Факультативный курс "За страницами учебника истории"
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
Факультативный курс
«За страницами учебника «История Древнего мира»
Задачи факультатива:
- расширение кругозора учащихся и интереса к изучению истории;
- развитие познавательной творческой деятельности учащихся;
- воспитание уважения к истории, культурным достижениям древневосточным, греческой и римской цивилизациям.
Факультативный курс дает возможность вести работу по формированию учащихся:
- воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя;
- умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям , личностям;
- умения оперировать историческими датами, умения читать историческую карту;
- умения анализировать исторический источник;
- умения самостоятельно работать с дополнительной литературой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakult._kurs_5_klass.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель истории МОУ СОШ № 92 Казьмина Надежда Митрофановна, высшая квалификационная категория
Факультативный курс
«За страницами учебника «История Древнего мира»
Пояснительная записка.
История Древнего мира - это история древнейших на земле цивилизаций, которым принадлежат важнейшие культурные достижения человечества. История воплощает накопленные веками социальный, духовно- нравственный опыт и выступает важным фактором социализации личности.
В 5-м классе учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представления об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий, личностей, событий, а навыков работы с историческим материалом нет. Поэтому на уроке очень много времени уходит на отработку навыков и умений.
История Древнего мира содержит много занимательных фактов, которые могут заинтересовать наиболее любознательных и эрудированных школьников. В связи с этим и возникла необходимость в создании факультативного курса «За страницами учебника по истории Древнего мира»
Задачи факультатива:
- расширение кругозора учащихся и интереса к изучению истории;
- развитие познавательной творческой деятельности учащихся;
- воспитание уважения к истории, культурным достижениям древневосточным, греческой и римской цивилизациям.
Факультативный курс дает возможность вести работу по формированию учащихся:
- воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя;
- умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям , личностям;
- умения оперировать историческими датами, умения читать историческую карту;
- умения анализировать исторический источник;
- умения самостоятельно работать с дополнительной литературой
Программа факультативного курса
«За страницами учебника по истории Древнего мира» 34 часа.
Введение (1ч.)
ИСТОРИЯ КАК НАУКА ИСТОРИЧЕСКИЕВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ.. Роль истории в жизни людей. Исторический источник. Виды исторических источников. Основные понятия: история, исторический период, исторические источники.
Тема 1. Первобытный мир (2ч.).
Древнейшие люди. Современные представления о месте и времени их появления. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны. Сведения о с. Костенки Воронежской области как стоянка первобытных людей. Знакомство с основными периодами истории первобытного времени. Основные занятия первобытных людей и образ жизни. Решение познавательных задач.
От первобытности к цивилизации. Открытия и изобретения первобытных людей. Появление обмена и денег. Что такое цивилизация. Решение познавательных задач.
Тема 2. Счет лет в истории (2 ч.).
Счет лет в истории. Счет лет времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры (обратный счет) Решение задач на счет лет в истории.
Тема 3. Древний Восток. (8 ч.)
Египет – дар Нила. Нил- самая длинная река в мире и природные условия Египта (работа с картой). Египетские правители (Рамсес II, Аменхотеп IV. царицы Хатшесуп и Нефертити)
Научные знания и религиозные верования египтян. Астрономия. Математика. Медицина. Священные животные.
Загадочные письмена. Знаки- рисунки- иероглифы. Как удалось разгадать тайну иероглифов французскому ученому Шампольону.
Финикийские мореплаватели и их изобретения. Географическое положение и природные условия страны (работа с картой). Геродот о плавании финикийцев. Новшества в мореходном деле, изобретения стекла, краски.
Вавилон. Название города - Баб-Илу («Вороа Бога»). Расположение Вавилона (работа по карте). Правители Вавилонского царства ( Хаммурапи и Навуходоносор II). Научная и культурная жизнь Вавилона. Ворота Иштар.
Ассирийские завоевание и новшества в военном деле.
Страна сказочных богатств. Древняя Индия. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Религиозные верования и священные животные. Как выращивали рис. Вклад индийцев в развитие мировой культуры (цифры, шахматы)
Достижения Древнего Китая. Производство шелка, бумаги, выращивание чая. Изобретение компаса.
Тема 3. Древняя Греция (7 ч.).
Древняя Греция и о. Крит. Природные условия и местоположение (работа с картой). Критское царство. Троянская война Археологические раскопки Шлимана Трои. Греческие мифы о Тесе , Минотавре и Ариадне.
Мир греческих мифов. Представление греков о сотворении мира. Олимпийские боги и греческие герои.
Цари, тираны и демократия. Древняя Спарта и законы Ликурга.
Роль Солона в реформирование афинского общества. Положение женщин в Афинах.
Клисфен и демократические порядки в Афинах (остракизм- «суд черепков»)
Восток против Запада: Греко- персидские войны. Герои марафонской битвы. Фермопильское и Саламинское сражения.
Греческая культура. Воспитание граждан. Греческая наука. Олимпийские игры. Памятники искусства, дошедшие до наших дней. Крылатые выражения, связанные с историей Древней Греции.
Филипп II и Александр Македонский. Македонский царь Филипп II и его армия. Воспитание Александра. Завоевания Александра Македонского. Версии смерти Александра и распад его державы.
Тема 4. Семь чудес света. (8 ч.)
