения сторон. Для трудовых отношений важен сам процесс труда. Обучающиеся выбирают ситуации, описанные в индивидуальных карточках, относящиеся к трудовым отношениям. Ответ свой аргументируют. (приложение 1). |
(слайды 6, 7) Опора на знания, приобретённые в 8 классе при изучении темы «Труд». | - Бывает так, что по ряду причин человек оказывается безработным. В каких случаях человека приписывают к такому статусу? (Проверить ответ, опираясь на слайд 7 презентации) |
Использование материала опережающего домашнего задания. Рассказ учеников по опорному плану. (приложение 2) (Слайд 8) | - Всегда ли отношение к труду было одинаковым? Эволюция отношения человека к труду. - Люди трудились всегда. Но отношение к труду не было одинаковым. Первобытный человек осознавал: не пойдешь охотиться на мамонта — останешься голодным и умрешь. Прошли века. Появились бедные и богатые. Чтобы прокор миться, богатым не обязательно было работать. За них это де лали другие. .Закон вмешался в деятельность человека. Он определил правила, согласно которым люди должны зарабатывать день ги. Совокупность этих правил, действующих в трудовой сфере человеческой жизни, и образовали трудовое право. Сейчас труд – не позор. Его славят. Люди стремятся работать. |
3. Трудоустройство и необходимые документы. (слайды 9, 10) | - Вы пришли устраиваться на работу. Назовите, что из перечисленного на слайде презентации необходимо обязательно предъявлять при трудоустройстве. (приложение 3) |
IV. Закрепление изученного материала (слайд 11, гиперссылка) Просмотр и анализ видеоролика. Обобщение. (слайды 12,13) | - Скоро лето. Многие подростки хотят самостоятельно заработать деньги. Что нужно знать, чтобы не оказаться обманутым непорядочным работодателем? (просмотр видеоролика) - Как защитить себя от непорядочных работодателей? Какой должна быть продолжительность рабочего времени подростка? Как заключить трудовой договор? Какие пункты обязательно должны быть указаны в трудовом договоре? |
V. Подведение итогов урока. Постановка задания на дом. Выставление оценок. Обобщение, систематизация. и актуализация знаний (слайды 14,15,16, 17) Связь с жизнью. | В жизни бывают разные ситуации. Отметьте в примерах правомерность или нарушение законности трудовых отношений. (Работа с индивидуальными карточками) (приложение 5) Спросить, какие профессии хотели бы освоить ученики. В завершение прочитать стихотворные строки Генриха Акулова - Гласит нам заповедь Христова |
Домашнее задание. | Составить трудовой договор. (Использовать опыт родителей) |
Завершение урока. | Оценка деятельности обучающихся на уроке. |
При подготовке к уроку использованы:
- А.И. Кравченко Обществознание: Учебник для 9 класса. – М: «Русское слово – РС», 2005.
- Е.А. Певцова. Обществознание. Книга для учителя. Методическое пособие к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание 8 – 9 кл.» М.: ТИД «Русское слово – РС», 2000.
- Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой/ авт.-сост. Н.С. Кочетов- Волгоград: Учитель, 2009.
- Ю.А. Кожин. Права и ответственность ребёнка. Элективный курс: Учебное пособие для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2009.
- Открытые Интернет- ресурсы.
Видеоролик 3 канала Программы «Главная тема» (журналист Владимир Соловьёв) (видео 478 by 3kanal «Как заработать подростку летом») www.youtube.com 8.06.2009
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Признаки права Правило, записанное в законе. Принимается государственными органами. За его нарушение наступает юридическая ответственность. Регулирует поступки людей. Одинаково для всех, но не вечно.
Вставьте пропущенные термины 1) Отношения между органами власти и гражданами регулирует __?_право. 2) Порядок взаимоотношений работников и работодателей устанавливает ___?__право. 3) Преступность поступков человека и меру наказания за их совершение устанавливает ___?__право. 4) Отношения между мужчиной и женщиной при вступлении в брак, разводе и в процессе семейной жизни регулирует __?__право. 5) Порядок наследования, владения и распоряжения собственностью, защиты чести и достоинства, заключения сделок и т. д. определяет __?_право.
1) Отношения между органами власти и гражданами регулирует административное право. 2) Порядок взаимоотношений работников и работодателей устанавливает трудовое право. 3) Преступность поступков человека и меру наказания за их совершение устанавливает уголовное право. 4) Отношения между мужчиной и женщиной при вступлении в брак, разводе и в процессе семейной жизни регулирует семейное право. 5) Порядок наследования, владения и распоряжения собственностью, защиты чести и достоинства, заключения сделок и т. д. определяет гражданское право.
