Элективный курс "Женщины в истории России"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Казьмина Надежда Митрофановна

Элективный курс «Женщины в истории России X-XX вв» рассчитан на 17 часов  для учащихся 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки и предполагает изучение жизни и деятельности знаменитых великих русских женщин в истории России с X по XX века.

Цели:

·         изучение вопроса о роли русских женщин в  общественной и политической жизни Российского государства и Европы;

·         освоение знаний о социальной, политической и культурной жизни русского государства, которое готовило грамотных, политически активных членов общества;

·         выработка умения анализировать социальные, политические и культурные явления, используя различные источники информации;

  • развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;

·         развивать творческое мышление учащихся;

·         воспитание гражданственности, самостоятельности, ответственности перед обществом.

·         воспитывать интерес, любовь к Отечественной истории.

Задачи:

  • расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;
  • через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства;
  • развивать умения составлять характеристику исторической личности;
  • определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям, давать оценку;
  • воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;
  • воспитывать патриотические чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_zhenshchiny_v_istorii_rossii.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, особенно женщины, сыгравшие огромную роль в истории России. Без понимания сущности их деятельности трудно составить истинную картину исторической действительности.  Тема особенно актуальна в наше время, так как российские женщины активно участвуют в научной, политической, общественной жизни страны (Совет Федерации, Государственная Дума и т.д.). 

  Элективный курс «Женщины в истории России X-XX вв» рассчитан на 17 часов  для учащихся 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки и предполагает изучение жизни и деятельности знаменитых великих русских женщин в истории России с X по XX века.

Цели:

  • изучение вопроса о роли русских женщин в  общественной и политической жизни Российского государства и Европы;
  • освоение знаний о социальной, политической и культурной жизни русского государства, которое готовило грамотных, политически активных членов общества;
  • выработка умения анализировать социальные, политические и культурные явления, используя различные источники информации;
  • развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;
  • развивать творческое мышление учащихся;
  • воспитание гражданственности, самостоятельности, ответственности перед обществом.
  • воспитывать интерес, любовь к Отечественной истории.

Задачи:

  • расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;
  • через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства;
  • развивать умения составлять характеристику исторической личности;
  • определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям, давать оценку;
  • воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;
  • воспитывать патриотические чувства.

В данной программе более глубоко и объемно изучается деятельность великих исторических личностей, оставивших неизгладимый след в истории нашего государства. Рассматриваются актуальные проблемы развития России в определенные периоды.
Программа ориентирована на занятия в виде лекций и практикумов, а также заложено использование следующих видов контроля: тестирование или защита рефератов.
Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли женщин  в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории

Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:

  • проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
  • создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
  • большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;
  • в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;
  • представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;
  • анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции;
  • обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.

Основные методы работы:

  • анализ исторической литературы и исторических источников,
  • эвристическая беседа,
  • лекция,
  • семинары
  • практические занятия
  • работа в группах, парах, индивидуально
  • подготовка и обсуждение сообщений учащихся,
  • творческие работы
  • оформление и подготовка презентации
  • защита проектов

Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты «Кто есть кто?»).

Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.

Данная программа элективного курса рассчитана на 17 часов. Программа ориентирована на занятия в виде лекций и практикумов, а также заложено использование таких видов контроля, как тестирование, написание и защита рефератов, подготовка презентации,  написание эссе. Курс может завершаться защитой проектных работ  по одной или нескольким темам, проект может быть как индивидуальным, так и групповым.

Предполагаемые результаты

          знать:

-основные этапы и ключевые события  истории страны и края с древности  до наших дней,  выдающихся деятелей;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

-изученные виды источников;

       уметь:

-соотносить исторические события, процессы с периодом, эпохой;

-анализировать, сравнивать и обобщать исторические факты;

-давать оценку значения событий и деятельности людей в истории;

-работать с различными источниками исторических знаний, историческими документами, общественно-политической литературой, периодической печатью;

-сопоставлять и критически анализировать информацию разных источников, обосновывать своё отношение к изложенным в них оценкам;

-составлять план и конспект, готовить доклад и реферат; собирать историческую информацию через анкетирование и интервьюирование;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

Элективный курс по истории России играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию

Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Курс позволяет познакомиться и с биографиями ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России.

Содержание программы

I. Правительницы земли русской 2ч

1. Великая княгиня Ольга –реформатор

2. Великая княгиня Елена Васильевна Глинская

Решила приобщить Древнюю Русь к христианской вере и тем самым уравнять ее с другими крупнейшими государствами Европы. Она же провела и первую в отечественной истории налоговую реформу.