Семь - число священное. Что особенного в числе семь. Кто первый описал Семь чудес света. Почему Вавилонская башня не относится к чудесам света.
Пирамида Хеопса. Строительство пирамиды Хеопса. Захоронение фараонов
Висячие сады Семирамиды. Вавилонский царь Навуходоносор и легенда о происхождении висячих садов. Немецкий ученый Кольдевей и его открытие висячих садов. Как выглядели висячие сады.
Статуя Зевса в Олимпии. Греческие мифы о Зевсе. Учреждение олимпийских игр в честь Зевса – верховного бога Олимпии. Скульптор Фидий – создатель статуи Зевса. Почему статуя Фидия оказалась в списке чудес света.
Храм Артемиды. Кто такая Артемида. Внешний вид храма. Разрушение знаменитого храма греком Геростратом и его восстановление. Судьба храма после завоевательного похода готов в Малую Азию.
Мавзолей в Галикарнасе. Местонахождение города Галикарнаса. Легенда о создании усыпальницы царю Мавсолу. Как выглядел мавзолей царя. Сведения об археологических раскопках мавзолея в Галигарнсе.
Колосс Родосский. Гелиос – покровитель жителей острова Родос. Сооружение статуи бога Гелиоса в честь победы над врагом. Судьба Колосса.
Александрийский маяк. Александрия- первый город Александра Македонского в Египте и центр морской торговли. Строительство маяка, его внешний вид, предназначение и судьба.
Тема 5. Древний Рим (6 ч.).
Местоположение и природные особенности Италии. Работа с картой. Легенда о происхождении Рима.
Республика римских граждан. Все граждане Рима – ответственны перед законом. Легенда о Цинцинтате. Римские нравы и обычаи. Летоисчисление и календарь у римлян.
Карфаген и Пунические войны. Римская армия. Работа с картой. Ганнибал и Сципион.
Сулла- первый военный диктатор Рима.
Гай Юлий Цезарь –повелитель Рима. Происхождение Цезаря. Завоевание Галлии. Захват власти и установление диктатуры. Цезарь и Клеопатра.
Цезарь- писатель и дипломат, гениальный полководец.
Жизнь в Римской империи. Знаменитые сооружения императорского Рима. Дворцы и многоэтажные дома. В провинциях империи. Строительство дорог (Фламиниевая , Аппиева дороги).
Список литературы.
Бахтина О. И. Задания для самостоятельной работы по истории Древнего мира.- М., 1988
Ильин М. Сто тысяч почему. - Ленинград, 1989
Кобрин В. Б., Леонтьева Г. А., Шорин П. А. Вспомогательные исторические дисциплины. — М., 1984.
Кун Н. А.Легенды и сказания Древней Греции. - М.,
Кулагина. Г. А. Сто игр по истории.- М., 1983
Крючкина Н, Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие.- М., 2003
Леонтьева Г. А., Шорин П. А, Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. — М., 1994.
Немировский А. И. Книга для чтения по истории древнего мира. Пособие для учащихся 5 класса. - М.,1986
Нейхардт А. А. Семь чудес Древнего мира. – М., 1966
Райхард Ганс. Серия «Что есть что»: Древний Египет. Древняя Греция. Древний Рим. Семь чудес света. Издательство «Слово».- М., 1994.
СаплинаЕ.В. Путешествие в историю. — М., 1995.
Симс Л. Изучаем Древний Рим. – М., 2001
Смирнов. Задачник по истории Древнего мира.- М., 1994
Торопцев А.1000великих битв с древних времен до XI века.- М., 2001
Энциклопедия для детей: Т. 1.Всемирная история. – М.; Аванта+, 199Я познаю мир: Энциклопедия; История.- М., 1996
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 92
Г. ВОРОНЕЖА
Программа факультативного курса
для 5 класса
«За страницами учебника истории Древнего мира»
Автор программы: учитель истории
Казьмина Н. М.
Воронеж- 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пьеса для школьного театра "За страницами учебника истории"
С данной постановкой мы участвовали в городском театральном конкурсе Маленькие шедевры"Современные мальчишки попадают в далёкое прошлое и становятся свидетелями того, как святой воин Меркурий См...
Электронный кроссворд "За страницами учебника истории"
Кроссворд «За страницами учебника истории» посвящен теме «Первая мировая война». Выполнен в электронном виде, что значительно упрощает его проверку. Кроссворд можно использовать как на уроке, так и дл...
Люди, события 1812 год (2012 год Российской истории), (за страницами учебника истории)
Урок истории «Люди, события..1812г» (за страницами учебника истории) был проведен в 10 классе.Отечественная война 1812 года имела очень большое значение в истории нашей страны, нашего народа. Она была...
Разработка урока по теме "Трагическое начало: за страницами учебника истории" 9 класс
Открытый урок был проведен в рамках акции "Знамя Победы". Стал призёром районного (заочного) конкурса методических разработок "Урок года 2015" в номинации "Лучший урок в основной школе".http://festiva...
«За страницами учебника истории» (Великая Отечественная война: факты, события, люди)
рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности интеллектуального направления "За страницами учебника истории".
Данный материал может быть полезен учителям истории, занимающимся внеурочной деятельностью в 5 классе....
Программа кружка " За страницами учебника истории"
Программа кружка предназначена для учащихся 8-9 классов....