Трудовые отношения в документах Конституция РФ Трудовой кодекс РФ Федеральные указы Президента, Правительства Международные документы (Всеобщая декларация прав человека)
Безработный Не имеет работы Хочет найти работу Ищет работу ?
Безработный Не имеет работы Хочет найти работу Ищет работу Зарегистрирован на бирже
? Трудоустройство ? Паспорт Справка о доходах семьи Трудовая книжка Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, ИНН Справка из милиции Военный билет (для военнообязанных) Характеристика с последнего места работы Медицинская справка Документ о специальном образовании
Трудоустройство Паспорт Трудовая книжка Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, ИНН Военный билет (для военнообязанных) Медицинская справка Документ о специальном образовании
Трудоустройство
Трудовые отношения
Проверь себя 16-летний Иван был уволен работодателем раньше окончания трудового договора, т.к. приехал приятель начальника из Костромы, которому необходима была работа.
Проверь себя На работу устраивается подросток 14 лет. Работодатель и он договариваются, что это будет высокооплачиваемый труд по подъёму тяжестей продолжительностью с 15 до 24 часов.
Проверь себя При приёме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или учёбы, заставляет подписывать контракт об обязательных сверхурочных работах.
Проверь себя При приёме на работу 17 – летнему Дмитрию предлагает пройти испытательный срок.
При подготовке к уроку использованы: А.И. Кравченко Обществознание: Учебник для 9 класса. – М: «Русское слово – РС», 2005. Е.А. Певцова. Обществознание. Книга для учителя. Методическое пособие к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание 8 – 9 кл.» М.: ТИД «Русское слово – РС», 2000. Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой/ авт.-сост. Н.С. Кочетов- Волгоград: Учитель, 2009. Ю.А. Кожин. Права и ответственность ребёнка. Элективный курс: Учебное пособие для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2009. Открытые Интернет- ресурсы. Видеоролик 3 канала Программы «Главная тема» (журналист Владимир Соловьёв) (видео 478 by 3 kanal «Как заработать подростку летом») www.youtube.com 8.06.2009
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
- На своём дачном участке Павел выращивает овощи.
- Ольга устроилась на работу на 1 месяц в совхоз «Индустрия» по направлению Центра занятости.
- Света делает уборку в квартире.
- Через одни сутки Марина работает медицинской сестрой в городской поликлиник
Приложение 2.
Эволюция отношения человека к труду.
- Люди трудились всегда.
- Труд в жизни первобытного человека.
- Труд при имущественном неравенстве.
- Трудовое законодательство.
Приложение 3.
Трудоустройство.
- Паспорт.
- Трудовая книжка.
- Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, ИНН.
- Военный билет (для военнообязанных).
- Медицинская справка.
- Документ о специальном образовании.
Приложение 4.
- Испытательный срок для несовершеннолетних не устанавливается.
- К работе в ночное время не допускаются.
- Продолжительность ежедневной работы.
До 16 лет - до 24 часов в неделю.
От 16 до 18 лет – 35 – 36 часов в неделю.
14 – 15 лет – не более 2,5 часов в день.
15 – 16 лет – 5 часов в день.
От 17 до 18 лет - 7 часов в день
Приложение 5.
Проверь себя.
1. 16-летний Иван был уволен работодателем раньше окончания трудового договора, т.к. приехал приятель начальника из Костромы, которому необходима была работа.
2. На работу устраивается подросток 14 лет. Работодатель и он договариваются, что это будет высокооплачиваемый труд по подъёму тяжестей продолжительностью с 15 до 24 часов.
3. При приёме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или учёбы, заставляет подписывать контракт об обязательных сверхурочных работах.
4. При приёме на работу 17 – летнему Дмитрию предлагает пройти испытательный срок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схематический конспект урока по Праву "Гражданско-правовые отношения" 11 класс
схематическое изображение основных понятий темы "Гражданско-правовые отношения"...
Разработка урока "Уголовно-правовые отношения"
Разработка урока в 9 классе "Уголовно-правовые отношения"....
Уголовно-правовые отношения. Урок права в 11 классе.
Данную презентацию можно использовать на уроке права при изучении уголовно-правовых отношений....
Презентация к открытому уроку обществознания 9 класс. Уголовно-правовые отношения.
1. Задачи урока: Обучающая: Познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществе Развивающая: Развивать умение выбирать главное и обобщать, разви...
Открытый урок обществознания 9 класс. Уголовно - правовые отношения. Технологическая карта
1. Задачи урока: Обучающая: Познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществе Развивающая: Развивать умение выбирать главное и обобщать, разви...
Презентация к уроку "Человек в системе экономических отношений" обществознание, 11 класс
Презентация к уроку "Человек в системе экономичексих отношений" обществознание, 11 класс...
Презентация к уроку "Россия в системе международных отношений", 9 класс
Перезентация "Россия в системе международных отношений", 9 класс...