II. Русская женщина в политической и общественной жизни иноземных государств. 1ч

3.   Анна Ярославна – королева Франции

III. Русская женщина в XVI - XVII веках 3ч

4. Положение женщины по “Домострою”.

5. Барыня Феодосия Прокопьевна Морозова, раскольница.

6. Царевна Софья Алексеевна.

IV. Русские женщины в XVIII веке. 4 ч

7 -8 Правительницы в эпоху дворцовых переворотов

9. Первый президент Российской Академии наук

Княгиня Екатерина Романовна Дашкова

10. Императрица Екатерина Великая

V. Русские женщины в XIX веке. 2ч

11. Жены декабристов

12 Первая женщина- математик Софья Ковалевская

VI. Русские женщины в XX столетии 3 ч

13. Женщины  в сражениях Первой мировой войны

14. Женщин в годы Великой Отечественной войны

15 Валентина Терешкова-первая женщина космонавт

VII Защита проектных работ 2 часа


Учебно-тематический план

Тема

Всего часов

Методы работы

Форма контроля

Введение

1

I. Правительницы земли русской

2

1. Великая княгиня Ольга –реформатор

1

Практическая работа с источниками

Анализ налоговой реформы

2. Великая княгиня Елена Васильевна Глинская

1

семинар

Проблемные задания

II. Русская женщина в политической и общественной жизни иноземных государств.  

1

3.   Анна Ярославна – королева Франции

1

лекция

III. Русская женщина в XVI - XVII веках

3

4. Положение женщины по “Домострою”.

1

Практическая работа с текстом  

Анализ текста «Домострой»

Составление текстов «Кто есть кто?»

5. Барыня Феодосия Прокопьевна

1

Морозова, раскольница.

6. Царевна Софья Алексеевна

1

лекция

IV. Русские женщины в XVIII веке.

4

7 -8 Правительницы в эпоху дворцовых переворотов

2

семинар

Выступление на семинаре

Презентации

Составление текстов «Кто есть кто?»

9. Первый президент Российской Академии наук Княгиня Екатерина Романовна Дашкова

1

лекция

10. Императрица Екатерина Великая

1

семинар

V. Русские женщины в XIX веке.

2

Подготовка докладов

Выпуск газеты

11. Жены декабристов

1

Практическое занятие

12 Первая женщина- математик Софья Ковалевская

1

лекция

VI. Русские женщины в XX столетии

3

Эссе, выступление на семинарах,

Судьба моей семьи в годы войны

презентации

13. Героини Первой мировой войны

1

Работа с документами, фотографиями

14. Женщины в годы Великой Отечественной войны

1

Работа с домашним архивом

15 Валентина Терешкова-первая женщина космонавт

1

VII Итоговое занятие

2

Защита проектных работ (презентации, рефераты)

Интеллектуальная игра «Чей исторический портрет?»


Список литературы 

  1. Женщины в исторических судьбах России. Кострома, 1995. С. 33.  
  2. Васильева Л. Н. Жены русской короны. М 1999. Кн. 2. С. 287.  
  3. Анисимов Е. В. Женщины на русском престоле. СПб., 1997.  
  4. История России с древнейших времен до наших дней. В 12 т. М., 1967. Т . IV. С . 33. 
  5. Соловьев С. М. Учебная книга по русской истории. М., 1915.  
  6. С. Кайдаш . Сила слабых. Женщины в истории России (XI - XIX вв), М., Сов. Россия, 1989.
  7. История России в портретах. В 2-х тт. Смоленск: Русич, Брянск: Курсив, 1996.
  8. Хрестоматия по истории России
  9. Энциклопедия для детей: т.5, М. 1995
  10. Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1990
  11. Мурманцева В. С.  Советские женщины в Великой Отечественной войне 1974 год
  12. "Вестник Красного Креста" 1915 г. - № 10. - С.4428-4431 "Двенадцать подруг
  13. К столетию образования Красного Креста, изд. “Медицина” 1967 г.


Лучшая женщина-снайпер”

Герой Советского Союза Людмила Павличенко. На её счету 309 вражеских солдат и офицеров, в том числе 36 снайперов. Лучшая женщина-снайпер в истории.

Самая результативная летчица – Лидия Владимировна Литвяк”

Указом Президента СССР М.С.Горбачева 6 мая 1990 года гвардии лейтенанту Лидии Владимировне Литвяк было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).Самой результативной советской летчицей, летавшей во время Второй мировой войны была лейтенант Лидия Литвяк, служившая в смешанном 73-м гвардейском истребительном полку. Она погибла в бою 1 августа 1943 года в возрасте 22 лет, имея на своем боевом счету 12 подтвержденных воздушных побед, которые одержала, летая на истребителе Як-1.

Смерть мужа – Глеба Ивановича Морозова в 1662 г.
Устройство домашнего уклада по монастырскому укладу.
Боярыня Морозова – сторонница всех старообрядцев.
Конфликт Морозовой с патриархом и царём.
Арест и заключение Феодосии Морозовой.

Оборудование:

Картина В. Сурикова “Боярыня Морозова” и этюды к ней.
Реферат “Последние годы Ф. Морозовой и Е. Урусовой в Пафнутьевом монастыре”.

7. Царевна Наталья Алексеевна (1673 - 1716 гг.).

Природная одарённость, тяга к знаниям.
Сторонница реформ брата Петра I.
Наталья Алексеевна – организатор первого российского театра.
Создание “Комедийной хоромины” в Петербурге в 1710 году.
Поддержка Петром I начинаний сестры.
Наталья Алексеевна – автор пьес для собственного театра, образованнейшая женщина России.

Оборудование:

Художник И. Никитин “Портрет царевны Натальи Алексеевны

8. Царевна Софья Алексеевна.

Детство и юность Софьи.
Регентство Софьи (1682 - 89 гг.).
“Вечный мир” с Польшей.
Заключение Нерчинского договора с Китаем 1689 г.
Подавление восстания стрельцов в Москве 1682 г.
Казнь раскольников в 1683 г.
Свержение Софьи.
Заточение в Новодевичий монастырь.
Пострижение в монахини (1697).

Литература:

.

Оборудование:

Картина И. Репина “Царевна Софья в Новодевичьем монастыре”.
Гравированный портрет Софьи Алексеевны.

V. Раскрепощение русской женщины в XVIII веке.

9. Реформы в области просвещения.
Ослабление давления церкви на общественное положение женщины на Западе.

Литература:

Ю. Герман “Русь молодая”, Л., 1973.

10 Наталья Борисовна Долгорукая (1714 - 1771).

Детство Наташи Шереметьевой.
Обручение Натальи с князем Иваном Долгоруким.
Опала И. Долгорукого и его венчание.
Ссылка в Березово, Тобольск.
Кказнь И. А. Долгорукого в 1738 г.
Пострижение в монахини.
“Своеручные записки” Н. Долгорукой – гимн великой любви.

Литература:

В. О. Ключевский “Курс русской истории”, М., 1988, т.4, л.36
С. Кайдаш “Сила слабых. Женщины в истории России (XI - XIX вв), М., Сов. Россия, 1989.
СИЭ, м., 1964, т.5.

Оборудование:

Эпиграф: “Пусть долговечнее мрамор могил.
Чем крест деревянный в пустыне.
Но мир Долгорукой ещё не забыл…” (Н. А. Некрасов).
Портрет Н. Б. Долгорукой.
Реферат “Судьба Натальи Долгорукой”.

11-12 Императрица Екатерина Великая (1729 - 1796 гг.).

Принятие православия в 1744 г.
Венчание с Петром Фёдоровичем – 1745 г.
Свержение Петра III.1762 г.
Правление Екатерины II (1762 - 1796 гг.).
Расширение привилегий дворянства.
Успешные войны России (10 войн).
Просвещённая императрица.

Литература:

В. Н. Иванов “Императрица Фике”, М., Сов. Россия, 1977 г.
В. С. Пикуль “Фаворит”, Л., Лениздат, 1974, 1-2 т.
Ключевский “Курс русской истории”, М., 1988, т.5, л.56.

Оборудование:

Реферат “Фавориты Екатерины II”.

13. Первый президент российской Академии наук Княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743 - 1810 гг.)

Страсть к чтению, природная одарённость, прекрасные учителя Кати Воронцовой.
Брак с М. И. Дашковым – офицером Преображенского полка.
Участие Е. Дашковой в дворцовом перевороте 1762 г.
Заграничные поездки и встречи с Вольтером, Дидро, Рейналем.
Назначение Дашковой директором Петербургской Академии наук -1783 г.
Отставка и последние годы.

Литература:

Современник “Е. Р. Дашкова”, С-Петербург, 1893 (очерк В. В. Огаркова).
Е. Р. Дашкова “Литературные сочинения”, М., Правда, 1990 г.,
СИЭ. М.,1964. т.5.

Оборудование

Портрет княгини Е. Р. Дашковой художника Д. Левицкого.
Гравюра “Портрет княгини Е. Р. Дашковой” художника Г. Скородумова.
Фонозапись “Речь при открытии Российской Академии 21 октября 1783 г.”

14. Крепостная актриса Прасковья Ивановна Ковалёва (Жемчугова)

Прасковья Ивановна Ковалёва (Жемчугова) (1768 - 1803 гг.)

Театральная жизнь в Кусково.
Прасковья Ковалёва – примадонна Шереметьевского театра крепостных (Жемчужина) – 1780 г.
любовь графа Н П. Шереметьева к Прасковье.
освобождение Прасковьи от неволи – 1798 г.
тайный брак – 1801 г.
рождение сына и смерть Прасковьи – 1803 г.

Литература:

В. Ф. Антонов “Книга для чтения по истории”, М., Просвещение, 1984 г.
Рассказ “Музы в цепях”.
А Рогов “Давняя пастораль” (Роман-газета №11-12, 1993 г.)


Курс рассчитан на 8 часов.

Формы работы:

  1. Лекция.
  2. Сообщение или реферат.
  3. Дискуссия.

Темы рефератов учащиеся выбирают самостоятельно:

одержание курса (8 часов ).

Введение. Историография. (1 час ).

Среди светских нормативных актов ценнейшими источниками являются документы общерусской, а с 14–15 веков общегосударственной юрисдикции: Русская Правда и Судебник 1497 г.

Тема 1. Правительницы земли Русской. (2 часа ).

Софья Витовна и ее невестка Мария. Княгиня Ольга предполагала Ярославна.

Софья Витовна – мать великого князя московского Василия II. Деятельность княгини объективно способствовала укреплению централизованной власти. Мария Ярославна – вместе с мужем Василием II и сыновьями деятельно участвовала в управлении землей Московской. В 1480 году благословила сына Иоанна III на борьбу с ханом Ахматом, итогом которой, было свержение ненавистного ига и укрепление государственности.

Тема 2. Роль.

Дочь Ярослава Владимировича (Ярослава Мудрого ) воспитывалась в атмосфере “книжности”, образованная русская княжна, знавшая латынь, поражала всю Европу. О растущем авторитете Анны во французском обществе говорит тот факт, что ей было предоставлено право ставить свою подпись на документах государственной важности. Государственными делами занималась экс – королева и при дворе сына Филиппа. Подписи: “Филипп и королева, мать его”, или самостоятельно – “Анна, мать короля Филиппа”.

Добродея – Евпраксия – Зоя Мстиславна – внучка Владимира Мономаха. Ее роль в общественной жизни Византии.

Греческим именем Евпраксия, что в переводе означает “добро-деяние”, называли русскую княжну в Византии, где при коронации ей дали второе имя Зоя, которое означает “жизнь” и тоже было по своему символично: византийский двор надеялся, что русская княжна даст вскоре жизнь наследнику.

После смерти мужа императора Алексея I Комнина (Комнен ) Евпраксия – Зоя обобщила свои знания по “врачебной хитрости” в написанном по-гречески трактате “Алимма” (“Мази” ). Этот труд хранится в библиотеке Медичи во Флоренции (Италия ).

Елена Иоанновна – дочь Иоанна III.

Выйдя замуж в 1496 году за литовского князя, она навсегда покинула родную Москву, но осталась в “греческом законе” т.е. православной .Ратовала за мир между Москвой и Литвой (1498–1503 гг.). Литовскую королеву уважали в Европе, Иоанн III признал и оценил становление дочери как политика. Его послы прислушивались к ее мнению о состоянии внешнеполитической конъюнктуры.

Политик, дипломат – Литовская королева постоянно стояла за мир с Русью.

6. Екатерина Великая и ее окружение (Орловы, Григорий Потемкин и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по истории России. (9класс) по теме "300 лет Дома Романовых".

Данные курс рассчитан на реализацию с учащимся, обучающимся на дому по состоянию здоровья. Часть предметов, в том числе история, преподается дистанционно....

Программа элективного курса по истории «Страницы многовековой истории России»

Данная программа создана для учащихся 11 класса общеобразовательных школ.  Программа рассчитана на один год обучения.  Учащиеся получают задания для самостоятельной работы по контрольно-изме...

Элективный курс по истории России "Личность на фоне эпохи: XIXвек" 8 класс

Программа курса «Личность на фоне эпохи: век XIX» по истории России   предназначена дляучащихся  8 класса. Данный курс связан с содержанием основного курса истории России, дополня...

Элективный курс по истории России " История России в лицах X-XVIII в.в."

В рамках школьных  курсов   истории  основное внимание уделя­ется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми стро­ками учебников не всегда видны личности, без понимания м...

Программа элективного курса "История Русской Православной Церкви в истории России"

Элективный курс "История Русской Православной Церкви в истории России" может быть использован в предпрофильной подготовке и профильном обучении в средней общеобразовательной школе....

Элективный курс по истории «Проблемные вопросы при изучении истории России 9-19 в.в.» 10-11 кл.

Элективный курс « Проблемные вопросы при изучении истории России 9-19 в.в»  адресован учащимся 10 класса и ориентирован на тех, кто готовится к сдаче ЕГЭ по истории. Основная задача к...